Научная статья на тему 'Сдвиги интегральных показателей активности регуляторных механизмов студентов на эмоциональное напряжение экзаменационного периода'

Сдвиги интегральных показателей активности регуляторных механизмов студентов на эмоциональное напряжение экзаменационного периода Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
145
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Минасян С. М., Амбарцумян Л. Л., Арутюнян А. С., Шабоян А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сдвиги интегральных показателей активности регуляторных механизмов студентов на эмоциональное напряжение экзаменационного периода»

Всероссийский журнал научных публикаций, ноябрь 2010

Сдвиги интегральных показателей активности регуляторных механизмов студентов на эмоциональное напряжение экзаменационного периода

Минасян С.М.

кафедра физиологии человека и животных Ереванского государственного университета, Армения

Амбарцумян Л.Л.

Медицинский университет имени св. Терезы Арутюнян А. С.

Медицинский университет имени св. Терезы Шабоян А. В.

Медицинский университет имени св. Терезы

Проблема психоэмоционального стресса особенно актуальна для высшей школы, поскольку обучение в ВУЗ-ах сопряжено с постоянными умственно-эмоциональными нагрузками, которые еще более возрастают в период экзаменационной сессии, приобретая окраску психоэмоционального стресса [1,2]. В литературе имеются сведения о довольно высоком уровне функциональных нарушений центральной нервной системы и заболеваний с нервными компонентами в их генезе у студентов [3,4]. Последнее связано с информационной перегрузкой, чрезмерными по значимости и периодически повторяющимися психическими раздражениями и хроническими эмоционально-стрессовыми ситуациями, способствующими развитию патологических нарушений в организме, приводяших нередко к нервным срывам.

Известно, что любые интелектуально-эмоцио-нальные процессы находят отражение в изменении различных вегетативных показателей [5]. Исходя из того, что наиболее информативными среди них являются показатели сердечно-сосудистой системы, отражающие энергетический аспект выполнения любого психического акта, в данной работе представлены результаты изучения характера реакций кардиогемодинамичесских коррелятов студентов на экзаменационное психоэмоциональное напряжение. Методика

Изучение динамики изменения кардиогемодинами-ческих и гемодинамических коррелятов проведено на 40 студентах стоматологическохо факультета Медицинского университета им св. Терезы г. Еревана в возрасте 17-20 лет. Регистрации осуществлялись в 3 этапа: в относительно спокойный день учебного семестра (норма), за 0.5-1.0 час до экзамена и через 0.5-1.0 час после его завершения.

Оценка процессов, развивающихся в сердечно-сосудистой системе во всех трех экспериментальных ситуациях, осуществлялась по показателям центральной кардиогемодинамики: частоте сердечных сокращений (ЧСС), артериальному давлению (АД), систолическому и минутному объемам крови (СО и МОК). ЧСС вычислялась по электрокардиограмме, записанной на одном из каналов восьмиканального электроэнцефаллографа «Альвар» во 11-ом стандартном отведении в положении сидя. Составляющие АД-систолическое и диастоли-ческое артериальные давления (АДс, АДд) измерялись

манжетным способом Короткова. Дополнительно, по специальным формулам рассчитывались показатели пульсового и среднединамического давлений (ПД и СДД). По формуле Старра вычислялись также систолический и минутный объемы крови. Подсчитывалась также частота дыхания (ЧД). На основе изменений ЧД и ЧСС рассчитывался индекс межсистемных взаимоотношений Хильдебранта Q=ЧСС/ЧД [6]. В норме Q равен 2.8-4.8 единиц, отклонение в ту или иную сторону свидетельствует о рассогласовании в деятельности висцеральных систем (сердечно-сосудистой и дыхательной).

Вегетативный тонус испытуемого рассчитывался по вегетативному индексу Кердо ВИК=(1-АДд/ ЧСС)х100. ВИК=0 свидетельствует о полном вегетативном равновесии (эйтония). При отрицательном значении ВИК-ваготония, при положительном-симпатикотония [6].

Полученные экспериментальные данные подвергнуты статистической обработке с учетом критерия 1 по Стьюденту на компьютере 1ВМ-486. Результаты исследований и их обсуждение Состояние студентов перед экзаменом, как и любое стресс-состояние сопровождается выраженными эмоциональными реакциями. При этом степень и продолжительность эмоционального возбуждения зависят как от объективно действующих факторов, так и от индивидуально-типологических особенностей личности.

Анализ характера изменений вегетативных коррелятов студентов в предэкзаменационный период выявил их разнонаправленность. У 25.6% испытуемых в состоянии психоэмоцианального напражения наблюдалось понижение ЧСС и всех остальных исследованных вегетативных показателей по сравненю с нормой (парасимпатический тип реагирования), а у 74.4%-повышение (симпатический тип реагирования). На основании характера наблюдаемых вегетативных сдвигов все испытуемые были сгруппированы в 2 группы. В I группу вошли студенты с симпатическим типом реагирования, во II- парасимпатическим . В первой группе студентов прослеживалась адекватная, обеспечивающая энергетические затраты предэкзаменационного периода, реакция функциональных систем организма на психоэмоциональное напряжения, что выражалось в достоверном повышении ЧСС до 90.2+1.87 при 82.4+11.26 уд/мин (р<0.001) в норме. Высокий уровень ЧСС, наблюдаемый у студентов как в норме, так и в предэкзаменационный период указывает на функциональное напряжение сердца как в условиях повседневной учебной нагрузки, так и в предэкзаменационный период [5]. Средние показатели АД у испытуемых данной группы в норме составляли 107.4+2.43 мм.рт.ст (АДс) и 70.0+1.76 мм.рт.ст (АДд). В предэкзаменационный период наблюдалось достоверное повышение их показателей до 121,2+2.82 мм.рт.ст (р<0.001) и 75.7 +2.08 мм.рт.ст (р<0.02) соответственно.

