Научная статья на тему 'Проблемы стресса и адаптации в пенитенциарной психологии'

Проблемы стресса и адаптации в пенитенциарной психологии Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
892
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРЕСС / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТРЕСС / ПЕНИТЕНЦИАРНЫЙ СТРЕСС / АДАПТАЦИЯ / ЗДОРОВЬЕ / ПСИХИЧЕСКАЯ ДЕЗАДАПТАЦИЯ / СОТРУДНИКИ / ОСУЖДЕННЫЕ / МЕТОДОЛОГИЯ / РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ / СОВЛАДАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бабурин С.В.

В статье освещаются проблемы стресса с точки зрения его роли в процессах адаптации и патологии. Рассматриваются особенности профессионального стресса у сотрудников ФСИН России и прослеживается его связь с различными негативными психическими состояниями и расстройствами. Раскрываются сущность пенитенциарного стресса у осужденных и возможности его трансформации. Обосновывается необходимость разработки новых методологических и практических подходов в пенитенциарной психологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of stress and adaptation in prison psychology

The paper highlights the problems of stress in terms of its role in the processes of adaptation and pathology. The features of professional stress FSIN staff and traced its relation to various negative mental states and stress disorders. The essence of stress in prison convicts and the possibility of its transformation into the processes of re-socialization. The necessity of developing new methodological and practical approaches in the penitentiary psychology.

Текст научной работы на тему «Проблемы стресса и адаптации в пенитенциарной психологии»

Проблемы стресса и адаптации в пенитенциарной психологии

■ С.В. БАБУРИН - начальник ВИПЭ ФСИН России, кандидат психологических наук, доцент

В статье освещаются проблемы стресса с точки зрения его роли в процессах адаптации и патологии. Рассматриваются особенности профессионального стресса у сотрудников ФСИН России и прослеживается его связь с различными негативными психическими состояниями и расстройствами. Раскрываются сущность пенитенциарного стресса у осужденных и возможности его трансформации. Обосновывается необходимость разработки новых методологических и практических подходов в пенитенциарной психологии.

Ключевые слова: стресс; профессиональный стресс; пенитенциарный стресс; адаптация; здоровье; психическая дезадаптация; сотрудники; осужденные; методология; ресоциализация; совладающее поведение.

Problems of stress and adaptation in prison psychology

S.V. BABURIN - Head of the Vologda Institute of Law and Economics of the Federal Penal Service of Russia , Ph.D. in Psychology, Associate Professor

The paper highlights the problems of stress in terms of its role in the processes of adaptation and pathology. The features of professional stress FSIN staff and traced its relation to various negative mental states and stress disorders . The essence of stress in prison convicts and the possibility of its transformation into the processes of re-socialization . The necessity of developing new methodological and practical approaches in the penitentiary psychology.

Key words: stress; occupational stress; prison stress; adaptation; health; psychological desadaptation; staff; inmates; methodology; resocialization; coping behavior.

В настоящее время наблюдается повышенный интерес общества к происходящим в системе исполнения наказаний процессам

трансформации, требующим дальнейшего развития пенитенциарной науки. Особая роль в теории и практике пенитенциарной

психологии принадлежит использованию гуманитарных и фундаментальных естественнонаучных теорий в решении целого комплекса проблем, связанных с преодолением одностороннего подхода к психической сущности человека и углубленным изучением его состояний в условиях стресса.

Актуальность проблемы стресса в деятельности исправительных учреждений обусловлена важностью вопросов охраны и безопасности жизнедеятельности персонала, подозреваемых, обвиняемых и осужденных, все большую часть которых составляют лица молодого трудоспособного возраста1. Пенитенциарные научно-практические исследования такой фундаментальной научной проблемы, как стресс, в первую очередь ориентированы на разрешение базовых вопросов функционирования уголовно-исполнительной системы. Углубленные знания о природе и профилактике стресса востребованы и в работе высококвалифицированных специалистов-психологов, от которых во многом зависит успешность реализации уголовно-исполнительной политики России в ближайшем будущем. Теоретические аспекты проблемы стресса и адаптации требуют рассмотрения их на стыке психологических, педагогических, медико-биологических, социальных и других наук. Особое внимание при этом должно уделяться практическим вопросам защиты здоровья сотрудников пенитенциарных учреждений и повышения уровня и качества жизни различных категорий осужденных.

