Есдаулетова Галия Кенесбековна,
ведущий научный сотрудник отдела уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного законодательства и судебной экспертизы
Института законодательства РК, кандидат юридических наук
к вопросу о внедрении ювенальных технологии
в уголовное судопроизводство в отношении несовершеннолетних
Правовая реформа 1994 года утвердила общепризнанные принципы и нормы международного права в качестве составной части правовой системы Казахстана, что нашло свое отражение в статье 4 Конституции Республики Казахстан.
Применительно к уголовному судопроизводству Республики Казахстан процессы импле-ментации норм международного права были призваны увеличить его гуманистическую направленность, создать условия для соблюдения основных прав и свобод человека. Данное утверждение еще в большей степени применимо к нормам уголовно-процессуального законодательства, регулирующим производство по делам о преступлениях несовершеннолетних.
Это положение существенно повлияло на содержание новых законов. В частности в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы Республики Казахстан вошли отдельные главы, относящиеся к несовершеннолетним, где содержатся нормы, формулировки которых вполне соответствуют международным стандартам детского правосудия.
введенные поправки в Уголовный кодекс Рес публики Казахстан значительно снизили карательный потенциал уголовных санкций [1]. Статистика показывает существенные изменения, последовавшие за этим в правоприменительной практике: сокращение доли осужденных в общей массе дел, рассмотренных судом, увеличение удельного веса освобожденных от уголовной ответственности.
Однако регламентация уголовного судопроизводства в отношении несовершеннолетних и особенности их уголовной ответственности не исчерпываются содержанием норм, представленных в специальных главах, - последние лишь дополняют общие положения кодексов [2].
Сегодня в Казахстане рассмотрение уголовных дел в отношении несовершеннолетних
по-прежнему осуществляется в контексте общих принципов и норм уголовной юстиции и имеет только некоторую специфику, скорее связанную с идеями смягчения уголовной ответственности и некоторыми процессуальными особенностями, но не меняющую принципиально саму систему.
Как видно из статистики судебных органов 80-90% от числа осужденных приговариваются к лишению свободы (реально и условно), остальные меры развиты чрезвычайно слабо.
Наказания в виде лишения свободы несовершеннолетние отбывают в воспитательных колониях, из них не все регионы имеют свои воспитательные колонии. Лишение свободы оказывается для подростка двойным наказанием, поскольку места отбывания наказания удалены от дома. Огромные расстояния служат серьезным препятствием для посещения детей родными и близкими. Дети отрываются от своих семей, теряют и без того нередко слабые социальные связи, со всеми вытекающими последствиями (усугубляет их дезадаптацию и мало способствует интеграции в общество).
Эти учреждения принадлежат тюремному ведомству Комитета уголовно-исполнительной системы, и, хотя они именуются «воспитательными», их фактическое назначение состоит в реализации карательной функции.
Комитет уголовно-исполнительной системы прогнозирует сокращение числа заключенных за счет мер, принимаемых в рамках гуманизации уголовно-правовой системы.
В разрабатываемой в настоящее время новой редакции Концепции Уголовно-исполнительного кодекса предполагается расширение возможностей применения альтернативных санкций. Эта перспектива имеет двойной смысл по отношению к несовершеннолетним: снижение репрессивного потенциала должно сопровождаться разработкой воспитательных мер, чтобы подросток,
совершивший противоправный поступок, имел возможность осознать негативный характер совершенного им деяния, а не ощущал вседозволенность.
Однако такие сугубо «ювенальные» санкции, как освобождение от уголовной ответственности с применением мер воспитательного воздействия, применяются ничтожно мало.
Правоприменитель действует по отношению к несовершеннолетним точно в соответствии с целями уголовного правосудия, хотя Верховный Суд Республики Казахстан в нормативном постановлении от 11 апреля 2002 года указывал на воспитательный характер правосудия в отношении несовершеннолетних [3].
