В Кузбасском региональном институте развития профессионального образования прошло обучение по дополнительной профессиональной программе «Подготовка управленческих команд профессиональных образовательных организаций, обеспечивающих качество подготовки квалифицированных рабочих и специалистов для Кемеровской области». Мы представляем лучшие итоговые работы — проекты техникумов и колледжей.
СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫМ ЦЕНТР КОМПЕТЕНЦИИ «ПРЕПОДАВАНИЕ В МЛАДШИХ КЛАССАХ»
Кемеровский педагогический колледж
Аннотация (краткое описание) проекта
Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 68, п. 1) миссией профессиональной образовательной организации является «решение задач интеллектуального, культурного и профессионального развития человека и подготовка квалифицированных специалистов среднего звена по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, а также удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования».
В настоящее время приоритетным направлением деятельности профессиональных образовательных организаций (ПОО) является необходимость повышения профессионального мастерства через участие обучающихся в конкурсах профессиональной направленности.
Последние десятилетия наблюдается острый дефицит кадров на рынке труда и необходимость повышения их общественного статуса. В ходе обсуждения данной проблемы правительством Российской Федерации была разработана Стратегия развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций на период до 2020 года, цель которой — поддержка талантливой молодежи и повышение привлекательности системы профессионального образования. Один из путей достижения
цели — участие в олимпиадах, конкурсах и чемпионатах профессионального мастерства.
Одним из направлений профессиональной деятельности, подтверждающим качество подготовки специалистов, является успешное участие обучающихся в профессиональных конкурсах и чемпионатах рабочих профессий, в частности в рамках движения WorldSkills.
Содержание деятельности конкурсантов на данном чемпионате выходит за рамки Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальностям. В связи с этим появилась необходимость подготовки конкурсантов к участию в чемпионате WorldSkills.
Специализированный центр компетенций — это центр развития профессий и профессиональных сообществ WorldSkills Russia, обладающий современным оборудованием, технологиями и кадровыми ресурсами, осуществляющий свою деятельность с целью обеспечения разработки конкурсной и технической документации для конкурсов, актуализации образовательных программ и подготовки участников к соревнованиям WorldSkills.
Для создания СЦК необходимо проведение большого объема работ:
• по материально-техническому оснащению колледжа, соответствующему требованиям регионального, национального чемпиона-
тов по компетенции «преподавание в младших классах»;
• подготовке призеров текущего регионального чемпионата;
• разработке плана мероприятий по популяризации движения «Ворлдскиллс Россия» и привлечению на обучение в СЦК в Кемеровской области, организованный по стандартам «Ворлдскиллс Россия», студентов и преподавателей;
• выполнению требований регламентирующих документов союза для проведения чемпионатов.
Специализированный центр компетенций рассматривается не только как центр подготовки квалифицированных рабочих, служащих, выпускников учебных заведений, но и как определенный механизм, устройство, инструмент, направленный на повышение уровня подготовки педагогов.
Специализированный центр компетенций позволит педагогу оперативно получать необходимую информацию, размещенную, в том числе, на сайте колледжа, активно обмениваться опытом с коллегами посредством электронной почты, веб-конференции, форумов и чатов, совещаний, мастер-классов, чемпионатов.
Специализированный центр компетенции «Преподавание в младших классах» позволит Кемеровскому педагогическому колледжу объединить профессиональные образовательные организации, ведущие подготовку по компетенции, экспертов WorldSkills Russia и представителей различных образовательных организаций не только Кемеровской области, но и других регионов Сибирского федерального округа.
Цель проекта
Создание СЦК «Преподавание в младших классах» для повышения качества профессиональной подготовки будущих учителей начальных классов на основе реализации комплекса организационных, материально-технических и методических мероприятий, направленных на развитие WSR на территории Кемеровской области и популяризацию педагогической профессии.
Задачи проекта
• Обобщать методический и педагогический опыт по направлениям деятельности СЦК по компетенции «преподавание в младших классах» в Кемеровской области.
• создать тренировочный центр для подготовки участников чемпионатов по компетенции «преподавание в младших классах»;
• Развивать стратегическое партнерство с государственными и негосударственными организациями и учреждениями для достижения цели проекта;
• Внедрить стандарты WSR в содержание подготовки по компетенции «преподавание в младших классах».
Характеристика продукта проекта
(результаты проекта)
Продуктом проекта является специализированный центр компетенции «Преподавание в младших классах», работа которого обеспечивается следующими условиями:
• наличием банка данных лучших преподавательских практик КемПК и реализацией программы внутрифирменного обучения;
• наличием тренировочной инфраструктуры для подготовки конкурентоспособных участников региональных, отборочных и национальных чемпионатов WSR;
• наличием плана совместной деятельности со стратегическими партнерами, договоров о сотрудничестве;
• наличием научно-методического сопровождения развития компетенции (разработка программ, модулей, курсов повышения квалификации, подготовка экспертов и др.).
Содержание работ
(краткий организационный план)
Реализация проекта предполагает следующие виды работ:
• разработку нормативно-правовой и методической документации для обеспечения деятельности СЦК;
• разработку программ повышения квалификации по системе WSR для педагогов колледжей;
• создание банка данных лучших преподавательских практик КемПК и реализацию программы внутрифирменного обучения;
• обучение экспертов по компетенции «преподавание в младших классах» на базе РКЦ;
• создание партнерской сети для развития движения WSR в Кемеровской области: привлечение специалистов из ОО для подготовки участников чемпионатов WSR по компетенции «преподавание в младших классах» и реализации программ повышения квалификации; разработку УМК для подготовки участников соревнований;
• создание тренировочного центра региональной команды WSR по компетенции в соответствии с инфраструктурными требованиями;
• прохождение процедуры аккредитации СЦК.
