Научная статья на тему 'ПРОФИЛАКТИКА ИНФОРМАЦИОННОЙ ЗАВИСИМОСТИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

ПРОФИЛАКТИКА ИНФОРМАЦИОННОЙ ЗАВИСИМОСТИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
30
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
зависимое поведение / информационная зависимость / безопасность жизнедеятельности / средний школьный возраст / профилактические мероприятия

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Качкалов Тихон Алексеевич, Якимова Елена Алексеевна, Волков Валентин Евгеньевич

В статье рассматриваются актуальные вопросы профилактики информационной зависимости детей среднего школьного возраста. Отмечается, что особую значимость для формирования у них целевой установки на здоровый образ жизни, исключающей угрозу всех форм зависимого поведения и нанесения иного вреда здоровью, имеет преподавание курса ОБЖ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Качкалов Тихон Алексеевич, Якимова Елена Алексеевна, Волков Валентин Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОФИЛАКТИКА ИНФОРМАЦИОННОЙ ЗАВИСИМОСТИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»



ПРЕДСТАВЛЕНИЕ НАУЧНОЙ РАБОТЫ

ОРЧЕСТВА

ПРОФИЛАКТИКА ИНФОРМАЦИОННОЙ ЗАВИСИМОСТИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Качкалов Тихон Алексеевич, Якимова Елена Алексеевна, Волков Валентин Евгеньевич, Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева, г. Саранск

Б-шаИ: jakimovalena@mail.ru

Аннотация. В статье рассматриваются актуальные вопросы профилактики информационной зависимости детей среднего школьного возраста. Отмечается, что особую значимость для формирования у них целевой установки на здоровый образ жизни, исключающей угрозу всех форм зависимого поведения и нанесения иного вреда здоровью, имеет преподавание курса ОБЖ.

Ключевые слова: зависимое поведение, информационная зависимость, безопасность жизнедеятельности, средний школьный возраст, профилактические мероприятия.

Возникновение качественно новых угроз безопасности учащихся, затрагивающих сущность информационной связи техносферы и личности, а также отсутствие должных педагогических условий обеспечения профилактики информационной зависимости школьников в системе основного общего образования, свидетельствует о перспективности направления интенсификации применения методик профилактики информационной зависимости детей среднего школьного возраста, так как именно в этом возрасте проявляются зачатки ценностно-смысловой сферы человека [2].

В организованном нами педагогическом эксперименте, проходившем на базе МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 32» и МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 40» г. Саранска, была предпринята попытка экспериментального обоснования методики профилактики информационной зависимости, которая включала нормативно-целевой, содержательный, процессуальный и аналитико-результативный компоненты.

В исследовании приняли участие обучающиеся 5-х классов (57 человек), из числа которых в дальнейшем были сформированы 2 группы: контрольная группа (КГ, обучающиеся 5 класса МОУ «СОШ № 40», 28 человек), экспериментальная группа (ЭГ, обучающиеся 5 класса МОУ «СОШ № 32», 29 человек).

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

В учебно-воспитательном процессе представителей ЭГ нами была реализована экспериментальная методика, представляющая собой взаимосвязь трех элементов: 1) внеклассная работа; 2) культурно-просветительские мероприятия; 3) учебный модуль.

Поскольку воспитание детей школьного возраста невозможно без тесного взаимодействия семьи и школы, к организации и проведению внеклассной работы и культурно-просветительских мероприятий по профилактике информационной зависимости активно привлекались родители школьников, составивших ЭГ [3].

Основополагающим элементом методики был учебный модуль «Информационная зависимость и ее профилактика», который представляет собой частично обособленный блок учебного материала, имеющий тесные связи с другими элементами учебной программы. Рассматривая профилактику как многоаспектный процесс, мы определили, что оптимальной является поэтапная реализация учебного модуля, в связи с чем были разработаны четыре этапа, способствующие оптимальному формированию ценностно-смысловых ориентаций (ЦСО) ведения образа жизни, исключающего факторы риска зависимого поведения школьников.

На протяжении педагогического эксперимента нами дважды проводилось тестирование уровня риска формирования информационной зависимости и уровня сформированности ЦСО представителей КГ и ЭГ - на начальном этапе исследования (сентябрь 2022 г.) и на завершающем этапе (май 2023 г.).

Оценка уровня риска формирования информационной зависимости осуществлялась по следующим критериям:

1) когнитивный - отражающий уровень достижения учащимися предметных результатов обучения по курсу ОБЖ;

2) социально-психологический - отражающий уровень достижения учащимися метапредметных результатов обучения;

3) личностный - отражающий уровень достижения учащимися личностных результатов образовательной деятельности [4].

Результаты первоначального тестирования показали, что сформированные нами группы практически не имели различий в уровне риска формирования информационной зависимости и уровня сформированности ЦСО (таблица 1).

