Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОБЩЕВОЕННЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ. МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ВЫБОРУ И ФОРМУЛИРОВАНИЮ ВОЕННЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ'

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОБЩЕВОЕННЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ. МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ВЫБОРУ И ФОРМУЛИРОВАНИЮ ВОЕННЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
223
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / КВАЛИФИКАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТРУДОВАЯ ФУНКЦИЯ / ОБЩЕВОЕННЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / PROFESSIONAL STANDARD / QUALIFICATION / PROFESSIONAL ACTIVITY / LABOUR FUNCTION / GENERAL MILITARY PROFESSIONAL COMPETENCIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Степанов Дмитрий Николаевич, Милеев Андрей Николаевич

Введено понятие «общевоенные профессиональные компетенции», впервые предложен методический подход к выбору и формулированию военных профессиональных компетенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Степанов Дмитрий Николаевич, Милеев Андрей Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL STANDARD GENERAL MILITARY COMPETENCIES. METHODICAL APPROACH TO CHOOSE AND FORMULATE MILITARY PROFESSIONAL COMPETENCIES

The notion of «military professional competencies» is introduced, for the first time a methodical approach to selecting and formulating military professional competencies is proposed.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОБЩЕВОЕННЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ. МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ВЫБОРУ И ФОРМУЛИРОВАНИЮ ВОЕННЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ»

Д.Н. СТЕПАНОВ, А.Н. МИХЕЕВ

D.N. STEPANOV, A.N. MILEYEV

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

РКОРЕББЮММ БТАМЭЛКО

ОБЩЕВОЕННЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ. МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ВЫБОРУ И ФОРМУЛИРОВАНИЮ ВОЕННЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

GENERAL MILITARY COMPETENCIES. METHODICAL APPROACH TO CHOOSE AND FORMULATE MILITARY PROFESSIONAL COMPETENCIES

Сведения об авторах: Степанов Дмитрий Николаевич - старший научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории Военной академии ВКО имени Маршала Советского Союза Г.К. Жукова, полковник в отставке, кандидат военных наук, старший научный сотрудник (г. Тверь);

Милеев Андрей Николаевич - старший научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории Военной академии ВКО имени Маршала Советского Союза Г.К. Жукова, полковник в отставке, кандидат технических наук, доцент (г. Тверь).

Аннотация. Введено понятие «общевоенные профессиональные компетенции», впервые предложен методический подход к выбору и формулированию военных профессиональных компетенций.

Ключевые слова: профессиональный стандарт, квалификация, профессиональная деятельность, трудовая функция, общевоенные профессиональные компетенции.

Information about the authors: Dmitry Stepanov - Senior Researcher of a Research Laboratory of the Military Aerospace Defence Academy named after Marshal of the Soviet Union G.K. Zhukov, Colonel (ret.), Cand. Sc. (Mil), Senior Researcher (city of Tver);

Andrey Mileyev - Senior Researcher of a Research Laboratory of the Military Aerospace Defence Academy named after Marshal of the Soviet Union G.K. Zhukov, Colonel (ret), Cand. Sc. (Tech), Associate Professor (city of Tver).

Summary. The notion of «military professional competencies» is introduced, for the first time a methodical approach to selecting and formulating military professional competencies is proposed.

Keywords: professional standard, qualification, professional activity, labour function, general military professional competencies.

Деятельность - специфический вид человеческой активности, направленной на творческое преобразование, совершенствование действительности и самого себя; активность человека, направленная на познание и преобразование среды в целях удовлетворения его потребностей.

Профессиональная деятельность - трудовая деятельность, требующая профессионального обучения, осуществляемая в рамках объективно сложившегося разделения труда.

Вид профессиональной деятельности - совокупность трудовых функций, требующих обязательной профес-

сиональной подготовки, рассматриваемых в контексте определенной сферы их применения, характеризующейся специфическими объектами, условиями, инструментами, характером и результатами труда. Определенные методы, способы, приемы, характер воздействия на объект профессиональной деятельности

с целью его изменения, преобразования.

