Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СТИЛЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ В ПРАКТИКЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ВУЗА'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СТИЛЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ В ПРАКТИКЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
39
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТИЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ / ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ / ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СТИЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кагермазова Лаура Цраевна, Масаева Зарема Вахаевна

В статье рассматривается исследование стилей педагогической деятельности и педагогического общения преподавателей высшей школы, для повышения эффективности образовательного процесса в ВУЗе. Изучен и обобщен педагогический опыт формирования и развития индивидуального стиля профессиональной деятельности преподавателя, выявлены составляющие компоненты индивидуального стиля профессиональной деятельности, факторы и условия, влияющие на становление индивидуального стиля преподавателя. В эмпирическом исследовании описаны структура, методы и результаты исследования индивидуального стиля профессиональной деятельности преподавателя, выявлена корреляционная взаимосвязь между рассуждающе-методическим и рассуждающе-импровизационным стилями преподавателей высшей школы с личностными качествами педагогов, осознанием преподавателями особенностей своего отношения к учащимся и стажем профессиональной педагогической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кагермазова Лаура Цраевна, Масаева Зарема Вахаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE OF STYLES OF PROFESSIONAL ACTIVITY OF THE TEACHER OF THE HIGHER SCHOOL IN THE PRACTICE OF THE EDUCATIONAL PROCESS OF THE UNIVERSITY

The article deals with the study of styles of pedagogical activity and pedagogical communication of teachers of higher education, to improve the efficiency of the educational process in the university. The pedagogical experience of the formation and development of the individual style of the teacher's professional activity has been studied and generalized, the components of the individual style of professional activity, factors and conditions influencing the formation of the teacher's individual style have been identified. The empirical study describes the structure, methods and results of the study of the individual style of a teacher's professional activity, reveals a correlation between the reasoning-methodical and reasoning-improvisational styles of higher school teachers with the personal qualities of teachers, the teachers' awareness of the peculiarities of their attitude towards teaching and the experience of professional pedagogical activity.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СТИЛЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ В ПРАКТИКЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ВУЗА»

психологический тренинг повлиял на показатель «Ситуация беседы», повысив его у испытуемых экспериментальной группы.

Выводы. На основе изучения отечественной и зарубежной научной литературы, мы выяснили, что метод психологического тренинга очень хорошо подходит для развития коммуникативных профессионально-важных качеств личности, это связано с особенностями метода, удобством в проведении и эффективности в деятельности. Также мы выяснили, что коммуникативные качества - это совокупность способностей, свойств, умений и навыков личности, характеризующая ее отношения к людям и обеспечивающая возможность установления, поддержания контакта и взаимопонимания между ними. В психологической науке по теме данного исследования не имеется научных трудов, что в свою очередь детерминирует нашу актуальность, однако, имеется ряд трудов, посвящённых исследованиям влияние коммуникативного тренинга на коммуникативные качества личности.

Психологический тренинг, действительно, повлиял на коммуникативные профессионально-важные качества студентов-психологов, улучшив показатель коммуникации, повысив показатели коммуникативного контроля, коммуникабельность, контроль в «Ситуации беседы», психологической защиты «миролюбивые».

Наша гипотеза о том, что проведение психологического тренинга повышает коммуникативные профессионально-важные качества студентов-психологов полностью подтвердилась.

Литература:

1. Асмаковец, Е.С. Опыт формирования коммуникативной компетентности специалистов по социальной работе / Е.С. Асмаковец, С.П. Мельничкин // Актуальные вопросы теории практика психологии отношений: материалы Всероссийской научно-практической конференции 24-27 мая 2010 года. - Екатеринбург: УГПУ, 2010. - 260 с.

2. Белкин, А.С. Основы возрастной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. Учеб. заведений / А.С. Белкин. -М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 192 с.

3. Богданова, В.В. Траектории социализации как социологический феномен / В.В Богданова. - Знание. Понимание. Умение. - 2009. - № 1. - С. 70-74

4. Вачков, И.В. Основы технологии группового тренинга Текст: учеб. пособие для вузов / И.В. Вачков. - М.: Ось, 1999. - 176 с.

5. Горянина, В.А. Психология общения / В.А. Горянина. - М.: Академия, 2002. - 416 с.

6. Карпович, Т.Н. Психологическая диагностика социального интеллекта личности / Т.Н. Карпович. - Мозырь: Содействие, 2007. - 164 с.

