УДК 343.8 ББК 67.409 С71
B.A. SPASENNIKOV*, A.V. TSATUROV
**
COUNTERACTION TO THE SPREAD OF RELIGIOUS EXTREMIST IDEOLOGY IN IMPRISONMENT PLACES
Аннотация: в статье дан анализ особенностей противодействия распространению религиозно-экстремистской идеологии в местах лишения свободы.
Ключевые слова: правовое регламентирование, оперативно-розыскная деятельность, экстремистская идеология, места лишения свободы.
БОРИС АРИСТАРХОВИЧ СПАСЕННИКОВ*, А. В. ЦАТУРОВ
**
ПРОБЛЕМЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ РАСПРОСТРАНЕНИЮ РЕЛИГИОЗНО-ЭКСТРЕМИСТСКОЙ ИДЕОЛОГИИ В МЕСТАХ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ
Annotation: in the article the particular features of counteraction to the spread of religious extremist ideology in imprisonment places are analyzed.
Key words: legal regulation, operational-search activity, extremist ideology, imprisonment places.
На современном этапе одна из ключевых задач правоохранительных органов - противодействие национальному и религиозному экстремизму. Важность решения данной задачи обусловлена рядом негативных процессов, связанных с активным распространением в обществе религиозно-экстремистской идеологии. Проповедники из нетрадиционных для России течений зарубежного радикал-исламизма, таких как Партия исламского освобождения «Хизб-ут-Тахрир-Аль-Ислами», «Таблиги Джа-маат», других религиозных экстремистских организаций, откровенно призывают своих адептов к организации «джихада» против Российского государства. Деятельность подобных радикал-исламистских организаций представляет реальную угрозу безопасности и суверенитету Российской Федерации.
В утвержденной Президентом Российской Федерации 14 ноября 2013 г. Концепции общественной безопасности в Российской Федерации одним из основных источников угроз общественной безопасности определена экстремистская деятельность националистических, религиозных, этнических и иных организаций и структур, направленная на нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации, дестабилизацию внутриполитической и социальной ситуации в стране. Необходимо с полной ответственностью и объективностью осознать масштабы и последствия данной угрозы, в основе которой - проведение террористических актов, гибель десятков и сотен невинных людей. Среди них убийство в августе 2013 г. в Махачкале имама Ильяса Ильясова за его ре-
$
-С
£ Sc
■8-I
* Доктор юридических наук, доктор медицинских наук, профессор,
главный научный сотрудник НИИ ФСИН России, профессор ВИПЭ ФСИН России;
** соискатель
(НИИ ФСИН России)
E-mail: [email protected].
s
>3 -Q
ä
лигиозную деятельность, убийство в июле 2012 г. в Республике Татарстан богослова Валиуллы Якупова, трагические события в октябре 2013 г. в Волгоградской области, когда террористка произвела самоподрыв в рейсовом автобусе, в результате которого погибли 7 человек и более 40 получили тяжелые ранения.
Ярые проповедники радикал-исламистской идеологии не только занимаются организацией террористических актов устрашения, но и активно вербуют в свои ряды все новых адептов, при этом имеют место факты, когда последователями исламского фундаментализма становятся этнические русские граждане. Например, гражданским мужем террористки Асияловой был подрывник «махачкалинской» диверсион-но-террористической группы Д. Соколов, ставший последователем радикального ислама.
На наш взгляд, благоприятным источником вербовки в свои ряды «новых воинов джихада» может стать уголовная среда.
Ряд осужденных, отбывающих наказание в местах лишения свободы, становятся адептами радикального ислама еще и потому, что видят в его постулатах сходство с идеологией криминального мира. Уголовная субкультура предполагает презрение по отношению не только к правоохранительным органам, но и к государству в целом. Данное обстоятельство напоминает мировоззренческие установки радикал-исламистов, для которых Российское государство является «кяфирским», то есть государством неверных. В связи с этим нежелание последователей радикального ислама жить по «кяфирским» законам точно корреспондируется с нежеланием уголовников жить по законам государства.
