Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТРЕСС У СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ'

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТРЕСС У СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
173
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРЕСС / ПЕНИТЕНЦИАРНЫЙ СТРЕСС / СТРЕСС-ФАКТОРЫ / ДИСТРЕСС / ФОРМЫ / ВОЗДЕЙСТВИЯ ПСИХОТРАВМИРУЮЩИХ СОБЫТИЙ / СОТРУДНИКИ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Казберов Павел Николаевич

Статья посвящена изучению влияния на жизнь и здоровье сотрудника профессионального стресса. В частности, автором приводятся данные о влиянии стресс-факторов профессиональной деятельности на количество заболеваний среди работающего населения. Раскрывается сущность профессионального стресса, характеризуются его отличия от других видов стресса. Определяются объективные и субъективные факторы, способствующие возникновению профессионального стресса, и на этой основе выделяются стресс-факторы, связанные с профессиональной деятельностью сотрудников правоохранительных органов, в том числе сотрудников уголовно-исполнительной системы. Рассмотрены две основные формы воздействия психотравмирующих событий на развитие у сотрудников пенитенциарного стресса - экстремальное событие и кумулятивная травма, а также деривационное воздействие пенитенциарной деятельности. В аспекте профилактики стресса и развития стрессоустойчивости показаны основные тенденции и направления психологической подготовки сотрудников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Казберов Павел Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL STRESS AMONG EMPLOYEES OF THE CRIMINAL EXECUTIVE SYSTEM

The article is devoted to the study of the impact of professional stress on the life and health of an employee. In particular, the author provides data on the impact of occupational stress factors on the number of diseases among the working population. The essence of professional stress is revealed, its differences from other types of stress are characterized. Objective and subjective factors that contribute to the emergence of professional stress are determined, and on this basis stress factors associated with the professional activities of law enforcement officers, including employees of the penitentiary system, are identified. Two main forms of the impact of psychotraumatic events on the development of penitentiary stress in employees are considered - an extreme event and cumulative trauma, as well as the derivational impact of penitentiary activities. In the aspect of stress prevention and development of stress resistance, the main trends and directions of psychological training of employees are shown.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТРЕСС У СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ»

4. Ильин, С.Н. Формирование стиля педагогической деятельности преподавателя высшей военной школы в период его становления / С.Н. Ильин // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. - 2019. - Т. 13. -№ 8. - С. 136-140

5. Кагермазова, Л.Ц. К проблеме формирования коммуникативной компетентности будущего педагога / Л.Ц. Кагермазова, И.В. Абакумова, З.В. Масаева // Известия Чеченского государственного университета. - 2017. - № 4 (8). -С. 107-111

6. Кагермазова, Л.Ц. О формировании коммуникативной компетентности будущего педагога / Л.Ц. Кагермазова, И.В. Абакумова, С.Л. Лунин, Е.О. Шульц // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. - 2015. - № 1 (185). - С. 100-104

7. Кагермазова, Л.Ц. Типология коммуникативных стилей у будущих учителей / Л.Ц. Кагермазова // Казанский педагогический журнал. - 2014. - № 6. - С. 49.

8. Кагермазова, Л.Ц. Педагогическое общение как форма взаимодействия субъектов образовательного процесса / Л.Ц. Кагермазова // Известия Чеченского государственного педагогического института. - 2012. - № 1(6). - С. 42-50

9. Кагермазова, Л.Ц. Типология коммуникативных стилей будущих педагогов / Л.Ц. Кагермазова. - Москва, 2007. - 287 с.

10. Макарова, Л.Н. Теоретические основы развития индивидуального стиля педагогической деятельности преподавателя высшей школы: диссертация ... д-ра педагог. наук: 13.00.01 / Макарова Людмила Николаевна. - Белгород, 2000. - 488 с.

