Научная статья на тему 'Профилактика пенитенциарных преступлений на этнической и религиозной почве'

Профилактика пенитенциарных преступлений на этнической и религиозной почве Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
822
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ / LEGAL PSYCHOLOGY / УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / THE PENAL SYSTEM OF VORONEZH REGION / ЛИЧНОСТЬ ОСУЖДЕННОГО К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ / PERSONALITY OF A PERSON SENTENCED TO DEPRIVATION OF LIBERTY / ИДЕОЛОГИЯ ЭКСТРЕМИЗМА / EXTREMIST IDEOLOGY / ПЕНИТЕНЦИАРНЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / PRISON-RELATED CRIMES / PREVENTIVE ACTIVITIES / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / TOLERANCE / ПРОФИЛАКТИКА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Красненкова Светлана Александровна

В статье рассматриваются проблемы профилактики современных межнациональных и межконфессиональных конфликтов в местах лишения свободы. Освещено многолетнее исследование криминологических характеристик и индивидуально-психологических особенностей личности осужденных приверженцев взглядов экстремистской направленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Красненкова Светлана Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREVENTION OF PENAL CRIMES ON ETHNIC AND RELIGIOUS GROUNDS

The article is focused on the issues of present ethnic and sectarian conflicts prevention in penitentiary facilities. Long-term analysis of criminological and personal psychological characteristics of convicted adherents of extremist ideology is covered.

Текст научной работы на тему «Профилактика пенитенциарных преступлений на этнической и религиозной почве»

6. Финансовый контроль. URL: http://www. consultant.ru

7. Родионова В. М. Финансовый контроль: учебник. М., 2002.

8. Ногина О. А. Налоговый контроль: вопросы теории. СПб., 2002.

9. Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 41-ФЗ «О счетной палате Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 28.12.2013 № 396-ФЗ) // СПС КонсультантПлюс.

10. Положение о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 329 (в ред. постановления Правительства Российской Федерации от 18.03.2014 № 200) // СПС КонсультантПлюс.

11. Положение о Федеральном казначействе, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 № 703 (в ред. постановления Правительства Российской Федерации от 02.11.2013 № 988) // СПС КонсультантПлюс .

12. Положение о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2004 № 278 (в ред. Постановления Правительства Российской Федерации от 08.08.2009 № 649) // СПС КонсультантПлюс.

13. Ларичев В. Д. Теоретические основы предупреждения в сфере экономики: монография. М., 2011.

© 2014 г. С. А. Красненкова

ПРОФИЛАКТИКА ПЕНИТЕНЦИАРНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ НА ЭТНИЧЕСКОЙ И РЕЛИГИОЗНОЙ ПОЧВЕ

В статье рассматриваются проблемы профилактики современных межнациональных и межконфессиональных конфликтов в местах лишения свободы. Освещено многолетнее исследование криминологических характеристик и индивидуально-психологических особенностей личности осужденных - приверженцев взглядов экстремистской направленности.

Ключевые слова: юридическая психология, уголовно-исполнительная система, личность осужденного к лишению свободы, идеология экстремизма, пенитенциарные преступления, профилактика, толерантность.

Национальная безопасность страны зависит от многих факторов, среди которых возможности проявления радикализма, этнических и конфессиональных конфликтов. Россия - многоконфессиональная и многонациональная страна. И у каждого народа сформировались свои традиции, духовные ценности, религиозная культура. Среди верующих россиян есть последователи как мировых (буддизм, христианство, ислам), так и национальных (иудаизм и др.) религий. Согласно данным Всероссийской переписи населения 2010 г. [1] наиболее крупными национальными группами населения помимо русских (115,61 млн чел.) являются татары (5,31 млн чел.), украинцы (1,93 млн чел), башкиры (1,58 млн чел.), чуваши (1,44 млн чел.), чеченцы (1,43 млн чел.), армяне (1,18 млн чел.).

