Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ ПОДРОСТКОВ К БЕЗОПАСНОМУ ПОВЕДЕНИЮ В УСЛОВИЯХ ПОВСЕДНЕВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ ПОДРОСТКОВ К БЕЗОПАСНОМУ ПОВЕДЕНИЮ В УСЛОВИЯХ ПОВСЕДНЕВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
107
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОТОВНОСТЬ К БЕЗОПАСНОМУ ПОВЕДЕНИЮ / ОПАСНОСТЬ / НЕСТАНДАРТНЫЕ УСЛОВИЯ / ПОВСЕДНЕВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК / ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Муртазин Азат Рушанович, Якимова Елена Алексеевна

В работе представлены результаты экспериментальной апробации методики формирования готовности подростков к безопасному поведению в условиях повседневной деятельности. Установлено, что экспериментальная методика, основанная на реализации компетентностного подхода в процессе изучения курса ОБЖ, является достаточно эффективной для успешного формирования высокого уровня готовности к действиям в нестандартных ситуациях, что подтверждается результатами определения итогового (комплексный) уровень сформированности исследуемого качества представителей КГ и ЭГ на заключительном этапе исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Муртазин Азат Рушанович, Якимова Елена Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ ПОДРОСТКОВ К БЕЗОПАСНОМУ ПОВЕДЕНИЮ В УСЛОВИЯХ ПОВСЕДНЕВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ НАУЧНОЙ РАБОТЫ

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ

ГОТОВНОСТИ ПОДРОСТКОВ

К БЕЗОПАСНОМУ ПОВЕДЕНИЮ

ВЕСТНИК НАУКИ В УСЛОВИЯХ ПОВСЕДНЕВНОЙ

И ТВОРЧЕСТВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Муртазин Азат Рушанович,

Якимова Елена Алексеевна,

Мордовский государственный

педагогический институт имени

М.Е. Евсевъева, г. Саранск

E-mail: jakimovalena@mail. ru

Аннотация. В работе представлены результаты экспериментальной апробации методики формирования готовности подростков к безопасному • поведению в условиях повседневной деятельности. Установлено, что экспериментальная методика, основанная на реализации компетентностного подхода в процессе изучения курса ОБЖ, является достаточно эффективной для успешного формирования высокого уровня готовности к действиям в нестандартных ситуациях, что подтверждается результатами определения итогового (комплексный) уровень сформированности исследуемого качества представителей КГ и ЭГ на заключительном этапе исследования.

Ключевые слова: готовность к безопасному поведению, опасность, нестандартные условия, повседневная деятельность, компетентностный подход, интегрированный урок, подростковый возраст.

В современных условиях развития общества с увеличением частоты проявления разрушительных сил природы, числа промышленных и техногенных аварий и катастроф, стихийных бедствий, опасностей социального характера, ростом агрессивности и криминализированности среды отсутствие навыков правильного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях обусловливает насущную потребность в поиске различных путей формирования у подрастающего поколения сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности [2].

Именно подростки наиболее подвержены влиянию различных отрицательных факторов среды, но и сами они достаточно часто являются источником опасности, так как стремление приобрести новый для себя опыт,

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

доказывая свою взрослость, приводит к совершению зачастую слишком рискованных поступков. Подростковый возраст является наиболее чувствительным для активного и сознательного усвоения норм и правил безопасного поведения. Именно этот возрастной период и является идеальным, но в то же время и особенно важным для формирования готовности к безопасному поведению в условиях повседневной деятельности [5].

Для изучения возможностей формирования готовности подростков к безопасному поведению в условиях повседневной деятельности проведено экспериментальное исследование на базе МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 28» г. о. Саранск. В исследовании приняли участие учащиеся 8-х классов в возрасте 13-14 лет. Общее количество участников эксперимента - 53 человека. Участники наблюдения составили 2 группы: учащиеся 8А класса - контрольную группу (КГ, 25 человек), учащиеся 8Б класса - экспериментальную группы (ЭГ, 28 человек).

Представители КГ на протяжении учебного года (сентябрь 2016 г. - май 2017 г.) занимались по традиционной программе «Основы безопасности Ф жизнедеятельности» для общеобразовательных учреждений под редакцией А. • Т. Смирнова (2007) [3].

В КГ в течение педагогического эксперимента осуществлялась реализация предложенной нами экспериментальной методики формирования готовности подростков к безопасному поведению в условиях повседневной деятельности на основе компетентностного подхода [6].

Оценка уровня сформированности готовности подростков к безопасному поведению осуществлялось по ценностно-мотивационному, когнитивному, операционно-деятельностному, регуляционному и рефлексивному критериям [1].

