Научная статья на тему 'Роль пенитенциарной стрессологии в психологическом сопровождении сотрудников исправительных учреждений и осужденных'

Роль пенитенциарной стрессологии в психологическом сопровождении сотрудников исправительных учреждений и осужденных Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
318
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ СТРЕССОЛОГИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ И ПЕНИТЕНЦИАРНЫЙ СТРЕССЫ / ДУХОВНОСТЬ / НЕГАТИВНОЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ / СОТРУДНИК ИСПРАВИТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ / ОСУЖДЕННЫЙ / ПСИХИЧЕСКАЯ ДЕЗАДАПТАЦИЯ / ЭКСТРЕМАЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Чирков А. М., Зубарев В. Л.

В статье рассматривается формирование процессов психической дезадаптации у сотрудников УИС и осужденных, делается акцент на необходимости повышения компетентности пенитенциарных психологов и других сотрудников исправительных и воспитательных учреждений в области профессионального и пенитенциарного стрессов, в частности с помощью изучения курса пенитенциарной стрессологии, что способствует преодолению стрессиндуцируемых повреждений, повышению стрессоустойчивости и расширению адаптационных ресурсов индивида.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль пенитенциарной стрессологии в психологическом сопровождении сотрудников исправительных учреждений и осужденных»

Роль пенитенциарной стрессологии в психологическом сопровождении сотрудников исправительных учреждений и осужденных

A.М. ЧИРКОВ - профессор кафедры юридической психологии и педагогики ВИПЭ ФСИН России, доктор медицинских наук;

B.Л. ЗУБАРЕВ - инспектор отдела безопасности ИК-4 УФСИН России по Вологодской области

В статье рассматривается формирование процессов психической дезадаптации у сотрудников УИС и осужденных, делается акцент на необходимости повышения компетентности пенитенциарных психологов и других сотрудников исправительных и воспитательных учреждений в области профессионального и пенитенциарного стрессов, в частности с помощью изучения курса пенитенциарной стрессологии, что способствует преодолению стрессиндуцируемых повреждений, повышению стрессоустойчивости и расширению адаптационных ресурсов индивида.

Ключевые слова: пенитенциарная стрессология; профессиональный и пенитенциарный стрессы; духовность; негативное эмоциональное состояние; сотрудник исправительного учреждения; осужденный; психическая дезадаптация; экстремальность.

The role of penal stressology in psychological support for the penal institutions’ staff and the convicts

А.М. CHIRKOV - Professor of the Chair for Legal Psychology and Pedagogics of the Vologda Institute of Law and Economics of the Federal Penal Service of Russia, Doctor in Medicine;

V.L. ZU BAREV - Inspector of the Security Department in the Correctional Facility № 4 of the Federal Penal Service of Russia in the Vologda Region, Psychologist

The article is devoted to the topic of the necessity to increase the competence of prison psychologists and other staff of correctional and educational institutions in the field of professional and penal stress. The authors indicate the importance of awareness about the role of these phenomena in the process of mental disadaptation of personnel and convicts, and they also present the opportunity to fill the existing gap in knowledge about various aspects of stress in penal psychology in the developed study course of «Penal stressology.» The brief overview of the main parts of the study course is presented. The authors highlight the importance of addressing to the spiritual and moral spheres in overcoming the damage caused by stress, and to increase the adaptive resources of an individual.

Key words: penal stressology; penal and professional stress; spirituality; negative emotional states; prison staff; convicts; mental disadaptation; extremality.

Проблема стресса в последние годы находится в центре внимания самых различных исследований - социологических, психолого-педагогических, медико-биологических и др.

