УДК343.85
СЕРГЕЙ ИВАНОВИЧ БУЛАТЕЦКИЙ,
начальник отдела ФГКУ «ВНИИ МВД России»;
ТАТЬЯНА АНАТОЛЬЕВНА ПЕТРОВА,
кандидат юридических наук, ведущий научный сотрудник ФгКу «ВНИИ МВД России»
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ АДДИКТИВНОГО И ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Перечислены основные направления и результаты деятельности органов внутренних дел по профилактике аддиктивного и девиантного поведения несовершеннолетних, выявлены проблемы, предложены пути их решения.
Ключевые слова: девиантное поведение, аддиктивное поведение, наркомания, алкоголизм, несовершеннолетние, преступления, правонарушения, выявление, профилактика.
S.I. Bulatetskiy, Head of department of NRI of Ministry of Interior of the Russian; e-mail: [email protected], tel.: 8 (495) 667-32-88;
T.A. Petrova, PhD (Law), Leading researcher of NRI of Ministry of Interior of the Russian; e-mail: [email protected], tel.: 8 (495) 667-32-88;
The activities of internal affairs for the prevention of addictive and deviant behavior of infants.
There are main directions and results of activity of internal affairs for the prevention of addictive and deviant behavior of infants, identified problems and ways of there solutions.
Key words: deviant, addictive, alcoholism, infants, crimes, delict, prevention.
Отклоняющееся (девиантное) поведение человека постоянно анализируется не только юристами, но и психологами, социологами, криминологами. И это понятно, так как, например, социально-экономические кризисы, изменения в экономических и политических отношениях приводят к увеличению случаев девиантного поведения, разнообразию форм его проявления, среди которых аддиктивное поведение, связанное с алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией, суицидами и агрессией.
Кроме того, девиантное поведение может быть обусловлено как отклонениями от норм психического здоровья, так и отклонениями от социальных, культурных, а также норм морали и права.
Особую тревогу вызывает усиление таких проявлений в среде несовершеннолетних, так как они могут привести к физическому и психическому расстройству здоровья, а в дальнейшем - к утрате работоспособности, конфликтам со сверстниками и родителями, совершению преступлений.
Основными формами проявления аддиктив-ного, или зависимого, поведения у несовершеннолетних являются алкоголизм и наркомания, которые, если не принимать никаких мер пресечения, стремительно развиваются, могут управ-
лять жизнью подростка ввиду его беспомощности и отсутствия воли к противодействию.
В отношении таких несовершеннолетних органами внутренних дел в пределах их компетенции проводится профилактическая работа по предупреждению безнадзорности и правонарушений [4]. В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» к основным задачам деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних относятся: предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому; обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних; выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий; социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении. Действия несовершеннолетних, выражающиеся в систематическом употреблении наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих
веществ, алкогольной и спиртосодержащем продукции, составляют антиобщественные действия.
В целях профилактики девиантного и аддик-тивного поведения, в том числе связанного с потреблением подростками алкоголя, наркотиков, психоактивных веществ, осуществляются выявление и привлечение несовершеннолетних к уголовной и административной ответственности, своевременная постановка на профилактический учет в подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел (далее - ПДН).
Так, в 2015 г сотрудниками полиции было выявлено и доставлено в органы внутренних дел 334 810 (-6,4%) несовершеннолетних, из которых 32 885 - по подозрению в совершении преступления, 14 625 (+2,9%) - совершивших общественно опасные деяния до достижения возраста привлечения к уголовной ответственности и 174 227 (-7,3%) - совершивших административные правонарушения [6].
Из числа доставленных в органы внутренних дел несовершеннолетних 63 266 (-8,2%) составили безнадзорные, беспризорные дети, нуждающиеся в помощи со стороны государства. Как правило, это дети, заблудившиеся, ушедшие из дома, образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или других учреждений, не имеющие места жительства (пребывания), средств к существованию, находящиеся в социально опасном положении, имеющие отклонения в здоровье, в том числе и психические. Нередко такие дети не хотят возвращаться туда, откуда ушли, и тогда сотрудники органов внутренних дел устанавливают причины побега и принимают меры по их устранению.
Как правило, безнадзорные, беспризорные дети нуждаются в длительной социальной реабилитации в специализированных учреждениях системы профилактики, относящихся к органам управления социальной защиты, учреждениям органов образования и здравоохранения. Это такие учреждения, как социально-реабилитационные центры; социальные приюты для детей, нуждающихся в экстренной социальной помощи государства; центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей; дома ребенка для выхаживания и воспитания детей в возрасте до четырех лет; детские дома-интернаты для детей с ограниченными возможностями; подростковые наркологические больницы (отделения) и др.