11. Макарова, Л.Н. Индивидуальный стиль педагогической деятельности преподавателя вуза в контексте его профессиональной культуры / Л.Н. Макарова // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. - 2006. - № 2. - С. 72-79

12. Панибратенко, М.В. Творческий стиль педагогической деятельности как педагогическая проблема / М.В. Панибратенко // Известия Волгоградского государственного технического университета. Серия: Новые образовательные системы и технологии обучения в вузе. - 2007. - Т. 4. - №7(33). - С. 41-44

13. Шувалова, Ю.Б. Условия педагогической деятельности преподавателя вуза как фактор совершенствования индивидуального стиля деятельности / Ю.Б. Шувалова, Е.Ю. Воронова // В сборнике: Педагогика и психология в современном мире: теоретические и практические исследования: сборник статей по материалам IV межд. науч.-практ. конф. - Москва. - 2017. - С. 127-132

14. Юлдашева, М.Э. Педагогический профессионализм как основной стиль творческой деятельности учителя / М.Э. Юлдашева, Д.Т. Намазова, Д.Х. Усманова // В сборнике: Будущее науки - 2014: сборник научных статей 2-й межд. молодеж. науч. конф., в 3-х томах/ ответственный редактор А.А. Горохов. - Курск - 2014. - С. 136-138

Психология

УДК 378.2

кандидат психологических наук Казберов Павел Николаевич

Федеральное казенное учреждение Научно-исследовательский институт Федеральной службы исполнения наказаний (г. Москва)

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТРЕСС У СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Аннотация. Статья посвящена изучению влияния на жизнь и здоровье сотрудника профессионального стресса. В частности, автором приводятся данные о влиянии стресс-факторов профессиональной деятельности на количество заболеваний среди работающего населения. Раскрывается сущность профессионального стресса, характеризуются его отличия от других видов стресса. Определяются объективные и субъективные факторы, способствующие возникновению профессионального стресса, и на этой основе выделяются стресс-факторы, связанные с профессиональной деятельностью сотрудников правоохранительных органов, в том числе сотрудников уголовно-исполнительной системы. Рассмотрены две основные формы воздействия психотравмирующих событий на развитие у сотрудников пенитенциарного стресса -экстремальное событие и кумулятивная травма, а также деривационное воздействие пенитенциарной деятельности. В аспекте профилактики стресса и развития стрессоустойчивости показаны основные тенденции и направления психологической подготовки сотрудников.

Ключевые слова: стресс, пенитенциарный стресс, стресс-факторы, дистресс, формы, воздействия психотравмирующих событий, сотрудники уголовно-исполнительная система.

Annotation. The article is devoted to the study of the impact of professional stress on the life and health of an employee. In particular, the author provides data on the impact of occupational stress factors on the number of diseases among the working population. The essence of professional stress is revealed, its differences from other types of stress are characterized. Objective and subjective factors that contribute to the emergence of professional stress are determined, and on this basis stress factors associated with the professional activities of law enforcement officers, including employees of the penitentiary system, are identified. Two main forms of the impact of psychotraumatic events on the development of penitentiary stress in employees are considered - an extreme event and cumulative trauma, as well as the derivational impact of penitentiary activities. In the aspect of stress prevention and development of stress resistance, the main trends and directions of psychological training of employees are shown.

Key words: stress, penitentiary stress, stress factors, distress, forms, impact of traumatic events, employees of the penitentiary system.

Введение. Стресс в современном обществе остается одной из основных причин не только нарушения психического равновесия человека, но и целого ряда негативных изменений в функционировании физиологических механизмов в организме приводящих к утрате здоровья. Стресс, как понятие, было предложено в XVII в. физиком Р. Гуком и изначально описывало физические объекты, находящиеся под воздействием внешней силы, которая вызывала в них напряженность. Переосмысленное и примененное для описания процессов живых систем. исследователем-физиологом Г. Селье: оно приобрело всеобщую известность как: «... неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование» [13, С. 27]. Из данного понятия следует, что только возникновение дисбаланса между требованиями и нагрузками извне и ресурсами организма, делает «повседневную» стрессогенность патологической, то есть - дистрессовой [13].

