Научная статья на тему 'Профессиональный выбор одаренной молодежи в контексте воспроизводства научных и научно- педагогических работников высшей квалификации'

Профессиональный выбор одаренной молодежи в контексте воспроизводства научных и научно- педагогических работников высшей квалификации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
99
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
одаренная молодежь / профессиональный выбор / когорта / воспроизводство научных работников высшей квалификации / биографическая ловушка / gifted youth / professional choice / cohort / recreation of scientific high-qualified workers / biographical trap

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Н. Ф. Денисова

В статье на основании когортного изучения профессионального выбора одаренной молодежи осуществлена оценка результативности привлечения данной группы в сферу научной и научно-педагогической деятельности. Рассмотрены факторы, которые обусловили достигнутые результаты. Сделан вывод о наличии потенциала повышения эффективности привлечения и закрепления одаренной молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL CHOICE OF THE GIFTED YOUTH IN THE CONTEXT OF RECREATION OF SCIENTIFIC HIGH-QUALIFIED WORKERS

Main subject of the article is the problem of evaluation of the results of effectiveness of scientific high-qualified pedagogical workers inclusion on the base of cohort analysis method. Factors determining the results were considered. There was made a conclusion about possibility to increase effectiveness, its perspective and consolidation of gifted youth.

Текст научной работы на тему «Профессиональный выбор одаренной молодежи в контексте воспроизводства научных и научно- педагогических работников высшей квалификации»

УДК 378.091.212.3(045) (476)

Н. Ф. ДЕНИСОВА,

Институт социологии НАН Беларуси, г. Минск

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ВЫБОР ОДАРЕННОЙ МОЛОДЕЖИ В КОНТЕКСТЕ ВОСПРОИЗВОДСТВА НАУЧНЫХ И НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИИ

В статье на основании когортного изучения профессионального выбора одаренной молодежи осуществлена оценка результативности привлечения данной группы в сферу научной и научно-педагогической деятельности. Рассмотрены факторы, которые обусловили достигнутые результаты. Сделан вывод о наличии потенциала повышения эффективности привлечения и закрепления одаренной молодежи.

Ключевые слова: одаренная молодежь, профессиональный выбор, когорта, воспроизводство научных работников высшей квалификации, биографическая ловушка.

Обоснование актуальности проблемы. Поддержка и развитие творческого потенциала одаренной молодежи является одной из важных задач государственной молодежной политики Республики Беларусь. Для обеспечения учета и систематизации информации о данной социальной группе в стране с 2006 г. функционирует банк данных одаренной молодежи (далее - банк данных), в котором аккумулируется информация о лицах, достигших особых успехов прежде всего в научно-исследовательской, творческой и интеллектуальной деятельности (далее - одаренная молодежь). Помимо системы выявления и учета одаренной молодежи в стране создана система государственной поддержки, направленная на обеспечение условий для ее плодотворной профессиональной деятельности и самореализации, в первую очередь в областях, тесно связанных с интеллектуально-творческой деятельностью.

Так, в соответствии с пунктом 17 Указа Президента Республики Беларусь № 199 от 26 апреля 2010 г. (далее - Указ № 199) в целях обеспечения эффективного использования творческого и интеллектуального потенциала одаренной молодежи руководители государственных органов и иных организаций должны обеспечить создание условий для профессионального роста граждан, включенных в банк данных, в том числе путем их привлечения к преподавательской и научной деятельности [1]. Необходимость вовлечения одаренной молодежи в инновационную деятельность также заявлена в качестве одной из подзадач Государственной программы «Образование и молодежная политика» на 2016-2020 годы [2]. Таким образом, одаренная молодежь в рамках государственной политики рассматривается как ценный ресурс для воспроизводства кадрового состава науки и высшей школы.

Вместе с тем до сих пор в полной мере не освещен вопрос о том, насколько успешно удается привлекать и закреплять одаренную молодежь в сфере научной и (или) педагогической деятельности. Данный вопрос особенно актуален в контексте обеспечения воспроизводства научных, в том числе научно-педагогических, работников высшей квалификации (далее - НРВК), которые представляют собой научную элиту Беларуси.

