Научная статья на тему 'Развитие отечественной системы ювенальной юстиции:достижения и проблемы'

Развитие отечественной системы ювенальной юстиции:достижения и проблемы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
147
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бычкова Светлана Федоровна

В статье рассматриваются проблемные вопросы становления системы ювенальной юстиции в Рес-публике Казахстан. На основе анализа современного состояния указанной системы и представлений предлагаются пути ее дальнейшего развития

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие отечественной системы ювенальной юстиции:достижения и проблемы»

Бычкова Светлана Федоровна,

доктор юридических наук, профессор

развитие отечественной системы ювенальной Юстиции: достижения и проблемы

Одним из приоритетных направлений социальной и правовой политики Республики Казахстан, от реализации которого во многом зависит дальнейшее развитие государства, является формирование системы специальной правовой охраны детства.

Правовым документом, положившим начало системному развитию отечественной ювенальной юстиции, является утвержденная Указом Президента Республики Казахстан №646 от 19 августа 2011 года Концепция развития системы ювенальной юстиции в Республике Казахстан на 2009-2011 годы. Как следует из ее содержания, Концепция направлена на развитие специализированного судопроизводства в отношении несовершеннолетних, а также изучение и подготовку обоснований для формирования и развития других специализированных структур системы ювенальной юстиции.

Постановлением Правительства Республики Казахстан от 18 ноября 2008 года № 1067 утвержден План мероприятий по ее реализации. Его позиции заключаются в проработке соответствующих вопросов и не предусматривают бюджетных расходов, поэтому развитие системы ювенальной юстиции в последние годы осуществлялось преимущественно за счет внутренних ресурсов государственных органов и пилотных проектов, поддерживаемых неправительственным сектором и международными организациями.

Несмотря на указанное обстоятельство, реализация Концепции повлекла за собой стратегическое видение развития системы ювенальной юстиции, дальнейшее приведение законодательства в соответствие с международными стандартами, совершенствование процессуальных подходов в сфере правосудия в отношении несовершеннолетних, формирование эффективных механизмов, гарантирующих соблюдение прав и законных интересов детей в судопроизводстве.

Но, несмотря на явный прогресс в направлении становления ювенальной юстиции, следует констатировать, что сделаны только первые шаги, в связи с чем предстоит решение ряда серьезных проблем.

Так, не продолжилась работа по созданию специализированных судов по делам несовершеннолетних на всей территории республики.

Нет преемственности в работе суда и органов, исполняющих судебное решение, поскольку отсутствует служба пробации. Уголовно-исполнительные инспекции не уполномочены законом на выполнение функций служб пробации, поэтому они не организуют процедуры примирения между потерпевшим и жертвой преступления, не осуществляют программы коррекции социального поведения поднадзорных лиц, не оказывают им в полной мере помощь в социальной адаптации и не обеспечивают их социальное сопровождение.

Имеются проблемы с выделением штатных единиц для создания в органах прокуратуры специализированных подразделений по организации надзора за применением законодательства о несовершеннолетних в каждой отрасли надзора.

В соответствии с Законом Республики Казахстан «Об адвокатской деятельности», образование юридических, в том числе ювенальных, консультаций относится к компетенции коллегий адвокатов и осуществляется за счет их внутренних ресурсов и возможностей. Поскольку таковыми обладает весьма ограниченное число коллегий адвокатов, вряд ли они смогут содержать ювенальные консультации на всей территории страны.

Не решен вопрос о создании полноценной системы подготовки кадров в области ювенальной юстиции. Единые программы обучения, подготовленные с учетом всех стандартных требований и процедур по всем видам специальностей, используемых в системе ювенальной юстиции, отсутствуют, также как и квалифицированные и опытные преподаватели.

Как отмечают в своих отчетах ведущие зарубежные эксперты, ни один из университетов, которые они посетили, не имеет полноценного курса по социальной работе. В данных университетах не было специалистов с опытом или со знаниями, требуемыми для преподавания предмета и, возможно,

№ 4 (24) 2011 г Вестник Института законодательства Республики Казахстан

в результате этого, в данных университетах очень мало студентов выбрало эту специальность.

Важнейшей проблемой развития системы юве-нальной юстиции является отсутствие ее неотъемлемого атрибута - института социальных работников.