Сотрудники ПДН активно взаимодействуют с перечисленными учреждениями, в которые в
2015 г. было помещено около 45 тыс. несовершеннолетних.
В решении вопросов ранней профилактики правонарушений несовершеннолетних сотрудниками органов внутренних дел широко используются возможности Центра временного содержания несовершеннолетних правонарушителей (далее -ЦВСНП). Так, в 2015 г в ЦВСНП на основании ст. 22 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» помещены 13 833 (-0,1%) несовершеннолетних, из них 1 142 (+10,6%) - направлены по приговору суда в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа (далее - СУВУЗТ), 119 (-16,8%) - временно ожидали рассмотрения судом вопроса о помещении их в СУВУЗТ, 166 (-14,4%) - самовольно ушли из СУВУЗТ, 5 122 (+11,3%) - совершили общественно опасные деяния (далее - ООД) до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность, причем 1 671 (+15,3%) такие деяния совершил повторно, 7 284 - совершили административные правонарушения.
Вызывает беспокойство увеличение на 11,3% количества несовершеннолетних, помещенных в ЦВСНП за совершение ООД, особенно неоднократно (+15,3%). Такие действия формируют основу преступного поведения в дальнейшем и требуют усиленных профилактических мер. Как правило, ООД, совершаемые подростками, связаны с причинением телесных повреждений, что объясняется их возрастными и психологическими особенностями, стремлением показать свое лидерство, смелость, решительность, желанием самоутвердиться среди сверстников, а также неумением конструктивно разрешать конфликты без насилия.
Таким образом, помещать несовершеннолетних в ЦВСНП сотрудникам органов внутренних дел приходится уже по факту совершившегося повторно ООД, а вот в целях его предупреждения [5] помещение их в ЦВСНП судьи и прокурорские работники воспринимают как ограничение либо лишение свободы [3].
В период нахождения несовершеннолетних в ЦВСНП с ними проводится индивидуальная психолого-педагогическая работа по следующим направлениям: психодиагностика, психокоррекция, психопросвещение и консультирование. К коррекционно-развивающей работе с несовершеннолетними ЦВСНП привлекаются психологи гражданских учреждений, а также психологи-наркологи наркологических диспансеров.
Наибольшее количество помещенных в ЦВСНП несовершеннолетних составляют лица, совершившие административные правонарушения. Так, из числа доставленных в органы внутренних дел в 2015 г. к административной ответственности привлечены 214 436 (+10,3%) несовершеннолетних, большая часть из которых употребляли (распивали) спиртные напитки - 40 357 (+1,5%) и находились в пьяном виде - 37 390 (-22,4%). Немало несовершеннолетних привлечены к административной ответственности за совершение правонарушений, связанных с наркотическими средствами, психотропными веществами или их аналогами - 5254 человека.
Вызывает беспокойство снижение возраста несовершеннолетних, употребляющих спиртные напитки (менее 16 лет), родители которых привлекаются к административной ответственности за нахождение их детей в состоянии опьянения, потребление (распитие) ими алкогольной и спиртосодержащей продукции либо наркотических средств или психотропных веществ, - 41 234 (-6,5%).
Со всеми доставленными в органы внутренних дел несовершеннолетними в присутствии их законных представителей сотрудниками полиции, чаще всего ПДН, проводится профилактическая беседа, при которой выясняются обстоятельства совершения правонарушения, соучастники, причины. Так, например, при доставлении в органы внутренних дел несовершеннолетних, находящихся в состоянии опьянения, устанавливаются: места приобретения несовершеннолетним алкогольной и (или) спиртосодержащей продукции, наркотических средств, психотропных или одурманивающих веществ; лица, склонившие несовершеннолетнего к употреблению указанной продукции и доставленные вместе с ним.
Полученная информация анализируется, устанавливаются места (торговые точки), где допускается продажа несовершеннолетним алкогольной и спиртосодержащей продукции; взрослые, вовлекающие несовершеннолетних в распитие спиртных напитков, и организуются мероприятия по устранению причин и условий, способствовавших совершению несовершеннолетними правонарушений.
В результате проведения оперативно-профилактических мероприятий в 2015 г. за вовлечение несовершеннолетних в употребление алкогольной и спиртосодержащей продукции или одурманивающих веществ к административной ответственности были привлечены 16 694 (-6,5%)
взрослых лица, за нарушение правил продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции и табачных изделий несовершеннолетним - 28 977 (+4,1%) должностных и юридических лиц. Кроме того, за вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий к уголовной ответственности привлечены 253 (+22,2%) человека.
