Научная статья на тему 'Профилактика нарушения пищевого поведения девушек-подростков со склонностью к анорексии как формой антивитальной направленности поведения'

Профилактика нарушения пищевого поведения девушек-подростков со склонностью к анорексии как формой антивитальной направленности поведения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1492
275
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРУШЕНИЯ ПИЩЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ / НЕРВНАЯ АНОРЕКСИЯ / КОГНИТИВНО-ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ ПАТТЕРН / АНТИВИТАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ПОВЕДЕНИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Киселёва М. Л., Носова С. Е.

В статье представлены результаты исследования когнитивно-поведенческих паттернов при нарушениях пищевого поведения у девушек-подростков с подробным рассмотрением доминирующей в этом возрастном периоде склонности к анорексии как формы антивитальной направленности поведения. Представлены принципы и особенности профилактической работы нарушений пищевого поведения среди подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Киселёва М. Л., Носова С. Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профилактика нарушения пищевого поведения девушек-подростков со склонностью к анорексии как формой антивитальной направленности поведения»

ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЯ ПИЩЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕВУШЕК-ПОДРОСТКОВ СО СКЛОННОСТЬЮ К АНОРЕКСИИ КАК ФОРМОЙ АНТИВИТАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ1

© Киселёва М.Л.*, Носова С.Е.*

Алтайский государственный университет, г. Барнаул

В статье представлены результаты исследования когнитивно-поведенческих паттернов при нарушениях пищевого поведения у девушек-подростков с подробным рассмотрением доминирующей в этом возрастном периоде склонности к анорексии как формы антивитальной направленности поведения. Представлены принципы и особенности профилактической работы нарушений пищевого поведения среди подростков.

Ключевые слова нарушения пищевого поведения, нервная анорек-сия, когнитивно-поведенческий паттерн, антивитальная направленность поведения.

Диета стала неотъемлемой частью жизни современного человека. Лечебные диеты рекомендуют врачи по поводу различных заболеваний, рецептами всевозможных диет заполнены модные журналы, люди обмениваются друг с другом своими фирменными способами похудеть. Наиболее распространенной эта проблема является для представительниц женского пола. При этом не каждая девушка, поддерживающаяся диеты или определенного режима питания, страдает анорексией. Нервная анорексия - это серьезное заболевание, проявляющееся в утрате чувства голода, отсутствии аппетита при наличии физиологической потребности в питании. В пубертатном возрасте при нервной анорексии вначале отказ от еды возникает с целью похудания, затем чувство голода угасает и даже появляется отвращение к еде, что при длительном течении заболевания может привести к истощению и смерти [3]. Поэтому проблема ранней диагностики нарушений пищевого поведения является насущной и актуальной в современном обществе.

Согласно подходу А.Г. Амбрумовой в развитии суицидального поведения, к антивитальным переживаниям относятся размышления, фантазии о бессмысленности, «ненужности» жизни без четких представлений о собст-

1 Публикуется при поддержке гранта Российского научного фонда (Конкурс 2014 года «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований отдельными научными группами», номер 14-18-01174).

* Магистрант кафедры Общей и прикладной психологии.

* Магистрант кафедры Общей и прикладной психологии.

венной смерти. Антивитальные переживания не обладают конкретной ауто-агрессивной (суицидальной) направленностью [1].

Подобные тенденции проявляются у девушек-подростков в их убежденности, что только стройное тело обеспечит им счастливое будущее, и они готовы пойти на все, не смотря на то, какой вред это может принести здоровью ну пути к достижению этой цели, иначе жизнь не имеет смысла.

Когнитивные и поведенческие паттерны при нарушениях пищевого поведения, отчасти определяют и формируют картину личности, демонстрируя определенные способы реагирования в ситуациях. Ситуация всегда лич-ностно опосредована, а поведение личности имеет ситуативные признаки. Практически любая социальная ситуация - ситуация оценивания, включающая в себя не только экспертизу способностей, но и внешности, а повышающиеся и становящиеся практически недостижимыми стандарты женской красоты приводят к развитию у женщин неуверенности и неудовлетворенности собой и своим внешним видом, телом. Таким образом, нарушения пищевого поведения и социальная тревога часто сопутствуют друг другу, составляя актуальную проблему в жизни современной девушки и женщины.