Феномен стресса и процессы адаптации более века находятся в фокусе внимания ряда гуманитарных и естественных наук. Проблемное поле стресса охватывает многие сферы жизнедеятельности человека, занимая одно из центральных мест в медицине, биологии и психологии2. Учение о стрессе сопряжено с исследованием внутреннего мира и духовной сущности человека. Актуальность рассматриваемой проблемы обусловлена нарастанием драматических событий и явлений в жизни людей вследствие воздействий многочисленных экстремальных факторов экологического, техногенного, социального характера, приводящих к развитию процессов психической дезадаптации3. Стрессу отводится ключевая роль в формировании психических и психосоматических расстройств. Установлено также, что снижение толерантности к стрессу связано с распространением социальной патологии - девиациями, социо-матозами и т.д.4 Процессы духовной деградации общественного сознания во многом

инициировали и актуализировали в Российской Федерации интерес к исследованию стресса, протекающего на популяционном уровне в формах демографического коллапса и кризиса нравственности5.

Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что профессиональная деятельность сотрудников различных подразделений ФСИН России представляет реальный риск для психического и общего здоровья6. Не вызывает сомнений, что служба сотрудников носит экстремальный характер, равно как и нахождение осужденных в условиях неволи. Обобщенной характеристикой в обоих случаях выступает избыточное давление разнородных и противоестественных природе человека (его внутреннему миру) стрессовых факторов. Постоянное нахождение персонала исправительных учреждений в экстремальных условиях приводит к хронизации и накоплению травматизирущих психику эффектов стресса. Длительные стрессовые воздействия и возникающие на этой основе неблагоприятные психические состояния эмоциогенного характера (негативные эмоциональные состояния) в свою очередь оказывают влияние на состояние личностной сферы и межличностные отношения7. Изменения в психическом состоянии сотрудников с последующим развитием расстройств психогенной природы отражаются на работоспособности, профессиональной эффективности и безопасности труда, состоянии здоровья и профессиональном долголетии, понижая качество жизни персонала исправительного учреждения. В этой связи профилактика и коррекция профессионального стресса составляют одно из основных направлений охраны психического здоровья сотрудников уголовно-исполнительной системы.

Профессиональный стресс ассоциируется с синдромом выгорания, посттравматическим стрессовым расстройством (ПТСР) и другими дезадаптивными состояниями, наблюдаемыми у сотрудников. Несмотря на то что стресс и его последствия активно и давно изучаются, психологические механизмы стресса, возможности его преодоления и интервенции во многом остаются недостаточно исследованными. Для участия в решении вопросов превенции и купирования психогенных (травматических) состояний пенитенциарной науке, в частности пенитенциарной психологии, требуется разработка новых методологических подходов к парадигмам стресса и адаптации на основе совокупности знаний о человеке

и его внутреннем мире. Более того, изучение психологических механизмов стресса и процессов психической дезадаптации, возможностей совладающего поведения и сохранения работоспособности персонала исправительных учреждений постулирует необходимость перехода научных исследований на новый уровень.

Другой формой специфического, преимущественного психологического происхождения стресса является так называемый пенитенциарный стресс подозреваемых, обвиняемых и осужденных. Пенитенциарный стресс, возникающий в результате взаимодействия специфических средовых стрессовых факторов с особенностями внутреннего мира осужденных, не только препятствует ресоциализации последних, но и стимулирует процессы психической дезадаптации, повышая риск криминальных ситуаций в местах лишения свободы8.

Таким образом, пребывание человека, как сотрудника, так и осужденного, в пенитенциарной среде, по сути, становится причиной разнообразных психических расстройств, а сама система пенитенциарных учреждений выступает полигоном их воспроизводства.