Привлекает преступников-рецидивистов в радикал-исламистской идеологии и то обстоятельство, что предыдущие грехи, то есть преступления до активного принятия ислама, списываются. Возможность их совершать в дальнейшем трактуется уже как часть «джихада».
По мнению ряда экспертов, осужденный, находящийся в исправительном учреждении (ИУ) и активно проповедующий идеологию радикального ислама, способен за короткий срок привлечь в ряды своих сторонников 5-7 и более человек. По образному выражению мусульманского теолога-традиционалиста Фарида Салмана «сел один ваххабит, а на свободу выходит уже 10».
Мы согласны с позицией, что в среде радикал-исламистов имеет место теория «тюремного джихада», автором которой, вероятно, является Марат Кудакаев, который с 2002 по 2010 год возглавлял отдел по связям с силовыми струк-
турами Духовного управления мусульман Татарстана. Посещая исправительные учреждения в качестве сотрудника Духовного управления мусульман, М. Кудакаев занимался проповедью вооруженного «джихада против» «кяфир-ского государства».
Находясь в местах лишения свободы, последователи радикальной исламской идеологии стремятся к объединению в организованные экстремистские ячейки, установлению связей с местными национальными диаспорами. Лидеры подобных ячеек активно используют идеологию радикального ислама для укрепления своего положения в неформальной тюремной иерархии, пропаганды экстремистских взглядов среди осужденных с целью их вербовки в свои ряды. Для привлечения новых адептов ими предпринимаются попытки к установлению каналов доставки в места лишения свободы экстремистских агитационных изданий.
С начала 2014 г. зафиксировано 97 случаев изъятия в исправительных колониях (ИК) и следственных изоляторах (СИЗО) ФСИН России запрещенной на территории Российской Федерации религиозной литературы. С целью установления и перекрытия каналов поступления экстремистских изданий в учреждения пенитенциарной системы (во взаимодействии с другими правоохранительными органами) проводятся соответствующие оперативно-розыскные мероприятия.
Наибольшее количество фактов изъятия религиозной литературы экстремистской направленности зарегистрировано в ИК и СИЗО Челябинской области - 15 случаев, Удмуртской Республике - 13, Иркутской, Тверской, Ульяновской и Рязанской областях - по 4 случая.
Имеют место факты, когда попытки доставить в исправительные учреждения литературу, включенную в федеральный список экстремистских материалов, предпринимаются представителями мусульманского духовенства. Так, в январе 2014 г. в комнате ожидания для родственников осужденных ИК-14 ГУФСИН России по Иркутской области у имама г. Ангарска Р. Ф. Мингалеева сотрудниками учреждения была изъята книга Абу Аль-Аля Аль-Маудуди «Основы ислама», внесенная в федеральный список как запрещенная. В феврале 2014 г. была пресечена попытка передачи одному из осужденных ИК-1 УФСИН России по Республике Северная Осетия - Алания СБ-диска с видеофильмом «Чудеса Корана», также являющегося экстремистским материалом, а предпринял такую попытку начальник юридического отдела Духовного управления мусульман Республики Северная Осетия - Алания З. X. Гацалов.
Наиболее распространенными каналами доставки в ИУ экстремистских материалов являются почтовые отправления, в том числе из-за рубежа.
Следует признать, что, несмотря на активные меры, принимаемые администрациями ИУ, по перекрытию каналов поступления запрещенной религиозной литературы радикал-исламистского толка, отдельными осужденными и лицами, содержащимися под стражей, предпринимаются попытки ее незаконной доставки в учреждения. Так, в феврале 2014 г. при проведении мероприятий по досмотру вновь прибывших осужденных сотрудниками ИК-10 ГУФСИН России по Челябинской области среди личных вещей осужденного Н. Р. Сапаева была обнаружена запрещенная книга Шейха Али Аль-Тантауи «Общее представление об исламе», изъятая из гражданского оборота по решению суда как экстремистская литература.