К его компетенции относятся: оказание помощи несовершеннолетним, привлеченным к уголовной ответственности, находящимся в социально опасном положении, в разрешении жизненных проблем; выявление причин и условий, способствовавших совершению преступления несовершеннолетним, и устранение этих причин; разработка программы социальной реабилитации несовершеннолетнего правонарушителя и ее реализация.

Так, по поступившим в суд уголовным делам о преступлениях несовершеннолетних именно социальный работник должен проводить работу по следующим основным направлениям:

1) собирать данные об условиях жизни и воспитания несовершеннолетнего, степени его интеллектуального, волевого и психического развития, иных социально-психологических чертах, особенностях его личности (организовать социально-психологическое обследование несовершеннолетнего подсудимого с целью уточнения данных о его личности и подготовки предложений о мерах по его реабилитации и ресоциализации);

2) представлять суду отчет (доклад) о проведенном социально-психологическом обследовании несовершеннолетнего, составлять документ, который условно может быть назван картой социально-психологического сопровождения несовершеннолетнего;

3) взаимодействовать со специалистами органов государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних при социально-психологическом обследовании несовершеннолетнего, подготовке этими органами индивидуальной реабилитационной программы несовершеннолетнего подсудимого, осуществлении контроля за исполнением ими судебного решения;

4) направлять в уголовно-исполнительную инспекцию либо службу пробации информацию о несовершеннолетнем осужденном для учета при организации работы по его исправлению и перевоспитанию особенностей личности.

В дальнейшем социальный работник должен взаимодействовать с сотрудником уголовно-исполнительной инспекции либо службы проба-ции в части контроля за отбыванием наказания и прохождением несовершеннолетним индивидуальной программы профилактики.

Однако, несмотря на развитие в стране системы специальных социальных услуг, дети, попавшие в орбиту судопроизводства, не отнесены законом к категории лиц, оказавшихся в трудной жизнен-

ной ситуации, поэтому не являются объектами социальной поддержки, а указанное направление не развивается.

При развитии ювенальной юстиции следует исходить из того, что это не только и не столько юве-нальные суды, а новая система правосудия. Как показывает зарубежный опыт, для ее полноценного функционирования достаточным является наличие специализированных составов либо даже просто специализации судей. Поэтому создание новых ювенальных и судов ранее и в отрыве от необходимой инфраструктуры влечет дискредитацию самой идеи ювенальной юстиции. Ведь сама ее суть состоит в том, что по решению ювенального суда с несовершеннолетним проводится индивидуальная работа по социально-педагогической коррекции его поведения, защите его прав и законных интересов, предупреждению возможности совершения им повторных преступлений.

На сегодня же ювенальный судья, используя весь свой арсенал знаний в области права, работающий совместно со специалистами-психологами, социальными работниками, исследующий личность несовершеннолетнего и условия его жизни и воспитания, проводит судебное следствие, принимает не карательные, а гуманные меры, направленные на наилучшее обеспечение интересов несовершеннолетнего, назначает ему наказание, не связанное с изоляцией от общества, указывает в частном постановлении на необходимость проведения индивидуальной профилактики. Предполагается, что после суда начнется проведение с несовершеннолетним индивидуальной работы, однако на деле несовершеннолетний после ювенального суда оказывается в ведении уголовно-исполнительной системы, которая сейчас пока не может в полной мере реализовать цель правосудия в отношении несовершеннолетних, установленную Пекинскими правилами: способствовать благополучию несовершеннолетнего и его семьи.

Следует заметить, что опасение по поводу возникновения подобной ситуации в сфере развития ювенальной юстиции было высказано еще во время обсуждения проекта Концепции и явилось поводом для депутатского запроса от 30 апреля 2008 года.

Представляется, что прогнозируемые и возникшие проблемы развития ювенальной юстиции связаны, главным образом, с тремя факторами:

1. Отсутствие нормативной базы, достаточной для функционирования и развития системы ювенальной юстиции.