Трудовая функция - набор взаимосвязанных действий, направленных на решение одной или нескольких задач процесса труда; действия,составляющие трудовую функцию, подразумевают наличие у работника определенных умений и знаний, а также готовность их применять.

Цель деятельности - это идеальный, или мысленно представляемый, ее результат. Отношение «мотив - цель» образует своего рода «вектор», направляющий деятельность человека.

Компетенция - способность применять знания, умения и практический опыт для успешной трудовой деятельности.

Профессиональная компетенция - способность успешно действовать на основе умений, знаний и практического опыта при решении задач профессиональной деятельности.

Военные профессиональные компетенции характеризуют способность военнослужащих применять знания, навыки, умения и способы деятельности в мирное и в военное время.

Профессия - общественно признанный относительно устойчивый вид профессиональной деятельности человека, который определен разделением труда в обществе.

Специальность - вид занятий в рамках одной профессии (инженер-строитель, слесарь-инструментальщик, врач-терапевт).

Специализация - более узкое деление в рамках специальности (специальность внутри специальности).

Общепрофессиональные компетенции отражают запросы рынка труда в части владения выпускниками программ высшего образования по направлению подготовки

базовыми основами профессиональной деятельности с учетом потенциального развития области (сферы) или областей (сфер) деятельности (независимо от ориентации программы на конкретные задачи и (или) объекты деятельности).

Профессиональные компетенции отражают запросы рынка труда в части готовности выпускника программы высшего образования соответствующего уровня и направления подготовки выполнять определенные задачи профессиональной деятельности и связанные с ними трудовые функции из профессиональных стандартов для соответствующего уровня профессиональной квалификации.

Деятельность - целеустремленная активность, в результате которой субъект удовлетворяет свои потребности.

Критерии отличия деятельности - цели и самостоятельные, специфические мотивы.

Действие - целенаправленная активность, связанная с достижением частных целей при осуществлении более широкой деятельности. Это основная единица структуры деятельности, элемент деятельности, направленный на выполнение простой текущей задачи.

Операция - конкретная совокупность и последовательность движений, которая определяется конкретными условиями взаимодействия с объектами в процессе осуществления действий. Операция является способом выполнения действия. В отличие от действий, операции малоосоз-наваемы.

При внедрении компетент-ностного подхода в процесс обучения курсантов в военном вузе (на военных кафедрах гражданских вузов, в учебных центрах, учебных соединениях и воинских частях) сразу же встает вопрос - какие военные профессиональные компетенции необходимо сформировать на начальном этапе их подготовки, для каких целей?

Основная цель - подготовка к самостоятельным действиям, а также в составе штатных подразделений в ходе повседневной и боевой деятельности.

Опыт разработки проектов профессиональных стандартов на воинские должности от рядового до командира части ВКС позволил создать методический подход к формированию перечней профессиональных компетенций. С помощью метода функционального анализа была детально рассмотрена и описана профессиональная деятельность военных

специалистов применительно их должностного предназначения. Такой анализ трудовой (служебной) деятельности направлен на выявление функций и требований к качеству их выполнения (в терминах знаний, умений и опыта деятельности), включающих в себя также такие параметры, как уровень ответственности и автономности (самостоятельности) специалистов различных уровней квалификации и должностной иерархии. Метод функционального анализа предполагает проведение широкого опроса в области профессиональной деятельности (военных организаций), а также учет перспективных тенденций ее развития, позволяет обновить и уточнить понимание содержания видов воинской деятельности и необходимых для обеспечения их эффективности трудовых функций в конкретной воинской должности, т.к. это новая точка зрения на профессиональную деятельность военнослужащих. При этом могут расширяться или уточняться виды трудовой деятельности и функции военных специалистов с учетом особенностей задач военных организаций, их дислокации и т.д.

