Научная статья на тему 'О совершенствовании уголовного и уголовно-процессуального законодательства ФСКН России'

О совершенствовании уголовного и уголовно-процессуального законодательства ФСКН России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
186
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УГОЛОВНОЕ СУДОПРОИЗВОДСТВО / CRIMINAL JUSTICE / ПРОБЛЕМЫ УГОЛОВНОГО ПРОЦЕССА / PROBLEMS OF CRIMINAL PROCEDURE / УГОЛОВНЫЙ ЗАКОН / CRIMINAL LAW / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА / IMPROVEMENT OF LEGISLATION / ОРГАНЫ НАРКОКОНТРОЛЯ / DRUG CONTROL AUTHORITIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Откидач Андрей Олегович

Освещаются новеллы уголовного и уголовно-процессуального законодательства, разработанные органами наркоконтроля, а также перспективные законодательные инициативы ФСКН России в этом направлении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Откидач Андрей Олегович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On improvement of criminal and criminal-procedural legislation FSKN of Russia

The article highlights the novel criminal and criminal procedural law developed drug control authorities, as well as promising legislative initiatives Russian Federal Drug Control Service in this direction.

Текст научной работы на тему «О совершенствовании уголовного и уголовно-процессуального законодательства ФСКН России»

О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ УГОЛОВНОГО И УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ФСКН РОССИИ

АНДРЕЙ ОЛЕГОВИЧ ОТКИДАЧ,

кандидат юридических наук, заместитель начальника отдела Следственного департамента ФСКН России,

полковник полиции E-maiLskdi24@yandex.ru

Научная специальность 12.00.08 — уголовное право и криминология;уголовно-исполнительное право Рецензент: Заслуженный юрист Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор Лебедев С.Я.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Освещаются новеллы уголовного и уголовно-процессуального законодательства, разработанные органами наркоконтроля, а также перспективные законодательные инициативы ФСКН России в этом направлении.

Ключевые слова: уголовное судопроизводство, проблемы уголовного процесса, уголовный закон, совершенствование законодательства, органы наркоконтроля.

Annotation. The article highlights the novel criminal and criminal procedural law developed drug control authorities, as well as promising legislative initiatives Russian Federal Drug Control Service in this direction.

Keywords: criminal justice, problems of criminal procedure, criminal law, improvement of legislation, drug control authorities.

Результаты деятельности ФСКН России свидетельствуют о том, что органы наркоконтроля, в числе других правоохранительных органов, вносят существенный вклад в противодействие преступности.

На фоне снижения в 2013 г. на 4% общеуголовной преступности, наркопреступлений, выявленных всеми правоохранительными органами в течение года стало на 5,7% больше. В том числе, почти на 1 тыс. возросла их регистрация в органах наркоконтроля. Как производное, увеличилось число расследованных дел, а также выросла нагрузка на дознавателей и следователей, которыми за год было направлено в суд более 30 тыс. дел1.

По данным ежегодного мониторинга наркоситуации в России около 8,5 млн. человек, с разной степенью регулярности употребляют наркотики. Именно они обеспечивают до 80% всей уличной преступности в стране, одновременно образуя как рынок спроса на наркотики, так и инфраструктуру их сбыта2.

Находясь в состоянии наркотического опьянения, либо абстинентного синдрома и в поиске

средств на очередную дозу зелья наркопотребители совершают не только наркопреступления, но и другие уголовно наказуемые деяния (кражи, грабежи и т.п.).

Ежегодно число лиц, одномоментно находящихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы превышает 600 тыс. человек3. Из них, порядка 120 тыс. — осужденные за преступления в сфере незаконного оборота наркотиков. Кроме того, ежегодно порядка 45 тыс. лиц осуждается за совершение наркопреступлений к лишению свободы условно, в отношении более 100 тыс. лиц по делам об административных правонарушениях в сфере незаконного оборота наркотиков судьями назначаются административные наказания4.

В этой связи директор ФСКН России В.П. Иванов справедливо отмечает, что реальное лечение от наркозависимости и реабилитацию проходят не более 20 тыс. человек, в то время, как в европейских государствах почти 1,5 млн. наркопотребителей ежегодно ресоциализируются в обществе. Подобная противоестественная ситуация, сложившаяся в

Российской Федерации в сфере борьбы с наркоманией, когда карательная практика явно доминирует над мерами медицинского и социального характера, требует совершенствования государственной антинаркотической политики5.

Следует признать, что остановить наркотизацию в России возможно, только добившись кардинального снижения спроса на наркотики через реализацию политики, направленной на увеличение доступности и эффективности услуг по лечению от наркомании, а также реабилитации и ресоциализа-ции наркопотребителей.

