Научная статья на тему 'ГЕМОДИНАМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ЭКЗАМЕНАЦИОННОМ СТРЕССЕ'

ГЕМОДИНАМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ЭКЗАМЕНАЦИОННОМ СТРЕССЕ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
46
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — С.М. Минасян, Э.С. Геворкян, Н.Н. Ксаджикян

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

During examinations, cardiovascular and mental changes were studied in schoolchildren studying in middle (5-7) forms with a differentiated form of teaching. Cardiac hemodynamic values were calculated and a psychological testing for anxiety was performed in the examinees. During an examination session, the schoolchildren were ascertained to develop emotional stress characterized by a complex of psycho-physiological and autonomic nervous changes.

Текст научной работы на тему «ГЕМОДИНАМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ЭКЗАМЕНАЦИОННОМ СТРЕССЕ»

8. Жаворонков А. А. Патологическая анатомия, географическая патология и некоторые вопросы патогенеза эндемического флюороза: Автореф. дис. ... д-ра мед. наук. — М., 1977.

9. Крепкогорский Л. Н. // Гиг. и сан. — 1953. — № 11. - С. 7-10.

10. Мещенко В. М. // Географические аспекты некоторых эндемических болезней в Сибири и на Дальнем Востоке. - Л., 1968. — С. 5-46.

11. Рахманин Ю. А., Новиков С. М., Румянцев Г. И. // Гиг. и сан. — 2003. - № 6. — С. 5—10.

12. Яновский Л. М. Эндемический флюороз в Прибайкалье: гигиенический и медико-географический аспект: Метод, рекомендации. — Иркутск, 2000.

13. Brothwell D. J., Limeback Н. // Commun. Dentistry and Oral Epidemiol. - 1999. - Vol. 27, N 2. - P. 130— 136.

14. Fomon S. J., Ekstrand J. // J. Publ. Hlth Dentisry. -1999. - Vol. 59, N 4. - P. 229-234.

15. Heller К. E., Sohn IV., Burt B. A., Feigal R. J. // J. Publ. Hlth Dentisry. - 2000. - Vol. 60, N 3. - P. 140-146.

16. Kabata Pendias A., Pendias H. Biogeochemica Piezwi-astkow Sladowych. — Warszawa, 1993.

17. Levy S. M., Zarei M. Z. // ASDC J. Dentistry for Children. - 1991. - Vol. 58, N 6. - P. 467-473.

18. Spencer J. E. //Am. Fam. Physician. - 1996. — Vol. 54, N 1. - P. 138-144.

19. VillaA. E., GuerreroS., Icaza G. etal. //Commun. Dentistry and Oral Epidemiol. — 1998. — Vol. 26, N 5. — P. 310-315.

Поступила 08.07.04

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2005 УДК 613.955:612.13.06:37!.271.08

С. М. Минасян, Э. С. Геворкян, Н. Н. Ксаджикян

ГЕМОДИНАМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ЭКЗАМЕНАЦИОННОМ СТРЕССЕ

Ереванский государственный университет

В последнее десятилетие значительно расширился спектр факторов риска, нарушающих здоровье подростков. Среди них наряду с социально-экономическим и экологическим неблагополучием немаловажную роль играют инновационные системы обучения, обусловленные реформированием школьного образования. В образовательных учреждениях нового вида (лицеи, гимназии, школы с углубленным изучением ряда предметов) наблюдаются насыщение учебных программ и интенсификация учебного процесса [6, 12], приводящие к увеличению суммарной нагрузки, наиболее усиливающейся в период экзаменов.

Целенаправленный акт любой степени сложности, возникающий перед выполнением ответственного задания, например перед экзаменом, а также при затруднениях, связанных с достижением необходимых результатов, согласно теории функциональных систем П. К. Анохина [2], имеет изоморфную архитектуру и является важнейшим фактором риска развития самых разнообразных заболеваний [8]. В нормальных условиях жизнедеятельности вегетативные функции в здоровом организме поддерживаются на стабильном уровне благодаря функционированию механизмов саморегуляции. Однако при воздействии длительных, непрерывно повторяющихся стрессогенных факторов в организме развивается эмоциональное перенапряжение, характеризующееся комплексом соматовегетативных нарушений, затрагивающих поведенческие, сердечно-сосудистые и другие вегетативные реакции [12, 13, 15]. Ученики школ с дифференцированной формой обучения во время учебного процесса постоянно находятся в состоянии стресса "ограниченного времени", являющегося одним из самых тяжелых для учеников типом стресса. Особого внимания заслуживают учащиеся средних классов, поскольку в переходный период онтогенеза организм наиболее чувствителен к воздействию экзо- и эндогенных факторов, что играет значительную роль в формировании здоровья на последующих возрастных этапах [10, 11].