7. Форверг, М. Характеристика социально-психологического тренинга поведения / М. Форверг, Т. Альберг // Психологический журнал. - 1984. - №4. - С. 58.

Психология

УДК 37.015.3

доктор психологических наук, профессор РАО Кагермазова Лаура Цраевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чеченский государственный педагогический университет» (г. Грозный); кандидат психологических наук, доцент Масаева Зарема Вахаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чеченский государственный университет» (г. Грозный)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СТИЛЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ В ПРАКТИКЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ВУЗА

Аннотация. В статье рассматривается исследование стилей педагогической деятельности и педагогического общения преподавателей высшей школы, для повышения эффективности образовательного процесса в ВУЗе. Изучен и обобщен педагогический опыт формирования и развития индивидуального стиля профессиональной деятельности преподавателя, выявлены составляющие компоненты индивидуального стиля профессиональной деятельности, факторы и условия, влияющие на становление индивидуального стиля преподавателя. В эмпирическом исследовании описаны структура, методы и результаты исследования индивидуального стиля профессиональной деятельности преподавателя, выявлена корреляционная взаимосвязь между рассуждающе-методическим и рассуждающе-импровизационным стилями преподавателей высшей школы с личностными качествами педагогов, осознанием преподавателями особенностей своего отношения к учащимся и стажем профессиональной педагогической деятельности.

Ключевые слова: стили педагогической деятельности и педагогического общения преподавателей высшей школы, профессиональная деятельность преподавателя, личностные качества преподавателя, формирование и развитие индивидуального стиля профессиональной деятельности преподавателя.

Annotation. The article deals with the study of styles of pedagogical activity and pedagogical communication of teachers of higher education, to improve the efficiency of the educational process in the university. The pedagogical experience of the formation and development of the individual style of the teacher's professional activity has been studied and generalized, the components of the individual style of professional activity, factors and conditions influencing the formation of the teacher's individual style have been identified. The empirical study describes the structure, methods and results of the study of the individual style of a teacher's professional activity, reveals a correlation between the reasoning-methodical and reasoning-improvisational styles of higher school teachers with the personal qualities of teachers, the teachers' awareness of the peculiarities of their attitude towards teaching and the experience of professional pedagogical activity.

Key words: styles of pedagogical activity and pedagogical communication of teachers of higher education, professional activity of a teacher, personal qualities of a teacher, formation and development of an individual style of a teacher's professional activity.

Введение. Указом Президента России Владимира Путина 2023 год объявлен годом педагога и наставника. Миссия Года - признание особого статуса педагогических работников, в том числе выполняющих наставническую деятельность. В современных условиях гуманизации образования индивидуальный стиль рассматривается как ведущая характеристика педагога, обеспечивающая всестороннее развитие обучающихся и реализацию личностных и профессиональных смыслов педагогической деятельности. Индивидуальный стиль деятельности не только обеспечивает успешность педагогической деятельности, но и является необходимым условием развития индивидуальности, повышает мотивацию профессиональной деятельности педагога, постоянного обновления стратегии и тактики обучения, дидактического инструментария,

содержания и культуры межличностных, внутригрупповых, внутриличностных взаимоотношений «педагог-учащийся» [4, С. 140].

«Формирование индивидуального стиля профессиональной деятельности является одним из путей решения многих вопросов современного образования, соответствующего мировому и отечественному опыту. В связи с этим, индивидуальный стиль рассматривается как ведущая характеристика учителя, обеспечивающая всестороннее развитие учащихся и реализацию личностных и профессиональных смыслов педагогической деятельности» [2, С. 14].

Сегодня, в период модернизации высшего образования, повышенному интересу к эффективности профессиональной деятельности, преподавателю необходимо сформировать свой собственный стиль педагогической деятельности и стиль педагогического общения, которые будут отражать его индивидуальность как личности и профессионала, его неповторимость и уникальность, будут характеризовать эффективность его профессиональной деятельности [14, С. 138].

Изложение основного материала статьи. Цель статьи - установить особенности и составляющие компоненты индивидуального стиля профессиональной деятельности преподавателя высшей школы и доказать эффективность применения индивидуальных стилей профессиональной деятельности преподавателей в практике учебного процесса ВУЗа.

С.Е. Мухина определяет индивидуальный стиль профессиональной деятельности преподавателя как «набор личностных и профессиональных умений и навыков, проявляющиеся в деятельности и общении» [3, С. 165].