С 2013 г. в России действует уголовно-правовой институт отсрочки отбывания наказания для наркозависимых лиц, добровольно изъявивших желание пройти лечение и комплексную реабилитацию, впервые совершивших преступления, предусмотренные ч. 1 ст. 228, ч. 1 ст. 231 и ст. 233 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее — УК России)6.

Анализ практики применения данного института свидетельствует, что правоохранительная система недостаточно эффективно использует его в правоприменительной деятельности, о чем свидетельствуют данные ФСИН России. Так, в 2012 г. в уголовно-исполнительных инспекциях поставлено на учет 93 таких лица, в 2013 г. — 153, в первом квартале 2014 г. — 38, что вряд ли можно признать существенным в масштабах всей страны7.

Причинами сложившейся ситуации является отсутствие в регионах необходимого количества специалистов-наркологов и неинформированность судов о наличии профильных учреждений, осуществляющих лечение от наркомании, а также медицинскую и (или) социальную реабилитацию наркопотребителей.

В целях решения обозначенных проблем и во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 21 ноября 2012 г. ФСКН России разработан проект государственной программы «Комплексная реабилитация и ресоциализация потребителей наркотических средств и психотропных веществ»8, которая утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации 15 апреля 2014 г. № 299 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Противодействие незаконному обороту наркотиков». Основные цели указанной

программы — существенное сокращение спроса на наркотики, а также развитие системы учреждений наркологического профиля9.

Эффективность реализации программы будет обеспечиваться локализацией значительного количества (до 150 тыс.) наркопотребителей в специализированных реабилитационных центрах на продолжительное время. Это, с одной стороны, позволит выводить их из системы наркопотребления и сбыта наркотиков, и с другой, — вовлечь их в сферу деятельности специалистов медицинского, социального и правоохранительного профиля.

25 ноября 2013 г. Президентом Российской Федерации подписан Федеральный закон № 313-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»10, разработанный ФСКН России и предусматривающий совершенствование правового механизма побуждения лиц, страдающих наркотической зависимостью, к лечению от наркомании, а также наделяющий суды правом, при назначении административного или уголовного наказания, обязывать наркопотребителя пройти диагностику, профилактические мероприятия, лечение от наркомании, а также медицинскую и (или) социальную реабилитацию.

Таким образом, данным законом внесены в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (далее — УПК России) и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП России) изменения, позволяющие судам принимать решения о реализации на практике конкретных медицинских и социальных реабилитационных мер.

При этом уклонение лица от выполнения указанных обязанностей повлечет наложение административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административный арест на срок до тридцати суток.

В целях обеспечения возможности судам выносить такие решения, ст. 196 УПК России дополнена новым пунктом, в соответствии с которым назначение и производство судебной экспертизы является для органов расследования и суда обязательным, если имеются основания полагать, что подозреваемый либо обвиняемый является больным наркома-

нией.

Кроме того, внесены дополнения в ст. 299 УПК России, в соответствии с которой вопрос, нуждается ли подсудимый в прохождении лечения от наркомании, а также медицинской и (или) социальной реабилитации, в обязательном порядке должен разрешаться судом при постановлении приговора12.

Рассматриваемый закон является важным шагом в комплексе мер, направленных на сокращение спроса на наркотики и последующее развитие системы комплексной реабилитации и ресоциализа-ции наркопотребителей в Российской Федерации.

Одновременно с этим ФСКН России является инициатором разработки других законодательных инициатив.

Так, подрыв экономических основ наркопреступности является стратегической целью государственной антинаркотической политики в сфере сокращения предложения наркотиков. Статистика показывает, что среди правоохранительных органов нашего государства преступления, связанные с легализацией денежных средств, полученных от наркоторговли, расследуются преимущественно органами наркоконтроля13.

В 2013 г. сумма легализованных доходов по направленным органами наркоконтроля в суд уголовным делам составила порядка 1,1 млрд. руб., что превысило общую сумму легализованных наркоденег последних трех лет14.

Так, в августе 2013 г. Следственным департаментом ФСКН России в суд направлено уголовное дело в отношении участников организованной группы, которые отмыли около 50 млн. руб., полученных в результате незаконного сбыта крупных партий наркотиков растительного происхождения (гашиш, марихуана, гашишное масло), ввезенных контрабандным путем из Канады, Филиппин, Нидерландов.

В рамках совершенствования деятельности по подрыву экономических основ наркопреступности ФСКН России разработаны положения федерального закона от 28 июня 2013 г. № 134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям», которым снижен порог наступления уголовной ответственности за легализацию. Данная норма позволяет повысить эффективность оперативно-служебной деятельности, осуществляемой в данном направлении.