В рамках данной статьи под научным работником высшей квалификации понимается специалист, обладающий ученой степенью и профессионально занимающийся научной деятельностью, а под научно-педагогическим работником высшей квалификации - специалист, обладающий ученой степенью и профессионально занимающийся научной и педагогической деятельностью в научных организациях и учреждениях высшего образования. Подобная трактовка данных понятий оправдана тем, что, с одной стороны, она используется в нормативных правовых актах [3], а с другой - тесно связана с термином «исследователь», который применяется в государственной статистике. В Указаниях по заполнению формы государственной статистической отчетности 1-нт (наука) «Отчет о выполнении научных исследований и разработок» под исследователями понимаются «работники, профессионально занимающиеся научными исследованиями и разработками и непосредственно осуществляющие создание новых знаний, продуктов, процессов, методов и систем, а также управление указанными видами деятельности» [4].

Процесс воспроизводства НРВК в данной работе рассматривается как последовательность этапов, где первый этап - это привлечение выпускника высшего учебного заведения или магистратуры в систему аспирантуры и соискательства, а последний - начало трудовой деятельности в сфере научной (здесь и далее - в том числе научно-педагогической) деятельности специалиста с ученой степенью. Ввиду того, что прирост численности НРВК зависит в первую очередь от подготовки лиц с ученой степенью кандидата наук, подготовка специалиста в системе докторантуры нами не рассматривается. Таким образом, для анализа того, насколько успешно удается вовлекать одаренную молодежь в процесс воспроизводства НРВК, необходимо ответить на следующие вопросы:

1. Какая доля одаренной молодежи с высшим образованием поступает в систему аспирантуры или на форму соискательства?

2. Какая доля данной группы успешно завершает обучение в аспирантуре или в форме соискательства?

3. Какая доля данной группы успешно защищает диссертации на соискание ученой степени?

4. Какая доля из группы лиц, получивших ученую степень, становится научными, в том числе научно-педагогическими, работниками высшей квалификации?

5. Какие основные факторы обусловливают актуальный уровень привлечения одаренной молодежи в процесс воспроизводства НРВК?

В качестве возможного подхода к исследованию обозначенных вопросов можно предложить когортное изучение профессионального выбора одаренной молодежи.

Методология исследования и источники данных. Традиционно выделяют два вида одаренности: потенциальную и реализованную. В рамках данной статьи исследуется социальная группа с реализованной одаренностью, формы проявления которой закреплены нормативно в рамках Указа № 199. Таким образом, исследуемая группа не охватывает всех интеллектуально одаренных представителей белорусской молодежи (как потенциально одаренных, так и проявляющих в той или иной форме свои способности). Однако она в полной мере охватывает ту ее часть, которая продемонстрировала свои способности на общереспубликанском и международном уровнях и получила признание со стороны независимых конкурсных комиссий и государства.

Одним из основных источников данных об исследуемой группе является банк данных одаренной молодежи [5]. Использование соответствующего информационного ресурса значительно упрощает проведение социологического исследования, так как сведения из банка данных представляют собой практически готовый список генеральной совокупности и позволяют реконструировать профессиональные траектории представителей одаренной молодежи.

Предметом исследования является профессиональный выбор одаренной молодежи, который понимается как выбор индивидом одного из вариантов профессиональной самореализации, обусловленный представлениями индивида о своих потребностях и возможности их удовлетворения в результате сделанного выбора. При этом выбор одаренной молодежи в данной статье рассматривается как показатель способности науки привлекать молодежь, которая проявила наибольшую предрасположенность к творческо-интеллектуаль-ной деятельности.

В качестве основного методологического подхода к изучению предметной области выбран редко применяемый в отечественной социологии когортный анализ, осуществляемый методом реальной когорты [6, с. 349]. Данный метод наиболее часто используется при изучении демографических процессов и базируется на исследовании в разные временные периоды характеристик одной и той же когорты. Под когортой понимается группа лиц, объединенных наступлением некоторого события. Применительно к исследуемому вопросу были определены следующие события вступления в когорту: индивиды должны быть включены в банк данных в период обучения в высшем учебном заведении, а также должны завершить данное обучение в период с 2006 по 2010 г.

Использование указанного подхода позволяет охватить все этапы процесса воспроизводства НРВК на примере одной когорты, представив его как процесс вовлечения, подготовки и закрепления в сфере научной деятельности одаренной молодежи. Таким образом, становится возможным учесть профессиональный выбор каждого индивида и рассчитать для представителей когорты вероятность перехода на последующие этапы процесса воспроизводства.

