ПРЕДСТАВЛЕНИЕ НАУЧНОЙ РАБОТЫ
ОРЧЕСТВА
ПРОФИЛАКТИКА ИНФОРМАЦИОННОЙ ЗАВИСИМОСТИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Качкалов Тихон Алексеевич, Якимова Елена Алексеевна, Волков Валентин Евгеньевич, Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева, г. Саранск
Б-шаИ: jakimovalena@mail.ru
Аннотация. В статье рассматриваются актуальные вопросы профилактики информационной зависимости детей среднего школьного возраста. Отмечается, что особую значимость для формирования у них целевой установки на здоровый образ жизни, исключающей угрозу всех форм зависимого поведения и нанесения иного вреда здоровью, имеет преподавание курса ОБЖ.
Ключевые слова: зависимое поведение, информационная зависимость, безопасность жизнедеятельности, средний школьный возраст, профилактические мероприятия.
Возникновение качественно новых угроз безопасности учащихся, затрагивающих сущность информационной связи техносферы и личности, а также отсутствие должных педагогических условий обеспечения профилактики информационной зависимости школьников в системе основного общего образования, свидетельствует о перспективности направления интенсификации применения методик профилактики информационной зависимости детей среднего школьного возраста, так как именно в этом возрасте проявляются зачатки ценностно-смысловой сферы человека [2].
В организованном нами педагогическом эксперименте, проходившем на базе МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 32» и МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 40» г. Саранска, была предпринята попытка экспериментального обоснования методики профилактики информационной зависимости, которая включала нормативно-целевой, содержательный, процессуальный и аналитико-результативный компоненты.
В исследовании приняли участие обучающиеся 5-х классов (57 человек), из числа которых в дальнейшем были сформированы 2 группы: контрольная группа (КГ, обучающиеся 5 класса МОУ «СОШ № 40», 28 человек), экспериментальная группа (ЭГ, обучающиеся 5 класса МОУ «СОШ № 32», 29 человек).
ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА
В учебно-воспитательном процессе представителей ЭГ нами была реализована экспериментальная методика, представляющая собой взаимосвязь трех элементов: 1) внеклассная работа; 2) культурно-просветительские мероприятия; 3) учебный модуль.
Поскольку воспитание детей школьного возраста невозможно без тесного взаимодействия семьи и школы, к организации и проведению внеклассной работы и культурно-просветительских мероприятий по профилактике информационной зависимости активно привлекались родители школьников, составивших ЭГ [3].
Основополагающим элементом методики был учебный модуль «Информационная зависимость и ее профилактика», который представляет собой частично обособленный блок учебного материала, имеющий тесные связи с другими элементами учебной программы. Рассматривая профилактику как многоаспектный процесс, мы определили, что оптимальной является поэтапная реализация учебного модуля, в связи с чем были разработаны четыре этапа, способствующие оптимальному формированию ценностно-смысловых ориентаций (ЦСО) ведения образа жизни, исключающего факторы риска зависимого поведения школьников.
На протяжении педагогического эксперимента нами дважды проводилось тестирование уровня риска формирования информационной зависимости и уровня сформированности ЦСО представителей КГ и ЭГ - на начальном этапе исследования (сентябрь 2022 г.) и на завершающем этапе (май 2023 г.).
Оценка уровня риска формирования информационной зависимости осуществлялась по следующим критериям:
1) когнитивный - отражающий уровень достижения учащимися предметных результатов обучения по курсу ОБЖ;
2) социально-психологический - отражающий уровень достижения учащимися метапредметных результатов обучения;
3) личностный - отражающий уровень достижения учащимися личностных результатов образовательной деятельности [4].
Результаты первоначального тестирования показали, что сформированные нами группы практически не имели различий в уровне риска формирования информационной зависимости и уровня сформированности ЦСО (таблица 1).
В частности, у 39,2 % обучающихся КГ и у 38,4 % обучающихся ЭГ выявлен высокий уровень риска формирования информационной зависимости по когнитивному критерию; у 42,9 % представителей КГ и у 44,7 % представителей ЭГ - средний; у 17,9 школьников КГ и у 16,9 % школьников ЭГ -низкий.
Преобладание высокого и среднего уровня риска по когнитивному критерию свидетельствует о необходимости использования в процессе профилактики информационной зависимости учащихся методик, направленных на развитие представлений и предметных знаний о негативном влиянии информационной зависимости на процессы социального и психического развития учащихся.
ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА
Таблица 1
Показатели уровня риска формирования информационной зависимости у представителей КГ и ЭГ на начальном этапе эксперимента
№ п/п Критерий Уровень сформированности информационной зависимости (%)
высокий средний низкий
КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ
1 Когнитивный 39,2 % 38,4 % 42,9 % 44,7 % 17,9 % 16,9 %
Р >0,05 >0,05 >0,05
2 Социально- 46,7 % 48,2 % 37,2 % 35,6 % 16,1 % 16,2 %
Р >0,05 >0,05 >0,05
3 Личностный 40,9 % 41,9 % 42,2 % 43,6 % 16,9 % 14,5 %
Р >0,05 >0,05 >0,05
Примечание: Р - достоверность межгрупповых различий на начальном этапе исследования.
По показателям социально-психологического критерия у 46,7 % школьников КГ и у 48,2 % школьников ЭГ обнаружен высокий уровень риска; у 37,2 % обучающихся КГ и у 35,6 % обучающихся ЭГ - средний уровень; у 16,1 % представителей КГ и у 16,2 % представителей ЭГ - низкий уровень. Данный факт свидетельствует о недостаточной сформированности у наблюдаемых нами школьников социально-психологических установок, способствующих снижению негативного влияния факторов информационной зависимости, и актуализирует использование в процессе ее профилактики методов коллективного взаимодействия учащихся.
Изучение показателей уровня риска формирования информационной зависимости по личностному критерию показало, что у 40,9 % детей КГ и у 41,9 % детей ЭГ отмечается высокий уровень; у 42,2 % школьников КГ и у 43,6 % школьников ЭГ - средний уровень, у 16,9 % обучающихся КГ и у 14,5 % обучающихся ЭГ - низкий уровень. Выявленная ситуация свидетельствует о недостаточной сформированности эмоциональной сферы и неустойчивости ценностных установок учащихся и создает предпосылки для использования в процессе профилактики информационной зависимости учащихся в курсе ОБЖ методов личностного развития.
Повторная диагностика уровня риска формирования информационной зависимости, проводившаяся на завершающем этапе исследования (май 2023 г.), обнаружила наличие качественных изменений в изучаемых показателях (таблица 2).
Проанализировав результаты контрольных, срезовых, домашних работ, мы определили уровень предметных знаний учащихся, отражающих уровень риска формированию информационной зависимости по когнитивному критерию.
ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА
Таблица 2
Показатели уровня риска формирования информационной зависимости у представителей КГ и ЭГ на завершающем этапе эксперимента
№ п/п Критерий Уровень сформированности информационной зависимости (%)
высокий средний низкий
КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ
1 Когнитивный 38,4 % 9,8 % 41,5 % 47,3 % 20,1 % 42,9 %
Р <0,05 >0,05 <0,05
2 Социально- 35,7 % 17,8 % 43,2 % 42,1 % 21,1 % 40,1 %
Р <0,05 >0,05 <0,05
3 Личностный 32,4 % 14,3 % 47,4 % 47,3 % 20,2 % 38,4 %
Р <0,05 >0,05 <0,05
Примечание: Р - достоверность межгрупповых различий на завершающем этапе исследования.
Оказалось, что уровень знаний в области информационной зависимости и ее профилактики в ЭГ повысился. Как видно из данных таблицы, в ЭГ значительно уменьшилось количество обучающихся с высоким уровнем риска формирования информационной зависимости (9,8 %), повысилось количество учащихся, у которых отмечен средний (47,3 %) и низкий (42,9 %) уровень риска.
У школьников ЭГ наблюдаются достоверные изменения показателей уровня знаний о социальных и психологических последствиях информационной зависимости, о путях, причинах и этапах ее развития, способах отказа от зависимых моделей поведения, что, является необходимым условием для успешной профилактики информационной зависимости учащихся 5-х классов.
Указанные результаты отражают уменьшение в ЭГ количества учащихся, недостаточно информированных в области информационной зависимости, что снижает риск формирования информационной зависимости и является одним из основных критериев эффективности профилактической деятельности. При этом в КГ наблюдаются изменения показателей за счет обучения школьников по программе ОБЖ, но эти изменения являются недостаточными, по сравнению с изменениями в ЭГ.
На заключительном этапе экспериментального исследования были получены следующие результаты по социально-психологическому критерию: в ЭГ значительно понизилось количество учащихся, имеющих высокий уровень риска формирования информационной зависимости (17,8 %); повысилось количество учащихся, у которых отмечен средний уровень риска (42,1 % респондентов) и низкий уровень (40,2 %).
ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА
Приведенные данные свидетельствуют о том, что применение экспериментальной методики способствовало эффективному развитию у обучающихся навыков по успешной социализации, повышению устойчивости к социальным влияниям, включению в социальную деятельность [1].