П.Х. Хасанова, давая характеристику различным типам индивидуального стиля (рассуждающе - импровизационный, рассуждающе - методический, эмоционально - импровизационный, эмоционально - методический), отмечает: «Каждый стиль педагогической деятельности имеет как достоинства, так и недостатки. Но, в любом случае стиль педагогической деятельности базируется на индивидуальных, психологических особенностях личности: биологически обусловленных чертах, которые прослеживаются от рождения и на протяжении всей его жизни, социально обусловленных, приобретаемых в процессе социального и профессионального развития и становления» [7, С. 49].

При анализе мотивации педагогического труда и его конкретного содержания мы должны учитывать реально действующие, жесткие мотивы, а не мотивы только осознаваемые, имеющие вид благих пожеланий и интересов педагога.

По мнению Л.Н. Макаровой «личность преподавателя как субъекта культуры отличается социальной устойчивостью, эффективной включенностью в педагогическую деятельность, психологическим комфортом». При этом «профессиональная культура включает в себя индивидуальные стратегии, средства ориентации в действительности, способы решения задач для перевода стиля из наличного в целевое, предпочитаемое состояние» [11, С. 73].

Индивидуальный стиль профессиональной деятельности преподавателя включает в себя важный компонент -индивидуальный стиль педагогического общения.

Педагогическое общение - это сложный и трудный процесс, требующий от педагога высокоразвитых организаторских профессиональных умений.

П.А. Репина считает, что «каждый педагог для эффективной работы должен сформировать свой собственный стиль педагогического общения, который будет выражать его индивидуальность как личности и профессионала, его неповторимость и уникальность, будет наиболее оптимально отражаться на эффективности его профессиональной деятельности» [6, С. 101]. Вопрос о формировании индивидуального стиля общения особенно остро встает перед молодыми педагогами, которые только начинают свою профессиональную деятельность. П.Х. Хасанова считает, что «по мере приобретения педагогического опыта молодой преподаватель сознательно и целенаправленно совершенствует профессиональные качества, преодолевает негативные личностные качества, которые препятствуют достижению успеха в учебном процессе» [7, С. 49].

Составляющие индивидуального стиля педагогического общения рассмотрим на основе исследования М.Н.Крыловой, в котором выделяются следующие компоненты:

- особая форма приветствия, присущая именно этому педагогу, которая является признаком индивидуального стиля общения;

- использование имен собственных, сокращенных и ласкательных имен;

- вербальные средства привлечения внимания учащихся (сравнение, риторическое восклицание, вопросно-ответный прием, юмористические средства), определяющие выразительность общения;

- использование интонационной выразительности речи (громкость голоса, высокий участок диапазона, оптимальный темп речи, паузы, индивидуальные интонационные особенности);

- правильное выражение эмоций (свободное выражение эмоций, улыбки);

- не использовать речевых штампов - стереотипных выражений;

- манера общения педагога (резкая и, возможно, даже агрессивная или мягкая, дружелюбная) [10, С. 155].

И.Д. Демакова предлагает педагогам для успешной реализации педагогического общения реализацию «Правил 7У»:

- уверенность;

- успешность (берясь за любое дело, педагог должен всегда предвидеть только положительный результат, знать, что деятельность под силу и ему, и ученикам);

- удивительность (образ педагога должен содержать в себе незаурядность);

- убедительность (нужно уметь «зажечь» аудиторию, убедить ее в важности дела);

- уважительность (необходимо взаимное уважение: уважаешь других - уважают тебя);

- уравновешенность (каждый момент учебного процесса педагог должен контролировать, анализировать свои действия, слова, мысли и невербальное общение);

- улыбчивость (улыбка может быть: оценкой, одобрением, подбадриванием обучающихся) [9, С. 88].

С.Е.Мухина считает, что «индивидуальный стиль формируется под воздействием трех основных факторов:

- индивидуальных особенностей, обусловливающих личностные и поведенческие свойства;

- особенности самой педагогической деятельности, включающей ее структуру, профессиональную направленность и специфику содержания преподаваемой дисциплины;

- характеристики субъектов педагогической деятельности (педагогов и обучаемых), их возраст, пол, статус, уровень знаний» [8, С. 150].

