ТАТЬЯНА АНАТОЛЬЕВНА ПЕТРОВА,
кандидат юридических наук, ведущий научный сотрудник ФГКУ «ВНИИ МВД России»
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФИЛАКТИКИ ПОДРОСТКОВОГО АЛКОГОЛИЗМА И НАРКОМАНИИ1
На основании статистических данных проведен анализ ситуации, сложившейся в сфере подросткового алкоголизма и наркомании, совместной деятельности органов внутренних дел и субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, выявлены проблемы, предложены пути их решения.
Ключевые слова: наркомания, алкоголизм, несовершеннолетние, преступления, правонарушения, выявление, профилактика.
T.A. Petrova, Leading Researcher, Russia MI FSI National Research Institute; e-mail: [email protected], tel.: 8 (495) 667-32-88.
Perfecting the prevention of juvenile alcoholism and drug abuse.
Based on the statistics, the situation existing in the sphere of juvenile alcoholism and drug abuse, mutual activities of police agencies and subjects of the system preventing child neglect and juvenile delinquency, are analyzed, problems are explored, ways of solving them are suggested.
Key words: drug abuse, alcoholism, juveniles, crimes, delinquency, exploring, prevention.
Профилактика подросткового алкоголизма и наркомании уже давно вышла за рамки задач здравоохранения, так как эти негативные явления напрямую влияют на состояние преступности несовершеннолетних, формируют у подрастающего поколения девиантное и аддиктивное поведение.
Распространение алкоголизма, наркомании, токсикомании самым непосредственным образом связано с преступностью несовершеннолетних. Несмотря на то, что в 2015 г на территории России зарегистрировано снижение на 1,2% (с 7 542 до 7 450) числа подростков, совершивших преступления в состоянии алкогольного опьянения, в некоторых регионах, таких как Республика Татарстан, Алтайский край, Ленинградская, Магаданская, Сахалинская области и другие, наблюдается их значительный рост2.
Кроме того, за 2015 г. на 8,9% (с 596 до 649) возросло число несовершеннолетних, совершивших преступления в состоянии наркотического опьянения.
В целях профилактики потребления подростками алкоголя, наркотических средств и психоактивных веществ осуществляются выявление и привлечение несовершеннолетних к административной ответственности, а также своевременная постановка на профилактический учет в подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел (далее - ПДН).
Так, в 2015 г. на территории России за незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов (ст. 6.8 КоАП РФ), а также их потребление (ст. 6.9, ч. 2 ст. 20.20 КоАП РФ) к административной ответственности были привлечены 5 254 несовершеннолетних, за потребление алкогольных напитков и нахождение в пьяном виде (ч. 1 ст. 20.20, ст. 20.21 КоАП РФ) - 77 747 несовершеннолетних3. В отношении 41 234 (-6,5%) родителей составлены протоколы по ст. 20.22 КоАП РФ за нахождение в состоянии опьянения несовершеннолетних, не достигших 16-летнего возраста, потребление ими алкоголя, наркотиков.
Кроме того, к административной ответственности в 2015 г. были привлечены 16 694 (-6,5%) иных лиц, вовлекающих несовершеннолетних в употребление спиртных напитков или одурманивающих веществ, а также 28 977 (+4,1%) должностных и юридических лиц, нарушающих правила продажи алкогольной продукции и табачных изделий несовершеннолетним.
Вместе с тем из анализа статистических данных следует, что в 2015 г. снизилось на 22,4% количество привлеченных к административной ответственности несовершеннолетних за появление в общественных местах в состоянии опьянения (ст. 20.21 КоАП РФ) и на 6,5% - несовершеннолетних, находящихся в состоянии опьянения, употребляющих алкогольную и спиртосодержа-
щую продукцию либо употребляющих наркотки, новые потенциально опасные психоактивные или одурманивающие вещества (ст. 20.22 КоАП РФ). Причиной этому явились внесенные в законодательство изменения, обязывающие направлять на медицинское освидетельствование на состояние опьянения лиц, совершивших административные правонарушения, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии опьянения (ст. 27.12.1 КоАП РФ). Произвести медицинское освидетельствование несовершеннолетнего, находящегося в состоянии опьянения, или родителей, злоупотребляющих спиртными напитками, возможно только с их личного согласия. Поэтому лица, употребляющие спиртные напитки, наркотические средства, психотропные и одурманивающие вещества и находящиеся в состоянии опьянения, отказываются от медицинского освидетельствования с целью уклонения от ответственности, а до 16 лет получение согласия родителей является обязательным (п. 6 ч. 1 ст. 27 КоАП РФ и ст. 44 Федерального закона от 8 января 1998 г № З-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах»).