На начальном (констатирующем) этапе педагогического эксперимента был определен исходный уровень сформированности готовности подростков к безопасному поведению в повседневной жизни. Результаты диагностического исследования показали, что для представителей и КГ, и ЭГ характерен низкий уровень готовности. В частности, ценностно-мотивационный и регуляционный компоненты готовности к безопасному поведению у большинства учащихся были сформированы на достаточном уровне, а когнитивный, операционально-деятельностный и рефлексивный - на критическом. Анализ анкет, тестов, диагностических ситуаций показал недостаточность знаний об опасных ситуациях повседневной жизни и правилах поведения в них, отсутствие умений выбирать адекватные способы поведения в зависимости от ситуации, анализировать и оценивать свое поведение.

В последующем в ЭГ осуществлялась реализация экспериментальной методики формирования готовности подростков к безопасному поведению в

58

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

повседневной жизни. В соответствии со структурой безопасного поведения для формирования готовности на каждом этапе использовались различные формы научения.

На мотивационно-информационном этапе осущест влялось формирование мотивации безопасного поведения, знаний о возможных опасных ситуациях на дорогах и в общественном транспорте, при пожарах, на природе, в социуме и способах адекватного взаимодействия с ними в процессе преподавания предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» и других учебных дисциплин. Проведение интегрированных уроков учителями ОБЖ, географии, физической культуры, биологии на тему «Опасные и неблагоприятные климатические явления, методы их изучения и прогнозирования», «Способы адаптации человека к разнообразным климатическим условиям на территории страны», «Способы ориентирования на местности», «Подготовка и проведение пеших туристических походов. Правила безопасности», «Правила безопасности на воде» было направлено на формирование у школьников системы знаний об обеспечении личной безопасности в условиях природной среды.

Поведение человека в той или иной ситуации, как правило, побуждается • несколькими мотивами, наиболее действенным из которых оказывается имеющий субъективную значимость для человека, так как именно он придает личностный смысл действиям и поступкам подростка. Учителя стимулировали и направляли учащихся на определение смыслообразующих мотивов безопасного поведения через раскрытие значимости учебного материала, разъяснение личной жизненной необходимости подготовки к обеспечению безопасности, примеры людей, имеющих хорошую подготовку в области безопасности, позволившую им успешно преодолеть опасные ситуации. Содержание заданий поискового, творческого, проблемного характера было направлено на стимулирование интереса учащихся к подготовке в области безопасности, познавательной активности, стремления к самосовершенствованию. Отношение учащихся к обучению безопасному поведению постепенно изменялось от отрицательного или равнодушного к положительному, личностно значимому.

На тренировочном этапе у школьников формировались умения и навыки, определяющие успешные действия при попадании в опасные ситуации путем воспроизведения усвоенных на предыдущем этапе способов безопасного поведения в повторяющихся сходных ситуациях. Для этого использовался метод анализа конкретных ситуаций на основе сюжетов телепередач, публикаций в СМИ, рассказов и описаний очевидцев. Решая ситуационную задачу, подростки взаимодействовали со стандартной, знакомой им информационной опасной ситуацией, в которой они могли бы оказаться и из которой должны найти выход на основе имеющихся знаний и личного опыта. При этом они мысленно

59

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

«проигрывали» возможные варианты будущих действий, выстраивали модель своего поведения. Эмоциональное «проигрывание» воображаемых действий в опасной ситуации способствовало нейтрализации главного стрессора любой опасной ситуации - неожиданности. При этом воображаемые действия становились активным механизмом формирования и совершенствования умений и навыков безопасного поведения.

В ходе ситуационных игр-упражнений, ролевых игр подростки погружались в опасные проблемные ситуации, решение которых предполагало привлечение знаний, сформированных на предыдущем этапе. Они прогнозировали опасность, предотвращали, адекватно действовали в ситуации в соответствии со степенью опасности, использовали средства защиты. Учащиеся учились планировать свое поведение, анализировать и оценивать собственные действия, выстраивать взаимоотношения с другими людьми, что способствовало уменьшению стресса в реальной ситуации, повышению эмоциональной устойчивости. Если на предыдущем этапе учащиеся взаимодействовали со стандартной, знакомой им информационной и имитационной опасной ситуацией, то целью творческого этапа являлась подготовка школьников к безопасному поведению в измененной • или нестандартной, незнакомой ситуации. При этом условия обстановки, меняясь и усложняясь, постепенно приближались к реальным. Создавались условия, когда не было времени на подготовку и требовалось немедленно предпринять необходимые действия. Обеспечивался высокий темп учебных действий, соответствующий реальным экстремальным ситуациям. Учащиеся самостоятельно, без подсказок и предварительной отработки находили совершенно новые, оригинальные решения, нестандартные способы выхода из опасных ситуаций [4].

На заключительном этапе педагогического эксперимента, по окончании учебного года (май 2017 г.) была проведена повторная оценка уровня сформированности у подростков готовности к безопасному поведению в повседневной деятельности.

