Научная статья на тему 'Психофизиологическая характеристика личности студентов в период адаптации к обучению в вузе'

Психофизиологическая характеристика личности студентов в период адаптации к обучению в вузе Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
545
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ МЕТАБОЛИЗМ / СВЕРХМЕДЛЕННЫЕ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ / УРОВЕНЬ ПОСТОЯННОГО ПОТЕНЦИАЛА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кирсанов Вячеслав Михайлович, Шибкова Дарья Захаровна

В статье представлены особенности адаптации студентов к обучению на факультете дошкольного образования на основе анализа личностных характеристик (активность, направленность, мотивация, саморегуляция, ценностные ориентации), взаимосвязи типа личности и сферы профессиональной деятельности, а также показателей энергетического метаболизма (уровень постоянного потенциала головного мозга).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Кирсанов Вячеслав Михайлович, Шибкова Дарья Захаровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психофизиологическая характеристика личности студентов в период адаптации к обучению в вузе»

НАУЧНАЯ ШКОЛА-СЕМИНАР «ЗДОРОВЬЕ: ФИЗИОЛОГИЯ. ПСИХОЛОГИЯ...

УДК 153:612:378

Кирсанов Вячеслав Михайлович

Кандидат психологических наук, доцент кафедры психолого-педагогических дисциплин Челябинского государственного педагогического университета, kirsanovvm@cspu.ru, Челябинск

Шибкова Дарья Захаровна

Доктор биологических наук, профессор, заведующая кафедрой анатомии, физиологии человека и животных Челябинского государственного педагогического университета, shibkova2006@mail.ru, Челябинск

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ В ВУЗЕ

Аннотация. В статье представлены особенности адаптации студентов к обучению на факультете дошкольного образования на основе анализа личностных характеристик (активность, направленность, мотивация, саморегуляция, ценностные ориентации), взаимосвязи типа личности и сферы профессиональной деятельности, а также показателей энергетического метаболизма (уровень постоянного потенциала головного мозга).

Ключевые слова: личностные особенности, энергетический метаболизм, сверхмедленные физиологические процессы, уровень постоянного потенциала.

Kirsanov Vyacheslav Mihajlovich

Сandidate of Psychological Sciences, Associate Professor of the Department of Psychology-Pedagogical Disciplines at the Chelyabinsk State Pedagogical University, kirsanovvm@cspu.ru, Chelyabinsk

Shibkova Daria Zakharovna

Doctor of Biological Sciences, Professor, Head of the Department of Anatomy and Physiology of Humans and Animals, Chelyabinsk State Pedagogical University, shibkova2006@mail.ru, Chelyabinsk

PSYCHOPHYSIOLOGICAL CHARACTERISTIC OF THE STUDENTS’ PERSONALITY IN ADAPTATION TO TRAINING IN HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION

Abstract. The article addresses peculiarities of students’ adaptation to studying at the faculty of preschool education based on analysis of personal characteristics (sthenia, focus, motivation, selfadjustment, system of values), interrelation of the personality type and the sphere of professional activities, as well as indexes of energy metabolism (the level of constant brain potential).

Key words: personal characteristics, energy metabolism, super slow physiological processes, the level of permanent capacity.

ВВЕДЕНИЕ. Обучение в вузе является одним из важнейших этапов развития человека. Выбранный профиль обучения не только способствует формированию значимых компетенций будущего субъекта профессиональной деятельности, но и оказывает существенное влияние на развитие личности. Специфика профиля обучения, безусловно, играет ключевую роль. Профессия педагога дошкольного образовательного учреждения имеет ряд особенностей (контингент воспитанников, методы и приемы работы и др.), от понимания, которых во многом зависит

успешность обучения студента. В связи с этим важным является исследование условий повышения эффективности образовательного процесса, изучение того, насколько успешно протекает процесс адаптации к профессиональному обучению.