Мизерное использование воспитательных санкций во многом объясняется и отсутствием сети реабилитационно-воспитательных учреждений, которым можно было бы поручать подобные меры.
Отметим, что в последние годы стала создаваться гуманитарная среда - разного рода социально-реабилитационные и психологические центры и другие учреждения для работы с несовершеннолетними. Но они не позиционируются как обязанные или способные к выполнению работы с детьми, совершившими уголовные преступления. Необходимо формировать некарательную педагогику ресоциализации и искать новые способы работы с детьми. Хотя ситуация здесь двусторонняя: нет учреждений, поскольку судом они не востребованы, а суды не назначают воспитательных мер, поскольку нет тех, кто мог бы их реализовать.
Норма, предписывающая изучать условия жизни и воспитания несовершеннолетнего, особенности его личности (ст. 481 УПК РК), не наполнена практическим смыслом. в крайнем случае, суд использует такого рода (обычно весьма скудные и формальные) сведения для выяснения истины вовсе не для того, чтобы устранить действие негативных факторов на жизнь ребенка, а для того, чтобы более адекватно назначить наказание. Но вспомним - именно в первом должен видеть свою задачу ювенальный суд.
Или возьмем такую норму как обязательное участие педагога либо психолога в допросах лиц до 16 лет (ст. 488 УПК РК): зачастую вместо реальной помощи ребенку оно вырождается в чисто номинальное присутствие человека с педагогическим или психологическим дипломом (для протокола).
Психологические службы в местах лишения свободы фактически заняты обеспечением управляемости в колониях, а не занимаются разработкой индивидуальных программ, обеспечи-
вающих ресоциализацию воспитанников. Хотя согласно Рекомендациям R (2003) 20 Комитета министров Совета Европы касательно новых способов работы с преступностью несовершеннолетних и роли правосудия по делам несовершеннолетних. П. 19. «Подготовка к выходу на свободу несовершеннолетних правонарушителей, лишенных свободы, должна начинаться в первый же день отбываемого ими срока. Полный анализ потребностей и рисков должен быть первым шагом к разработке плана реинтеграции, который полностью готовит осужденного к выходу на свободу за счет четко скоординированной работы по выявлению его потребностей в области образования, работы, дохода, медицинского обслуживания, жилищных условий, надзора, семьи и социальной среды» [4].
Принадлежность Казахстана к мировому сообществу, безусловно, способствуют восприятию международных стандартов и рекомендаций в области правосудия для несовершеннолетних.
Наиболее значимым международным документом в области защиты прав детей, нормы которого применимы на территории Казахстана, является Конвенция о правах ребенка. Это наиболее полный документ, в котором права ребенка приобретают силу норм международного права. Ратификация Республикой Казахстан без каких-либо оговорок данной Конвенции обозначила те границы, в рамках которых государство должно предоставить обществу гарантии обеспечения защиты прав детей [5].
По-видимому, важную роль для реализации международных стандартов в отношении несовершеннолетних призван сыграть Закон Республики Казахстан «О правах ребенка в Республике Казахстан» от 8 августа 2002 года N 345, которым введены понятия, доселе отсутствовавшие в нашем законодательстве, но ключевые для юве-нальной юстиции, например «социальная реабилитация ребенка». в данном законе говорится о приоритете благополучия ребенка, о следовании принципам международного права при решении вопросов в отношении детей [6]. Однако законы, непосредственно регламентирующие рассмотрение уголовных дел в отношении несовершеннолетних, не приведены в соответствие с этим Законом, он остается во многом декларативным, судьи о нем порой и не знают, и практически им не руководствуются.