С помощью метода функционального анализа прово-

дится: анализ обобщенных трудовых функций; анализ трудовых функций; на основе выбранных трудовых функций составляется обобщенный перечень задач профессиональной деятельности; в соответствии с задачами формулируются квалификационные требования к знаниям, навыкам, умениям; на основе отобранных трудовых функций, а также квалификационных требований выбирается и составляется перечень профессиональных компетенций.

Чтобы подойти к выбору профессиональных компетенций, надо четко представлять, какие виды трудовой деятельности являются составными частями области профессиональной деятельности (ПД). Основные виды профессиональной деятельности, согласно Методических рекомендаций, соответствуют обобщенным трудовым функциям (ОТФ). Важно отметить, что процедура определения обобщенных трудовых функций требует обязательного участия нескольких независимых экспертов, что позволит наиболее полно и точно произвести ее описание.

Далее обобщенную трудовую функцию необходимо декомпозировать (конкретизировать, раздробить) на трудовые функции (ТФ) или задачи

профессиональной деятельности, которые военный специалист должен самостоятельно решать. Каждая конкретная функция должна представлять собой совокупность отдельных законченных действий трудовой деятельности, требующих собственных слагаемых (методов, материалов, оборудования и процессов). В случае простых видов ПД декомпозиция бывает невозможной, тогда направление профессиональной деятельности сразу трансформируется в одну профессиональную компетенцию.

Проблему многообразия видов профессиональной деятельности военнослужащих можно решить укрупнением основных видов за счет объединения двух или более в один. Предлагается оставить только два основных вида профессиональной (служебной) деятельности: боевую и повседневную деятельность, за которые военный специалист несет персональную ответственность. Таким образом «обобщенным трудовым функциям» соответствует понятие «виды служебной деятельности», «трудовым функциям» и «наиболее значимым трудовым действиям» соответствуют понятия «служебные функции», «направления служебной деятельности».

В свою очередь каждая трудовая функция раскладывается на определенный набор трудовых действий, то есть механизмов или способов, позволяющих решить поставленные перед командиром задачи. Следует отметить, что трудовые функции в линейке командных должностей могут повторяться. Предполагается, что специалист, занимающий в иерархической системе командных должностей более высокую позицию, может в полном объеме выполнять трудовые функции специалистов более низкой квалификации, так как прошел эти ступеньки.

Таблица

Основные профессиональные компетенции солдата ВКС

№ п/п Компетенции

1 Способность действовать при приведении в боевую готовность подразделения

2 Способность готовить к бою и эффективно применять оружие и боевую технику

3 Способность действовать при передислокации и на марше

4 Способность действовать в общевойсковом бою в составе подразделения при обороне и в наступлении

5 Способность вести борьбу с танками и другими бронеобъектами

6 Способность нести боевое дежурство

7 Способность выполнять строевые приемы одиночно и в составе подразделения

8 Способность оборудовать и маскировать одиночные окопы автоматчика, пулеметчика, гранатометчика

9 Способность пользоваться топокартами и ориентироваться на местности без них

10 Способность выполнять общевойсковые нормативы, упражнения стрельб, метание ручных гранат

11 Способность выполнять нормативы по РХБ защите, работать с приборами радиационной и химической разведки

12 Способность оказывать первую помощь раненым и пострадавшим с использованием индивидуальных медицинских средств защиты, табельных и подручных средств в различной обстановке

13 Способность передвигаться на поле боя различными способами

14 Способность преодолевать препятствия и инженерные заграждения

15 Способность вести радиообмен в радиосетях и радионаправлениях, вести переговоры по проводным линиям связи

16 Способность выполнять требования к солдату при несении внутренней службы

17 Способность выполнять требования к солдату при несении гарнизонной и караульной служб

18 Способность поддерживать боеготовность личного оружия и боевой техники

19 Способность выполнять требования безопасности военной службы, противопожарной защиты, мер предупреждения заболеваний, травм, отравлений и поражений

20 Способность выполнять требования защиты государственной и военной тайны

21 Способность выполнять физические упражнения, приемы и действия, предусмотренные программой подготовки, переносить тяготы и лишения военной службы, владеть навыками рукопашного боя

22 Способность к выживанию в экстремальных условиях

Для решения вопроса обоснованного выбора и четкого формулирования военных профессиональных компетенций необходимо определить критерии, по которым следует отбирать компетенции, а также их правильно формулировать.

