Научная статья на тему 'Целевая программа «Научно-педагогическая молодежь»'

Целевая программа «Научно-педагогическая молодежь» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
131
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАДРЫ / ПРОГРАММА МАИ "НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ" / ЦЕЛЕВАЯ АСПИРАНТУРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шевцов Вячеслав Алексеевич

В статье описан опыт МАИ по реализации мер, направленных на оптимизацию возрастной кадровой структуры вуза и наращивание его кадрового резерва. Приводится описание программы «Научно-педагогическая молодежь», целью которой является насыщение профессорско-преподавательского состава молодыми высококвалифицированными научными кадрами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шевцов Вячеслав Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The «scientific master youth» program of moscow aviation institute (state university of aerospace technologies

The article describes the experience of MAI on the problem of a decreasing of the middle-aged of MAI's workers. The purpose of MAI's program, which is called «scientific0master youth» is to increase the academic staff of MAI by means of including scientific well-qualified young people.

Текст научной работы на тему «Целевая программа «Научно-педагогическая молодежь»»

• полное электронное определение изделия;

• реновационное обновление программных, аппаратных средств и оборудования;

• реализация системыавтоматизирован-ного проектирования, конструирования и т.д.;

• использование международных стандартов;

• финансовое и научно-техническое прогнозирование;

• информационная модель ресурсов;

• виртуальные предприятия и технопарки;

• система информационного обеспечения эксплуатации и технического обслуживания техники;

• обеспечение информационной безопасности;

• экономическая эффективность.

Зная временной интервал жизненного

цикла изделия и его структурную и проце-

дурную декомпозицию, можно, решая обратную задачу, определить количество специалистов и уровень их квалификации в рамках некоторого процесса - научно-технического и общественного развития.

Литература

1. См.: Развитие аэрокосмического образова-

ния. М.: МАИ-Принт, 2009; Чумадин А., Ершов В. Подготовка кадров для аэрокосмической промышленности: проблема стандарта // Высшее образование в России. 2006. № 7; Кольга В.В. Концепция построения системы непрерывного аэрокосмического образования. Красноярск, 2006.

2. См.: Куприков М.Ю, Гагасов Д.А, Аведь-

ян А.Б. Твердотельное моделирование в курсе инженерной графики: Учебное пособие для вузов. М.: мАи, 2000. 48с.

3. См.: Левицкий В.С. Машиностроительное

черчение и автоматизация выполнения чертежей. М.: Высшая школа, 1998. 442 с.

В.А. ШЕВЦОВ, профессор, проректор по научной работе

Целевая программа

«Научно-педагогическая

молодежь»

В статье описан опыт МАИ по реализации мер, направленных на оптимизацию возрастной кадровой структуры вуза и наращивание его кадрового резерва. Приводится описание программы «Научно-педагогическая молодежь », целью которой является насыщение профессорско-преподавательского состава молодыми высококвалифицированными научными кадрами.

Ключевые слова: научно-педагогические кадры, программа МАИ «Научно-педагогическая молодежь », целевая аспирантура.

Социологические исследования последних лет свидетельствуют о том, что радикальная смена вектора экономического развития страны привела к уходу из науки и высшей школы молодежи и работников среднего возраста [1]. Этот процесс резко изменил квалификационно-возрастную структуру научно-педагогических кадров и выдвинул решение проблемы восполнения кадрового потенциала в число задач первостепенной важности. Между тем в сфере воспроизводства научно-педагогических

кадров ситуация складывается сегодня не лучшим образом [2].

В публикациях журнала «Высшее образование в России », посвященных анализу кадровых проблем отечественной науки и высшей школы, отмечается ряд негативных тенденций в системе послевузовского профессионального образования [3]. Многие из них наблюдаются и в аэрокосмическом образовании.