Все элементы системы ювенальной юстиции должны действовать и развиваться одновременно и согласованно. Отсутствие четкого нормативного регулирования функционирования и взаимодействия всех ее субъектов в ходе судопроизводства не только не позволяет создать и «проработать» каж-

8

дый элемент системы ювенальной юстиции, как предполагала Концепция, но и вынуждает участников судопроизводства действовать в условиях процессуальных экспериментов, что недопустимо.

Предположение о том, в результате реализации пилотных проектов система образуется, а затем найдет отражение в законе, не оправдалась. Вначале должен быть закон.

Представляется уместным заметить, что назрела необходимость провести инвентаризацию всей законодательной базы в отношении несовершеннолетних на предмет выявления устаревших норм и пробелов и изучить вопрос о создании Кодекса (в настоящем смысле этого понятия) о ребенке.

2. Отсутствие уполномоченного органа, непосредственно ответственного за формирование системы ювенальной юстиции.

Безусловно, большая работа по координации работы по созданию системы ювенальной юстиции проведена Министерством юстиции. Но формирование ее организационных и институциональных основ не в полной мере относится к компетенции указанного министерства, тем более что большинство субъектов этой системы не относится к исполнительной ветви власти, и речь идет о формировании не только законодательства, но и новой системы правосудия.

Для обеспечения гарантий и прав несовершеннолетних, межведомственной координации и контроля за реализацией политики государства в области защиты прав детей в структуре Министерства образования и науки создан Комитет по охране прав детей и его территориальные органы. На Министерство возложены также функции рабочего органа Межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Республики Казахстан. Однако поскольку ювенальная юстиция на данном этапе представляет собой систему, относящуюся преимущественно к сфере судопроизводства, ни Комитет, ни Межведомственная комиссия не смогут полноценно скоординировать весьма специфическую работу по ее созданию.

3. Отсутствие необходимого финансового обеспечения.

Не вдаваясь в рассуждения по поводу этой проблемы, уместно напомнить, что в 1945 году разгромленная Франция, еще не освободившаяся от оккупации, обладая весьма серьезными политическими и финансовыми проблемами, приступила к созданию новых ювенальных судов.

Не нуждается в обосновании и тот факт, что затраты на детей - это инвестиции в наше будущее.

Сегодня интенсивное развитие ювенальной юстиции хотя бы в наиболее узком ее формате

- в виде особой системы правосудия для детей

- становится все более актуальным.

Причиной является, как минимум, тот факт, что

необходимая и последовательно осуществляемая гуманизация уголовного судопроизводства в отношении несовершеннолетних в условиях отсутствия специализированных структур, осуществляющих реабилитационные и воспитательные функции в отношении освобожденных от уголовной ответственности и условно осужденных детей, может вскоре обернуться ростом детской преступности, в том числе рецидивной.

С учетом изложенного, необходимо провести анализ реальной ситуации в сфере формирования ювенальной юстиции, на основе которого разработать программу дальнейшего продвижения, включающую законодательные реформы, создание соответствующей инфраструктуры, обеспечение научного и аналитического сопровождения процесса, и, конечно же, бюджетирование.

В ней должны найти отражение стратегические направления:

1) Развитие законодательства

Необходимо разработать и принять специальный законодательный акт, комплексно регламентирующий вопросы организации ювенальной юстиции с одновременным изменением и дополнением материального и процессуального права. Следует отразить направление ювенальной юстиции в разрабатываемых Правительством законопроектах по вопросам пробации и национального превентивного механизма. В законах, относящихся к сфере уголовной юстиции, особое внимание следует уделить максимально полной реализации положений, содержащихся в основных международных документах по вопросам ювенальной юстиции, в том числе комплексу мер, альтернативных тюремному заключению, специфических для несовершеннолетних и осуществляемых под контролем судьи, а также совершенствованию процессуальных основ судопроизводства в отношении несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых, потерпевших, свидетелей.

2) Совершенствование деятельности судов

В первую очередь нужен анализ соответствующей правоприменительной практики, поскольку ею не в полной мере восприняты базовые принципы ювенальной юстиции, зафиксированные в международных документах, ратифицированных Республикой Казахстан. Так, несмотря на то, что одним из основных принципов судопроизводства по делам несовершеннолетних является конфиденциальность, что прямо указанно в статье 482 УПК, до настоящего времени проводятся выездные показательные заседания суда по уголовным делам в отношении несовершеннолетних.

