Научная статья на тему 'Психолого-педагогические подходы к сущности понятия «Мотивация» в научных исследованиях'

Психолого-педагогические подходы к сущности понятия «Мотивация» в научных исследованиях Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
7752
1703
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Новые технологии
ВАК
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / СТРУКТУРА МОТИВАЦИИ / ЛИЧНОСТНАЯ МОТИВАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ / СТУДЕНЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ / МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА / MOTIVATION / STRUCTURE OF MOTIVATION / PERSONAL MOTIVATION / PROFESSIONAL MOTIVATION / STUDENT AGE / THE MOTIVATIONAL SPHERE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гафла Елизавета Саркисовна

В статье раскрываются психолого-педагогические подходы к сущности понятия «мотивация» в отечественных и зарубежных научных исследованиях, дано обоснование природы мотивации, ее происхождению, описаны функции мотивационной сферы личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological and teaching approaches to the essence of the concept "motivation" in research

The article describes the psychological and pedagogical approaches to the essence of the concept "motivation" in domestic and foreign research and development, the nature of motivation and its origin have been grounded, the functions of the motivational sphere of personality have been described.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогические подходы к сущности понятия «Мотивация» в научных исследованиях»

УДК 159.947.5 ББК 88.5 Г 24

Гафла Елизавета Саркисовна, преподаватель Донского педагогического колледжа, г. Ростов-на-Дону т.: 89289092156.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К СУЩНОСТИ ПОНЯТИЯ «МОТИВАЦИЯ» В НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ

(рецензирована)

В статье раскрываются психолого-педагогические подходы к сущности понятия «мотивация» в отечественных и зарубежных научных исследованиях, дано обоснование природы мотивации, ее происхождению, описаны функции мотивационной сферы личности.

Ключевые слова: мотивация, структура мотивации, личностная мотивация,

профессиональная мотивация, студенческий возраст, мотивационная сфера.

Gafla Elizabeth Sarkisovna, a teacher of the Don Teachers’ College, Rostov-on-Don, tel.: 89289092156.

PSYCHOLOGICAL AND TEACHING APPROACHES TO THE ESSENCE OF THE CONCEPT "MOTIVATION" IN RESEARCH

(reviewed)

The article describes the psychological and pedagogical approaches to the essence of the concept "motivation" in domestic and foreign research and development, the nature of motivation and its origin have been grounded, the functions of the motivational sphere of personality have been described.

Keywords: motivation, structure of motivation, personal motivation, professional motivation, student age, the motivational sphere.

Формирование мотивации является неотъемлемой частью развития личности человека. Основной задачей современного отечественного образования является его адаптивность и практико -ориентированность, поэтому важным моментом в решении этой проблемы является исследование профессиональной мотивации подрастающего поколения. Именно в переходные, кризисные периоды развития возникают новые мотивы, новые ценностные ориентации, новые потребности и интересы, а на их основе перестраиваются и качества личности, характерные для предшествующего периода. Следовательно, мотивы, присущие данному возрасту выступают в качестве личностно-образующей системы и связаны с развитием самосознания, осознания положения собственного «Я» в системе общественных отношений. Мотивы относятся к важнейшим компонентам структуры личности, по степени сформированности которых можно судить об уровне сформированности личности. Переход от старшего школьного возраста к студенческому сопровождается противоречиями и ломкой привычных жизненных представлений. Необходимо учитывать, что отличия в мотивации могут наблюдаться у студентов различных курсов, факультетов и специальностей.

В современных психолого-педагогических исследованиях под профессиональной мотивацией понимается действие конкретных побуждений, которые обусловливают выбор профессии и продолжительное выполнение обязанностей, связанных с этой профессией; профессиональная мотивация формируется под влиянием факторов окружающей действительности, работы по профориентации. Проблема профессиональной мотивации в настоящее время приобретает особое значение. Именно в ней специфическим образом высвечиваются основные моменты взаимодействия индивида и общества, в котором образовательный процесс приобретает приоритетное значение. Изучение структуры профессионально-ориентированной мотивации студентов, знание мотивов, побуждающих к работе в сфере образования, позволит психологически обоснованно решать задачи повышения эффективности педагогической деятельности: правильно осуществлять отбор, обучение, расстановку кадров, планировать профессиональную карьеру. Этой проблеме посвящены работы отечественных ученых-психологов: В.Г. Асеева, И.А. Васильева и М.Ш. Магомед-Эминова, В.К. Вилюнаса, И.А. Джидарьяна, Б.И. Додонова, В.А. Иванникова, Е.П. Ильина, Д.А. Кикнадзе, Л.П.

Кичатинова, В.И. Ковалёва, А.Н. Леонтьева, С.Г. Москвичёва, П.В. Симонова, П.М. Якобсона и др., а также зарубежных авторов: X. Хекхаузена, Д.В. Аткинсона, Д. Халла, А.Г. Маслоу.

