Научная статья на тему 'Показатели психологической адаптации студентов творческих специальностей на завершающем этапе обучения'

Показатели психологической адаптации студентов творческих специальностей на завершающем этапе обучения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
503
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек. Спорт. Медицина
Scopus
ВАК
ESCI
Ключевые слова
ТВОРЧЕСТВО / ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРИГОДНОСТЬ / ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ / КОМПЛЕКСНАЯ ДИАГНОСТИКА / CREATIVITY / CREATIVE ACTIVITY / PROFESSIONAL SUITABILITY / PERSONAL CHARACTERISTICS / PERSONALITY STRUCTURE / COMPLEX DIAGNOSTICS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кирсанов В. М.

Представлен анализ психологических особенностей студентов, обучающихся на факультете декоративно-прикладного творчества, включающий оценку личностных характеристик (активность, направленность, мотивация, саморегуляция, ценностные ориентации), взаимосвязи типа личности и сферы профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Кирсанов В. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Indicators of psychological adaptation of students of creative specialties at the final stage of studying

The article address analysis of psychological peculiarities of students, studying at faculty of arts and crafts creativity, including assessment of personal characteristics (asthenia, focus, motivation, self-adjustment, system of values), interrelation of the personality type and the sphere of professional activities.

Текст научной работы на тему «Показатели психологической адаптации студентов творческих специальностей на завершающем этапе обучения»

УДК 158.1:378

ПОКАЗАТЕЛИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ ТВОРЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ НА ЗАВЕРШАЮЩЕМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ

В.М. Кирсанов

Челябинский государственный педагогический университет, г. Челябинск

Представлен анализ психологических особенностей студентов, обучающихся на факультете декоративно-прикладного творчества, включающий оценку личностных характеристик (активность, направленность, мотивация, саморегуляция, ценностные ориентации), взаимосвязи типа личности и сферы профессиональной деятельности.

Ключевые слова: творчество, творческая деятельность, профессиональная пригодность, личностные особенности, структура личности, комплексная диагностика.

Введение. Изменения социально-политического, экономического, мировоззренческого плана, происходящие в современном обществе, коренным образом меняют условия жизнедеятельности людей. Сегодня возрастает мера социальной свободы для активной, творческой личности и возрождается ориентация на ценностно-смысловое раскрытие индивидуальности. Чем быстрее и адекватнее человек усваивает важную для него информацию и перестраивает свое поведение в соответствии со сложившейся необходимостью, тем более гармоничным будет его внутренний мир и совершеннее взаимодействие внутреннего и внешнего мира. В связи с этим важна психологическая готовность человека к возможным изменениям, когда главным становится не количество знаний, что само по себе важно, а способность решать проблемы в непредвиденных, нестандартных ситуациях (творчество, новаторство, гибкость мышления и т. д.). Это, в свою очередь, позволяет говорить об актуализации проблемы человеческой неповторимости, индивидуальности, тесно связанной с проблемой творчества, креативности [2, с. 54].

На этапе подготовки (обучения) личность студента, обучающегося по выбранной специальности (в том числе творческой) претерпевает определенные изменения. В связи с этим уместно употребить понятие «профессиональная пригодность», степень сформированное™ которой может служить индикатором успешности обучения студента по выбранной специальности. Профессиональная пригодность - это совокупность психологических и психофизиологических особенностей человека, необходимых и достаточных для достижения им при наличии специальных знаний, умений, навыков общественно приемлемой эффективности труда [13, с. 15]. Безусловно, профессиональная пригодность может наиболее объективно

быть оценена после окончания обучения, когда индивид приступает к выполнению профессиональной деятельности.

