Научная статья на тему 'Специализированный центр компетенций "преподавание в младших классах"'

Специализированный центр компетенций "преподавание в младших классах" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
137
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы —

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Специализированный центр компетенций "преподавание в младших классах"»

В Кузбасском региональном институте развития профессионального образования прошло обучение по дополнительной профессиональной программе «Подготовка управленческих команд профессиональных образовательных организаций, обеспечивающих качество подготовки квалифицированных рабочих и специалистов для Кемеровской области». Мы представляем лучшие итоговые работы — проекты техникумов и колледжей.

СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫМ ЦЕНТР КОМПЕТЕНЦИИ «ПРЕПОДАВАНИЕ В МЛАДШИХ КЛАССАХ»

Кемеровский педагогический колледж

Аннотация (краткое описание) проекта

Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 68, п. 1) миссией профессиональной образовательной организации является «решение задач интеллектуального, культурного и профессионального развития человека и подготовка квалифицированных специалистов среднего звена по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, а также удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования».

В настоящее время приоритетным направлением деятельности профессиональных образовательных организаций (ПОО) является необходимость повышения профессионального мастерства через участие обучающихся в конкурсах профессиональной направленности.

Последние десятилетия наблюдается острый дефицит кадров на рынке труда и необходимость повышения их общественного статуса. В ходе обсуждения данной проблемы правительством Российской Федерации была разработана Стратегия развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций на период до 2020 года, цель которой — поддержка талантливой молодежи и повышение привлекательности системы профессионального образования. Один из путей достижения

цели — участие в олимпиадах, конкурсах и чемпионатах профессионального мастерства.

Одним из направлений профессиональной деятельности, подтверждающим качество подготовки специалистов, является успешное участие обучающихся в профессиональных конкурсах и чемпионатах рабочих профессий, в частности в рамках движения WorldSkills.

Содержание деятельности конкурсантов на данном чемпионате выходит за рамки Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальностям. В связи с этим появилась необходимость подготовки конкурсантов к участию в чемпионате WorldSkills.

Специализированный центр компетенций — это центр развития профессий и профессиональных сообществ WorldSkills Russia, обладающий современным оборудованием, технологиями и кадровыми ресурсами, осуществляющий свою деятельность с целью обеспечения разработки конкурсной и технической документации для конкурсов, актуализации образовательных программ и подготовки участников к соревнованиям WorldSkills.

Для создания СЦК необходимо проведение большого объема работ:

• по материально-техническому оснащению колледжа, соответствующему требованиям регионального, национального чемпиона-

тов по компетенции «преподавание в младших классах»;

• подготовке призеров текущего регионального чемпионата;

• разработке плана мероприятий по популяризации движения «Ворлдскиллс Россия» и привлечению на обучение в СЦК в Кемеровской области, организованный по стандартам «Ворлдскиллс Россия», студентов и преподавателей;

• выполнению требований регламентирующих документов союза для проведения чемпионатов.

Специализированный центр компетенций рассматривается не только как центр подготовки квалифицированных рабочих, служащих, выпускников учебных заведений, но и как определенный механизм, устройство, инструмент, направленный на повышение уровня подготовки педагогов.

Специализированный центр компетенций позволит педагогу оперативно получать необходимую информацию, размещенную, в том числе, на сайте колледжа, активно обмениваться опытом с коллегами посредством электронной почты, веб-конференции, форумов и чатов, совещаний, мастер-классов, чемпионатов.

Специализированный центр компетенции «Преподавание в младших классах» позволит Кемеровскому педагогическому колледжу объединить профессиональные образовательные организации, ведущие подготовку по компетенции, экспертов WorldSkills Russia и представителей различных образовательных организаций не только Кемеровской области, но и других регионов Сибирского федерального округа.

