Научная статья на тему 'ПРОФИЛАКТИКА АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШЕГО ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА'

ПРОФИЛАКТИКА АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШЕГО ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
335
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРЕССИЯ / ДИАГНОСТИКА / ОБУЧАЮЩИЙСЯ / ПОДРОСТОК / ПОВЕДЕНИЕ / ПРОФИЛАКТИКА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Айдингер Чойган Аль-Берт-Ооловна, Ноговицына Надежда Михайловна

В статье обоснована актуальность проблемы своевременного выявления и профилактики агрессивного поведения у обучающихся младшего подросткового возраста. Представлен обзор научной литературы по вопросам природы агрессивного поведения. Проанализированы подходы известных психологов в понимании термина «агрессия». Выделяются и описываются особенности подросткового возраста как фактор риска формирования агрессивного поведения. Определен потенциал общеобразовательной организации как основного субъекта профилактики агрессивного поведения обучающихся младшего подросткового возраста. Значительное внимание уделяется социальным, педагогическим причинам формирования агрессивного поведения в младшем подростковом возрасте. Дано описание диагностических методик агрессивности у младших подростков. Представлены результаты диагностического исследования уровня агрессивного поведения среди пятиклассников одной из общеобразовательных организаций г.Якутска. Представлены выводы по результатам диагностического исследования. Описаны перспективы дальнейшего исследования данной проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Айдингер Чойган Аль-Берт-Ооловна, Ноговицына Надежда Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREVENTION OF AGGRESSIVE BEHAVIOR JUNIOR ADOLESCENT STUDENTS

The article substantiates the relevance of the problem of timely identification and prevention of aggressive behavior in young adolescents. The review of the scientific literature on the nature of aggressive behavior is presented. The approaches of famous psychologists in understanding of the term "aggression" are analyzed. The peculiarities of adolescence as a risk factor in the formation of aggressive behavior are highlighted and described. The potential of the general educational organization as the main subject of prevention of aggressive behavior of students of early adolescence is determined. Considerable attention is paid to the social, pedagogical reasons for the formation of aggressive behavior in early adolescence. The methods of diagnostics of aggression in younger teenagers are described. The results of the diagnostic study of the level of aggressive behavior among the fifth graders of one of the general educational organizations of Yakutsk are presented. Conclusions on the results of the diagnostic study are presented. The prospects for further research of this problem are described.

Текст научной работы на тему «ПРОФИЛАКТИКА АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШЕГО ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА»

Литература:

1. Буторина, А.Н. Развитие управленческой компетентности как обязательное условие профессиональной подготовки учителей начальных классов / А.Н. Буторина, А.Н. Загороднюк, Е.В. Малыхина // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - №70-4. - С. 55-57

2. Зеер, Э.Ф. Психология профессионального развития / Э.Ф. Зеер. - Учеб. пособие. - М.: Академия, 2006. - 240 с.

3. Зимняя, И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования / И.А. Зимняя / Эксперимент и инновации в школе. - 2009. №2. - URL: https://cyberieninka.m/artide/n/klyuchevye-kompetentsii-novaya-paradigma-rezultata-obrazovaniya (дата обращения: 12.07.2022)

4. Маркова, А.К. Психология профессионализма / А.К. Маркова. - М.: Просвещение, 1996. - 132 с.

5. Новиков, Д.А. Вклад А.М. Новикова в методологию / Д.А. Новиков // Вестник БГУ. Образование. Личность. Общество. - 2017. - №2. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/vklad-a-m-novikova-v-metodologiyu (дата обращения: 29.07.2022)

6. Равен, Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация / Дж. Равен: пер. с англ. -М.: «Когито-Центр», 2002. - 396 с.

7. Чошанов, М.А. Теория и технология проблемно-модульного обучения в профессиональной школе.: автореф. дис. ...д-ра. пед. наук: 13.00.01 / Чошанов Мурат Аширович. - Казань, 1996. - 45 с.