За последние 14 лет резко снизился уровень государственного финансирования

образования в авиационных вузах. Около 10 лет оно осуществлялось только по статье «заработнаяплата» на запредельно низком уровне. По этой причине авиационные вузы, имевшие мощную материально-техническую базу, оказались в тяжелом положении. Недофинансирование вузов привело к следующим последствиям:

• резко снизился интерес молодежи к работе преподавателя и вообще работника вуза;

• из вузов ушло подавляющее большинство молодых, талантливых специалистов - как преподавателей, так и учебно-вспомогательного и научного персонала;

• резко возрос и продолжает расти средний возраст преподавателей (на специальных кафедрах авиационных вузов он равен 63 годам, упрофессоров приблизился к 70 годам);

• разрушение педагогических школ в авиационных вузах;

• резкое падение реальной заработной платы преподавателей высших учебных заведений: в настоящее время она составляет не более 25% от той, которую они имели до 1990 г.;

• значительное снижение уровня материально-технического обеспечения учебного процесса (не могут эксплуатироваться и фактически вышли из строя уникальные учебно-научные стенды и установки, что неизбежно сказывается на качестве выпускаемых специалистов);

• катастрофическое сокращение учебно-вспомогательного персонала, который по нормативам высшей школы должен составлять 25% от численности преподавательского состава, вследствие крайне низкой оплаты труда [4].

Обозначенные проблемы и сложившиеся тенденции привлекают пристальное внимание не только работников авиационной промышленности. Любой образованный человек понимает, что возрождение величия России невозможно без интеллектуальных прорывов в наукоёмких отраслях, к которым, несомненно, относится и авиационно-космическая отрасль. Усилия Правительства Российской Федерации по решению кадровых проблем наукоёмких отраслей нашли отражение в целевых программах, среди которых особо следует отметить Федеральную целевую программу «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы.

Ключевые моменты, изложенные в программе, демонстрируют понимание правительственными органами сложности задачи восстановления позиции России на передовых рубежах научного знания: «Одной из острейших проблем современной российской науки является сохранение научных традиций и широкого спектра направлений научных исследований. Из-за хронического недофинансирования в 90-е годы прошлого века оказалась подорванной система воспроизводства научных кадров. Неизбежным результатом этого стал кризис, который выражается в абсолютном сокращении числа исследователей во всех государственных секторах науки и высшего образования, быстром старении и изменении их качественного состава, нарушении

преемственности научных и педагогических школ. <...>. В настоящее время невозможно комплексно и эффективно решить проблемы привлечения молодежи в сферу науки, образования, высоких технологий и закрепления ее в этих сферах, эффективного воспроизводства научных и научно-педагогических кадров, обеспечивающих структурные преобразования государственного сектора науки и высшего образования на федеральном уровне в приемлемые сроки за счет использования рыночных механизмов» [5].

Таким образом, общепризнано, что драматичное положение с возрастной структурой кадров сферы науки и высшего образования является следствием резкого снижения престижности научной и тесно связанной с ней преподавательской деятельности (в первую очередь - из-за низкого размера оплаты этого сложного и высококвалифицированного труда). При этом необходимо отметить, что степень остроты проблемы в значительной мере варьируется в зависимости как от территориального расположения научных организаций и высших учебных заведений (чем крупнее город, тем больше привлекательных, не связанных с научной и преподавательской деятельностью предложений на рынке труда), так и от отраслевого профиля научных организаций и высших учебных заведений.

Нельзя сказать, что в последние годы не предпринимались определенные, по-видимому, посильные для экономического состояния страны меры по противодействию негативным тенденциям в отношении возрастной структуры кадров науки и образования. Так, ежегодно на конкурсной основе выделяются гранты Президента Российской Федерации молодым кандидатам наук и их научным руководителям, а также гранты Президента Российской Федерации молодым докторам наук. В 20052006 гг. в рамках Федеральной целевой научно-технической программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники» реали-

зован ряд мероприятий по поддержке молодых ученых; в рамках ФЦП «Национальная технологическая база» на 20022006 гг. выполнялись мероприятия по подготовке кадров для национальной технологической базы и т.д. Вместе с тем, как и отмечается в тексте упомянутой недавно принятой федеральной целевой программы, «сложившаяся в Российской Федерации ситуация в области воспроизводства и изменения возрастной структуры научных и научно-педагогических кадров показывает, что реализуемый комплекс государственных мер по привлечению и закреплению кадров является недостаточным и не оказывает решающего влияния на позитивное изменение ситуации » [5]. Очевидны также и основные причины недостаточности уже принятых мер, а именно: несоответствие их объема и диапазона масштабу потребного для научно-технического ядра инновационной экономики России (ориентация исключительно на уже состоявшихся молодых ученых и фактическое отсутствие стимулов для дополнительного привлечения молодежи в сферу науки и образования), а также краткосрочность мероприятий, не учитывающих реальные потребности научной молодежи (конкретнее - молодых семей).