В данной работе представлены результаты изучения реакции кардиогемодинамических показателей, а также особенности психофизиологического состояния и индивидуального реагирования организма детей школ с дифференцированным обучением на эмоциональный стресс, порождаемый экзаменационной ситуацией.

Исследования продолжительностью 2 учебных года проводились в гимназии "Нерсесян" г. Ечми-адзина Республики Армения. Под наблюдением находились 93 ученика (43 мальчика и 50 девочек) в возрасте 11 — 13 лет, не имеющих отклонений в состоянии здоровья. Изучались следующие показатели кардиогемодинамики: пульс — частота сердечных сокращений (ЧСС); артериальное давление (АД) — систолическое (САД), диастолическое (ДАД), пульсовое (ПД) и среднедикамическое (СДД); систолический и минутный объемы крови (СО, МОК). Регистрацию вышеперечисленных показателей осуществляли в 3 этапа: принятый за "фон" относительно спокойный "обычный" день учебного года (1), перед началом экзамена (2) и непосредственно после его сдачи (3). ЧСС рассчитывали по электрокардиограмме, записанной во II стандартном отведении в положении лежа. АД определяли по методу Короткова. ПД и СДД вычисляли по следующим формулам: ПД = САД — ДАД; СДД = ДАД + 0,43 • (САД - ДАД); а СО и МОК -по формуле Старра: СО = 90,97 + 0,54 • ПД -0,54 • ДАД — 0,61 • В, где В — возраст испытуемого; МОК = СО • ЧСС [7]. Поскольку реакция кардиогемодинамических показателей школьников во многом обусловлена индивидуально-типологическими особенностями личности, предварительно перед каждым обследованием осуществляли компьютерное психологическое тестирование с вычислением уровня тревожности (УТ) по Спилбергеру.

Достоверность статистических расчетов определена по /-критерию Стыодента.

Изучение кардиогемодинамических показателей учащихся 11—13 лет в обычный день учебного года (норма) показало их зависимость от возраста. С возрастом как у мальчиков, так и у девочек на-

Таблица 1

Изменение кардиогемодинамических показателен учеников 5-го класса в экзаменационный период

Показатель Девочки Мальчики

1 2 3 1 2 3

ЧСС в 1 мин САД, мм рт. ст. ДАД, мм рт. ст ПД, мм рт. ст СДД, мм рт. ст. СО, мл МОК, л 89.3 ± 1,43 93,5 ± 1,58 58.5 ± 2,36 35,0 ± 1,49 73.6 ± 1,90 66.4 ± 1,62 6,5 ± 0,27 98,6 ± 3,14*** 104,0 ± 4,73*** 67,0 ± 2,75** 37,0 ± 0,80 82,9 ± 3,81*** 71,2 ± 2,00* 7,0 ± 1,15 91.4 ± 0,67 95.5 ± 0,49 62,0 ± 1,00 34.0 ± 0,35 76.1 ± 0,74 73,46 ± 3,20*** 6,6 ± 0,24 75,8 ± 2,64 90.7 ± 2,54 57.8 ± 2,22 36,3 ± 1,83 72.1 ±2,33 71.2 ± 1,08 5,3 ± 0,14 89,4 ± 6,34 103,9 ± 3,20*** 65,0 ± 2,04 44,2 ± 2,15 81,9 ± 3,21*** 73,9 ± 0,97 6,3 ± 2,21 77,3 ± 0,33 95.7 ± 1,46 61,3 ± 1,14 40,0 ± 0,98 76,3 ± 0,79 74.8 ± 1,38 5,5 ± 0,69

Примечание. Здесь и в табл. 2,3: 1 — в обычный учебный день, 2 — перед экзаменом, 3 — после экзамена; одна звездочка - р < 0,05, две - р < 0,01, три — р < 0,001.