По официальным данным Федеральной службы исполнения наказаний (далее - ФСИН России), численность иностранцев в учреждениях уголовно-исполнительной системы (далее - УИС) России составляет порядка 27 тыс. из немногим более 587 тыс. заключенных [2]. Около половины из иностранцев - выходцы из стран Средней

Азии: Таджикистана, Узбекистана, Казахстана, Киргизии. Есть граждане Украины, Белоруссии, Азербайджана, Молдавии, Грузии, стран Балтии -практически всего постсоветского пространства. Среднесписочная численность осужденных из дальнего зарубежья не превышает 350 чел. и представлена выходцами из Китая, Нигерии, Афганистана, Вьетнама, Камеруна, Монголии - всего более 40 стран. Каждый третий иностранец отбывает наказание за незаконный оборот наркотиков. В целом, состав преступлений, совершенных иностранными гражданами, от хулиганства и мошенничества до разбоев, грабежей и убийств. Иностранные осужденные отбывают наказание на основаниях и в порядке, предусмотренном Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации (далее - УИК РФ) и международными договорами. О прибытии иностранца в учреждение УИС уведомляется посольство или консульство родной страны осужденного.

В местах лишения свободы Воронежской области на 1 января 2014 г. содержалось почти 7 % осужденных, подозреваемых и обвиняемых, яв-

ляющихся иностранными гражданами, жителями стран СНГ, Прибалтики. Из них 65 % отбывают наказание за тяжкие и особо тяжкие преступления. Наиболее крупные из групп этноосужденных -это узбеки, украинцы, таджики, азербайджанцы, а также армяне, грузины, молдаване и киргизы, из приверженцев религиозных конфессий - христиане (89 % от всех верующих). Наметился рост численности осужденных-мусульман (9 %), что связано с увеличением числа переселенцев и сезонных мигрантов из бывших советских республик.

Осужденные за преступления так называемого террористического характера направляются для отбывания наказания по решению ФСИН России, что позволяет регулировать их размещение с учетом оперативной обстановки в исправительных колониях. В пенитенциарных учреждениях России отбывают наказание более одной тысячи осужденных за преступления террористического характера и экстремистской направленности. Многонациональность спецконтингента, принадлежащего различным религиозным конфессиям, ведет к росту напряженности в межгрупповых и межличностных отношениях, что может способствовать ухудшению социально-психологической обстановки, возникновению конфликтов как на этнической, так и на религиозной почве, увеличению криминогенного потенциала в местах лишения свободы.

«Экстремист» - понятие, возникшее в XX в., (от лат. extremus - «крайний»), понимается как «человек, придерживающийся крайних взглядов, сторонник крайних мер» [3, с. 924]. Поведение экстремиста - поведение личности, отличающейся бескомпромиссной приверженностью каким-либо взглядам (политическим, религиозным), нетерпимостью к другим, склонностью к применению насилия и жестокости. Крайней формой экстремизма является терроризм (от лат. terror -«страх», «ужас») [3, с. 740]. В последние годы экстремизм получил широкое распространение в странах Восточной Европы и России. На территории бывшего СССР активизировался националистический (УНА-УНСО, Белорусский народный фронт, радикалы в Прибалтике) и религиозный («Нахдат» и «Джамаат и Ислам» в Дагестане, «Исламский путь» в Чечне) экстремизм. Терроризм представлен в основном экстремистскими организациями, придерживающимися, как правило, традиций радикального ислама - сторонниками «исламизма» (или «политического ислама»).

Необходимо отметить, что ни одна из основных мировых религий не приветствует насилие. Ислам не является террористической религией. Однако к терроризму чаще прибегают лица, счи-

тающие себя мусульманами и преследующие криминальные цели. Ю. М. Антоняном вид терроризма, при котором совершение преступлений стимулируется мотивами обеспечения торжества своей нации и (или) религии, реализации национальных и религиозных идей, в том числе сепаратистских, за счет подавления или даже уничтожения других национальных и религиозных групп (нередко в рамках одной религии), назван этнорелигиозным [4, с. 385].

Экстремизм в противовес основам мировых религий отрицает традиционные ценности, ведя агрессивную пропаганду своих религиозных представлений. Вдохновители этого антиобщественного движения для достижения личных политических целей используют культовые призывы, мобилизуя приверженцев идеологии на противоправное распространение информации, пробуждающей ненависть по признакам вероисповедания, этноса, физическое насилие. Идеология экстремизма агрессивна и деструктивна. Экстремистскую деятельность могут вести как экстремистские группы и организации, так и экстремисты-одиночки. За собственно экстремистские действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, унижение человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, российским законодательством предусмотрена уголовная ответственность: ст. 282, 282.1, 282.2 УК РФ.

