О.В. Маврин
ПРОФИЛАКТИКА ЭКСТРЕМИЗМА И ТЕРРОРИЗМА В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН
Аннотация:
В современном обществе уделяется повышенное внимание причинам появления экстремизма и терроризма, которые являются предпосылкой возникновения ряда политических конфликтов и кризисов. В данной работе описывается региональный опыт реализации образовательной программы профилактики экстремизма и терроризма, осуществляемой кафедрой конфликтологии на базе Центра медиации, урегулирования конфликтов и профилактики экстремизма Казанского федерального университета.
Ключевые слова:
экстремизм, терроризм, общественная безопасность, регион, Республика Татарстан, урегулирования конфликтов, профилактики экстремизма
O.V. Mavrin
PREVENTION OF EXTREMISM AND TERRORISM IN THE REPUBLIC OF TATARSTAN
Abstract:
There are receiving increased attention to the causes emergence of extremism and terrorism in modern society, which is a prerequisite of a number of political conflicts and crises. This article describes the experience of regional educational programs for the prevention of extremism and terrorism carried out by the Department of Conflict Studies at the Centre for Mediation, Conflict Settlement and Prevention of extremism in Kazan Federal University.
Key words:
extremism, terrorism, public safety, region, Tatarstan, conflict resolution, prevention of extremism
C начала XXI века возможными причинами возникновения политических конфликтов различных уровней являются угрозы террористических атак, которым подверглись многие государства, последствия которых влекут за собой серьезный ущерб. В целом, решение задачи профилактики экстремизма и терроризма является одним из наиважнейших вопросов политики национальной безопасности любой страны. Стремление выработать некоторые рекомендации в предотвращении данных негативных явлений, являются своеобразным способом предотвращения экстремистских проявлений и предупреждения террористических актов [6].
Как терроризм, так и экстремизм признаются опаснейшими угрозами общественной безопасности, ощущаемыми на мировом, национальном и на региональном уровнях [5]. Борьба с экстремизмом и терроризмом в рамках и силами одного государства малоэффективна, поскольку его качественному противодействию, вместе с военно-силовыми методами, как утверждают специалисты, требуются и другие: финансовые, информационные, идеологиче-
ские, законодательные. Проявление этих негативных явлений можно обнаружить в виде действий некоторых форм борьбы антисистемных сил против государства практически в любом регионе мира, как правило, в связке с иными угрозами, создаваемыми социально-экономическим упадком, организованной преступностью, трафиком наркотиков, оружия и людей, религиозным фундаментализмом, распространением оружия массового уничтожения, преступлениями в области информационных технологий [3].
На основании вышесказанного можно перейти к рассмотрению обозначенного вопроса в отечественных масштабах. В настоящий момент данной проблеме в масштабах России уделяется недостаточно внимания в следующих аспектах:
- несовершенная проработка российской законодательной базы, в которой всеобщее оправдание экстремизма в отличие от массового оправдания терроризма уголовно не наказуемо, хотя первое является предпосылкой совершения последнего. Также отсутствует правовое регулирование некоторой части ресурсов информационного пространства сети Интернет, который уже стал доступным и практически повсеместным средством получения информации. В результате чего вовлечение в экстремистские группы осуществляется не только посредством массированной пропаганды среди жителей «на улице», а также и с использованием современных информационных и телекоммуникационных технологий, Интернет-ресурсов.
- в общегосударственной системе мер противодействия экстремизму отсутствует единый головной (координирующий) государственный орган, осуществляющий надзорную функцию. Можно согласиться с некоторыми коллегами Академии ФСБ России, заявляющими о том, что в системе противодействия терроризму таковым является Национальный антитеррористический комитет, а в противодействии экстремизму, затрагивающего разные сферы жизни общества, отсутствует однозначный головной орган из числа ведомств [1], возникает проблема взаимодействия между такими ведомствами как МВД, ФСБ и Прокуратура, поскольку как раз в их компетенцию и входит противодействие экстремизму.
- отсутствие единых, положительно себя зарекомендовавших, образовательных программ профилактики можно отнести еще к одному проблемному аспекту, которому не уделяется достаточного внимания со стороны представителей властных структур.
Несмотря на это можно с полноценной уверенностью утверждать, что современная система образования обладает различными возможностями для обеспечения необходимого уровня грамотности населения России в области противодействия экстремизму и терроризму, достаточного для гарантии безопасности общества и государства. Данные программы должны быть направлены на своевременное выявление экстремистских и террористических
наклонностей, что в дальнейшем сможет помочь предотвратить от их отрицательных последствий.
