Научная статья на тему 'Реализация проекта «Здоровый педагог — здоровое поколение»'

Реализация проекта «Здоровый педагог — здоровое поколение» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
408
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реализация проекта «Здоровый педагог — здоровое поколение»»

ных обучающихся. В колледже разработаны профилактические программы «Школа жизненных навыков» и «Ты не один», направленные на профессиональную и личностную адаптацию обучающихся, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Равноправным участником здоровьсберега-ющего образовательного процесса является педагог, который реализует основные направления программы. Здоровый педагог характеризуется готовностью к изменяемым условиям жизни, психической уравновешенностью, необходимой работоспособностью, социальным оптимизмом. Для педагогов проводятся психологические семинары, тренинги, спортивно-оздоровительные и культурно-массовые мероприятия. Они участвуют в медико-социальном тренинге «Мы и наше здоровье» по темам: «Рациональное питание», «Движение — это жизнь», «Учитесь расслабляться», «Соло для позвоночника», «Эмоциональная диета».

Мониторинг результатов внедрения системной комплексной работы по сохранению и укреп-

лению здоровья обучающихся за последние три года свидетельствует об оптимальности выбранных форм и методов работы. В результате проведенных мероприятий повысилась качественная успеваемость студентов по дисциплинам, наблюдается тенденция снижения отсева. Возросло число студентов, участвующих в творческих объединениях и студенческих организациях. Повысилась профессиональная компетентность преподавателей в области здоровьесбе-режения. Отмечается снижение заболеваемости студентов и преподавателей. Дни здоровья, коллективный отдых стали нормой.

Сегодня коллектив Анжеро-Судженского политехнического колледжа совместно с сотрудниками лаборатории развития здоровьесберегаю-щей деятельности в системе профессионального образования ГОУ «КРИРПО» занимается научно-исследовательской работой по теме «Комплексное здоровьесберегающее и психолого-педагогическое сопровождение профессионального обучения студентов колледжа как условие подготовки конкурентоспособного специалиста».

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА «ЗДОРОВЫЙ ПЕДАГОГ — ЗДОРОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ»

В. М. Кузина, кандидат педагогических наук, преподаватель ГОУ СПО «Кемеровский педагогический колледж», Л. А. Проскурякова, кандидат биологических наук, преподаватель

Составной частью деятельности, направленной на повышение качества современного образования, является сохранение здоровья всех участников образовательного сообщества. Проблемы сохранения здоровья преподавателей и обучающихся, привития навыков здорового образа жизни очень актуальны в связи с тем, что само здоровье рассматривается сегодня в качестве одной из основных общественных и личностных ценностей. Однако многочисленные исследования показывают, что наблюдается снижение качества физического, психического, психологического и социального здоровья как нации в целом, так и ее отдельных социальных групп, в частности работников системы образования.

Профессия учителя относится к группе профессий повышенного риска по частоте невротических и психосоматических расстройств, заболеваний верхних дыхательных путей, гипертонической болезни, вегетососудистых дисто-ний. Для учителей со стажем работы 15-20 лет

В. М. Кузина

Л. А. Проскурякова

характерны педагогические кризисы, истощение, психоэмоциональное выгорание, профессиональные деформации и деструкции. Одной из причин данного негативного процесса является в том числе недостаточная компетентность в вопросах охраны здоровья, проявляющаяся в повседневном стиле жизни и поведении на рабочих местах.

Недостаточная компетентность в вопросах здоровьесбережения характерна и для преподавателей педагогического колледжа, о чем говорят результаты проведенного нами исследования. В частности, педагоги испытывают трудности в организации эмпатического общения с обучающимися, внедрении в воспитательно-образовательный процесс новых образовательных технологий, способствующих сбережению здоровья всех его участников, рефлексии собственного психологического здоровья и причин, ведущих к его ухудшению.

Нарушение разных аспектов здоровья педагога отражается на процессе и результатах его профессиональной деятельности: ухудшается общение с коллегами и студентами, снижается качество воспитательно-образовательной работы. Переутомленный преподаватель не в состоянии на эмоциональном подъеме организовывать познавательную деятельность обучающихся. Не владея технологиями сохранения и восстановления собственного здоровья, он не может этому научить и своих будущих коллег — сегодняшних студентов. В результате негативный опыт воспроизводится новым поколением педагогов. Возможно ли это преодолеть, решить насущную проблему в рамках конкретного образовательного учреждения — педагогического колледжа?

Творческая группа преподавателей колледжа разработала проект, который включает комплекс мер по совершенствованию здоровьесбе-регающей деятельности в условиях педагогического колледжа.

