Научная статья на тему 'Профиль потребностей и типы мотивации личности'

Профиль потребностей и типы мотивации личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1963
353
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИОННО-ПОТРЕБНОСТНАЯ СФЕРА / ПРОФИЛЬ ПОТРЕБНОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ / ТИП МОТИВАЦИИ СУБЪЕКТА / БЫТИЙНАЯ МОТИВАЦИЯ / ДЕФИЦИТАРНАЯ МОТИВАЦИЯ / "ПРОМЕЖУТОЧНАЯ" МОТИВАЦИЯ / "АКТУАЛЬНАЯ" НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Демиденко Надежда Николаевна

В статье представлены результаты исследования мотивационно-потребностной сферы личности. Приводится описание авторской методики выявления структурных уровней мотивации, характеризуются выявляемые методикой профили потребностей личности, дается описание соответствующих им типов мотивации в контексте гуманистической психологии. Ставится проблема исследования взаимосвязей выявленных феноменов с другими качественными характеристиками личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профиль потребностей и типы мотивации личности»

Рисунок 1. «Я и мой ребенок»

Библиографический список

1. Абрамченко В.В. Активное ведение родов: руководство для врачей. - СПб.: Спец. лит., 2003.

2. Авдеева Н.Н. Особенности психической активности ребенка первого года жизни / Н.Н. -Авдеева, С.Ю. Мещерякова // Мозг и поведение младенца / под ред. О.С.Адрианова. - М.: Институт психологии РАН, 1993.

3. Брутман В.И. Нежеланная беременность как фактор риска психической патологии будущего ребенка / В.И. Брутман, А.А. Северный // Актуальные вопросы детской психоневрологии:

Материалы республиканской конференции. -Томск, 1992.

4. Брутман В.И. Некоторые результаты социологического и психологического обследования женщин, отказавшихся от своих новорожденных детей / В.И. Брутман, С.Н. Ениколопов, М.С. Панкратова // Вопросы психологии, 1994. - N° 5.

5. Добряков И.В. Перинатальная психология в родовспоможении. - СПб., 1997.

6. Савельева Г.М. Акушерство. - М.: Медицина, 2000.

7. Филиппова Г. Г. Психология материнства. -М., 2002.

УДК 159.923 Н.Н. ДЕМИДЕНКО ПРОФИЛЬ ПОТРЕБНОСТЕЙ И ТИПЫ МОТИВАЦИИ ЛИЧНОСТИ

В статье представлены результаты исследования мотивационно-потребностной сферы личности. Приводится описание авторской методики выявления структурных уровней мотивации, характеризуются выявляемые методикой профили потребностей личности, дается описание соответствующих им типов мотивации в контексте гуманистической психологии. Ставится проблема исследования взаимосвязей выявленных феноменов с другими качественными характеристиками личности.

Ключевые слова: мотивационно-потребностная сфера, профиль потребностей личности, тип мотивации субъекта, бытийная мотивация, дефицитарная мотивация, «промежуточная»мотивация, «актуальная» направленность личности.

Вопрос об изучении мотивационно-потреб-ностной сферы личности остается одним из самых актуальных и практически значимых. В условиях глобальных перемен во всех сферах общественной жизни, существенного количества рисков, содержащихся в среде, представляет особый интерес именно проблема структуры, динамики мотивационно-потребностной сферы личности и возможности ее диагностики и коррекции.

Мотивация личности, как известно, формируется на основе системы потребностей. Она представляет собой результат сложного процесса психофизиологического, психологического, психического и социального характера, включающего зарождение, дифференциацию, систематизацию, актуализацию, осознание, опредмечивание потребностей [3; 4].

В психологической науке широко представлены работы по проблемам мотивации личности (К.А. Абульханова-Славская, В.К. Вилюнас, А.Н-. Леонтьев, Е.П. Ильин, В.И. Ковалев, С.Л. Рубинштейн, Х. Хекхаузен, А.Г Маслоу, А.К. Маркова, В.Э. Мильман и др.).

В значительно меньшей степени исследователи обращаются непосредственно к исследованию системы потребностей личности (Л.Брентано, В.С.Магун, В.Н.Мясищев, А.Пьерон и н. др.), выявлению ее типологических особенностей и их описанию.