Исправительные учреждения (ИУ), отражающие социально-психологические издержки профессиональной деятельности, во многом связаны с влиянием многочисленных и специфичных стрессорных факто-

ров. К факторам «запуска» профессионального стресса сотрудников исправительного учреждения можно отнести длительность нахождения в условиях постоянной угрозы для жизни; жесткую правовую регламентированность; закрытость и удаленность ИУ; контакт с осужденными, в том числе имеющими аномалии психического развития и психические расстройства; спонтанность и конфликтность общения; наличие властных полномочий; дефицит времени для принятия решений; однообразие и монотонность деятельности; психологическую перегрузку; влияние тюремной субкультуры и др.1 Помимо напряженной профессиональной деятельности дополнительными экстремальными факторами личного состава являются часто возникающие чрезвычайные обстоятельства и происшествия, стрессоры морально-нравственного характера и социального порядка и т.д.2 Все это, вызывая длительное психоэмоциональное перенапряжение, приводит к развитию профессионального стресса, возникновению процессов психосоциальной дезадаптации, что в конечном итоге отражается в деструктивных формах поведения сотрудников, нарушениях дисциплины и законно-сти3. Данное обстоятельство представляет крайне серьезную проблему не только для ИУ, но и для всех правоохранительных органов в плане обеспечения адекватной жизнедеятельности личного состава, сохранения его здоровья и дееспособности. Одним из объективных показателей снижения общей стрессоустойчивости сотрудников ИУ служит повышение уровня суицидов, рост отклоняющегося поведения, пристрастие к алкоголю и другим психоактивным веществам4.

Важным направлением деятельности психологической службы ИУ является профилактика пенитенциарного стресса не только у сотрудников, но и у осужденных. Пенитенциарному стрессу отводится главная роль в общем снижении уровня и качества жизни осужденных, что отражает основное каузальное противоречие всей уголовно-исполнительной системы, поскольку исправление наказанием в виде лишения свободы не предусматривает причинение вреда здоровью личности, совершившей преступление. Актуальность проблемы применения превентивных мер по минимизации пенитенциарного стресса напрямую связана с модернизацией системы исправления наказаний, отражающей новый этап реализации принципа гуманизма, обеспечения прав и

свобод осужденных, важнейшим из которых является право на сохранение здоровья как основополагающей фундаментальной ценности человека5.

Профессиональная деятельность всего обслуживающего персонала в ИУ, равно как и процесс жизнеобеспечения осужденных в местах лишения свободы, приравниваются по своей сущности к экстремальным видам деятельности, что не только во многом нивелирует результаты социально-реабилитационных мероприятий, но и требует проведения фундаментальных медико-психологических исследований, освоения пенитенциарными медиками и психологами смежных областей знаний, а также разработки собственной методологической базы в области профессионального и пенитенциарного стресса6.

Известно, что условия жизни в неволе являются концентрированным «слепком» жизни всего общества, состояние духовно-нравственного здоровья которого в целом характеризуется глубоким системным кризисом морали и нравственности, следствием чего служат антропогенный (демографический) и экономический кризисы, дополняющие общую характеристику развития социального стресса на популяционном уровне7.

Следует отметить, что психологическое сопровождение сотрудников и осужденных осложняется необходимостью проведения воспитательного процесса с большим контингентом осужденных и воспитанников, имеющих отклонения в здоровье и страдающих социально значимыми заболеваниями - психическими расстройствами и отклонениями в развитии, СПИДом, туберкулезом и т.д. Значительный рост социально значимой и/или социогенной патологии (нарко- и токсикоманий, психических и психосоматических расстройств, деликвентно-го поведения и других нарушений психики и поведения) у лиц, находящихся в местах лишения свободы, требует от сотрудников психологической службы исправительных учреждений глубоких знаний о синдроме социальной депривации8.

Несмотря на большое количество исследований по проблеме стресса и адаптации, раскрывших важные закономерности и механизмы их развития на разных уровнях организации психобиосоциальных систем и явлений, многие аспекты индуцируемых стрессом процессов остаются не выясненными. В первую очередь это относится к изучению роли духовно-нравственных яв-

лений в процессах преодоления стресса, психологического внутриличностного кризиса, формирования иммунитета к тюремной субкультуре, социально-психологической реабилитации и т.д.