Однако установить лиц, организующих распространение среди подростков запрещенных к обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров бесконтактным способом, через социальные сети, весьма проблематично на сегодняшний день.
Нередко к административной и уголовной ответственности за указанные правонарушения привлекаются родители (законные представители) несовершеннолетних, которые должны защищать права и законные интересы своих детей, а последние - чувствовать себя в безопасности рядом с ними. Однако за вовлечение несовершеннолетнего в употребление алкогольной и спиртосодержащей продукции или одурманивающих веществ в 2015 г. были привлечены 764 (-46,1%) родителя (законных представителя), в процесс потребления табака - 342 (-18,6).
Для принятия решения и оказания общественного воздействия все материалы об административных правонарушениях в отношении несовершеннолетних и родителей (законных представителей) направляются в Комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее - КДНиЗП). Это позволяет своевременно реагировать и принимать соответствующие меры к правонарушителям возможностями представителей всех субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, которые входят в состав КДНиЗП.
Так, членом КДНиЗП является подростковый нарколог, который в период заседания может визуально осмотреть подростка или родителей, злоупотребляющих спиртными напитками, отказавшихся от прохождения медицинского освидетельствования, и дать определенное заключение по проведению дальнейшей профилактической работы с ними.
На сегодняшний день произвести медицинское освидетельствование несовершеннолетнего, находящегося в состоянии опьянения, или родителей, злоупотребляющих спиртными напитками, возможно только с их личного согласия, по направлению должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном
правонарушении, в специально уполномоченных на то медицинских организациях [8]. Поэтому с целью уклонения от ответственности и официальной фиксации состояния опьянения лица, употребившие спиртные напитки, наркотические средства, психотропные и одурманивающие вещества, как правило, отказываются от медицинского освидетельствования. Родители обычно поддерживают своих несовершеннолетних детей, находящихся в состоянии опьянения и отказывающихся проходить медицинское освидетельствование, а до 16 лет получение согласия родителей является обязательным.
Таким образом, лица, находящиеся в состоянии опьянения, уходят не только от ответственности, но и от постановки на учет и проведения дальнейшей профилактической работы, в том числе обследования у нарколога и лечения.
Нередко провести медицинское освидетельствование на предмет потребления новых видов синтетических наркотиков в настоящее время затруднительно в связи с отсутствием в медицинских учреждениях регионов России необходимых справочных данных (методик), а также достаточного количества аналитического оборудования, а количество зависимых от такого вида наркотиков увеличивается.
Так, в Приморском крае наркотические средства опийной группы активно замещаются новыми видами синтетических наркотиков и потенциально опасных психоактивных веществ из-за своей относительно низкой цены, неинъекционных способов потребления и особенностей воздействия на организм [2].
Наблюдается ежегодный рост объемов изъятых синтетических наркотиков. Так, в I квартале 2015 г. их было изъято 56,6 кг что превысило показатели аналогичного периода 2014 г. на 1650%. По данным социологических исследований, потребление синтетических наркотиков зафиксировано на территории 19 муниципальных образований Приморского края, в том числе и в сельских районах.
В 2014 г. зафиксировано увеличение почти в 3 раза (с 4 до 11) случаев отравлений синтетическими наркотиками среди подростков. Несовершеннолетние, нуждающиеся в стационарном лечении, проходят его в наркологических отделениях для взрослого населения, что, как правило, приводит к расширению круга общения подростков во взрослой среде наркозависимых и навыков по употреблению наркотиков. Поэтому необходимо создавать специализированные учреждения
для оказания медико-социальной реабилитации только наркозависимым несовершеннолетним.
Количество лабораторий для проведения химико-токсикологического исследования по обнаружению наркотических средств и психотропных веществ в регионах недостаточное, а время проведения исследования - значительное (иногда более 2-х месяцев).
Несмотря на имеющиеся трудности в выявлении и проведении последующего лечения несовершеннолетних, употребляющих наркотические средства и алкогольные напитки, из 146 179 несовершеннолетних, поставленных на учет в территориальные подразделения по делам несовершеннолетних МВД России, 37 371 составляют подростки, совершившие правонарушения, связанные с потреблением алкогольных напитков, наркотических средств и психотропных веществ. А из 152 067 несовершеннолетних, состоящих на учете ПДН, третью часть (57 006) составляют совершившие административные правонарушения, связанные с употреблением алкогольной и спиртосодержащей продукции, наркотических средств и психотропных веществ.