Таблица 2

Изменение кардиогемодинамических показателей учеников 6-го класса в экзаменационный период

Показатель Девочки Мальчики

1 2 3 1 2 3

ЧСС в 1 мин 81,0 + 2,73 95,8 ± 3,99*** 88,8 + 1,99* 74,1 ± 1,59 83,2 + 3,63*** 79,2 ± 2,00*

САД, мм рт. ст 94,6 + 2,07 107,5 ± 579*" 99,4 ± 1,64 96,6 + 2,69 107,9 + 2,86** 101,2 ± 1,05

ДАД, мм рт. ст 61,4 + 1,33 70,0 ± 4,16*** 59,5 + 1,04 58,6 ± 1,61 66,9 ± 3,25** 63,0 ± 1,78*

ПД, мм рт. ст 31,7 + 0,83 38,6 ± 5,23*" 34,4 ± 1,43 37,7 ± 1,66 40,0 + 0,81 39,3 ± 0,48

СДД, мм рт. ст 76,6 ± 1,47 85,8 ± 4,61*** 74,9 + 0,86 73,5 ± 2,17 82,7 ± 3,04** 76,8 ± 1,08

СО, мл 66,4 + 0,71 69,1 ± 2,70** 69,0 + 1,74* 73,8 ± 1,88 69,5 + 1,62 71,6 ± 0,66

МОК, л 5,5 + 0,21 6,3 ± 3,13*" 5,9 + 1,23 5,3 + 0,16 5,9 + 2,67** 5,5 ± 1,12

Таблица 3

Изменение кардиогемодинамических показателей учеников 7-го класса в экзаменационный период

Показатель Девочки Мальчики

I 2 3 1 2 3

ЧСС в 1 мин САД, м рт. ст ДАД, мм рт. ст ПД, мм рт. ст СДД, мм рт. ст СО, мл МОК, л 79.6 ± 2,93 98.7 ± 1,03 62,3 ± 1,94 35,0 ± 1,79 78,0 ± 1,35 69,0 ± 1,94 5,3 ± 0,19 94.4 ± 3,70*** 110,7 ± 6,53*** 70,7 ± 3,09*** 42,7 ± 3,07*" 87,9 ± 5,11*** 66.5 ± 0,92 6,5 ± 3,43*" 82,1 ± 0,65 103,1 ± 1,73* 64,1 ± 0,67 37,1 ± 1,03 79,5 ± 0,78 64,4 ± 1,75* 5,5 ± 0,63 73.7 ± 8,25 100,0 ± 0 61.3 ± 1,25 38.8 ±1,25 74.4 ± 1,28 78,3 ± 2,42 6,3 ± 0,76 91,3 ± 1,56 113,6 ± 6,29*" 65.0 ± 1,57 48,8 ± 2,53 89.1 ± 6,45*** 68,0 ± 2,36 7,3 ± 1,37 75,3 ± 0,6 104,0 ± 1,37 60,С ± 0,60 40,0 ± 0,24 79,8 ± 1,63 72,2 ± 1,54 5,7 ± 0,76

блюдалось уменьшение ЧСС. Согласно данным литературы, последнее обусловлено развитием в подростковый период динамического равновесия между адренэргическими и холинэргическими влияниями на ритм сердца [1]. Однако в состоянии покоя во всех возрастных категориях обследованных мальчиков отмечался более редкий пульс, чем у девочек (табл. 1, 2, 3). Анализ исходных показателей АД выявил повышение всех его составляющих с возрастом. При этом наибольший прирост отмечен у мальчиков и девочек в период от 12 до 13 лет. Как видно из табл. 2, у 12-летних девочек САД и ДАД составляли 94,6 ± 2,07 и 61,4 ± 1,32 мм рт. ст., у мальчиков — соответственно 96,6 ± 2,69 и 58,6 ± 1,61 мм рт. ст. В 13-летнем возрасте наблюдалось повышение показателей последних соответственно на 4,3 и 1,5% у девочек и 3,5 и 4,6% у мальчиков. Повышение АД может быть обусловлено периодом полового созревания юношей и девочек, нейроэндокринной перестройкой организма в пре- и пубертатный периоды развития, а также влиянием учебной нагрузки на состояние сердечно-сосудистой системы [9, 14]. ПД мальчиков 5— 7-го классов в норме колебалось в среднем от

36.3 ± 1,83 до 38,8 ± 1,25 мм рт. ст., у девочек выраженных изменений этого показателя не наблюдалось. Вариабельность СДД у девочек составляла 6%, а у мальчиков — 3,2%, что свидетельствует о динамичности регуляторных механизмов сердеч-но-сосудистой системы школьников различных возрастных категорий в относительно спокойные дни учебного года. Проведенные нами исследования сердечного выброса выявили также наличие возрастной и половой зависимости уровней СО и МОК. В 5—7-м классах нами отмечены несколько более высокие величины СО у юношей по сравнению с девушками: 71,2 ± 1,08 мл против

