Научная статья на тему 'Совершенствование деятельности УИС России как элемента государственного механизма противодействия экстремизму: правовые и организационные аспекты'

Совершенствование деятельности УИС России как элемента государственного механизма противодействия экстремизму: правовые и организационные аспекты Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
204
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ / ВЫЯВЛЕНИЕ И ПРЕСЕЧЕНИЕ ПРОЯВЛЕНИЙ ЭКСТРЕМИЗМА В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ И УЧРЕЖДЕНИЙ УИС РОССИИ / SUPPORT OF PENAL SECURITY / PREVENTION / IDENTIFICATION AND SUPPRESSION OF EXTREMISM IN PRISONS / IMPROVEMENT OF THE ACTIVITY OF THE RUSSIAN PENAL BODIES AND ESTABLISHMENTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Яворский Максим Александрович

в статье актуализируется проблема распространения экстремизма в местах лишения свободы, предлагается ряд организационно-правовых и профилактических мероприятий по совершенствованию деятельности органов и учреждений УИС России в вопросах предупреждения, пресечения и выявления экстремизма в среде осужденных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF THE RUSSIAN PENAL SYSTEM AS AN ELEMENT OF STATE MECHANISM OF COUNTERACTION TO EXTREMISM: LEGAL AND ORGANIZATIONAL ASPECTS

in the article the author considers the problem of distribution of extremism in prisons and offers some legal, organizational and preventive measures for improvement of the activity of the Russian penal bodies and establishments within the prevention, identification and suppression of extremism among prisoners.

Текст научной работы на тему «Совершенствование деятельности УИС России как элемента государственного механизма противодействия экстремизму: правовые и организационные аспекты»

M.A. YAVORSKIY*

IMPROVEMENT OF THE RUSSIAN PENAL SYSTEM AS AN ELEMENT OF STATE MECHANISM OF COUNTERACTION TO EXTREMISM: LEGAL AND ORGANIZATIONAL ASPECTS

УДК 343.8 ББК 67.409.021 Я22

Аннотация: в статье актуализируетсяпроблема распространения экстремизма в местах лишения свободы, предлагается ряд организационно-правовых и профилактических мероприятий по совершенствованию деятельности органов и учреждений УИС России в вопросах предупреждения пресечения и выявления экстремизма в среде осужденных

Ключевые слова: обеспечение пенитенциарной безопасности, предупреждение выявление и пресечение проявлений экстремизма в исправительных учреждениях, совершенствование организации деятельности органов и учреждений УИС России

МАКСИМ

АЛЕКСАНДРОВИЧ

ЯВОРСКИЙ*

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УИС РОССИИ КАК ЭЛЕМЕНТА ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕХАНИЗМА ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКСТРЕМИЗМУ:

ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ

Annotation: in the article the author considers the problem of distribution of extremism in prisons and offers some legal, organizational and preventive measures for improvement of the activity of the Russian penal bodies and establishments within the prevention, identification and suppression of extremism among prisoners.

Key words support of penal security, prevention, identification and suppression of extremism in prisons, improvement of the activity of the Russian penal bodies and establishments.

Распространение экстремистских идей среди осужденных в исправительных учреждениях УИС России - малоизученная тема. До сих пор этой проблеме не уделяли должного внимания ни сотрудники правоохранительных органов, ни ученые-юристы. Справедливости ради отметим, что отдельные аспекты профилактики и предупреждения экстремизма в исправительных учреждениях все же исследовались с позиции криминологической науки. Одной из последних работ, в которой раскрываются основные направления профилактики рецидива осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы за совершение экстремистских преступлений, а также достаточно отчетливо представлена специфика личности осужден-ного-экстремиста, является учебное пособие А.М. Сысоева и В.Ф. Лапшина: «Профилактика рецидива преступлений экстремистской направленности в условиях пенитенциарного учреждения» (Вологодский институт права и экономики ФСИН России, 2011). Тем не менее обращает на себя внимание то обстоятельство, что вопросы, связанные с теоретико-правовыми и организационными аспектами противодействия проникновению и распространению экстремистских взглядов в среде осужденных к лишению свободы, предметом комплексного рассмотрения не становились.

Не делая попыток в данной статье осуществить такой анализ, мы лишь в очередной раз обратим внимание на необходимость совершен-

* Кандидат юридических наук, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин (Самарский юридический институт ФСИН России)

Е-тай: Yavorm@mail.ru.

Уголовно-исполнительная система

Уголовно-исполнительная система

ствования деятельности органов УИС в указанной сфере, предложив ряд мер правового и организационного характера.

