УДК 342.951:351.82
Т.А. Петрова
М.П. Банаева
ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В УСЛОВИЯХ ЦЕНТРОВ ВРЕМЕННОГО СОДЕРЖАНИЯ ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ
PREVENTION OF DEVIANT BEHAVIOUR IN ADOLESCENTS
Статья посвящена профилактической работе с несовершеннолетними правонарушителями, помещенными в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей. Рассмотрены различные тематические направления индивидуальной профилактики, применяемые полицией с целью социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних.
Ключевые слова: девиантное поведение, административная ответственность, индивидуальная профилактика, психологическая работа, контрольная диагностика, медиативная помощь.
Для цитирования: Петрова Т.А., Банаева М.П. Профилактика девиантного поведения несовершеннолетних в условиях центров временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей // Ученые записки Казанского юридического института МВД России. 2021. Т. 6, № 2 (12). C. 259-263.
The article is devoted to preventive work with juvenile delinquents placed in juvenile detention center. Various thematic areas of individual prevention used by the police for the purpose of socio-pedagogical rehabilitation of minors are considered.
Keywords: deviant behavior, administrative responsibility, individual prevention, psychological work, control diagnostics, mediation assistance.
For citation: Petrova T.A., Banaeva M.P. Prevention of Deviant Behaviour in Adolescents in Detention Centres for Young Offenders // Scientific Notes of the Kazan Law institute of MIA of Russia. 2021. V. 6, No 2 (12). Pp. 259-263.
259
IN DETENTION CENTRES FOR YOUNG OFFENDERS
259
Министерством внутренних дел Российской Федерации реализуется комплекс мер по предупреждению беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних, защите их прав и законных интересов. В целях профилактики правонарушений, совершаемых несовершеннолетними и в их отношении, полиция использует возможности специализированных учреждений для несовершеннолетних, в том числе центров временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей (далее - ЦВСНП, Центр), которые являются самостоятельными структурными подразделениями территориальных органов МВД России на региональном и районном уровнях (далее - территориальный орган МВД России) и предназначены для круглосуточного приема и временного содержания несовершеннолетних правона-260 рушителей, проведения с ними индивидуальной профилактической работы и их дальнейшему устройству1,2.
Девиантное поведение несовершеннолетних, помещаемых в ЦВСНП, проявляется в совершении ими общественно опасных деяний до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность за эти деяния, правонарушений, влекущих административную ответственность, в том числе до достижения возраста, с которого она наступает, а также в уходе из семьи и специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа (далее - СУВУЗТ). Причина такого поведения во многом кроется в деструктивных факторах развития подростка в семье, в деформации социальных связей и сопровождается отчуждением подростков от основных институтов социализации.
Одним из способов профилактики преступлений и правонарушений несовершеннолетних, недопущения совершения
ими повторных общественно опасных деяний, административных правонарушений является возможность проведения с ними индивидуальной профилактической работы в условиях ЦВСНП как одного из учреждений системы субъектов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Индивидуальная профилактическая работа в отношении воспитанников Центра проводится при наличии оснований, предусмотренных статьей 6 Федерального закона № 120-ФЗ, с учетом их возраста, поведения, общественной опасности, ранее совершенных правонарушений, а также других обстоятельств, имеющих значение для применения эффективных мер профилактического воздействия в течение всего времени нахождения в ЦВСНП.
Индивидуальная профилактическая работа в ЦВСНП ведется по несколь- 260 ким направлениям, таким как правовое, гражданско-патриотическое, общественно-познавательное, художественно-эстетическое, духовно-нравственное, спортивно-оздоровительное, трудовое, как правило, на основании планирования. Целью профилактической работы является социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, в том числе с использованием психологических приемов и способов, предупреждение совершения ими правонарушений и антиобщественных действий в дальнейшем, а также, в зависимости от срока пребывания несовершеннолетнего в ЦВСНП. Данная работа может состоять из нескольких этапов.
Как правило, на начальном этапе, условно его можно назвать установоч-но-диагностическим, осуществляется самая ответственная и трудоемкая часть процесса индивидуальной профилактической и психологической работы с
1 Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ.