66.4 ± 1,62 мл в 5-м классе; 73,5 ± 1,88 мл против 66,4 ± 0,71 мл и 78,3 ± 2,42 мл против 69,0 ± 1,93 мл в 6-м и 7-м классах соответственно. С возрастом величина СО у юношей возрастала до 78,3 ± 2,42 мл (повышение на 10,0%, р < 0,001), а у девочек — до 69,0 ± 1,94 мл (на 3,9%, р < 0,2). Последнее связано с увеличением объема и массы миокарда, развитием его сократительной способности [5, 9], что наиболее выражено у мальчиков. У девочек 5-го класса исходные данные МОК были сравнительно выше, чем у мальчиков (6,5 ± 0,27 л против

5,3 ± 0,14 л). С возрастом у девочек наблюдалось уменьшение МОК, что, возможно, было обусловлено понижением ЧСС (на 10,9%, р < 0,001). У мальчиков в данной возрастной категории наблюдалось повышение уровня МОК за счет увеличения СО (на 10,0%, р < 0,01) и незначительного снижения ЧСС по сравнению с изменениями, наблюдаемыми у девочек (см. 1, 2, 3).

В ситуации экзамена состояние учеников сопровождалось выраженными эмоциональными реакциями, о чем свидетельствуют и данные литературы [16]. Уровень ситуационной тревожности у школьников всех возрастных категорий в предэкзаменационный период колебался от 40 до 65 баллов, составляя в среднем 50,4 ± 1,66 балла, однако у девочек он был несколько выше, чем у мальчиков (у девочек 52,2 ±1,21 балла; у мальчиков — 45,6 ± 2,87 балла). В норме уровень тревожности составлял соответственно 38,4 ± 0,91 и 34,1 ± 1,22 балла.

Перед экзаменом значительные изменения наблюдались и в функциональном состоянии сердечно-сосудистой системы. Во всех возрастных категориях зафиксировано достоверное повышение ЧСС. Мы полагаем, что увеличение ЧСС свидетельствует о состоянии эмоционального напряжения, которое можно рассматривать как показатель выраженности стрессовой ситуации. У девочек 5-го класса ЧСС в предэкзаменационный период повышалась на 10,4% {р < 0,001), а у мальчиков на 18,0% (р < 0,02). В 6-м классе повышение ЧСС составляло соответственно 18,3% (р < 0,001) и 12,3% о < 0,001), 7-м - 18,6% О < 0,001) и 23,9% (р < 0,01). Последнее свидетельствует о высокой ответственности и напряженности функциональных систем мальчиков в предэкзаменационный период, наиболее выраженной у учеников 7-го класса.

У большинства обследованных школьников в предэкзаменационный период наблюдалось также повышение всех составляющих АД. У 62,5% 5-классниц САД и ДАД возрастали соответственно на 11,2% (р < 0,001) и 14,5% О < 0,01), у 75% 5-классников на 14,6% (р < 0,001) и 12,5% (р < 0,02); у 82,4% 6-классниц на 13,6% (р < 0,001) и 14% 0? < 0,001), у 80% 6-классников на 11,7% (р < 0,01) и 14,2% {р < 0,01); у 87,5% 7-классниц на 12,2% О < 0,001) и 13,5% (р < 0,001); у 83,3% 7-классников на 13,6% (р < 0,001) и 6% (р < 0,01). Небольшой процент обследованных составляли ученики, показатели которых оставались з пределах нормы. Быстрое и соразмерное повышение САД и ДАД свидетельствует о высокой сократительной способности миокарда. Одной из причин повышения АД в стресс-ситуации можно считать дисгармонию между изменением сердечного выброса и периферическим сосудистым сопротивлением. Согласно данным литературы, в формировании артериальной гипертензии в стресс-ситуации высшая роль отводится адренэргическим механизмам, лимбико-ретикулярному комплексу и эмо-циогенным зонам амигдалы и гипоталамуса [1, 16]. У 5-классниц накануне экзаменов ПД возрастало на 5,7% (р < 0,2), у 5-классников — на 21,8% (р < 0,02); СДД - на 12,6% (р < 0,001) и 14% (р < 0,001) соответственно. Полученные нами результаты согласуются с мнением М. В. Антропова и соавт. [3], согласно которому эмоциональный