В контексте данной работы мы рассматриваем склонность к анорексии у молодых девушек по таким когнитивным и поведенческим индикаторам как контроль над употреблением пищи, ограничительное пищевое поведение, перфекционизм, дисфункциональные попытки компенсации тревоги в ситуациях оценивания знаний, внешности. В рамках проведенного исследования при участии девушек в возрасте от 17 до 21 года кластерный анализ матрицы результатов опросника «Когнитивно-поведенческие паттерны при нарушениях пищевого поведения» позволил выявить классификацию когнитивно-поведенческих паттернов при нарушениях пищевого поведения, по данной выборке было выявлено преобладание таких кластеров как «контроль над употреблением пищи», «самофокусировка внимания на недостатках своего тела» и «склонность к анорексии» [4]. Полученные данные были сопоставлены с результатами по опроснику «Социальной тревоги и социо-фобии» О.А. Сагалаковой и Д.В. Труевцева [5], а также с «Томским опросником ригидности» Г.В. Залевского (шкалы сенситивная ригидность, ригидность как состояние) [2].

При рассмотрении взаимосвязи паттерна «контроль над употреблением пищи» со шкалой социальной тревоги «быть в центре внимания, под наблюдением» была выявлена значимая отрицательная корреляция. Испытуемые, для которых свойственен контроль над употреблением пищи, используют данную возможность как фиксированный способ контролировать себя и свою жизнь в целом, поддерживать и стабилизировать самооценку. Волевая коррекция и организация аффекта при ее фиксированном характере в ситуации значительного стресса может привести к потере управления и организации аффекта, что может повлечь за собой серьезные дисфункциональ-

ные последствия, так как иных способов совладания и опосредствования аффекта не сформировано. У таких испытуемых нет иных знаково-символи-ческих средств организации негативного аффекта помимо волевого контроля над эмоциями и поведением, в том числе пищевым. Низкие показатели по шкале социальной тревоги у данной категории испытуемых свидетельствует о супрессии любых эмоциональных проявлений, прямом контроле над эмоциями. Для испытуемых с выраженным сверхконтролем как формой нарушения пищевого поведения характерны ригидные убеждения: «нужно постоянно контролировать себя и свое питание», «у меня есть самоконтроль в вопросах связанных с едой», «если я контролирую себя, то ситуация также подконтрольна», «если я не съела сегодня ничего лишнего, то мне нет причин бояться мнения или оценки окружающих». Таким испытуемым свойственен непримиримый перфекционизм. В ситуациях «быть в центре внимания, под наблюдением» может появиться умеренная социальная тревога, связанная со страхом оценивания, опасением «не стать лучшей», «первой».

Без грамотной когнитивно-поведенческой психологической интервенции по формированию диапазона способов опосредствования аффекта и его организации в ситуациях оценочного стресса, при направленной работе на снижение выраженности данной стратегии пищевого поведения в ситуациях «быть в центре внимания» может возникнуть переживание субъективной уязвимости, беспомощности, рост социальной тревоги и избегание ситуаций публичного оценивания. Психологическая интервенция лиц, у которых обнаруживается данный тип нарушения пищевого поведения, может быть прервана самим клиентом / пациентом в случае использования прямых техник реконструкции дисфункциональных мыслей и стратегий поведения, так как это может привести к субъективной потере управления над аффектом и поведением, что вызовет протест против «расшатывания» фиксированного способа «держать все под волевым контролем». В такой ситуации необходимо формирование гибкого арсенала способов совладания, средств для возможности опосредствовать негативный аффект помимо непосредственного волевого усилия, а также в целом повышение когнитивной сложности образа внешней привлекательности девушки. Необходимо следовать в обход анализа фиксированной стратегии и путем формирования плюрализма средств и способов организации аффекта оценочного стресса.

