ПРОФИЛАКТИКА ЭКСТРЕМИЗМА И ТЕРРОРИЗМА В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ
PREVENTION OF EXTREMISM AND TERRORISM AMONG STUDENTS
Краснящих Любовь Ивановна
старший преподаватель кафедра «Безопасность жизнедеятельности в техносфере и защита человека в чрезвычайных ситуациях» Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева
г. Орёл, Россия Krasnayschikh Luybov Ivanovna.
senior lecturer
department "Life safety in technosphere and human protection
in emergency situation»» Orel state University named after i. S. Turgenev
Orel, Russia
Заруцкий Алексей
Студент
институт экономики и управления Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева
г. Орёл, Россия Zarutsky Alexey Student
institute of economics and management Orel state University named after i. S. Turgenev
Orel, Russia
Аннотация. Статья посвящена проблеме экстремизма в молодёжной среде и тем мерам, которые необходимо проводить для предотвращения распространения идеологии экстремизма в высших учебных заведениях. Экстремизм всё более яростно заявляет о себе, нарушая важнейшие права человека на безопасность, свободу и даже жизнь. Сейчас экстремизм является одной из самых опасных проблем человечества, а распространение его идеологии, в век высоких технологий и при условии многочисленных возможностей распространения информации в сети интернет, стало более простой задачей.
Abstract. The article is devoted to the problem of extremism among young people and the measures that need to be taken to prevent the spread of the ideology of extremism in higher educational institution. Extremism is increasingly asserting itself, violating fundamental human rights to security, freedom and even life. Now extremism is one of the most dangerous problems of mankind, and the spread of its ideology, in the age of high technology and with the numerous possibilities of dissemination of information on the internet, has become a simpler task.
Ключевые слова: экстремизм, студенческая среда, идеология, профилактика.
Keywords: extremism, the student environment, ideology, prevention.
83/88
Чтобы понять, что такое экстремизм, обратимся к Уголовному кодексу Российской Федерации. В комментарии к статье 280 даётся такое определение: экстремистская деятельность - это совершаемые физическими лицами, организациями, церковью, СМИ или другими участниками социальных
и и и /■ /■ и
отношений, действий по разработке и совершению каких - либо деяний, которые направленны на незаконное нарушение правил конституции, целостности и безопасности Российской Федерации, присвоение власти, создание незаконных группировок, призывы к насилию, ненависти к другим национальностям и так далее. К экстремизму также относятся массовые беспорядки, акты вандализма, которые направлены на привлечение к какой -либо идеологии, навязывание религиозной, национальной, политической ненависти.
С точки зрения этимологии, экстремизм - это склонность к крайним взглядам и мерам. Термин экстремизм означает пристрастие к решительным, противозаконным и не традиционным мерам по реализации взглядов.
Крайне важно понимать, что есть на самом деле экстремизм и где грань между высказыванием собственного мнения, что не запрещено, и призывом к неправомерным действиям.
Учитывая вышеперечисленное и то, что Россия многонациональная страна, где каждый человек может быть приверженцем любой из многочисленных религий, придерживаться определённых политических взглядов и просто отличаться от большинства мировоззрением, данная тема является очень актуальной, на протяжении большого отрезка истории и является таковой на сегодняшний день. То есть, существует большое множество форм экстремизма.
Любые изменения в устройстве государства могут обострить скрытые ранее противоречия и рознь между людьми различных взглядов. Примером таких изменений, спровоцировавших подобные действия в нашей стране, может служить распад Советского Союза. В наше время таких примеров тоже не мало, к примеру, результаты выборов часто вызывают массу недовольств, и всегда находятся отдельные личности, группировки или организации, которые призывают людей к действиям, противоречащим законодательству.
Важно ещё с самого начала становления личности учить человека терпимости к людям другой веры, национальности и отличающихся взглядов на те, или иные вещи. Необходимо учить молодёжь понимать различие между понятием «патриотизм» и тем, что навязывают агрессивно настроенные лица. В отличие от подростковых групп, которые порой совершают акты вандализма лишь для того, чтобы «развлечься», экстремистские группировки, осуществляют деятельность, которая, как уже было сказано, базируется на определённой идеологии.
В отличие от сильно распространённых компаний молодых людей, которые занимаются хулиганством и вандализмом лишь для развлечения, подобные действия групп, которые распространяют идею экстремизма, всегда несут в себе какой то смысл. К подобным действиям можно отнести рисунки на стенах в общественных местах, надписи, которые, несут провокационный характер или,
например, выражает протест против действующей политической власти, отдельных политиков, наций, народностей и так далее.
Российский политолог и этнограф Эмиль Абрамович Паин высказал мнение о том, что к способствующим порождению экстремизма факторам можно отнести «незавершенную урбанизацию; специфические формы индустриализации; изменения этнодемографической структуры общества, особенно в условиях бурных нерегулируемых миграционных процессов». По мнению учёного, данные факторы свидетельствуют о возможности проявления экстремизма в любой, без исключения, стране мира, но больше всего влиянию распространения идеологии экстремизма подвергаются страны с незавершенной модернизацией и культурной маргинальностью. По мнению Паина, экстремизм - это «внутренний недуг государства, порождаемый главным образом дисгармоничным развитием в социальной, политической и культурной областях». При этом, автор дополняет, что сами процессы незавершенной модернизации и маргинализации, только создают предпосылки для экстремизма, а превращение его в особую идеологию и политическую практику - всегда дело рук конкретных людей и групп.