По итогам проведенных тестовых методик нами были получены данные, свидетельствующие о достоверном повышении уровня результатов учащихся по личностному критерию. В частности, в ЭГ значительно понизилось количество учащихся, имеющих высокий уровень риска формирования информационной зависимости по личностному критерию (14,3 %), в КГ этот показатель составляет 32,4 %. По сравнению с КГ, в ЭГ достоверно увеличилось количество учащихся с низким уровнем риска (38,4 %), в то время как в КГ такого результата достигли лишь 20,2 % респондентов.
На основании уровня достижения результатов по когнитивному, социально-психологическому и личностному критериям был определен общий уровень сформированности ценностно-смысловых ориентиров (ЦСО) на начальном и на завершающем этапах экспериментального исследования (таблица 3).
Таблица 3
Показатель уровня сформированности ЦСО у представителей КГ и ЭГ на начальном этапе эксперимента
№ п/п Уровень сформированности ЦСО До эксперимента После эксперимента
КГ ЭГ КГ ЭГ
1 Критический 41,9 % 41,1 % 34,8 % 14,4 %*
Р >0,05 <0,05
2 Пороговый 40,0 % 40,0 % 44,7 % 24,9 %*
Р >0,05 <0,05
3 Допустимый 11,4 % 12,6 % 13,2 % 33,9 %*
Р >0,05 <0,05
4 Оптимальный 6,7 % 6,3 % 7,3 % 26,8 %*
Р >0,05 <0,05
Примечание: * - достоверность внутригрупповых различий на начальном и на завершающем этапах исследования; Р - достоверность межгрупповых различий на завершающем этапе исследования.
Оказалось, что на начальном этапе педагогического эксперимента достоверных различий по показателю сформированности ЦСО у представителей КГ и ЭГ не обнаружено.
Так, у 41,9 % школьников КГ и у 41,1 % школьников ЭГ проявился критический уровень сформированности ЦСО; пороговый уровень был обнаружен у 40,0 % детей КГ и у 40,0 % детей ЭГ; допустимый уровень - у 11,4
ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА
% респондентов КГ и у 12,6 % респондентов ЭГ, оптимальный - у 6,7 % представителей КГ и у 6,3 % представителей ЭГ.
Повторная оценка уровня сформированности ЦСО, исключающего факторы риска зависимого поведения школьников, на завершающем этапе экспериментального исследования показала, что у представителей КГ произошедшие изменения были статистически недостоверными, а у школьников ЭГ - ярко выраженными.
Так, у 26,8 % респондентов ЭГ этот показатель находится на оптимальном уровне, у 33,9 % обучающихся - на допустимом уровне. В ЭГ значительно снизилось количество обучающихся, имеющих критический уровень сформированности ЦСО, и достигло 14,3 %.
Полученные результаты подтверждают эффективность представленной нами методики. Из данных рисунка 2 видно, что в ЭГ значительно увеличилось количество школьников, имеющих оптимальный уровень сформированности ЦСО - с 6,3 % до 26,8%. В то же время в этой группе уменьшилось количество обучающихся, имеющих критический уровень сформированности ценностно-смысловых ориентиров, с 41,1 % до 14,4 %.
Таким образом, результаты проведенного исследования, представленные выше, позволяют сделать вывод о том, что методика профилактики информационной зависимости школьников, апробированная нами в педагогическом эксперименте, способствовала эффективному формированию ценностно-смысловых ориентиров ведения образа жизни, исключающего факторы риска зависимого поведения школьников. Полученное экспериментальное подтверждение эффективности разработанной методики выражается в положительной динамике результатов.
Литература:
1. Бойков А.Е. Профилактика информационной зависимости детей и подростков / А.Е. Бойков, Н.Н. Плахов // Безопасность жизнедеятельности. -2011. - № 12. - С. 42-45.
2. Демьянова Е.Г. Информационная зависимость как психолого-педагогическая проблема / Е.Г. Демьянова, А.А. Колесник // Молодой ученый. -2014. - № 4 (63). - С. 943-945.
3. Хаметдинова Г.Ф. Ответственность родителей за безнадзорность детей в информационном пространстве / Г.Ф. Хаметдинова // Юридическая наука и правоохранительная практика. - 2019. - № 3 (49). - С. 36-43.
4. Шинкаренко А.С. Педагогическая модель формирования безопасного и здорового образа жизни школьников / А.С. Шинкаренко // Вестник Кемеровского государственного университета. - 2015. - № 1 (61). - Том 2. - С. 132-137.