Показатели академической успеваемости, уровень приобретенных компетенций обучающихся могут служить индикаторами эффективности образовательного процесса, но не являются достаточными. Важно знать какой ценой достигается эффективность деятельности индивида, насколько эффективно

действуют его механизмы адаптации к профилю обучения. Учебная деятельность, как и любые другие виды активности, является затратной. Уровень учебных нагрузок достаточно высок и несоблюдение определенных условий сохранения здоровья обучающихся (своевременная диагностика состояний переутомления, соблюдение режима отдыха, бодрствования, профилактика заболеваний и т. д.) может вызвать снижение адаптации к условиям обучения. Эта идея подтверждена результатами научных исследований, отраженных в работах Н. А. Агаджаняна, Р. И. Айзмана, Э. М. Казина, Н. А. Литвиновой, Д. З. Шибковой [1; 2; 7; 8; 14]. Актуальность оценки функциональных состояний и показателей энергетического потенциала головного мозга у студентов определяется тем, что вышеназванные показатели могут служить надежными индикаторами состояний переутомления человека.

Исследования в области функциональных состояний объединяют широкий спектр методов и подходов к изучению механизмов внутри- и межсистемных взаимодействий, обеспечивающих многообразие алгоритмов приспособительной деятельности человека во взаимодействии с факторами среды. В исследованиях последних лет наблюдается смещение акцентов к изучению физиологических основ индивидуально-типологических особенностей функциональных состояний человека.

Электрическая активность коры больших полушарий головного мозга проявляется во множестве различных форм - от быстрых импульсных разрядов до сверхмед-ленных волн. Особое внимание уделяется изучению сверхмедленных биологических потенциалов, которые в свою очередь рассматриваются рядом авторов как показатели энергетического метаболизма нервной системы в целом и головного мозга в частности (Н. А. Аладжалова, В. А. Илюхина,

В. Ф. Фокин, Н. В. Пономарева, И. С. Баскаков и др.) [4]. Термин «сверхмедленные физиологические процессы» (СМФП) - собирательное понятие, используемое для описания физиологически обусловленной динамики биопотенциалов головного мозга в диапазоне от 0 до 0,5 Гц. Под «уровнем постоянного потенциала» (УПП) понимают устойчивую разность потенциалов мил-

ливольтного диапазона, регистрируемую между мозгом и референтными областями с помощью усилителей постоянного тока.

Метод оценки церебрального энергетического обмена с помощью регистрации уровня постоянного потенциала мозга основан на том, что данный электрофизиоло-гический феномен зависит от интенсивности церебрального энергетического обмена. Церебральный энергетический обмен тесно связан с функциональным состоянием организма. В то же время в зависимости от функционального состояния меняются многие психофизиологические характеристики личности, которые, в свою очередь, оказывают влияние на психические процессы [13].

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. В исследовании приняли участие студенты 1-го курса дневного отделения в количестве 35 человек (все испытуемые женского пола), в возрасте от 17 до 19 лет, обучающиеся на факультете дошкольного образования. Исследование проводилось в период адаптации студентов к обучению в вузе (первый семестр I курса).

Предварительно проводился опрос самочувствия испытуемых. Первоначально исследовалась психическая сфера студентов с помощью батареи психодиагностических методик, направленных на изучение структуры личности в соответствии с многомерно-функциональным подходом А. И. Крупнова: диагностика активности, мотивации, направленности, саморегуляции, ценностных ориентаций. Также студенты тестировались на предмет предрасположенности к определенному типу профессий.

Далее проводился анализ показателей энергетического метаболизма головного мозга, в частности регистрация уровня постоянного потенциала (УПП) в лобном, височных (правое, левое), затылочном и теменном отведении. Измерение УПП осуществлялось в монополярных отведениях в соответствии с международной схемой 10-20 с помощью анализатора АМЕА (комплекс аппаратный для индикации, регистрации и анализа медленной электрической активности мозга) разработанного ООО НПО «Нейроэнергетика» (г. Москва, 2010).

