УДК 323
Паршина Анна Александровна
кандидат юридических наук,
заместитель министра общего и профессионального
образования Ростовской области
Поляничко Наталья Евгеньевна
соискатель кафедры философии и политологии Академии труда и социальных отношений, методист 1 -й категории Регионального информационно-аналитического центра развития образования
Гутерман Лариса Александровна
доцент кафедры педагогики Южного федерального университета, директор Регионального информационно-аналитического центра развития образования
ПРОФИЛАКТИКА ЭКСТРЕМИЗМА В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ КАК НАПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ (НА ПРИМЕРЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ)
Parshina Anna Aleksandrovna
PhD in Law, Deputy Minister of General and Vocational Education of the Rostov Region
Polyanichko Natalia Evgenyevna
PhD applicant, Philosophy and Political Science Subdepartment, Academy of Labour and Social Relations, First Rank Methodologist, Regional Informational and Analytical Centre for Education Development
Guterman Larisa Aleksandrovna
Assistant Professor, Education Science Subdepartment, Southern Federal University, Director at Regional Informational and Analytical Centre for Education Development
PREVENTION OF EXTREMISM AMONG YOUNG PEOPLE AS AN AREA OF STATE REGIONAL YOUTH POLICY (CASE STUDY OF THE ROSTOV REGION)
Аннотация:
В статье проводится анализ реализации молодежной политики в области профилактики экстремизма в Ростовской области. Профилактика экстремизма рассматривается авторами как неотъемлемая составляющая региональной политики в отношении молодежи. В исследовании характеризуются формы профилактики экстремистских явлений в молодежной среде на региональном уровне. Наиболее эффективной, но слабо реализуемой практикой признаны социально значимые инициативы и проекты в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений.
Ключевые слова:
молодежь, государственная молодежная политика, Ростовская область, профилактика экстремизма.
Summary:
The article deals with implementation of the youth policy in the field of extremism prevention in the Rostov region. The extremism prevention is considered as an integral part of the regional youth policy. The study describes the forms of prevention of extremist phenomena among youth at the regional level. The authors believe that the most effective but poorly implemented practices are socially important initiatives and projects in the field of interethnic and interfaith relations.
Keywords:
youth, state youth policy, Rostov region, extremism prevention.
Одной из наиболее сложных социально-политических проблем современного российского социума является усиление экстремистских проявлений, которые несут серьезную угрозу обществу, нарушая стабильность, подрывая основы морали и нравственности. В обстановке дестабилизации экстремистские настроения и антигуманистические идеи всё чаще находят отклики в умах молодых людей. Именно молодежь является той частью общества, в которой наиболее быстро происходит накопление и реализация негативного протестного потенциала. Под влиянием социальных, политических, экономических и иных факторов в молодежной среде, наиболее подверженной деструктивному влиянию социума, легче формируются радикальные взгляды и убеждения [1].
В этом контексте крайне актуальной проблемой является формирование антиэкстремистского сознания в молодежной среде. Ведущая роль в решении этого вопроса отводится государственной молодежной политике, успех которой во многом зависит от слаженных действий государственной власти и органов местного самоуправления.
На заседании коллегии Минобрнауки России 18 июня 2013 г. были определены меры по совершенствованию реализации государственной молодежной политики [2]. Профилактика экстремизма в молодежной среде, наряду с поддержкой талантливой молодежи, формированием
здорового образа жизни, была обозначена приоритетным направлением развития современной государственной молодежной политики.
Молодежная политика в регионах основывается на концепции государственной молодежной политики федерального уровня. Например, в Ростовской области действует государственная программа, которая детализирует федеральные программные мероприятия по реализации государственной молодежной политики в вопросе профилактики экстремизма. Она направлена на создание необходимых условий для формирования толерантного сознания, гармонизации этнических и межконфессиональных отношений. Государственная программа «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности» (постановление Правительства Ростовской области от 25.09.2013 № 600) разработана на основании государственной программы РФ «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности» (распоряжение Правительства РФ от 06.03.2013 № 313-р) и распоряжения Правительства Ростовской области от 31.07.2013 № 297 «Об утверждении Перечня государственных программ РО». Также действует план реализации этой программы в Ростовской области на 2014 г. (распоряжение Правительства РО от 05.12.2013 № 511 и приказ Министерства общего и профессионального образования РО № 16 от 20.01.2014).
