Научная статья на тему 'ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЙ АНТИФЛЮОРОЗНЫЙ ЭФФЕКТ ГРУДНОГО ВСКАРМЛИВАНИЯ ДЕТЕЙ'

ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЙ АНТИФЛЮОРОЗНЫЙ ЭФФЕКТ ГРУДНОГО ВСКАРМЛИВАНИЯ ДЕТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
9
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЙ АНТИФЛЮОРОЗНЫЙ ЭФФЕКТ ГРУДНОГО ВСКАРМЛИВАНИЯ ДЕТЕЙ»

лиц, контактирующих с кремнийсодержащей пылью, т. е. развитию ранней стадии пневмокониоза, в патогенезе которого наблюдается выраженный аутоиммунный ответ и обструктивные процессы в легких. Во 2-й анализируемой группе при анализе ЛК-спектров были получены совершенно противоположные результаты, а именно: 79% составила мелкодисперсная фракция и всего 1,6% — крупнодисперсная. Для анализа и интерпретации этой профессиональной группы людей в анкетные данные была включена дополнительная выборка о профессиональном маршруте и длительности работы на данном производстве. Выраженный дистрофически-подобный спектр характеризует процессы распада тканей в легких, причинами которого является предыдущая профессиональная деятельность.

Таким образом, значительный процент обследуемых, работающих на ОАО "Чагодощенский стеклозавод", имеет выраженные аутоиммунные и дистрофически-подобные сдвиги, что говорит о преимущественном действии кремнийсодержащей пыли на состояние их здоровья и о возможности трактовать данные патологические сдвиги как стадии развития профессионального пневмокониоза. Использование неинвазивных методов донозоло-гической диагностики позволяет не только выявлять характер патологических сдвигов, но и выходить на профессиональный фактор его формирования, что особенно ценно в системе социально-ги-гиенического мониторинга. По окончании исследования лицам с выраженной степенью данных

предпатологических состояний назначены коррекция биопрепаратами и проведение контрольных исследований по ее завершении. Лицам, контактирующим с кремнийсодержащей пылью, рекомендовано пройти рентгенографию на выявление признаков узелкового или диффузного пневмосклеро-за, а также исследования на выявление скрытой инфекции, в том числе на туберкулез. Даны предписания по реконструкции составного цеха и улучшению условий труда, разработаны программы производственного лабораторного контроля за условиями труда.

Л и тер атур а

1. Аклеев А. В., Киселев М. Ф., Носкин Н. А. и др. // Ра-диац. биол. Радиоэкол. — 199. — Т. 39, № 1. — С. 64-78.

2. Алексеева О. Г. // Патогенез пневмокониозов. — Свердловск, 1970. - С. 185-186.

3. Величковский Б. Т., Кацнельсон Б. А. Этиология и патогенез силикоза. — М., 1964. — С. 178. Гиг. и сан.

- 1973. - № 7. - С. 16-21.

4. Воронцова Е. И., Латушкина Б. В. // Гиг. труда. — 1970. - № 10. - С. 4-7.

5. Кацнельсон Б. А., Бабушкина Л. Г. Борьба с силикозом. - М., 1970. - Т. 8. - С. 199-204.

6. Китаев М. И. Иммунология силикоза и силикоту-беркулеза. — Фрунзе, 1968.

7. Ломоносов С. А. и др. // Патогенез пневмокониозов.

— Свердловск, 1970. - С. 55-60.

8. Ранние стадии силикоза / Под ред. К. П. Молока-нова. — Л., 1968.

Поступила 28.04.04

Гигиена детей и подростков

О м. Ф. САВЧЕНКОВ, Л. М. ЯНОВСКИЙ, 2005 УДК 616.314.13-02:546.1161-008.61-053.2-084:613.221

М. Ф. Савченков, Л. М. Яновский

ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЙ АНТИФЛЮОРОЗНЫЙ ЭФФЕКТ ГРУДНОГО ВСКАРМЛИВАНИЯ ДЕТЕЙ

Иркутский государственный медицинский университет, Иркутск

Проблема эндемического флюороза по-прежнему актуальна. Ею занимаются различные направления медицинской науки: гигиена [5—7, 9], морфология человека [2, 8], стоматология [3, 6, 12], медицинская география [1, 10], микроэлементология [4, 16] и др. К настоящему времени течение этой патологии и ее профилактика в связи с применением фторсодержащих антикариозных профилактических средств и загрязнением окружающей среды (ОС) приобретают своеобразный характер. Главной причиной возникновения эндемического флюороза являются фториды природных питьевых вод. Это основной фактор риска. Выясняются и побочные факторы, способствующие увеличению или уменьшению напряженности эндемии. Поэтому необходим взвешенный подход к ослаблению распространения флюороза в очагах эндемии, при котором была бы использована вся гамма факторов, играющих определенную роль в увеличении или уменьшении эндемии. Только системный на-

учный подход, основанный на выявлении потенциально опасных факторов, установлении уровней их влияния, всестороннем анализе сравнительной медико-социальной значимости, способен сегодня обеспечить решение сложных задач в области профилактики нарушений здоровья человека [11].