В развитие этой инициативы в настоящее время ФСКН России разрабатываются законопроекты, которые:

ф во-первых, позволят криминализовать простое распоряжение средствами, полученными от преступной деятельности, поскольку вливание в экономику криминальных доходов само по себе представляет общественную опасность. Таким путем пошли в ряде зарубежных стран, в частности, в Великобритании, где, согласно принятому в 2002 г. закону «О преступных доходах», под легализацией понимается простое внесение денежных средств на счета в банки, перевод в ценные активы или просто их использование в собственных целях преступником на повышение уровня жизни15; ф во-вторых, внесут изменения в действующее законодательство, предусматривающее установление норм, обязывающих лицо, совершившее преступление, связанное с незаконным оборотом наркотиков, отчитываться перед государством о законности происхождения, принадлежащего ему имущества, а также обращение данного имущества в доход государства в случае, если лицо не может доказать правомерность его происхождения.

В целях повышения эффективности института отсрочки отбывания наказания для лиц, больных наркоманией, ФСКН России прорабатывает вопрос о распространении действия ст. 821 УК России на лиц, осужденных к лишению свободы, признанных больными наркоманией и совершивших впервые преступление небольшой тяжести. При этом для преступлений, в результате совершения которых причиняется ущерб, обязательным условием применения отсрочки отбывания наказания предусматривается необходимость его возмещения.

Для противодействия наркотизации общества другим законопроектом «О внесении изменений в ст. 721 Уголовного кодекса Российской Федерации» предлагается распространить положения ст. 721 УК России на лиц, допускающих потребление наркотиков без назначения врача, что позволит вовлечь их в систему диагностики и профилактических мероприятий наркологической службы, а также обеспечит их учет, и, следовательно, более точную оценку масштабов наркопотребления в Российской Феде-

рации для принятия соответствующих управленческих решений на государственном уровне.

Кроме того, ФСКН России в инициативном порядке разработан законопроект, предусматривающий внесение изменений в уголовно-процессуальное законодательство в части, касающейся исключения случаев возвращения судом уголовных дел прокурору по такой формальной причине, как наличие оснований для соединения уголовных дел6, и одновременного наделения суда полномочиями по соединению уголовных дел, который в настоящее время проходит согласование в органах государственной власти.

Его необходимость заключается в следующем. За период с 2011-2012 гг. по причине отсутствия у суда права соединения уголовных дел, судьями возвращено порядка 600 уголовных дел по основанию, предусмотренному п. 4 ч. 1 ст. 237 УПК России, подследственных органам предварительного расследования СК России, МВД России и ФСКН России16.

Другой весомый аргумент заключается в том, что при расследовании дел о преступлениях, совершенных преступными сообществами (преступными организациями), зачастую сразу не удается одновременно задержать и привлечь к уголовной ответственности всех членов преступного сообщества. При завершении расследования уголовного дела, перед его направлением в суд, из него, как правило, выделяются в отдельное производство уголовные дела в отношении неустановленных соучастников преступления, а также лиц, находящихся в розыске. Однако, в ходе рассмотрения уголовного дела в суде, по ранее выделенному из него уголовному делу могут быть установлены и задержаны другие члены преступного сообщества. При таких обстоятельствах суд использует свое право, предусмотренное п. 4 ч. 1 ст. 237 УПК России и возвращает находящееся в его производстве уголовное дело для соединения с расследуемым (ранее выделенным) делом в одно производство.

Вполне логично, что к этому времени, установленные ст. 109 УПК России предельные сроки содержания обвиняемых под стражей истекают, органы предварительного следствия вынуждены изменять им меру пресечения на иную, не связанную с лишением свободы, что, в большинстве случаев, не способствует эффективному продолжению рас-

следования. Не секрет, что обвиняемые по такой категории дел по выходу из следственного изолятора начинают оказывать давление на свидетелей, противодействовать расследованию, а также скрываются от органов расследования, что, естественно, затягивает сроки производства по уголовному делу.

Таким образом, подобные ситуации не корреспондируют с принципом уголовного судопроизводства, изложенным в ст. 61 УПК России, согласно которому уголовное судопроизводство осуществляется в разумный срок.

Полагаем, что наделение суда правом соединять уголовные дела, в случаях, когда это не влечет изменения обвинения в сторону его отягчения, либо иным образом не ухудшает положения подсудимого, является конструктивной инициативой, которая будет способствовать расследованию и судебному рассмотрению уголовных дел в разумный срок.

Ежедневно в России увеличивается количество изымаемых синтетических наркотиков. Причем новые, в отдельных случаях так называемые «дизайнерские» вещества в обороте появляются ежегодно, десятками и даже сотнями. В этой связи ФСКН России осуществляется разработка и внедрение правового механизма установления временного запрета на оборот таких веществ до завершения процедуры включения в соответствующие списки17.