Психодиагностического инструментария, адекватного заявленной проблеме, в психологии недостаточно. Имеющиеся методики направлены на изучение других аспектов проблемы и не позволяют вскрывать потребностные профили личности, исследовать их во взаимосвязи с типом мотивации на базе гуманистической парадигмы исследования личности.

Цель статьи - представить результаты исследования системы потребностей личности, описание выявленных потребностных профилей личности (на примере преподавателей высшей школы).

Объект исследования - мотивационно-по-требностная сфера личности.

Предмет исследования - структурные и содержательные характеристики системы потребностей личности, типы мотивации.

Г ипотеза исследования: существуют потреб-ностные профили личности и соответствующие им типы мотивации.

В пилотажном исследовании приняли учас-

тие преподаватели вузов города Тверь.

Методы исследования: анкетирование, беседа, экспертная оценка, количественный и качественный анализ данных, методы статистической обработки и анализа, описательные, интерпретационные методы.

Исследование структуры системы потребностей осуществлялось с помощью авторской методики выявления структурных уровней мотивации (СУМ) (адаптированный вариант) [2].

Впервые методика применялась в исследовании мотивационно-потребностной сферы учителей средних общеобразовательных учебных заведений [1]. Заметим, что в течение ряда лет методику использовали студенты-психологи для сбора эмпирических данных для дипломных исследований, адаптируя ее в соответствии с задачами исследования, ее применяли коллеги при реализации программы исследования в рамках кандидатской диссертации. Материалы исследований и их осмысление позволили автору увидеть новые возможности интерпретации эмпирически получаемых данных, что и было сделано в рамках представляемого исследования. Именно этим объясняется обращение к описанию принципов конструирования методики в данной статье.

Теоретико-методологической базой конструирования методики и ее адаптации для данного исследования служила теория личности А. Маслоу [5;6; 7].

Личностный опросник состоит из пятидесяти утверждений, как ответов на двадцать пять вопросов. Все они закрытые, имеются как прямые, так и косвенные вопросы.

В соответствии с концепцией развития личности А. Маслоу, мотивационно-потребностная сфера развивается во взаимосвязи со сменой актуальных потребностей личности разного уровня. Автор считает, что все потребности человека организованы в иерархическую систему «приоритета или доминирования». Система потребностей А. Маслоу (физиологические, потребности безопасности и защиты, долговременного выживания и стабильности, потребности в социальных связях, в самоуважении, достижениях, компетентности, в самоактуализации) отражает принцип взаимодействия человека с окружающей социально-культурной средой. Выделенные уровни в иерархии не являются дискретными. Как правило, «движущими» оказываются потребности более низкого уровня, минимальное удовлет-

ворение которых актуализирует потребности более высокого уровня.

Опросник по выявлению потребностей строился на предположении о том, что в ситуации выбора респондент определяется в отношении приоритетной для него в настоящем потребности. Таким образом, пятьдесят утверждений, предложенных в качестве ответов, являются индикаторами актуальных потребностей личности. Частотой выбора одного и того же вида определяется наличие этого уровня и его «вес» в иерархии потребностей, в совокупности дающее содержательную характеристику сферы потребностей личности. Степень соответствия предложенным вариантам ответов на имеющиеся утверждения дифференцировалась от одного до трех баллов: три балла - высокая, (высокий уровень проявления потребности), два балла - средняя (средний уровень проявления потребности), один - низкая (низкий уровень проявления потребности). Применялась и косвенная оценка, которая получалась в результате подсчета суммарной оценки по шкале в каждой группе индикаторов.

Исходя из того, что подобных методик нет, анализировались содержательная и эмпирическая валидность. Содержательная валидность обеспечена тем, что методика изначально конструировалась на основе иерархии потребностей А. Маслоу, ее теоретическое соответствие объекту измерения подтверждено мнением экспертов, которым она была представлена. Эмпирическая валидность подтверждается реагированием результатов методики на социальные изменения у

респондентов при ретестировании и выявленными различиями в профилях потребностей личности.

Полученные результаты интерпретировались в соответствии со структурно-иерархическим пониманием мотивационно-потребностной сферы личности. Учитывались как содержательные (множественность, иерархия), так и динамические (сила) параметры.