Общая численность изучаемой когорты составила 1068 человек, что достаточно для репрезентативного освещения исследуемого вопроса, так как именно эта подгруппа из общей численности всех лиц, включенных в банк данных, имела возможность пройти все этапы воспроизводства НРВК к моменту проведения исследования и сформировать свое отношение к профессии ученого. На основании информации из банка данных был реконструирован профессиональный путь каждого представителя когорты. Объективные данные были дополнены результатами выборочного телефонного опроса, проведенного при поддержке гранта Национальной академии наук Беларуси на выполнение научно-исследовательских работ в 2016 г. по теме: «Профессиональный выбор одаренной молодежи как критерий эффективности воспроизводства научных и научно-педагогических работников высшей квалификации Республики Беларусь».

Выборочная совокупность была разделена на три основные страты: лица с ученой степенью; лица без ученой степени, но с научной квалификацией «исследователь»; лица с высшим образованием, не освоившие образовательную программу аспирантуры. Для каждой страты был разработан опросный лист, который содержал как уникальные, так и универсальные для всех страт вопросы. Всего за период с мая по сентябрь 2016 г. было опрошено 365 респондентов из 1068 человек, то есть 34,2 % от генеральной совокупности. Предельная ошибка выборки для всей когорты составила ±3,8 % при доверительной вероятности 90 %. В расчетах использовалась формула оценки предельной ошибки для стратифицированной неравномерной бесповторной выборочной совокупности.

Резюмируя, можно утверждать, что при таком дополнении биографической информации результатами выборочных опросов информативность полученных сведений приближается к данным лонгитюдных исследований при значительно меньших затратах.

Результаты исследования. На основании сведений из банка данных одаренной молодежи и результатов социологического исследования были рассчитаны показатели вовлечения представителей изучаемой когорты на каждый из этапов процесса воспроизводства НРВК. Также была проведена экстраполяция полученных показателей на представителей когорты, которые на момент проведения исследования продолжали обучение в аспирантуре. Результаты расчетов представлены в таблице, детальное описание процедур расчета и экстраполяции - в статье [7].

Полученные результаты свидетельствуют о том, что большинство представителей когорты (от 82,2 до 88,4 % при интервальном оценивании) в период обучения в вузе рассматривали научную и научно-педагогическую деятельность как один из возможных вариантов профессиональной самореализации. Но при этом поступили в аспирантуру только 37,6 % представителей когорты. Таким образом, на первый этап воспроизводства (привлечение одаренной молодежи в систему подготовки кадров науки) пришлась самая большая доля потерь - 62,4 % наиболее ценных представителей кадрового потенциала.

Показатели вовлечения одаренной молодежи, завершившей обучение в вузах за период 2006-2010 гг., в процесс воспроизводства научных, в том числе научно-педагогических, работников высшей квалификации Республики Беларусь, %

Показатели воспроизводства НРВК Дожитие когорты Кумулятивные потери когорты

Получили высшее образование 100,0 0,0

Рассматривали вариант научной карьеры от 82,2 до 88,4 от -11,6 до -17,8

Поступили в аспирантуру 37,6 -62,4

Успешно окончили аспирантуру 33,1 -66,9

Защитили диссертацию 15,8 -84,2

Занимаются научной (в том числе научно-педагогической) деятельностью и не планируют менять род деятельности от 8,0 до 9,7 от -90,3 до -92,0

На втором этапе (обучение в аспирантуре) произошли незначительные потери - всего 4,5 % представителей когорты отказались от завершения послевузовского образования и были отчислены. Однако успешное окончание аспирантуры большинством одаренной молодежи, привлеченной в систему послевузовского образования, не гарантирует соответствующий прирост доли лиц с ученой степенью в общей численности когорты. На основании биографических данных была определена вероятность успешной защиты диссертации для представителей изучаемой когорты. Данную вероятность экстраполировали на ту часть когорты, которая еще обучается в аспирантуре. В результате было выявлено, что только около 16 % ее представителей получат ученую степень.