цель проекта — повышение готовности преподавателей и студентов педагогического колледжа к оздоровительной деятельности и реализации здоровьсберегающих технологий в образовании.

Задачи:

- изучить влияние профессиональной деятельности на здоровье преподавателей педагогического колледжа;

- разработать и реализовать комплекс мер по сбережению здоровья педагогов и студентов педагогического колледжа;

- обеспечить освоение преподавателями педагогического колледжа новых методов и образовательных технологий, способствующих здо-ровьесбережению всех участников воспитательно-образовательного процесса и подготовке будущих учителей к педагогической деятельности на основе принципа здоровьесбережения;

- внедрить в воспитательно-образовательный процесс педагогического колледжа здоро-

вьесберегающие технологии и обеспечить его организацию на основе принципа здоровьесбе-режения.

Организационно-аналитический этап

включает:

- разработку проекта, определение цели и задач, этапов, средств его осуществления;

- изучение психоэмоционального состояния преподавателей педагогического колледжа;

- выявление причин, ведущих к снижению здоровья преподавателей в процессе профессиональной деятельности;

- выявление актуального уровня сформированное™ готовности студентов педагогического колледжа, будущих учителей, к осуществлению педагогической деятельности с детьми на основе принципа здоровьесбережения по разработанным критериям: мотивационному, когнитивному и операциональному;

- разработку системы мероприятий, направленных на повышение:

• мотивационной готовности преподавателей и студентов, будущих учителей, осуществлять педагогическую деятельность на основе принципа здоровьесбережения;

• компетентности преподавателей и студентов в реализации здоровьесберегающего обучения.

В исследовании приняли участие преподаватели (61 чел.) и обучающиеся (397 чел.). Большинство преподавателей оценили свое здоровье как удовлетворительное (65,2 %). На самооценку здоровья оказал выраженное влияние возраст преподавателей: с увеличением возраста наблюдалось увеличение количества негативных самооценок и уменьшение количества положительных.

Большая часть преподавателей (54 %%) считали, что состояние здоровья зависит в основном от внешних, не зависящих от них самих обстоятельств. И только 23 %% опрошенных в ответ на вопрос «От чего в большей степени зависит состояние вашего здоровья?» отметили решающую роль собственных усилий в сохранении здоровья.

Что касается регулярности заботы о здоровье, то постоянно это делают в зависимости от возраста лишь 3-19,4 %% преподавателей. На вопрос «Что препятствует вам заботиться о здоровье?» большинство респондентов ответили: «не хватает времени». Возможно, названный довод выглядел бы более убедительно, если бы на второе место среди причин недостаточной заботы о здоровье педагоги не поставили «не хватает силы воли».

В ходе исследования также было установлено, что преподаватели в случае ухудшения состояния здоровья не склонны обращаться за профессиональной помощью к врачам, предпочитая просто не обращать на это внимание либо прибегая к средствам народной медицины. Многие педагоги (51 %%) отметили, что ухудшение самочувствия — это скорее всего результат усталости или переутомления, а не начало какого-либо заболевания. Большинство преподавателей отметили, что выходят на работу при явных признаках заболевания или с высокой температурой тела. При этом основными мотивами выхода на работу были высокая степень ответственности и возможные материальные потери.

При анализе форм заботы о здоровье было установлено, что 50 %% преподавателей отказываются от курения, а вот от спиртных напитков — только 39 %. Преподаватели стараются своевременно проходить медицинские осмотры, но при этом при наступлении болезни лишь 18 %% вовремя обращаются к врачу. Большинство педагогов практически не посещают спортивные залы и бассейны, не соблюдают режим труда и отдыха, не обращают внимания на физическое и психическое переутомление и не уделяют должного внимания оздоровительным диетам. На заботу о здоровье выраженное влияние оказывают состояние здоровья и возраст преподавателей. Так, среди педагогов с высокой самооценкой здоровья больше тех лиц, которые регулярно делают утреннюю гимнастику, своевременно обращаются к врачу, ведут активный образ жизни и посещают спортивный зал или бассейн; молодые преподаватели (до 30 лет) чаще соблюдают режим труда и отдыха, используют свободное время и отпуск для укрепления здоровья и занятий спортом, чаще стараются вести активный образ жизни и реже обращаться к средствам народной медицины.

В ходе исследования было установлено, что более 30 %% преподавателей систематически испытывают состояние психоэмоционального напряжения: переживают психотравмирующие обстоятельства (53 %%), неудовлетворенность собой (30 °%), «загнанность в клетку» (30 °%), тревогу и депрессию (40 %%).