В этой связи Институтом законодательства разработана концепция проекта Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам дальнейшего совершенствования системы ювенальной
юстиции», где предлагается внести поправки в Закон РК «О правах ребенка в Республике Казахстан» о расширении перечня оснований, при которых лицо может быть признано находящимся в трудной жизненной ситуации, путем внесения дополнения в понятие «дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации» - закрепить в качестве цели государственной политики в интересах детей обеспечение целенаправленной работы по перевоспитанию и реабилитации детей с девиантным поведением, в том числе совершивших правонарушения, и по формированию у несовершеннолетнего правосознания и правовой культуры; внести положение о предоставлении ребенку, совершившему правонарушение и привлеченному к административной или уголовной ответственности, либо отбывшему наказание, необходимой юридической и психологической помощи, меры по его социальной реабилитации и адаптации, и другие нормы, касающиеся защиты и обеспечения прав несовершеннолетних.
Данным законопроектом предполагается внесение соответствующих поправок в Уголовно-процессуальный кодекс Республики Казахстан, где обеспечить наряду с адвокатом и законными представителями, обязательное участие психолога с момента первого допроса несовершеннолетнего подозреваемого до принятия судом решения по существу.
На законодательном уровне в судебном разбирательстве необходимо рассмотреть возможность обязательного участия социальных служб и учреждений, входящих в систему профилактики, обязанных нейтрализовать неблагополучные условия и причины жизни и воспитания несовершеннолетних, их родителей, семьи в целом; вовлечение в систему профилактики волонтеров, общественных воспитателей; выработку совместных рекомендаций правоохранительных органов и суда о применении ювенальной технологии со стадии возбуждения уголовного дела до стадии исполнения приговора суда. Вовлечение службы профилактики позволит чаще заключать примирение с потерпевшими, возмещать им вред, укреплять основы благополучия семьи, что позволит детям получать больше поддержки, принимать соучастие в их судьбе. Предлагается расширить компетенцию специализированного суда по делам несовершеннолетних такой функцией, как решение социальных вопросов, связанных с несовершеннолетними, лишенными родительского попечения, в том числе и в случаях лишения родителей родительских прав.
Еще один закон, призванный создать фундамент отечественной ювенальной юстиции - Закон Республики Казахстан от 9 июля 2004 года
«О профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и предупреждений детской безнадзорности и беспризорности», - определяет основные органы, и учреждения системы профилактики, их задачи, принципы и основания деятельности, особенности профилактической работы. Данный Закон регламентирует и реагирование на общественно опасное деяние, нарушающее уголовный закон, если несовершеннолетний не достиг возраста уголовной ответственности либо не мог осознавать характера и общественной опасности своих действий или руководить ими. В этих случаях его поведение становится предметом разбирательства в Комиссии по делам несовершеннолетних, по результатам которого выносится решение о применении воспитательных мер, в частности о помещении несовершеннолетнего в закрытые или открытые учебно-воспитательные учреждения [7]. Вместе с тем, сегодня нельзя утверждать, что действительно создана целостная система: органы и учреждения работают разрозненно и во многом ориентированы на формальный «учет и контроль» либо на карательные санкции. Комиссии по делам несовершеннолетних (КДН) и подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел (ИДН) до сих пор остаются органами устрашения и клеймения.
Итак, национальное законодательство содержит конструктивные элементы, из которых можно «собрать» некоторые важные с точки зрения ювенальной юстиции фрагменты новой практики. Наличные «конструктивные элементы» и стали правовым основанием для поиска новых форм работы с несовершеннолетними, попавшими в орбиту уголовного процесса. Экспериментальные площадки стали формироваться на базе судов, а также комиссий по делам несовершеннолетних, комитетов по защите прав детей, психолого-педагогических центров.
Центрами инноваций в уголовном судопроизводстве стали суды.
Первыми инновационными шагами в подобных экспериментах стали специализация судей и организация ювенальных судов. Необходимость введения при судье фигуры социального работника, символизировала поворот к ювенальной юстиции. Задача социального работника - сбор информации для суда о личности подростка и его социальной ситуации, выявление проблем и факторов, обусловивших совершение преступления, а также разработка мер по его ресоциализации и помощь в их осуществлении, установление контактов с разного рода учреждениями, которые могут оказать помощь в решении проблем подростка.