Изложение основного материала статьи. Об актуальности проблемы стресса, переводящего в дистресс, в современном обществе свидетельствуют данные статистики. Так, по данным ВОЗ 3-4% всех заболеваний обусловлено стрессом, а среди работающего населения данный показатель превышает 18% [3]. Потеря рабочих дней ввиду неявки

сотрудников из-за обстоятельств, связанных со стрессом по данным Международной организации труда составляет 50-60% [7]. Причем глобальные процессы в сфере здравоохранения, политики и экономики в последнее десятилетие детерминируют проявления психологического неблагополучия примерно у 5-7% работающего населения, при этом у 15-17% из них проявляется симптоматика психических расстройств [3, 4], а часть уволившихся сотрудников (35%) отмечает, что именно рабочий стресс заставил их раньше завершить профессиональную карьеру [7]. В настоящее время существует большое количество зарубежных и отечественных исследований, содержащих доказательства того, что в отсутствии превентивных мер, профессиональный стресс (и особенно дистресс), обуславливает проявление синдрома эмоционального выгорания, возникновение признаков депрессии и суицидального поведения, способствует злоупотреблению психоактивными веществами [4, 5, 10, 12]. Исследования профессионального стресса у россиян согласуется с общемировыми тенденциями, так 65-68% опрошенных негативно оценивают влияние стресса, испытываемого на работе, на свое психическое и физическое состояние, 43-48% принявших участие в исследовании считают сферу своей профессиональной деятельности стрессогенной [10].

Исследователи указывают на связь профессионального стресса со смертностью населения. По данным проведенного в тринадцать странах исследования в период экономического кризиса наблюдался рост на 6,4% показателей смертности населения [10].

Проведенный анализ литературы по тематике профессионального стресса показывает, что, что наиболее часто он наблюдается у работников, занятых в области здравоохранения, образования, государственного управления, обороны и правоохранительных органов. Исследователи отмечают и гендерные особенности способствующие возникновению профессионального стресса [2, 14]. Так в профессиональной деятельности у сотрудника мужского пола факторами, уменьшающими стресс, выступают: постановка и достижение целей, конкуренция, риск, доминирование, эффективность. Возможность планирования профессионального роста и развития, постановка конкретных целей и их достижение в определенный срок и достигающей определенной цели, итога, делают сотрудника мужского пола устойчивым к кризису. В отличие от сотрудников женского пола, которые в следствие гендерных особенностей часто ставят перед собой постоянные цели, не имеющие временного ограничения. Гендерные особенности сотрудников женского пола скорее способствуют избеганию открытого соперничества и конкуренции, необходимость агрессивного, наступательного аспекта приводит у них к стрессу.

Выполнение повседневных профессиональных задач в условиях неблагоприятной внешней социальной среды, специфика деятельности предъявляет к сотрудникам уголовно-исполнительной системы особые требования, которые могут превышать ресурсы организма вызывая дистресс. Исследователями установлено так же, что наличие риска в деятельности увеличивает стрессоустойчивость сотрудников мужского пола его преодоление и наступательность ведет у него к нахождению ресурсов, а определенная степень опасности увеличивает стойкость [14]. Для сотрудника женского пола наличие риска скорее увеличивает тревожность.

Право доминировать, влиять, властные полномочия увеличивает силу противостояния у сотрудника мужского пола, в отличие от них у сотрудников женского пола сложности деятельности и наличие властных полномочий скорее вызывают напряженность, а высокая ответственность и избегание риска приводят к большему стрессу и истощенности.

Исследователи определяют, что развитию дистресса у сотрудника могут привести как крупное эмоциональное потрясение так и цепь мелких травмирующих переживаний, капля за каплей подтачивающих психологическое благополучие. Это так называемые хронические стресс-факторы, то есть такие обстоятельства, которые длительное время, практически ежедневно оказывают неблагоприятное воздействие на психику. Кроме этого существуют и иные стресс-факторы, не связанные непосредственно с работой, но влияющие на личность сотрудника, например, неблагополучие в сфере социально-бытовых условий, конфликтное взаимодействие в среде близких, а также особенности личности, например, пониженная сопротивляемость негативным влияниям, повышенная внушаемость, недостаточное развитие волевых качеств, недостаточный уровень культурного развития, компетентности, несоответствие их профессиональным требованиям и условиям.

Рассмотрим две основные формы воздействия психотравмирующих событий на развитие у сотрудников дистресса -экстремальное событие и кумулятивная травма (см. рисунок 1).

Рисунок 1. Специфика развития профессионального стресса у сотрудников

Из рисунка 1 видно, что дистресс, как результат профессионального стресса, может наступать как следствием одного события, так и результатом повседневной депривации вкупе с негативным влиянием социального окружения и/или недостаточностью индивидуально-личностных аспектов. Хотя данное влияние комулятивной травмы не исключается и при экстремальном событии, усугубляя его последствия для сотрудника.