В частности, у 39,2 % обучающихся КГ и у 38,4 % обучающихся ЭГ выявлен высокий уровень риска формирования информационной зависимости по когнитивному критерию; у 42,9 % представителей КГ и у 44,7 % представителей ЭГ - средний; у 17,9 школьников КГ и у 16,9 % школьников ЭГ -низкий.

Преобладание высокого и среднего уровня риска по когнитивному критерию свидетельствует о необходимости использования в процессе профилактики информационной зависимости учащихся методик, направленных на развитие представлений и предметных знаний о негативном влиянии информационной зависимости на процессы социального и психического развития учащихся.

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

Таблица 1

Показатели уровня риска формирования информационной зависимости у представителей КГ и ЭГ на начальном этапе эксперимента

№ п/п Критерий Уровень сформированности информационной зависимости (%)

высокий средний низкий

КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ

1 Когнитивный 39,2 % 38,4 % 42,9 % 44,7 % 17,9 % 16,9 %

Р >0,05 >0,05 >0,05

2 Социально- 46,7 % 48,2 % 37,2 % 35,6 % 16,1 % 16,2 %

Р >0,05 >0,05 >0,05

3 Личностный 40,9 % 41,9 % 42,2 % 43,6 % 16,9 % 14,5 %

Р >0,05 >0,05 >0,05

Примечание: Р - достоверность межгрупповых различий на начальном этапе исследования.

По показателям социально-психологического критерия у 46,7 % школьников КГ и у 48,2 % школьников ЭГ обнаружен высокий уровень риска; у 37,2 % обучающихся КГ и у 35,6 % обучающихся ЭГ - средний уровень; у 16,1 % представителей КГ и у 16,2 % представителей ЭГ - низкий уровень. Данный факт свидетельствует о недостаточной сформированности у наблюдаемых нами школьников социально-психологических установок, способствующих снижению негативного влияния факторов информационной зависимости, и актуализирует использование в процессе ее профилактики методов коллективного взаимодействия учащихся.

Изучение показателей уровня риска формирования информационной зависимости по личностному критерию показало, что у 40,9 % детей КГ и у 41,9 % детей ЭГ отмечается высокий уровень; у 42,2 % школьников КГ и у 43,6 % школьников ЭГ - средний уровень, у 16,9 % обучающихся КГ и у 14,5 % обучающихся ЭГ - низкий уровень. Выявленная ситуация свидетельствует о недостаточной сформированности эмоциональной сферы и неустойчивости ценностных установок учащихся и создает предпосылки для использования в процессе профилактики информационной зависимости учащихся в курсе ОБЖ методов личностного развития.

Повторная диагностика уровня риска формирования информационной зависимости, проводившаяся на завершающем этапе исследования (май 2023 г.), обнаружила наличие качественных изменений в изучаемых показателях (таблица 2).

Проанализировав результаты контрольных, срезовых, домашних работ, мы определили уровень предметных знаний учащихся, отражающих уровень риска формированию информационной зависимости по когнитивному критерию.

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

Таблица 2

Показатели уровня риска формирования информационной зависимости у представителей КГ и ЭГ на завершающем этапе эксперимента

№ п/п Критерий Уровень сформированности информационной зависимости (%)

высокий средний низкий

КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ

1 Когнитивный 38,4 % 9,8 % 41,5 % 47,3 % 20,1 % 42,9 %

Р <0,05 >0,05 <0,05

2 Социально- 35,7 % 17,8 % 43,2 % 42,1 % 21,1 % 40,1 %

Р <0,05 >0,05 <0,05

3 Личностный 32,4 % 14,3 % 47,4 % 47,3 % 20,2 % 38,4 %

Р <0,05 >0,05 <0,05

Примечание: Р - достоверность межгрупповых различий на завершающем этапе исследования.

Оказалось, что уровень знаний в области информационной зависимости и ее профилактики в ЭГ повысился. Как видно из данных таблицы, в ЭГ значительно уменьшилось количество обучающихся с высоким уровнем риска формирования информационной зависимости (9,8 %), повысилось количество учащихся, у которых отмечен средний (47,3 %) и низкий (42,9 %) уровень риска.

У школьников ЭГ наблюдаются достоверные изменения показателей уровня знаний о социальных и психологических последствиях информационной зависимости, о путях, причинах и этапах ее развития, способах отказа от зависимых моделей поведения, что, является необходимым условием для успешной профилактики информационной зависимости учащихся 5-х классов.

Указанные результаты отражают уменьшение в ЭГ количества учащихся, недостаточно информированных в области информационной зависимости, что снижает риск формирования информационной зависимости и является одним из основных критериев эффективности профилактической деятельности. При этом в КГ наблюдаются изменения показателей за счет обучения школьников по программе ОБЖ, но эти изменения являются недостаточными, по сравнению с изменениями в ЭГ.