П.Х. Хасанова описывает следующие условия, благодаря чему индивидуальный стиль профессионального общения молодого педагога будет более успешным, пролонгированным и стимулировать максимальное взаимодействие «педагог -учащиеся»:

- система повышения квалификации;

- методическая и консультационная помощь коллег внутри образовательной организации;

- наставничество;

- самообразование и самовоспитание; развитие ценностно-смысловой, мотивационной сферы педагога (целеполагание, мотивационная направленность личности) [7, С. 49].

Все перечисленные условия разделим на внешние и внутренние.

К внутренним относятся: индивидуальные особенности личности педагога, мотивация, ценности, самообразование и самовоспитание. Другие (внешние) определяются влиянием социальной ситуации развития, уровнем образовательной организации.

В учебном процессе выделяются также факторы, препятствующие становлению индивидуального стиля профессиональной деятельности педагогов. Несколько таких факторов выделяет Е.М. Снигирева:

- стереотипность мышления;

- боязнь новых форм обучения;

- недостаточно развитые профессиональные навыки, в т.ч. исследовательские навыки;

- отсутствие навыков саморазвития;

- отсутствие стрессоустойчивости, умения контролировать свое поведение и эмоции, проблемы с эмоциональной сферой педагога;

- отсутствие правильной мотивации к профессиональной деятельности [1, С. 330], [5, С. 107].

Эмпирическое исследование особенностей индивидуального стиля профессиональной деятельности преподавателя осуществлялось на базе Пятигорского государственного университета, выборка состояла из 55 педагогов с разным стажем педагогической деятельности, средний возраст преподавателей 45 лет.

В эмпирическом исследовании применялись методики:

1. Индивидуальный стиль профессиональной деятельности преподавателя (авторы: А.К. Маркова и А.Я. Никонова).

2. Психологический портрет преподавателя (авторы: З.В. Резапкина, Г.В. Резапкина).

3. Анкета для преподавателя (автор: Я.Л. Коломинский).

По первой методике (авторы: А.К. Маркова и А.Я. Никонова), цель которой - выявление фактически доминирующего стиля педагогической деятельности у педагога. Результаты исследования показали следующее: 24 педагога из 55 (45%) опрошенных обладают эмоционально-методическим стилем педагогической деятельности (ИМС), 4 педагога (7%) -эмоционально-импровизационным стилем (ЭИС), 6 педагогов (11%) - рассуждающе-импровизационным стилем (РИС), 21 педагог (38%) - рассуждающе-методическим стилем (РМС). Наименьшую группу педагогов составили преподаватели, имеющие эмоционально-импровизационный стиль (7%) педагогической деятельности, которым важна сама учебная деятельность, формальная и техническая сторона учебного процесса, в меньшей степени качество усвоения знаний обучающимися.

Выводы. Результаты исследования показали: чем меньше педагогический стаж, тем чаще используются стили: эмоционально - импровизационный и рассуждающе-импровизационный. При стаже от 10 лет и более педагоги чаще прибегают к рассуждающе-импровизационному и рассуждающее-методическому стилям. Некоторые преподаватели (около 40%) комбинируют эмоционально-методический и рассуждающе-методический стили.

По второй методике (авторы: З.В. Резапкина, Г.В. Резапкина), цель которой диагностика личностных качеств педагогов, по шести блокам качеств «Приоритетные ценности», «Психоэмоциональное состояние», «Самооценка», «Стиль преподавания», «Уровень субъективного контроля», «Удовлетворенность трудом» [13, С. 127]. Анализ полученных результатов показал, что большинство педагогов (64%) обладают такими ключевыми качествами, как ориентация на обучающихся, благополучное психоэмоциональное состояние, позитивное восприятие себя, демократический стиль преподавания, высокий уровень субъективного контроля, удовлетворенность своим трудом. В целом это говорит о наличии сформированного индивидуального педагогического стиля преподавателя, благоприятной психологической и трудовой атмосфере в коллективе.

По третьей методике - анкете для педагогов (автор: Я.Л. Коломинский), цель которой выявление и осознание преподавателем особенностей своего отношения к обучающим, получили следующие результаты: 35 (63%) преподавателей, профессиональный стаж которых более 10 лет считают, что самые важные профессиональные умения и качества педагога для установления эффективных взаимоотношений с обучающимися это: на первом месте (педагогический такт, педагогическая направленность, умение возбудить у обучающихся интерес к предмету, к учебному процессу, индивидуальный подход к учащимся, эмпатийность); на втором месте (педагогическая рефлексия, знание своего предмета, умение владеть дисциплиной на уроке, умение организовать учебный процесс).