Студенческий возраст представляет особый период жизни человека. Заслуга самой постановки проблемы студенчества как особой социально-психологической и возрастной категории принадлежит психологической школе Б.Г. Ананьева. В исследованиях Б.Г. Ананьева, Н.В. Кузьминой, Ю.Н. Кулюткина, А.А. Реана, Е.И. Степановой выявлены противоречия между требованиями современного общества к будущему специалисту и сформированностью его мотивационной сферы при выборе образовательного учреждения.

Изучение мотивации является одной из фундаментальных проблем как в отечественной, так и в зарубежной психологии. Ее значимость для разработки современной психологии связана с анализом источников активности человека, побудительных сил его деятельности, поведения. Ответ на вопрос, что побуждает человека к деятельности, каков мотив, «ради чего» он ее осуществляет, есть основа ее адекватной интерпретации. П.М. Якобсон отмечает, «...когда люди общаются друг с другом... то, прежде всего, возникает вопрос о мотивах, побуждениях, которые толкнули их на такой контакт с другими людьми, а также о тех целях, которые с большей или меньшей осознанностью они ставили перед собой» [7, 12-13]. В самом общем плане мотив - это то, что определяет, стимулирует, побуждает человека к совершению какого-либо действия, включенного в определяемую этим мотивом деятельность.

Сложность и многоаспектность проблемы мотивации обусловливает множественность подходов к пониманию ее сущности, природы, структуры, а также к методам ее изучения (Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн, М. Аргайл, В.Г. Асеев, Л.И. Божович, К. Левин, А.Н. Леонтьев, З. Фрейд и др.). Существенно подчеркнуть, что основным методологическим принципом, определяющим исследования мотивационной сферы в отечественной психологии, является положение о единстве динамической (энергетической) и содержательно-смысловой сторон мотивации. Активная разработка этого принципа связана с исследованием таких проблем, как система отношений человека (В.Н. Мясищев), соотношение смысла и значения (А.Н. Леонтьев), интеграция побуждений и их смысловой контекст (С.Л. Рубинштейн), направленность личности и динамика поведения (Л.И. Божович, В.Э. Чудновский), ориентировка в деятельности (П.Я. Гальперин) и т.д.

В отечественной психологии мотивация рассматривается как сложный многоуровневый регулятор жизнедеятельности человека - его поведения, деятельности. Высшим уровнем этой регуляции является сознательно-волевой. В.Г. Асеев отмечает, что «.мотивационная система человека имеет гораздо более сложное строение, чем простой ряд заданных мотивационных констант. Она описывается исключительно широкой сферой, включающей в себя и автоматически осуществляемые установки, и текущие актуальные стремления, и область идеального, которая в данный момент не является актуально действующей, но выполняет важную для человека функцию, давая ему ту смысловую перспективу дальнейшего развития его побуждений, без которой текущие заботы повседневности теряют свое значение» [1, 122]. Всё это, с одной стороны, позволяет определять мотивацию как сложную, неоднородную многоуровневую систему побудителей, включающую в себя потребности, мотивы, интересы, идеалы, стремления, установки, эмоции, нормы, ценности и т.д., а с другой, - говорить о полимотивированности деятельности, поведения человека и о доминирующем мотиве в их структуре. Исследователи определяют мотивацию как один конкретный мотив, как единую систему мотивов и как особую сферу, включающую в себя потребности, мотивы, цели, интересы в их сложном переплетении и взаимодействии.

Трактовка «мотива» соотносит это понятие либо с потребностью (драйвом) (Ж. Ньютенн, А. Маслоу), либо с переживанием этой потребности и ее удовлетворением (С.Л. Рубинштейн), либо с предметом потребности. Так, в контексте теории деятельности А.Н. Леонтьева термин «мотив» употребляется не для «обозначения переживания потребности, но как означающий то объективное, в чем эта потребность конкретизируется в данных условиях и на что направляется деятельность, как на побуждающее ее» [4, 225]. Отметим, что понимание мотива как «опредмеченной потребности» определяет его в качестве внутреннего мотива, входящего в структуру самой деятельности.

Наиболее полным является определение мотива, предложенное одним из ведущих исследователей этой проблемы - Л.И. Божович. Согласно Л.И. Божович, в качестве мотивов могут выступать предметы внешнего мира, представления, идеи, чувства и переживания, словом, все то, в чем нашла воплощение потребность. Такое определение мотива снимает многие противоречия в его толковании, где объединяются энергетическая, динамическая и содержательная стороны. При этом

подчеркнем, что понятие «мотив» уже понятия «мотивация», которое выступает тем сложным механизмом соотнесения личностью внешних и внутренних факторов поведения, который определяет возникновение, направление, а также способы осуществления конкретных форм деятельности.

Наиболее широким является понятие «мотивационной сферы», включающее и аффективную, и волевую сферу личности (Л.С. Выготский), переживание удовлетворения потребности. В общепсихологическом контексте мотивация представляет собой сложное объединение, «сплав» движущих сил поведения, открывающийся субъекту в виде потребностей, интересов, включений, целей, идеалов, которые непосредственно детерминирует человеческую деятельность. Мотивационная сфера или мотивация в широком смысле слова с этой точки зрения понимается как стержень личности, к которому «стягиваются» такие ее свойства, как направленность, ценные ориентации, установки, социальные ожидания, притязания, эмоции, волевые качества и другие социально-психологические характеристики.