Исследование профессиональной пригодности должно включать в себя не только оценку степени развития тех или иных сугубо профессиональных компетенций, но и оценку психологических (личностных) параметров обучающихся. Изучение личностных особенностей студентов творческих специальностей позволяет составить психологический портрет студента, выбравшего творческую специальность, оценить его установки, мотивы, побуждения и описать степень сформиро-ванности профессиональной направленности и пригодности. Кроме того, анализ указанных параметров позволяет оценить степень адаптации индивида к условиям обучения по выбранной специальности. Учебная деятельность, как и любые другие виды активности, является затратной, а уровень учебных нагрузок (особенно в высшем образовании) достаточно высок и несоблюдение определенных условий сохранения здоровья обучающихся (своевременная диагностика состояний переутомления, соблюдение режима отдыха, бодрствования, профилактика заболеваний и т. д.) может вызвать снижение адаптации к условиям обучения. Эта идея подтверждена результатами научных исследований, отраженных в работах [1, 6, 7,

15, 16].

Одним из возможных (на наш взгляд наиболее объективных) подходов исследования психологических особенностей является комплексный подход А.И. Крупнова и его последователей (О.Б. Ба-рабаш, Л.В. Жемчугова, С.М. Зиньковская, И.А. Ку-ренков, В.П. Прядеин, А.Э. Пятинин) к описанию структуры личности. В отечественной науке тенденция интегрального междисциплинарного исследования личности представлена в научных школах

Б.М. Теплова, Б.Г. Ананьева, В.С. Мерлина; исследованиях К.М. Гуревича, Э.А. Голубевой, Е.П. Ильина, Н.С. Лейтеса, В.М. Русалова и др. [4].

При изучении особенностей творческих личностей, по мнению ряда исследователей, следует придерживаться комплексного подхода в оценке психологических параметров и включить в процедуру обследования методики, направленные на диагностику основных личностных качеств: познавательных (интеллектуальные способности, умения, профессиональные знания), эмоциональных (эмоциональная и эстетическая восприимчивость), мотивационных (творческая направленность личности) и темпераментально-характерио-логических (сильное Я, склонность к рефлексии), неповторимое сочетание которых создает индивидуальность творческого субъекта [12, с. 10]. Предлагаемая нами комплексная диагностика соответствует такому подходу и предполагает изучение основных компонентов структуры личности: активности, саморегуляции, мотивации, направленности, ценностных ориентаций.

Методика. Методика проведения исследования включала в себя последовательное изучение (еженедельно в течение учебного семестра) психической сферы студентов с помощью батареи психодиагностических методик, направленных на изучение структуры личности в соответствии с теорией многомерно-функционального подхода А.И. Крупнова: диагностика активности (опросник «Порог активности»), мотивации (методика «Структурные уровни мотивационно-потребност-ной сферы» Н.Н. Демиденко и методика «Мотивация обучения в вузе»), направленности (опросник «Направленность личности»), саморегуляции (опросник «Волевой самоконтроль»), ценностных ориентаций (опросник терминальных ценностей «ОТеЦ» И.Г. Сенина). Также студенты тестировались на предмет предрасположенности к определенному типу профессий (опросник Дж. Холанда).

Организация и методы исследования. В исследовании приняли участие студенты V курса дневного отделения в количестве 43 человек, в возрасте от 21 до 22 лет, обучающиеся на факультете декоративно-прикладного творчества Челябинской государственной академии культуры и искусства. Исследование проводилось в девятом семестре 2011/2012 учебного года.

Результаты. Одной из составляющих успешного обучения по выбранной специальности и развития личности в целом является соответствие личностных особенностей человека требованиям данной профессии. С этой целью в нашем исследовании проводилось определение психологического типа личности и соответствующей ему сферы профессиональной деятельности по методике Дж. Холанда [11]. Распределение испытуемых по результатам данной методики выглядит следующим образом: к реалистичному типу относится 16,3 % испытуемых, к социальному - 27,9 %,

к конвенциональному - 4,7 %, к предприимчивому -13,9 %, к артистическому - 44,2 %. Методика предполагает, что у отдельно взятого испытуемого могут быть набраны высокие баллы по нескольким классификациям типа личности (и соответственно по нескольким сферам профессиональной деятельности). Поэтому процентные доли по отдельным типам в сумме отличаются от 100 %.