Но стресс, как известно, имеет не только патогенное влияние. Случаи позитивного изменения личности в экстремальных ситуациях давно известны и широко представлены в многонациональной культуре России в виде образцов героизма, патриотизма, стойкости и мужества. Данное положение напрямую обусловливает возможность поиска направлений и мер профилактики психологического выгорания и других последствий профессионального стресса у персонала исправительных учреждений, а также открывает перспективы для достижения одной из основных целей уголовно-исполнительной системы - ресоциализации осужденных, детерминируя успешность практики исправительного процесса. Основным средством исправления наказанием является лишение свободы, сопряженное с неизбежным нахождением в специфической стрессовой ситуации. Формирующийся при этом синдром социальной депривации является главной причиной понижения уровня и качества жизни осужденных. В этом состоит объективное и непреодолимое противоречие уголовно-исполнительной системы, поскольку с юридической (правовой) точки зрения исправление наказанием в виде лишения свободы не предполагает причинения вреда здоровью осужденных, напротив, оно

изначально направлено на повышение уровня их психического благополучия. В основе исправления лежит осознание (рефлексия) неправомочности противоправного поведения, иначе говоря, раскаяние в совершенном преступлении. Однако практика пребывания осужденных в неволе свидетельствует о их дальнейшей и более глубокой духовной деградации и криминализации. Пенитенциарный стресс деформирует психическое состояние осужденных, подавляющее большинство которых еще до попадания в исправительной учреждение имеют аномалии развития личности, разнообразные формы психических расстройств и травматического (стрессового) опыта9. Исследование психологических механизмов пенитенциарного стресса оказывается напрямую связанным с изучением особенностей его преодоления, способности справляться с травматическими событиями, сохранять потенциал саморазвития. Данное положение лежит в плоскости раскрытия реально возможной психотерапевтической роли самого процесса исправления наказанием. Успешность достижения столь необходимого позитивного эффекта интервенции стрессом связана с созданием условий для духовно-нравственного развития осужденных путем трансформации социальной и других форм депривации в процессы ресоциализации. Это требует разработки психолого-педагогических технологий дозирования неизбежных негативных (стрессовых) стимулов на психику осужденных при одновременном расширении эмоционально-позитивных процессов смыслообразова-ния, смыслополагания и творческих констант личности. В данном случае пенитенциарный стресс будет одновременно выполнять роль и наказания, и психотерапевтической интервенции. Создание такой системы ресоциа-лизации осужденных предполагает не только проникновение в самые сокровенные тайники субъективного мира человека, которые в мировой науке пока во многом остаются нераскрытыми, но и рассмотрение взаимосвязанных феноменов стресса и адаптации с позиций метатеорий постнеклассической науки.

Необходимо учитывать, что триада взаимосвязанных феноменов «здоровье -стресс - адаптация» в силу множества внешних и внутренних факторов способна трансформироваться у здоровых людей в триаду «здоровье - стресс - дезадаптация». В связи с этим понимание механизмов дезадаптации (патологии) невозможно без анализа феномена здоровья, что инициирует

также необходимость разработки собственной методологической базы в области психологического здоровья человека. Наряду с дальнейшим (традиционным) изучением индивидуально-психологических особенностей сопротивления травматическим факторам пенитенциарной среды важнен анализ динамики преодоления травматических воздействий, длительности и последствий пенитенциарного стресса. Вопросы, как человек преодолевает стресс, от чего зависит его способность справляться с травматическими событиями, сегодня решаются в недавно возникшей области психологической науки - психологии совладающего поведения, тесно связанной с психологией стресса10. В этой связи разработка адекватных принципов анализа стресса, процессов адаптации и дистресса у персонала исправительных учреждений и осужденных во многом предполагает поиск наиболее значимых факторов развития травматического стресса и толерантности к психогенным стрессорам.