Законодательством фактически задано место для такой фигуры - в связи с расширением предмета доказывания по делам в отношении несовершеннолетних, необходимостью при вынесении решения в первую очередь рассматривать возможности некарательного воздействия. Это место делает востребованной позицию, ответственную за собирание подобной информации и выработку педагогически и психологически грамотных рекомендаций для суда. Социальный работник (социальная служба) стал рассматриваться судьями, во-первых, как дополнительный источник достоверной информации, во-вторых, как фигура, способная обеспечить позитивные эффекты некарательного реагирования государства на преступление подростка (в рамках предусмотренных законом санкций) за счет реализации программ реабилитации. Иначе, как отмечают многие судьи, некарательные меры (к примеру, широко распространенное в нашей судебной практике условное осуждение) подчас воспринимаются подростками как возможность избежать наказания и без подкрепления специальной социально-реабилитационной работой не несут в себе исправительного потенциала. Тем самым с включением социального работника с подобными функциями идея воспитательного потенциала судебных решений получила бы механизм реализации в рамках действующего законодательства.
Исторически европейская судебная социальная работа складывалась в рамках реабилитационного подхода и с этими же ориентирами вводилась и в экспериментах в Казахстане (ориентация на благополучие ребенка). Но дополнение суда только позицией социального работника (социальной службой) не исчерпывает целей ресоциализации, возвращая нас к классической парадигме ювенальной юстиции.
Новая линия в развитии ювенальной юстиции - восстановительная - стала другим вектором поисков.
В рамках этого подхода структура процесса ресоциализации при работе с несовершеннолетними правонарушителями предполагает в общем случае и социальную работу и программы восстановительного правосудия.
так, в специализированных судах по делам несовершеннолетних в Алматы и Астане модель уголовного судопроизводства стала развиваться в направлении к созданию аналогов службы про-бации и службы примирения. Следует заметить, что на территориях с различными условиями и ресурсами в пространство ювенальной юстиции втягиваются разные структуры и учреждения.
Разработка и внедрение ювенальных технологий в уголовном процессе систематически стали
осуществляться именно на судебной стадии не потому, что это «логично» с точки зрения поставленных ювенальной юстицией задач (осмысленнее было бы начинать социально-реабилитационную работу с нарушителем, равно как и программы восстановительного правосудия, со стадии предварительного расследования). В настоящее время такое положение дел связано с ситуацией, что в отсутствие специального законодательства о юве-нальной юстиции именно суды смогли продемонстрировать свою самостоятельность и - в рамках действующего законодательства (в том числе с учетом международных стандартов в области правосудия для несовершеннолетних) - начать эту работу. В то время как подразделения органов внутренних дел и прокуратуры, рассматриваемые как значительные элементы системы ювенальной юстиции, в частности органы ювенальной полиции и ювенальной прокуратуры, институционально оказались не готовы к таким новациям. Сегодня предварительное расследование оказывается своего рода перспективной областью, которую еще только предстоит включить в орбиту применения ювенальных технологий [8].
Очевидно, что формирование системы юве-нальной юстиции представляет собой разноплановую деятельность множества субъектов, поэтому требует координации, предполагающей обеспечение согласованных действий государственных органов; определение механизма сотрудничества и финансирования государством неправительственного сектора, по предупреждению правонарушений несовершеннолетних; обеспечение внутреннего согласования действий неправительственных организаций и международных организаций.
В связи с этим следует согласиться с мнением, что «для формирования новой программы развития ювенальной юстиции и ее реализации представляется необходимым создание национального (республиканского) координационного совета, состоящего из представителей государственных органов, депутатского корпуса, научных и высших учебных заведений, международных и неправительственных организаций. Вместе с тем, образование консультативно-совещательного органа по вопросам ювенальной юстиции не снимает проблемы наличия уполномоченного органа, ответственного за реализацию государственной политики в направлении формирования системы специальной правовой охраны несовершеннолетних во всех ее проявлениях» [9]. Сказанное еще более актуально в связи с тем, что ювеналь-ное правосудие - лишь начало, лишь первый элемент системы ювенальной юстиции, имеющей своим назначением защиту всего комплекса прав и законных интересов несовершеннолетних.