Как видно из представленных результатов большая часть испытуемых (44,2 %) относится к артистическому типу, что характеризует их как лиц, опирающихся в отношениях с окружающими на свое воображение, интуицию. Для них характерны эмоционально сложный взгляд на жизнь, независимость в принятии решений, гибкость и оригинальность мышления, развитое восприятие и моторика, экстравертированность, преобладание вербальных способностей, склонность к занятиям творческого характера. Наиболее предпочтительными сферами деятельности являются история, философия, искусство. Второе место по численности (27,9 %) занимает группа испытуемых, относящихся к социальному типу, что характеризует их как лиц с выраженными социальными умениями (умение общаться, стремление к лидерству, потребность в социальных контактах), независимых от окружающих, успешно приспосабливающихся к обстоятельствам. У таких людей выражены вербальные способности, способность к сопереживанию и сочувствию, отмечается стремление поучать и воспитывать окружающих. Наиболее предпочтительными сферами деятельности для них являются психология, медицина, педагогика.

Полученные результаты позволяют предположить, что студенты V курса факультета декоративно-прикладного творчества в основном вполне соответствуют по своим психологическим особенностям (тип личности) выбранному профилю профессиональной подготовки.

Согласно многомерно-функциональному подходу А.И. Крупнова активность (наряду с саморегуляцией, направленностью, мотивацией) является одним из базовых компонентов в структуре личностных свойств. Формирование полноценной личности предполагает развитие активности человека. С этой целью нами была включена в психодиагностическую батарею методика «Порог активности», предметом изучения которой является степень трудности (легкости) совершения поступков, решительность в действиях, стремление к постоянной активности или, наоборот, к пассивности [9]. Диагностика порога активности с помощью соответствующей методики показала, что испытуемые могут быть разделены на 3 группы:

- с преобладанием низкого порога активности (20,9 %) - респонденты с активной жизненной позицией, деятельные, не склонные подолгу обдумывать свои поступки и их последствия, не боящиеся совершить ошибку, настойчивые в достижении своих целей, уверено чувствующие себя

только когда активно действуют, не склонные к рефлексии, к признанию собственных ошибок, трудно поддающиеся коррекции;

- среднего порога активности (67,5 %) - респонденты с гармоничным, сбалансированным сочетанием реальной деятельности и внутренних переживаний, размышлений;

- высокого порога активности (11,6 %) - респонденты инертные, «тяжелые на подъем», более склонные к внутренней жизни, чем к внешней активности, откладывающие необходимые действия до последней возможности, предпочитающие не взаимодействовать с другими, подолгу переживающие свои проблемы.

Анализ полученных результатов позволяют утверждать, что большая часть студентов (лица с низким и средним порогом активности) могут быть охарактеризованы как активные, деятельные, «легкие на подъем», инициативные, охотно откликающиеся на поручения преподавателей, кураторов и деканата. Они адекватно воспринимают учебные и воспитательные воздействия и так же адекватно на них реагируют.

Одним из показателей полноценного развития личности человека является наличие навыков управления собственным поведением, состояниями и побуждениями, что наиболее полно выражается понятием «саморегуляция». Для исследования навыков саморегуляции студентов нами использовалась методика «Волевой самоконтроль» направленная на обобщенную оценку индивидуального уровня развития волевой регуляции индивида [9]. По результатам диагностики волевого самоконтроля распределение испытуемых выглядит следующим образом:

- часть респондентов (27,9 %) характеризуется преобладанием низких значений по шкале «общий балл» - чувствительные, эмоционально неустойчивые, ранимые, неуверенные в себе, импульсивные, с низкой рефлексивностью, неустойчивостью намерений, пониженным фоном активности;

