Научная статья на тему 'Отдельные вопросы противодействия оперативных подразделений уголовно-исполнительной системы религиозным экстремистским организациям'

Отдельные вопросы противодействия оперативных подразделений уголовно-исполнительной системы религиозным экстремистским организациям Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
652
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / ЭКСТРЕМИЗМ / РАДИКАЛИЗМ / ФУНДАМЕНТАЛИЗМ / ВАХХАБИЗМ / САЛАФИЯ / INVESTIGATIVE OPERATIONS / PENITENTIARY SYSTEM / EXTREMISM / RADICALISM / FUNDAMENTALISM / WAHHABISM / SALAFIA

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шиков А. А.

Рассматриваются отдельные вопросы противодействия оперативных подразделений уголовноисполнительной системы деятельности экстремистских организаций, основанных на идеях салафизма и ваххабизма. Проанализирован уровень актуальности заявленных вопросов, рассмотрены основные экстремистские ваххабитские и салафитские организации, действующие на территории Российской Федерации, активные участники которых содержатся в исправительных учреждениях и следственных изоляторах ФСИН России, дана их краткая характеристика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME ISSUES OF COUNTERING RELIGIOUS EXTREMIST ORGANIZATIONS BY OPERATIONAL UNITS OF THE PENITENTIARY SYSTEM

The article focuses on some issues of countering religious extremist organizations based on the ideas of Salafism and Wahhabism by operational units of the penitentiary system. An analysis of the above-mentioned issues' level of relevance is presented. We examine and characterize the main extremist Wahhabi and Salafi organizations operating in the territory of the Russian Federation, whose active participants are kept in prisons and detention facilities of the Federal Penitentiary System.

Текст научной работы на тему «Отдельные вопросы противодействия оперативных подразделений уголовно-исполнительной системы религиозным экстремистским организациям»

Право

Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2016, № 2, с. 181-187

181

УДК 34

ОТДЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ

ОПЕРАТИВНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РЕЛИГИОЗНЫМ ЭКСТРЕМИСТСКИМ ОРГАНИЗАЦИЯМ

© 2016 г. А.А. Шиков

Владимирский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации, Владимир

antonshikov@mail. ru

Поступола в редакцою 01.02.2016

Рассматриваются отдельные вопросы противодействия оперативных подразделений уголовно-исполнительной системы деятельности экстремистских организаций, основанных на идеях салафизма и ваххабизма. Проанализирован уровень актуальности заявленных вопросов, рассмотрены основные экстремистские ваххабитские и салафитские организации, действующие на территории Российской Федерации, активные участники которых содержатся в исправительных учреждениях и следственных изоляторах ФСИН России, дана их краткая характеристика.

Ключевые слова: оперативно-розыскная деятельность, уголовно-исполнительная система, экстремизм, радикализм, фундаментализм, ваххабизм, салафия.

Одной из главных задач оперативно-розыскной деятельности, поставленных перед оперативными подразделениями уголовно-исполнительной системы (далее - УИС) на современном этапе, является выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений террористической и экстремистской направленности, выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, а также добывание информации о событиях или действиях террористического и экстремистского характера, создающих угрозу безопасности Российской Федерации.

Всплеск экстремистских проявлений, в том числе в крайней форме - терроризме, попытки дестабилизировать внутриполитическую и социальную ситуацию в России не обошли и УИС. Все чаще появляется информация о нападениях на сотрудников органов и учреждений ФСИН России, террористических актах на объектах УИС в Северо-Кавказском федеральном округе, попытках дестабилизации обстановки в местах лишения свободы. Наиболее резонансными преступлениями, совершенными членами радикальных экстремистских организаций в отношении сотрудников УИС в последнее время, являлись: убийство заместителя начальника УФСИН России по Республике Дагестан Магомеда Муртузалиева, членов его семьи и водителя, покушение на начальника УФСИН России по Республике Дагестан Муслима Даххаева, покушение на сотрудников УФСИН России по Кабардино-Балкарской Республике в г. Чегем.

В связи с вышеизложенным руководство ФСИН России придает особое значение вопросам противодействия экстремизму в УИС. 21 ноября 2013 года по инициативе ФСИН России состоялась Всероссийская конференция по теме «О мерах по противодействию распространению в исправительных учреждениях радикализма, религиозного экстремизма». На конференции обсуждались актуальные вопросы, связанные с активизацией деятельности радикальных организаций и их попытками использовать осужденных, отбывающих наказание в местах лишения свободы, в противоправных целях [1].

