Научная статья на тему 'Профилактика и борьба с наркоманией'

Профилактика и борьба с наркоманией Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4064
494
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРКОМАНИЯ / ПРОФИЛАКТИКА / ОПЫТ / ВРЕД / НЕОБХОДИМОСТЬ / DRUG ADDICTION / PREVENTION / EXPERIENCE / HARM / NEED

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Афамготов Эдуард Магометович

Статья посвящена проблеме незаконного оборота наркотиков в стране. Рассмотрен опыт зарубежных государств в сфере профилактики наркотизации населения. Предложены меры, которые возможно могут ограничить данное антисоциальное явление.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Prevention and fight against drug addiction

The paper discusses a drug trafficking in the country. The author examines experience of the foreign states in the sphere of prevention of the population narcotization and proposes measures aimed at limiting this antisocial phenomenon.

Текст научной работы на тему «Профилактика и борьба с наркоманией»

ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

УДК 343.575

ББК 67.408.132.11

А 94

Э.М. Афамготов,

старший преподаватель кафедры теории и истории государства и права и

политологии Адыгейского государственного университета, тел.: 8- (8772)-59-39-62

Профилактика и борьба с наркоманией

(Рецензирована)

Аннотация. Статья посвящена проблеме незаконного оборота наркотиков в стране. Рассмотрен опыт зарубежных государств в сфере профилактики наркотизации населения. Предложены меры, которые возможно могут ограничить данное антисоциальное явление.

Ключевые слова: наркомания, профилактика, опыт, вред, необходимость.

E.M. Afamgotov,

Senior Lecturer of Department of the Theory and History of the State and Law and

Political Science, Adyghe State University, ph.: 8- (8772)-59-39-62

Prevention and fight against drug addiction

Abstract. The paper discusses a drug trafficking in the country. The author examines experience of the foreign states in the sphere of prevention of the population narcotization and proposes measures aimed at limiting this antisocial phenomenon.

Keywords: drug addiction, prevention, experience, harm, need.

Проблема незаконного оборота наркотиков, его негативные последствия являются одной из основных угроз государствам наряду с военными конфликтами и террористичекой угрозой. По данным мониторинга наркоситуации, проведенного в 2012 году, в России насчитывается до 8,5 млн. лиц с разной степенью регулярностью употребляющих наркотики

- это около 6% населения страны [1]. Значительно вырос оборот наркотиков, в особенности синтетических, появились десятки новых видов, в сферу оборота наркотиков активно вовлекается молодежь. По данным ВЦИОМ 57% граждан России считают наркоманию угрозой национальной безопасности государства.

Такое положение дел возникло не вчера. С конца XIX века с территории Китая в Приамурье стали поступать наркотики растительного происхождения, что явилось следствием проведения Великобританией «опиумных» войн (1840-1843 и 1856-1860 гг.), с целью понуждения населения данной страны к употреблению опиума.

Тогда же был принят Указ о его запрещении на территории Российской империи без установления ответственности за его нарушение и пользы этот нормативный акт не принес. При смене политического строя и развитии нового уголовного законодательства последовательно были установлены наказание за изготовление и сбыт наркотиков, содержание притона для сбыта и потребления этих веществ. Устанавливалась ответственность в виде лишения свободы на срок не менее 3 лет с конфискацией имущества, принадлежащего осужденному. Затем появились статьи об ответственности за хищение наркотиков, склонение к потреблению. Это способствовало ограничению роста наркомании. Однако отмена уголовной ответственности за употребление наркотических

средств без назначение врача обусловлена принятием закона РСФСР «Об внесении изменении и дополнении в Уголовный кодекс РСФСР и кодекс РСФСР об административных правонарушениях» [2]. Преследовавшая благие цели, что наркопотребители добровольно пройдут медицинское лечение, не боясь уголовной ответственности, привело к безнаказанности и увеличению числа наркозависимых лиц. Таким образом, либерализм, выраженный в отмене правовых норм, установивших меры уголовной и административной ответственности, не принес ожидаемых результатов. К началу последнего десятилетия XX века распад страны, смена государственного строя, ухудшение социально-экономического положения толкнули многих граждан нашей страны на потребление наркотиков. Это привело к росту наркоторговли и как следствие увеличению числа больных наркоманией. При этом основная масса так называемых тяжелых наркотиков - героина, кокаина, амфетаминов - практически полностью ввозится из-за границы. Активно проходит замещение наркотиков растительного происхождения их синтематическими аналогами. Кроме этого, большая протяженность границ России со странами,через которые поступает основной поток наркотиков, их плохая защищенность негативно влияют на рост нелегального оборота наркотиков.