Быстрое и соразмерное повышение АДс и АДд свидетельствует о высокой сократительной способности миокарда. Одной из причин повышении АД в стресс-ситуации можно считать дисгармонию между изменением сердечного выброса и периферическим сосудистым сопротивлением. Согласно литературным данным в формировании артериальной гипертензии в стресс-ситуации высшая роль отводится адренэр-гическим механизмам РФ, лимбико-ретикулярному

Психологические науки

комплексу и эмоциогенным зонам амигдалы и гипоталамуса [3,7].

Выраженные изменения наблюдались и в уровне ПД. В предэкзаменационный период ПД достоверно повышалoсь на 21.7% (р<0.001), достигая уровня 45.5±1.98 мм.рт.ст (при 37.4±1.44 в норме). Сравнительно более стабильным было значение СДД. У представителей I группы оно возрастало на 10.6% (р<0.001) и равнялось 93.3±2.25 мм.рт.ст (при 86.2±1.97 в норме).

Известно, что СДД отражает уровень централизации регуляторных механизмов системы кровообращения и результирует все временные значения давления в течении одного сердечного цикла. Следовательно, незначительная вариабельность СДД, наблюдаемая нами в предэкзаменационный период свидетельствует о достаточной прочности регуляторных механизмов сердечно-сосудистой системы у испытуемых данной группы. Наиболее точными показателями сбалансированности работы сердца являются СО и МОК. Поскольку изменения СО у студентов I группы в пред-ипостэкзаменационный период были мало выражены, то наблюдаемое нами в предэкзаменационный период достоверное повышение МОК до 5.72±0.14 л при 5.1±0.13 л в норме, (р<0.001), несомненно, об-условленно возрастанием ЧСС и уменьшением сопротивляемости периферических сосудов. Установлена зависимость МОК и от уровня потребления кислорода [8]. Поскольку любая стресс-ситуация приводит к активации окислительно-восстановительных и обменных процессов в организме, что требует усиленного потребления кислорода, то наблюдается повышение ЧСС, дыхательных движений и линейное повышение МОК. Наблюдаемое нами в данной группе студентов нарастание МОК и АД свидетельствует о выраженной адаптивной мобилизации сердечно-сосудистой системы студентов к учебной и экзаменационной нагрузке. У студентов I группы в постэкзаменационный отчетливо обнаруживается синергизм (содружественность) изменений показателей сердечно-сосудистой системы в тенденции к возвращению к исходным показателям (норме). Изменения кардиогемодинамических показателей, наблюдаемые в 2-ом варианте реагирования (II группа), отличаются сравнительно меньшей амплитудой колебаний вегетативных показателей. В предэкзаменационный период у студентов II группы наблюдается достоверное понижение почти всех изученных показателей: ЧСС урежается до 80.7±3.39 уд/мин (р<0.01), АДс - до 99.0±2.21 мм.рт.ст (р<0.001), ПД - до 32.0±1.7 (р<0.001), СДД - до 78.26±1.32 (р<0.001). Наблюдается также достоверное понижение СО (р<0.05) и МОК (р<0.05) по сравнению со значениями аналогичных показателей в норме. Исключение составляет лишь ЧД, которая повышалась на 14.3%, что в данной группе реагирования является адекватным вариантом изменения дыхательной системы, направленной на обеспечение кислородного баланса психо-эмоцианального состояния. В постэкзаменационный период наблюдалась тенденция к возвращению всех исследованных параметров к своим исходным значениям.

Список использованных источников

1. Адрияшик Д.Ю., Киколов А.И., Васильева Т.Н. Экзаменационный психоэмоциональный стресс студентов. // Гигиена труда и проф. заболеваний. 1983. N 11. С. 38-40.

2. Юматов Е.А., Кузьменко В.А., Бадиков В.И. и др. Экзаменационный эмоциональный стресс у студентов. // Физиология человека. 2001. Т. 27. N 2. С 104-111.

3. АгаджанянН.А., Руженкова И.В.,Старшинов Ю.П. и др. Особенности адаптации сердечно-сосудистой системы юношеского организма//Физиология человека. 1997.Т.23. N 1. С. 93-97.

4. Умрюхин Е.А., Быкова Е.В., Климина Н.В. Энергообмен и вегетативные функции у студентов при учебной и экзаменационной нагрузках.// Физиология человека. 1996. Т. 22. N. 2. С. 108-111.

5. Щербатых Ю.В. Саморегуляция вегетативного гомеостаза при эмоциональном стрессе. // Физиология человека. 2000. Т. 26. N 5. С. 151-152.

6. Вейн А.М., СоловьеваА.Д., Колосова А.О.Вегетососудистая дистония.М.:Мед.1981.319 с.

7. Юматов Е.А., Кузьменко В.А., Бадиков В.И. и др. Экзаменационный эмоциональный стресс у студентов. // Физиология человека. 2001. Т. 27. N 2. С 104-111.

8. Федоров Б.М., Пономарев Ю.Т., Стрельцова Е.Н. и др. Эмоциональный стресс и кровообращение. // Вестник АМН СССР. 1984. N 4. С. 38-45.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.