На современном этапе развития пенитенциарной психологии и психологии стресса для участников социально-психологической реабилитации персонала мест лишения свободы и осужденных существует насущная потребность в метапси-хологическом философском осмыслении сущности самого человека, его духовного мира и природы психического. Появляется все больше исследований, свидетельствующих о тесной связи бытия и сознания с феноменами духовности и творчества человека в неразрывном континууме его пребывания в мировремени11. Приоритет в развитии новых теоретических моделей и разделов психологической практики, основанных на более глубоком понимании духовного мира человека и нравственных законов его бытия, принадлежит современ-

Щ ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14.10.2010 г № 1772-р «О концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года» // СЗ РФ. 2010. № 43. Ст. 5544; Минимальные стандартные правила обращения с заключенными (приняты 30.08.1995 г.) // Защита прав человека в местах лишения свободы: Сб. нормативных актов и официальных документов. М., 2003. С. 23-34.

2 См.: Ананьев В.А. Основы психологии здоровья. СПб., 2006; Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление. М., 2006; Бохан Т.Г. Культурно-исторический подход к стрессу и стрессоустойчивости: Автореф. дис. ... д-ра пси-хол. наук. Томск, 2008; Журавлев А.Л., Сергиенко Е.А. Стресс, выгорание, совладание в современном контексте. М., 2011.

3 См.: Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление; Журавлев А.Л., Сергиенко Е.А. Стресс, выгорание, совладание в современном контексте.

ным отечественным психологам, педагогам и философам: Б.С. Братусю, Ф.Е. Василюку, В.П. Зинченко, О.Б. Пановой, М.Ш. Магомед-Эминову, В.И. Слободчикову, С.С. Хоружему, М.И. Рожкову и многим другим12.

Становление пенитенциарной стрессо-логии как самостоятельной области знаний и дисциплины сегодня в значительной мере связано с развитием практикоориен-тированной психологии при ее дальнейшем сближении с пенитенциарной педагогикой, медициной и другими науками. Во многом это объясняется сложившейся в нашей стране и пенитенциарной системе социокультурной ситуацией, которая на первое место ставит вопросы воспитания человека. Основным противодействием тотальному кризису морали и деформирующему влиянию субкультуры следует признать духовно-нравственное развитие молодежи и повышение ее творческой активности.

Особое место в нравственном оздоровлении персонала исправительных учреждений, равно как и коллектива осужденных, принадлежит традиционным религиозным практикам и современным психолого-педагогическим подходам к духовному оздо-ровлению13. Во многом это связано с возникшей в социуме однозначной тенденцией к практическому внедрению в деятельность УИС религиозных методов воспитания и терапии14. В связи с этим в работе пенитенциарного психолога наравне с данными традиционной науки следует использовать методологию и опыт, накопленные в данной сфере различными религиозными конфессиями. Не отдавая предпочтения тому или иному направлению, мы должны констатировать, что сегодня возникла насущная необходимость рассмотрения теологически ориентированных подходов в теоретическом и прикладном отношениях.

1 Sm.: Rasporyazhenie Pravitel'stva Rossiiskoi Federatsii ot 14.10.2010 g. № 1772-r «O kontseptsii razvitiya ugolovno-ispolnitel'noi sistemy Rossiiskoi Federatsii do 2020 goda» // SZ RF. 2010. № 43. St. 5544; Minimal'nye standartnye pravila obrashcheniya s zaklyuchennymi (prinyaty 30.08.1995 g.) // Zashchita prav cheloveka v mestakh lisheniya svobody: Sb. normativnykh aktov i ofitsial'nykh dokumentov. M., 2003. S. 23-34.

2 Sm.: Anan'ev V.A. Osnovy psikhologii zdorov'ya. SPb., 2006; Bodrov V.A. Psikhologicheskii stress: razvitie i preodolenie. M., 2006; Bokhan T.G. Kul'turno-istoricheskii podkhod k stressu i stressoustoichivosti: Avtoref. dis. ... d-ra psikhol. nauk. Tomsk, 2008; Zhuravlev A.L., Sergienko E.A. Stress, vygoranie, sovladanie v sovremennom kontekste. M., 2011.

