Научная статья © Храмцова О.В., 2022
NIION: 2021-0084-1/22-081 УДК 342.95
MOSURED: 77/27-026-2022-1-280
ПРОФИЛАКТИКА ДЕТСКОГО ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА
В ОБЛАСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
Ольга Владимировна Храмцова
Восточно-Сибирский институт МВД России [email protected]
Аннотация. Рассмотрены основные причины детского дорожно-транспортного травматизма, являющегося наиболее распространенным детерминантом смертности несовершеннолетних в России. Особое внимание уделено роли пропаганды Госавтоинспекции по предупреждению детского травматизма, профилактическим мероприятиям по работе со школьными и дошкольными учреждениями, а также профилактической работе с родителями.
Ключевые слова: безопасность дорожного движения, детский дорожно-транспортный травматизм, аварийность, правила дорожного движения, участники дорожного движения, дорожно-транспортное происшествие, пропаганда безопасности дорожного движения
Для цитирования: Храмцова О.В. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в области дорожного движения // Безопасность дорожного движения. 2022. № 4. С. 16-18.
Original article
PREVENTION OF CHILDREN'S ROAD TRAFFIC INJURIES IN THE FIELD OF TRAFFIC Olga V. Khramtsova
East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia [email protected]
Abstract. The main causes of child road traffic injuries, which are the most common determinant of juvenile mortality in our country, as well as the conditions and causes of child road traffic injuries, are considered. Particular attention is paid to the role of propaganda of the State traffic inspectorate on the prevention of child injuries, preventive measures to work with school and preschool institutions, as well as preventive work with parents.
Keywords: road safety, child traffic injuries, accidents, traffic rules, road users, traffic accident, road safety promotion For citation: Khramtsova O.V Prevention of children's road traffic injuries in the field of traffic // Road safety. 2022. № 4. P. 16-18.
В современных реалиях транспортные средства являются неотъемлемой частью жизни каждого человека. Ведь каждый человек ежедневно исполняет роль водителя, пешехода или пассажира, являясь участником дорожного движения.
Как известно, все участники дорожного движения обязаны знать правила дорожного движения, однако в реальности это далеко не так. Согласно государственной статистической отчетности в целом количество дорожно-транспортных происшествий (далее - ДТП) незначительно снижается. Это свидетельствует о положительной динамике, в связи с чем необходимо продолжить профилактическую работу, направленную на снижение дорожно-транспортного травматизма.
Так, за период с 2019 по 2021 г. в России зарегистрировано 442 762 ДТП, в которых погибли 32 724 и ранены 561 772 человека. С участием несовершеннолетних в возрасте до 16 лет произошло 52 482 ДТП, в котором 1638 детей погибли и 57 360 ранены.
Для удобства восприятия рассчитаем количество ДТП с несовершеннолетними в возрасте до 16 лет за один год. Итак, в России за 2021 г. произошло 133 331 ДТП, из них 52 482 ДТП с детьми в возрасте до 16 лет. Таким образом, ежедневно происходит 365 ДТП, каждое седьмое из которых с участием несовершеннолетнего в возрасте до 16 лет [1].
Эксперты пристально изучают причины и условия ДТП с целью выработки последовательных мер по снижению травматизма в целом. Глубокая работа ведется по профилактическим мерам травматизма, исследователи подходят всесторонне к данному вопросу, анализируя каждую деталь, устанавливая при этом причинно-следственную связь меж-
ду наступившими последствиями и действиями участника дорожного движения.
Взаимосвязь между детским и взрослым травматизмом, с одной стороны, имеет тождественность, с другой - противоречивость. Например, взрослый человек может анализировать, моделировать и проициро-вать ситуацию, просчитывать исход своих действий и т.д. Ребенку в силу физических и психологических причин это несвойственно.
В этой ситуации Государственная инспекция безопасности дорожного движения приходит на помощь всем без исключения, но особое внимание уделяет детскому дорожно-транспортному травматизму (далее - ДДТТ), так как несовершеннолетние являются самыми незащищенными участниками дорожного движения и не обладают достаточными знаниями в области безопасности дорожного движения в связи с отсутствием жизненного опыта. В большинстве случаев дети копируют поведение родителей, которые не всегда подают правильный пример. Кроме того, в силу психологических особенностей ребенок не всегда может усвоить и применить социальную модель поведения. В этом случае работа отделения пропаганды безопасности дорожного движения Госавтоинспекции помогает несовершеннолетним проработать теоретические вопросы и практические навыки в области дорожного движения.