стресс является фактором, вносящим весомый вклад в развитие гипертензии. Повышение АД связано преимущественно с усилением работы миокарда и умеренной симпатической активацией ре-гуляторных механизмов, вызванной психоэмоциональным напряжением, что свидетельствует об адекватной мобилизации компенсаторных механизмов организма в стрессорной ситуации. Эта точка зрения подтверждается и показателями центральной гемодинамики. МОК у этой группы 5-класс-ниц перед экзаменом возрастал на 7,7%, а у 5-классников — на 18,9%. Исходный фон в этой группе в постэкзаменационный период почти восстанавливался (см. табл. 1). Несколько более выраженная динамичность показателей 5-классников, возможно, обусловлена тем, что в возрасте 12—13 лет миокард подростков наиболее чувствителен к различным экзогенным факторам. Функциональные возможности сердечно-сосудистой системы с возрастом меняются, совершенствуются адаптационные возможности организма [4, 5].

Почти у всех учеников 6-, 7-го классов в состоянии психоэмоционального напряжения наблюдалось также повышение ПД. У девочек 6-го класса на 21,8% (р < 0,001), у мальчиков на 6,1% (р < 0,2). У 7-классников соответственно на 22% (р < 0,001) и 25,8% {р < 0,02). Сравнительно более стабильным было значение СДД, которое отражает уровень централизации регуляторных механизмов системы кровообращения и результирует все временные значения давления в течение одного сердечного цикла. Оно повышалось соответственно на 12% (р < 0,001) и 12,4% {р < 0,001); 12,7% {р < 0,001) и 19,8% (р < 0,001). Повышение вышеуказанных показателей вызвано усилением потока крови к сердцу и свидетельствует о положительных компенсаторно-адаптационных возможностях организма подростков.

Изменение величины СО в период ожидания экзаменов характеризовалось значительным индивидуальным разбросом: у 25% школьников всех возрастных групп СО увеличивался, у 64,7% уменьшался, у 10,3% соответствовал величине в контроле. У 5-классниц накануне экзаменов СО возрастал на 7,2% {р < 0,05), у 5-классников — на 3,8% (р < 0,2), у 7-классниц на 4,1% {р < 0,01). В остальных обследованных группах наблюдалось уменьшение СО: у 6-классников на 5,4%, 6-классниц на 3,6%, а у 7-классников на 13,2% {р < 0,02). Увеличение МОК у 6-классников на 14,5% (р < 0,001) у мальчиков и 11,3% (р < 0,01) у девочек и 7-классников на 22,6% (р < 0,001) у девочек и 15,9% {р < 0,01) у мальчиков, по всей вероятности, происходило за счет повышения ЧСС. Наблюдаемое нами повышение МОК и АД свидетельствует о выраженной адаптивной мобилизации возможностей сердечно-сосудистой системы учеников на экзаменационную нагрузку. Параллельное повышение САД и ДАД, итогом которого является обеспечение оптимального уровня ПД, также свидетельствует об адекватной гиперфункции сердца, обеспечивающей энергетический баланс эмоций.

Как видно из табл. 1, 2, 3, после экзаменов во всех обследованных группах наблюдалась тенденция к восстановлению исходного уровня кардиогемодинамических показателей учеников 5—7 классов по всем исследованным параметрам, что сви-

детельствует о четком взаимодействии эрго- и тро-фотропной систем организма.

Таким образом, полученные нами результаты свидетельствуют о наличии выраженного психоэмоционального напряжения у учеников, обучающихся в средних классах школ с дифференцированным обучением, отражающегося на деятельности сердечно-сосудистой системы как в период занятий, так и особенно в период экзаменов. Однако наиболее выраженные сдвиги прослеживались у учеников 7-го класса. Последнее обусловлено активацией гормональных процессов в организме в период созревания, усложнением учебных программ и повышением с возрастом ответственности учеников.

Наблюдаемые изменения диктуют необходимость дальнейшего изучения многомерных характеристик адаптации вегетативных функций учащихся школ с дифференцированной формой обучения к умственно-психоэмоциональному напряжению с учетом последнего при составлении учебных программ для соответствующих образовательных учреждений.

Л итература

1. Агаджанян Н. А., Руженкова И. В., Стари/иное Ю. П. и др. // Физиол. человека. — 1997. — Т. 23, N° 1. — С. 93-97.

2. Анохин П. К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. — М., 1968.

3. Антропова М. В., Бородкина Г. В., Кузнецова Л. М. и др. // Физиол. человека. — 1995. — Т. 21, № 5. — С. 68-72.