Педагогика

УДК 37.048.3

студентка Айдингер Чойган Аль-берт-ооловна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); кандидат педагогических наук, доцент, кафедра социальной педагогики Ноговицына Надежда Михайловна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)

ПРОФИЛАКТИКА АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШЕГО ПОДРОСТКОВОГО

ВОЗРАСТА

Аннотация. В статье обоснована актуальность проблемы своевременного выявления и профилактики агрессивного поведения у обучающихся младшего подросткового возраста. Представлен обзор научной литературы по вопросам природы агрессивного поведения. Проанализированы подходы известных психологов в понимании термина «агрессия». Выделяются и описываются особенности подросткового возраста как фактор риска формирования агрессивного поведения. Определен потенциал общеобразовательной организации как основного субъекта профилактики агрессивного поведения обучающихся младшего подросткового возраста. Значительное внимание уделяется социальным, педагогическим причинам формирования агрессивного поведения в младшем подростковом возрасте. Дано описание диагностических методик агрессивности у младших подростков. Представлены результаты диагностического исследования уровня агрессивного поведения среди пятиклассников одной из общеобразовательных организаций г.Якутска. Представлены выводы по результатам диагностического исследования. Описаны перспективы дальнейшего исследования данной проблемы.

Ключевые слова: агрессия, диагностика, обучающийся, подросток, поведение, профилактика.

Annotation. The article substantiates the relevance of the problem of timely identification and prevention of aggressive behavior in young adolescents. The review of the scientific literature on the nature of aggressive behavior is presented. The approaches of famous psychologists in understanding of the term "aggression" are analyzed. The peculiarities of adolescence as a risk factor in the formation of aggressive behavior are highlighted and described. The potential of the general educational organization as the main subject of prevention of aggressive behavior of students of early adolescence is determined. Considerable attention is paid to the social, pedagogical reasons for the formation of aggressive behavior in early adolescence. The methods of diagnostics of aggression in younger teenagers are described. The results of the diagnostic study of the level of aggressive behavior among the fifth graders of one of the general educational organizations of Yakutsk are presented. Conclusions on the results of the diagnostic study are presented. The prospects for further research of this problem are described.

Key words: aggression, diagnostics, learner, adolescent, behavior, prevention.

Введение. С разными формами агрессивного поведения мы сталкиваемся практически ежедневно. Данная проблема интересует исследователей довольно давно, и мы имеем возможность изучать ее с различных позиций. Однако факторы, влияющие на формирование агрессивного поведения, претерпевают изменения, поэтому деятельность по выявлению новых форм проявления агрессивности и основных причин формирования агрессивного поведения не утрачивают актуальности. Об этом свидетельствуют данные, приведенные в статье Васильевой А.Н.: «По расследованным уголовным делам в г. Якутске за 2022 г. преступление совершили 14 подростков в возрасте 14-15 лет (в 2019 г. - 7), 26 подростков в возрасте 16-17 лет (в 2019 г. - 20)» [3]. Следовательно, наблюдается рост преступности среди несовершеннолетних, что также подтверждает актуальность проблемы исследования агрессивного поведения подростков.

Психологические исследования природы агрессивного поведения, которые имеют «научную ценность» для современных психологов и педагогов - это исследования К. Лоренца, Э. Фромма, З. Фрейда, К.Г. Юнга, А. Басса и др.

Термину «агрессивность» К. Лоренц придавал нейтральную окраску, он отмечал, что агрессивность не носит негативного характера. Автор считал: «...многие успехи, которых достигло человечество, без ярости не были бы достигнуты, так как она послужила своеобразным сигналом для начала деятельности и возникновения индивидуальной и групповой активности» [8].

Первоначально фразу «быть агрессивным» Э. Фромм интерпретировал как: «двигаться в направлении цели без промедления, без страха и сомнения» [1]. Он предложил разделить агрессию на «доброкачественную» и «злокачественную». По мнению Э. Фромма: «.доброкачественная агрессия - это адаптивный процесс, присущий всем живым существам и необходимый для выживания. злокачественный вид агрессии не имеет ничего общего с биологическими потребностями и направлен исключительно на деструктивный компонент и присущ только человеку. Он писал: «В основе злокачественной агрессивности не инстинкт, а некий человеческий потенциал, уходящий корнями в условия самого существования человека» [1].