Раскрытие сущности стресса и адаптации чаще осуществляется на основе системного и комплексного подходов, а также интегративного, синергетического и др. Но процессы психической дезадаптации и отклоняющегося поведения сотрудников ИУ анализируются в большинстве случаев с позиций медико-биологических подходов на основе адаптационной парадигмы здоровья и стресса в рамках исследования частных проявлений различных психических феноменов - состояний, процессов и рас-стройств9. К ним относят негативные эмоциональные состояния, состояния психической дезадаптации, синдром выгорания, профессиональную деформацию, пограничные нервно-психические расстройства, психогенные и аффективные расстройства (неврозоподобные расстройства, неврозы, реактивные психозы и др.), ПТСР и т.д. Предпринимаются попытки их рассмотрения в обобщенном виде в проблемной плоскости негативных эмоциональных состояний, отклоняющегося и даже криминального поведения и др.10

Использование полипарадигмальной методологии при изучении стресса связано с его исключительно сложной природой, представляющей не только реакцию, состояние, процесс, копинг, но и жизнедеятельность личности в условиях экстремальности, понимаемой как существование на грани жизни и смерти11. Необходимость учета онтологических составляющих стрессорных состояний и процессов на основе анализа единой концептуальной модели психологического (травматического) стресса неизбежно приводит к более глубокому анализу духовных констант личности в экзистенциональном, культурологическом и религиозно-теологическом аспектах12. Это открывает возможность изучения личности в особых (экстремальных) условиях существования, а также разработки путей трансформации высших психических функций сотрудников ИУ для сохранения и развития их духовно-нравственного и общего здоровья.

Привлечение антропоориентированных теорий и концепций, отражающих экзистенциально-гуманистические и теологические аспекты личности и раскрывающих роль ее духовного начала, имеет особое значение

в разработке эффективных направлений и методов преодоления стрессорных (экстремальных) ситуаций, что используется в синтезе светских психолого-педагогических наук с православной психотерапией13.

С позиции трансцендентного подхода к анализу духовных горизонтов личности первостепенное значение в оценке и регуляции психоэмоциональных состояний сотрудников ИУ имеет исследование роли духовных факторов в формировании процессов стрессоустойчивости. В частности, И.А. Ильин, исходя из понятия духовного опыта, делает важное замечание о «конститутивном» одиночестве человека14. Одиночество при этом рассматривается как проявление духовного мужества и силы, условие зрелости и самостоятельности характера человека. Заменить этот самостоятельный и одинокий опыт ничем нельзя. Религия, как указывает мыслитель, несмотря на субъективность духовного опыта, есть «самое реальное» в жизни, и религиозному опыту принадлежит главное значение и место в душе человека.

На актуальность рассмотрения духовнопсихологических констант экстремальности указывает и анализ инициальных (первичных) или буферных форм проявлений профессионального стресса у личного состава ИУ в виде негативных эмоциональных состояний - переживаний, создающих препятствия к эффективному выполнению служебной деятельности и увеличивающих предрасположенность к развитию процессов дезадаптации, психических расстройств, нарушений служебной дисциплины и т.д. К ним относят: тревогу, страх, агрессию, индивидуальную панику, неуверенность, утомление, алкогольное и наркотическое опьянение, апатию, депрессию, потерю самоконтроля и др.15

С профессиональным стрессом у сотрудников ИУ тесно связано понятие психической дезадаптации, которое используется не только в собирательном значении, но и как метод оценки приспособительных реакций и компенсаторных возможностей ор-ганизма16. Психолого-клиническая оценка психической дезадаптации весьма неоднозначна и трактуется различными исследователями как «состояния нервно-психического напряжения», «субсиндром стресса», «рабочий стресс», «преневротические и невротические состояния», «субклинический синдром», «психопатологические состояния» и др.17 В эту же группу включаются социально-стрессовые расстройства, син-

дром выгорания, синдром хронической усталости и другие психопатологические состояния. По мере нарастания интенсивности стрессорных переживаний состояния психической дезадаптации из предневро-тических способны трансформироваться в невротические реакции, реактивные психозы, ПТСР и т.д., рассматриваемые в современной психиатрии в рамках пограничных, аффективных и психогенных расстройств травматического генеза. Диапазон психических и поведенческих нарушений при этом отличается значительным многообразием: от легких кратковременных форм дезадап-тивного поведения и аномальных личностных реакций до выраженных психических сдвигов - реактивных психотических расстройств и др.18

Состояния выраженной психической дезадаптации у сотрудников ИУ отражают, по сути, развитие третьей стадии профессионального (травматического) стресса. Они представляют различные формы его дезинтегрирующего влияния на процессы сознания, памяти, мышления и т.д., включая деятельность висцеральных органов и изменение поведения в целом. В социальном аспекте эти состояния у сотрудников ИУ выражаются в виде синдрома выгорания с характерными для него признаками редукции профессиональной значимости, а также в форме отклоняющегося (девиантного) поведения.