Описание выборки: общее число респондентов - 68 человек, 100 % - преподаватели вузов. Стаж трудовой деятельности в высшей школе составляет от «менее пяти» до «более двадцати» лет. Среди респондентов есть те, кто имеет ученую степень доктора наук, кандидата наук и те, кто ученой степени не имеет. Мужчин - 20 человек, женщин - 48 человек. Возрастной состав различен: от 30 лет до 60 лет.

В ходе исследования были получены следующие результаты:

1) особенности иерархии потребностей личности отражаются в профиле потребностей;

2) профиль потребностей личности характеризует определенный тип мотивации;

3) тип мотивации представляет собой целостное отражение актуального состояния мотиваци-онно-потребностной сферы личности.

Выявлены три профиля потребностей личности: Первый - нисходящий профиль потребностей личности. Второй - восходящий профиль потребностей личности. Третий - переходный профиль потребностей. Данные исследования представлены в таблице 1.

Таблица1

Данные о распределении по профилю потребностей

Профиль потребностей Количество респондентов в каждой группе (абсолютные значения) Данные по группам в процентах от общего числа респондентов

Нисходящий потребностей профиль 36 чел. 52,9 %

Восходящий потребностей профиль 19 чел. 28.0 %

Переходный потребностей профиль 13 чел. 19,1 %

Всего 68 чел. 100 %

Анализ полученных данных эмпирического исследования подвергался количественной и качественной обработке и анализу. Сплайн (кусочно-заданная аппроксимирующая функция) позволяет наглядно показать профили потребностей от

первого до пятого уровня в соответствии с классификацией А. Маслоу. Графическое изображение профилей потребностей представлено на рисунках 1-3.

Восходящий профиль потребностей личности Средние показатели степени выраженности по выборке

1 . . . . 6 :

■ 9 6 7 6 5 4

1

4

2

1 Уровни ПО! 4 •ревностей

Рис. 1. Уровни потребностей по иерархии А. Маслоу (1,2,3,4,5)

Переходный профиль потребностей личности Средние показатели степени выраженности по выборке

12 11 10 9 8 7 ' <

1 2 3 4 Уровни потребностей Переходный профиль потребностей

Рис. 2. Уровни потребностей по иерархии А. Маслоу (1,2,3,4,5)

Нисходящий профиль потребностей Средние показатели степени выраженности по выборке

Рис. 3. Уровни потребностей по иерархии А. Маслоу (1,2,3,4,5)

Оценка достоверностей различий профилей потребностей проводилась посредством сравнения средних показателей потребностей первого и второго уровней со средними показателями потребностей четвертого и пятого уровней в каждом.

По критерию Вилкоксона различия между заданными уровнями достоверны при значимости p=0,0001 для восходящего профиля потребностей, при значимости p=0 - для нисходящего профиля потребностей.

Сила различий в восходящем профиле потребностей составляет 21,4%, в нисходящем профиле потребностей - 27%.

В переходном профиле потребностей сила различий - 1,8%, то есть достоверных различий между потребностями 1-2 и 4-5 в переходном профиле потребностей практически не обнаружено.

В соответствии с базовыми положениями теории мотивации А. Маслоу восходящему профилю потребностей соответствует бытийная мотивация. (growth motivation) [5]. Для нее характерна актуализация потребностей высшего уровня, она нацеливает субъект на самореализацию, личностный рост, предполагает раскрытие и реализацию потенциала личности.

Нисходящему профилю потребностей соответствует дефицитарный тип мотивации (deficiency motivation) [там же]. Его отличает вы-

раженное преобладание низших потребностей, удовлетворение которых обеспечивает долгосрочное выживание, ощущение стабильности. Этот тип мотивации направляет активность субъекта на изменение неприятных, фрустриру-ющих, вызывающих дефицитарное состояние условий.

В исследованиях, посвященных системе потребностей и мотивов, как правило, речь идет о таких типах мотивации (внешняя, внутренняя, внешняя положительная, внешняя отрицательная и пр.). Такие классификации характеризуют МПС с точки зрения детерминации активности субъекта теми или иными факторами, но не раскрывают ее структурные и содержательные характеристики. Анализ данных исследования показывает, что, если за основание структуры принимать иерархию потребностей А. Маслоу, то структурные уровни неизменны, а их содержательное наполнение и сила выраженности в каждом, характеризуют специфику МПС субъекта в конкретный момент жизни, отражают тенденции развития личностного ядра.