Работа с данной категорией несовершеннолетних проводится органами внутренних дел во взаимодействии с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних при координирующей роли КДНиЗП. В регионах принимаются различные документы (совместные приказы, методические рекомендации, письма и т.п.), определяющие порядок организации учета и обмена информацией со службами системы профилактики по постановке и снятию с учета несовершеннолетних, употребляющих алкогольную и спиртосодержащую продукцию, наркотические средства, психотропные, одурманивающие, токсические вещества.
В целях профилактики зависимых состояний, в том числе наркомании, токсикомании, игрома-нии, и формирования у несовершеннолетних позитивного отношения к здоровому образу жизни во всех районах Саратовской области реализуются муниципальные целевые программы, в рамках которых проводятся различной направленности мероприятия в молодежной среде, такие как лекции с презентациями; конкурсы; спортивные турниры; распространение листовок, направленных на профилактику алкоголизма, наркомании, токсикомании и информирование граждан о предусмотренной законодательством ответственности; посещение семей, где родители осуждены за незаконный оборот наркотиков к мерам наказания,
не связанным с лишением свободы, для установления условий проживания детей и организации социального патронажа таких семей; рейды по выявлению семей, находящихся в социально опасном положении; дискуссии и классные часы в школах с участием специалистов различных служб системы профилактики, в том числе врачей-наркологов и психологов [1].
Сотрудниками полиции в вечернее и ночное время суток проводятся рейды по местам массового скопления молодежи, питейным и развлекательным заведениям с целью выявления лиц, потребляющих алкоголь и наркотики. К участию в проведении рейдов приглашаются врачи-наркологи, представители управлений образования и учреждений социозащиты.
Как правило, основной причиной девиантно-го и аддиктивного поведения несовершеннолетних являются дефекты семейного воспитания, так как весь дальнейший процесс становления ребенка основывается на нравственных устоях, моральных требованиях, правилах поведения, заложенных семьей.
В 2015 г сотрудниками органов внутренних дел во взаимодействии с субъектами системы профилактики правонарушений несовершеннолетних выявлено и поставлено на профилактический учет в ПДН 80 767 неблагополучных родителей, причем почти половина из них (47,5%) выявлена только инспекторами ПДН. Такая статистика говорит о недостаточном межведомственном и внутриведомственном взаимодействии служб и подразделений органов внутренних дел в данном направлении.
В настоящее время профилактическая работа осуществляется с 133 849 родителями, почти 70% из которых злоупотребляют спиртными напитками. Таким семьям оказывается своевременная социальная помощь, но при необходимости, если обстановку в семье исправить не удается, происходит изъятие детей из семьи в соответствии со ст. 77 Семейного кодекса Российской Федерации [7]. В 2015 г. по инициативе органов внутренних дел было изъято 8813 детей у 5490 родителей. Как правило, в отношении последних в дальнейшем решается вопрос о лишении родительских прав. Так, в 2015 г. сотрудниками ПДН в суд было направлено 14 440 таких материалов, а также материалов о привлечении к уголовной ответственности (12 847) за жестокое обращение с детьми, причинение побоев, истязание и др.
Сотрудники органов внутренних дел (ПДН) могут изъять ребенка из семьи только совмест-
но со специалистами органов опеки и попечительства, у которых четко нормированный рабочий день и в ночное время суток или выходные и праздничные дни не всегда возможно их привлечь к работе (удаленность населенного пункта от районного центра, отсутствие транспорта и т.д.). Таким образом, нередко происходит затягивание сроков изъятия детей у родителей при непосредственной угрозе их жизни и здоровью.
В неблагополучных семьях проблемы детей и родителей взаимосвязаны, поэтому работа ведется с ними одновременно. Выбор стратегий профилактики и коррекции семейного неблагополучия и девиаций в поведении детей зависит от причин семейного неблагополучия и факторов, ему способствующих, степени отклонений в поведении детей.
При отсутствии семейного и школьного контроля за подростками и при их незанятости в свободное от учебы время они могут быть вовлечены в противоправные и антиобщественные действия. Поэтому сотрудниками органов внутренних дел ведется определенная работа по вовлечению детей в различные виды досуговой деятельности, спортивные секции, творческие студии и т.п. Однако иногда она проводится недостаточно, но чаще всего востребованные у детей секции являются платными.
Индивидуальная профилактическая работа с такими подростками проводится совместно со школами, в которых в настоящее время имеются службы примирения (медиации), занимающиеся правовым просвещением, защитой прав и законных интересов ребенка, урегулированием взаимоотношений в конфликтных ситуациях.