Основоположник психоанализа З. Фрейд считал: «Основным источником и движущей силой агрессивного поведения является конфликт между «Танатосом» и «Эросом». При этом агрессивность понимается как постоянно высвобождаемая вовне энергия, которую практически невозможно нейтрализовать, так как последствия данной нейтрализации будут иметь деструктивные, а зачастую и фатальные последствия для психики. Он выделял следующие виды проявления агрессивного поведения: импульсивная жестокость, садизм, деструктивность» [5].

В отечественной психологии отдельные вопросы изучения агрессивного поведения в целом, и у подростков в частности, привлекали внимание Л.С. Выготского, В.В. Знакова, С.Л. Колосова, Н.Д. Левитова, А.Е. Личко, А. Реан и др.

Изложение основного материала статьи. В большинстве исследований как наиболее кризисный период, в котором проявляется агрессивность «в полный рост», выделяется подростковый возраст. Данное утверждение разделяют как психологи, так и педагоги. Подростковый возраст является самым протяженным и острым из всех выделяемых кризисных периодов развития личности. Именно в подростковом возрасте происходят стремительные изменения не только в социальной ситуации, но и в физиологическом и психическом развитии. Повышенная утомляемость и раздражительность, объясняемая природой подросткового возраста, в стабильной социальной ситуации переживается легче, со временем проходит. Если социальные факторы влияют на подростка негативно, то это отражается на поведении и психическом состоянии подростка. Так, например, неудачи в учебной деятельности могут переживаться подростком в рамках социально одобряемого поведения, если в семье он находит поддержку и понимание, у него есть друзья и имеется компенсаторная деятельность. В случае, если в семье имеются признаки неблагополучия или у подростка нет друзей, неудачи в учебе могут стать причиной отклонений в поведении и социальной запущенности. В случаях нарушения ведущего вида деятельности и недостаточного удовлетворения потребностей личности подростка, проблемы в социализации могут выражаться в агрессивном поведении.

Исследователи процесса социализации личности в неблагоприятных условиях отмечали: «Американский психолог М. Алворд выделяет ряд характерологических особенностей агрессивных детей, которые обозначают внутренние противоречия, проблемные зоны и внутренние конфликты таких детей» [6, С. 25]. К данным особенностям М. Алворд относит:

- настрой подростков на то, что окружающие их воспринимают негативно;

- восприятие большинства ситуаций как угрожающих;

- сверхчувствительность на критику, негативное отношение к себе;

- неспособность воспринимать свое поведение как агрессивное;

- инфантильность;

- не чувствуют вину за акт агрессии, даже намеренной;

- не осознают и не умеют управлять своими эмоциями;

- низкий уровень эмпатии;

- проблемы в отношении с родителями, боятся их непредсказуемости и гнева;

- могут иметь неврологические особенности развития;

- ассоциируют агрессию как силу, свою значимость.

Кроме того, агрессивные подростки по мнению некоторых авторов: «Имеют высокий уровень личностной тревожности, имеют неадекватную самооценку, чаще низкую, чувствуют себя отверженными. Агрессивных подростков отличает неустойчивость внимания и изменчивость склонностей и интересов. Начав какое-либо дело, они быстро теряют к нему интерес, бросают это дело незаконченным» [2].

В данной ситуации возрастает роль профилактических мер и основным субъектом общей профилактики являются общеобразовательные организации, за счет наличия компетентных кадров (социальный педагог, педагог-психолог), возможности охвата всех детей и подростков, обучающихся в школе, взаимодействия с семьей обучающегося, сотрудничества с социальными и правоохранительными службами.

С целью определения уровня агрессии у младших подростков нами проведены диагностические исследования среди обучающихся 5-го класса «Саха политехнический лицей» городского округа «город Якутск». В классе обучается 35 человек: 18 мальчиков и 17 девочек. Выбор данного контингента определил процесс адаптации пятиклассников к требованиям среднего звена. В данном случае сочетание предподросткового возраста с возросшей нагрузкой в учебной деятельности и изменением социальной ситуации становится «благоприятной почвой» для проявления отклонений в поведении, в том числе и для повышения агрессии.