С 2004 года растет количество зарегистрированных наркопреступлений, что объясняется не только тем, что борьба с незаконным оборотом наркотиков стала вестись более эффективно, но и тем, что наркопреступлений совершается все больше. Так за 2012 год из незаконного оборота правоохранительными органами изъята почти 101 тонна наркотических средств и психотропных веществ, в том числе более 2 тонн героина и 1,5 тонны синтетических наркотических средств. Ежегодно к уголовной ответственности превлекается порядка 110 тысяч человек [3].

Международным сообществом даны конкретные параметры незаконного оборота наркотиков, к которым относятся:

- производство и сбыт наркотических средств с наличием структуры, которая может это обеспечить;

- заработанные таким путем денежные средства вкладываются в легальную экономику, что приводит к росту влияния наркодельцов, коррупции институтов власти;

- прямая связь нелегального оборота наркотиков с терроризмом и функционированием повстанческих групп, ведущих борьбу за политическую власть;

- регулярное изменение маршрутов транспортировки, способов торговли, маскировки...

Зарубежный опыт свидетельствует, что борьба с наркопреступностью и наркоманией эффективна только там, где развернута широкая антинаркотическая пропаганда. Кроме этого, большую роль играет общедоступность наркотиков, социально-экономические условия жизни граждан и главным является проблема снижения спроса. Руководство ФСКН признало слабую результативность карательных мер, которые не привели к заметному уменьшению незаконного потребления наркотиков. «В настоящее время в государственной политике взят курс на смещение акцента с силовых и запретительных способов решения проблемы на лечение, а затем на следующую реабилитацию и меры профилактики. Но на данный момент профилактическая деятельность, медицинская помощь и медико - социальная реабилитация больных наркоманией организованна недостаточно эффективно» [4]. Ощущается нехватка центров социальной реабилитации наркозависимых лиц. В стране их порядка 504, из которых только 4 государственные, а остальные 500 созданы негосударственными некоммерческими организациями, через которые проходит мизерное количество наркопотребителей, не влияющее на улучшение наркоситуации в целом.

Стратегия государственной антинаркотической политики до 2020 года в вопросах профилактики немедицинского потребления наркотиков, наркологической помощи, реабилитации больных наркоманией указала следующие цели:

1. Формирование негативного отношения в обществе к немедицинскому потреблению наркотиков путем активной антинаркотичекой пропаганды, проведения грамотной ин-

формационной политики в СМИ;

2. Создание условий для формирования мотивации к ведению здорового образа

жизни;

3. Организация и проведение профилактических мероприятий с группами риска немедицинского потребления наркотиков;

4. Недопущение применения в РФ заместительных методов лечения наркомании с применением наркотических средств и психотропных веществ;

5. Обеспечение подготовки специалистов: врачей, социальных педагогов, социальных работников в области психотерапии, психологического консультирования и психологической коррекции для эффективной работы в реабилитационных центрах и центрах социальной, психологической и медицинской поддержки и т.д. [5].

Однако из вышеперечисленного реально работает только пункт 4 и с нового 2014 года вводится обязательное тестирование школьников на наркотики (п.3). Что касается остального , то до его реализации очень далеко.

Вступили в действие законодательные инициативы, предоставившие наркозависимым лицам отсрочку от наказания при их добровольном согласии на лечение и последующую реабилитацию. Потребуются значительные средства для выполнения данной программы. По информации главного нарколога Минздрава РФ Е. Брюна, стоимость годового стационарного лечения одного такого больного составляет от 300 до 500 тысяч рублей. При этом после выписки больной должен постоянно находиться под наблюдением врача для исключения обострения [6]. На мой взгляд, денежный вопрос тут вторичен. Речь идет о спасении нации, по статистическим данным от болезней, связанных с наркотиками, около 100 тысяч граждан страны ежегодно уходит из жизни. Возникают вопросы, что делать, если после прохождения курса лечения произойдет срыв и лицо опять начнет употреблять наркотики. Какие органы будут заниматься вопросами его реабилитации и как быть с поиском работы.