Формирование мотивации настолько сложный процесс, что закономерно предположить возможность обнаружения «специфических состояний» МПС, выходящих за рамки известных классификаций.

Так, переходный профиль потребностей отражает такое состояние мотивационной сферы

личности, когда невозможно заключить, что именно детерминирует активность субъекта. В каждом отдельном случае на графиках имеются «пики» выраженности потребностей от первого до пятого уровней, но в совокупности характеристик они не могут дать оснований определить мотивацию как бытийную или дефицитарную. Такой тип мотивации назван нами промежуточным.

В нем содержатся разнонаправленные тенденции: одна - с вектором на бытийную мотивацию, другая - с вектором на дефицитарную. «Победа» той или другой силы зависит от совокупности причин и обстоятельств различного характера, действующих на личность, то есть бытийная или дефицитарная мотивации могут быть в то же время внешней или внутренней в зависимости от детерминирующих ее развитие факторов. В этом случае речь идет о влиянии фактора среды, ее характеристики могут серьезно изменять содержательные характеристики мотивации личности [6].

Иерархическая модель системы потребностей А. Маслоу объясняет, почему самоактуализация, выражающая сущность человека, далеко не всегда выступает в качестве реального мотива. Дело в том, что у подавляющего большинства людей не удовлетворены потребности низших уровней, они являются более насущными, чем самоактуализация, поэтому активность человека направляется на удовлетворение именно этих потребностей. А. Маслоу, впрочем, описывает и ряд нарушений выстроенного им иерархического порядка, а также признает возможность детерминации поведения высшими потребностями при неудовлетворенности низших [7]. Он замечает, что «людей уводят от высших ценностей тяжелые или плохие условия среды, которые угрожают удовлетворению их базовых потребностей... Непонятно почему, но некоторым людям удается при тех же «плохих» условиях оставаться устремленными к высшим ценностям» [5, с. 152]. Он утверждает, что и устремленность к высшим ценностям и отторжение их вполне поддаются исследованию [там же].

А. Маслоу определяет развитие как совокупность разнообразных процессов, действующих на человека в течение всей жизни. Логично, что эти процессы различны по степени и результатам воздействия на мотивационно-потребностную

сферу личности, и поэтому фиксированная последовательность удовлетворения потребностей невозможна. «Вектор» развития, задаваемый действием факторов, неочевиден. Возникает предположение о наличии так называемой «актуальной» направленности личности, которую следует понимать как ситуационную, в отличие от направленности в традиционном ее понимании в качестве системы доминирующих мотивов личности, действующих длительно и формирующих социально-психологический склад личности. «Актуальная» направленность позволяет целостно представить и описать психологическую картину наличных потребностей, но ею не задается вектор развития. «Актуальная» направленность позволяет дифференцировать возможные варианты «движения» в мотивационно-потребност-ной сфере личности, строить предположения о возможных путях развития МПС.

В научно-исследовательском и практическом отношении появляются возможности создания диагностического поля с центром в потребност-ном ядре личности и построения модели комплексной диагностики, а также исследования взаимосвязей потребностных профилей и типов мотивации с другими важнейшими характеристиками личности.

Библиографический список

1. Демиденко Н.Н. Мотивационно-потребно-стная сфера как компонент психологической готовности и ее влияние на успешность педагогической деятельности: Дисс. ... канд. психол. наук.

- Тверь, 1996.

2. Демиденко Н.Н. Исследовательская методика выявления структурных уровней мотивации: Учебное пособие. - Тверь: Твер. гос.ун-т, 2002.

3. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2003.

4. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание личность. - М.: Смысл; Издательский центр «Академия», 2004.

5. Маслоу А. Психология бытия. Пер. с англ.

- М.: «Рефл-бук», К. «Ваклер», 1997.

6. Маслоу А.Г. Дальние пределы человеческой психики. Пер. с англ. - СПб.: Издат.группа «Евразия», 1997.

7. Masloy A.H. Motivation and Personaliti. -New York. 1954.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.