В процессе составления вопросов анкеты мы опирались на анкетирование, составленное коллективом преподавателей кафедры психологии РГПУ им. А.И. Герцена. «Анкета состоит из 19 утверждений, на которые нужно ответить «да» или «нет», каждый положительный ответ на каждое из предложенных утверждений оценивался в 1 балл» [4]. Чем больше баллов наберет ребенок, тем выше уровень агрессивности. Также для уточнения полученных результатов было проведен опросник исследования уровня агрессивности (А. Басс и А. Дарки) среди обучающихся, показавших высокий уровень агрессивного поведения.

«Анализ результатов анкетирования показал высокий уровень агрессивности у 4 респондентов, что составило 11,4%, низкий уровень агрессивности также у 4 учащихся (11,4%) и средний уровень агрессивности у 27 обучающихся (77,2%)»[4]. Ряд индивидуальных бесед с обучающимися с высоким уровнем агрессивности (3 мальчика и 1 девочка) позволил сделать определенные выводы:

- поскольку трое обучающихся воспитываются в полных благополучных семьях, мы не можем утверждать, что состав семьи влияет на формирование агрессивности в младшем подростковом возрасте;

- всех четверых объединяет отсутствие своей комнаты, т.е. нет возможности уединиться при необходимости. У девочки нет рабочего места в доме;

- один обучающийся пришел в данный класс в текущем учебном году, т.е. у него проходит адаптация в новом коллективе, где он пока не нашел друзей;

- всех подростков объединяют трудности в учебе (успеваемость ниже среднего);

- все отметили строгий контроль за оценками со стороны родителей;

- все отметили недостаток внимания и доверия со стороны взрослых.

Далее обучающиеся ответили на вопросы опросника А. Басса и А. Дарки. Интерпретация результатов данного исследования позволила выделить следующие виды реакций:

- у девочки наблюдается высокий уровень вербальной агрессии;

- у двух мальчиков - физическая агрессия доминирует;

- у одного мальчика наблюдается раздражение, он готов к проявлениям негативных реакций при незначительном возбуждении.

Выводы. В целом, диагностическое исследование, дополненное беседами и классным часом, дали возможность утверждать, что 88,6% обучающихся демонстрируют высокий и средний уровень агрессивности. Во многом это объясняется усталостью в течение учебного дня, утомляемостью в процессе адаптации к требованиям среднего звена, сложностями в понимании учебного материала и снижения успеваемости на этом фоне, хотя большинство респондентов ответили, что положительно относятся к учебе, школе, одноклассникам. Кроме того, подтверждается тот факт, что в этом возрасте начинают проявляться последствия ошибок в семейном воспитании, педагогической запущенности. Также наблюдается влияние социальных сетей, Интернет-ресурсов, компьютерных игр на формирование агрессивного поведения. В данном направлении авторы планируют провести более глубокое исследование. Поэтому именно в период адаптации в 5-м классе чаще проявляется агрессивное поведение.

Агрессия в младшем подростковом возрасте прежде всего проявляется в межличностных отношениях в среде сверстников в форме различных конфликтов. При этом, чем младше возраст ребенка, тем чаще в конфликтах присутствует физическое насилие, дети дерутся, кидаются разными предметами; по мере расширения социального опыта агрессия трансформируется в вербальную форму. При запущенных ситуациях агрессивные проявления могут быть направлены и на взрослых (учителей, родителей), что негативно отражается на всех сферах жизнедеятельности ребенка.

В деятельности общеобразовательных организаций необходимо уделять внимание систематической работе психолого-педагогической службы по профилактике агрессивного поведения обучающихся. Важной является грамотная диагностика поведения обучающихся, перешедших в среднее звено, что способствует своевременному выявлению подростков с отклонениями в поведении и повышает эффективность профилактической деятельности. Наиболее эффективными диагностическими методиками являются опросник Басса-Дарка, опросник «Агрессивное поведение» П.А. Ковалева. Также интерес у обучающихся младшего подросткового возраста вызывают проективные методы, например, тест «Несуществующее животное», вербальный фрустрационный тест Л.Н.Собчик. Комплексный сбор информации о «проблемном» обучающемся (сбор анамнеза) определяет эффективность дальнейшей работы.