ФСИН России предпринимаются превентивные меры по противодействию распространения среди лиц, содержащихся в следственных изоляторах и осужденных к лишению свободы, идеологии религиозного экстремизма. Разработаны и широко используются во всех учреждениях программа по организации индивидуальной воспитательной, социальной и психологической работы с осужденными за преступления против государственной власти, военной службы, мира и безопасности человечества, коррек-ционные программы по работе с осужденными за преступления террористической и экстремистской направленности. Используются методические рекомендации по работе в местах лишения свободы с различными этническими группами осужденных, в территориальные органы ФСИН России направлен аналитический обзор Антитеррористического центра Содружества Независимых Государств «Использование современных методов вовлечения лиц в террористическую деятельность».
Во взаимодействии с ФСБ России и МВД России проверяются различные религиозные организации, которые обращаются во ФСИН России с предложениями о сотрудничестве. В 2012-2013 гг. пяти таким организациям было отказано в сотрудничестве по причине их деструктивного толка.
Осужденные, изучающие, пропагандирующие, исповедующие или распространяющие экстремистскую идеологию, ставятся на профилактический учет, за ними закрепляются наиболее опытные сотрудники оперативно-режимных и воспитательных служб. В настоящее время на профилакти-
ческом учете состоит 426 человек. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года количество подучетных лиц названной категории возросло более чем на 40 %. Увеличение их числа обусловлено не только возрастанием общего количества лиц, осужденных за преступления террористического характера и экстремистской направленности, но и внесением изменений в ведомственную нормативную базу.
В последние годы шесть так называемых «неофитов», ранее отбывавших наказание в местах лишения свободы, принимали непосредственное участие в террористических акциях на Северном Кавказе. В 2013 г. в Новосибирске было ликвидировано сообщество «Новосибирский джамаат», промышлявшее вооруженными ограблениями. Часть вырученных средств от этого преступного промысла направлялась на Северный Кавказ членам бандподполья. Около половины членов преступной группировки - это лица, ранее судимые и принявшие радикальный ислам в исправительных колониях.
В сфере особого внимания правоохранительных органов находится территория Северо-Кавказского федерального округа. Именно этот регион является наиболее комфортной средой для развития экстремистской идеологии. Известны факторы, дестабилизирующие ситуацию на территории Северо-Кавказского региона. Одним из определяющих среди них является распространение идеологий нетрадиционного ислама.
Полагаем, что в борьбе с идеологами радикал-исламизма свою ведущую роль должно сыграть духовенство традиционных религиозных конфессий. Для этого в учреждениях ФСИН России созданы благоприятные условия: в ИК организовано 279 исламских общин, объединяющих около 10 600 осужденных-мусульман, функционирует 51 исламская мечеть, в стадии строительства - еще 3, имеются 228 мусульманских молельных комнат; организовано свыше 85 мусульманских курсов по обучению осужденных основам традиционного ислама, в которых проходит обучение более 7800 человек.
ФСИН России налажено конструктивное сотрудничество с Советом муфтиев России. В рамках подписанного Соглашения о сотрудничестве реализуются различные проекты в сфере духовно-нравственного воспитания осужденных. Представители мусульманского духовенства привлекаются к проведению проверок по фактам нарушения прав осужденных-мусульман на свободу совести и свободу вероисповедания.
Важность роли священника в работе с осужденными подтверждает и опыт взаимодействия
$
-С
£ Sc
■8-I
s
-О ä
с представителями Русской православной церкви. Проведенный анализ свидетельствует о том, что там, где священник, окормляющий тюремную паству, осознает важность и нужность своей деятельности, оперативная обстановка стабильная и дисциплина среди осужденных удовлетворительная. Например, в ИК-8 УФСИН России по Пензенской области функционирует православная община численностью 428 человек, что составляет 51 % от общего количества осужденных, отбывающих наказание в этом учреждении. Доля нарушений, допущенных осужденными, состоящими в общине, составляет всего 0,3 % от всех правонарушений, а злостных нарушений установленного порядка отбывания наказания верующими осужденными в текущем году вообще не допущено.