Множество приверженцев деструктивных идеологий ваххабизма и салафизма, в том числе членов экстремистских организаций, содержатся в местах принудительной изоляции от общества. В учреждениях ФСИН России на декабрь 2013 года содержалось 364 лица, осужденных за преступления экстремистской направленности (на июнь 2014 года - 393 лица), 1039 лиц, осужденных за преступление террористической направленности (на июнь 2014 года - 1298 лиц) [2]. В числе данных лиц находятся активисты и участники интернациональных исламских экстремистских организаций, исповедующих радикальные течения ислама.

Ислам в России является второй по числу приверженцев религией после православного христианства. По разным данным, в России живет от 16 [3] до 26 [4] миллионов мусульман. В России среди мусульман преобладают сунниты ха-нифитского толка (большинство татар, башкир,

казахов, дагестанские народы (кроме аварцев), кабардинцы, адыгейцы, черкесы, балкарцы, карачаевцы и др.), сунниты шафиитского толка (чеченцы, ингуши, многие мусульмане-осетины, аварцы и др.), шииты (азербайджанцы).

В последнее десятилетие отмечается рост численности представителей данной религиозной конфессии. Во-первых, происходит естественный прирост мусульманского населения, так как рождаемость среди российских мусульман значительно выше, чем у представителей других конфессий. Во-вторых, в Российской Федерации постоянно находится значительное число нелегальных эмигрантов (от 3 до 5 млн человек) [5], выходцев из бывших советских республик Средней Азии, исповедующих различные течения ислама.

Обновление сведений об отношении осужденных, находящихся в исправительных учреждениях УИС, к религии, в том числе о количестве лиц, исповедующих то или иное направление ислама (шиизм, суфизм, ваххабизм и др.), ФСИН России не производилось. По некоторым оценкам, количество ваххабитов в России составляет около 700 000 человек. В 2013 году ваххабитские общины созданы во всех субъектах Российской Федерации, за исключением Чукотского АО [6]. Территориально противоправная деятельность исламских экстремистов чаще всего осуществляется в СевероКавказском, Южном и Приволжском федеральных округах нашей страны.

Путем интервьюирования действующих сотрудников оперативных подразделений УИС автор выяснил, что в исправительных учреждениях и СИЗО содержится большое число ваххабитов и салафитов, осужденных и заключенных под стражу за совершение общеуголовных преступлений. Кроме того, в учреждениях УИС содержится более 40 лиц, ведущих активную пропагандистскую работу, направленную на распространение идей радикальных течений ислама среди широких масс спецконтингента невзирая на возраст, национальность, вероисповедание, социальное положение, в том числе в уголовно-преступной среде. Таким образом, число ваххабитов и салафитов не поддается подсчету и постоянно растет. Часто в средствах массовой информации, Интернете исламских экстремистов называют салафитами и ваххабитами. По мнению ряда исследователей, понятия «салафит» и «ваххабит» являются синонимами [7].

Согласно данным проведённого автором исследования, 95% сотрудников оперативных подразделений УИС не смогли сформулировать понятия «салафия» и «ваххабизм», выявить между ними явные сходства и различия. Однако

мы считаем, что при осуществлении профилактической работы с лицами, находящимися в местах принудительной изоляции от общества, большое значение имеет наличие знаний, умений и навыков у сотрудников УИС, направленных на выявление лиц, исповедующих нетрадиционные течения ислама, являющихся активными членами религиозных экстремистских организаций; получение информации об их биографических данных, установках, наклонностях и взглядах, фактах противоправной деятельности, компрометирующих материалах. Отметим, что указанная информация должна быть по возможности полной, всесторонней и проверенной путем использования сил и средств оперативно-розыскной деятельности.

Салафия (араб. - «предки, предшественники») - направление в исламе, объединяющее мусульманских религиозных деятелей, которые в разные периоды ислама выступали с призывами ориентироваться на образ жизни и веру ранней мусульманской общины, на праведных предков, трактуя как бида (араб. - «ересь») все позднейшие нововведения в указанных сферах, начиная с методов трактовки Корана и заканчивая всевозможными новшествами, привнесенными в мусульманский мир его контактами с Западом. К салафитам причисляются, в частности, аш-Шафии, Ибн Ханбал, Ибн Таймия, идеологи ассоциации «Братья-мусульмане», Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб. В западной литературе для характеристики идеологии салафитов используются термины «традиционализм», «фундаментализм», «возрожденчество».