Профессиональный и пенитенциарный стрессы чаще протекают по одному их трех вариантов: 1) формирование ПТСР и других нервно-психических расстройств (неврозы, психозы и др.); 2) развитие психосоматических расстройств и заболеваний (артериальная гипертония, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, ишемическая болезнь сердца, инфаркты, инсульты и др.); 3) возникновение стойкой социальной патологии - отклоняющегося поведения.

Психологические и поведенческие проявления негативных эмоциональных состояний у сотрудников ИУ и осужденных имеют принципиальное сходство с эмоциональными и поведенческими нарушениями, наблюдаемыми при синдроме выгорания, психолого-клинической симптоматикой состояний психической дезадаптации, ПТСР и других психогенных расстройств, что указывает на общность механизмов их развития. Это дает основание для современной трактовки19 понимания природы переходных состояний (трансформации) личности в экстремальных условиях существования

по следующим возможным направлениям: 1) негативный вариант развития: здоровье

- стресс - патология; 2) нейтральный вариант: здоровье - стресс - адаптация (испытание); 3. позитивный вариант: здоровье

- стресс - сверхадаптация с духовным и психическим развитием личности. Причем, если исходить из анализа важной роли феномена духовности человека в качестве основного стресслимитирующего фактора, то можно заключить, что осужденные, в отличие от сотрудников ИУ, обладают значительно меньшим потенциалом совлада-ющего поведения вследствие незрелости их личности и низкого развития их духовнонравственных начал. Это видно из анализа статистических данных об общей и психической заболеваемости осужденных20.

Важным аспектом повышения эффективности профессиональной деятельности сотрудников является учет неразрывной связи процессов адаптации и стресса с духовно-нравственным развитием личности. В большинстве случаев процесс адаптации сотрудников к профессиональной деятельности и осужденных к условиям жизни в ИУ рассматривается в рамках проблемы социальной адаптации, то есть отражает (сре-довой) ситуативный характер приспособления организма, личности и индивидуума к новым условиям существования. Отрыв процессов адаптации (приспособления) от порождающих эти процессы внешних и внутренних факторов (средовых, личностных и духовных, их взаимодействия) подменяется необходимостью освоения избыточного количества личностно-типологических особенностей и т.д., что также исключает получение адекватных представлений о динамике и последствиях развития травматического стресса21.

Профессиональный стресс у сотрудников и пенитенциарный у осужденных, по сути, являются психологическим, эмоциональным и травматическим одновременно. Следует отметить, что имеющиеся сегодня методы психологической диагностики профессионального стресса, как и оценки процессов позитивной трансформации личности (стойкости, мужества, духовно-нравственного преображения и т.д.), отражают лишь незначительную часть субъективных переживаний (проявлений) стресса и в большей степени определяются ожиданием самих исследователей, нежели параметрами стресса у респондентов.

Современные трактовки травматич-ности и духовности с методологических

позиций позволяют объединить данные явления в рамках феномена профессионального стресса и акцентируют внимание на онтологических и духовных аспектах ин-дивидуума22. Это способствует созданию эффективных подходов как к диагностике, так и к профилактике негативных последствий стресса в русле исследований, построенных с привлечением метапсихо-логического анализа процессов жизнедеятельности.

Обобщая зарубежный и отечественный опыт психолого-психиатрического изучения различных проявлений и форм стресса, возникающего в профессиональной деятельности сотрудников ИУ, МЧС, правоохранительных органов, военнослужащих и участников боевых действий, а также результаты анализа проявлений пенитенциарного стресса у различных категорий осужденных, сделаем выводы:

1. Деятельность сотрудников ИУ относится к категории стрессовых - экстремальных (опасных профессий) вследствие постоянной угрозы жизни и здоровью, высокой степени ответственности и эмоциональной вовлеченности во взаимодействие с осужденными, крайне напряженной и интенсивной работы, возможности манипулировать осужденными и одновременно являться объектом их шантажа и провокации и т.д.