В состоянии резистенции находятся 82 %% опрошенных, из них проявляют неадекватные эмоциональные избирательные реакции 75 %%, эмоционально-нравственую дезориентацию — 36 %, расширение сферы экономии эмоций — 40 % и редукцию профессиональных обязанностей — 75 %.

Истощение чувствуют 30 %% опрошенных преподавателей, из них испытывают эмоциональный дефицит — 46 %%, эмоциональную отстраненность — 39 %%; личностную отстраненность — 24 %, уже имеют психосоматические и психовегетативные нарушения 34 %%.

Никто из опрошенных преподавателей не связывал выявленные у них психоэмоциональные нарушения с профессиональной деятельностью, ее особенностями, не воспринимал их и не оценивал как симптомы психоэмоционального выгорания, не применял в педагогической деятельности какие-либо меры, направленные на восстановление своего здоровья. Опрос выявил, что преподаватели педагогического колледжа реализуют здоровьесберегающие технологии в воспитательно-образовательном процессе от случая к случаю, бессистемно.

Изучение уровня сформированности готовности студентов педагогического колледжа к осуществлению профессиональной деятельности с детьми на основе принципа здоровьесбереже-ния показало, что студенты старших курсов лучше готовы к данной работе по мотивационно-му критерию (высокий уровень выявлен у 89 % опрошенных), по когнитивному — всего 43 %%, а по операциональному — 26 %%.

Выявлены факторы, инициирующие психоэмоциональное выгорание преподавателей педагогического колледжа:

- внешние:

• необходимость работы на 1,5-2 ставки в связи с низкой заработной платой;

• отсутствие возможности восстанавливаться после работы;

• сокращение рабочих мест;

• недостаток положительных стимулов;

• неопределенность функций и объемов работы, выходящей за пределы компетентности и нагрузки;

• разные нововведения, бесконечные конкурсы, изменения в программах;

• стрессогенные ситуации социального сравнения;

• излишне эмоциональный стиль руководства,

• работа в условиях временного дефицита;

- внутренние:

склонность к эмоциональной ригидности;

• интенсивная интериоризация;

• слабая мотивация;

• неудовлетворенность профессиональным и низким социальным статусом;

• страх потерять работу из-за сокращения рабочих мест.

На основном этапе реализации проекта решаются следующие задачи:

- повысить компетентность педагогов в вопросах здоровьесбережения;

- разработать научно-методическое сопровождение здоровьесберегающей деятельности преподавателей педагогического колледжа;

- осуществить мониторинг: уровня состояния психоэмоционального состояния преподавателей педагогического колледжа, компетентности преподавателей в вопросах здоровьесбе-режения, уровня готовности студентов, выпускников педагогического колледжа к осуществлению профессиональной деятельности на основе принципа здоровьесбережения.

На этапе реализации проекта педагогический коллектив колледжа имеет возможность корректирования деятельности по здоровьесбереже-нию с целью принятия мер по ее соответствию поставленным на предыдущем этапе проектирования задачам.

Обобщающе-рефлексивный этап включает:

- обобщение, систематизацию и распространение полученного опыта;

- подготовку учебных и учебно-методических пособий, методических рекомендаций по реализации здоровьесберегающей деятельности преподавателями в условиях педагогического колледжа.

Реализация проекта предполагает проведение на третьем этапе изучения динамики:

- состояния психоэмоционального состояния преподавателей;

- повышения компетенции преподавателей в реализации здоровьсберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе;

- повышения уровня готовности выпускников педагогического колледжа (по мотивационному, когнитивному и операциональному критериям) к осуществлению профессиональной деятельности на основе принципа здоровьесбережения;

- пребывания преподавателей на больничном листе;

- успеваемости студентов в группах с активным применением здоровьсберегающих технологий;

- изменения уровня удовлетворенности преподавателей педагогической деятельностью и студентов организацией воспитательно-образовательного процесса;

- изменения психологического климата в педагогическом коллективе и в студенческих группах;

- частоты пропусков учебных занятий студентами по причине заболеваемости;

- отчисления студентов из колледжа по причине неуспеваемости (академической задолженности).

Кроме того, на последнем этапе реализации проекта предполагается сравнительный анализ результатов первого и третьего его этапов, формулирование выводов об эффективности выполненной работы, проведение обобщающего педагогического совета.

Мероприятия проекта:

1. Разработка критериев и показателей готовности педагогов к здоровьсберегающей деятельности.

2. Проведение диагностики ценностного отношения к здоровью и психоэмоционального состояния преподавателей с использованием анкетных методик.