- часть респондентов (4,7 %) характеризуется преобладанием высоких значений по шкале «общий балл» - эмоционально зрелые, активные, независимые, самостоятельные, спокойные, уверенные в себе, ответственные, с устойчивыми намерениями, реалистичными взглядами, развитым чувством долга, хорошо рефлексирующие собственные мотивы, планомерно реализующие свои намерения, умеющие распределять собственные усилия, контролировать свои поступки, с выраженной социально-позитивной направленностью;

- часть респондентов (32,5 %) - с преобладанием низких значений по шкале «настойчивость» -лица с повышенной лабильностью, неуверенностью, импульсивностью, непоследовательностью поведения, сниженный фон активности и работоспособности, как правило, компенсируется повышенной чувствительностью, гибкостью, изобретательностью;

- часть респондентов (16,3 %) - с преобладанием высоких значений по шкале «настойчивость» -деятельные, работоспособные, активно стремящиеся к выполнению намеченного, мобилизующиеся под действием преград, не отвлекающиеся на альтернативы и соблазны, уважающие социальные нормы и стремящиеся подчинить свое поведение этим нормам;

- часть респондентов (32,5 %) - с преобладанием низких значений по шкале «самообладание» -лица у которых спонтанность, импульсивность сочетается с обидчивостью, консерватизмом, предпочтением традиционных взглядов, что способствует внутренней раскрепощенности и преобладанию расслабленного, невозмутимого фона настроения;

- часть респондентов (4,7 %) - с преобладанием высоких значений по шкале «самообладание» -эмоционально устойчивые, хорошо владеющие собой в различных ситуациях, с развитым чувством внутреннего спокойствия, уверенностью в себе, не боящиеся неизвестности, готовые к принятию нового и со свободными взглядами);

- для большей части респондентов характерны средние значения по шкалам «общий бал», «настойчивость» и «самообладание» (67,4; 51,2 и

62,8 % соответственно), что может быть интерпретировано как средний уровень развития данных свойств.

Средние значения по шкалам опросника свидетельствуют о преобладании индекса «общий балл» (10,5 балла), шкалы «настойчивость» и «самообладание» занимают второе и третье место по значимости (7,6 и 5,5 балла соответственно). В целом, полученные данные позволяют охарактеризовать испытуемых как людей с развитыми навыками волевого самоконтроля. Также отмечается значительное число испытуемых с низкими значениями по шкалам опросника - группы лиц с преобладанием низких значений занимают второе место по численности после групп с преобладанием средних значений. Возможно, это свидетельствует о тенденции к снижению уровня развития навыков волевого самоконтроля у данной популяции испытуемых.

Важным компонентом в структуре личностных свойств является направленность, отражающая особенности отношения личности к себе, окружающим (готовность к взаимодействию) и деятельности. Для изучения данного континуума была использована методика «Направленность личности», которая позволяет предполагать степень индивидуальной эффективности и прогнозировать успешность в учебной, профессиональной деятельности [10]. По результатам диагностики направленности испытуемых удалось разделить на три группы.

Первая группа - испытуемые с преобладанием направленности на себя (69,8 %). Данная направленность отражает, в какой мере респондент

описывает себя как человека, ожидающего прямое вознаграждение и удовлетворение безотносительно работы, которую он выполняет, или безотносительно коллег, с которыми работает. Для таких людей коллектив является средством удовлетворения собственных потребностей и приобретения достоинства, уважения, общественного статуса.

Вторая группа - испытуемые с преобладанием направленности на задание (25,5 %). Данная направленность позволяет человеку, несмотря на личные интересы, выполнять работу как можно лучше и охотно сотрудничать с коллективом, если это повысит продуктивность деятельности.

Третья группа - испытуемые с преобладанием направленности на взаимодействие (4,7 %). Лица с преобладанием данной направленности стараются поддерживать хорошие отношения с людьми, но лишь «на поверхности», что часто препятствует выполнению конкретных заданий или оказанию настоящей, искренней помощи другим. Такой человек проявляет интерес к коллективной деятельности, но по сути дела сам не вносит никакого вклада в осуществление деятельности.