2 Об утверждении Типового положения о центрах временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей территориальных органов МВД России на региональном и районном уровнях: приказ МВД России от 26 мая 2020 г. № 372.
подростками, так как от уровня его реализации в решающей степени зависит эффективность работы на следующих этапах. При поступлении в ЦВСНП несовершеннолетних всех категорий осуществляется сбор необходимой диагностической информации. Для установления дополнительных сведений воспитатели и психологи активно взаимодействуют с родителями несовершеннолетних (или иными законными представителями), сотрудниками подразделений по делам несовершеннолетних (далее - ПДН), специалистами школ и других субъектов системы профилактики.
При проведении первичной (установочной) беседы воспитатель выясняет условия, образ жизни и воспитания несовершеннолетнего в семье, его социальное окружение, личностные качества, интересы, жизненные ориентиры, а также 261 факторы, способствующие совершению правонарушений, непосещению образовательного учреждения, самовольным уходам из дома или СУВУЗТ. Устанавливается причастность несовершеннолетнего к неформальным молодежным организациям, деструктивным группам.
В период общения между сотрудником Центра и несовершеннолетним выстраиваются доверительные отношения, создается атмосфера взаимопонимания, создается моральная и эмоциональная поддержка подростков, благодаря чему они могут раскрыть свои лучшие качества, акцентировать внимание на позитивных поступках, выработать положительный настрой и доброжелательное отношение к окружающим. Участники беседы совместно намечают основные направления профилактической деятельности, составляют конструктивный алгоритм поведения, направленный на преодоление неблагоприятных обстоятельств.
Собранная информация анализируется и используется при разработке плана индивидуальной профилактической работы (далее - план ИПР) с учетом личностных особенностей подростка, пола,
возраста, степени общественной опасности его поведения, а также рекомендаций психолога. Определяются основные направления взаимодействия с несовершеннолетним, в которых делается упор на развитие положительных качеств и интересов, а также преодоление имеющихся отклонений.
Установочно-диагностический этап предполагает формирование активной установки у подростков на коррекцию представлений о себе, о причинах проблем в поведении, желания научиться регулировать свои эмоции, получать правильные ценностные ориентиры.
Индивидуальная профилактическая работа с несовершеннолетними проводится дифференцированно, с учетом психофизических особенностей, свойственных возрасту и индивидуальным особенностям несовершеннолетних, общественной опасности ранее совершен- 261 ных правонарушений, а также других обстоятельств, имеющих значение для применения различных форм и методов педагогического, воспитательного, психологического воздействия в течение всего времени нахождения подростков в ЦВСНП.
В коррекционный период в процессе перевоспитания у несовершеннолетних восстанавливаются положительные качества, которые преобладали до появления девиантного поведения; формируется стремление компенсировать тот или иной недостаток деятельностью в той области, которая представляет интерес для подростков; стимулируется положительная общественно-полезная деятельность посредством осуждения или одобрения его поступков; устраняются отрицательные качества.
Перечисленное выше достигается при проведении индивидуальной профилактической работы в ЦВСНП по тематическим направлениям.
Так, занятия по правовой тематике направлены на правовое воспитание: ознакомление несовершеннолетних с поло-
жениями основных российских законов и соблюдение ими законов, убеждение в неотвратимости наказания и ответственности за совершенные административные правонарушения и преступления. В период проведения лекций, диспутов, ролевых игр, связанных с повышением уровня правосознания подростков, последние не только знакомятся с правовыми понятиями, но и учатся оценивать себя и свои деяния, отличать проступок от правонарушения.
В рамках спортивно-оздоровительных мероприятий, пропагандирующих здоровый образ жизни, регулярно организуются и проводятся спортивные праздники, командные соревнования, эстафеты, где подростки демонстрируют свои физические способности, развивают чувство коллективизма, ощущают поддержку и сопереживание со стороны взрослых, что 262 стимулирует их к дальнейшим победам. В этот период приходит осознание проблем, связанных с вредными привычками, в том числе с употреблением наркотических средств и психотропных веществ.