В этом смысле весьма актуальными представляются принципы новой Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009-2013 годы», в числе которых - ориентация на расширение круга молодых ученых, их закрепление в сфере науки и образования, на среднесрочность ключевого мероприятия программы (государственную поддержку деятельности научно-образовательных центров).

Несомненно, однако, что никакая федеральная программа не в состоянии решить все проблемы диспропорций возрастной структуры кадров научных организаций и высших учебных заведений по причине как объективной ограниченности средств программы, так и специфики ситуации в каждой конкретной научной организации или

в каждом конкретном высшем учебном заведении. Принципиально необходима активная позиция самих научных организаций и высших учебных заведений в плане преодоления такихдиспропорций.

Надеемся, что для многих будет интересен практический опыт поддержки научной молодежи в Московском авиационном институте (ГТУ). Конечно, этот опыт не является универсальным, в том числе по той причине, что МАИ является одним из немногихинновационно-ориентированных (в мировом понимании этого термина) вузов, поскольку до 80% объема научных исследований выполняются здесь по прямым заказам организаций промышленности и направлены на создание новых технологий.

В 2007 г. в МАИ принята и последовательно реализуется целевая программа института «Научно-педагогическая молодежь », целью которой является насыщение профессорско-преподавательского состава института молодыми высококвалифицированными научными кадрами.

Основные принципы программы весьма прагматичны:

• ориентация на поддержку той части молодежи, которая при наличии минимально необходимых условий предпочла бы работать в сфере образования и науки, а не в иных, в настоящее время материально более привлекательных сферах (на наш взгляд, таких молодых людей не так уж мало, как это может казаться);

• поддержка молодых исследователей на самом проблемном этапе траектории их научной карьеры (подготовка диссертации), когда требуются большие личные усилия при наличии альтернативных жизненных путей, неукорененности в научно-образовательном сообществе, низком (при отсутствии ученой степени) или недостаточно высоком (с учетом возрастных амбиций при наличии ученой степени) социальном статусе, невысокой (по стандартам потребительского общества) заработной плате и т.п.;

• категорическое недопущение материальной поддержки только в соответствии

с возрастным критерием (так называемая «пенсия по молодости»); это было бы крайне несправедливо по отношению к ученым более зрелого возраста, создававшим до сих пор значимый научно-технический потенциал страны, тем более что без их осознанной поддержки невозможно обеспечить передачу молодому поколению неформа-лизуемых знаний, не говоря уже о преемственности научных идей и ценнейших «человеческих» традиций.

Программа состоит из следующих разделов.

«Талантливый абитуриент » - мероприятия по привлечению к поступлению в МАИ одаренных школьников, в том числе из регионов. Предусматривается целевое выделение мест в общежитии для прошед-шихпо конкурсу и включенных в программу кадрового резерва.

«Целевая НИРС » - научно-исследовательская работа студентов старших курсов (включая оплату их руководителей).

«Целевая аспирантура и докторантура» - подготовка диссертаций аспирантами и докторантами (включая оплату науч-ныхруководителей и консультантов); предусматривается резерв мест в общежитии.

«Квалификационный рост» - подготовка диссертаций работниками института (включая оплату руководителей соискателей ученой степени кандидата наук и консультантов соискателей ученой степени доктора наук).

«Кадровыйрезерв» - планомерное замещение молодыми учеными должностей профессорско-преподавательского состава, руководителей всех уровней, продвижение представителей МАИ в руководящие органы внешних организаций и в органы государственной власти.

«Информационное обеспечение » - информационное обеспечение реализации программы, в том числе: создание базы данных молодых научно-педагогических кадров с фиксацией результатов их деятельности и карьерного роста, принадлежности к научным группам, работающим в при-

оритетных направлениях МАИ; пропаганда научной и педагогической деятельности; информирование о предоставляемых программой возможностях, условиях получения поддержки, позитивных результатах реализации программы, научных достижениях студентов, аспирантов, молодых работников института; целевое информирование о конкурсахмолодежных научно-технических и инновационных проектов; мониторинг (статистический и социологический).