Серьезную озабоченность в обществе своими последствиями вызывает рост числа различных проявлений экстремизма, особенно его уголовно наказуемых форм. По данным Генеральной прокуратуры РФ, только за 2011 г. было зарегистрировано свыше 1200 преступлений экстремистской направленности и террористического характера1. Одновременно значительно возросло количество тяжких неэкстремистских преступлений, совершаемых по мотивам социальной ненависти или вражды. Наблюдаются увеличение активности псевдорелигиоз-ных и неофашистских объединений, рост национально-религиозной напряженности. На учете МВД России состоят более 150 группировок, члены которых исповедуют культ национализма, расового превосходства и воплощают свою идеологию на практике путем криминального насилия2. Только в период с 2010 по 2011 год в России была пресечена деятельность более 50 националистических преступных групп, свыше 20 различных радикальных организаций, 23 международных террористических ячеек3. Протестные движения, в том числе активно поддерживаемые и финансируемые рядом зарубежных государств, охватывают все новые маргинальные группы в российском обществе.

Указанные обстоятельства представляют реальную угрозу целостности и нормальному функционированию органов государственной власти, национальной безопасности и общественной стабильности.

Перечисленные проблемы становятся актуальными и для пенитенциарной сферы. Приходится констатировать, что сегодня в исправительных учреждениях культивируютсяи получают распространение те же криминогенные процессы. Достаточно отчетливо прослеживается тенденция экстримизации мест лишения свободы. Для распространения экстремистских материалов и пропаганды своих идей радикальные формирования все чаще используют следственные изоляторы и учреждения, исполняющие уголовные наказания в виде лишения свободы.

Приведенные статистические данные по преступлениям террористического характера и экстремистской направленности позволяют утверждать, что количество лиц, осужденных за совершение указанных общественно опасных деяний, ежегодно увеличивается. Исследователи механизма обеспечения безопасности отдельных категорий осужденных подтверждают,

что в учреждениях УИС в настоящее время сосредоточиваютсяактивные сторонники и лидеры радикальных политических, общественных и религиозных течений. По оценкам экспертов, в условиях изоляции от общества отбывают наказание около 3000 лиц, осужденных за преступления террористического характера и экстремистской направленности4. В связи с высокой концентрацией в исправительных учреждениях этой категории лиц другим осужденным «угрожает опасность как быть вовлеченными в криминально-криминогенные процессы в местах лишения свободы, так и стать жертвами преступлений, совершаемых по мотиву национальной, этнической, религиозной ненависти (в том числе на расовой почве)»5.

Наибольшую озабоченность вызывает рекрутирование экстремистами новых сторонников из числа осужденных, которые принимают радикальные формы ислама, становятся адептами различных неорелигиозных сект. Это подтверждают и официальные представители традиционных конфессий. В частности, руководитель отдела ДУМ Республики Татарстан по координации взаимодействия с У ФСИН России по Республике Татарстан с опасением говорит

о том, что сегодня «в тюрьму садится один ваххабит, он создает «джамаат» (общину) вокруг себя... обращая в радикальную форму ислама... заключенных, и на свободу уже выходят десять ваххабитов. В колонии после определенных внушений человеку обещают, что после выхода на свободу «братья» его не бросят, дадут работу, снимут квартиру, помогут с деньгами. Особенно это действует на тех, у кого «на воле» нет ни жилья, ни родных»6. Схожего мнения придерживается и Русская православная церковь: «В случае если проникновение тоталитарных, деструктивных сект в учреждения и органы УИС не будет остановлено, в недалеком будущем мы столкнемся с ростом преступности среди спецконтингента, открытыми выступлениями адептов, пропагандирующих свои деструктивные идеи, готовых к любым решительным действиям»7.

В последнее время активизировались общественные и религиозные объединения, распространяющие информационные материалы, содержание которых признано экстремистским, федеральный список экстремистских материалов представлен всеми носителями информации. Это и музыкальные произведения, кино- и видеофильмы, фотографии и изображения, печатные издания, Интернет-ресурсы и материалы, размещенные в глобальной информацион-

ной сети в любой доступной для восприятия форме.

Так, в марте 2012 г. сотрудники полиции г. Ульяновска при поддержке оперативных подразделений территориальных органов ФСИН России провели широкомасштабную операцию по задержанию членов экстремистской организованной преступной группы. Экстремисты не только осуществляли распространение литературы ваххабитского толка в исправительных учреждениях Приволжского федерального округа, но и проводили вербовочные мероприятия среди осужденных по привлечению их в свои ряды. В ходе оперативно-розыскных мероприятий было изъято несколько сотен книг с экстремистским содержанием, 40 тетрадей с рукописями религиозного содержания, 18 записных книжек, компьютерная техника и файлы, печатная инструкция по подготовке боевиков и проведению диверсионно-террористических актов, флаг международной террористической организации «Имарат Кавказ»8.