2. Инициальные изменения психологического состояния, отражающие развитие начальных стадий дезадаптивных процессов, у сотрудников ИУ и других правоохранительных органов часто остаются незамеченными, в связи с чем исключается возможность своевременной квалифицированной психологической помощи и профилактики большой группы психогенных психических расстройств.

3. К закономерностям формирования психических дезадаптивных состояний по мере нарастания травматичности стресса относится снижение осознанных форм защитного поведения на фоне перехода личности на бессознательные формы психической защиты, где ведущую роль в преодолении стресса играют неосознаваемые механизмы переработки информации.

4. Степень психической дезадаптации и величина отрицательных психологических последствий несения службы в экстремальных условиях сильно зависят от их характера и уровня опасности службы, ее длительности, мотивированности сотрудника, опыта работы в экстремальных ситуациях, половозрастных особенностей, индивидуально-

личностных качеств. Развитие профессионального стресса у сотрудников Иу в целом ряде случаев может оказывать отрицательное воздействие на их деятельность, снижая их адаптационные возможности, и приводить к формированию выраженных психопатологических состояний и процессов.

5. У части личного состава умеренно выраженное психоэмоциональное напряжение, равно как и травматический стресс, может оказывать мобилизующее воздействие, заметно повышая работоспособность и результативность деятельности, вызывая позитивную трансформацию личности, что выражается в повышении стойкости, героизме, мужестве, выдержке и др.

6. Формирующиеся у сотрудников в процессе их профессиональной деятельности (нахождение в экстремальных условиях) негативные эмоциональные состояния и другие социально-дезадаптивные формы поведения (синдром выгорания и т.д.) следует рассматривать в качестве профессионального (травматического) стресса, что исключает односторонний подход к их трактовке как сугубо психопатологических состояний и процессов.

7. Центральное место в организации психического и нравственного здоровья личности (индивидуума) занимает формирование духовности человека на основе его религиозного опыта. Анализ современной психологической и духовной литературы, практика духовной жизни подвижников Хх в. свидетельствуют, что основным стрессли-митирующим фактором, способствующим расширению адаптационных психологических ресурсов человека, является развитие его духовно-нравственных начал. Внедрение элементов православной психотерапии (и других духовно-этических инструментов иных религий) в практику пенитенциарной психологии будет способствовать профилактике негативных социально-дезадап-тивных явлений в среде личного состава и осужденных.

Использование концептов постнекласси-ческой психологии в изучении стресса, теории экстремальности и травматического стресса предусматривает повышение общего уровня культуры и духовно-нравственного развития сотрудников и осужденных. Духовность при этом следует рассматривать в качестве ведущего стресс-лимитирующего фактора (основного параметра повышения общей стрессоустойчивости - адаптивности). Владение современными диагностическими подходами, учет и анализ

особенностей динамики и стадий развития профессионального стресса у сотрудников ИУ, равно как и пенитенциарного стресса у осужденных, всемерное содействие и развитие их духовно-нравственного потенциала позволит не только минимизировать негативные варианты развития негативных последствий стресса, но и повысить уровень и качество их жизни, а также дееспособность личного состава и ресоциализацию осужденных.

Учитывая данные обстоятельства, изложение методологических подходов с теоретическим осмыслением психологических, педагогических и медико-биологических аспектов профессионального и пенитенциарного стрессов в программе курса «Пенитенциарной стрессологии» представляется своевременным. Необходимость разработки данного спецкурса продиктована не только процессом дальнейшего реформирования деятельности уголовно-исполнительной системы и реализацией гуманистического потенциала мировой практики исполнения наказания, но и реалиями состояния здоровья населения страны, значительного понижения его уровня у осужденных и воспи-

Щ ПРИМЕЧАНИЕ

1 См.: Калманов Б.Г и др. Профилактика отклоняющегося поведения и дезадаптивных состояний сотрудников уголовно-исполнительной системы: Моногр. М., 2008.