Кроме того, даже при согласии несовершеннолетнего и родителей (законных представителей), зачастую невозможно провести освидетельствование на предмет потребления новых видов синтетических наркотиков в связи с отсутствием в региональных медицинских учреждениях необходимых справочных данных (методик), а также достаточного количества аналитического оборудования. В регионах не хватает лабораторий для проведения химико-токсикологического исследования по обнаружению наркотических средств и психотропных веществ, а на проведение исследования затрачивается иногда более 2-х месяцев. Количество медицинских учреждений, проводящих освидетельствование, резко сокращается в вечернее и ночное время суток, а в сельской местности они вообще отсутствуют, что существенно затрудняет освидетельствование подростков.
Таким образом, имеется проблема освидетельствования лиц, находящихся в состоянии опьянения, а значит, привлечения их к административной ответственности, постановки на учет для проведения дальнейшей профилактической работы, в том числе обследования у нарколога и лечения.
В целях повышения эффективности деятельности по раннему выявлению и профилактике детского алкоголизма и наркомании необходимо предусмотреть обязательное медицинское освидетельствование лиц, имеющих клинические признаки опьянения, в законодательном поряд-
ке, а также выделение достаточного количества медицинского оборудования для выявления состояния опьянения от употребления синтетических наркотиков.
Несмотря на имеющиеся проблемы в рассматриваемой сфере, для проведения дальнейшей профилактической работы с выявленными несовершеннолетними правонарушителями в 2015 г. на учет территориальных подразделений по делам несовершеннолетних МВД России было поставлено 37 371 несовершеннолетних, совершивших правонарушения, связанные с потреблением алкогольных напитков, наркотических средств и психотропных веществ.
Следует отметить, что сотрудники подразделений по делам несовершеннолетних не ограничиваются проведением профилактической работы с лицами, поставленными на профилактический учет. Так, в целях ранней профилактики правонарушений несовершеннолетних на списочном учете ПДН УМВД России по Тверской области состоит 118 несовершеннолетних, замеченных в потреблении наркотических средств, курительных смесей, не внесенных в перечень запрещенных к потреблению в Российской Фе-дерации4.
В рамках проведения работы по раннему выявлению, профилактике пьянства и наркомании в подростковой среде сотрудники полиции активно взаимодействуют с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Так, взаимодействие территориальных органов ГУ МВД России по Московской области с Министерствами здравоохранения, образования и Управлением ФСКН России по Московской области осуществлялось в рамках реализации четырехстороннего плана на 2014-2015 гг., который предусматривает5:
формирование «зон безопасности» на территории, прилегающей к образовательным организациям;
проведение совместных «дней профилактики» в образовательных организациях, лекций, бесед о здоровом образе жизни;
направление несовершеннолетних в наркологические стационары, оказывающие амбулаторную наркологическую помощь несовершеннолетним;
проведение рабочих встреч по оперативным вопросам, например, касающимся незаконного оборота наркотиков;
проведение совместных оперативно-профилактических мероприятий и рейдов, направленных на выявление, предупреждение и пресечение правонарушений несовершеннолетних, допускающих потребление наркотиков, на установку
лиц, реализующих спиртные напитки несовершеннолетним и вовлекающих последних в их распитие;
проведение совместных межведомственных научно-практических конференций, коллегий, семинаров, круглых столов, совещаний и т.п.;
разработку совместных методических рекомендаций и др.