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ. Успешность обучения по выбранной специ-

альности во многом определяется тем, на сколько личностные особенности человека соответствуют требованиям данной профессии. С этой целью в нашем исследовании проводилось определение психологического типа личности и соответствующей ему сферы профессиональной деятельности по методике Дж. Холанда [11]. Большинство испытуемых (65,7%) по результатам данной методики относились к социальному типу, что характеризует их как лиц с выраженными социальными умениями, независимых от окружающих, успешно приспосабливающихся к обстоятельствам. У таких людей выражены вербальные способности, способность к сопереживанию и сочувствию, отмечается стремление поучать и воспитывать окружающих. Наиболее предпочтительными сферами деятельности для них являются психология, медицина, педагогика. Это позволяет предполагать, что большая часть первокурсников данного факультета вполне осознанно выбрала профиль своего обучения, совпадающий с их типом личности. Вторая и третья по численности группы испытуемых (20%) относились к артистическому (лица, опирающиеся в отношениях с окружающими на воображение и интуицию, обладающие эмоционально сложным взглядом на жизнь, независимые в принятии решений, обладающие оригинальным мышлением и характеризующиеся склонностью к творческим профессиям) и предприимчивому типу (лица с выраженными стремлением к лидерству, предприимчивостью, некоторой агрессивностью, предпочитающие задачи связанные с руководством, личным статусом).

Формирование полноценной личности связано с уровнем собственной активности человека. С этой целью нами была включена в психодиагностическую батарею методика «Порог активности», предметом изучения которой является степень трудности (легкости) совершения поступков, решительность в действиях, стремление к постоянной активности или, наоборот, к пассивности [9]. Диагностика порога активности показала, что группа испытуемых может быть разделена на 3 части:

- с преобладанием низкого порога активности (65,7%) - респонденты с активной жизненной позицией, деятельные, не склон-

ные подолгу обдумывать свои поступки и их последствия, не боящиеся совершить ошибку, настойчивые в достижении своих целей, уверено чувствующие себя в деятельности, не склонные к рефлексии, к признанию собственных ошибок, трудно поддающиеся коррекции;

- среднего порога активности (22,9%) -респонденты с гармоничным, сбалансированным сочетанием реальной деятельности и внутренних переживаний, размышлений);

- высокого порога активности (11,4%) -респонденты инертные, «тяжелые на подъем», более склонные к внутренней жизни, чем к внешней активности, откладывающие необходимые действия до последней возможности, предпочитающие не взаимодействовать с другими, подолгу переживающие свои проблемы.

Анализ полученных результатов позволяют утверждать, что большая часть студентов (лица с низким и средним порогом активности - 88,6%) могут быть охарактеризованы как активные, деятельные, «легкие на подъем», инициативные, охотно откликающиеся на поручения преподавателей, кураторов и деканата. Они адекватно воспринимают учебные и воспитательные воздействия и так же адекватно на них реагируют.

Одним из показателей полноценного развития личности человека является наличие навыков управления собственным поведением, состояниями и побуждениями, что наиболее полно выражается понятием «саморегуляция». Кроме того, согласно представлениям А. И. Крупнова саморегуляция является одним из базовых компонентов в структуре личностных свойств. Для исследования навыков саморегуляции студентов нами использовалась методика «Волевой самоконтроль» направленная на обобщенную оценку индивидуального уровня развития волевой регуляции индивида [9]. По результатам диагностики волевого самоконтроля распределение испытуемых выглядит следующим образом:

- часть респондентов (25,7%) характеризуется преобладанием низких значений по шкале «общий балл» - чувствительные, эмоционально неустойчивые, ранимые, неуверенные в себе, импульсивные, с низкой рефлексивностью, неустойчивостью намерений;