На заключительном этапе экспериментального исследования были получены следующие результаты по социально-психологическому критерию: в ЭГ значительно понизилось количество учащихся, имеющих высокий уровень риска формирования информационной зависимости (17,8 %); повысилось количество учащихся, у которых отмечен средний уровень риска (42,1 % респондентов) и низкий уровень (40,2 %).

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

Приведенные данные свидетельствуют о том, что применение экспериментальной методики способствовало эффективному развитию у обучающихся навыков по успешной социализации, повышению устойчивости к социальным влияниям, включению в социальную деятельность [1].

По итогам проведенных тестовых методик нами были получены данные, свидетельствующие о достоверном повышении уровня результатов учащихся по личностному критерию. В частности, в ЭГ значительно понизилось количество учащихся, имеющих высокий уровень риска формирования информационной зависимости по личностному критерию (14,3 %), в КГ этот показатель составляет 32,4 %. По сравнению с КГ, в ЭГ достоверно увеличилось количество учащихся с низким уровнем риска (38,4 %), в то время как в КГ такого результата достигли лишь 20,2 % респондентов.

На основании уровня достижения результатов по когнитивному, социально-психологическому и личностному критериям был определен общий уровень сформированности ценностно-смысловых ориентиров (ЦСО) на начальном и на завершающем этапах экспериментального исследования (таблица 3).

Таблица 3

Показатель уровня сформированности ЦСО у представителей КГ и ЭГ на начальном этапе эксперимента

№ п/п Уровень сформированности ЦСО До эксперимента После эксперимента

КГ ЭГ КГ ЭГ

1 Критический 41,9 % 41,1 % 34,8 % 14,4 %*

Р >0,05 <0,05

2 Пороговый 40,0 % 40,0 % 44,7 % 24,9 %*

Р >0,05 <0,05

3 Допустимый 11,4 % 12,6 % 13,2 % 33,9 %*

Р >0,05 <0,05

4 Оптимальный 6,7 % 6,3 % 7,3 % 26,8 %*

Р >0,05 <0,05

Примечание: * - достоверность внутригрупповых различий на начальном и на завершающем этапах исследования; Р - достоверность межгрупповых различий на завершающем этапе исследования.

Оказалось, что на начальном этапе педагогического эксперимента достоверных различий по показателю сформированности ЦСО у представителей КГ и ЭГ не обнаружено.

Так, у 41,9 % школьников КГ и у 41,1 % школьников ЭГ проявился критический уровень сформированности ЦСО; пороговый уровень был обнаружен у 40,0 % детей КГ и у 40,0 % детей ЭГ; допустимый уровень - у 11,4

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

% респондентов КГ и у 12,6 % респондентов ЭГ, оптимальный - у 6,7 % представителей КГ и у 6,3 % представителей ЭГ.

Повторная оценка уровня сформированности ЦСО, исключающего факторы риска зависимого поведения школьников, на завершающем этапе экспериментального исследования показала, что у представителей КГ произошедшие изменения были статистически недостоверными, а у школьников ЭГ - ярко выраженными.

Так, у 26,8 % респондентов ЭГ этот показатель находится на оптимальном уровне, у 33,9 % обучающихся - на допустимом уровне. В ЭГ значительно снизилось количество обучающихся, имеющих критический уровень сформированности ЦСО, и достигло 14,3 %.

Полученные результаты подтверждают эффективность представленной нами методики. Из данных рисунка 2 видно, что в ЭГ значительно увеличилось количество школьников, имеющих оптимальный уровень сформированности ЦСО - с 6,3 % до 26,8%. В то же время в этой группе уменьшилось количество обучающихся, имеющих критический уровень сформированности ценностно-смысловых ориентиров, с 41,1 % до 14,4 %.

Таким образом, результаты проведенного исследования, представленные выше, позволяют сделать вывод о том, что методика профилактики информационной зависимости школьников, апробированная нами в педагогическом эксперименте, способствовала эффективному формированию ценностно-смысловых ориентиров ведения образа жизни, исключающего факторы риска зависимого поведения школьников. Полученное экспериментальное подтверждение эффективности разработанной методики выражается в положительной динамике результатов.

Литература:

1. Бойков А.Е. Профилактика информационной зависимости детей и подростков / А.Е. Бойков, Н.Н. Плахов // Безопасность жизнедеятельности. -2011. - № 12. - С. 42-45.

2. Демьянова Е.Г. Информационная зависимость как психолого-педагогическая проблема / Е.Г. Демьянова, А.А. Колесник // Молодой ученый. -2014. - № 4 (63). - С. 943-945.

3. Хаметдинова Г.Ф. Ответственность родителей за безнадзорность детей в информационном пространстве / Г.Ф. Хаметдинова // Юридическая наука и правоохранительная практика. - 2019. - № 3 (49). - С. 36-43.

4. Шинкаренко А.С. Педагогическая модель формирования безопасного и здорового образа жизни школьников / А.С. Шинкаренко // Вестник Кемеровского государственного университета. - 2015. - № 1 (61). - Том 2. - С. 132-137.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.