«Организационное обеспечение » - механизм реализации программы, включающий:

• создание Совета молодых ученых МАИ;

• создание Совета программы;

• проведение заседаний Совета программы, тематических заседаний Совета института, Советов факультетов, тематических заседаний кафедр;

• разработку планов реализации программы на каждый текущий год и контроль их выполнения;

• формирование бюджета программы;

• формирование студенческих бизнес-команд (лидер, инженеры, программисты, менеджеры, экономисты) под реализацию приоритетных для МАИ проектов;

• формирование и поддержку проекта «Технологическое опережение »;

• подготовку и заключение соглашений с заинтересованными организациями, экономически успешными выпускниками института о целевой поддержке решения проблем научно-педагогической молодежи;

• заслушивание отчетов руководителей подразделений и научных коллективов;

• разработку, утверждение и реализацию специальных мер регулирования ситуации в подразделениях;

• разработку предложений для потенциальных спонсоров, органов государственной власти.

Думается, для наших коллег представляют интерес два раздела указанной программы.

Раздел «Целевая аспирантура» ориентирован на активную поддержку институтом молодых людей, готовых к дальнейшей работе в качестве преподавателя. Поскольку ст. 37 Конституции Российской Федерации исключает возможность распределения аспиранта (по окончании обучения в аспирантуре) на работу в какую-либо организацию (в том числе в высшее учебное заведение), МАИ заключает с лучшими и заинтересованными в этом выпускниками института гражданско-правовой договор, предусматривающий:

■ обязательства целевого аспиранта по окончании обучения в аспирантуре института работать в должности штатного преподавателя (ассистента или старшего преподавателя) МАИ не менее трех лет на полной ставке на условиях, принятых для преподавателей института;

■ обязательства МАИ принять аспиранта по окончании его обучения в аспирантуре на должность штатного преподавателя (ассистента или старшего преподавателя) института на полную ставку на условиях, принятых для преподавателей института;

■ обязательства МАИ выплачивать (из прибыли института, сверх установленных действующим законодательством обязательств по отношению к аспирантам института) целевому аспиранту ежемесячно согласованную денежную сумму в течение всего срока его обучения в аспирантуре МАИ в виде задатка;

■ обязанность целевого аспиранта возвратить (полностью или частично - в соответствии с условиями договора) полученную им от МАИ денежную сумму (задаток) в следующих случаях:

- отчисление целевого аспиранта из аспирантуры института по неуважительным причинам;

- желание целевого аспиранта после окончания аспирантуры не вступать в трудовые отношения с МАИ;

- желание целевого аспиранта, работающего преподавателем МАИ (после за-

вершения обучения в аспирантуре института), прекратить трудовые отношения с МАИ до истечения трехлетнего срока работы;

- увольнение целевого аспиранта, работающего преподавателем МАИ (после завершения обучения в аспирантуре института), вследствие недобросовестного исполнения им своих трудовых обязанностей или нарушения Правил внутреннего трудового распорядка МАИ, или вступившего в силу приговора суда и т. п.

В соответствии с указанным гражданско-правовым договором целевой аспирант освобождается от возвращения институту полученной им денежной суммы, если неисполнение или неполное исполнение принятых им обязательств по этому договору явилось следствием состоянием здоровья, подтвержденного соответствующим медицинским заключением, либо иных причин, признаваемых законодательством обстоятельствами непреодолимой силы (форс-мажор).

Конечно, указанный раздел программы является весьма затратным, что чувствительно для экономики любого государственного высшего учебного заведения. Исходя из принципиальной значимости сферы высшего профессионального образования для инновационного развития экономики страны, считаем целесообразным законодательно легитимировать наличие целевой аспирантуры, финансируемой на бюджетной основе, для кадрового обеспечения научных организаций и высших учебных заведений, что не противоречит нормам, установленным ст. 43 Конституции Российской Федерации. (Аналогичные предложения содержатся в книге: Бедный Б.И., Миронос А.А. Подготовка научных кадров в высшей школе. Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 2008. С. 217-218.)

Раздел «Повышение научной квалификации» программы предусматривает активную поддержку институтом подготовки диссертаций молодыми работниками института (то есть лицами, уже выбравшими для себя научную и преподаватель-

скую деятельность в качестве своего жизненного пути и представляющими в этом смысле наибольшую ценность для дальнейших перспектив развития высшего учебного заведения).