Как правило, ничем не занятых детей без особого труда можно вовлечь в совершение преступления. В 2015 г. сотрудниками органов внутренних дел количество таких случаев выявлено на 11,7% больше (1645), чем в предыдущий год.
Кроме того, на 25,4% увеличилось количество выявленных случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение антиобщественных действий.
Однако данные показатели были бы выше, если бы существовал единый подход органов прокуратуры и суда к оценке доказательств по ст. 150, 151, 151.1 УК РФ.
Так, до настоящего времени не выработаны конкретные критерии квалификации фактов вовлечения в совершение преступлений при незначительной (менее года) разнице в возрасте взрослого и несовершеннолетнего. Проблемы с
квалификацией по ст. 150 УК РФ возникают при совершении незапланированных преступлений, когда у взрослого нет явных активных умышленных действий по вовлечению несовершеннолетнего в совершение преступления. В таких ситуациях сложно определить отношения между соучастниками, так как они знакомятся непосредственно перед совершением преступления или во время его совершения, а следовательно, и способ вовлечения несовершеннолетнего в совершение преступления, а также доказать умысел взрослого на совершение такого преступления.
При квалификации ст. 151 УК РФ возникают различные трактовки периодичности (систематичности) вовлечения несовершеннолетних в совершение антиобщественных действий. Кроме того, не признается уголовно наказуемым деянием неоднократное вовлечение разных подростков в антиобщественные действия, например распитие алкогольной продукции.
Для разрешения данной проблемы предлагается дополнить ст. 151 УК РФ примечанием: «под систематическим вовлечением несовершеннолетних в совершение антиобщественных действий следует понимать привлечение виновного лица к административной ответственности за аналогичное деяние в течение 180 дней».
Перечисленный комплекс мер по профилактике аддиктивного и девиантного поведения несовершеннолетних, проводимый органами внутренних дел, строится с учетом психологического портрета подростков, их окружения (в семье, среди сверстников) с привлечением органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних с целью недопущения совершения ими административных правонарушений и преступлений.
Список использованной литературы
1. Информационно-справочные материалы ГУ МВД России по Саратовской области по раннему выявлению и профилактике аддиктивно-го и девиантного поведения детей и молодежи [Текст]. Исх. № 13/1741 от 14.09.2015 г.; вх. ФГКУ «ВНИИ МВД России» № 43/3255 от 18.09.2015 г.
2. Информация УМВД России по Приморскому краю по раннему выявлению и профилактике аддиктивного и девиантного поведения детей и молодежи [Текст]. Исх. № 12/1637 от 20.11.2015 г.; вх. ФГКУ «ВНИИ МВД России» № 43/3919 от 04.12.2015 г.
3. Информационный материал ГУ МВД России по Кемеровской области по предупреждению детской безнадзорности [Текст]. Исх. № 15/212538 от 19.11.2015 г.; вх. ФГКУ «ВНИИ МВД России» № 43/3869 от 30.11.2015 г.
4. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних [Текст] : [Федер. закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ : в ред. от 23 нояб. 2015 г., ст. 10] // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 1999. - № 26, ст. 3177; О полиции [Текст] : [Федер. закон от 7 февр. 2011 г. № 3-ФЗ : в ред. от 13 июля 2015 г. : с изм. от 14 дек. 2015 г., п. 4 ст. 12] // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2011. - № 7, ст. 900.
5. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних [Текст] : [Федер. закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ, пп. 4 п. 2 ст. 22] // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 1999. - № 26, ст. 3177.
6. Отчет о результатах работы органов внутренних дел по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних [Текст] : Форма 180. - М.: ГИАЦ МВД России. 2015.
7. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 дек. 1995 г. № 223-ФЗ [Текст] : [в ред. от 30 дек. 2015 г.] // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 1996. - № 1, ст. 16.
8. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 дек. 2001 г. № 174-ФЗ [Текст], ч. 1 ст. 179 // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2001. - № 52 (ч. 1), ст. 4921; Кодекс Рос. Федерации об административных правонарушениях от 30 дек. 2001 г. № 195-ФЗ [Текст], п. 6 ч. 1 ст. 27.1 // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2002. - № 1 (ч. 1), ст. 1; О наркотических средствах и психотропных веществах [Текст] : [Федер. закон 8 янв. 1998 г № 3-ФЗ : в ред. от 29 дек. 2015 г., ст. 44] // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 1998. - № 2, ст. 219.