3 Sm.: Bodrov V.A. Psikhologicheskii stress: razvitie i preodolenie; Zhuravlev A.L., Sergienko E.A. Stress, vygoranie, sovladanie v sovremennom kontekste.

4 См.: Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Личностные расстройства. СПб., 2010.

5 См.: Братусь Б.С. Смысловая сфера личности. СПб., 2000.; Игумнов С.А., Жебентяев В.А. Стресс и стресс-зависимые заболевания. СПб., 2011.

6 См.: Папкин А.И., Кузнецов Д.Ю. Психологические пути и методы преодоления негативных эмоциональных состояний, возникающих у сотрудников органов внутренних дел в опасных ситуациях профессиональной деятельности: Учеб. пособие. Домодедово, 2009.

7 См.: Журавлев А.Л., Сергиенко Е.А. Стресс, выгорание, совладание в современном контексте; Папкин А.И., Кузнецов Д.Ю. Психологические пути и методы преодоления негативных эмоциональных состояний, возникающих у сотрудников органов внутренних дел в опасных ситуациях профессиональной деятельности.

8 См.: Диденко А.В. Расстройства личности у осужденных, отбывающих наказания в местах лишения свободы: Учеб. пособие / Под общ. ред. В.Я. Семке. Томск, 2010; Синдром тюремной социальной депривации в молодом возрасте / Пономарев С.Б., Половникова А.А., Тоцкий С.И., Чубаров А.Л. Екатеринбург, 2008; Сандомирский М.Е. Психическая адаптация в условиях пенитенциарного стресса и личностно-ти-пологические особенности осужденных. Уфа, 2001.

9 См.: Диденко А.В. Расстройства личности у осужденных, отбывающих наказания в местах лишения свободы; Синдром тюремной социальной депривации в молодом возрасте / Пономарев С.Б., Половникова А.А., Тоцкий С.И., Чубаров А.Л.

10 См.: Журавлев А.Л., Сергиенко Е.А. Стресс, выгорание, совладание в современном контексте.

11 См.: Бохан Т.Г. Культурно-исторический подход к стрессу и стрессоустойчивости; Корнилова Т.В., Смирнов С.Д. Методологические основы психологии. СПб., 2009; Магомед-Эминов М.Ш. Феномен экстремальности. М., 2008; Свобода и творчество (междисциплинарные исследования) / Под ред. И.А. Герасимовой. М., 2011; Хоружий С.С. О старом и новом. СПб., 2000.

12 См.: Братусь Б.С. Смысловая сфера личности; Васи-люк Ф.Е. Методологический анализ в психологии. М., 2003; Зинченко В.П. Сознание и творческий акт. М., 2010; Маго-мед-Эминов М.Ш. Феномен экстремальности; Панова О.Б. Педагогическое обеспечение правовой ресоциализации несовершеннолетних осужденных в воспитательной колонии: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Ярославль, 2013; Рожков М.И. Педагогическое обеспечение работы с молодежью. Юногогика: Учеб. пособие. М., 2008; Слободчиков В.И. Христианская психология в системе психологического знания // Московский психотерапевтический журнал. 2007. № 3 (54). С. 23-31; Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе. М., 2000; Хоружий С.С. О старом и новом.

13 См.: Панова О.Б. Педагогическое обеспечение правовой ресоциализации несовершеннолетних осужденных в воспитательной колонии; Сочивко Д.В., Литвишков В.М. Пенитенциарная антропогогика. Опыт систематизации психолого-педагогической теории и практики в местах лишения свободы. М., 2006.

14 Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. www.patriarchia.ru/db/text/141422/thml

4 Sm.: Korolenko Ts.P., Dmitrieva N.V. Lichnostnye rasstroistva. SPb., 2010.

5 Sm.: Bratus' B.S. Smyslovaya sfera lichnosti. SPb., 2000.; Igumnov S.A., Zhebentyaev V.A. Stress i stress-zavisimye zabolevaniya. SPb., 2011.