Поскольку существует множество антисистемных форм подобной борьбы против государства, то автору видится довольно сложным проанализировать все методы противодействия изучаемых явлений в рамках данной работы. Достаточно важно остановиться на подробном рассмотрении некоторых проблем разработки и реализации образовательных программ профилактики экстремизма и терроризма, на примере регионального уровня.
Можно предположить, что выработка общих образовательных программ профилактики лучше будет осуществляться централизовано из федерального центра по регионам, никак не наоборот. Причем при их реализации и внедрении стоит учитывать специфичность каждой территории отдельно, в противном случае программа окажется неэффективной. Получается, что некий «позыв» для их внедрения должен исходить непосредственно из регионов, а в дальнейшем вполне уместно подключение представителей федерального центра для внесения нужных коррективов в повышении качества их реализации.
Реализация программы профилактики экстремизма и терроризма в Республике Татарстан берет свое начало с 2008 года, поскольку именно в это время была утверждена Республиканская целевая программа профилактики терроризма и экстремизма на 2009-2011 годы, которая получила продолжение в своем развитии на 2012-2014 гг.
Образовательную программу профилактики экстремизма и терроризма в Республике Татарстан подготовили сотрудники кафедры конфликтологии Казанского (Приволжского) федерального университета в самом начале 2012 года в рамках реализации программы развития Казанского федерального университета. Основной задачей данной программы являлась подготовка к профилактике и предупреждение экстремистских и террористических проявлений в Республике Татарстан.
Изначально в нее были включены модули по следующим направлениям:
- религиозный и этнический экстремизм и терроризм в современном мире и России. В данном случае предпринимается попытка раскрыть сходство и отличия религиозного от этнического экстремизма и терроризма, а также выявлялась роль религиозного фактора в возникновении экстремизма и терроризма. Отдельное внимание уделялось демонстрации влияния активности тоталитарных сект и росту экстремистских и террористических организаций в обществе. Разбирался исламизм как разновидность религиозно-политического экстремизма. Была предпринята попытка проанализировать ваххабитскую идеологию. Анализу подверглась деятельность экстремистских религиозно-политических структур и в целом этническая ситуация в Республике Татарстан;
- международная безопасность, вооруженные конфликты и современный терроризм. Модуль посвящен обзору основных понятий, а также факторов и параметров международной безопасности в эпоху глобализации. Детально
разбирается международная безопасность, региональная безопасность, национальная безопасность вместе с возможными рисками и угрозами международной безопасности. Сравниваются вооруженные конфликты с политическим терроризмом как угрозы международной безопасности;
- опыт зарубежных стран по противодействию экстремизму и терроризму. В рамках третьего модуля рассматривается антитеррористическая деятельность государств. Выявляются основные меры по устранению социальной основы экстремизма и терроризма. Анализируется взаимодействие спецслужб и правоохранительных органов в системе противодействия экстремизму и терроризму. Определяются основные стратегии национальной безопасности Российской Федерации и обсуждаются возможные варианты применения некоторых мер;
- государственная политика Российской Федерации по противодействию экстремизму и терроризму. Здесь разбираются изменения российского законодательства в сфере противодействия экстремизму и терроризму за последние годы, объясняются организационные основы общегосударственной системы противодействия экстремизму и терроризму в Российской Федерации, обсуждается система противодействия экстремизму и терроризму, сравниваются программы профилактики экстремизма и терроризма в Российской Федерации, демонстрируются примеры экспертизы материалов СМИ, контент-анализа интернета, агитационных и других материалов на предмет наличия экстремистских высказываний и пропаганды экстремистско-террористической деятельности;
- профилактика экстремизма и терроризма в молодежной среде. В этой части программы разбираются основные формы девиантного и делинкветно-го поведения современной молодёжи, его причины и последствия. Презентуется социологический мониторинг положения молодежи в Республике Татарстан в сравнительном аспекте с положением молодежи в других регионах. Объясняется деятельность депутатского корпуса в Республике Татарстан по профилактике правонарушений и экстремизма у различных категорий граждан. Разъясняются основные технологии выявления экстремистских наклонностей в молодежной среде;
- кризисные ситуации и психология экстремизма и терроризма. Весь модуль посвящен изучению кризисных ситуаций. Разбираются виды кризиса и этапы его протекания. Также детальное внимание уделяется психологии экстремизма и терроризма. Рассматривается терроризм как социальнопсихологический феномен и различные факторы мотивации терроризма. Затрагиваются основные способы преодоления кризисных и экстремальных ситуаций. В том числе и способы оказания психологической помощи в кризисных и экстремальных ситуациях. Определяются психологические последствия террористической деятельности и проблема оценки психологического реагирования;
- экстремизм и терроризм как формы конфликтного поведения. В границах рассматриваемого модуля довольно четко разбираются понятия: «социальная (гражданская) безопасность», «политический радикализм», «политический
конфликт», «политический экстремизм», «политический терроризм». Определяются цели и методы террористической деятельности. Подробному рассмотрению подвергается специфика российского политического экстремизма и терроризма, а также основные виды, причины и закономерности их распространения. Наряду с выявлением методологических проблем исследования феноменов экстремизма и терроризма, затрагивается роль конфликтологии и конфликтологического образования в изучении экстремизма и терроризма.
