МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №2/2016 ISSN 2410-700Х
отсутствие их нижнего предела.
Отмеченные юридические признаки позволяют предполагать, что устранение нижнего предела уголовных санкций вовсе не предлагается рассматривать в качестве единственного и универсального средства гуманизации уголовного наказания [2, С. 91]. К тому же современные средства информационного сопровождения процесса назначения и отбывания наказания предоставляют возможность не только дифференцированного отслеживания его социально и юридически значимых результатов. И не только в их совокупной массе, но и применительно к каждой индивидуальной ситуации. Более того, есть основания полагать, что в настоящее время на основе систематизации судебной и уголовно-исполнительной практики можно получить криминологически ценную информацию об условиях, которые влияют на повышение эффективности разнообразия, назначения и исполнения наказания. Можно даже выделить условия, влияющие на снижение самой вероятности совершения конкретного преступления в конкретной ситуации. Нет сомнений в том, что основой перспективы гуманизации нашего общества и гарантирования безопасности каждого человека, наряду со стремлением к снижению сроков уголовного наказания или поиском альтернатив лишению свободы [5, С. 27], является также целенаправленный поиск и создание условий, способствующих исправлению осужденных, а также препятствующих рецидиву среди них.
Таким образом, высказанная политическая оценка лишь формулирует проблему. И настоящую эффективность её разрешению могут сообщить всесторонне юридическое осмысление путей гуманизации уголовного наказания, подтвержденных юридической практикой. Список использованной литературы:
1. Кашепов, В.П. Гуманизация уголовного судопроизводства как принцип регулирования российского правосудия / В.П. Кашепов // Журнал российского права. - 2015. - № 12. - С. 101 - 112.
2. Крылова, Н.Е. Гуманизация уголовного законодательства продолжается? Анализ проектов федеральных законов, одобренных Пленумом Верховного Суда РФ 31 июля 2015 г. / Е.Н. Крылова // Закон, 2015, № 8. -С. 90 - 107.
3. Орлов, Ю.К., Лясковец, А.В. Проблема критерия допустимости доказательств, полученных на территории иностранного государства в процессе осуществления международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства / Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: История и право. -2013.- № 3. - С. 65-69.
4. Пашкова, Е.В. Понятие достойности существования в применении к человеку и обществу (этико-правовой анализ) / Е.В. Пашкова // Вестник Воронежского института МВД России. - 2014.- №2. - С. 96-101.
5. Плющева, Е.Л. Регулирование института условно-досрочного освобождения в отношении осужденных, отбывающих уголовное наказание в виде пожизненного лишения свободы / Е.Л. Плющева // Адвокатская практика. - 2015. - № 3. - С. 25 - 28.
© Пашкова Е.В., 2016
УДК 343.85:343.85
Раззак Назиля
Кандидат юридических наук, Председатель специализированного межрайонногосуда по делам несовершеннолетних г. Астана, Республика Казахстан E-mail: [email protected]
ПРОФИЛАКТИКА ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И ПРОБАЦИОННЫЙ
КОНТРОЛЬ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы профилактики правонарушений среди несовершеннолетних и
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №2/2016 ISSN 2410-700Х_
предупреждении детской безнадзорности и беспризорности Республики Казахстан. Через призму нового уголовного законодательства исследуется введение двухзвенной системы уголовно наказуемых деяний, состоящих из преступлений и уголовных проступков.
Ключевые слова
Несовершеннолетний, профилактика правонарушений, детская беспризорность и безнадзорность, наказание, пробационный контроль.
Министерством внутренних дел Республики Казахстан в соответствии с Законом «О профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и предупреждении детской безнадзорности и беспризорности» во взаимодействии с государственными органами и институтами гражданского общества проводится комплекс мероприятий по различным направлениям профилактики детской безнадзорности и беспризорности, и предупреждения правонарушений среди несовершеннолетних [1].
В целом, в результате принимаемых мер в 2015 года наблюдается снижение подростковой преступности на 18% (с 3180 до 2608). За 10 месяцев 2015 года зарегистрировано 548 (2014 год - 807) тяжких и 61 (2014 год - 71) особо тяжких преступлений, совершенных несовершеннолетними, в том числе 24 убийства (2014 год - 42), 60 разбоев (2014 год - 86), 382 (2014 год - 607) грабежа и 1387 (2014 год - 1551) краж. Из 3063 несовершеннолетних, совершивших преступления, 1879 (2014 год - 2614) являются учащимися общеобразовательных школ, 776 (2014 год - 856) - колледжей и 267 (2014 год - 349) ВУЗов [2].