О стрессе в следствии экстремального события и вызванной им травматизации написано достаточно много и нам хотелось бы более подробно осветить вторую форму воздействия условий деятельности на сотрудников прописав, на основе анализа тематической литературы, аспекты предрасполагающие к возникновению реакций пенитенциарного стресса

(дистресса) и травматизации сотрудника, которые мы объединили в две группы: кумулятивная травма в следствии воздействие психической депривации и аспекты травматизации вкупе с воздействием социального окружения и недостаточностью индивидуально-личностных особенностей и подготовки.

Психическая депривация, которая по мнению исследователей относится к хроническим психическим травмам определяется исследователями как «. психическое состояние, возникшее в результате таких жизненных ситуаций, где не предоставляется возможности для удовлетворения некоторых его основных (жизненных) психических потребностей в достаточной мере и в течение достаточно длительного времени» [14, C. 121]. Условно деривационное воздействие пенитенциарной деятельности на личность сотрудника можно разделить на [5, 12, 14]:

- депривацию значений (когнитивную) возникающую при переизбытке или недостатке стимулов внешней среды, например, слишком изменчивой, непредсказуемой хаотичной структуре, или недостаточности однотипности (например, необходимость принятия жизненно важных и ответственных решений в условиях дефицита информации и времени, монотонность деятельности, высокая интенсивность межличностного общения и т.д.);

- депривацию чувств (эмоциональную) возникающую при недостаточной возможности для установления близкого эмоционального отношения или разрывом подобной эмоциональной связи (например, ежедневная деятельности в криминально зараженной негативно настроенной среде осужденных, закрытость мест лишения свободы, невозможность разделить переживания и получить поддержку близких вследствие работы с информацией ограниченного доступа и защитой персональных данных и т.д.);

- депривацию идентичности (социальную), характеризующуюся наличием ограниченной возможности для общественной самореализации, усвоения собственной социальной роли (например, невозможность демонстрировать мнения и убеждения не соответствующие организационной культуре, наличие черт личности не соответствующих требованиям деятельности, недостаточность времени для хобби и т.д. вследствие высокой нагрузки и т.п.).

Выводы. Наличие нескольких деривационных составляющих, тяжелая и продолжительная депривация, являясь сильнейшим стрессовым фактором, вызывает в психической структуре сотрудника глубокие изменения, которые могут быть постоянными.

Психотравмирующее воздействие социального окружения (коллектива, семьи, близких). Данное воздействие невозможно обозначить исключительно границами решения профессиональных задач сотрудника, однако значение социального окружения - коллектива, в котором сотрудник находится каждый день минимум 8 часов, близких людей и семьи, где он проводит остальное время, трудно переоценить. Это две взаимосвязанные, взаимовлияющие эмоциональные платформы, которые либо поддерживают человека, либо лишают значительной части психологических ресурсов.

То есть социальное окружение может не только становиться самостоятельным стрессовым факторам, но и создавать психологический базис для возникновения других факторов риска возникновения стресса.

Таким образом, сотрудники испытывают стресс, источники которого находятся в самом содержании их профессиональной деятельности. Специфика службы такова, что недостатки отбора, подбора и подготовки кадров в уголовно-исполнительной системе детерминируя развитие дистресса неизбежно приводят как к устойчивым нарушениям личностного и физического благополучия сотрудников, так и провоцируют различные нарушения служебной дисциплины и законности, а также отток кадрового состава. Необходима профессиональная подготовка включающая обучение и развитие навыков самодиагностики, саморегуляции и самопомощи не только при возникновении стрессового инцидента, но и при кумулятивной травматизации. Необходимо осознать и запомнить, что каждый человек в первую очередь сам ответственен за свое психологическое благополучие, а потому целесообразно постоянно заботиться о себе. Здесь важным будет отметить наличие способности профессионального стресса к изменению ситуации не только в сторону ухудшения, но и в сторону улучшения. У любого человека присутствуют механизмы (природные и социальные) и возможности позитивных последствий преодоления травмирующих событий и достижения на их основе личностного роста и развития.

Литература:

1. Абабков, В.А. Адаптация к стрессу. Основы теории, диагностики, терапии / В.А. Абабков, В. Перре. - СПб.: Речь, 2004. - 166 с.