Существует комплексная система мер, созданная государством и уполномоченными органами, которая служит для проведения профилактики распространения экстремизма и терроризма. Система включает в себя мероприятия, которые направлены на меры по предупреждению, выявлению, пресечению и максимально возможной минимизации последствий терроризма и экстремизма.
К незаконным действиям, со стороны молодёжи, в конечном итоге, приводят: недостаточная социальная адаптация, развитие различных антисоциальных установок. Учитывая это, профилактика терроризма и экстремизма делится на определённые направления. Первым направлением является анализ философских, социокультурных и исторических процессов, которые происходят в молодёжной культуре. Второе, это рекомендации по профилактике, необходимой обществу, которые научно обоснованы. Далее идёт работа по противодействию экстремизму и терроризму в молодёжной среде.
В студенческой среде, противодействию экстремизму могут помочь: массовое привлечение для проведения мероприятий по сплочению и воспитанию; творческая реализация и подготовка перед профессиональной реализации жизненных планов и целей.
Существует различные методики диагностирования склонности человека к отклоняющемуся поведению. Часто, это стандартизированный тест опросник, который представляет собой набор специализированных психодиагностических шкал, которые покажут уровень склонности к отклоняющемуся поведению. Такие опросники состоят обычно из большого количества вопросов, порой их число около ста. Шкалы диагностики покажут склонность тестируемого к различным видам поведения, таким как: аддиктивное, саморазрушающее, склонность к насилию и так далее. Подобные тесты могут оценивать любые показатели и работать по разным принципам.
Для профилактики распространения экстремистских и террористических убеждений среди студентов подходят и часто используются следующие работы: дискуссии, лекции, коллективные просмотры тематических фильмов и беседы с людьми, работающими в сфере религии и из правоохранительных органов.
Кроме противодействия распространению экстремистских наклонностей, необходимо развивать у молодёжи полезные навыки и нужные умения, которые они смогут применить в случае угрозы террористического акта. Полезно было бы организовывать различные тренинги, которые поспособствуют формированию у студентов оценочного суждения в проблеме терроризма и экстремизма.
Таким образом, мы понимаем, что в наше время существуют много различных экстремистских группировок и организаций, борьба с которыми, несомненно, приносит результаты, но не избавляет общество от этой проблемы полностью. Пропаганда экстремизма и применения крайних мер, назревают в рядах неформальных группировок, но это не значит, что их нужно запретить, скорее, нужно научить молодёжь, обучающуюся в школах и других образовательных учреждениях, в том числе и вузах, пониманию того, что крайние меры не лучшее решение той или иной проблемы или вопроса. В учебных заведениях следует проводить больше бесед, лекций и тренингов, которые объяснят, что такое экстремизм и почему насилие не выход, а главное, что нужно делать, если человек попал в эпицентр действий экстремистов или террористов.
Литература
1. Сажина Н. М. Педагогическая профилактика экстремизма и терроризма среди студентов вуза / Н. М. Сажина, Т. Н. Ступенко // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 24. - С. 165—168. - Режим доступа: http://e-koncept.ru/2016/56432.htm..
2. Профилактика экстремизма и терроризма в молодежной среде [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.vlsu.ru/index.php?id=1519.
3. Общественное мнение и вопросы/ угроз экстремизма и терроризма [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://scienceport.ru/library/liball/5056-obschestvennoe-mnenie-i-voprosyi-ugroz-ekstremizma-i-terrorizma/.
4. Профилактика экстремизма и терроризма в студенческой среде [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.asu.ru/university_life/students/extremizm.
5. Что такое экстремизм по Российскому законодательству? [Электронный ресурс]. URL: https://thequestion.ru/questions/68002/chto-takoe-chto-takoe-ekstremizm-po-rossiiskomu-zakonodatelstvu.
6. Экстремизм в молодежной среде [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. ekstremizm. ru/baza-zn aniy/item/43-ekstremizm - v-m olo dejn oy-sre de.
References
1. Sazhina N. M, Stupenko T. N. Pedagogicheskaya profilaktika ehkstremizma i terrorizma sredi studentov vuza [Pedagogicalprevention of extremism and terrorism among university students]. Koncept - Concept, 2016, Vol. 24, pp. 165-168. Available at: http://e-kon.ru.ru/2016/56432.htm
2. Profilaktika ehkstremizma i terrorizma v molodezhnoj srede [Prevention of extremism and terrorism among young people]. Available at: http://www. vlsu.ru/index.php?id=1519.
3. Obshchestvennoe mnenie i voprosy ugroz ehkstremizma i terrorizma [Public opinion and the issues of threats of extremism and terrorism]. Available at:
http://scienceport.ru/library/liball/5056-obschestvennoe-mnenie-i-voprosyi-ugroz-ekstremizma-i-terrorizma/.
4. Profilaktika ehkstremizma i terrorizma v studencheskoj srede [Prevention of extremism and terrorism among students]. Available at: https://www.asu.ru/university_life/students/extremizm.
5. Chto takoe ehkstremizm po Rossijskomu zakonodatel'stvu? [What is extremism under Russian law?]. Available at: https://thequestion.ru/questions/68002/chto-takoe-chto-takoe-ekstremizm-po-rossiiskomu-zakonodatelstvu.
6. Ehkstremizm v molodezhnoj srede [Extremism in the youth environment]. Available at: http://www.ekstremizm.ru/baza-znaniy/item/43-ekstremizm-v-molodejnoy-srede.