Развитие судопроизводства в целом будет сопровождаться расширением судебного контроля, о чем свидетельствует соответствующее положение Указа Президента Республики Казахстан «О мерах по повышению эффективности право-

№ 4 (24) 2011 г Вестник Института законодательства Республики Казахстан

охранительной деятельности и судебной системы в Республике Казахстан» от 17 августа 2010 года №1039.

Поскольку производство по делам несовершеннолетних должно сопровождаться их повышенной правовой защитой, судебный контроль по делам несовершеннолетних должен применяться максимально широко как в досудебном производстве по делу, так и при исполнении приговора.

Последнее является чрезвычайно важным, так как на сегодня компетенция ювенального судьи заканчивается вынесением решения по делу. Для него не существует возможности контроля эффективности исполнения вынесенного решения и, следовательно, оперативного его пересмотра в случае необходимости, что приводит к отрицательному восприятию судебной власти. Отсюда следует необходимость реализации в системе ювенальной юстиции принципа, согласно которому исполнение наказаний является завершающим актом правосудия, над которым суд по делам несовершеннолетних осуществляет контроль и юрисдикцию.

3) Развитие инфраструктуры ювенальной юстиции

Для системы ювенальной юстиции важно иметь организованную, обученную и обеспеченную ресурсами инфраструктуру - органы и организации, которые необходимы для отправления правосудия в отношении несовершеннолетних.

При этом важнейшую роль играет стадия исполнения судебных решений, поскольку ювеналь-ная юстиция предполагает применение к несовершеннолетним преимущественно воспитательных мер воздействия. Лишение же свободы доказало свою неэффективность с точки зрения влияния на исправление осужденных и предупреждение новых преступлений.

Наряду с мерами правового воздействия, в ходе уголовного процесса должны быть активно задействованы программы, преследующие цели социальной коррекции несовершеннолетних. При этом наиболее актуальны реабилитация и ресоциали-зация несовершеннолетних, отбывших наказание в виде лишения свободы - через год заключения, как показали исследования, происходит их адаптация к условиям криминальной среды, к ее законам. Поскольку большинство осужденных несовершеннолетних происходит из семей, которые не могут помочь ребенку преодолеть трудную жизненную ситуацию, масштаб рецидива среди несовершеннолетних правонарушителей особенно велик.

С учетом сказанного, для эффективной работы системы ювенальной юстиции необходима служба пробации, которая предоставит суду данные о поведении правонарушителя в обществе, а также окажет поддержку несовершеннолетнему в возвращении в общество и избежании совершения повторных правонарушений. Эта

поддержка должна состоять не только в оказании психологической помощи, но и содействии в обеспечении работой, жильем, возвращении к обучению. Служба пробации должна решать задачу по объединению и координации усилий государственных органов, органов местного самоуправления и неправительственных организаций в области ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей.

4) Формирование службы социальной помощи

Эта служба должна быть особо выделена в инфраструктуре ювенальной юстиции, поскольку ювенальная юстиция немыслима без участия социальных работников.

Международный опыт выработал множество форм организации социальных служб и различные подходы к определению их роли в судопроизводстве.

При этом наиболее эффективным представляется участие таковых в процессе на всем его протяжении, начиная с возбуждения уголовного дела, заканчивая исполнением судебных решений.

В настоящее время законодательно и организационно вопрос о привлечении социальных работников, а также психологов может быть решен через институт специальных социальных услуг путем отнесения законом ребенка, вовлеченного в орбиту уголовной юстиции, к числу лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации. Данное предложение полностью соответствует назначению Закона Республики Казахстан от 29 декабря 2008 года «О специальных социальных услугах». Необходимая помощь в выработке соответствующих стандартов предложена рядом международных и неправительственных организаций.

5) Подготовка специалистов

Возможность формирования ювенальной юстиции зависит от создания в стране системы подготовки специализированных кадров. Поэтому необходимо организовать при высших учебных заведениях педагогического профиля отделения социально-правовой защиты несовершеннолетних для углубленного изучения правовых, медицинских, психологических и других вопросов, относящихся к указанным субъектам, а при высших учебных заведениях юридического профиля - специализированные отделения по подготовке судей, сотрудников правоохранительных органов и адвокатов для органов ювенальной юстиции.