Цель проекта

Создание СЦК «Преподавание в младших классах» для повышения качества профессиональной подготовки будущих учителей начальных классов на основе реализации комплекса организационных, материально-технических и методических мероприятий, направленных на развитие WSR на территории Кемеровской области и популяризацию педагогической профессии.

Задачи проекта

• Обобщать методический и педагогический опыт по направлениям деятельности СЦК по компетенции «преподавание в младших классах» в Кемеровской области.

• создать тренировочный центр для подготовки участников чемпионатов по компетенции «преподавание в младших классах»;

• Развивать стратегическое партнерство с государственными и негосударственными организациями и учреждениями для достижения цели проекта;

• Внедрить стандарты WSR в содержание подготовки по компетенции «преподавание в младших классах».

Характеристика продукта проекта

(результаты проекта)

Продуктом проекта является специализированный центр компетенции «Преподавание в младших классах», работа которого обеспечивается следующими условиями:

• наличием банка данных лучших преподавательских практик КемПК и реализацией программы внутрифирменного обучения;

• наличием тренировочной инфраструктуры для подготовки конкурентоспособных участников региональных, отборочных и национальных чемпионатов WSR;

• наличием плана совместной деятельности со стратегическими партнерами, договоров о сотрудничестве;

• наличием научно-методического сопровождения развития компетенции (разработка программ, модулей, курсов повышения квалификации, подготовка экспертов и др.).

Содержание работ

(краткий организационный план)

Реализация проекта предполагает следующие виды работ:

• разработку нормативно-правовой и методической документации для обеспечения деятельности СЦК;

• разработку программ повышения квалификации по системе WSR для педагогов колледжей;

• создание банка данных лучших преподавательских практик КемПК и реализацию программы внутрифирменного обучения;

• обучение экспертов по компетенции «преподавание в младших классах» на базе РКЦ;

• создание партнерской сети для развития движения WSR в Кемеровской области: привлечение специалистов из ОО для подготовки участников чемпионатов WSR по компетенции «преподавание в младших классах» и реализации программ повышения квалификации; разработку УМК для подготовки участников соревнований;

• создание тренировочного центра региональной команды WSR по компетенции в соответствии с инфраструктурными требованиями;

• прохождение процедуры аккредитации СЦК.

Сроки реализации проекта с указанием основных этапов

Наименование этапа Сроки реализации

Подготовительный: • определить проблему, разработать проектную идею, подготовить текст проекта; • изучить и проанализировать нормативно-правовую, методическую и научную литературу по теме проекта; документы, регламентирующие организацию и проведение чемпионатов WorldSkills Russia; • разработать проекты обучающих мероприятий для специалистов, осуществляющих подготовку участников конкурсов профессионального мастерства, в том числе по международным стандартам WorldSkills Russia; • подготовить перечень необходимого обеспечения реализации проекта (материально-техническое, кадровое и т. д.) Октябрь - ноябрь 2017 г

Реализационный: • провести обучающие мероприятия для специалистов, осуществляющих подготовку участников конкурсов профессионального мастерства (в том числе по международным стандартам WorldSkills Russia); • апробировать программы подготовки участников чемпионатов по стандартам WorldSkills; • осуществить результативное участие студентов колледжей в чемпионатах по стандартам WorldSkills; • осуществить презентацию проекта (провести круглый стол) в рамках регионального чемпионата; • выявить и описать ресурсы профессионального и дополнительного образования для организации эффективной работы по формированию необходимых компетенций и подготовке конкурентоспособных участников конкурсов профессионального мастерства; • осуществить разработку всех видов запланированных в рамках проекта методических продуктов Ноябрь 2017 г - май 2018 г

Итоговый: • обобщить полученные результаты участия студентов в чемпионатах по стандартам WorldSkills; • оформить методические материалы, осуществить их публикацию и тиражирование; • осуществить трансляцию регионального опыта по теме проекта Июнь - сентябрь 2018 г.