Результаты исследования свидетельствуют, что среди обследуемых студентов V курса преобладает эгоистическая направленность и отсутствие стремления взаимодействовать с коллективом. Это подтверждается средними значениями по шкалам опросника (направленность на себя - 35,2 балла, направленность на взаимодействие - 26,9 балла, направленность на задачу - 27,9 балла). Преобладание данной направленности, на наш взгляд, связано с недостаточностью адаптационных, пропедевтических занятий (курсов, тренингов и т. д.) на первоначальных этапах обучения, спецификой учебной деятельности (преобладание индивидуальных форм работы), а также с особенностью выбранного профиля обучения, который, в свою очередь, способствует преобладанию индивидуалистической направленности над тенденцией к коллективному взаимодействию.

Ведущую роль в формировании личности играет мотивация. С целью изучения данного континуума использовалась методика «Мотивация обучения в вузе», позволяющая не только выделить ведущий мотив, но и оценить степень адекватности выбора студентом профессии и удовлетворенность ею [5]. Анализ мотивация обучения в вузе данной группы испытуемых показал, что преобладающим мотивом обучения большинства испытуемых (51,2 %) является мотив получения знаний. Второе место по значимости занимает мотив получения диплома, он является преобладающим у 39,5 % испытуемых. Мотив овладения профессией наиболее значим для 9,3 % испытуемых. Преобладание мотивов «получение знаний» и «овладение профессией» у большей части студентов (60,5 % испытуемых) свидетельствует об адекватном выборе ими профиля обучения (вуза, факультета, специальности) и будущей профессии. В пользу

данного вывода говорят средние значения по шкалам методики: мотив получения знаний - 6,2 балла, овладения профессией - 3,5 балла, получения диплома - 5,7 балла. Значимость мотива «Получение диплома» является закономерным явлением для студентов, заканчивающих обучение.

Мотивационная сфера личности может быть представлена в виде иерархии мотивационно-потребностных уровней, каждый из которых, согласно концепции А. Маслоу, представлен набором потребностей, актуальных для данного уровня и в данный момент времени [8]. Включенная нами в психодиагностическую батарею методика

Н. Н. Демиденко была разработана для выявления структурных уровней мотивации личности. Данная методика позволяет оценить содержательные (множественность, иерархия) и динамические (сила) параметры мотивационно-потребностной сферы личности [3]. Распределение структурных уровней мотивационно-потребностной сферы по степени значимости для данного контингента испытуемых выглядит следующим образом. На первом месте по значимости находятся потребности I уровня -физиологические потребности. Этот уровень мотивационно -потребностной сферы значим для 51,2 % испытуемых и получил наибольший средний балл (11,7). На втором месте - потребности II уровня (потребность в безопасности). Он значим для 16,3 % испытуемых. На третьем месте - III уровень (потребности в социальных связях и контактах) и V уровень (потребности в самоактуализации). Потребностям этих уровней отдают предпочтение по

13,9 % испытуемых соответственно. На последнем месте по значимости находятся потребности IV уровня (потребность в самоуважении), им отдают предпочтение 4,7 % испытуемых.

Приоритет физиологических потребностей у большинства испытуемых, согласно концепции А. Маслоу, свидетельствует о том, что мотивационная сфера студентов еще не достигла стадии высшего развития, когда потребность в самоактуализации является главной ценностью. Однако тот факт, что потребности V уровня (потребности в самоактуализации) занимают второе место по значимости наряду с потребностями III уровня (потребности в социальных связях и контактах) говорит о том, что личность близка к стадии высшего развития мотивационно-потребностной сферы [8].