Как показывает практика, поступая в исправительные учреждения, приверженцы экстремистской идеологии не меняют своих взглядов, продолжая деятельность по разжиганию межнациональной или межконфессиональной розни. В целях недопущения пенитенциарных преступлений на этнической и религиозной почве подозреваемые, обвиняемые и осужденные, изучающие, пропагандирующие, исповедующие либо распространяющие экстремистскую идеологию, ставятся на профилактический учет и находятся под пристальным вниманием со стороны оперативной, режимной, психологической и воспитательной служб. При проведении профилактической работы с данной категорией осужденных необходимо учитывать особенности характера, мировоззрения, условия формирования личности в процессе жизнедеятельности, а также факторы, предопределившие становление на путь экстремизма.

Контент-анализ материалов личных дел, сбор независимых характеристик, психодиагностическое изучение личностных качеств и степени криминальной зараженности осужденных указанной категории позволили нам подготовить портрет

приверженца взглядов экстремистской направленности. Исследование проводилось пенитенциарными психологами Воронежской области в период с 2009 по 2013 гг. Эмпирическую выборку составили 20 осужденных. Из состоящих на профилактическом учете исправительных колоний как лица, изучающие, пропагандирующие, исповедующие либо распространяющие экстремистскую идеологию, были отобраны знающие русский язык и не страдающие ни хроническими соматическими заболеваниями, ни наркотической, ни алкогольной зависимостями. Криминологический и социально-психологический портрет личности осужденного - приверженца экстремистской идеологии получился следующим.

Мужчина молодежного возраста (до 30 лет). Исповедует ислам (мусульманство). Статьи УК РФ, по которым совершены преступления:

- преступления против жизни и здоровья: ст. 105, 111УК РФ;

- преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности: ст. 131, 132 УК РФ;

- преступления против собственности: ст. 161, 162 УК РФ;

- преступления против общественной безопасности: ст. 214, 222 УК РФ;

- преступления против здоровья населения и общественной нравственности: ст. 228 УК РФ;

- преступления против основ конституционного строя и безопасности государства: ст. 282, 282.1, 282.2 УК РФ.

Отношение к совершенному преступлению: полное отсутствие раскаяния в содеянном, по приговору суда вину не признал и не раскаивается (65 %), либо вину признал, но не раскаивается (35 %). Оскорбительно высказывается в адрес потерпевших («Они худшие из людей и худшие из всех созданий», «Они - собаки людей ада»).

Особенности воспитания и уклада семьи: лишение родительской семьи в раннем детстве, воспитание в неполной семье. Во время беседы отмечается пристрастное отношение к прошлому, от идеализации («в детстве было хорошо, все жалели») до полного неприятия («ничего хорошего не видел»).

Семейное положение: не состоял в браке (90 %), детей нет. Взаимоотношения с родственниками: до поступления в места лишения свободы ослабление связей с семьей и друзьями (100 %), в период отбывания наказания отказ от контактов (80 %) по разным причинам, включая удаленность исправительного учреждения от места основного проживания.

Образование: среднее (60 %), среднее специальное (25 %), неполное среднее (5 %), не

имеет начального (10 %, двое респондентов указали, что имеют образование «ноль классов средней школы»).

Профессиональной подготовки не имеет (75 %), до осуждения был занят низкоквалифицированным трудом: грузчик, каменщик, плотник, кочегар, разнорабочий (90 %), не работал (10 %). Владеет оружием, в армии служил (55 %). Принадлежал к преступным и экстремистским группировкам (75 %).

Склонность к насилию: убежденность в необходимости проявления насилия и агрессии («если не ты убьешь, тебя в землю втопчут»), совершение действий насильственного характера, нанесение телесных повреждений.

В анамнезе употребление алкогольных или наркотических веществ, членовредительство (75 %), суицидальных попыток не было.

Особенности мировоззрения: стойкие религиозно-националистические убеждения - националистические и расовые предрассудки и (или) религиозная нетерпимость, пренебрежение к действующим в обществе правилам и нормам поведения. Склонность к рассуждениям о смерти и загробной жизни. Интересы: эзотерика, мистика, философия.

Ценностные ориентации (жизненные планы, цели): замещение личных интересов идеями и ценностями экстремистской идеологии («борьба за чистоту расы ради всеобщего счастья для всего человечества»), готовность для достижения цели использовать любые средства.