При этом следует отметить два важных момента. Во-первых, необходимая поддержка оказывается только лицам, работающим в институте на полную ставку (как справедливо отмечается в тексте упомянутой выше ФЦП, «совместительство, занимающее основную часть рабочего времени, неизбежно приводит к снижению квалификации ученого или ее утрате »). Во-вторых, программа действует в увязке с плановым переходом молодых работников научно-исследовательскихподразделений института на преподавательскую работу на полную ставку.

Целевая программа «Научно-педагогическая молодежь» реализуется в МАИ второй год. В 2008 г. в раздел «Целевая аспирантура» включены 19 аспирантов, в 2009 г. - 20 аспирантов; в раздел «Повышение научной квалификации» - 16 молодых инженеров и преподавателей. В 2009 г. программа расширяет число включенных в нее молодых ученых и преподавателей. Конечно, на данном этапе рано говорить о существенном изменении в кадровом составе института, так как подготовка кадров - в значительной мере процесс инерционный. Первые результаты мы ожидаем получить в ближайшие 3-5 лет. Существенную поддержку в решении кадровой проблемы института мы надеемся получить в рамках принятой Правительством РФ Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы. Ведь целевые ориентиры ФЦП полностью совпадают с основными целевыми показателями программы МАИ «Научно-педагогическая молодежь ».

В целом же мы считаем необходимым в ближайшее время развернуть широкое обсуждение (с участием не только научно-образовательного сообщества, но и органов

государственного управления) путей и механизмов преодоления возрастных диспропорций в кадровой структуре высшей школы. Крайне актуальным звучит еще один тезис из неоднократно цитируемого выше текста: «Через 10 лет ситуация может оказаться катастрофической, поскольку указанные процессы будут усугублены очередным и очень глубоким демографическим кризисом» [5].

Литература

1. См.: Шереги Ф.Э, Стриханов М.Н. Наука

в России: социологический анализ. М.,

2006. 456 с.

2. См.: Бедный Б.И., Миронос А.А. Подго-

товка научных кадров в высшей школе. Состояние и тенденции развития аспирантуры. Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 2008. 219 с.; Опыт, проблемы и перспективы подготовки кадров высшей квалификации / Под общ. ред. С.В. Коршунова. М.: МГТУ,

2007. 60 с.; Матушанский Г.У, Бушмина О.В. Становление и развитие системы послевузовской подготовки научно-педагогических кадров в России. Казань, 2006.

3. См.: Гохберг Л. Кадровый потенциал рос-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

сийской науки // Высшее образование в России. 2002. № 4. С. 8-21; Стриханов М, Трубецков Д., Короновский А., Хромов А. Анализ и прогноз изменений научно-педагогического потенциала высшей школы // Там же. 2003. № 3. С. 3-17; Дежина И, Егерев С. Концепция послевузовского образования нового типа // Там же. 2004. № 4 С. 130-142; Бедный Б.И., Козлов Е.В, Максимов Г.А, Хохлов А.Ф. Диагностика потенциала подготовки научных кадров вуза // Там же. 2003. № 4. С. 3-14; Медведев В., Татур Ю. Подготовка преподавателя высшей школы: компетентно-стный подход // Там же. 2007. № 11. С. 46-56; Матушанский Г., Завада Г. Подготовка преподавателя высшей школы в условиях ее модернизации // Там же. 2008. № 3. С. 27-32; Багдасарьян Н. Кто встанет за кафедру завтра // Там же. 2006. № 5. С. 113-117.

4. Развитие аэрокосмического образования:

проблемы и тенденции. М.: МАИ-Принт, 2009.

5. Федеральная целевая программа «Научные

и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы. Утверждена Постановлением Правительства РФ № 568 от 28.07.2008 г. URL: www.mon.gov.ru

SHEVTSOV V. A. THE «SCIENTIFIC MASTER YOUTH» PROGRAM OF MOSCOW AVIATION INSTITUTE (STATE UNIVERSITY OF AEROSPACE TECHNOLOGIES

The article describes the experience of MAI on the problem of a decreasing of the middle-aged of MAI's workers. The purpose of MAI's program, which is called «scientific-master youth » is to increase the academic staff of MAI by means of including scientific well-qualified young people.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.