В настоящее время наркоугроза характеризуется увеличением числа потребителей, ростом доли потребителей наиболее опасных наркотиков и доли синтетических наркотиков, формирующих быструю зависимость, распространением наркомании из городов в сельскую местность, рост наркопреступности, носящий латентный характер.

Особую тревогу вызывает рост злоупотребления наркотическими средствами растительного происхождения, особенно героином. Его распространение в России связано с производством и поставками из Афганистана, являющегося основным мировым экспортером наркотиков. И, несмотря на растущие объемы изымаемого героина, остановить этот поток пока не удается. Серьезно обсуждается вопрос о перекрытии границ Афганистана с Таджикистоном, откуда этот наркотик идет в нашу страну, пограничной службой ФСБ России. Это позволит перехватывать основное количество контрабанды наркотиков и тем самым оздоровить наркоситуацию в стране. Угроза уголовного наказания не может заставить значительную часть наркозависимым лиц вести здоровый образ жизни. Исследование, проведенное среди наркозависимых лиц (186 человек), показало следующие результаты. На вопрос, что влияет на рост наркопреступности в стране - 59% отметили низкую эффективность борьбы с нелегальным рынком наркотиков. Необходима ли борьба с незаконным оборотом наркотиков - до 87%, ужесточение борьбы с норкоторговлей - 50%. Часть стран осуществляет постепенный переход от политики борьбы со всеми видами наркотиков к политике «меньшего вреда». Фактическое разрешение «легких» наркотиков (каннабис) и жесткой борьбы с остальными видами наркотических средств и психотропных веществ (США, Чехия, Швейцария, Швеция). Активная антинаркотическая пропаганда и социальная и медицинская помощь наркоманам. В Израиле по разрешению Минздрава в отдельных больницах под наблюдением врачей проводится лечение марихуаной для таких заболеваний, как рассеянный склероз, рак, астма, глаукома, а также для пациентов с хроническими болями. Разработан план по увеличению производства каннабиса на специализированных фермах под контролем государства. Создается агентство лечебной марихуаны, которое будет заниматься логистикой, производством, закупкой, реализацией и

контролем за распространением. Рассматривается вопрос о введении марихуаны в так называемую «корзину лекарств» для обеспечения населения с большой скидкой по ценам [7].

Не думаю, что руководство нашей страны воспользуется зарубежным опытом. Любые наркотики у нас под запретом, под угрозой административного либо уголовного наказания. Главная роль должна быть отведена мерам, направленным на борьбу с незаконным оборотом наркотиков, выявлению лиц, их употребляющих, и сокращение числа наркоманов. Реабилитация и ресоциализация больных, выявления и пресечения доходов, полученных преступным путем. В целях ужесточения ответственности лиц, сбывающих наркотики посредством использования детей, не достигших возроста уголовной ответственности, на мой взгляд, необходимо дополнить ч.3 ст. 228.1 УК РФ - незаконное производство, сбыт или пересылка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также незаконный сбыт или пересылка растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества следующим положением - путем использования детей, не достигших возраста уголовной ответственности, предусмотрев наказание как за распространение наркотиков в особо крупном размере.

В стране сохраняются условия, способствующие росту воспроизводства незаконного потребления наркотиков, расширяется масштаб наркоторговли, наркобизнес приобрел транснациональный характер. Производятся регулярные поставки крупных партии наркотических средств в нашу страну и его транзит в другие государства. Недостаточная координация действий различных ведомств, призванных бороться с наркоманией и наркоторговлей (органы здравоохранения, социальные службы, правоохранительные органы), каждая из которых считает свою деятельность приоритетной, не способствует уменьшению числа наркозависимых лиц. Наблюдается дублирование функции силовых структур, их слабое сотрудничество в выявлении, расследовании и установлении уголовной ответственности за преступление в сфере незаконного оборота наркотиков. На рост числа наркопотребителей влияет продолжающийся рост цен, безработица среди трудоспособного населения, недостаточность эффективного выявления наркоманов на ранней стадии заболевания.