Ресурсы проекта

Для реализации проекта имеются следующие ресурсы:

• организационно-управленческие (успешно функционирующая образовательная организация с развитой инфраструктурой — КемПК; опыт организации и проведения региональных чемпионатов по стандартам WSR и взаимодействия с партнерами);

• кадровые (административно-управленческий персонал, преподавательский состав; учебно-вспомогательный и обслуживающий персонал; сертифицированные эксперты компетенции «преподавание в младших классах»; эксперты, прошедшие курсы повышения квалификации по вопросам WSR; профессиональные эксперты — представители организаций-партнеров);

• материально-технические (актуальный план организации рабочих мест для проведения тренировок или чемпионатов: оборудованный мебелью и необходимой техникой тренировочный центр; офисная оргтехника, телефонная связь, интернет-связь; учебно-методическая литература).

Для успешной реализации проекта требуются дополнительные ресурсы:

кадровые — тренеры-преподаватели из числа работодателей; эксперты, осуществляющие мониторинг готовности аккредитации СЦК по компетенции «преподавание в младших классах»;

материально-технические — приобретение недостающего оборудования в соответствии с инфраструктурным листом.

СОЗДАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО РЕСУРСНОГО ЦЕНТРА ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Профессиональный колледж г. Новокузнецка

Риски и меры реагирования (SWOT-анализ)

Сильные стороны Слабые стороны

Организационная поддержка создания СЦК со стороны ДОиН КО и РКЦ Сжатые сроки подготовки документов для аккредитации СЦК

Активное привлечение социальных партнеров для организации и проведения чемпионатов, обучения Недостаток финансовых ресурсов для подготовки инфраструктуры тренировочного центра

Опыт разработки регламентирующих документов РЧ, организация и проведение их Недостаточный опыт участия в создании СЦК

Опыт разработки и реализации основных профессиональных образовательных программ, дополнительных профессиональных программ, использования современных технологий обучения Отсутствие реализации мер материального стимулирования студентов и преподавателей

Возможности Угрозы

Активное взаимодействие с социальными партнерами по привлечению их для проведения занятий на базе СЦК (приглашение высококвалифицированных специалистов из других регионов) Риск изменения порядка проведения аккредитации со стороны Союза «Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)»

Возможность повышения квалификации преподавателей колледжа Недостаточный уровень мотивации некоторых преподавателей колледжа к реализации проекта

Популяризация участия студентов в мероприятиях ведущих ОО, продвижение опыта студентов-призеров и победителей чемпионатов. Повышение престижа профессии «педагог» Риск неэффективной работы в процессе подготовки к аккредитации СЦК

Аннотация

Одним из направлений современной государственной образовательной политики в России выступает повышение доступности и качества образования для всех категорий граждан. Организация дистанционного профессионального образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) является одним из направлений приоритетного национального проекта «Образование».

Благодаря технологиям дистанционного обучения возможно включение студентов с ограничениями в передвижении в систему профессионального образования. Удаленное обучение позволяет получить не только образование, а также дает возможность виртуального общения, знакомства и обмена мнениями в компьютерной сети. Естественно, это содействует интеграции инвалидов и лиц с ОВЗ в социум.

Профессиональные образовательные организации, обучающие студентов с ограничениями в передвижении, решают проблемы:

• снабжения участников комплектами компьютерного и цифрового учебного оборудования, оргтехникой, программным обеспечением;

• подключения рабочих мест обучающихся к высокоскоростным каналам сети Интернет;

• технического обслуживания оборудования и оплаты за пользование чужими информационными образовательными ресурсами;

• адаптации образовательного процесса под потребности инвалидов и лиц с ОВЗ.

Для решения вышеперечисленных проблем необходима концентрация ресурсов. Такой инфраструктурой может стать ресурсный учебно-методический центр (РУМЦ) дистанционного обучения инвалидов и лиц с ОВЗ, организованный на базе Профессионального колледжа г. Новокузнецка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.