Ростовская область представляет собой один из самых многонациональных регионов, включающий значительное количество этнических сообществ, обладающих своей уникальной историей, культурой и религией. Столь тесное соседство культур обусловливает внутренние различия в ценностях, нормах, установках, образцах поведения и образах жизни. На почве этих различий в регионе постоянно присутствует опасность возникновения риска экстремистских проявлений. Поэтому вопрос профилактики экстремизма в молодежной среде для Ростовской области имеет очень глубокое значение.
В исследуемом регионе одной из площадок для реализации мероприятий по профилактике экстремизма среди молодежи являются учреждения среднего профессионального образования. Особый интерес к учреждениям этой ступени образования вызван принадлежностью контингента обучающихся к особой возрастной группе. К 15-18 годам подростки встают на путь социализации, они озабочены желанием найти свою группу, определить смыслы и ценности своей жизни [3]. В этом стремлении молодые люди могут показать себя сторонниками ценностей, провозглашенных лицами, которые пропагандируют идеи экстремизма. Вот почему лицеи, техникумы и училища представляют собой микросоциум, несущий определенные угрозы и опасности для молодежи. Поэтому для полноценного процесса образования студентов необходимо создание благоприятной среды, в которой у современных молодых людей будут развиваться гуманистические идеи и нравственные ценности. Только в таких условиях может формироваться и воспитываться толерантная личность [4].
Среди учреждений профессионального образования, подведомственных Министерству образования Ростовской области, в начале 2014 г. было проведено исследование, позволяющее обобщить данные о реализации мероприятий по профилактике проявлений экстремизма в молодежной среде. Участниками мониторинга стали 104 подведомственных учреждения разных районов Ростовской области.
На основании обобщения полученной информации нами были выделены несколько форм мероприятий, которые реализуются в рамках программы профилактики экстремизма в учреждениях профессионального образования Ростовской области:
1) проведение лекций, бесед, круглых столов;
2) реализация дополнительных образовательных программ;
3) проведение учебных тренировок;
4) реализация инициативных социальных проектов.
Как правило, учреждения профессионального образования Ростовской области не ограничиваются только одной формой профилактики. Возможность чередовать и использовать различные виды воспитательной работы повышает общую эффективность комплекса мер профилактической направленности.
Рассмотрим данные формы мероприятий более подробно.
1. Проведение лекций, бесед и круглых столов является наиболее простой формой взаимодействия с молодежью. Реализация таких мероприятий способствует созданию условий для укрепления межконфессионального диалога в студенческой и молодежной среде, формированию у обучающихся толерантного сознания и поведения, гармонизации межэтнических отношений.
В молодежной среде охват обучающихся в учреждениях среднего профессионального образования данной формой профилактической работы во втором квартале составляет 87 %. Однако такая форма взаимодействия с молодежью неоднократно показывала свою низкую эффективность, так как во время мероприятий наблюдается слабая активность обучаемых. Исключения составляют те мероприятия, которые носят событийный характер. Например, мероприятие
«Студенческие посиделки: приготовление национальных блюд» за счет открытого диалога в непринужденной обстановке и насыщенности национальным колоритом позволяет студентам лучше понять национально-культурные особенности других людей и способствует развитию толерантного отношения к другой культуре. Формат же «кулинарного поединка» позволяет переориентировать юношеское соперничество в плоскость дружеских отношений.
Все лекции, беседы и круглые столы, проводимые в учреждениях профессионального образования, условно можно подразделить на пять групп в зависимости от тематики мероприятий:
- мероприятия по вопросу соблюдения правовых норм и этических правил совместного проживания в общежитиях лиц различной национальности;
- мероприятия с участием лидеров актива подростковых и молодежных общественных организаций (в том числе неформальных объединений);
- лекции и беседы, направленные на профилактику проявлений экстремизма, терроризма, преступлений против личности, общества, государства;
- мероприятия по проблемам укрепления нравственного здоровья в обществе;
- мероприятия по вопросу координации деятельности в сфере межнациональных отношений с участием представителей религиозных конфессий, национальных объединений.
Очень часто учреждения профессионального образования приглашают к участию в дискуссиях представителей структур и организаций, ведущих свою деятельность вне сферы образования. Обычно это специалисты отдела по делам молодежи, представители различных диаспор, сотрудники правоохранительных органов.
Для привлечения внимания молодежи к вопросам межэтнических отношений мы также рекомендуем приглашать для дискуссий представителей религиозных конфессий, общественных организаций, советов ветеранов. Диалог с этими людьми основывается на глубоком знании вопроса и содержит конкретные идеи и конструктивные предложения.