Данная программа охватывает все возможные тенденции распространения экстремизма и терроризма, осветить изученный опыт профилактики экстремизма и терроризма, а также рассмотреть возможности его использования в дальнейших дополнительных образовательных программах.
В октября 2012 года создается специализированный Центр медиации, урегулирования конфликтов и профилактики экстремизма при Казанском федеральном университете, на базе которого планировалась реализации образовательной программы профилактики экстремизма и терроризма. Разработанная специалистами краткосрочная программа повышения квалификации впервые была запущена в рамках реализации государственной целевой программы по профилактике терроризма и экстремизма в Республике Татарстан на 2012-2014 годы для лиц, обеспечивающих профилактическую работу по противодействию терроризму и экстремизму в высших учебных заведениях республики с 23 апреля 2012 года на базе Центра медиации, урегулирования конфликтов и профилактики экстремизма. Кроме того, для проведения выставочных лекций, презентаций, мастер-классов были пригашены ученые других подразделений, а также эксперты-практики: управления Министерства по чрезвычайным ситуациям России по Республике Татарстан, Центра по противодействию экстремизму Министерства Внутренних Дел по Республике Татарстан и др.
Программа завершилась проведением «круглого стола» 2 июля 2012 года, на котором подводились итоги обучения. Обсуждались актуальные вопросы о проблеме выявления агрессивных наклонностей у людей в образовательных учреждениях, которые возникали у слушателей. Все выпускники данной программы пришли к общему мнению о том, что подобные курсы крайне необходимы, поскольку многие не имеют представления, что делать и как себя вести при возникновении угроз проявлений экстремизма, а также подчеркивалась необходимость их систематического проведения. Все дискутанты приняли участие в выработке универсальных организационных технологий по выявлению действий экстремисткой направленности и противодействия им на основе норм существующего законодательства и этических традиций различных высших учебных заведений.
Следующий этап реализации программы профилактики экстремизма и терроризма был запланирован на 25-27 сентября 2012 г. Данный блок занятий был рассчитан на секретарей антитеррористических комиссий 45 муниципальных образований Татарстана. По рекомендации руководства Антитерро-
ристической Комиссии Республики Татарстан программа претерпела некоторые изменения. В частности, она стала включать в себя три основных модуля:
1. Религиозный экстремизм и терроризм. В рамках данного блока рассмотрение началось с презентации норм российского законодательства в сфере противодействия экстремизму и терроризму. После этого слушатели анализировали и разбирали радикальные религиозные направления в Республике Татарстан, где отдельному обсуждению подверглись экстремистские течения в исламе и вырабатывались образцы методов противодействия религиозному экстремизму в Республике Татарстан. Также важными были вопросы регионального измерения религиозных конфликтов в России с примерным определением положения и составлением перспектив распространения традиционного ислама в Татарстане.
2. Проблемы молодежного экстремизма и безопасности Универсиады 2013 года в Казани. В данной части программы разбирались психологические аспекты экстремистской и террористической деятельности. Слушателям объяснялись специфические особенности психического состояния людей настроенных на совершение терактов. Здесь же обсуждались технологии определения экстремистских наклонностей в молодежной среде, такие как консультирование, медиация, переговоры. Слушателям были представлены методы безопасности, которые применялись в процессе проведения масштабных спортивных мероприятий (на примере проведения Универсиады в Китае). Заканчивался блок обсуждением основных направлений молодежной политики по профилактике экстремизма и терроризма в Республике Татарстан РФ.