Многочисленные факты обнаружения экстремистских материалов в результате прокурорских проверок или в ходе проведения оперативно-розыскных и режимных мероприятий9 свидетельствуют об отсутствии должного контроля над процессами поступления, хранения и предоставления в пользование осужденным литературы и иных информационных материалов из библиотечных фондов исправительных учреждений. Для пресечения каналов доставки материалов экстремистского характера в исправительные учреждения обоснованными выглядят меры по усилению контроля за поступающими осужденным корреспонденцией, передачами, посылками и бандеролями. По нашему мнению, необходимо нормативное закрепление запрета и установление ответственности за оборот экстремистских материалов, отнесение их к категории запрещенных предметовсре-ди осужденных (наряду с оружием, наркотическими средствами, алкоголем и т. д.).

На основании изложенного предлагаем внести изменения в название ст. 95 УИК РФ, сформулировав ее следующим образом: «Приобретение и хранение осужденными литературы, иных информационных материалов и письменных принадлежностей», а также дополнить ч. 2 указанной статьи абзацем следующего содержания: «Осужденным запрещаются получение, приобретение, хранение и распространение информационных материалов, содержание которых призывает к осуществлению экстремистской деятельности, обосновывает или оправды-

вает расовое, национальное и религиозное превосходство, обосновывает или оправдывает практику совершения преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо социальной группы, а также подписка на них».

Данные изменения весьма актуальны с учетом внесения возможных поправок в УИК РФ, обсуждаемых в Министерстве юстиции Российской Федерации. Законопроект предусматривает возможность осужденным осуществлять телефонные разговоры с использованием сети Интернет, а также право пользоваться аудиокнигами.

Эффективное противодействие проявлениям экстремизма в сфере исполнения уголовных наказаний во многом зависит от участия в этой деятельности институтов гражданского общества. При этом организация взаимодействия органов и учреждений УИС с общественными структурами оставляет желать лучшего. Несмотря на то что ФСИН России взят курс на активное сотрудничество с религиозными объединениями, принципы, формы и методы их участия в работе органов и учреждений УИС требуют, как минимум, уточнения и нормативной регламентации.

Необходимо на законодательном уровне закрепить правовое положение священнослужителей, осуществляющих деятельность в исправительных учреждениях, на основе дореволюционного российского, современного зарубежного и отечественного опыта их деятельности в армии и местах лишения свободы.

Требуетуточнения и организационно-правовой статус религиозных сооружений, действующих и вновь строящихся на территориях колоний и тюрем.

Восполнить правовой пробел, на наш взгляд, помогут принятие ведомственного нормативного акта (приказа) и внедрение в практику деятельности УИС инструкции, детально регламентирующей вопросы сотрудничества с религиозными объединениями.

Изучение материалов уголовных дел последних лет и личных дел осужденных за преступления экстремистской направленности позволяет нам говорить о качественных изменениях характеристики самих экстремистов. Если еще совсем недавно возраст подавляющего большинства экстремистски настроенных лиц составлял в среднем от 14 до 25 лет (в редких случаях - до 30 лет), то сегодня прослеживается четкая тенденция «взросления» экстремистов. Несмотря на то что молодежь по-прежнему составляет основную часть от общего чис-

Уголовно-исполнительная система

Уголовно-исполнительная система

ла лиц, совершающих правонарушения экстремистской направленности, все чаще делинквентами экстремизма выступают люди старшего возраста (причем в качестве не только организаторов или идейных вдохновителей, но и непосредственных исполнителей). В настоящее время экстремист представляет собой честолюбивую и самодостаточную личность со стабильной эмоционально-волевой сферой, хорошо контролируемыми эмоциями, уверенностью в собственной правоте, хотя многих из них и отличают устоявшаяся «аномальная» система мотивов и убеждений и столь же ложно-извращенные социально-политические идеалы. Эту категорию экстремистов по классификации Р.М. Узденова можно справедливо отнести к идейно-самостоятельному типу личностей, которые осознанно вступили на путь экстремизма, самостоятельно осмысливают и анализируют существующее положение вещей и желают это положение изменить10.

Анализ даже незначительного количества личных дел осужденных за преступления экстремистской направленности позволяет утверждать, что психологическое сопровождение и индивидуальная воспитательная работа с ними нуждаются в значительной корректировке. Очевидно, что в пенитенциарной профилактике экстремизма непозволительно ограничиваться одними лишь воспитательными мерами, направленными на ограничение возможности совершения осужденными новых противоправных деяний. В отношении данной категории осужденных требуется совершенно иная организация мероприятий режимного характера, направленных на поддержание установленного порядка и условий исполнения и отбывания наказания.