Для очагов эндемии флюороза необходима разработка системы мероприятий по профилактике этой патологии. Использование всего комплекса или различных звеньев этой системы, начиная с младенческого возраста, может дать положительные результаты.

Известно, что главную трофическую роль для детей грудного и ясельного возраста выполняет грудное вскармливание материнским молоком. Поэтому для определения влияния профилактического антифлюорозного действия длительного грудного вскармливания детей была изучена "Амбулаторная карта ребенка, ф. 112" в очаге эндемического флюороза (пп. Залари и Тыреть Заларин-

ского района Иркутской области). Здесь были выделены две группы детей: 1-я — находилась на грудном вскармливании в течение 1-го года жизни и более, 2-я группа — до 6 мес после рождения. Осмотрена полость рта и проанализированы амбулаторные карты 267 детей 1-й группы и 295 детей 2-й группы. Определение тяжести флюорозных поражений зубов у детей проведено по классификации Р. Д. Габовича [5, 6], в соответствии с которой осуществляется дифференцирование патологических изменений зубов на IV степени: I и II степень относятся к легким поражениям, III и IV — к тяжелым. Флюороз временных зубов не дифференцируется. Влияние сроков грудного вскармливания на показатели пораженности флюорозом зубов детей приведено в таблице. Флюороз как временных, так и постоянных зубов в значительно большей степени распространен среди детей, имевших короткий срок грудного вскармливания. Они получали прикорм и питание, приготовленные на воде, содержащей повышенную концентрацию фторидов, и не получали белки и антитела с материнским молоком. Распространенность флюороза временных зубов в 1-й группе детей во всех возрастных категориях значительно ниже таковых показателей во 2-й группе. Средние показатели, рассчитанные на возраст 1 год — 12 лет, различаются почти в 3,5 раза (2,6% против 8,8%).

Частота встречаемости флюороза постоянных зубов также значительно различается по возрастным категориям и средним данным на всю выборку 3—15-летнего возраста — 23,6% у детей 1-й группы и 52,3% 2-й. В последней группе детей флюороз тяжелой степени встречается более чем в 8 раз чаще, чем у детей, длительно получавших грудное молоко.

Кормление детей грудным молоком более 6 мес является мерой защиты от флюороза, так как грудное молоко является универсальным источником питания и обладает высокими иммунологическими свойствами. Приготовленные на воде питательные смеси для грудных детей в очагах эндемии флюороза влияют на повышение уязвимости организма к риску возникновения данного заболевания [13— 15, 17—19]. У детей с коротким сроком грудного вскармливания, более ранним потреблением природной питьевой воды в очагах эндемии наблюдались высокие уровни распространенности флюороза зубов. Проведенный анализ подтвержден исследованиями, осуществленными среди чилийских детей [3].

Литература

1. Авцын А. П. Введение в географическую патологию.

- М., 1972.

2. Авцын А. П., Жаворонков А. А. Патология флюороза.

— Новосибирск, 1981.

3. Бабель И. В. Влияние повышенных концентраций фтора в питьевой воде на состояние твердых тканей зубов и некоторые другие системы организма: Авто-реф. дис. ... канд. мед. наук. — М., 1968.

4. Бабенко Г. А. Микроэлементы в экспериментальной и клинической медицине. — Киев, 1965.

5. Габович Р. Д. Фтор и его гигиеническое значение. — М., 1957.

6. Габович Р. Д., Овруцкий Г. Д. Фтор в стоматологии и гигиене. — Казань, 1969.

7. Габович Р. Д., Минх А. А. Гигиенические проблемы фторирования питьевой воды. — М., 1979.

8. Жаворонков А. А. Патологическая анатомия, географическая патология и некоторые вопросы патогенеза эндемического флюороза: Автореф. дис. ... д-ра мед. наук. — М., 1977.

9. Крепкогорский Л. Н. // Гиг. и сан. — 1953. — № 11. - С. 7-10.

10. Мещвнко В. М. // Географические аспекты некоторых эндемических болезней в Сибири и на Дальнем Востоке. - Л., 1968. — С. 5-46.

11. Рахманин Ю. А., Новиков С. М., Румянцев Г. И. // Гиг. и сан. — 2003. - № 6. — С. 5—10.

12. Яновский Л. М. Эндемический флюороз в Прибайкалье: гигиенический и медико-географический аспект: Метод, рекомендации. — Иркутск, 2000.