Направленность личности, ее мотивация наиболее ярко отражаются в ценностных ориентациях -ориентирах, устоях, которыми руководствуется человек в повседневной жизни. Ценностные ориентации - это не только одна из главных характеристик человека, но и перспектива его жизнедеятельности. Для оценки ценностных ориентаций использовалась методика И.Г. Сенина «Опросник терминальных ценностей», позволяющая диагностировать ценностные ориентации, которые индивид пытается реализовать в своей жизни (терминальные ценности) и области жизнедеятельности

Терминальные ценности (п=43)

стены 10'

8-' 6-' 4-' 2 Г

0-

т П п\ п\ Гї ГЇ

Гг тіШІ гтп г

п п п п п п п г

Рис. 1. Результаты диагностики ценностных ориентаций студентов V курса факультета декоративно-прикладного творчества

Жизненые сферы (п=43)

10л

8

6

4

2

*

4

./ шш А / А / і

./

ь

1 1 _ 1

Рис. 2. Результаты диагностики ценностных ориентаций студентов V курса факультета декоративно-прикладного творчества

человека, выбираемые им в качестве источника реализации той или иной терминальной ценности (жизненные сферы) [14].

Распределение терминальных ценностей по степени значимости представлено на рис. 1.

Наиболее значимые позиции занимают три ценности:

- «высокое материальное положение», что характеризует испытуемых как материально ориентированных лиц, убежденных, что материальный достаток является главным условием жизненного благополучия;

- «достижения», что говорит о стремлении человека к достижению конкретных и ощутимых результатов, тщательному планированию своей жизни, постановке перед собой конкретных целей;

- «сохранение собственной индивидуальности», что отражает стремление человека к независимости от других, стремление сохранить неповторимость и своеобразие своей личности, взглядов, убеждений, стиля жизни, стремление как можно меньше поддаваться влиянию массовых тенденций.

Преобладание этих ценностей может быть основанием для развития чувства собственной значимости и повышенной самооценки.

Распределение жизненных сфер по степени значимости представлено на рис. 2. Анализ преобладающих жизненных сфер (сфер, в которых испытуемые стремятся в первую очередь реализовать себя) показал, что из пяти основных сфер три являются наиболее приоритетными, это сфера семейной жизни, сфера общественной жизни и сфера увлечений.

Выводы

1. Психологический статус студентов V курса факультета декоративно-прикладного творчества характеризуется высокой долей лиц (88,4 %) активных, целеустремленных, деятельных, высокой долей лиц (51,2 %) с мотивацией на приобретение знаний по выбранной специальности, с развитыми навыками волевого самоконтроля, с преобладанием жизненных приоритетов в сфере увлечений, семейной и общественной жизни, с приоритетом

0

таких ценностей как «высокое материальное положение», «достижения» и «сохранение собственной индивидуальности». Данные особенности говорят в пользу личностной зрелости большинства опрошенных.

2. Приоритет в структуре мотивационно-по-требностной сферы физиологических потребностей и потребности в безопасности говорит о незрелости этой сферы у большей части испытуемых (51,2 %). Но тот факт, что потребности высшего уровня (потребность самоактуализации, творческой реализации себя) занимают второе место по значимости (наряду с потребностями в социальных связях и контактах) свидетельствует о завершении процесса формирования профессиональной пригодности к творческой деятельности. В целом, большая часть старшекурсников готовы к выполнению профессиональной деятельности, что может свидетельствовать об успешности адаптации к условиям обучения на факультете декоративноприкладного творчества.

3. Студенты факультета декоративно-прикладного творчества в основном обладают оптимальным сочетанием профессиональной ориентированности и возможности реализации собственного потенциала в учебно-профессиональной деятельности. Об этом свидетельствует значительная доля лиц (44,2 %) артистического типа личности. Тот факт, что доля лиц, склонных к творческой деятельности не составляет абсолютного большинства, вероятно, связан с переоценкой собственных мотивов поступления в данный вуз, что является вполне закономерным явлением для старшекурсников.