Результаты диагностики показали, что по каждому из 5-ти определяемых нами критериев у учащихся ЭГ произошли значительные положительные изменения: у 39,2 % учащихся повысился уровень ценностно-мотивационного компонента, у 78,7 % - когнитивного компонента, у 66,8 % - операционально-деятельностного компонента, у 47,8 % - регуляционного компонента и у 61,2 % учащихся - рефлексивного компонента.

Представители данной группы отметили, что учебные занятия по обучению правилам безопасного поведения стали им интересны, повысились их активность и самостоятельность в выполнении заданий, решении ситуационных задач. В связи с этим школьники стали читать дополнительную литературу,

60

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

смотреть телепередачи по обеспечению личной безопасности.

Анализ результатов повторного тестирования, решения ситуационных задач и наблюдений в ходе занятий показали, что у представителей ЭГ расширился и повысился уровень знаний о способах безопасного поведения при пожаре, на дорогах, в условиях природной среды; они стали быстрее ориентироваться в ситуации, принимать решение, выбирать наиболее оптимальные способы безопасного поведения в стандартной ситуации, гибко изменять план действий в соответствии с новыми условиями, предлагать оригинальное решение в измененной и нестандартной ситуациях.

Повторные измерения показателей уровня сформированности готовности к безопасному поведению в условиях повседневной деятельности, произведенные в КГ, также обнаружили некоторое его повышение, которое, однако, оказалось статистически недостоверным.

Проанализировав результаты опытно-экспериментальной работы по формированию готовности подростков к безопасному поведению в повседневной жизни, нами был выявлен итоговый (комплексный) уровень сформированности исследуемого качества. •

Итоговый уровень сформированности готовности определялся по следующим критериям:

а) готовность не сформирована, если хотя бы один из компонентов имеет недопустимый уровень;

б) готовность сформирована на допустимых уровнях (критическом, достаточном, оптимальном), если большинство компонентов сформировано на данных уровнях.

Результаты оценки итогового уровня сформированности готовности подростков КГ и ЭГ к безопасному поведению в условиях повседневной деятельности представлены в таблице 1.

Таблица 1

Динамика сформированности готовности подростков к безопасному поведению в повседневной жизни (чел., %)

Уровень ЭГ КГ

этапы контроля этапы контроля

исходный завершающий исходный завершающий

Недопустимый 11 (39,3) 3 (10,7) 11 (44,0) 4 (16,0)

Критический 10 (35,7) 5 (17,9) 9 (36,0) 8 (32,0)

Достаточный 5 (17,8) 7 (28,0) 3 (12,0) 10 (40,0)

Оптимальный 2 (7,2) 13 (46,4) 2 (8,0) 3 (12,0)

61

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

Обнаружено, что среди представителей ЭГ в процессе реализации экспериментальной методики обучения произошло перераспределение школьников по уровням готовности: количество подростков с недопустимым уровнем готовности снизилось на 28,6 %, с критическим - на 17,8 %. В то же время произошло увеличение числа подростков с достаточным и оптимальным итоговыми уровнями готовности - на 10,2 % и 39,2 % соответственно.

В КГ динамика изменений, произошедших на протяжении учебного года, была гораздо менее выражена: количество детей с недопустимым и критическим уровнями готовности уменьшилось на 28,0 % и 4,0 % соответственно. Число детей с достаточным и оптимальным уровнями готовности, аналогично ЭГ, увеличилось - на 28,0 % и 4,0 % соответственно.

Приведенные данные позволяют заключить, что более выраженная положительная динамика в изменении уровня готовности подростков экспериментальной выборки обусловлена применением в образовательном процессе разработанной модели и соответствующей ей методики формирования готовности к безопасному поведению в повседневной жизни.

Литература:

1. Карандашев В.Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и метод. руководство / В.Н. Карандашев. - СПб.: Речь, 2004. - 70 с.

2. Неймышев А.В. Специфика образовательной деятельности по курсу безопасности жизнедеятельности / А.В. Неймышев // Теоретические и прикладные проблемы науки и образования в 21 веке: мат. межд. науч.-прак. конференции. - Тамбов: ТГТУ, 2012. - С. 92-94.

3. Программы общеобразовательных учреждений. Основы безопасности. 1-11 классы / под общ. ред. А.Т. Смирнова. - М.: Просвещение, 2007. - 214 с.

4. Сорокина Л.А. Компетентностный подход в обучении ОБЖ / Л.А. Сорокина // Основы безопасности жизни. - 2005. - № 3. - С. 28-32.

5. Сорокина Л.А. Использование имитационных игр в обучении подростков безопасному поведению в повседневной жизни / Л.А. Сорокина // Актуальные проблемы безопасности жизнедеятельности и физической культуры в XXI веке: интеграция науки и практики: мат. межд. науч. -прак. конференции. -Невинномысск: НГТИ, 2010. - С. 65-70.

6. Шишов С.Е. Компетентностный подход к образованию как необходимость / С.Е. Шишов, И.Г. Агапов // Мир образования - образование в мире. - 2001. - № 4. - С. 8-19.

62

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.