3. Государственное и общественное противодействие экстремистской и террористической деятельности. Представляемый модуль охватывал обсуждение правовых и организационных аспектов контртеррористической политики Российской Федерации. Отдельный интерес вызвали программы профилактики экстремизма и терроризма в муниципальном образовании, а именно методика их составления и сложности, возникающие при этом. Одной из главных проблем данного модуля, выносимой на дискуссию, являлась определение путей и способов профилактики экстремизма среди мигрантов, где также анализу была подвергнута деятельность экстремистских групп, действующих на территории Республики Татарстан РФ.
Особую значимость данному этапу повышения квалификации по программе профилактики придавали трагические события, произошедшие в Казани 19 июля 2012 года, когда, примерно в одно время, была подорвана машина муфтия Татарстана Илдуса Файзова, и возле своего дома был застрелен заместитель председателя Духовного управления мусульман Республики Татарстан Валиулла Якупов.
Для проведения занятий, кроме специалистов кафедры конфликтологии КФУ, были приглашены представители силовых структур, министерств и ведомств Республики Татарстан, которые являются непосредственно вовлеченными в работу, связанную с предотвращением экстремистких действий и тер-
рористических актов на республиканском уровне, а именно: заместитель министра по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан А. Код-ратьев, представитель управления Президента Республики Татарстан по взаимодействию с религиозными объединениями, заместитель генерального директора по безопасности АНО «Исполнительная дирекция «Казань 2013», руководитель Казанского межрегионального центра экспертиз, руководитель научно-экспертного совета Центра «Иман», а также ректор Исламского университета Р. Мухаметшин.
По окончании был проведен семинар по проблемам профилактики экстремистской и террористической деятельности в Республики Татарстан, на котором члены антитеррористических комиссий выступали с докладами о ситуации в своих районах. Выяснилось, что и здесь присутствует заинтересованность участия в обучении по данной программе, но она не настолько ярко выражена, как в первом случае. Это связано с тем (данный факт неоднократно озвучивался), что секретари антитеррористических комиссий занимают свою должность на общественных началах, по совместительству с другой деятельностью. В связи с этим можно предположить, что низкой результативностью в работе по профилактике экстремизма и терроризма является отсутствие материальной заинтересованности, а также их привязка к основному месту работы.
Поскольку основными задачами реализации государственной целевой программы по профилактике терроризма и экстремизма в Республике Татарстан на 2012-2014 годы являются: профилактика и предотвращение конфликтов на социальной, этнической и конфессиональной почве; формирование общественного мнения, направленного на создание атмосферы нетерпимости населения к проявлениям террористической и экстремистской идеологии, то можно заключить, что в процессе своего развития образовательная программа профилактики экстремизма и терроризма Казанского федерального университета качественно улучшается.
Следующий этап реализации данной программы запланирован на первую декаду 2013 года. Она рассчитана на агитаторов-пропагандистов в анти-террористической деятельности, работающих с населением в различных районах Республики Татарстан. Обозначенный этап включает в себя три модуля:
1. Теоретико-методологические основы агитационной деятельности.
Данный модуль начинается с освещения организационно-правовых основ
экстремистской и террористической деятельности, в котором представляются видеоматериалы, примеры подобной деятельности в районах Татарстана с параллельными комментариями экспертов. После чего осуществляется переход к детальному рассмотрению проявлений традиционного и радикального ислама. Поскольку электронные средства массовой информации также популярны в районах, то представляется значимым рассмотрение возможных способов агитации антитеррористической деятельности в пространстве Интернета.
2. Техники активного слушания как основа агитационной деятельности.
В деятельности профессионального агитатора основным умением, как видится авторам программы, является эффективное общение, таким образом, в этом блоке главное внимание уделяется проблемам налаживания эффективного общения. С агитаторами подробно рассматривается психология общения, разбираются основные техники активного слушания, наряду с основами ораторского искусства, используемого в работе с населением.
3. Методики агитационной деятельности.
После уже полученных знаний и навыков, необходимым видится рассмотрение информационных кампании с практической точки зрения. Далее осуществляется обучение агитаторов работе со средствами массовой информации их роли в освещении экстремистской и террористической деятельности, а также анализу агитационных материалов контртеррористической деятельности.