Кроме того, усвоению ценностей здорового образа жизни способствует проведение акций: «От вредных привычек откажись - выбери достойную жизнь», «Умей сказать «НЕТ», «Наркомания и токсикомания», «Социальные последствия пристрастия к наркотикам» и др., направленных на профилактику наркомании, алкоголизма, табакокурения, обучение несовершеннолетних чуткому отношению друг к другу, умению разрешать адекватно конфликтные ситуации.
Проведение тематических профилактических занятий сопровождается встречами со специалистами в различных областях: врачами-наркологами, представителями ФСИН России, сотрудниками наркоконтроля, методистами библиотек, сотрудниками кинологической службы МВД России и другими. Содержание таких встреч и бесед, как индивидуальных, так и коллективных, всегда зависит от возрастной группы воспитанников
Центра, их общего развития и мировоззрения. Например, если в группе есть несовершеннолетние, которые неоднократно употребляли наркотические средства или психотропные вещества, то с ними проводится более детальная и углубленная беседа. В таких случаях воспитатель либо сотрудник наркоконтроля разъясняют об ответственности за употребление, хранение и распространение запрещенных средств и веществ (непосредственно с примерами из практики, с просмотром документального фильма). Далее врач-нарколог, в свою очередь, сообщает о негативных последствиях употребления запрещенных средств и веществ, выясняет степень зависимости, которая имеется либо отсутствует у несовершеннолетнего.
Вся профилактическая работа ведется в комплексе, она может сопровождаться демонстрацией видеоматериалов и учеб- 262 ных пособий по теме, а также раздачей несовершеннолетним информационных иллюстрированных брошюр.
При завершении индивидуальной профилактической работы проводится контрольная диагностика.
Ввиду того что в ЦВСНП направляются подростки в основном из неполных и неблагополучных семей, не имеющие достойного примера социализации, осуществляется консультативно-разъяснительная деятельность с их родителями (иными законными представителями). Во время визита в Центр родители получают необходимую информацию о их личностных особенностях, эмоциональном состоянии, возникших интересах. На индивидуальных консультациях родители знакомятся с психолого-педагогическими мерами воздействия на ребенка, способами адекватного взаимодействия с ним и другими членами семьи. Родителям разъясняются психологические особенности подросткового возраста, как они проявляются в поведении подростка и как это надо учитывать при воспитании ребенка.
Объективной трудностью в работе с родителями является то, что проблемы, возникающие у детей, они связывают с недостатками воспитательной работы школы и негативным влиянием их социального окружения. При этом они не учитывают недостаточное родительское воспитание.
Для оказания медиативной помощи несовершеннолетним воспитанникам ЦВСНП и их родителям (иным законным представителям) сотрудники центров в своей профилактической работе используют принципы семейной медиации.
В целях дальнейшего сопровождения подростков, вышедших из ЦВСНП, и предупреждения совершения ими повторных правонарушений, на каждого из них составляется информационное письмо с подробными развернутыми психологическими характеристиками и рекомендациями по взаимодействию с несовершеннолетним, их успешной социализации. Такие письма направляются в ПДН и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав по месту постоянного проживания подростков.
Об авторах:
Петрова Татьяна Анатольевна, кандидат юридических наук, ведущий научный сотрудник ВНИИ МВД России e-mail: [email protected]
Банаева Мария Павловна, старший научный сотрудник ВНИИ МВД России 263 e-mail: [email protected]
263
About the authors:
Petrova Tatiana A., Candidate in Law (Research doctorate), Leading Researcher of All-Russian Scientific Research Institute of MIA of Russia e-mail: [email protected]
Banaeva Maria P., Senior Researcher of All-Russian Research Institute of MIA of Russia e-mail: [email protected]
Заявленный вклад авторов:
Петрова Татьяна Анатольевна - доработка первоначального варианта текста статьи, работа с нормативными источниками, проведение аналитического исследования
Банаева Мария Павловна - проведение аналитического исследования, подготовка первоначального варианта текста статьи
Статья получена: 01.10.2021.
Статья принята к публикации: 27.10.2021.
Статья опубликована онлайн: 26.11.2021.
Против размещения полнотекстовой версии статьи в открытом доступе в сети Интернет не возражаем.