Хочется также отметить, что подготовка выступлений для «круглого стола» предполагает серьезное изучение вопроса обучающимися. Молодые люди, принимающие участие в дискуссии, могут обосновать свою точку зрения, доказать значимость и актуальность своей гражданской позиции. Такой вид дискуссии (мозгового штурма) подразумевает не только обсуждение заданной проблемы, но и поиск эффективных способов ее решения. Исходя из этого, мы склонны считать такую форму воспитательной работы наиболее эффективной в рамках данного направления.
2. Еще одной формой профилактики проявлений экстремизма в учреждениях профессионального образования РО является реализация дополнительных образовательных программ, направленных на формирование толерантности, правовой культуры, профилактику экстремизма среди обучающихся. Такие программы чаще всего реализуются на факультативных занятиях, а также могут включаться в виде модулей в образовательные программы. Они позволяют сформировать у студентов основы правовой культуры. Кроме того, они способствуют усилению профилактики экстремизма среди обучающихся, противодействию этнической и религиозной нетерпимости. В качестве примера приведем программу «Формирование межнациональной культуры взаимодействия в студенческой молодежной среде», реализуемую в Шахтинском колледже топлива и энергетики им. акад. П.И. Степанова.
В ряде образовательных организаций разработаны отдельные модули в рамках учебных дисциплин гуманитарной направленности, например курсов «Обществознание», «История», «Основы философии». Подобный модуль в курсе «Обществознание» может быть нацелен на формирование правового воспитания обучающихся, а его применение в курсе «Литература» поможет обратить внимание учащихся на культурное и историческое наследие других народов, на то, как они обогатили русскую культуру [5].
Ответственными за реализацию дополнительных образовательных программ в учреждения среднего профессионального образования обычно выступают сотрудники педагогического коллектива учреждения (преподаватели, педагоги-психологи, социальные педагоги). В настоящее время реализация дополнительных образовательных программ учреждениями профессионального образования осуществляется руководителями образовательного учреждения.
Для Ростовской области, где дополнительными образовательными программами охвачены больше половины учреждений среднего профессионального образования (77 %), положительной практикой стало бы обязательное введение дополнительных образовательных программ профилактической направленности во все учреждения среднего профессионального образования. Такая перспектива предполагает проведение конкурса авторских программ в регионе, направленных на формирование толерантности и профилактику экстремизма среди современной молодежи. Лучшие разработки таких программ в дальнейшем могут быть рекомендованы министерством образования для реализации в учреждениях среднего профессионального образования.
3. Следующей формой профилактической работы с учащимися является проведение учебных тренировок с персоналом учреждений образования и обучающимися по вопросам предупреждения террористических актов и правилам поведения при их возникновении. Считается, что эта форма профилактической работы достаточно эффективна. Однако не только наличие нормативно-правовых актов, обязующих учреждения регулярно проводить тренировки с персоналом и обучающимися, обеспечивает высокие результаты такой профилактической работы. Учащиеся на практике изучают комплекс действий, которые необходимо реализовать при возникновении экстремистской или террористической угрозы. Систематические тренировки помогают выработать у учащихся и преподавателей стратегию поведения в экстремальной ситуации. Среди всех реализуемых форм профилактики экстремизма в Ростовской области именно эта форма служит переходом от теории к практике. С ее помощью могут быть проверены умения интерактивного взаимодействия студентов и преподавателей в ходе возникновения экстремальной ситуации.
Количество учебных тренировок, которые обычно проводятся в учебных заведениях профессионального образования Ростовской области, варьируется от 1 до 3 за квартал. Высокие показатели эффективности при использовании этой формы профилактики обеспечиваются за счет регулярности ее применения.
4. Следует уделить особое внимание такой форме профилактических мероприятий, как социально значимые инициативы и проекты в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений. Потенциал проектных форм профилактики экстремистских проявлений у студентов невероятно огромен. Социальные проекты отличаются разнообразием форм проведения, их географией, идейностью, что дает преподавателю свободу, позволяющую создать мероприятие, отличное от многих других. Именно поэтому каждая из подобных инициатив во многом уникальна. Но, несмотря на это, социально значимые проекты и инициативы являются самой слабо реализуемой формой профилактических мероприятий.
Такое положение дел обусловлено несколькими факторами:
- предпочтением в выборе более простых форм профилактической работы в процессе воспитания студентов: лекций и бесед;
- слабой подготовкой педагогов в области разработки и реализации социальных проектов, которые требуют освоения новых знаний и компетенции.