Преподаватели - 27 человек (49%), которые имеют стаж профессиональной педагогической деятельности менее 10 лет считают, что самые важные личностные качества преподавателей для создания благоприятных отношений с учащимися: на первом месте (требовательность, уважение личности педагога, принципиальность); на втором месте (терпеливость, уравновешенность, справедливость); на третьем месте (общительность, тактичность, доброжелательность, демократичность).

Результаты по третьей методике показали, что преподаватели, имеющие рассуждающе-методический и рассуждающе-импровизационный стили педагогический деятельности, стаж больше 10 лет в своей профессиональной деятельности ориентируются и опираются на учет индивидуальных свойств учащихся, любви и уважении, эмпатии, доброжелательности и тактичности к учащимся, с целью формирования сотрудничества и эффективного взаимодействия со студентами в учебном процессе. Как отметил Я.Л. Коломинский: «МЫ» и «ОНИ» - не две замкнутые общности. Это сообщающиеся сосуды! Мы оцениваем и воспитываем их, а они - нас» [12, С. 44].

Таким образом, на современном этапе педагоги, которые имеют потребности и мотивацию к профессиональному росту, способные воспитывать обучающихся на основе нравственных, моральных ценностей и смыслов, погруженные в различные педагогические инновации, обменивающиеся накопленным профессиональным опытом, инициирующие внедрение современных инновационных технологий в практику учебного процесса ВУЗа, формируют и применяют эффективные индивидуальные стили педагогической деятельности - рассуждающе-методический и рассуждающе-импровизационный.

Литература:

1. Абакумова, И.В. Психологические основы инновационных технологий индивидуализации ВПО / И.В. Абакумова, Л.Ц. Кагермазова, З.В. Масаева // В сборнике: актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации: материалы науч.-практ. конф. (заочной) с межд. Участием / ответственный редактор: А.Ю. Нагорнова. - Самара.

- 2015. - С. 329-332

2. Ананько, С.Н. Индивидуальный стиль педагогической деятельности как интегральная характеристика педагогической деятельности / С.Н. Ананько // В сборнике: психология образования будущего: От традиций к инновациям: материалы III межд. науч. конф. студентов, магистрантов и аспирантов / под редакцией Н.В. Нижегородцевой. - Ярославль.

- 2019. - С. 12-14

3. Дворецкая, Т.А. Стиль педагогической деятельности как фактор изменений в мотивационной сфере личности студентов/ Т.А. Дворецкая // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. - 2020. - № 1 (834). - С. 165-174

4. Ильин, С.Н. Формирование стиля педагогической деятельности преподавателя высшей военной школы в период его становления / С.Н. Ильин // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. - 2019. - Т. 13. -№ 8. - С. 136-140

5. Кагермазова, Л.Ц. К проблеме формирования коммуникативной компетентности будущего педагога / Л.Ц. Кагермазова, И.В. Абакумова, З.В. Масаева // Известия Чеченского государственного университета. - 2017. - № 4 (8). -С. 107-111

6. Кагермазова, Л.Ц. О формировании коммуникативной компетентности будущего педагога / Л.Ц. Кагермазова, И.В. Абакумова, С.Л. Лунин, Е.О. Шульц // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. - 2015. - № 1 (185). - С. 100-104

7. Кагермазова, Л.Ц. Типология коммуникативных стилей у будущих учителей / Л.Ц. Кагермазова // Казанский педагогический журнал. - 2014. - № 6. - С. 49.

8. Кагермазова, Л.Ц. Педагогическое общение как форма взаимодействия субъектов образовательного процесса / Л.Ц. Кагермазова // Известия Чеченского государственного педагогического института. - 2012. - № 1(6). - С. 42-50

9. Кагермазова, Л.Ц. Типология коммуникативных стилей будущих педагогов / Л.Ц. Кагермазова. - Москва, 2007. - 287 с.

10. Макарова, Л.Н. Теоретические основы развития индивидуального стиля педагогической деятельности преподавателя высшей школы: диссертация ... д-ра педагог. наук: 13.00.01 / Макарова Людмила Николаевна. - Белгород, 2000. - 488 с.