- часть респондентов (20%) характеризуется преобладанием высоких значений по шкале «общий балл» - эмоционально зрелые, независимые, самостоятельные, спокойные, уверенные в себе, ответственные, с устойчивыми намерениями, реалистичными взглядами, развитым чувством долга, хорошо рефлексирующие и планомерно реализующие свои намерения, умеющие распределять собственные усилия, контролировать свои поступки, с выраженной социально-позитивной направленностью;

- часть респондентов (31,4%) - с преобладанием высоких значений по шкале «настойчивость» - деятельные, работоспособные, активно стремящиеся к выполнению намеченного, мобилизующиеся под действием преград, не отвлекающиеся на альтернативы, уважающие социальные нормы и стремящиеся подчинить свое поведение этим нормам;

- такое же количество респондентов (31,4%) - с преобладанием низких значений по шкале «настойчивость» - лица с повышенной лабильностью, неуверенностью, импульсивностью, непоследовательностью поведения, повышенной чувствительностью, гибкостью, изобретательностью;

- часть респондентов (17,1%) - с преобладанием высоких значений по шкале «самообладание» - эмоционально устойчивые, хорошо владеющие собой в различных ситуациях, с развитым чувством внутреннего спокойствия, свободными взглядами, уверенностью в себе, не боящиеся неизвестности;

- такое же количество респондентов (17,1%) - с преобладанием низких значений по шкале «самообладание» - лица у которых спонтанность, импульсивность сочетается с обидчивостью, консерватизмом, предпочтением традиционных взглядов, что способствует внутренней раскрепощенности и преобладанию расслабленного, невозмутимого фона настроения;

- для большей части респондентов характерны средние значения по шкалам «общий бал», «настойчивость» и «самообладание» (57,1%, 40% и 68,6% соответственно), что может быть интерпретировано как средний уровень развития данных свойств.

В целом, полученные данные позволяют охарактеризовать испытуемых как людей с

развитыми навыками волевого самоконтроля.

Следующим важным компонентом в структуре личностных свойств является направленность, отражающая особенности отношения личности к себе, окружающим и деятельности. Для изучения данного континуума была использована методика «Направленность личности», которая позволяет предполагать степень индивидуальной эффективности и прогнозировать успешность в учебной, профессиональной деятельности [10]. По результатам диагностики направленности испытуемых удалось разделить на три группы. Первая группа - испытуемые с преобладанием направленности на себя (65,7%). Данная направленность отражает, в какой мере респондент описывает себя как человека, ожидающего прямое вознаграждение и удовлетворение безотносительно работы, которую он выполняет, или безотносительно коллег, с которыми работает. Для таких людей группа является средством удовлетворения собственных потребностей и приобретения уважения, общественного статуса.

Вторая группа - испытуемые с преобладанием направленности на взаимодействие (28,6%) - лица старающиеся поддерживать хорошие отношения с людьми, но лишь «на поверхности», что часто препятствует выполнению конкретных заданий или оказанию настоящей, искренней помощи другим. Такой человек проявляет интерес к коллективной деятельности, но сам не вносит никакого вклада в осуществление деятельности.

Третья группа - испытуемые с преобладанием направленности на задание (20%). Данная направленность позволяет человеку, несмотря на личные интересы, выполнять работу как можно лучше и охотно сотрудничать с коллективом, если это повысит продуктивность деятельности.

Результаты исследования свидетельствуют, что среди обследуемых студентов

I курса преобладает направленность на себя и отсутствие стремления взаимодействовать с коллективом. Преобладание данной направленности, на наш взгляд, является вполне закономерным: испытуемые обучались в составе студенческой группы в течение нескольких месяцев первого семестра, сама группа пока не

соответствует по уровню сплоченности группе-коллективу.