Необходимосовершенствоватьи систему оперативно-розыскных мер по предупреждению проявлений экстремизма в исправительных учреждениях.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации в структуре центрального аппарата УИС образовано управление собственной безопасности, а во всех территориальных органах созданы подразделения собственной безопасности, которые осуществляют организационно-правовые и предупредительные меры по обеспечению пенитенциарной безопасности и пенитенциарного процесса. Учитывая повышенную общественную опасность преступлений экстремистской направленности, полагаем, что на подразделения собственной безопасности ФСИН России могут быть возложены задачи по организации и оперативному сопровождению деятельности подразделений территори-

альных органов УИС в сфере противодействия проявлениям экстремизма в местах лишения свободы. Кроме того, считаем вполне возможным наделить УСБ ФСИН России соответствующими полномочиями по координации взаимодействия территориальных подразделений УИС с органами ФСБ и МВД России, что, по нашему мнению, положительно отразится на организационных аспектах рассматриваемого направления деятельности.

Федеральное законодательство и ведомственные нормативные правовые акты не относят к правомочным субъектам противодействия экстремизму органы УИС, предоставляя им право участвовать в этой деятельности лишь «в пределах своей компетенции». Как следствие, компетенции органов УИС в сфере противодействия различным проявлениям экстремизма весьма ограничены в силу специфики стоящих перед ними задач и имеющихся полномочий.

Вместе с тем необходимопризнать, что ФСИН России активно осуществляет деятельность по основным направлениям противодействия экстремистской деятельности: 1) принимает профилактические меры, направленные на предупреждение экстремизма, в том числе на выявление и устранение причин и условий, способствующих экстремистской деятельности; 2) осуществляет выявление, предупреждение и пресечение экстремистской деятельности общественных и религиозных объединений, иных организаций, физических лиц. В связи с этим представляется целесообразным расширить объем полномочий органов и учреждений УИС в указанной сфере деятельности, внеся изменения в Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» и в Положение «О Федеральной службе исполнения наказаний ».

Нами сформулированы лишь отдельные меры правового, организационного и профилактического характера, реализация которых, на наш взгляд, будет способствовать как стабилизации оперативной обстановки в исправительных учреждениях, так и повышению эффективности общегосударственныхмер по предупреждению, пресечению и выявлению экстремизма.

Важность названных мер определяется и тем, что Стратегия национальной безопасности Российской Федерации и Федеральный закон «О безопасности» требуют постоянного совершенствования всех элементов государственно-правового механизма противодействия экстремистской деятельности.

1 См.: Состояние преступности- январь-декабрь 2011 г. [ Электронный ресурс] // Материалы официального сайта МВД России. URL: http://www.mvd.ru/presscenter/statistics (дата обращения: 20.09.2012).

2 См.: URL: http://www.mvd.ru/presscenter/interview (дата обращения: 18.09.2012).

3 См: В России пресечена деятельность 23 ячеек террористических структур [Электронный ресурс]. URL: http://ria.ru/defense safety (дата обращения: 18.09.2012).

4 См., напр.: Хромов И.Л. Религиозный экстремизм как ресурсная база терроризма: проблемы противодействия // Вестн Владимир, юрид. ин-та. 2012. № 3 (24). С. 158.

5 Карькина Н.Н. Обеспечение безопасности осужденных - представителей этнических групп от криминальных угроз в местах лишения свободы автореф. дис. ... канд. юрид. наук Рязань, 2010. С. 4.

6 Русские в тюрьмах и на «зонах» принимают ислам и становятся ваххабитами [ Электронный ресурс]. URL: http://www.ruskline.ru/editions (дата обращения: 20.09.2012).

7 См.: Взаимодействие правоохранительных учреждений и Русской православной церкви в борьбе с преступностью URL: http://www.pobeda.ru/content/view (дата обращения: 9.02.2012).

8 См.: В тюрьмах раскрыта банда вербовщиков боевиков [Электронный ресурс] // Материалы сайта Life News. URLhttp://www.lifenews.ru/news(дата обращения: 23.09.2012).

9 См., напр.: В Ростовскойобласти исправительную колонию оштрафовали за хранение в библиотеке книг Свидетелей Иеговы [Электронный ресурс] // Материалы Информационно-аналитического центра «СОВА». URL:http://www.sova-center.ru(дата обращения: 13.10.2012).

10 См.: УзденовР.М. Экстремизм. Криминологические и уголовно-правовые проблемы противодействия автореф. дис. ... канд. юрид. наук М., 2008. С. 7.

Уголовно-исполнитільная систіма

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.