Основными догматами салафитов является критика суфизма, распространённого на Северном Кавказе; критика следования какой-либо определенной исламской школе или ученому; борьба за очищение ислама от различных чуждых, с их точки зрения, примесей, основанных на культурных, этнических или каких-то других особенностях тех или иных мусульманских народов; запрет паломничества к могилам святых; отрицание празднования дня рождения пророка Муххамада или других пророков и праведников ислама [8].

Среди салафитов выделяют несколько различных категорий верующих:

- пуристы - лица, исповедующие истинный, с их точки зрения, ислам, не преследуют никаких политических целей и отвергают насилие;

- политические салафиты - лица, выступающие за создание богоугодного общества в рамках исламского государства;

- джихадистские салафиты - лица, готовые к насилию во имя строительства исламского халифата.

Понятия «салафизм» и «ваххабизм» часто используют как синонимы, но между этими течениями ислама имеется существенная разница. В середине XX века возник новый салафизм, который частично интегрировал идеи ваххабизма и политические цели раннего салафизма. С другой стороны, произошла трансформация ваххабизма, последователи которого в области права переняли идеи салафитов, которые стали активно продвигать за пределы Саудовской Аравии [9].

Ваххабизм является религиозно-политическим движением в исламе, сформировавшимся в XVIII веке. Движение названо по имени Му-хаммада ибн Абд аль-Ваххаба, жившего в середине XVIII века на территории современной Саудовской Аравии.

Ваххабиты требуют следовать только Корану, а что касается Сунны, то они признают лишь те ее хадисы, которые сложились в период первых четырех халифов. Все, что наслоилось в исламе на протяжении последующих столетий, необязательно для мусульманина, а во многом вредно и запретно.

Социальной основой ваххабитского движения являлась оппозиция торгово-промышленному и чиновничье-административному населению арабских городов. Изобличение отхода от «чистоты» раннего ислама давало ваххабитам повод к джихаду (араб. - «священная война») против заблудших. Учение о джихаде занимало большое место в вероучении новой секты. На всем протяжении своей истории ваххабиты вели завоевательные войны [10].

Центральное место в идейной платформе сторонников ваххабизма занимает концепция непризнания любой власти, отходящей от предписаний шариата (араб. - «правильный путь», «образ действия», совокупность правовых, морально-этических и религиозных норм ислама), крайняя нетерпимость к инаковерующим и инакомыслящим [11].

Важной тенденцией последних лет стала «ваххабизация» криминального сообщества. Сегодня криминал пытается окрасить рэкет в религиозные тона, осуществляется сбор закята (араб. - «благотворительный взнос в пользу джамаата для мусульман») или джизья (араб. -«налог для неверных»). Происходит распространение радикал-исламизма среди заключенных. Оказавшись в местах лишения свободы, салафиты начинают вести дагват (араб. - «пропаганда») среди других заключенных и сколачивают джамааты (араб. - «общество», «коллектив», «община», объединение группы мусульман). Многим заключенным импонирует идеология ваххабитов, поскольку предыдущие

«грехи» (преступления), совершенные до активного принятия ислама, в этом случае списываются, а совершение их в дальнейшем оправдывается, ибо новые преступления трактуются как часть джихада. Нежелание исламистов жить по «ментовским законам» также поднимает их в глазах уголовников, живущих «по понятиям». Если эта тенденция получит развитие и религиозные экстремисты распространят свое влияние в том числе и на «элиту» уголовного мира, то в перспективе именно салафиты смогут задавать тон всему преступному сообществу [12].

«Ваххабизация» уголовной среды началась после попадания в места лишения свободы боевиков - участников незаконных вооруженных формирований и осуждения членов организованных преступных групп, принявших ислам нетрадиционного толка, нередко с привнесением в него своих субкультурных ценностей.

Основными экстремистскими ваххабитскими и салафитскими организациями, действующими на территории Российской Федерации, представители которых содержатся в исправительных учреждениях и следственных изоляторах ФСИН России, являются «Аль-Каида», «Ат-Такфир валь-Хиджра», «Братья-мусульмане», «Талибан», «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами», «Кавказский эмират», «Джамаат Шариат», Исламское государство Ирака и Леванта. Оперативными аппаратами УИС проводится масштабная работа по выявлению и учету лидеров и активных членов данных экстремистских организаций, профилактике их противоправной деятельности, выявлению и раскрытию преступлений, совершенных данными лицами до прибытия в учреждения УИС.