Значимую роль в формировании личности играет мотивация. С целью изучения данного континуума использовалась методика «Мотивация обучения в вузе», позволяющая не только выделить ведущий мотив, но и оценить степень адекватности выбора студентом профессии и удовлетворенность ею [5]. Анализ мотивация обучения в вузе данной группы испытуемых показал, что преобладающим мотивом обучения большинства испытуемых (45,7%) является мотив овладения профессией. Второе место по значимости занимает мотив получения знаний, он является преобладающим у 40% испытуемых. Мотив получения диплома наиболее значим для 14,3% испытуемых. Преобладание мотивов «получение знаний» и «овладение профессией» у большей части студентов (97,1% испытуемых) свидетельствует об адекватном выборе ими профиля обучения и будущей профессии.

Согласно концепции А. Маслоу мотивационная сфера личности это иерархия моти-вационно-потребностных уровней, каждый из которых представлен набором определенных потребностей, актуальных для данного уровня и в данный временной момент. Включенная нами в психодиагностическую батарею методика Н. Н. Демиденко была разработана для выявления структурных уровней мотивации личности [3]. На первом месте по значимости для данного контингента испытуемых находится III уровень - потребности в социальных связях и контактах (51,4% испытуемых отдают предпочтение этим потребностям). Второе место - I уровень - физиологические потребности (40%). Третье место - V уровень - потребности в самоактуализации (17,1%). Потребности IV уровня (потребность в самоуважении) занимают четвертое место (2,9%). На последнем месте по значимости находятся потребности

II уровня (потребность в безопасности).

Одной из важнейших составляющих структуры личности являются ценностные ориентации, в которых наиболее ярко проявляются направленность личности, ее мотивация. Совокупность сложившихся, устоявшихся ценностных ориентаций образует ось сознания, обеспечивающую устойчивость личности, преемственность определенного

типа поведения и свидетельствует о зрелости личностной структуры. Для оценки ценностных ориентаций использовалась методика И. Г. Сенина «Опросник терминальных ценностей», позволяющая диагностировать ценностные ориентации, которые индивид пытается реализовать в своей жизни (терминальные ценности) и области жизнедеятельности человека, выбираемые им в качестве источника реализации той или иной терминальной ценности (жизненные сферы) [12].

Среди терминальных ценностей наиболее значимую позицию занимает ценность «достижения», что говорит о стремлении испытуемых к достижению конкретных и ощутимых результатов. Для лиц с приоритетом данной ценности характерно тщательное планирование собственной жизни, постановка конкретных целей на каждом ее этапе и стремление полностью достигнуть этих целей. На втором месте по значимости находятся: «высокое материальное положение» (что характеризует испытуемых как материально ориентированных лиц, убежденных, что материальный достаток является главным условием жизненного благополучия. Данная особенность может быть основанием для развития чувства собственной значимости и повышенной самооценки), «развитие себя» (заинтересованность в объективной информации об особенностях своей личности, стремление к самосовершенствованию) и «сохранение собственной индивидуальности» (стремление к независимости, сохранению собственных взглядов, убеждений, собственного стиля жизни).

Анализ преобладающих жизненных сфер, в которых испытуемые стремятся в первую очередь реализовать себя, показал, что наиболее приоритетной является сфера обучения и образования. Это означает, что для данной группы испытуемых характерно стремление к повышению уровня своей образованности, расширению кругозора.

Функциональное состояние нервной системы является важным психофизиологическим показателем адаптации индивида к окружающей действительности, в том числе к профилю обучения. Для оценки функционального состояния ЦНС студентов проводилось измерение уровня постоянного потенциала головного мозга. Данные регистрации уровня постоянного потенциала

свидетельствуют о преобладании значительно завышенного УПП (от 20 до 99 мВ) во всех отведениях у большинства студентов (у 87,3% испытуемых в затылочном отведении, у 89,1% испытуемых в теменном, у 100% испытуемых в лобном и височных отведениях), что может быть объяснено высокой интенсивностью интеллектуальной деятельности студентов в период подготовки к экзаменационной сессии. У 10,9% испытуемых был отмечен умерено пониженный УПП (от 0 до -5 мВ) в затылочном отведении, и у 12,7% испытуемых - в теменном.