4. Комплексная диагностика личности студента (особенно на старших курсах) позволяет оценить степень сформированности профессионально-значимых компетенций и личностных свойств, что, в свою очередь, может использоваться для прогнозирования дальнейшего профессионального и личностного развития индивида. Относительно данной группы испытуемых можно заключить, что для большей части обследованных студентов характерна высокая степень сформированности профессионально-значимых компетенций (высокие среднегрупповые показатели активности, саморегуляции, направленности, преобладание направленности на творческую деятельность, приоритет соотвествующих уровней потребностей и т. д.). Это позволяет прогнозировать успешное дальнейшее профессиональное развитие.

Литература

1. Агаджанян, Н.А. Проблемы адаптации и учение о здоровье / Н.А. Агаджанян, Р.М. Баевский, А.П. Берсенева. - М.: Изд-во РУДН, 2006. -283 с.

2. Гилева, Н.С. Креативность в структуре жизненного самоопределения: дис. ... канд. психол. наук /Н. С. Гилева. - Барнаул, 2003. - 166 с.

3. Демиденко, Н.Н. Мотивационно-потреб-ностная сфера личности как компонент психологической готовности и ее влияние на успешность педагогической деятельности: дис. . канд. психол. наук /Н.Н. Демиденко. - Тверь, 1996. - 202 с.

4. Дроздовский, А.К. Исследование связей свойств нервной системы с психодинамическими характеристиками личности: дис. . канд. психол. наук /А.К. Дроздовский . - СПб., 2007. - 163 с.

5. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2000. - 512 с.

6. Казин, Э.М. Образование и здоровье: медикобиологические и психолого-педагогические аспекты / Э.М. Казин. - Кемерово: КРИПК и ПРО, 2010. - 214 с.

7. Литвинова, Н.А. Роль индивидуальных психофизиологических особенностей студентов в адаптации к умственной и физической деятельности: автореф. дис. ... д-ра биол. наук / Н.А. Литвинова. - Томск, 2008. - 38 с.

8. Маслоу, А. Новые рубежи человеческой природы / А. Маслоу. - М.: Смысл, 1999. - 425 с.

9. Практикум по психодиагностике. Психодиагностика мотивации и саморегуляции / ред. Т.М. Прошина. - М.: Изд-во МГУ, 1990. - 159 с.

10. Елисеев, О.П. Практикум по психологии личности: учеб. пособие / О.П. Елисеев. - СПб.: Питер, 2000. - 560 с.

11. Психологические и психофизиологические методы оценки профессиональной деятельности: метод. указания / сост. О. Г. Литовченко. - Сургут: РИО СурГПУ, 2007. - 66 с.

12. Пуфаль-Струзик, И. Структурно-иерархическая модель творческой активности личности: дис. ... д-ра психол. наук / И. Пуфаль-Струзик. -М., 2003. - 357 с.

13. Рождественская, Н.В. Диагностика актерских способностей / Н.В. Рождественская. -СПб.: Речь, 2005. - 192 с.

14. Сенин, И.Г. Опросник терминальных ценностей / И.Г. Сенин. - Ярославль: НПЦ «Психодиагностика»: Фонд гражданских инициатив «Содействие», 1991. - 21 с.

15. Шибкова, Д.З. Психофизиологические особенности креативности студентов как фактор адаптации к учебной деятельности / Д.З. Шибкова, В.П. Мальцев // Онтогенез. Адаптация. Здоровье. Образование. Кн. 3: Адаптация и здоровье студентов. - 2011. - С. 171-195.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Мальцев, В.П. Психофизиологический статус студенток как фактор обеспечения учебнопрофессиональной деятельности / В.П. Мальцев, Д.З. Шибкова, П.А. Байгужин // Вестн. Сургут. гос. пед. ун-та. - 2011. - № 2 (13). - С. 163-171.

Поступила в редакцию 30 января 2012 г

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.