Таким образом, несмотря на освещение в рамках настоящей статьи лишь небольшой части правовых новелл, можно отметить, что органы наркоконтроля играют важную роль в законотворческом процессе в ходе совершенствования уголовного и уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации. Представляется, что принятие обозначенных законодательных инициатив позволит более эффективно решать задачи в сфере противодействия как наркопреступности, так и в борьбе с преступностью в целом.

1 По данным ведомственной статистической отчетности за 2013 г.

2 Мониторинг наркоситуации Государственного антинаркотического комитета в 2013 г. // gak.gov.ru.

3 По данным ФСИН России (без учета лиц, содержащихся в СИЗО, колониях поселениях, а также в исправительных колониях для осужденных к пожизненному лишению свободы).

4 По данным межведомственной статистической отчетности МВ-НОН за 2013 г. (по основной и дополнительной квалификации).

5 См.: Выступление председателя ГАК, директора ФСКН России В.П. Иванова на расширенном заседании коллегии Следственного комитета Российской Федерации по вопросу «Об итогах работы следственных органов Следственного комитета Российской Федерации за 2013 год и задачах на 2014 год».

6 УК России, ст. 821 «Отсрочка отбывания наказания больным наркоманией» // Справочная правовая система «Гарант».

7 Согласно статистическим данным по форме ФСИН-1 за 2012—2013 гг.

8 Официальный сайт ФСКН России // http://www.fskn.gov. ru/pages/main/prevent/13250/index.shtml.

9 См.: Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 299 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Противодействие незаконному обороту наркотиков», подпрограмма № 3 «Комплексная реабилитация и ресоциализация лиц, потребляющих наркотические средства и психотропные вещества в немедицинских целях» // Справочная правовая система «Гарант».

10 Вступил в силу с 25 мая 2014 г.

11 УПК России, ст. 196 «Обязательное назначение судебной экспертизы» // Справочная правовая система «Гарант».

12 УПК России, ст. 299 «Вопросы, разрешаемые судом при постановлении приговора» // Справочная правовая система «Гарант».

13 По данным межведомственной статистической отчетности в 2013 г. расследовалось 287 преступлений ФСКН России и только 1 преступление, связанное с легализацией наркодоходов, следственными органами ФСБ России, а в 2012 г. расследование подобных преступлений проводилось только органами наркоконтроля.

14 По данным ведомственной статистической отчетности за 2013 г.

15 См.: Давыдов В.С. Легализация преступных доходов -уникальный криминальный феномен XXI в. // http://www. yurclub.ru/docs/criminal/article79.html.

16 УПК России, п. 4 ч. 1 ст. 237 УПК России «Возвращение уголовного дела прокурору» предусматривает возвращение судом уголовного дела прокурору по ходатайству стороны или по собственной инициативе для устранения препятствий по его рассмотрению в случаях, если имеются предусмотренные ст. 153 УПК России основания для соединения уголовных дел // Справочная правовая система «Гарант».

17 По данным межведомственной статистической отчетности за 2011—2012 гг.

18 См.: Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 г. № 681 «Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации» // Справочная правовая система «Гарант».

ДЕЯНИЕ ЛИЦА В СТРУКТУРЕ УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ ПРИЧИННОСТИ

ЗОРИКТО БОРИСОВИЧ СОКТОЕВ,

доцент кафедры уголовного права Московского государственного юридического университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА)

E-mail: soktoev@gmail.com

Научная специальность 12.00.08 — уголовное право и криминология;уголовно-исполнительное право

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Выявлены различия в употреблении понятия «деяние лица» по Уголовному кодексу Российской Федерации. Раскрыто значение этого признака при квалификации преступления по объективным признакам. Рассмотрена специфика уголовно-правовой оценки деяния лица при выявлении причинной связи по уголовному делу.

Ключевые слова: причинность, причинная связь, уголовное право, деяние лица.

Annotation. In this article author reveals distinctions in usage definition «act of person» in accordance with Criminal Code of the Russian Federation. Significance of such feature is disclosed for qualification of crime by objective signs. Author shows specific character criminal law.

Key words: causation, chain of causation, Criminal Law, act of person.

До совершения лицом общественно опасного деяния объект уголовно-правовой охраны и сам человек существуют независимо друг от друга. Совершением деяния лицо воздействует на объект преступления, тем самым порождая, иными словами — причиняя, общественно опасные последствия.

Общественно опасное деяние лица, таким образом, «связывает» элементы и признаки состава преступления в целостное образование. Из этого вытекает требование к самому деянию: оно «должно быть объективно опасным в момент его совершения для охраняемого законом объекта»1 в том смысле, что

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.