13. Brothwell D. J., Limeback Н. // Commun. Dentistry and Oral Epidemiol. - 1999. - Vol. 27, N 2. - P. 130— 136.

14. Fomon S. J., Ekstrand J. // J. Publ. Hlth Dentisry. -1999. - Vol. 59, N 4. - P. 229-234.

15. Heller К. E., Sohn IV., Burt B. A., Feigal R. J. // J. Publ. Hlth Dentisry. - 2000. - Vol. 60, N 3. - P. 140-146.

16. Kabata Pendias A., Pendias H. Biogeochemica Piezwi-astkow Sladowych. — Warszawa, 1993.

17. Levy S. M., Zarei M. Z. // ASDC J. Dentistry for Children. - 1991. - Vol. 58, N 6. - P. 467-473.

18. Spencer J. E. //Am. Fam. Physician. - 1996. — Vol. 54, N 1. - P. 138-144.

19. VillaA. E., GuerreroS., Icaza G. etal. //Commun. Dentistry and Oral Epidemiol. — 1998. — Vol. 26, N 5. — P. 310-315.

Поступила 08.07.04

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2005 УДК 613.955:612.13.06:37!.271.08

С. М. Минасян, Э. С. Геворкян, Н. Н. Ксаджикян

ГЕМОДИНАМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ЭКЗАМЕНАЦИОННОМ СТРЕССЕ

Ереванский государственный университет

В последнее десятилетие значительно расширился спектр факторов риска, нарушающих здоровье подростков. Среди них наряду с социально-экономическим и экологическим неблагополучием немаловажную роль играют инновационные системы обучения, обусловленные реформированием школьного образования. В образовательных учреждениях нового вида (лицеи, гимназии, школы с углубленным изучением ряда предметов) наблюдаются насыщение учебных программ и интенсификация учебного процесса [6, 12], приводящие к увеличению суммарной нагрузки, наиболее усиливающейся в период экзаменов.

Целенаправленный акт любой степени сложности, возникающий перед выполнением ответственного задания, например перед экзаменом, а также при затруднениях, связанных с достижением необходимых результатов, согласно теории функциональных систем П. К. Анохина [2], имеет изоморфную архитектуру и является важнейшим фактором риска развития самых разнообразных заболеваний [8]. В нормальных условиях жизнедеятельности вегетативные функции в здоровом организме поддерживаются на стабильном уровне благодаря функционированию механизмов саморегуляции. Однако при воздействии длительных, непрерывно повторяющихся стрессогенных факторов в организме развивается эмоциональное перенапряжение, характеризующееся комплексом соматовегетативных нарушений, затрагивающих поведенческие, сердечно-сосудистые и другие вегетативные реакции [12, 13, 15]. Ученики школ с дифференцированной формой обучения во время учебного процесса постоянно находятся в состоянии стресса "ограниченного времени", являющегося одним из самых тяжелых для учеников типом стресса. Особого внимания заслуживают учащиеся средних классов, поскольку в переходный период онтогенеза организм наиболее чувствителен к воздействию экзо- и эндогенных факторов, что играет значительную роль в формировании здоровья на последующих возрастных этапах [10, 11].

В данной работе представлены результаты изучения реакции кардиогемодинамических показателей, а также особенности психофизиологического состояния и индивидуального реагирования организма детей школ с дифференцированным обучением на эмоциональный стресс, порождаемый экзаменационной ситуацией.

Исследования продолжительностью 2 учебных года проводились в гимназии "Нерсесян" г. Ечми-адзина Республики Армения. Под наблюдением находились 93 ученика (43 мальчика и 50 девочек) в возрасте 11 — 13 лет, не имеющих отклонений в состоянии здоровья. Изучались следующие показатели кардиогемодинамики: пульс — частота сердечных сокращений (ЧСС); артериальное давление (АД) — систолическое (САД), диастолическое (ДАД), пульсовое (ПД) и среднедикамическое (СДД); систолический и минутный объемы крови (СО, МОК). Регистрацию вышеперечисленных показателей осуществляли в 3 этапа: принятый за "фон" относительно спокойный "обычный" день учебного года (1), перед началом экзамена (2) и непосредственно после его сдачи (3). ЧСС рассчитывали по электрокардиограмме, записанной во II стандартном отведении в положении лежа. АД определяли по методу Короткова. ПД и СДД вычисляли по следующим формулам: ПД = САД — ДАД; СДД = ДАД + 0,43 • (САД - ДАД); а СО и МОК -по формуле Старра: СО = 90,97 + 0,54 • ПД -0,54 • ДАД — 0,61 • В, где В — возраст испытуемого; МОК = СО • ЧСС [7]. Поскольку реакция кардиогемодинамических показателей школьников во многом обусловлена индивидуально-типологическими особенностями личности, предварительно перед каждым обследованием осуществляли компьютерное психологическое тестирование с вычислением уровня тревожности (УТ) по Спилбергеру.

Достоверность статистических расчетов определена по /-критерию Стыодента.

Изучение кардиогемодинамических показателей учащихся 11—13 лет в обычный день учебного года (норма) показало их зависимость от возраста. С возрастом как у мальчиков, так и у девочек на-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.