Многие проблемы и трудности всегда легче предупредить, чем потом преодолевать. Поэтому так важно своевременно проводить психопрофилактику нарушений пищевого поведения (НПП) среди школьников. При разработке подобного профилактического мероприятия необходимо опираться на следующие принципы:

- не акцентировать излишнее внимание на вопросах стройности, тела, фигуры (девушки и так достаточно на этом сфокусированы), цель - наоборот, расширить их представления о женской привлека-

тельности. В рамках проблемной дискуссии обсудить пресловутое соотношение внешней и внутренней красоты. Важно не создавать между ними контраст, демонстрируя преимущества именно внутренней красоты. А показать, что они обе важны, и насколько это широкие понятия. Внешняя красота - это не просто физические особенности организма и тела, то, что дано нам природой - рост, хорошее телосложение, правильные черты лица, но это и ухоженный вид, стиль одежды, макияж, манеры, все это тоже внешнее, но именно внутреннее наполняет это внешне индивидуальностью. Именно наши личные особенности показывают нашу индивидуальность и неповторимость во всем внешнем. Это неотделимые части нашего целого. Нужно показать важность обоих, гармоничность развития, взаимодополнение одно другим, не акцентируя их внимание на каком-то одном аспекте. - принцип неэффективности работы с НПП «напрямую» с убеждениями, касающихся питания, тела, фигуры. Подобная работа несет низкую терапевтическую эффективность, что связано с имеющимся страхом изменить свое поведение, страхом потери контроля (съеденный лишний кусочек может привести к субъективному ощущению не подконтрольности всего вокруг, к разрушению их планов). Подростки отказываются от лечения из-за страха появления избыточного веса, который является основной проблемой для людей с расстройством пищевого поведения. Поэтому при работе «напрямую», в связи с актуализацией страха потери контроля за собой, своим телом, подросток может отказаться от психологического вмешательства и дальнейшего взаимодействия с вами. Стараться проводить занятия, опираясь на контекст социальный контактов, успешность преодоления трудностей в социальном взаимодействии.

Профилактическое мероприятие по данной проблематике лучше проводить отдельно для девочек. Присутствие в классе ребят противоположного пола будет негативно сказываться на эффективности самого процесса - девочки будут смущаться откровенно и искренне беседовать, серьезная тема будет переведена в шутку, вызовет бурное обсуждение как у мальчиков, так и у девушек, и настроить класс на серьезное обсуждение будет трудно.

Таким образом, профилактикой нарушений пищевого поведения актуально и необходимо заниматься начиная с начала подросткового возраста. Такое расстройство пищевого поведения как нервная анорексия - это серьезные заболевания, в тяжелых случаях приводящие к летальному исходу, причинами которого могут стать как физическое истощение и проблемы с сердечно-сосудистой системой, так и возникшие вторично эмоциональные нарушения, приведшие к суициду, что при тяжелом течении данных расстройств не является редкостью.

Список литературы:

1. Амбрумова А.Г., Тихоненко В.А. Суицид как феномен социально-психологической дезадаптации личности // Актуальные проблемы суицидоло-гии. Труды Московского НИИ психиатрии МЗ РФ. - М., 1978.

2. Залевский Г.В. Томский опросник ригидности (ТОРЗ) // Сибирский психологический журнал. - 2000. - № 12. - С. 129-137.

3. Коркина М.В. Психиатрия. - М.: Медицина, 1995. - 332 с.

4. Сагалакова О.А., Киселева М.Л. Опросник Когнитивно-поведенческие паттерны при нарушениях пищевого поведения [Электронный ресурс] // Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика: электрон. науч. журн. - 2014. - N 1 (3). - Режим доступа: http://medpsy.ru/ cИmp.

5. Сагалакова О.А., Труевцев Д.В. Опросник социальной тревоги и со-циофобии [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. - 2012. - N 4(15). - Режим доступа: http://mprj.ru.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ

© Король О.Ф.*

Крымский республиканский институт последипломного педагогического образования, г. Симферополь

В статье представлен анализ социальной компетентности в контексте профессиональной деятельности государственных служащих. Выделены основные критерии сформированности социальной компетентности государственных служащих. Определен уровень детерминации развития социальной компетентности государственных служащих.

Ключевые слова социальная компетентность, государственные служащие, коммуникативная компетентность, Эго-компетентность, организация социального взаимодействия.

Специфическими особенностями управленческой деятельности в системе государственной службы, по сравнению с другими видами социального управления, является уникальность объекта, в качестве которого выступает общество в целом и связанный с этим значительный масштаб и сложность этой деятельности.

* Заведующий кафедрой Психологии и мониторинговых исследований, кандидат психологических наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.