«Аль-Каида» (араб. - «основа», «база», «фундамент», «принцип») - одна из крупных ультрарадикальных международных террористических организаций ваххабитского направления ислама. После взрывов посольств США в столицах Кении и Танзании в 1998 году «Аль-Каида» приобрела статус террористической организации № 1 в мире. На счету «Аль-Каиды» осуществление целого ряда крупных террористических актов, в том числе терактов 11 сентября 2001 года. На территории Северного Кавказа были созданы тренировочные лагеря данной организации, подготавливающие «моджахедов» (араб. - «борец», «совершающий усилие», участник джихада) для ведения боевых действий с силами федеральных войск.

Подразделение «Аль-Каиды» формируется из боевиков из Чечни и других регионов Кавказа в сирийском городе Алеппо. Новое подразделение получило название «Аль-Мухаджирин», его возглавил чеченец Абу Абдурахман. Группа

насчитывает более тысячи боевиков, большинство из которых имеют опыт боевых действий на Кавказе. В Сирии действует группировка «Джейш-аль-Мухаджирин валь-Ансар», почти полностью состоящая из иностранцев. Ее лидер Абу Умар - выходец из России, ранее воевавший в Чечне [13].

«Ат-Такфир валь-Хиджра» (араб. - «обвинение в неверии и уход») - радикальная группировка, основанная в Египте Мустафой Шук-ри, последователем идеолога радикального ислама Сейида Кутба, в начале 1970-х годов. Наибольшего успеха приверженцы данного течения достигли в Египте. Часть лидеров и активных последователей данного течения нашли убежище в Саудовской Аравии и в других арабских странах. По данным СМИ, «Ат-Такфир валь-Хиджра» является одной из составляющих международных организаций «Всемирный исламский фронт за джихад против евреев и христиан» [14].

Суть идеологии «Ат-Такфир валь-Хиджра» сводится к признанию исламистами своего государства «государством кяферов» (араб. - «неверных»), переезд в другие страны или регионы, где, по их мнению, существует шариатское правление, получение там военного опыта, с тем чтобы в дальнейшем вернуться на родину для развертывания джихада. Такфиристы обвиняют в неверии не только христиан или иудеев, но и других мусульман. Им объявляется такфир - обвинение в неверии. В отношении объекта такфира эти радикал-исламисты считают допустимым любые действия, вплоть до убийства. Мечети они считают «кяферскими», поэтому молятся на квартирах или частных коттеджах. Совершение террористических актов в мечети или вблизи нее для такфиристов считается нормальным.

15 сентября 2010 года Верховный суд Российской Федерации признал «Ат Такфир валь-Хиджра» экстремистской группировкой и запретил ее деятельность на территории России.

В Российской Федерации первым такфири-стом являлся житель Набережных Челнов Ирек Хамидуллин, который в конце 1990-х годов вместе с группой сподвижников переселился в Афганистан, где примкнул к талибам. Данные лица приняли участие в создании Булгарского джамаата, изначально состоявшего из выходцев с Поволжья. Затем к джамаату примкнули уйгуры (коренные жители Синьцзян-Уйгурского автономного района КНР, исповедующие ислам суннитского толка) и выходцы из стран СНГ, после чего данная группа получила название Уйгуро-Булгарский джамаат. В настоящее время члены данной организации активно действуют в Пакистане и Сирии, где проходят военную подготовку.

«Братья-мусульмане» (араб. Аль-Ихван аль-Муслимун) - международная религиозно-политическая ассоциация, основанная в марте 1928 г. учителем Хасаном аль-Банна в Исмаи-лии (Египет). Верховный суд Российской Федерации признал данную организацию террористической и запретил её деятельность на территории Российской Федерации. Организация «Братья-мусульмане» имеет огромный масштаб, она пользуется довольно сильным влиянием в Тунисе, Ливии, Сирии и многих других арабских странах.