Список литературы
1. Уголовный кодекс Республики Казахстан / Введен в действие Законом Республики Казахстан от 16 июля 1997 года № 168-1 с 1 января 1998 года.
2. Уголовно-процессуальный кодекс Республики Казахстан / Кодекс Республики Казахстан от 13 декабря 1997 года N 206.
3. Нормативное постановление Верховного Суда Республики Казахстан от 11 апреля 2002 года №6 «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних и о вовлечении их в преступную и иную антиобщественную деятельность» / сост. Рахметов С.М. - Сб. постановлений ВС РК, Алматы. - 2011.
4. Рекомендация R (2003) 20 Комитета министров Совета Европы касательно новых способов работы с преступностью несовершеннолетних и роли правосудия по делам несовершеннолетних. П. 19.
5. Есдаулетова Г.К. Международные стандарты в области правосудия в отношении несовершеннолетних / Вестник ИЗ РК. - №3. - Астана, 2011.
6. «О правах ребенка в Республике Казахстан» / Закон Республики Казахстан от 8 августа 2002 года N 345.
7. «О профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и предупреждении детской безнадзорности и беспризорности» / Закон Республики Казахстан от 9 июля 2004 года N 591.
8. Есдаулетова Г.К. Отчет о состоянии системы ювенальной юстиции в Казахстане / В рамках Проекта ЕС «Поддержка судебной и правовой реформы в Республике Казахстан». - Астана, 2010 г.
9. Бычкова С.Ф. «Развитие отечественной системы ювенальной юстиции - достижения и проблемы» / Вестник ИЗ РК. - №4. - Астана, 2011.
Осы мацалада жасы толмаган Цазацстан Республикасыныц ювенал ddrnemi ЖYйесiнiц ары царай дамытуын тургыларда цатынасындагы цылмыстыц сот iciH ЖYргiзуiн эбден жетiлдiруiнiц сурацтары царастырылады.
Тушн свздер: кзмелетке толмаган, бостандыгынан айыру, цылмыс.
В данной статье автором рассматриваются вопросы совершенствования уголовного судопроизводства в отношении несовершеннолетних в аспекте дальнейшего развития системы ювенальной юстиции Республики Казахстан.
Ключевые слова: несовершеннолетний, лишение свободы, преступление.
In this article an author is examine the questions ofperfection of criminal trial in regard to minor in the aspect offurther development of the system ofyuvenal'noy justice of Republic Kazakhstan.
Keywords: juvenile, deprivation of liberty, crime.
Есдаулетова Г.К.,
ведущий научный сотрудник отдела уголовного, уголовно-процессуального,
уголовно-исполнительного законодательства и судебной экспертизы Института законодательства РК, к.ю.н.
К вопросу о внедрении ювенальных технологий в уголовное судопроизводство в отношении несовершеннолетних
F.K. Есдэулетова,
КР Зац шыгару институтыньщ ^ылмыстьщ, ^ылмыстьщ ю жYргiзу, ^ылмыстьщ - ащару зацнамасы жэне сот сараптама бeлiмшьщ жетекшi гылыми ^ызметкер^ з.г.к.
Кэмелетке толмаFандарFа катысты кылмыстык сот iсiн ЖYргiзуде ювеналдык технология-ларды енгау туралы мэселеге орай
Yesdauletova G.K.,
senior Research Fellow of the department of criminal, the criminal - processual, criminal - law en for cementand forensic of legislation research Institute of Republic of Kazakhstan, candidate of Law
To the question of introducing technology in juvenile criminal proceedings against juveniles