В целях своевременного выявления и пресечения фактов противоправных проявлений среди несовершеннолетних МВД реализуется План совместных оперативно-розыскных и оперативно-профилактических мероприятий по противодействию организованной преступности среди несовершеннолетних и пресечению деятельности молодежных преступных групп на 2011-2015 годы.В рамках данного плана осуществляется обмен оперативно-значимой информацией между подразделениями МВД по выявлению и пресечению преступлений среди несовершеннолетних, выявлению фактов вымогательства и сбора денежных средств. Созданы постоянно действующие рабочие группы из числа наиболее опытных сотрудников подразделений по борьбе с организованной преступностью и общественной безопасности.
В результате проведенных мероприятий в 2015 году в органы внутренних дел было доставлено более 84 тысяч несовершеннолетних, из которых более 68 тысяч - за административные правонарушения. Также в Центры адаптации несовершеннолетних доставлено около 4,8 тысяч подростков, из них более 4 тысяч - за безнадзорность и беспризорность. За нахождение несовершеннолетних в ночное время в развлекательных заведениях в текущем году к административной ответственности привлечено около 400 собственников развлекательных заведений, а также свыше 1 тысячи родителей. За 2015 год сотрудниками полиции совместно с заинтересованными государственными органами проведено свыше 79 тысяч (в 2014 году - 75 тысяч) выступлений на правовую тематику, в том числе направленных на разъяснение законодательства по защите прав детей, из них более 75 тысяч (в 2014 году - 71 тысяча) - в учебных заведениях и 4 тысячи (в 2014 году - 4,2 тысячи) - в СМИ [2].
В отношении несовершеннолетнего, совершившего преступление, могут быть применены только такие же наказания, которые применяются в отношении взрослого (штраф, общественные работы, исправительные работы, арест, лишение свободы на определенный срок), что стало основанием для замечаний со стороны Комитета по правам ребенка [3, с. 68].
3 июля 2014 года принят новый Уголовный кодекс Республики Казахстан, который введен в действие с 1 января 2015 года [4], где наиболее значимой новеллой, с учетом международного опыта, является введение двухзвенной системы уголовно наказуемых деяний, состоящих из преступлений и уголовных проступков. То есть, за совершение уголовных проступков предусматривается широкий спектр мягких видов наказаний, в первую очередь, общественные, исправительные работы, ограничение свободы.
В исполнении наказания в виде привлечения к общественным работам, произошли следующие изменения.В отношении несовершеннолетних применение наказания в виде привлечения к общественным работам (ст. 81 Уголовного кодекса Республики Казахстан) предусматривает льготное соотношение в
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №2/2016 ISSN 2410-700Х_
отличие от взрослых лиц и заключается в выполнении работ посильных для несовершеннолетнего и исполняется им в свободное от учебы или основной работы время. Несовершеннолетним привлечение к общественным работам назначается на срок от 40 до 150 часов [4].
При назначении такого наказания, необходимо учитывать возраст. Если несовершеннолетний не достиг возраста 16 лет, то длительность общественных работ не должна превышать 2-х часов в день. Если несовершеннолетний старше 16 лет, то продолжительность общественных работ до трех часов в день.
Кардинальному изменению подверглось наказание в виде ограничения свободы. Так, в соответствии со статьей 44 Уголовного кодекса Республики Казахстан осужденным к ограничению свободы судом будет установлен пробационный контроль с привлечением его к принудительному труду в местах, определяемых местными исполнительными органами, по двести сорок часов ежегодно в течение всего срока наказания (от одного года до семи лет) [4].Осужденные к данному наказанию несовершеннолетние к принудительному труду не привлекаются.
Новеллой в Уголовном исполнительном кодексе Республики Казахстан является статья 169 «Пробационный контроль за поведением лица, освобожденного условно-досрочно» [5]. В целях совершенствования контроля за лицами, освобожденными из мест лишения свободы условно-досрочно, в соответствии с данной нормой будет осуществляться за ними двойной контроль, т.е. контроль со стороны участковых инспекторов полиции и пробационный контроль со стороны службы пробации.
При применении условно-досрочного освобождения на лицо также возлагаются обязанности, предусмотренные п. 8 ст. 169 Уголовным исполнительным кодексом Республики Казахстан [5]. Органы внутренних дел после постановки на учет условно-досрочно освобожденного лица обеспечивают его явку в службу для оказания ему социально-правовой помощи, направляют копию постановления суда в службу пробации.
При осуществлении пробационного контроля служба пробации оказывает данным лицам содействие в получении социально-правовой помощи совместно с местными исполнительными органами. В осуществлении пробационного контроля за условно осужденными также произошли изменения в сторону смягчения их явки в службу пробации.