Продуктивным в изучении мотивации (В.Г. Асеев, Дж. Аткинсон, Л.И. Божович, Б.И. Додонов, А. Маслоу, Е.И. Савонько) является представление о мотивации как о сложной системе, в которую включены определенные иерархизированные структуры. При этом структура понимается как относительно устойчивое единство элементов, их отношений и целостности объекта; как инвариант системы. Анализ структуры мотивации позволил В.Г. Асееву выделить в ней: а) единство процессуальных и дискретных характеристик; б) двухмодальное, т.е. положительное и отрицательное основания ее составляющих. Существенным для исследования структуры мотивации оказалось выделение Б.И. Додоновым ее четырех структурных компонентов: удовольствия от самой деятельности, значимости для личности непосредственного ее результата, «мотивирующей» силы вознаграждения за деятельность, принуждающего давления на личность. Первый структурный компонент условно назван «гедонической» составляющей мотивации, остальные три - целевыми ее составляющими. Вместе с тем первый и второй выявляют направленность, ориентацию на саму деятельность (ее процесс и результат), являясь внутренними по отношению к ней, а третий и четвертый фиксируют внешние (отрицательные и положительные по отношению к деятельности) факторы воздействия. Существенно и то, что два последних, определяемых как награда и избегание наказания, являются, по Дж. Аткинсону, составляющими мотивации достижения. Отметим, что подобное структурное представление мотивационных составляющих, соотнесенное со структурой учебной деятельности, оказалось очень продуктивным.

Одним из ранних исследователей личностной мотивации (в терминах потребностей личности), как известно, была работа Х. Мюррея. Из множества рассматриваемых автором побудителей поведения им были выделены четыре основных: потребность в достижении, потребность в доминировании, потребность в самостоятельности, потребность в аффиляции. Эти потребности были рассмотрены в более широком контексте М. Аргайлом. Он включил в общую структуру мотивации (потребностей): несоциальные потребности, которые могут вызвать

социальное взаимодействие (биологические потребности в воде, еде, деньгах); потребность в зависимости, как принятие помощи, защиты, принятия руководства, особенно от тех, кто авторитетен и имеет власть; потребность в аффиляции, т.е. стремление быть в обществе других людей, в дружеском отклике, принятия группой, сверстниками; потребность в доминировании, т.е. принятия себя другими или группой других как лидера, которому дозволено говорить большее время, принимать решения; сексуальная потребность - физическая близость, дружеское и интимное социальное взаимодействие представителя одного пола с привлекательным представителем другого; потребность в агрессии, т.е. в нанесении вреда, физически или вербально; потребность в чувстве собственного достоинства (self-esteem), самоидентификация, т.е. в принятии самого себя как значимого. Очевидно, что потребность в зависимости, в самоутверждении и одновременно в агрессии может в значительной мере представлять интерес для анализа деятельности и поведения обучаемых. В плане рассмотрения структуры потребностной сферы человека большой интерес представляет «потребностный треугольник» А. Маслоу, в котором, с одной стороны, очевиднее высвечивается социальная, интерактивная зависимость человека, а с другой стороны, - его познавательная, когнитивная природа, связанная с самоактуализацией.

Таким образом, эти отдельные моменты, как и отношение к профессии в целом, влияют на эффективность учебной деятельности студентов. Они, в частности, сказываются на общем уровне профессиональной подготовки, и потому данная проблема входит в число вопросов педагогической

и социально-педагогической психологии. Но есть и обратная зависимость: на отношение к профессии, безусловно, влияют различные стратегии, технологии, методы обучения, социальные группы. Несмотря на то, что удовлетворенность профессией обусловлена множеством факторов, ее уровень поддается вероятностному прогнозированию. Очевидно, эффективность такого прогноза определяется тем комплексом методик, которые будут применены для диагностики интересов и склонностей личности учащегося, его установок, ценностных ориентаций, а также характерологических особенностей.

Литература:

1. Асеев В.Г. Проблема мотивации и личности // Теоретические проблемы психологии личности. М., 2005. С. 122.

2. Аткинсон Дж. Теория о развитии мотивации. М., 1996.

3. Додонов Б.И. Эмоции как ценность. М., 2003.

4. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 2004. С. 225.

5.Маслоу А. Мотивация и личность. М., 2002.

6. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность: пер. с нем. М., 2007.

7. Якобсон П.М. Общение людей как социально-психологическая проблема. М., 1999. С.

12-13.

References:

1. Aseev V.G. The problem of motivation and personality / / Theoretical problems of individual psychology. M., 2005. P.122.

2. Atkinson J. The theory of the development of motivation. M., 1996.

3. Dodonov B.I. Emotions as a value. M., 2003.

4. Leontiev A.N. Problems of development of the psyche. M., 2004. P. 225.

5. Maslow A. Motivation and personality. M., 2002.

6. Hekhauzen H. Motivation and activity: trans. from Germ. M., 2007.

7. Jacobson P.M. Communication between people as a social and psychological problem. M., 1999. P. 1213.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.