Данные опроса показывают, что на последнем этапе воспроизводства НРВК (трудоустройство в сфере научной деятельности специалистов с ученой степенью) не удается удержать всех подготовленных специалистов. На основании интервального оценивания можно утверждать, что только от 8,0 до 9,7 % представителей когорты с ученой степенью на момент опроса занимались научной деятельностью и не планировали в ближайшие пять лет менять профессиональную сферу. Таким образом, этот показатель может рассматриваться как интегральная оценка достигнутого уровня привлечения и закрепления одаренной молодежи в науке.

Одним из инструментов снижения потерь когорты в процессе воспроизводства НРВК могла бы стать система государственной поддержки одаренной молодежи. Однако, несмотря на декларируемую государством необходимость привлечения одаренной молодежи к научно-исследовательской и инновационной деятельности, можно констатировать, что фактически отсутствуют специфицированные меры государственной поддержки той части одаренной молодежи, которая ориентирована на работу в сфере науки. Так, по оценкам представителей когорты, государственная поддержка после включения в банк данных практически не повлияла на их благосостояние (только 16,0 % оценили ее влияние на свое материальное положение как значительное). Это позволяет сделать вывод, что данный инструмент кадровой политики фактически

не оказывает влияния на принятие одаренной молодежью решения о работе в сфере науки.

Можно предположить, что вовлечение одаренной молодежи в систему воспроизводства НРВК опосредуется, с одной стороны, совокупностью благ, которые предлагает сфера науки, а с другой - уровнем потребностей одаренной молодежи и готовностью к их достижению. В рамках исследования была рассмотрена значимость для одаренной молодежи тех благ, которые может предложить белорусская наука. К таким благам отнесены возможность творческой самореализации, карьерного роста, служебное жилье и др.

По мнению одаренной молодежи с ученой степенью, занятой научной деятельностью, наиболее важной ценностью в их профессии является творческая самореализация. Вместе с тем данная возможность доступна и используется большинством (84,3 % полностью или частично довольны данной возможностью своей работы). Также следует отметить, что из предложенных для оценки аспектов работы только по одному можно зафиксировать ситуацию массовой неудовлетворенности. Данный аспект связан с низким уровнем доходов научных (в том числе научно-педагогических) работников. Так, полностью или частично не удовлетворены своими доходами 45,1 % респондентов. Это позволяет утверждать, что основным фактором оттока одаренной молодежи с ученой степенью из сферы науки является уровень доходов.

Интерес представляет уровень потребностей представителей данной группы. Так, в ходе телефонного опроса задавался вопрос о величине среднего месячного желаемого уровня заработной платы кандидата наук, при котором респондент работал бы в науке и не задумывался о смене рода деятельности. Средний уровень желаемых доходов кандидатов наук составил 1674 руб., медианный - 1200 руб.

В современных условиях белорусской науки у большинства представителей когорты с ученой степенью, занятых научной деятельностью (70,0 %), реальный уровень заработной платы значительно меньше (в два и более раза) желаемой величины заработной платы кандидата наук. Расхождение между желаемым и реальным уровнем доходов может преодолеваться либо повышением квалификации и трудовой нагрузки с целью получения более значимых денежных средств, либо сменой рода деятельности. Первый способ повысить уровень доходов имеет объективный предел: экономическая ситуация в системе науки ставит ограничение возможности массового увеличения заработка без изменения общего уровня доходов. Невозможность для большинства представителей одаренной молодежи достигнуть и долгосрочно поддерживать уровень желаемых доходов увеличивает риск, что данные специалисты будут искать подработки в других профессиональных областях. Это, в свою очередь, связано с риском их ухода из системы науки. Почти две трети представителей когорты (64,7 %), которые работают в данной сфере, утверждают, что уже на момент опроса они могут без долгосрочной переподготовки найти более высокооплачиваемую работу вне науки. Это позволяет констатировать,

что не только одаренная молодежь предъявляет высокие требования к желаемому уровню доходов, но и существует большой спрос на данную категорию специалистов в других отраслях народного хозяйства.

Тем не менее только 7,8 % одаренной молодежи с ученой степенью, занятых научной деятельностью, оценили вероятность ухода в другую профессиональную область как высокую (70,0 % и выше). Таким образом, для большинства тех, кто получил ученую степень и начал карьеру в качестве ученого, неудовлетворенность уровнем доходов компенсируется другими аспектами профессиональной деятельности.