В основу деятельности положены идеи основных её теоретиков и лидеров Хассана аль-Банны и Сейида Кутба. Цель деятельности -устранение неисламских правительств и установление исламского правления во всемирном масштабе путём воссоздания «Великого исламского халифата» первоначально в регионах с преимущественно мусульманским населением, включая Россию и страны СНГ. Основные формы деятельности: исламистская пропаганда, активная вербовка сторонников в мечетях, вооружённый джихад, не ограниченный территориальными рамками.

Председатель Общества ревнителей истории г. Казани Василий Иванов, изучавший деятельность «Братьев-мусульман» на Украине, обратил внимание на ихванистскую организацию «Альраид», которая активно действует в Крыму. По словам эксперта, альраидовцы активно поддерживают отношения с ваххабитами, хизб-ут-тахрировцами и нурсистами, которые ведут свою работу в крымско-татарской среде. Занимаясь активно социальной благотворительностью, украинские ихванисты стремятся не только завоевать признание населения, с которым они работают, но и получить расположение властей. Именно этим, считает Василий Иванов, объяснима публичная поддержка украинских этнократических ценностей (бандеровщины, русофобии) со стороны альраидовцев [15].

«Талибан» - исламистское движение, зародившееся в Афганистане среди пуштунов в 1994 году, правило Афганистаном с 1996 по 2001 г. («Исламский Эмират Афганистан») и регионом Вазиристан на севере Пакистана («Исламское государство Вазиристан») с 2004 года. Советом Безопасности ООН признано террористической организацией. К 2014 году «Талибан» фактически контролирует около 70% территории Афганистана, среди талибов возрастает число салафитов.

На подконтрольных территориях «Талибан» вводит нормы шариата, выполнение которых строго контролируется. Под запретом находятся телевидение, музыка и музыкальные инстру-

менты, изобразительное искусство, алкоголь, компьютеры и Интернет, шахматы, белая обувь (белый - цвет талибского флага). Мужчинам следует обязательно носить бороду определенной длины. Женщинам не разрешается работать, лечиться у врачей мужского пола, появляться в общественных местах с открытым лицом и без мужа или родственника мужского пола. Талибы выступают за запрет женского образования. Объектами их нападений часто становятся школы; только в 2008 году в северозападном регионе Пакистана Сват ими было уничтожено более 150 школ. Во время контртеррористической операции на Северном Кавказе в 1999-2001 гг. руководство Талибана оказывало чеченским боевикам финансовую и военную помощь.

«Хизб ут-Тахрир аль-Ислами» (араб. «Исламская партия освобождения») - организация, основанная в 1953 году в Восточном Иерусалиме судьей местного шариатского апелляционного суда Такиуддином ан-Набхани. Декларируемая цель организации - восстановление справедливого исламского образа жизни и исламского государства (халифата) времен пророка Мухаммада и его первых четырех преемников и воплощения в нем исламской системы управления. 14 февраля 2003 года Верховный суд Российской Федерации признал данную организацию террористической и запретил ее деятельность на территории России, что повлекло за собой привлечение ряда участников движения к уголовной ответственности.

Кавказский эмират (самоназвание «Имарат Кавказ») - концепция исламского (шариатского) государства на территории Северного Кавказа. Кавказский эмират был провозглашен 7 октября 2007 года Доку Умаровым, с последующим преобразованием Чеченской Республики Ичкерия в Вилайят Нохчийчо (Ичкерия) в составе Имарата Кавказ. Фактически Кавказский эмират представляет собой сепаратистско-террористическое радикально-исламистское подполье, охватывающее Дагестан, Чечню, Ингушетию, Кабардино-Балкарию и Карачаево-Черкесию, а также вооруженные отряды, действующие в горно-лесистых районах этих республик. Подпольные джихадистские сети существуют также в Татарстане и на Урале. Различные группы (джамааты), составляющие движение, объединены религиозной идеологией и используемыми методами - вооруженной борьбой против российской государственности на Северном Кавказе, против местных органов власти и российских силовых структур. В основе идеологии движения лежат идеи джихада. 8 февраля 2010 года Верховный суд Российской Федера-

ции по заявлению Генпрокуратуры запретил деятельность Имарата Кавказ в России, признав организацию террористической.

В середине марта 2012 года в одной из исправительных колоний Ульяновской области была раскрыта ячейка данной международной террористической организации, члены которой вербовали новых соратников не только среди «этнических мусульман»,но и русских. Всего было выявлено около 30 осужденных, выявлена библиотека экстремистской литературы [16].