По экспертным оценкам каждое наркозависимое лицо склоняет к потреблению наркотических средств до 10 человек, ранее не употреблявших наркотики. Вследствие этого необходимы долгосрочные программы реабилитации наркоманов, рассчитанные на несколько лет, бесплатная медицинская и психологическая помощь. Придется решать вопросы с трудоустройством, что на данный момент представляется весьма трудно реализуемым.

Незаконный оборот наркотиков распространяется на территории нескольких субъектов Российской Федерации. В этой связи заслуживает внимания предложение доктора юридических наук, заслуженного юриста РФ, судьи Высшего квалификационного класса М.Т. Тащилина по созданию подсистемы специализированных судов по рассмотрению уголовных дел о незаконном обороте наркотических средств в существующей системе судов общей юрисдикции, возглавляемой Верховным Судом РФ. Может выглядеть следующим образом: специализированный суд судебного округа, объединяющий несколько территорий; специализированный суд федерального округа; Верховный Суд Российской Федерации [8].

Реклама здорового образа жизни в СМИ, а не только показ последствий наркомании. Сочетание жесткой уголовной политики в данной сфере с профилактичекими и реабилитационными мероприятиями может привести к определенным успехам. Дадут гарантии личной безопасности законопослушным гражданам, снизив уровень наркопреступности.

Примечания:

1. Об итогах оперативно-служебной деятельности ФСКН РФ в 2012 году и задачах на 2013 год. Тезисы выступления директора ФСКН В. Иванова. Ц^: www.narkotiki .ги

2. Ведомости съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 5. Ст. 1867.

3. Об итогах оперативно-служебной деятельности ФСКН РФ...

4. Каратаев Н.О. Наркосуды. Новые тенденции профилактики наркозависимости. Опыт зарубежных стран. URL: www.gnk.spt.ru

5. Об утверждении Стратегии государственной антинаркотичекой политики Российской Федерации до 2020 года: Указ Президента РФ: утвержден 9 июня 2010 г. // Российская газета. 2010. № 128. С. 13.

6. Богданов В. Лечись и сиди // Российская газета. 2013. Федеральный выпуск №

6007.

7. Гельман З. Попала в корзину лекарств // Российская газета. 2012. № 135. С. 15.

8. Тащилин М.Т. О создании специализированных судов по рассмотрению дел о незаконном обороте наркотических средств // Актуальные вопросы теории и практики борьбы с не законным оборотом наркотических средств: сб. материалов науч.-практ. конф., 18-19 июня 2010 года. Ч. 1. Пятигорск, 2010. С. 102.

References:

1. On the results of operation and service activity of the RF FSKN in 2012 and tasks for 2013. Theses of speech of the FSKN director V. Ivanov. URL: www.narkotiki.ru

2. The sheets of the Congress of People's Deputies of the RSFSR and the RSFSR Supreme Council. 1991. No. 5. Art. 1867.

3. On the results of operation and service activity of the RF FSKN ...

4. Karatayev N.O. The drug courts. New tendencies of the drug addiction prevention. The experience of foreign countries. URL: www.gnk.spt.ru

5. On the adoption of the Strategy of the state anti-drug policy of the Russian Federation till 2020: The Decree of the RF President: it is approved on June 9, 2010 // Rossiiskaya gazeta. 2010. No. 128. P. 13.

6. Bogdanov V. Takee treatment and be sitting // Rossiiskaya gazeta. 2013. A federal issue. No. 6007.

7. Gelman Z. Got into a basket of drugs // Rossiiskaya gazeta. 2012. No. 135. P. 15.

8. Tashchilin M.T. On the formation of specialized courts on trying the cases of the illegal drug trafficking // Topical issues of the theory and practice of fight against illegal drug trafficking: coll. of materials of the scient. and pract. conf. June 18-19, 2010. Part 1. Pyatigorsk, 2010. P. 102.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.