11. Макарова, Л.Н. Индивидуальный стиль педагогической деятельности преподавателя вуза в контексте его профессиональной культуры / Л.Н. Макарова // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. - 2006. - № 2. - С. 72-79

12. Панибратенко, М.В. Творческий стиль педагогической деятельности как педагогическая проблема / М.В. Панибратенко // Известия Волгоградского государственного технического университета. Серия: Новые образовательные системы и технологии обучения в вузе. - 2007. - Т. 4. - №7(33). - С. 41-44

13. Шувалова, Ю.Б. Условия педагогической деятельности преподавателя вуза как фактор совершенствования индивидуального стиля деятельности / Ю.Б. Шувалова, Е.Ю. Воронова // В сборнике: Педагогика и психология в современном мире: теоретические и практические исследования: сборник статей по материалам IV межд. науч.-практ. конф. - Москва. - 2017. - С. 127-132

14. Юлдашева, М.Э. Педагогический профессионализм как основной стиль творческой деятельности учителя / М.Э. Юлдашева, Д.Т. Намазова, Д.Х. Усманова // В сборнике: Будущее науки - 2014: сборник научных статей 2-й межд. молодеж. науч. конф., в 3-х томах/ ответственный редактор А.А. Горохов. - Курск - 2014. - С. 136-138

Психология

УДК 378.2

кандидат психологических наук Казберов Павел Николаевич

Федеральное казенное учреждение Научно-исследовательский институт Федеральной службы исполнения наказаний (г. Москва)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТРЕСС У СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Аннотация. Статья посвящена изучению влияния на жизнь и здоровье сотрудника профессионального стресса. В частности, автором приводятся данные о влиянии стресс-факторов профессиональной деятельности на количество заболеваний среди работающего населения. Раскрывается сущность профессионального стресса, характеризуются его отличия от других видов стресса. Определяются объективные и субъективные факторы, способствующие возникновению профессионального стресса, и на этой основе выделяются стресс-факторы, связанные с профессиональной деятельностью сотрудников правоохранительных органов, в том числе сотрудников уголовно-исполнительной системы. Рассмотрены две основные формы воздействия психотравмирующих событий на развитие у сотрудников пенитенциарного стресса -экстремальное событие и кумулятивная травма, а также деривационное воздействие пенитенциарной деятельности. В аспекте профилактики стресса и развития стрессоустойчивости показаны основные тенденции и направления психологической подготовки сотрудников.

Ключевые слова: стресс, пенитенциарный стресс, стресс-факторы, дистресс, формы, воздействия психотравмирующих событий, сотрудники уголовно-исполнительная система.

Annotation. The article is devoted to the study of the impact of professional stress on the life and health of an employee. In particular, the author provides data on the impact of occupational stress factors on the number of diseases among the working population. The essence of professional stress is revealed, its differences from other types of stress are characterized. Objective and subjective factors that contribute to the emergence of professional stress are determined, and on this basis stress factors associated with the professional activities of law enforcement officers, including employees of the penitentiary system, are identified. Two main forms of the impact of psychotraumatic events on the development of penitentiary stress in employees are considered - an extreme event and cumulative trauma, as well as the derivational impact of penitentiary activities. In the aspect of stress prevention and development of stress resistance, the main trends and directions of psychological training of employees are shown.

Key words: stress, penitentiary stress, stress factors, distress, forms, impact of traumatic events, employees of the penitentiary system.

Введение. Стресс в современном обществе остается одной из основных причин не только нарушения психического равновесия человека, но и целого ряда негативных изменений в функционировании физиологических механизмов в организме приводящих к утрате здоровья. Стресс, как понятие, было предложено в XVII в. физиком Р. Гуком и изначально описывало физические объекты, находящиеся под воздействием внешней силы, которая вызывала в них напряженность. Переосмысленное и примененное для описания процессов живых систем. исследователем-физиологом Г. Селье: оно приобрело всеобщую известность как: «... неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование» [13, С. 27]. Из данного понятия следует, что только возникновение дисбаланса между требованиями и нагрузками извне и ресурсами организма, делает «повседневную» стрессогенность патологической, то есть - дистрессовой [13].

Изложение основного материала статьи. Об актуальности проблемы стресса, переводящего в дистресс, в современном обществе свидетельствуют данные статистики. Так, по данным ВОЗ 3-4% всех заболеваний обусловлено стрессом, а среди работающего населения данный показатель превышает 18% [3]. Потеря рабочих дней ввиду неявки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.