Очевидно, что эффективная миссионерская деятельность невозможна без ее ресурсного обеспечения, поэтому мы предлагаем разработать систему грантовой поддержки для религиозных организаций, зарекомендовавших себя противниками нетрадиционного ислама.
Однако даже самая продуктивная деятельность священнослужителей не будет успешной в противодействии распространению религиозно-экстремистской идеологии без консолидации усилий в этом направлении заинтересованных государственных структур и общественных организаций. В связи с этим представляется целесообразным создание межведомственного, межконфессионального постоянно действующего органа, наделенного полномочиями проведения непрерывного мониторинга ИУ, с целью объективной оценки ситуации с распространением радикализма и религиозного экстремизма в местах лишения свободы и выработки адекватных мер по противодействию этим процессам.
Законодательством Российской Федерации определено около 30 составов преступлений, отнесенных к противоправным деяниям экстремистской направленности, если они совершены по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти. И только санкции двух статей Уголовного кодекса Российской Федерации (ст. 105 «Убийство» и ст. 357 «Геноцид») предусматривают наказание в виде лишения свободы на срок от 12 до 20 лет с ограничением свободы на срок до 2 лет либо пожизненным лишением свободы. Санкции статей за остальные преступления такого характера предусматривают наказание от штрафа до 2-5 лет лишения свободы. Более того, около 250 человек, совершивших преступления экстремистской направленности,
не были осуждены к реальным срокам лишения свободы, в настоящее время они состоят на учетах уголовно-исполнительных инспекций.
Считаем, что ответственность за преступления, связанные с терроризмом, религиозным экстремизмом, необходимо ужесточать.
Эффективная деятельность по пресечению распространения идей религиозного экстремизма в учреждениях уголовно-исполнительной системы невозможна без активной контрпропагандистской работы, поэтому социальные, воспитательные аппараты ориентируют свою деятельность на мотивацию и включение осужденных - приверженцев радикального ислама, в культурную, спортивную, духовную сферу жизни учреждения. При этом очень важным в организации этой работы является привлечение родственников осужденных, использование авторитета их старейшин.
Однако любая работа будет обречена на провал, если заниматься ею будут непрофессионалы, люди, не ориентирующиеся в особенностях религиозно-радикальных идеологий, не знающие их догматов, не способные осознать угрозу от их последствий. В связи с этим необходимо, используя потенциал ведомственных вузов, содействие и помощь исламских университетов, организовать обучение персонала УИС формам и методам работы с осужденными названных категорий.
Лица, содержащиеся в местах лишения свободы и исповедующие идеологию радикального ислама, рано или поздно освободятся, выйдут на свободу. Осуществляя работу в ИУ по подготовке осужденных к освобождению, необходимо понимать особую важность постпенитенциарной реабилитации таких лиц. Определенной системы реабилитации осужденных в целом, в том числе названных категорий, в стране не создано. В результате бывшие осужденные, выйдя на свободу, столкнувшись с проблемами трудоустройства, жилья, вновь оказываются в привычном криминальном социуме. Бывшие экстремисты, террористы входят в радикал-исламистские «джамааты». В связи с этим интересным представляется опыт работы по социальной реабилитации исламских фундаменталистов в ряде арабских стран. В Саудовской Аравии, Йемене, Египте, Ираке разработаны долгосрочные программы, в которые вовлечены религиозные деятели, психологи, социальные работники. Предусматривается строительство центров реабилитации радикалов. После выхода из них бывшим боевикам оказывается помощь в получении образования, решении жилищных проблем.
Статья публикуется по решению редакционной коллегии. 32