Джамаат Шариат (Дагестанский Фронт) -подпольное террористическое объединение, созданное в начале 2000-х годов, входящее в Имарат Кавказ, ставящее своей целью выход Республики Дагестан из состава Российской Федерации. В данный джамаат входят несколько автономных диверсионных групп, действующих в разных районах Дагестана (Джун-дуллах (араб. «Войны Аллаха») - г. Хасавюрт; Дербентский Джамаат - г. Дербент; Кизил-юртовский Джамаат - Кизилюртовский район; Сейфуллах (араб. «Меч Аллаха») - г. Буйнакск; Губденский Джамаат - с. Карабудахкент и соседние районы; Шамилькалинский Джамаат -г. Махачкала; Гимринский Джамаат - Унцу-кульский район; Кадарский Джамаат - Кара-будахкентский район; Левашинский Джамаат -Левашинский район; Шуайбкалинский Джа-маат - Сергокалинский район; Кизлярский Джамаат - г. Кизляр). За время своего существования в Дагестане участниками Джамаат Шариат было совершено свыше 60 терактов против сотрудников правоохранительных органов, должностных лиц органов государственной власти, представителей Духовного управления мусульман Дагестана.

Исламское государство Ирака и Леванта (ИГИЛ) - террористическая организация, действующая преимущественно на территории Сирии и Ирака. Образована в 2006 году в Ираке путем слияния одиннадцати радикальных исламистских группировок во главе с местным подразделением «Аль-Каиды». В настоящее время ИГИЛ является квазигосударственным образованием с шариатской формой правления, основной целью которого является создание ортодоксального государства на территории Сирии, Ливана, Израиля, Иордании, Турции, Кипра, Египта.

Отметим, что населению на подконтрольных территориях не навязываются идеи салафизма или толерантность к нему, но ИГИЛ действует в военном союзе с различными террористическими организациями и отрядами местного ополчения (кроме шиитских и курдских), в том числе с «Аль-Каидой», и всеми группировками си-

рийской оппозиции, несмотря на наличие религиозных и политических разногласий [17].

ИГИЛ ведет активную экстремистскую деятельность, заключающуюся в совершении различных военных преступлений и преступлений против человечества, террористических актов, захватах заложников и т.д. ИГИЛ имеет собственное информационное агентство «Аль-Фуркан» (араб. «Различение добра и зла»), осуществляющее пропаганду деятельности ИГИЛ путем выпуска и распространения в сети Интернет различных фильмов («Звон мечей», «Пламя войны»), видеороликов с информационными сообщениями, в том числе на русском языке. В отрядах ИГИЛ присутствуют добровольцы из 80 стран мира, в том числе из Российской Федерации. В начале сентября 2014 года в сети Интернет ИГИЛ распространило видео, в котором звучали угрозы развязать войну в России. 14 января 2015 года в сети Интернет появилась видеозапись допроса и убийства двух мужчин, которые на камеру признаются в том, что являются сотрудниками ФСБ России [18].

Подводя итог, считаем целесообразным подчеркнуть следующее. В настоящее время спецконтингент, содержащийся в следственных изоляторах и отбывающий наказание в местах лишения свободы, весьма разнороден, в частности по своей ценностной и религиозной ориентации. В настоящее время в исправительных учреждениях и следственных изоляторах создаются реальные предпосылки к возникновению различных межличностных конфликтов, обострению противоречий на национальной и религиозной основе. Экстремизм, спекулирующий на религиозном и национальном сознании лиц из числа заключенных под стражу и осужденных, носит наиболее опасный характер, направлен на разжигание межконфессиональной розни в местах принудительной изоляции от общества.

В течение последнего десятилетия отмечаются устойчивые попытки внедрения в места изоляции от общества различных экстремистских идеологий, в том числе агрессивных форм исламского фундаментализма. Проникновение в повседневную жизнь лиц из числа спецконтингента религиозных норм способствует формированию неконтролируемых процессов, связанных с созданием религиозно-национальных ячеек, преследующих противоправные цели, возникновению случаев массовых отказов от выполнения режимных требований и правил по религиозным соображениям, выдвижением необоснованных претензий к администрации учреждений и органов УИС. В некоторых субъектах Российской Федерации проводится агитационная работа по склонению осужденных к

принятию нетрадиционных течений ислама и последующему вступлению в экстремистские и террористические организации. Лидеры и активные члены данных организаций не оставляют попыток реализовать свои преступные умыслы, находясь в местах принудительной изоляции от общества.