2 См.: Папкин А.И., Кузнецов Д.Ю. Психологические пути и методы преодоления негативных эмоциональных состояний, возникающих у сотрудников органов внутренних дел в опасных ситуациях профессиональной деятельности: Учеб. пособие. Домодедово; Човдырова Г.С. Формирование психологической устойчивости к различным стрессогенным факторам у сотрудников органов внутренних дел: Лекция. Домодедово, 2003.

3 См.: Калманов Б.Г и др. Профилактика отклоняющегося поведения и дезадаптивных состояний сотрудников уголовно-исполнительной системы.

4 Там же.

5 См.: Распоряжение Правительства РФ от 14.10.2010 г. № 1772-р «О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 г.» (ред. от 31.05.2012 г.) // СЗ РФ. 2010. № 43. Ст. 5544.

6 См.: Човдырова Г.С. Формирование психологической устойчивости к различным стрессогенным факторам у сотрудников органов внутренних дел.

7 Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление. М., 2006; Бохан Т.Г. Культурно-исторический подход к стрессу и стрессоустойчивости: Автореф. дис. ... д-ра психол. наук. Томск, 2008. С. 50.

8 Диденко А.В. Расстройства личности у осужденных, отбывающих наказания в местах лишения свободы.

9 См.: Калманов Б.Г. и др. Профилактика отклоняющегося поведения и дезадаптивных состояний сотрудников уголовно-исполнительной системы; Папкин А.И., Кузнецов Д.Ю. Психологические пути и методы преодоления негативных эмоциональных состояний, возникающих у сотрудников органов внутренних дел в опасных ситуациях профессиональной деятельности; Човдырова Г.С. Формирование психологической устойчивости к различным стрессогенным факторам у сотрудников органов внутренних дел.

танников, находящихся в пенитенциарных учреждениях.

Спецкурс в базовом компоненте высшего образования входит в курс «Психология» и адресован как курсантам (слушателям) образовательных учреждений высшего профессионального образования, находящихся в ведении центрального органа уголовноисполнительной системы ФСИН России, так и практическим психологам, педагогам и социальным работникам, осуществляющим свою деятельность в исправительных и воспитательных учреждениях страны. Наряду с раскрытием феноменологии стресса, важное место в программе курса отводится психолого-педагогическим вопросам духовно-нравственного воспитания и развития сотрудников ИУ и осужденных. Целью данного спецкурса является повышение компетентности пенитенциарных психологов в проблемной области стресса и овладение ими знаниями, умениями и навыками, необходимыми для целенаправленной работы по профилактике и коррекции негативных проявлений пенитенциарного стресса у осужденных и профилактике дезадаптив-ных состояний и поведения персонала ИУ.

1 Sm.: Kalmanov B.G. i dr. Profilaktika otklonjajushhegosja povedenija i dezadaptivnyh sostojanij sotrudnikov ugolovno-ispolnitel'noj sistemy: Monogr. M., 2008.

2 Sm.: Papkin A.I., Kuznecov D.Ju. Psihologicheskie puti

i metody preodolenija negativnyh jemocional'nyh sostojanij, voznikajushhih u sotrudnikov organov vnutrennih del v opasnyh situacijah professional'noj dejatel'nosti: Ucheb. posobie.

Domodedovo; Chovdyrova G.S. Formirovanie psihologicheskoj ustojchivosti k razlichnym stressogennym faktoram u sotrudnikov organov vnutrennih del: Lekcija. Domodedovo. 2003.

3 Sm.: Kalmanov B.G. i dr. Profilaktika otklonjajushhegosja povedenija i dezadaptivnyh sostojanij sotrudnikov ugolovno-ispolnitel'noj sistemy.

4 Tam zhe.

5 Sm.: Rasporjazhenie Pravitel’stva RF ot 14.10.2010 g. № 1772-r «O Koncepcii razvitija ugolovno-ispolnitel’noj sistemy Rossijskoj Federacii do 2020 g.» (red. ot 31.05.2012 g.) // SZ RF 2010. № 43. St. 5544.

6 Sm.: Chovdyrova G.S. Formirovanie psihologicheskoj ustojchivosti k razlichnym stressogennym faktoram u sotrudnikov organov vnutrennih del.