Сроки реализации проекта с указанием основных этапов
Наименование этапа Сроки реализации
Подготовительный: • определить проблему, разработать проектную идею, подготовить текст проекта; • изучить и проанализировать нормативно-правовую, методическую и научную литературу по теме проекта; документы, регламентирующие организацию и проведение чемпионатов WorldSkills Russia; • разработать проекты обучающих мероприятий для специалистов, осуществляющих подготовку участников конкурсов профессионального мастерства, в том числе по международным стандартам WorldSkills Russia; • подготовить перечень необходимого обеспечения реализации проекта (материально-техническое, кадровое и т. д.) Октябрь - ноябрь 2017 г
Реализационный: • провести обучающие мероприятия для специалистов, осуществляющих подготовку участников конкурсов профессионального мастерства (в том числе по международным стандартам WorldSkills Russia); • апробировать программы подготовки участников чемпионатов по стандартам WorldSkills; • осуществить результативное участие студентов колледжей в чемпионатах по стандартам WorldSkills; • осуществить презентацию проекта (провести круглый стол) в рамках регионального чемпионата; • выявить и описать ресурсы профессионального и дополнительного образования для организации эффективной работы по формированию необходимых компетенций и подготовке конкурентоспособных участников конкурсов профессионального мастерства; • осуществить разработку всех видов запланированных в рамках проекта методических продуктов Ноябрь 2017 г - май 2018 г
Итоговый: • обобщить полученные результаты участия студентов в чемпионатах по стандартам WorldSkills; • оформить методические материалы, осуществить их публикацию и тиражирование; • осуществить трансляцию регионального опыта по теме проекта Июнь - сентябрь 2018 г.
Ресурсы проекта
Для реализации проекта имеются следующие ресурсы:
• организационно-управленческие (успешно функционирующая образовательная организация с развитой инфраструктурой — КемПК; опыт организации и проведения региональных чемпионатов по стандартам WSR и взаимодействия с партнерами);
• кадровые (административно-управленческий персонал, преподавательский состав; учебно-вспомогательный и обслуживающий персонал; сертифицированные эксперты компетенции «преподавание в младших классах»; эксперты, прошедшие курсы повышения квалификации по вопросам WSR; профессиональные эксперты — представители организаций-партнеров);
• материально-технические (актуальный план организации рабочих мест для проведения тренировок или чемпионатов: оборудованный мебелью и необходимой техникой тренировочный центр; офисная оргтехника, телефонная связь, интернет-связь; учебно-методическая литература).
Для успешной реализации проекта требуются дополнительные ресурсы:
кадровые — тренеры-преподаватели из числа работодателей; эксперты, осуществляющие мониторинг готовности аккредитации СЦК по компетенции «преподавание в младших классах»;
материально-технические — приобретение недостающего оборудования в соответствии с инфраструктурным листом.
СОЗДАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО РЕСУРСНОГО ЦЕНТРА ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Профессиональный колледж г. Новокузнецка
Риски и меры реагирования (SWOT-анализ)
Сильные стороны Слабые стороны
Организационная поддержка создания СЦК со стороны ДОиН КО и РКЦ Сжатые сроки подготовки документов для аккредитации СЦК
Активное привлечение социальных партнеров для организации и проведения чемпионатов, обучения Недостаток финансовых ресурсов для подготовки инфраструктуры тренировочного центра
Опыт разработки регламентирующих документов РЧ, организация и проведение их Недостаточный опыт участия в создании СЦК
Опыт разработки и реализации основных профессиональных образовательных программ, дополнительных профессиональных программ, использования современных технологий обучения Отсутствие реализации мер материального стимулирования студентов и преподавателей
Возможности Угрозы
Активное взаимодействие с социальными партнерами по привлечению их для проведения занятий на базе СЦК (приглашение высококвалифицированных специалистов из других регионов) Риск изменения порядка проведения аккредитации со стороны Союза «Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)»
Возможность повышения квалификации преподавателей колледжа Недостаточный уровень мотивации некоторых преподавателей колледжа к реализации проекта
Популяризация участия студентов в мероприятиях ведущих ОО, продвижение опыта студентов-призеров и победителей чемпионатов. Повышение престижа профессии «педагог» Риск неэффективной работы в процессе подготовки к аккредитации СЦК
Аннотация
Одним из направлений современной государственной образовательной политики в России выступает повышение доступности и качества образования для всех категорий граждан. Организация дистанционного профессионального образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) является одним из направлений приоритетного национального проекта «Образование».
Благодаря технологиям дистанционного обучения возможно включение студентов с ограничениями в передвижении в систему профессионального образования. Удаленное обучение позволяет получить не только образование, а также дает возможность виртуального общения, знакомства и обмена мнениями в компьютерной сети. Естественно, это содействует интеграции инвалидов и лиц с ОВЗ в социум.
Профессиональные образовательные организации, обучающие студентов с ограничениями в передвижении, решают проблемы:
• снабжения участников комплектами компьютерного и цифрового учебного оборудования, оргтехникой, программным обеспечением;
• подключения рабочих мест обучающихся к высокоскоростным каналам сети Интернет;
• технического обслуживания оборудования и оплаты за пользование чужими информационными образовательными ресурсами;
• адаптации образовательного процесса под потребности инвалидов и лиц с ОВЗ.
Для решения вышеперечисленных проблем необходима концентрация ресурсов. Такой инфраструктурой может стать ресурсный учебно-методический центр (РУМЦ) дистанционного обучения инвалидов и лиц с ОВЗ, организованный на базе Профессионального колледжа г. Новокузнецка.