В рамках данной статьи были рассмотрены наиболее опасные экстремистские религиозные организации, действующие на территории Российской Федерации и способные негативно повлиять на деятельность УИС, базирующиеся на радикальных идеях ваххабизма и салафизма, дана их краткая характеристика. Главной целью представленных экстремистских организаций является свержение существующего конституционного строя в Российской Федерации путем осуществления вооруженной борьбы, преследования инакомыслящих и «иноверцев».

Без осуществления оперативно-розыскной деятельности, в том числе оперативными подразделениями учреждений и органов УИС, невозможно эффективно противодействовать религиозным экстремистским организациям, основанным на нетрадиционных течениях ислама. Наличие знания культурных и религиозных особенностей различных категорий осужденных, основ мировых религий и их характеристики, умения выявлять радикально настроенных верующих, организовывать и лично проводить в их среде оперативно-розыскные мероприятия являются обязательными профессиональными компетенциями оперативного работника правоохранительных органов.

Список литературы

1. ФСИН России предлагает активизировать работу по противодействию распространению в исправительных учреждениях радикализма, религиозного экстремизма. URL: http://fsin.su/news/index.php?ELE MENT_ID=110276 (дата обращения 14.01.2015).

2. Отчет о состоянии преступности среди лиц, содержащихся в учреждениях УИС, за декабрь 2013 г., за июнь 2014 г. (форма 2-УИС) [Электронный ресурс]. Документ опубликован не был. Доступ из ав-томатиз. информ. системы «Статистика ТО УИС».

3. Сколько мусульман в мире? URL: http://www. imam.ru/articles/stati.html (дата обращения 14.01.2015).

4. Ислам и мусульмане в России и мире. URL: http://www.serdce-chechni.ru/index.php/template /islam/ item/590-ислам-и-мусульмане-в-россии-и-мире (дата обращения 14.01.2015).

5. Мусаев А., Мусаев Д. Сколько мусульман в мире. URL: http://ansar.ru/analytics/2013/03/18/38793 (дата обращения 14.01.2015).

6. Дубнов В. Ваххабит шагает по стране. URL: http://www.ria.ru/analytics/20130515/937476998.html (дата обращения 14.01.2015).

7. URL: http://www.i-r-p.ru/page/stream-event/index-12285.html (дата обращения 12.05.2014).

8. Салафия. URL: http://www.ru.wikipedia.org/wiki/ Салафия (дата обращения 14.01.2015).

9. URL: http://www.dw.de/чем-ваххабиты-отли-чаются-от-салафитов/а-17358252 (дата обращения 12.05.2014).

10. Крывелев И.А. История религий. Том второй. М., 1976. С. 248-249.

11. Ваххабизм. URL: http://www.ru.wikipedia.org/ wiki/Ваххабизм (дата обращения 14.01.2015).

12. Карта этнорелигиозных угроз. Северный Кавказ и Поволжье. М., 2013. URL: http://www.apn.ru/ userdata/files/ethno/Ethnodoc-new-full-sm.pdf (дата обращения 14.01.2015).

13. Чеченец возглавил в Сирии подразделение «Аль-Каиды», формируемое из кавказских боевиков. URL: http://www.rosbalt.ru/main/2013/09/19/1177788.html (дата обращения 14.01.2015).

14. Движение «Ат Такфир валь-Хиджра». URL: http://www.ria.ru/spravka/20131127/980038286.html (дата обращения 14.01.2015).

15. «Братья-мусульмане» в России. URL: http:// www.riss.ru/actions/1381-bratya-musulmane-v-rossii#. U3J0ePl_uBI (дата обращения 14.01.2015).

16. Исламовед: Ваххабизм распространяется в российских тюрьмах. URL: http://www.rosbalt.ru/fe-deral/2012/12/04/1066641.html (дата обращения 14.01.2015).

17. Исламское государство Ирака и Леванта. URL: http://www.ru.wikipedia.org/wiki/Исламское_государство _Ирака_и_Леванта (дата обращения 14.01.2015).

18. «Исламское государство» опубликовало видеозапись с казнью двух «шпионов ФСБ». URL: http://www.novayagazeta.ru/news/1690773.html (дата обращения 14.01.2015).