4. Безруких М. Н., Полянская Н. В. // Сборник научных трудов. - М., 1981. - С. 24—47.

5. Безруких М. #., Фарбер Д. А. // Физиология развития ребенка. — М., 2000. — С. 312.

6. Быков Е. В., Исаев А. П. // Физиол. человека. — 2001. - Т. 27, № 5. - С. 76-81.

7. Вейн А. М., Соловьева А. Д., Колосова А. О. Вегетосо-судистая дистония. — М., 1981.

8. Гуменюк В. А.. Семенова Я. С., Судаков К. В. // Физиол. человека. - 2002. - Т. 28, № 1. - С. 57-66.

9. Еремеев В. Я., Горбунов Н. П., Калашников Л. Д. // Межвузовский сборник научных трудов. — Пермь, 1990. - С. 6-13.

10. Казин Э. М., Блинова И. Г., Душенина Т В., Галеев А. Р. // Физиол. человека. - 2003. — Т. 29 № 1. — С. 70-76.

11. Пляскина И. В. // Гиг. и сан. - 2000. - № 1. — С. 62-64.

12. Степанова М. Н., Куинджи Н. Н., Ильин А. Г. и др. // Гиг. и сан. - 2000. - № 1. - С. 40-44.

13. Судаков К В. // Физ. журн. - 1993. - Т. 79, № 1. - С. 22-33.

14. Тупицин И. О. Возрастная динамика и адаптационные изменения сердечно-сосудистой системы школьников. — М., 1985. — С. 43.

15. Харитонова В. И., Гор Пушкина Е. 10., Николаев В. И., Овчинников Ж. В. // Физиол. человека. — 2000. — Т. 26, № 3. - С. 121-125.

16. Юматов Е. А.. Кузьменко В. А., Бадиков В. И. и др. // Физиол. человека. - 2001. - Т. 27, № 2. - С. 140— 141.

Поступила 12.10.04

Summary. During examinations, cardiovascular and mental changes were studied in schoolchildren studying in middle (5-7) forms with a differentiated form of teaching. Cardiac hemodynamic values were calculated and a psychological testing for anxiety was performed in the examinees. During an examination session, the schoolchildren were ascertained to develop emotional stress characterized by a complex of psychophysiological and autonomic nervous changes.

© П. Н. МОРОЗЬКО, 2005 УДК 613.96-057.875-07

П. Н. Морозько

СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ И АКАДЕМИЧЕСКОЙ УСПЕВАЕМОСТИ СТУДЕНТОВ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ВУЗА

Санкт-Петербургская государственная медицинская академия им. И. И. Мечникова

Организация обучения студентов в физкультурном вузе в отличие от организации обучающихся в других вузах имеет свои особенности. Так, кроме умственного напряжения, необходимого для освоения учебных дисциплин, студенты в соответствии с учебным планом должны выполнять значительную физическую нагрузку на учебно-практических физкультурных занятиях, физкультурных тренировках, на учебно-тренировочных сборах и соревнованиях. Поэтому качество подготовки специалистов данного профиля, их здоровье в значительной степени будет зависеть от правильной организации режима дня и режима их обучения.

Настоящее исследование было проведено в целях выявления факторно-корреляционной зависимости между показателями социального здоровья студенческого коллектива (общей заболеваемости) и показателями академической успеваемости, с одной стороны, и факторами, характеризующими напряжение спортивно-тренировочной деятельности, условиями проживания, состоянием здоровья и образом жизни студентов — с другой. За показа-

тель академической успеваемости мы учитывали количество неудовлетворительных отметок, полученных студентами во время обучения за год (текущие неудовлетворительные отметки, вовремя не-сданные зачеты, контрольные работы, курсовые работы и другие виды учебных заданий). Объектом изучения явился студенческий коллектив III курса дневной формы обучения Академии физической культуры им. П. Ф. Лесгафта.

Изучение влияния факторов, характеризующих определенные стороны образа жизни студентов, на уровень заболеваемости и эффективность их обучения выражалось в виде корреляционной зависимости, при этом рассчитывались величины коэффициентов парной корреляции, множественной корреляции и детерминации [1, 2, 4].

Изучив влияние спортивно-тренировочных факторов (уровень спортивного мастерства — квалификация кандидата в мастера спорта (KMC) и выше, участие в спортивных соревнованиях не более 2 раз в году, участие в спортивных соревнованиях 3 раза в году и более, участие в спортивных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.