Следует отметить, что отчасти данный процент может быть объяснен феноменом, получившим в западной социологии название «биографическая ловушка». Применительно к анализируемой проблеме данное понятие характеризует ситуацию, когда недовольство уровнем заработной платы сочетается с низкой востребованностью и потенциально низким уровнем доходов на рынке труда как в рамках, так и за границами своей профессиональной деятельности. В связи с этим данная группа практически не имеет приемлемых альтернатив продолжению научной карьеры без существенного ухудшения материального благополучия. При точечном оценивании к данной категории могут быть отнесены 5,9 % респондентов с ученой степенью, занятых научной деятельностью.

Резюмируя, можно констатировать, что научная деятельность по своему содержанию является достаточно привлекательной для большей части одаренной молодежи. Однако только небольшая доля представителей данной группы проходит все этапы процесса воспроизводства НРВК. Предъявляемые требования (прежде всего к уровню оплаты труда) значительно рассогласованы с тем, что, по их мнению, может предложить сфера научной деятельности. Также на данный момент существующая система государственной поддержки данной группы практически не оказывает влияния на вовлечение одаренной молодежи в сферу науки. Таким образом, потенциал привлечения одаренной молодежи значителен, однако степень его реализации потребует привлечения дополнительных ресурсов государства. В качестве фактора, сдерживающего отток работников с ученой степенью из сферы науки, выступает высокий уровень удовлетворенности содержанием своего труда, что компенсирует имеющуюся рассогласованность предъявляемых материальных потребностей и возможностей их удовлетворения.

Список использованных источников

1. О некоторых вопросах формирования, ведения и использования банков данных одаренной и талантливой молодежи : Указ Президента Респ. Беларусь, 26 апр. 2010 г., № 199 : в ред. Указа Президента Респ. Беларусь от 09.08.2011 г., № 351 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 2010. - № 105. - 1/11578.

2. Государственная программа «Образование и молодежная политика» на 2016-2020 годы : утв. постановлением Совета Министров Респ. Беларусь, 28 марта 2016 г., № 250 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 2016. - 5/41915.

3. Положение о присуждении ученых степеней и присвоении ученых званий в Республике Беларусь : утв. Указом Президента Респ. Беларусь, 17 нояб. 2004 г., № 560 : в ред. Указа Президента Респ. Беларусь, 1 дек. 2011 г., № 561 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. -2004. - № 180. - 1/6013.

4. Указания по заполнению формы государственной статистической отчетности 1-нт (наука) «Отчет о выполнении научных исследований и разработок» [Электронный ресурс] : утв. Нац. стат. ком. Респ. Беларусь, 1 июля 2014 г., № 73 // Национальный статистический комитет Республики Беларусь. - Режим доступа: http://belstat.gov.by/gosudarstvennye-statisticheskie-naWyudemya/formy-gosudarstvennyh-statisticheskih-nablyuden_2/albom-form-tsentraHzovannyh-statisticheskih-nablyudenii-na-2016-god/statistika-nauki-i-innovatsii/. - Дата доступа: 15.09.2016.

5. Банк данных одаренной молодежи [Электронный ресурс] // Общегосударственная автоматизированная информационная система / Национальный центр электронных услуг. - Режим доступа: https://oais.by:4445/portal.mht. - Дата доступа: 10.08.2014.

6. Демографический энциклопедический словарь / гл. ред. Д. И. Валентей. - М. : Совет. Энцикл., 1985. - 608 с.

7. Денисова, Н. Ф. Образовательный путь одаренной молодежи как критерий эффективности воспроизводства научных и научно-педагогических работников высшей квалификации / Н. Ф. Денисова // Вес. Нац. акад. навук Беларуси Серыя гумаштар. навук. - 2016. - № 2. -С. 19-23.

N. F. DENISOVA

PROFESSIONAL CHOICE OF THE GIFTED YOUTH IN THE CONTEXT OF RECREATION OF SCIENTIFIC HIGH-QUALIFIED WORKERS

Summary

Main subject of the article is the problem of evaluation of the results of effectiveness of scientific high-qualified pedagogical workers inclusion on the base of cohort analysis method. Factors determining the results were considered. There was made a conclusion about possibility to increase effectiveness, its perspective and consolidation of gifted youth.

Keywords: gifted youth, professional choice, cohort, recreation of scientific high-qualified workers, biographical trap.

Поступила 08.11.2016 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.