SOME ISSUES OF COUNTERING RELIGIOUS EXTREMIST ORGANIZATIONS BY OPERATIONAL

UNITS OF THE PENITENTIARY SYSTEM

A.A. Shikov

The article focuses on some issues of countering religious extremist organizations based on the ideas of Salafism and Wahhabism by operational units of the penitentiary system. An analysis of the above-mentioned issues' level of relevance is presented. We examine and characterize the main extremist Wahhabi and Salafi organizations operating in the territory of the Russian Federation, whose active participants are kept in prisons and detention facilities of the Federal Penitentiary System.

Keywords: investigative operations, penitentiary system, extremism, radicalism, fundamentalism, Wahhabism, Sa-lafia.

References

1. FSIN Rossii predlagaet aktivizirovat' rabotu po protivodejstviyu rasprostraneniyu v ispravitel'nyh uch-rezhdeniyah radikalizma, religioznogo ehkstremizma. URL: http://fsin.su/news/index.php?ELEMENT_ID= 110 276 (data obrashcheniya 14.01.2015).

2. Otchet o sostoyanii prestupnosti sredi lic, soderz-hashchihsya v uchrezhdeniyah UIS, za dekabr' 2013 g., za iyun' 2014 g. (forma 2-UIS) [Ehlektronnyj resurs]. Dokument opublikovan ne byl. Dostup iz avtomatiz. inform. sistemy «Statistika TO UIS».

3. Skol'ko musul'man v mire? URL: http://www. imam.ru/articles/stati.html (data obrashcheniya 14.01.2015).

4. Islam i musul'mane v Rossii i mire. URL: http://www.serdce-chechni.ru/index.php/template/islam /item/590-islam-i-musul'mane-v-rossii-i-mire (data obrashcheniya 14.01.2015).

5. Musaev A., Musaev D. Skol'ko musul'man v mire. URL: http://ansar.ru/analytics/2013/03/18/38793 (data obrashcheniya 14.01.2015).

6. Dubnov V. Vahkhabit shagaet po strane. URL: http://www.ria.ru/analytics/20130515/937476998.html (data obrashcheniya 14.01.2015).

7. URL: http://www.i-r-p.ru/page/stream-event/in-dex-12285.html (data obrashcheniya 12.05.2014).

8. Salafiya. URL: http://www.ru.wikipedia.org/wiki/ Salafiya (data obrashcheniya 14.01.2015).

9. URL: http://www.dw.de/chem-vahkhabity-otli-chayutsya-ot-salafitov/a-17358252 (data obrashcheniya

12.05.2014).

10. Kryvelev I.A. Istoriya religij. Tom vtoroj. M., 1976. S. 248-249.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Vahkhabizm. URL: http://www.ru.wikipedia.org/ wiki/Vahkhabizm (data obrashcheniya 14.01.2015).

12. Karta ehtnoreligioznyh ugroz. Severnyj Kavkaz i Povolzh'e. M., 2013. URL: http://www.apn.ru/user-data/files/ethno/Ethnodoc-new-full-sm.pdf (data obrashcheniya 14.01.2015).

13. Chechenec vozglavil v Sirii podrazdelenie «Al'-Kaidy», formiruemoe iz kavkazskih boevikov. URL: http://www.rosbalt.ru/main/2013/09/19/1177788.html (data obrashcheniya 14.01.2015).

14. Dvizhenie «At Takfir val'-Hidzhra». URL: http://www.ria.ru/spravka/20131127/980038286.html (data obrashcheniya 14.01.2015).

15. «Brat'ya-musul'mane» v Rossii. URL: http:// www.riss.ru/actions/1381-bratya-musulmane-v-rossii#. U3J0ePl_uBI (data obrashcheniya 14.01.2015).

16. Islamoved: Vahkhabizm rasprostranyaetsya v rossijskih tyur'mah. URL: http://www.rosbalt.ru/fe-deral/2012/12/04/1066641.html (data obrashcheniya

14.01.2015).

17. Islamskoe gosudarstvo Iraka i Levanta. URL: http://www.ru.wikipedia.org/wiki/Islamskoe_gosudarstvo _Iraka_i_Levanta (data obrashcheniya 14.01.2015).

18. «Islamskoe gosudarstvo» opublikovalo videoza-pis' s kazn'yu dvuh «shpionov FSB». URL: http://www.novayagazeta.ru/news/1690773.html (data obrashcheniya 14.01.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.