Хорошо зарекомендовали себя в работе с подростками интерактивные формы проведения встреч, тренингов, занятий. Создание условий для выплескивания негативной (занятия спортом, арт-терапия, индивидуальная беседа) является необходимым компонентом в работе с агрессивными подростками. Также необходимо уделять внимание работе с родителями агрессивных подростков. Оздоровление детско-родительских взаимоотношений, осознание родителями наличия проблемы, мотивация всех членов семьи на разрешение существующих конфликтов является приоритетной в психолого-педагогической работе с семьей. В дальнейшем авторы планируют провести повторное диагностическое исследование в экспериментальной группе с целью выявления динамики коррекции агрессивного поведения, а также определить степень влияния социальных сетей, компьютерных игр и других Интернет-ресурсов на формирование агрессивного поведения подростков.

Литература:

1. Агапов, П.В. Эрих Фромм о человеческой агрессивности и деструктивности: опыт философско-антропологического анализа: статья / П.В. Агапов. - URL: https://cyberleninka.ru/article/ (дата обращения: 21.12.2022)

2. Авдулова, Т.П. Агрессивность в подростковом возрасте: практическое пособие / Т.П. Авдулова. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2023. - 126 с. - (Профессиональная практика). - ISBN 978-5-534-07820-6. - Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. - URL: https://urait.ru/bcode/515314 (дата обращения: 18.01.2023)

3. Васильева, А.Н. Организация деятельности Управления образования по профилактике правонарушений несовершеннолетних: статья / А.Н. Васильева, А.Ю. Портнягина // Сборник научных трудов: Проблемы современного педагогического образования. - Вып. 76. - Ч. 4. - Ялта: РИО ГПА, 2022. - С. 54-57

4. Васильева, П.В. Агрессивность подростков и межличностные отношения / П.В. Васильева, Н.М. Ноговицына // Сборник материалов XVIII Международной научно-практической конференции «Инновации и традиции педагогической науки». - 2018. - С. 86-89

5. Горохов, С.А. Феномен агрессии в понимании К. Лоренца и З. Фрейда: сравнительный анализ: статья / С.А. Горохов // Из истории общественно-политической мысли. - 2020. - №4. - С. 147-151

6. Ильина, Г.М. Человек и неблагоприятные условия социализации / Г.М. Ильина, Г.К. Эверстова, А.П. Шамаева. -Якутск, 1999. - 80 с.

7. Клейберг, Ю.А. Психология девиантного поведения: учебник и практикум для вузов / Ю.А. Клейберг. - 5-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2023. - 290 с. - (Высшее образование). - ISBN 978-5-534-00231-7. - Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. - URL: https://urait.ru/bcode/510628 (дата обращения: 08.01.2023)

8. Сороченко, В. Теория Конрада Лоренца о природе человеческой агрессии: статья / В. Сороченко. - Эл. ресурс. -URL: https://psyfactor.org/ (дата обращения: 10.01.2023)

9. Толстых, Н.Н. Психология подросткового возраста: учебник и практикум для вузов / Н.Н. Толстых, А.М. Прихожан. - Москва: Издательство Юрайт, 2023. - 406 с. - (Высшее образование). - ISBN 978-5-534-00489-2. - Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. - URL: https://urait.ru/bcode/511139 (дата обращения: 10.01.2023)

Педагогика

УДК 370

кандидат педагогических наук Алексеенко Наталья Валериевна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. Настоящая работа посвящена проблеме взаимодействия семьи и школы при формировании музыкальных способностей младших школьников. Рассматриваются вопросы организации совместной работы педагогического коллектива и родителей, в том числе, в музыкальном воспитании. Проанализировано понятие и сущность музыкально-эстетического воспитания. Акцентируются возможности организации совместной музыкальной деятельности детей и родителей, влияние совместной деятельности на формирование духовно-нравственных качеств личности младших школьников. Представлены пути реализации успешного музыкально-эстетического обучения и воспитания.

Ключевые слова: начальная школа, музыкальный репертуар, эстетика, музыкальное воспитание, младшие школьники.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.