2. Булгаков, М.С. Роль длительного стресса и функционального состояния эндотелия в развитии синдрома вегетативной дистонии / М.С. Булгаков, А.Г. Автандилов, О.А. Милованова // Журнал неврологии и психиатрии имени С.С. Корсакова. - 2015. - № 115 (9). - С. 4-7

3. Бухтияров, И.В. Современные психологические факторы риска и проявления профессионального стресса / И.В. Бухтияров, М.Ю. Рубцов, Н.А. Костенко // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2014. -№ 16. - С. 773-775

4. Кузнецова, Е.В. Психология стресса и эмоционального выгорания / Е.В. Кузнецова, В.Г. Петровская, С.А. Рязанцева. - Куйбышев. - 2012. - 96 с.

5. Кулакова, С.В. Актуальное состояние и проблемы психологической профилактики развития склонности к алкогольной зависимости у сотрудников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации / С.В. Кулакова, В.В. Конунникова // Юридическая психология. - 2022. - № 2. - С. 25-28

6. Лазарус, Р. Психологический стресс и копинг-процессы / Р. Лазарус. - М.: Медицина, - 1966. - 68 с.

7. Макурина, А.П. Клинико-социальные последствия профессионального стресса / А.П. Макурина, С.В. Шпорт, М.С. Московская // Российский психиатрический журнал. - 2019. - № 2. - С. 11-16

8. Морозова, М.А. Психологический дистресс и его значение для практикующего врача (на примере неврологической практики) / М.А. Морозова, А.А. Алексеев, Г.Е. Рупчев // Неврология и ревматология. Приложение к журналу Consilium Medicum. - 2016. - № 2. - С. 85-89

9. Моросанова, В.И. Дифференциальный подход к психической саморегуляции и его применение к исследованию действий профессионала / В.И. Моросанова // Психологический журнал - 2012. - Т. 33. - № 3. - С. 98-111

10. Наличаева, С.А. Психология стресса / С.А. Наличаева. - Севастополь, 2018. - 97 с.

11. Овчинников, Б.В. Профессиональный стресс и здоровье / Б.В. Овчинников, А.И. Колчев // Психология профессионального здоровья. - СПб.: Речь. - 2006. - 480 с.

12. Организация психологического сопровождения сотрудников, переживших воздействие психотравмирующих событий при выполнении служебных задач: Методическое пособие / С.В. Кулакова, П.Н. Казберов, К.Ф. Фадеева [и др.]; ФКУ НИИ ФСИН России, УВСПР ФСИН России. - М.: Федеральное казенное учреждение Научно-исследовательский институт Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации, - 2014. - 94 с.

13. Селье, Г. Стресс без дистресса / Г. Селье / общ. ред. действ. чл. АН СССР Е.М. Крепса, предисловие чл.-корр. АМН СССР Ю.М. Саарма пер. с англ. А.Н. Лука и И.С. Хорола. - М.: Прогресс. - 1982. - 66 с.

14. Столяренко, А.М. Экстремальная психопедагогика / А.М. Столяренко. - М.; ЮНИТИ ДАНА. - 2002. - 549 с.

15. Oquendo, M. Posttraumatic stress disorder comorbid with major depression: factors mediating the association with suicidal behavior / M. Oquendo [et al] // Am J Psychiatry. - 2005. - March. - № 162. - Pp. 560-566

16. Cohen, S. Perceived Stress in a Probability Sample of the United States / S. Cohen, G.Williamson, S. Spacapan, S. Oskamp // The Social Psychology of Health: Claremont Symposium on Applied Social Psychology. - 1988. - Pp. 31-67

Психология

УДК 159.9

кандидат психологических наук, доцент Калинкина Евгения Михайловна

Федеральное казенное образовательное учреждение высшего образования «Вологодский институт права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний» (г. Вологда); кандидат психологических наук, доцент Соколовская Ольга Константиновна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Вологодский государственный университет» (г. Вологда); кандидат психологических наук, доцент Фокина Ирина Владимировна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Вологодский государственный университет» (г. Вологда)