Более того, пропаганда Госавтоинспекции на постоянной основе информирует несовершеннолетних о действующем законодательстве и его изменениях, но при этом инспектор пропаганды Госавтоинспекции условно делит несовершеннолетних на категории по возрастному цензу. Конечно, не для всех возрастных групп
Road safety
актуально изучение законодательства в области дорожного движения, юридическая осведомленность применима больше к подросткам, а к младшему возрасту - игровая форма. Но основная масса мероприятий по изучению правил дорожного движения (далее - ПДД) все же проходит в игровой форме для всех возрастных групп. Ведь норма поведения на дороге - это необходимые требования к участникам дорожного движения.
Данным направлением деятельности занимается подразделение пропаганды Госавтоинспекции, законодательной базой которого является приказ МВД России от 29 декабря 2018 г. № 903 «Об утверждении Наставления по организации деятельности Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации по пропаганде безопасности дорожного движения» [2]. Несомненно, построение всей работы Госавтоинспекции, в том числе подразделения пропаганды, также строится и в соответствии со Стратегией безопасности дорожного движения в Российской Федерации на 20182024 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 января 2018 г. № 1-р, в которой отражено стратегическое планирование политики государства в области обеспечения безопасности дорожного движения [3].
Одной из важнейших функции подразделений пропаганды Госавтоинспекции является профилактика аварийности, существующей в связи нарушениями законодательства в области безопасности дорожного движения. Пропагандисты выделяют одну из важнейших задач своего подразделения - сокращение очагов ДТП, то есть мест концентрации нарушений ПДД. Например, очагами аварийности являются места, где в течение определенного небольшого промежутка времени, но не более года, произошли три ДТП одного вида, либо пять и более ДТП разного вида, которые привели к смерти либо ранению людей, в том числе детей. Зачастую указанные очаги ДТП сконцентрированы в местах нахождения детей, например дворовая территория, а также территория, прилегающая к школьным и дошкольным учреждениям, развлекательным центрам и т.д. Все действия, совершенные маленькими участниками дорожного движения, в большинстве случаев ведут к нарушению установленных правил и отличаются непредсказуемостью. Например, даже соблюдающих ПДД детей не видно на дороге ввиду небольшого роста или отсутствия светоотражающих элементов, что также является серьезной проблемой.
Несмотря на сокращение штатной численности сотрудников, подразделения Госавтоинспекции МВД России регулярно проводят профилактические мероприятия, направленные на снижение ДДТТ и сокращение числа очагов ДТП с участием детей. На постоянной основе в местах сосредоточения аварийных ситуаций с участием несовершеннолетних выставляются наряды ДПС Госавтоинспекции МВД России для предотвращения нарушений в области безопасности дорожного движения всеми участниками дорожного движения, включая детей. Другим примером решения упомянутой проблемы будет проведение рейдовых мероприятий непосредственно в местах большого скопления детей, например, около школ, детских садов, иных образовательных учреждений. Такие рейды, как «Пешеход», «Зебра», «Осторожно, дети!» и др., помогают не только уменьшить количество происшествий, связанных с ДДТТ, но и повысить уровень правосознания несовершеннолетних и их родителей.
Большинство детей и совершеннолетних граждан не имеют на своей одежде светоотражающих эле-
ментов, что приводит к огромному количеству ДТП, связанных с наездом на пешеходов. Мероприятия по внедрению светоотражающих элементов должны активно внедряться в жизнь несовершеннолетних сотрудниками Госавтоинспекции. Пропагандистам необходимо проводить информативные уроки в дошкольных и школьных учреждениях, объяснять обучающимся, что безопасность и жизнь находятся только в их руках. Уроки по данной теме должны реализовываться в беседе с сотрудниками Госавтоинспекции, которые могут поделиться примерами из собственной практики, показать видеоролики с трагическими исходами, связанными с отсутствием у участников дорожного движения светоотражающих элементов, а также провести интерактив, где дети почувствуют себя в роли инспектора Госавтоинспекции, пресекающего данные правонарушения, что приведет к увеличению уровня заинтересованности детей к данной теме и повышению у них правосознания. Полученный багаж знаний и навыков поможет несовершеннолетним участникам дорожного движения не совершать правонарушения, выстроить грамотное поведение на дороге и стать ответственнее.
В настоящее время остро встал вопрос об использовании средств индивидуальной мобильности (далее -СИМ). Количество инцидентов с электротранспортом возросло в разы по сравнению с прошлым годом.
Данным средством передвижения нередко пользуются не только взрослые, но и дети, что в настоящее время является еще одной актуальной проблемой и причиной детского дорожно-транспортного травматизма. Большинство городов не оборудованы специальными дорожками для езды на электросамокатах, и граждане передвигаются на них непосредственно по проезжей части дороги.