6 Sm.: Papkin A.I., Kuznetsov D.Yu. Psikhologicheskie puti i metody preodoleniya negativnykh emotsional'nykh sostoyanii, voznikayushchikh u sotrudnikov organov vnutrennikh del v opasnykh situatsiyakh professional'noi deyatel'nosti: Ucheb. posobie. Domodedovo, 2009.

7 Sm.: Zhuravlev A.L., Sergienko E.A. Stress, vygoranie, sovladanie v sovremennom kontekste; Papkin A.I., Kuznetsov D.Yu. Psikhologicheskie puti i metody preodoleniya negativnykh emotsional'nykh sostoyanii, voznikayushchikh u sotrudnikov organov vnutrennikh del v opasnykh situatsiyakh professional'noi deyatel'nosti.

8 Sm.: Didenko A.V. Rasstroistva lichnosti u osuzhdennykh, otbyvayushchikh nakazaniya v mestakh lisheniya svobody: Ucheb. posobie / Pod obshch. red. V.Ya. Semke. Tomsk, 20l0; Sindrom tyuremnoi sotsial'noi deprivatsii v molodom vozraste / Ponomarev S.B., Polovnikova A.A., Totskii S.I., Chubarov A.L. Ekaterinburg, 2008; Sandomirskii M.E. Psikhicheskaya adaptatsiya v usloviyakh penitentsiarnogo stressa i lichnostno-tipologicheskie osobennosti osuzhdennykh. Ufa, 2001.

9 Sm.: Didenko A.V. Rasstroistva lichnosti u osuzhdennykh, otbyvayushchikh nakazaniya v mestakh lisheniya svobody; Sindrom tyuremnoi sotsial'noi deprivatsii v molodom vozraste / Ponomarev S.B., Polovnikova A.A., Totskii S.I., Chubarov A.L.

10 Sm.: Zhuravlev A.L., Sergienko E.A. Stress, vygoranie, sovladanie v sovremennom kontekste.

11 Sm.: Bokhan T.G. Kul'turno-istoricheskii podkhod k stressu i stressoustoichivosti; Kornilova T.V., Smirnov S.D. Metodologicheskie osnovy psikhologii. SPb., 2009; Magomed-Eminov M.Sh. Fenomen ekstremal'nosti. M., 2008; Svoboda i tvorchestvo (mezhdistsiplinarnye issledovaniya) / Pod red. I.A. Gerasimovoi. M., 2011; Khoruzhii S.S. O starom i novom. SPb., 2000.

12 Sm.: Bratus' B.S. Smyslovaya sfera lichnosti; Vasilyuk F.E. Metodologicheskii analiz v psikhologii. M., 2003; Zinchenko V.P. Soznanie i tvorcheskii akt. M., 2010; Magomed-Eminov M.Sh. Fenomen ekstremal'nosti; Panova O.B. Pedagogicheskoe obespechenie pravovoi resotsializatsii nesovershennoletnikh osuzhdennykh v vospitatel'noi kolonii: Avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk. Yaroslavl', 2013; Rozhkov M.I. Pedagogicheskoe obespechenie raboty s molodezh'yu.Yunogogika: Ucheb. posobie. M., 2008; Slobodchikov V.I. Khristianskaya psikhologiya v sisteme psikhologicheskogo znaniya // Moskovskii psikhoterapevticheskii zhurnal. 2007. № 3 (54). S. 23-31; Slobodchikov V.I., Isaev E.I. Psikhologiya razvitiya cheloveka. Razvitie sub"ektivnoi real'nosti v ontogeneze. M., 2000; Khoruzhii S.S. O starom i novom.

13 Sm.: Panova O.B. Pedagogicheskoe obespechenie pravovoi resotsializatsii nesovershennoletnikh osuzhdennykh v vospitatel'noi kolonii; Sochivko D.V., Litvishkov V.M. Penitentsiarnaya antropogogika. Opyt sistematizatsii psikhologo-pedagogicheskoi teorii i praktiki v mestakh lisheniya svobody. M., 2006.

14 Osnovy sotsial'noi kontseptsii Russkoi Pravoslavnoi Tserkvi. www.patriarchia.ru/db/text/141422/thml

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.