Для того, чтобы выпускники курсов не утратили полученные знания по данной проблематике, авторским составом программы был разработан электронно-образовательный ресурс (на страницах Интернет-портала КФУ), рассчитанного не только для дальнейшей дистанционной поддержки слушателей прошедших курсы, но и для всех интересующихся данной тематикой. Любой зарегистрировавшийся в электронном университете может получить возможность дистанционно ознакомиться с ней [2].
Исходя из всего вышеизложенного, можно сделать следующие выводы. Необходимо постоянно повышать уровень образовательных программ профилактики экстремизма и терроризма. Программы, рассматривающие односторонний подход к данной проблеме, вряд ли смогут быть результативными.
В проведении курсов повышения квалификации необходимо выработать определенную системность их реализации. В данном контексте имеется в виду определение круга лиц, проходящих повышение квалификации, и специальная подготовка преподавательского состава под них. Такой способ реализации образовательной программы профилактики позволит ее качественное проведение. Также можно согласиться с высказыванием Терешиной Е.А., что необходимо постоянно корректировать методику преподавания в процессе подачи информационного материала слушателям. Методика преподавания не является сводом жестких и неизменных правил, технологий. Она должна постоянно обновляться [4, с. 24-25].
Основные вопросы профилактики экстремизма и терроризма, особенно в условиях Татарстана, изучены явно недостаточно. Можно сказать в общих чертах, о количестве сочувствующих экстремистским идеологиям, но пока невозможно говорить о конкретных факторах, которые привели человека или группу лиц в экстремистскую среду. Подобные высказывания во многом опираются на разрозненные обыденные наблюдения, чем на строго научные исследования. Потому следует заключить, что в научно-учебный процесс нужно внедрять исследования экстремизма и экстремистских сообществ, а также активно привлекать для консультаций представителей научного сообщества.
По итогам реализации каждой программы профилактики нужно разрабатывать и выпускать методические материалы (буклеты, пособия и т.п.) для распространения в местах массового скопления лиц, подвергаемых риску внедрения в организации экстремистского и террористического характера. В том случае, если выявляются лица, исповедующих экстремистские идеи, то правильным будет уже сейчас разработать и внедрить программы психологической коррекции, способствующие их «возвращению» в повседневную реальность.
Таким образом, профилактика экстремизма и терроризма не может быть завершенной, поскольку постоянное изменение современного общества приводит к развитию и способов распространения данных негативных явлений.
Литература
1. Башкатов Л.Н., Беляев А.Е., Игнатьев А.А., Изоитко С.И., Устинков А.В. Основные проблемы уголовно-правовой оценки проявлений экстремизма и терроризма // Журнал «Право и безопасность». №3-4. 2007 [Электронный ресурс]. URL: http://www.dpr.ru/pravo/ pravo_21_16.htm (дата обращения: 02.12.2012).
2. Большаков А.Г., Маврин О.В., Силаева З.В., Терешина Е.А. Профилактика экстремистской и террористической деятельности // Электронные курсы философского факультета в системе дистанционного обучения КФУ [Электронный ресурс]. URL http://zilant.kfu-elearning.ru/course/category.php?id=55 (дата обращения: 02.12.2012).
3. Сахиев С.Е. Терроризм и экстремизм как главные угрозы безопасности Казахстана и России, исходящие из Центральной Азии // ПОЛИТЭКС. 2007. №3. [Электронный ресурс]. URL: http://www.politex.info/ content/view/381/30/ (дата обращения: 02.12.2012).
4. Терешина Е.А. Стенограмма «круглого стола» по теме: «Профилактика экстремизма и терроризма КФУ» (28 сентября 2012) / Профилактика экстремизма и терроризма: сб. учеб.-метод. материалов. Казань: Казан. ун-т, 2012.
5. Galletti S. Old and new threats: piracy and maritime terrorism // Eurocrime [Электронный ресурс]. URL: http://community.middlebury.edu
/~scs/docs/Galletti-Piracy,%20Old%20 and%20New%20Threats.pdf (дата обращения: 02.12.2012).
5. Manning R. A development co-operation lens on terrorism prevention // The organisation for economic co-operation and development Development Assistance Committee (dac). [Электронный ресурс]. URL: http://www.oecd.org/ devel-opment/conflictandfragility/16085708.pdf (дата обращения: 02.12.2012).