Относительно недавно Верховный суд Российской Федерации отнес электросамокаты к категории «транспортные средства», признав их источником повышенной опасности. Ранее лица, передвигавшиеся на СИМ, приравнивались к категории «пешеход», что давало им преимущество перед автомобилистами. Данное решение Верховный Суд Российской Федерации принял 30 марта 2022 г. по делу № АКПИ22-66, а именно: «технические характеристики средств индивидуальной мобильности, получивших широкое распространение в последние годы (электросамокаты, моноколеса и т.п.), в ряде случаев находятся в пределах пороговых значений для мопеда или мотоцикла. Конструктивные и технические особенности таких средств предопределяют высокую степень опасности причинения вреда жизни и здоровью граждан». Некоторые электросамокаты, мощность электродвигателя которых больше 4 кВт, развивают скорость выше 50 км/ч, что является характеристикой транспортного средства, закрепленной в законодательстве Российской Федерации. Ранее, являясь «пешеходами», «самокатчики» пренебрегали ПДД, так как в большинстве случаев участвовали в дорожном движении без обладания специальными знаниями и навыками в данной сфере [4].
Решением указанной проблемы будет расширение специальных площадок для пользования электросамокатами и запрет на передвижение по проезжей части лиц, не имеющих специальной категории для управления данным видом транспорта.
Таким образом, для нашего государства решение проблемы ДДТТ является приоритетным. Однако данный вопрос невозможно решить сиюминутно, необходима долгая и упорная работа Госавтоинспекции по профилактике, предупреждению и пресечению нарушений законодательства в
№ 4/2022
17
сфере безопасности дорожного движения, а также внедрение новых способов и методов решения данной проблемы. Например, увеличение количества рейдовых мероприятий, направленных на повышение уровня безопасности детей на дорогах, занятия и интерактивы, проводимые в школах и детских садах, способствующие повышению уровня правосознания и ответственности детей, аккумулирование работы пропагандистов, чтобы их деятельность была направлена не только на обучение несовершеннолетних, но и их родителей.
Список источников:
1. URL: http: // www.gibdd.ru /stat / archive /; http://www. gibdd.ru/stat/files/fdtp/1607/1100/1100_l,_2,_3.xls (дата обращения: 02.12.2022).
2. Приказ МВД России от 29 декабря 2018 г. № 903 «Об утверждении Наставления по организации деятельности Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации по пропаганде безопасности дорожного движения» // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 02.12.2022).
3. Распоряжение Правительства РФ от 8 января 2018 г. № 1-р «Об утверждении Стратегии безопасности дорожного движения в Российской Федерации на 2018 - 2024 годы» // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 02.12.2022).
4. Решение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 30 марта 2022 г. № АКПИ22-66 «Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующими абзацев восемнадцатого, сорокового и пятьдесят восьмого пункта 1.2 Правил дорожного движения Российской Федерации, утв. Постановлением Правитель-
ства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090» // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 02.12.2022).
5. Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (ред. от 08.12.2020) // Собрание законодательства РФ. 11.12.1995. № 50.
References:
1. URL: http: // www.gibdd.ru/stat/archive/; http://www. gibdd.ru/stat/files/fdtp/1607/1100/11-00_l,_2,_3.xls (date of access: 02.12.2022).
2. Order of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation № 903 dated 29.12.2018 «On approval of the instruction on the organization of the activities of the State Road Safety Inspectorate of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation on the promotion of road safety» // SPS «Consultant Plus» (date of access: 02.12.2022).
3. Order of the Government of the Russian Federation dated 08.01.2018 № 1-r «On approval of the road safety strategy in the Russian Federation for 2018 - 2024» // SPS «Consultant Plus» (date of access: 02.12.2022).
4. The decision of the Judicial Board for Administrative Cases of the Supreme Court of the Russian Federation of 30.03.2022 № AKPI22-66 «On the refusal to satisfy the application for invalidation of paragraphs of the eighteenth, fortieth and fifty-eighth paragraph 1.2 of the Rules of the Road of the Russian Federation, approved by the Decree of the Government of the Russian Federation dated 23.10.1993 № 1090» // SPS «Consultant Plus» (date of access: 02.12.2022).
5. Federal Law № 196-FZ dated 10.12.1995 «On road safety» (ed. from 08.12.2020) // Collection of legislation of the Russian Federation. 11.12.1995. № 50.
Информация об авторе
О.В. Храмцова - преподаватель кафедры административного права и административной деятельности ОВД Восточно-Сибирского института МВД России
Контакты: ул. Лермонтова, д. 110, Иркутск, Россия, 664074 Information about the author
O.V. Khramtsova - Lecturer of the department of administrative law and administrative activities of the department of Internal Affairs of the East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia Contacts: ul. Lermontova, d. 110, Irkutsk, Russia, 664074
Статья поступила в редакцию 13.12.2022; одобрена после рецензирования 16.12.2022; принята к публикации 21.12.2022. The article was submitted 12.12.2022; approved after reviewing 16.12.2022; accepted for publication 21.12.2022.