Вопросы ювенальной юстиции должны стать неотъемлемой частью программ повышения квалификации судей, сотрудников правоохранительных органов, адвокатов, психологов и социологов, специализирующихся в области ювенальной юстиции.

6) Предупреждение правонарушений несовершеннолетних

Предупреждение правонарушений несовершеннолетних должно занять важнейшее место

при реализации правовой политики в отношении несовершеннолетних. Поскольку оно носит многосторонний характер, следует разработать и реализовать целенаправленный комплекс соответствующих мер.

Так, например, необходимо продолжение работы в направлении противодействия детской безнадзорности и беспризорности. Анализ нормативных правовых актов, регламентирующих порядок организации деятельности государственных органов по профилактике правонарушений, безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних, показал, что в категорию несовершеннолетних, в отношении которых применяются меры индивидуальной профилактики, не входят несовершеннолетние, вернувшиеся из специальных организаций образования и организаций образования с особым режимом содержания. В то же время указанные несовершеннолетние требуют особого подхода в воспитании и могут находиться в трудной жизненной ситуации.

Возникли проблемы с размещением определенных категорий несовершеннолетних после преобразований ЦВИАРНов.

Востребованы законодательные гарантии и организационно-правовые механизмы защиты детей от информации, причиняющей вред их физическому и психическому здоровью, нравственному, духовному, психическому, физическому и социальному развитию, в том числе от распространения печатной, аудио- и аудиовизуальной продукции, электронных и компьютерных игр, пропагандирующих насилие и жестокость, порнографию, антиобщественное. Для реализации этого направления депутатами Мажилиса Парламента Республики Казахстан подготовлен проект Закона Республики Казахстан «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

И, конечно же, должны предприниматься дальнейшие социальные и экономические меры для поддержки семей, испытывающих материальные или иные затруднения, поскольку дети из них наиболее часто попадают в различные группы риска.

7) Координация и взаимодействие

Формирование системы ювенальной юстиции представляет собой разноплановую деятельность множества субъектов, поэтому требует координации, предполагающей:

- обеспечение согласованных действий государственных органов;

- определение механизма сотрудничества и финансирования государством неправительственного сектора, по предупреждению правонарушений несовершеннолетних;

- обеспечение внутреннего согласования действий неправительственных организаций и международных организаций.

В связи с этим как для формирования новой программы развития ювенальной юстиции, так и для ее реализации представляется необходимым создание национального (республиканского) координационного совета, состоящего из представителей государственных органов, депутатского корпуса, научных и высших учебных заведений, международных и неправительственных организаций.

В стадии формирования программного документа координационный совет должен обеспечить широкое и многостороннее обсуждение различных аспектов ювенальной юстиции и выработку оптимальных механизмов их решения. Затем его роль будет заключаться в обеспечении руководства и поддержки мер, предпринимаемых в рамках программы, а также мониторинге результатов по принятым мерам для своевременного выявления возможных вопросов и выработке рекомендаций по их решению.

Следуетучесть,чтообразованиеконсультативно-совещательного органа по вопросам ювенальной юстиции не снимает проблемы наличия уполномоченного органа, ответственного за реализацию государственной политики в направлении формирования системы специальной правовой охраны несовершеннолетних во всех ее проявлениях.

Сказанное еще более актуально в связи с тем, что ювенальное правосудие - лишь начало, лишь первый элемент системы ювенальной юстиции, имеющей своим назначением защиту всего комплекса прав и законных интересов несовершеннолетних.

Мацалада Цазацстан Республикасындагы ювеналдыц эдыет жуйестц цалъттасу мэселесшц сурацтары царастырыглады. Корсетыген жуйелер жэне усыныстардыц цаз1рг1 куйдщ талдауын неггзгнде оныц ары царай даму жолдары усыныглады.

В статье рассматриваются проблемные вопросы становления системы ювенальной юстиции в Республике Казахстан. На основе анализа современного состояния указанной системы и представлений предлагаются пути ее дальнейшего развития.

In article problem questions of formation of system ювенальной justices in Republic Kazakhstan are considered. On the basis of the analysis ofa current state of the specified system and representations ways of its further development are offered.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.