В соответствии с пунктом 4 ст. 174 нового Уголовного исполнительного кодекса Республики Казахстан явка условно осужденных в службу пробации установлена два раза (проживающим в сельской местности один раз) в месяц для регистрации, а также по вызову в службу пробации.
В случае совершения нарушений, предусмотренных в пункте 1 ст. 176 Уголовного исполнительного кодекса Республики Казахстан, служба пробации вносит в суд представление о продлении срока пробационного контроля, но не более чем на 1 год, а в отношении несовершеннолетних не более 6 месяцев [5].
Итак, в Республике Казахстан существует комплекс правовых норм, который можно назвать уголовным ювенальным правом и который является главным инструментом ювенальной уголовной политики государства. Ювенальное уголовное право построено на уже известном мировому сообществу принципе гуманизма, но, вместе с тем, оно не является свободным от некоторых устаревших норм и подходов. В частности, это проявляется в том, что к несовершеннолетним применяются такие же виды наказаний, как и к взрослым, прежде всего, это - лишение свободы, перечень принудительных мер воспитательного воздействия невелик, а некоторые из них - неэффективные.
По нашему мнению, оптимизация государственно-правового реагирования на правонарушения несовершеннолетних как общеуголовные, административные, так и сугубо ювенальные может быть осуществлена только с помощью конструирования нового, принципиально отличного от ответственности взрослых вида отраслевой ответственности - ювенальной ответственности.
Список использованной литературы:
1. Закон Республики Казахстан от 9 июля 2004 года № 591 «О профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и предупреждении детской безнадзорности и беспризорности». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://adilet.zan.kz/rus/docs/Z040000591.
2. Доклад о положении детей в Республике Казахстан [Текст]. - Астана, 2014. - 88 с.
3. Бородин, Е.И. История подготовки и принятия Закона СССР «Об общих началах государственной
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №2/2016 ISSN 2410-700Х_
молодежной политики в СССР» (1989-1991 гг.) [Текст] / Е.И. Бородин. // Грани. - 2003. - № 1. - С. 16-22.
4. Уголовный кодекс Республики Казахстан от 3 июля 2014 года № 226-V ЗРК. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://adilet.zan.kz/rus/docs.
5. Уголовно-исполнительный кодекс Республики Казахстан от 5 июля 2014 года № 234-V ЗРК. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: // http://adilet.zan.kz/rus/docs/K1400000234.
© Раззак Н., 2016
УДК 340.1
Саркисян Диана Ромовна,
ассистент кафедры социально-гуманитарных наук Института сервиса, туризма и дизайна (филиал) СКФУ в г. Пятигорске,
г. Пятигорск, Российская Федерация E-mail: [email protected];
Аракелян Инна Серьяновна, старший преподаватель кафедры социально-гуманитарных наук Института сервиса, туризма и дизайна (филиал) СКФУ в г. Пятигорске,
г. Пятигорск, Российская Федерация E-mail: [email protected].
ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО РЕГИОНА В УСЛОВИЯХ ГУМАНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы правового воспитания молодежи в условиях гуманизации современного общества на Северном Кавказе с учетом инноваций в сфере образования и воспитания.
Ключевые слова
Правовая культура, Северный Кавказ, правовое воспитание, молодежная политика.
Нельзя не согласится с общепринятым утверждением, что лишь человек, имеющий правовые гарантии в любой сфере деятельности, может обеспечить создание современной экономики с учетом инноваций в научно-технической, информационно-технической и образовательной сфере.
Вместе с тем, не вызывает возражение и вывод о том, что достаточная правовая культура в состоянии создать такую нравственную атмосферу в транзитивном обществе, при котором личность может свободно осуществлять свою жизнедеятельность, работать, мыслить, развивать свои творческие способности, вносить вклад в развитие науки, техники (технологии) и образования.
В то же время, практика решения этих проблем на Северном Кавказе требует серьезного обсуждения. Переход к рыночным методам управления экономикой немыслим без включения принципиально новых правовых рычагов, без формирования нового мировоззрения в процессе правового воспитания личности. Однако стоит отметить, в процессе правового воспитания необходимо выделить следующие цели: 1) обеспечивать студентов глубокими знаниями о правах и обязанностях человека и гражданина; 2) воспитание надлежащего уважения к Конституции РФ, законодательства и государственных символов; 3) формирование внутреннего (личностного) понимания взаимосвязи между идеями свободы, правами человека и его обязанностями перед обществом, ознакомление с законом об образовании, уставом вуза; 4) правовое воспитание, направленное на предупреждение случаев нарушения общественного порядка, предотвращения преступлений; 5) главное - развитие и формирование высокой правовой культуры студентов, патриотов своего отечества, честных и порядочных граждан в современных условиях.