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОСТРОЕНИЯ КОММУНИКАЦИЙ

ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ АПОУ

Аннотация. В статье анализируются результаты эмпирического исследования, направленного на выявление социально-психологических особенностей преподавателей АПОУ и влияния этих характеристик на построение деловой и межличностной коммуникации описываемой категории педагогов. В сравнении с учителями СОШ, педагоги АПОУ осуществляют квазипрофессиональную деятельность, что оказывает влияние на построение их коммуникаций. Результаты исследования показали, что преподаватели имеют высокую степень вовлеченности в деловую и межличностную коммуникацию; не испытывают профессиональной потребности в построении взаимоотношений с другими людьми; у них отсутствуют ярко выраженные индивидуальные стили межличностного поведения; ведущими стилями поведения в конфликтных ситуациях у преподавателей АПОУ являются сотрудничество, компромисс и избегание; для них характерен высокий уровень коммуникативных и организаторских склонностей; независимость в общении связана с высоким уровнем коммуникативных и организаторских умений.

Ключевые слова: деловые и межличностные коммуникации, социально-психологические аспекты, преподаватели АПОУ.

Annotation. The article analyzes the results of an empirical study aimed at identifying the socio-psychological characteristics of intermediate vocational training teachers and the influence of these characteristics on the construction of business and interpersonal communication of the described category of school teachers. In comparison with secondary school teachers, intermediate vocational training teachers carry out quasi-professional activities, which has an impact on the construction of their communications. The results of the study showed that teachers have a high degree of involvement in business and interpersonal communication; they do not have a professional need to build relationships with other people; they lack pronounced individual styles of interpersonal behavior; the leading styles of behavior in conflict situations among intermediate vocational training teachers are cooperation, compromise and avoidance; they are characterized by a high level of communicative and organizational inclinations; independence in communication is associated with a high level of communicative and organizational skills.

Key words: business and interpersonal communication, socio-psychological aspects, intermediate vocational training teachers.

Введение. Система среднего профессионального образования в настоящее время испытывает острую потребность в квалифицированных кадрах, способных осуществлять квазипрофессиональную деятельность. Специфика работы в АПОУ заключается в том, что педагоги реализуют особого рода обучение: они должны обеспечить обучающихся не только необходимыми профессиональными компетенциями, но и в то же время полноценными знаниями по общим предметам, входящим в программу среднего профессионального образования [2].

Коммуникация преподавателя является его основным инструментом для осуществления образовательных и организационных задач. От коммуникативных умений преподавателя зависит процесс взаимодействия со всеми участниками образовательного пространства [4]. Социально-психологический аспект построения деловой и межличностной коммуникации заключается в тех социально-психологических характеристиках, которые влияют на процесс построения деловой и межличностной коммуникации [3].

Под социально-психологическими характеристиками построения коммуникаций понимаются следующие особенности преподавателей: тип межличностных отношений, ключевая потребность в работе, коммуникативные и организаторские склонности, стиль поведения в конфликтной ситуации, тенденции поведения в реальной группе [1, 3].

Изложение основного материала статьи. Целью исследования явилось изучение социально-психологических аспектов построения деловой и межличностной коммуникации преподавателей АПОУ. Объект исследования - деловая и межличностная коммуникация. Предмет исследования - социально-психологические особенности построения деловой и межличностной коммуникации преподавателей АПОУ.

Мы предположили, что существуют особенности в социально-психологических характеристиках построения деловой и межличностной коммуникации у преподавателей АПОУ, выражающиеся в стилях управления группой и межличностном поведении.

В исследовании были использованы следующие методики: индивидуальный стиль межличностного поведения Т. Лири (Л.Н. Собчик); методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса (в адаптации Н.В. Гришиной); «Коммуникативные и организаторские склонности» В.В. Синявский, В.А. Федорошин (КОС); "Мотивационный профиль" Ш. Ричи и П. Мартина; методика «Q-сортировка» В. Стефансона.

Исследование проводилось в период с 2020 по 2022 гг., осуществлялось на базе АПОУ г. Вологды и СОШ г. Вологды и г. Череповца. Выборку составили 60 человек: 30 преподавателей АПОУ, 30 учителей СОШ.

В исследовании были подробно изучены характеристики респондентов, которые позволили обозначить несколько общих тенденций относительно образовательной преподавательской среды: преподавательский и учительский составы являются в основном «женскими»; в системе образования появляется больше молодых специалистов со стажем работы до 5 лет; существует прямая связь между стажем работы и возрастом преподавателей и учителей; авторитарный стиль

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.