Особенности поведения в местах лишения свободы: отмечается плохое знание русского языка, категоричный отказ от взаимодействия с сотрудниками УИС - женщинами (социальными работниками, психологами) по причине религиозных и этнических установок. Проявляется замкнутость и негативный настрой как в адрес представителей администрации, так и большинства осужденных. К беседе относится с нежеланием, к собеседникам - с пренебрежением. Отсутствие искренности в общении. Если затрагиваются вопросы идеологии экстремизма, проявляет заинтересованность, настойчивость в муссировании вопросов в рамках мировоззренческих установок. Попытки сменить тему игнорируются, вызывают озлобленность, настойчивое стремление найти подтверждение ценностей экстремистских идей. С осужденными держится обособленно либо старается примкнуть к какой-либо неформальной группе (землячеству). Отношения с осужденными отрицательной направленности поддерживать не стремится. В регламентированных условиях исправительного учреждения УИС реализует усвоенные формы поведения.

Психологические особенности личности. Характеризуется средним уровнем активности, осторожностью, недоверчивостью, подозрительностью. Самооценка завышена, ощущает свое превосходство («люди вокруг - быдло»). Не сомневается в своем особом предназначении. Не склонен к сомнениям, переживаниям чувства вины и угрызений совести. Ориентируется на будущее. Нацелен на борьбу, соперничество. Склонность к риску. Отличается агрессивностью, враждебностью. Импульсивен, склонен к гневливым реакциям. Контроль эмоций и поведения, в целом, удовлетворительный.

Мышление шаблонное (в рамках идеологии). Ригидность личностных установок. Узость кругозора. Противоречивое сочетание повышенной внушаемости и чрезмерной настойчивости и упорства. Склонен к осуждению, безапелляционным заявлениям («я прав, ты неправ»), нетерпим к иным точкам зрения, невнимателен к возражениям оппонентов. Непризнает свою неправоту. Старается увлечь идеями, при этом лидерские качества отсутствуют.

Учитывая социальные характеристики, нравственно-психологические свойства и особенности внутреннего мира приверженцев экстремистской идеологии, очевидно, что для осуществления их психолого-педагогического сопровождения необходимо знание теологии, клинической психологии, философии, социологии. Форма работы индивидуальная. Зная стойкие религиозно-националистические убеждения осужденного, важно выдерживать нейтральную позицию, не споря, но и не соглашаясь с его высказываниями. Более того, по мнению М. М. Решетникова [5, с. 9] и некоторых других отечественных ученых, с чьей точкой зрения мы согласны, террорист практически не поддается рациональному разубеждению. Поведение, деятельность и заявления террориста не поддаются рациональному анализу, следовательно, требуют специальных подходов с позиций иррационального.

К важным направлениям профилактической работы и социального сопровождения осужденных относится оказание помощи в восстановлении социально полезных связей, в связи с этим к проведению воспитательных мероприятий с осужденными привлекаются представители национальных диаспор. Контакты армянской, азербайджанской, узбекской диаспор, входящих в Общественную палату Воронежской области, с соотечественниками, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, позитивно влияют на поведение осужденных данных национальностей. Представители национальных диаспор знакомятся с условиями содержания осужденных, посещают объ-

екты трудоиспользования, организуют культурные мероприятия народной тематики. Подобные встречи должны стать регулярными для всех национальностей. Безусловно, «концерты национальной музыки» не смогут решить проблему национальных конфликтов в пенитенциарной среде, в лучшем случае они формируют индифферентное отношение, в худшем - могут привести к усилению негативных установок в среде отрицательно настроенных осужденных. Необходимо призывать земляков вести законопослушный образ жизни, соблюдать режимные требования согласно установленному порядку отбывания наказания. Этой позиции придерживается и Общественная наблюдательная комиссия Воронежской области, в составе которой члены национальных диаспор Армении, Азербайджана, Грузии, Дагестана, Израиля и Украины, а также представители различных религиозных конфессий.

Впервые в России при Управлении Федеральной службы исполнения наказаний по Воронежской области создан Межконфессиональный совет по тюремному служению, в который уже вошли представители пяти религиозных конфессий, действующих на территории России более ста лет: Русская Православная Церковь, Римско-католическая церковь, Лютеранская церковь, Еврейская религиозная община, Церковь Евангельских христиан-баптистов. Священнослужители и руководители религиозных конфессий Воронежской области приняли решение об объединении своих усилий в вопросах духовно-нравственного воспитания осужденных и подготовке их к освобождению.