Однако в вопросах взаимодействия субъектов профилактики на сегодняшний день имеется немало проблем. Так, например, не урегулирован взаимообмен информацией о несовершеннолетних, состоящих на учете, употребляющих спиртные напитки, наркотические средства или психотропные вещества между органами внутренних дел и органами здравоохранения, для которых такая информация составляет врачебную тайну (в полицию они направляют только общее количество лиц).
Кроме того, сложно выявить и провести мероприятия по ранней профилактике наркомании, токсикомании, алкоголизма (социальную реабилитацию, трудоустройство, организацию досуга и т.п.) в отношении лиц, проходящих анонимное обследование или лечение в медицинских учреждениях и у частных лиц.
Не урегулированы вопросы информирования учреждениями здравоохранения органов внутренних дел о лицах, состоящих на учетах в связи с алкогольной или наркотической зависимостью и имеющих на иждивении несовершеннолетних детей.
Очень важной представляется профилактическая работа в образовательных организациях, так как из 334 810 несовершеннолетних, доставленных в органы внутренних дел в 2015 г., большую часть 290 011 (86,6%) составляют учащиеся, из 152 067 несовершеннолетних, состоящих на учете в ПДН, учащиеся составляют 94,6% (143 913), из них 102 609 - учащиеся общеобразовательных школ.
Сотрудники органов внутренних дел первостепенное значение придают работе с учащимися, их родителями (законными представителями), педагогическими коллективами. Так, сотрудниками ГУ МВД России по Новосибирской области совместно с сотрудниками Управления ФСКН России по Новосибирской области, Министерства в сфере образования, труда, здравоохранения Новосибирской области на основании совместного плана был осуществлен ряд мероприятий, направленных на предупреждение и пресечение правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, в образовательных организациях и пропаганду здорового образа жизни, таких как6:
проведение единой антинаркотической акции «Родительский урок», к которой были привлечены классные руководители, школьные психологи, врачи-наркологи, представители общественных организаций;
оформление стендов антинаркотической пропаганды и другой наглядной агитации;
проведение сотрудниками органов внутренних дел совместно со студентами старших курсов медицинского университета лекционных мероприятий, сопровождающихся презентациями слайдов, видеофильмов о вреде, наносимом организму человека психоактивными веществами, а также демонстрацией органов человека, пораженных различными заболеваниями в результате их употребления, с приведением статистических данных по фактам употребления подростками алкоголя, наркотиков и психоактивных веществ, совершения после их употребления преступлений и правонарушений, а также о мерах ответственности за такие противоправные деяния;
проведение классных часов, профилактических бесед на темы «Наркомания - знак беды», «Не поломай свою судьбу», где родителям и педагогам предлагался алгоритм их действий в случае обнаружения фактов употребления либо распространения наркотиков в образовательных организациях, объяснялись причины и факторы, приводящие к употреблению спайсов, миксов, признаки наркотического опьянения, важность своевременного контроля за интересами, увлечениями, жизнью ребенка, необходимость проведения с ним антинаркотических бесед, формирования у детей установок на здоровый образ жизни;
разработка и распространение буклетов «Я выбираю жизнь без наркотиков»;
организация конкурса рисунков «Жить здорово», тематических презентаций;
проведение лекций совместно с врачом-наркологом и добровольного тестирования учащихся для выявления, обследования и лечения подростков, поощрение активных участников акции правами начальника органа внутренних дел;
проведение инструктажей с преподавательским составом образовательных организаций, представителями частных охранных организаций, осуществляющих их охрану, по вопросам выявления фактов потребления и сбыта наркотических средств и психотропных веществ и выработки алгоритма действий.
Подобные мероприятия проводятся сотрудниками органов внутренних дел всех территориальных подразделений МВД России. Так, количество прочитанных ими лекций в образовательных организациях возросло на 10,5% и составило в
2015 г. 784 984. Кроме того, 147 478 (+18,8%) лекций и бесед с несовершеннолетними проведено в местах их организованного отдыха, где существует наибольшая вероятность распространения алкоголя и наркотиков.