3. Проведение анализа психоэмоционального состояния преподавателей.

4. Разработка программы тренингов, занятий по формированию навыков эмпатического общения преподавателей и студентов.

5. Создание комнаты психоэмоциональной разгрузки.

6. Организация коллективных, групповых, индивидуальных консультаций по результатам диагностики.

7. Проведение психологических тренингов, направленных на снижение психоэмоционального выгорания преподавателей.

8. Проведение семинаров и семинаров-практикумов: «Психоэмоциональное выгорание преподавателей: понятие, фазы, структурные составляющие и признаки проявления»; «Психоэмоциональное выгорание преподавателей: факторы, его вызывающие. Приемы самопомощи и профилактики. Обсуждение итогов изучения психоэмоционального здоровья преподавателей».

9. Изучение деятельности преподавателей педагогического колледжа с разным уровнем психоэмоционального состояния и ценностным отношением к здоровью по применению здо-ровьсберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе через посещение их учебных занятий.

10. Организация и проведение педагогического совета «Проблемы сбережения здоровья преподавателей и студентов, пути и средства их решения».

11. Проведение лекций «Психоэмоциональное здоровье и его влияние на результативность профессиональной деятельности»; «Профессионально-личностные деформации учителя: понятие, признаки проявления, способы диагностики».

12. Проведение обучающих семинаров-практикумов по освоению новых образовательных

технологий (информационных, интерактивных, проектных, эмпатического общения, саморегуляции и релаксации и др.).

13. Проведение мастер-классов по реализации здоровьесберегающих технологий в учебном процессе педагогического колледжа.

14. Проведение открытых уроков преподавателями по применению здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе.

15. Проведение занятий для студентов в рамках программы «Школа здоровья».

16. Проведение анализа пробных уроков студентов с точки зрения реализации здоровьсбе-регающих технологий.

17. Проведение мониторинга:

- психоэмоционального состояния преподавателей;

- компетенции преподавателей в реализации здоровьесберегающих технологий;

- готовности студентов-выпускников к осуществлению педагогической деятельности на основе принципа здоровьесбережения.

18. Разработка и издание учебных и учебно-методических пособий, методических рекомендаций по реализации здоровьесберегающей деятельности преподавателей и студентов в образовательных учреждениях Кемеровской области

19. Проведение педагогического совета по итогам реализации проекта «Здоровый педагог — здоровое поколение»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ожидаемые результаты проекта

В результате реализации проекта будет:

- разработано научно-методическое сопровождение реализации здоровьсберегающей деятельности преподавателей и студентов в образовательных учреждениях Кемеровской области, включающее:

• учебные и учебно-методические пособия, методические рекомендации;

• программу «Школа здоровья», программы тренингов;

- выявлено повышение:

• уровня психоэмоционального состояния преподавателей и студентов;

• компетентности преподавателей и студентов, будущих учителей, в осуществлении здоро-вьесберегающего обучения;

• уровня мотивационной готовности преподавателей и выпускников педагогического колледжа к реализации здоровьесберегающего обучения;

• учебной успеваемости студентов;

• уровня удовлетворенности субъектов педагогического процесса профессиональной деятельностью и психологическим климатом;

- выявлено снижение:

• количества больничных листов среди преподавателей и числа пропусков учебных занятий студентами по причине заболевания;

• числа отчисленных студентов по причине неуспеваемости и низкой мотивации профессиональной подготовки.

КВЕСТ-ИГРА КАК СРЕДСТВО МОТИВАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ

Н. Н. Карпова, педагог-психолог ГБОУ СПО «Киселевский горный техникум»

К сожалению, Россия на сегодняшний день столкнулась с такими явлениями, как юношеский алкоголизм, табакокурение, наркомания, компьютерная зависимость. Актуальность формирования культуры здоровья молодежи несомненна.

Заинтересовать студентов, мотивировать их на здоровый образ жизни помогут необычные формы проведения внеклассных мероприятий

и принцип «Равный обучает равного». Одной из таких форм является квест-игра. Ее эффективность значительно усилится, если к подготовке и проведению привлечь волонтеров.

Квест (англ. quest — поиск) — интеллектуально-поисковая игра по станциям, в которой соревнуются группы, сопровождаемые классными руководителями. Цель игры — изменить существующее отношение к своему здоровью и сделать осознанный выбор в пользу здорового образа жизни.

Данная игра проводилась под руководством педагога-психолога в Киселевском горном техникуме для групп первого курса силами волонтерского отряда в рамках социального проек-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.