Половина всех мероприятий данной формы профилактической работы проходит на уровне образовательного учреждения (50 %), например проведение фестиваля любительского художественного творчества национально-культурных объединений «Возьмемся за руки, друзья» (ПУ-92), г. Зерноград. На долю проектов антитеррористической направленности, реализуемых на муниципальном уровне, отводится чуть более 27 % (городской молодежный фестиваль «Гвоздики Отечества»). Проектов регионального уровня в профессиональных учреждениях РО также реализуется немного (23 %). Например, в 2014 г. к 9 мая в Ростове-на-Дону было организовано коллективное исполнение песни «День Победы», которое по своим масштабам удостоилось места в Книге рекордов Гиннеса. К социальным проектам регионального уровня также можно отнести реализацию постоянно действующего проекта «Молодежная команда Губернатора».
Можно также отметить, что учреждения среднего профессионального образования в основном не являются организаторами проектов регионального уровня. Эти проекты разрабатываются и реализуются на базе областных комитетов по молодежной политике, в структурах высших учебных заведений. Такое сотрудничество позволяет вовлечь обучающихся из колледжей в подготовку проектов совместно со студентами вузов, что может благоприятно повлиять на выбор ориентира в направлении получения дальнейшего высшего образования.
Исходя из сказанного выше, можно сделать вывод, что социально значимые инициативы и проекты могут стать наиболее значимой, интересной и эффективной формой реализации профилактических мероприятий в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений. Активное взаимодействие учреждений образования и органов управления разных уровней, освоение педагогами основ социального проектирования, разработка уникальных авторских концепций мероприятий такого рода позволят увеличить качество и количество подобных инициатив.
Таким образом, можно утверждать, что комплекс мер, проводимых в Ростовской области по профилактике экстремизма в учреждениях профессионального образования, позволяет решать следующие задачи:
- формирование знаний о культурно-нравственных особенностях других народов и воспитание толерантного отношения к лицам иной этнической и культурной принадлежности;
- получение студентами знаний об опасности экстремистской и террористической деятельности и о способах противодействия данным проявлениям;
- развитие у обучающихся умений и навыков правильных действий, необходимых при наступлении террористической угрозы.
Однако этот комплекс мер нельзя считать полным, так как в регионе имеется возможность для реализации и других форм воспитательной работы. Например, мы считаем необходимым усилить в молодежной среде профессиональных учреждений изучение нормативно-правовых документов, формирующих у обучаемого знания об ответственности за совершение преступлений экстремистского и террористического характера. Хорошим практическим сопровождением такой работы среди молодежи также будет краеведческая работа (например, посещение музеев национальной дружбы, таких как «Сурбхач», «Самбэк» или «Танаис»).
Несмотря на достаточно большую частоту проведения и успех мероприятий (в целом на одно учреждение профессионального образования приходится 3 мероприятия в месяц), еще рано говорить о высокой эффективности реализации профилактических мер в Ростовской области. Повсеместный выбор более доступной формы реализации мероприятий подобного рода тормозит рост эффективности антитеррористической профилактики и мешает развитию обозначенной нами перспективной формы проведения воспитательных мероприятий - социальных проектов. Отсутствие до конца отработанной ключевой идеи, малоэффективные концепции воспитательной работы в учреждениях среднего профессионального образования, низкая вариативность профилактической работы со студентами и слабая заинтересованность обучающихся не позволяют добиться высоких результатов реализации мероприятий, направленных на профилактику экстремизма в молодежной среде.
Ссылки:
1. Методические рекомендации по профилактике и противодействию экстремизму в молодежной среде // Наша молодежь. 2011. № 6.
2. Протокол заседания коллегии Минобрнауки России за 2013 г. (№ ПК-5вн) [Электронный ресурс]. URL: http://минобрнауки.рф/коллегия/319/файл/2450/13.06.18-ПК_5.pdf (дата обращения: 08.07.2014).
3. Профилактика экстремизма в молодежной среде. Проблемы и решения : науч.-метод. сб. / под ред. М.В. Паромоновой. Иркутск, 2012.
4. Пчелинцева И.Г. Построение толерантной среды в образовательном пространстве высшего учебного заведения : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Волгоград, 2003.
5. Крылова Т.А., Струкова М.Л. Профилактика экстремизма в подростково-молодежной среде // Профилактика экстремизма в подростково-молодежной среде : сб. метод. материалов для педагогов образоват. учреждений. Вологда, 2012.