Важное место в деятельности органов внутренних дел по профилактике детского алкоголизма и наркомании, а также последствий от их употребления, таких как агрессивное и опасное для жизни и здоровья поведение, занимает раннее выявление семей, в которых родители злоупотребляют спиртными напитками, наркотическими средствами, не исполняют обязанностей по воспитанию, обучению, содержанию своих детей, отрицательно влияют на их поведение, жестоко обращаются с ними. Дети получают примеры аморального образа жизни, происходит деформирование их развития, они приобретают негативные личностные качества, которые в дальнейшем отрицательно влияют на становление их личности. Нередки случаи в таких семьях вовлечения несовершеннолетнего в наркоманию, проституцию, алкоголизм. Таких случаев в 2015 г. было выявлено 764, вовлечения в процесс потребления табака - 342.
Наибольшую опасность для ребенка представляют семьи с преобладанием всех форм насилия: физического, психического, духовного. Дети из таких семей обычно активно участвуют в неформальных группах сверстников и часто совершают побеги из дома.
По фактам неисполнения родителями обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних детей к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ в 2015 г. были привлечены 464 883 родителей и иных законных представителей. Если неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителями или иными лицами, на которые возложены эти обязанности, соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним, то такие лица привлекаются к уголовной ответственности по ст. 156 УК РФ (1821-2015 г.). Однако на практике весьма проблематично собрать доказательственную базу по данной категории дел, так как отсутствует единый подход к содержанию и определению понятия «жестокое обращение с детьми», которое необходимо закрепить в законодательстве.
В целях защиты несовершеннолетних от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие, сотрудники органов внутренних дел выявляют несовершеннолетних, находящихся в ночное время без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих) в запрещенных местах, таких как магазины, предназначенные
для реализации товаров только сексуального характера, пивные рестораны, винные и пивные бары, рюмочные, которые предназначены для реализации только алкогольной продукции. Таких фактов, по которым родители (законные представители) были привлечены к административной ответственности, в 2015 г. было выявлено 16 024 (-81,5%). Статистические данные свидетельствуют о снижении профилактического воздействия на родителей и иных законных представителей, допускающих нахождение своих детей в местах, где может быть причинен вред их здоровью, физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию. Это связано с тем, что до настоящего времени не заключены соглашения между региональными органами исполнительной власти и МВД России о передаче части полномочий по составлению протоколов, предусмотренных региональным законодательством об административных правонарушениях. Для решения сложившейся проблемы представляется возможным рассмотреть вопрос об ответственности родителей, законных представителей за нарушение требований Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»7 в федеральном административном законодательстве.
Только совместная деятельность органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, других общественных организаций и гражданского общества, а также устранение проблем их взаимодействия будут способствовать совершенствованию профилактики подросткового алкоголизма и наркомании.
1 Статья подготовлена с использованием СПС Консуль-тантПлюс.
2 Приведены статистические данные ГИАЦ МВД России за 2015 г. «Сведения о состоянии преступности и результатах расследования преступлений за 2015 г». Форма 494.
3 Отчет о результатах работы органов внутренних дел по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: Форма 180. - М.: ГИАЦ МВД России, 2015.
4 Информация УМВД России по Тверской области о мерах, принимаемых органами внутренних дел по раннему выявлению и профилактике аддиктивного и девиантного поведения детей и молодежи. Исх. № 52/2015 от 29.11.2015 г. Вх. № 43/4042 от 14.12.2015 г.
5 Информационный материал ГУ МВД России по Московской области о мерах по раннему выявлению и профилактике правонарушений несовершеннолетних. Исх. № 49/1585 от 20.11.2015 г. Вх. № 43/3845 от 26.11.2015 г.
6 Информация ГУ МВД России по Новосибирской области о мерах, принимаемых органами внутренних дел по раннему выявлению и профилактике аддиктивного и девиантного поведения детей и молодежи. Исх. № 1/2-1500 от 18.09.2015 г.
7 Собр. законодательства Рос. Федерации. 1998. № 31, ст. 3802.