ВЫВОДЫ.

1. Психологический статус студентов первого курса факультета коррекционной педагогики характеризуется высокой долей лиц (88,6%) активных, целеустремленных, деятельных, высокой долей лиц (85,7%) с мотивацией на обучение по выбранной специальности, с развитыми навыками волевого самоконтроля, с преобладанием жизненных приоритетов в сфере обучения, с приоритетом терминальной ценности «достижения».

2. Студенты 1-го курса факультета дошкольного образования обладают оптимальным сочетанием профессиональной ориентированности и возможности реализации собственного потенциала в учебно-профессиональной деятельности. Об этом свидетельствует преобладание доли лиц (65,7%) социального типа личности.

3. Период адаптации к обучению предполагает интенсивную интеллектуальную деятельность, которая соответственно регистрируется как значительное повышение УПП у высокой доли испытуемых. Значительно повышенный УПП (99 мВ) свидетельствует о высокой интенсивности энергетического метаболизма головного мозга на первоначальном этапе адаптации студентов к условиям обучения. Изучение того, на сколько снижаются энергетические ресурсы, и как это сказывается на деятельности студентов после окончания экзаменационной сессии может быть перспективой дальнейших исследований в этом направлении.

Исследование выполнено при поддержке гранта Ректората ФГБОУ ВПО «ЧГПУ» (№ УГ-13/12/МУ).

Библиографический список

1. Агаджанян Н. А. Проблемы адаптации и учение о здоровье. - М.: Изд-во РУДН, 2006. -283 с.

2. Айзман Р. И. Избранные лекции по возрастной физиологии и школьной гигиене - Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2004. - 136 с.

3. Демиденко Н. Н. Мотивационно-потреб-ностная сфера личности как компонент психологической готовности и ее влияние на успешность педагогической деятельности: дис. ... канд. псих. наук. - Тверь, 1996. - 202 с.

4. Заболотских И. Б., Илюхина В. А. Физиологические основы различий стрессорной устойчивости здорового и больного человека. - Краснодар: Изд-во Кубанской медицинской академии. 1995. - 100 с.

5. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Изд-во «Питер», 2000. - 512 с.

6. Илюхина В. А. Сверхмедленные физиологические процессы и межсистемные взаимодействия в организме. - Л.: Наука, 1986. - 192 с.

7. Казин Э. М. Образование и здоровье: медико-биологические и психолого-педагогические аспекты. - Кемерово: КРИПК и ПРО, 2010. - 214 с.

8. Литвинова Н. А. Роль индивидуальных психофизиологических особенностей студентов в адаптации к умственной и физической деятельности: автореф. дис. ... д-ра биол. наук: 03.00.13. - Томск, 2008. - 38 с.

9. Практикум по психодиагностике. Психодиагностика мотивации и саморегуляции. - М.: Изд-во МГУ, 1990. - 159 с.

10. Практикум по психологии личности. -СПб.: Изд-во «Питер», 2000. - 560 с.

11. Психологические и психофизиологические методы оценки профессиональной деятельности: Методические указания. - Сургут: РИО СурГПУ, 2007. - 66 с.

12. Сенин И. Г. Опросник терминальных ценностей. - Ярославль.: НПЦ «Психодиагностика», Фонд гражданских инициатив «Содействие», 1991. - 21 с.

13. Фокин В. Ф. Энергетическая физиология мозга. - М.: Изд-во «Антидор», 2003. - 288 с.

14. Шибкова Д. З. Психофизиологические особенности креативности студентов как фактор адаптации к учебной деятельности. // Онтогенез. Адаптация. Здоровье. Образование. Книга 3, Адаптация и здоровье студентов. 2011. -

С. 171-195.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.