Межконфессиональный совет при Воронежской областной Думе, Палата национальностей при Губернаторе Воронежской области также способствуют успешному решению проблемных вопросов межконфессиональных и межнациональных отношений в регионе.

В связи со сложностью оценки изменений в психике и поведении человека говорить об эффективности проводимой профилактической работы сложно. В то же время, среди объективных показателей результативности можно отметить наличие положительной дисциплинарной практики: пенитенциарных преступлений на этнической и религиозной почве, случаев массового неповиновения требованиям администрации, участия осужденных, придерживающихся экстремистских взглядов, в незаконных вооруженных формированиях, серьезных межнациональных и межрелигиозных конфликтов в исправительных учреждениях Воронежской области не допущено.

Экстремизм представляет реальную угрозу национальной безопасности нашей страны, избав-

ление от которой - дело десятилетий. Надеемся, что материал, предложенный в статье, поможет сотрудникам правоохранительных органов, гражданам уже сегодня повысить эффективность осуществления функций по сохранению стабильной жизнедеятельности российского общества, предупреждению деструктивных антисоциальных проявлений.

Литература

1. Социально-демографический портрет России: по итогам Всероссийской переписи населения 2010 года. М., 2012.

2. ФСИН: каждый третий осужденный иностранец в России сидит за наркотики // Интервью начальника управления исполнения приговоров и специального учета ФСИН России С. Еси-пова корреспонденту РИА Новости Г. Саливон. URL: http://rapsinews .ru/incident_news/20130304/ 266590469. html#ixzz2MYnGY36C

3. Большой этимологический словарь русского языка / сост. М. В. Климова. М., 2013.

4. Антонян Ю. М. Криминология. М., 2013.

5. Решетников М. М. Наброски к психологическому портрету террориста // Психологическая газета. 2004. № 9.

© 2014 г. С. М. Хоменко, Б. Б. Дранников

СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА Б РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ УГОАОБНОГО ЗАКОНА Б ЧАСТИ СПЕЦИАЛЬНЫХ СОСТАБОБ МОШЕННИЧЕСТБА: АКТУАЛЬНЫЕ БОПРОСЫ

Статья посвящена анализу правоприменительной практики по уголовным делам о специальных составах мошенничества. Изменения в уголовном законе в части дифференциации мошенничества по способу совершения неизбежно приводят к разным подходам в применении общих или специальных норм права. Автором проанализировано более 100 судебных актов по применению указанных новелл с целью систематизации подхода правоприменительных органов к квалификации деяния как того или иного вида мошенничества и привлечения лица к уголовной ответственности.

Ключевые слова: мошенничество, специальный состав, судебная практика, квалификация преступного деяния.

Развитие в стране экономических отношений, модернизация банковского сектора, развитие отрасли страхования, инвестиционной деятельности, информационных и промышленных технологий и предоставление новых видов услуг, по мнению законодателя, неизбежно ведут к появлению новых схем, способов хищения чужого имущества или приобретения права на чужое имущество [1].

В настоящее время уголовный закон подвергается различного рода изменениям. Нормотвор-ческая деятельность законодателя затронула многие сферы уголовного законодательства. Раздел Уголовного кодекса Российской Федерации, касающийся преступлений в сфере экономики, также не стал исключением. Федеральным законом от 29.11.2012 № 207-ФЗ [2] в Уголовный кодекс внесены изменения, направленные на дифференциацию мошенничества в зависимости от способа его совершения, то есть объективной стороны. В настоящее время выделяются следующие специальные составы мошенничества:

- мошенничество в сфере кредитования (ст. 159.1 УК РФ);

- мошенничество при получении выплат (ст. 159.2 УК РФ);

- мошенничество с использованием платежных карт (ст. 159.3 УК РФ);

- мошенничество в сфере предпринимательской деятельности (ст. 159.4 УК РФ);

- мошенничество в сфере страхования (ст. 159.5 УК РФ);

- мошенничество в сфере компьютерной информации (ст. 159.6 УК РФ).

Любые изменения в уголовном законе неизбежно порождают переходный период в правоприменительной деятельности, когда органам предварительного расследования, прокуратуре и судам приходится на практике применять положения нового законе впервые. Следует также учитывать, что должностным лицам и органам, формирующим практику в области уголовного преследования по новому закону, необходимо осоз-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.