7 Bodrov V.A. Psihologicheskij stress: razvitie i preodolenie. M., 2006; Bohan T.G. Kul'turno-istoricheskij podhod k stressu i stressoustojchivosti: Avtoref. dis. ... d-ra psihol. nauk. Tomsk, 2008. S. 50.

8 Didenko A.V. Rasstrojstva lichnosti u osuzhdennyh, otbyvajushhih nakazanija v mestah lishenija svobody.

9 Sm.: Kalmanov B.G. i dr. Profilaktika otklonjajushhegosja povedenija i dezadaptivnyh sostojanij sotrudnikov ugolovno-ispolnitel'noj sistemy; Papkin A.I., Kuznecov D.Ju. Psihologicheskie puti i metody preodolenija negativnyh jemocional'nyh sostojanij, voznikajushhih u sotrudnikov organov vnutrennih del v opasnyh situacijah professional'noj dejatel'nosti; Chovdyrova G.S. Formirovanie psihologicheskoj ustojchivosti k razlichnym stressogennym faktoram u sotrudnikov organov vnutrennih del.

10 См.: Там же.

11 Магомед-Эминов М.Ш. Феномен экстремальности. М., 2008.

12 Бохан Т.Г. Культурно-исторический подход к стрессу и стрессоустойчивости. С. 50; Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта. М., 2006; Магомед-Эминов М.Ш. Феномен экстремальности.

13 Шестун Е. Православная педагогика: Исторические психолого-педагогические очерки. Самара, 1998.

14 Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта.

15 См.: Папкин А.И., Кузнецов Д.Ю. Психологические пути и методы преодоления негативных эмоциональных состояний, возникающих у сотрудников органов внутренних дел в опасных ситуациях профессиональной деятельности.

16 См.: Калманов Б.Г. и др. Профилактика отклоняющегося поведения и дезадаптивных состояний сотрудников уголовно-исполнительной системы.

17 Там же.

18 Там же; Човдырова ГС. Формирование психологической устойчивости к различным стрессогенным факторам у сотрудников органов внутренних дел.

19 Магомед-Эминов М.Ш. Феномен экстремальности.

20 Диденко А.В. Расстройства личности у осужденных, отбывающих наказания в местах лишения свободы.

21 Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление; Магомед-Эминов М.Ш. Феномен экстремальности.

22 Бохан Т.Г Культурно-исторический подход к стрессу и стрессоустойчивости; Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта.

10 Sm.: Tam zhe.

11 Magomed-Jeminov M.Sh. Fenomen jekstremal'nosti. M., 2008.

12 Bohan T.G. Kul'turno-istoricheskij podhod k stressu i stressoustojchivosti. S. 50; Il'in I.A. Aksiomy religioznogo opyta. M., 2006; Magomed-Jeminov M.Sh. Fenomen jekstremal'nosti.

13 Shestun E. Pravoslavnaja pedagogika: Istoricheskie psihologo-pedagogicheskie ocherki. Samara, 1998.

14 Il'in I.A. Aksiomy religioznogo opyta.

15 Sm.: Papkin A.I., Kuznecov D.Ju. Psihologicheskie puti i metody preodolenija negativnyh jemocional'nyh sostojanij, voznikajushhih u sotrudnikov organov vnutrennih del v opasnyh situacijah professional'noj dejatel'nosti.

16 Sm.: Kalmanov B.G. i dr. Profilaktika otklonjajushhegosja povedenija i dezadaptivnyh sostojanij sotrudnikov ugolovno-ispolnitel'noj sistemy.

17 Tam zhe.

18 Tam zhe; Chovdyrova G.S. Formirovanie psihologicheskoj ustojchivosti k razlichnym stressogennym faktoram u sotrudnikov organov vnutrennih del.

19 Magomed-Jeminov M.Sh. Fenomen jekstremal'nosti.

20 Didenko A.V. Rasstrojstva lichnosti u osuzhdennyh, otbyvajushhih nakazanija v mestah lishenija svobody.

21 Bodrov V.A. Psihologicheskij stress: razvitie i preodolenie; Magomed-Jeminov M.Sh. Fenomen jekstremal'nosti.

22 Bohan T.G. Kul'turno-istoricheskij podhod k stressu

i stressoustojchivosti; Il'in I.A. Aksiomy religioznogo opyta. h

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.