Исходя из требований Методических рекомендаций, к профессиональным компетенциям относятся только те, которые характеризуют конкретную ТФ, а также содержат полный перечень знаний, умений, навыков и способов (опыта) деятельности.

На основе отобранных ТФ формируется перечень воен-

ных профессиональных компетенций в соответствии с таблицей.

Дополнительными критериями для отбора компетенций предлагается принять как аксиому следующие положения:

- каждой компетенции соответствует один основной, специфический, самостоятельный мотив;

- каждая компетенция имеет целевую направленность в соответствии со своим основным, специфическим, самостоятельным мотивом;

- каждая компетенция представляет законченный

управленческий цикл действий: принятие решения, планирование, организация, контроль, выполнение - совокупность исполнительских действий.

Для того чтобы четко сформулировать компетенцию, необходимо учесть ее структуру.

Ключевыми структурными элементами профессиональной компетенции являются:

1. Профессиональная задача, функция, при выполнении которых требуется соответствующая компетенция.

2. Компетенция, требуемая для успешного выполнения функции.

3. Набор признаков, параметров, проявлений компетенции (индикаторы компетенций).

К индикаторам конкретной профессиональной компетенции относятся, в первую очередь, набор действий, операций, составляющих ее структуру, а также необходимые наборы конкретных знаний, умений, навыков, а также способов деятельности, с помощью которых можно гарантированно сформировать эту компетенцию.

Для формулирования компетенции обычно употребляются глаголы в неопределенной форме. Это позволяет подчеркнуть и «удержать» ориентацию на результат деятельности.

В первой части формулировки обычно описывается действие или действия (используется глагол). Затем указывается объект действий. Для этого обычно употребляются существительные, которые могут поясняться прилагательными, причастиями и т.п., играющими роль дополнения или определения. Далее, если это необходимо, следует описание контекста, в котором осуществляется действие.

Для определения и выбора основных профессиональных компетенций солдата проанализированы проект профессионального стандарта солдата ВКС и программы военно-профессиональной подготовки студентов МГТУ имени Н.Э. Баумана по должностям солдат - старших стрелков. В них представлены задачи обучения военнослужащих на этапе интенсивной общевойсковой подготовки, а также все основные виды и направления начальной военной подготовки (общевойсковой подготовки).

Всем военнослужащим всех силовых структур на начальном этапе военной подготовки необходимо практически

отработать решение общих задач обучения или языком компетентностного подхода сформировать «готовность солдата выполнять задачи повседневной и боевой деятельности». Перечень соответствующих профессиональных компетенций можно назвать общевоенными.

Общевоенные профессиональные компетенции - это общие для военнослужащих всех специальностей военные профессиональные компетенции, которые необходимы для общевойсковой подготовки и самостоятельного ведения боя независимо от последующего предназначения.

Задачи обучения солдат на этапе общевойсковой подготовки:

- уметь оборудовать одиночные окопы автоматчика, пулеметчика, гранатометчика;

- уметь готовить оружие, боеприпасы к боевому применению;

- уметь действовать в общевойсковом бою в составе подразделения при обороне и в наступлении;

- уметь вести борьбу с танками, бронемашинами и другими бронеобъектами;

- уметь передвигаться на поле боя различными способами;

- уметь преодолевать препятствия и инженерные заграждения;

- уметь пользоваться то-покартами и ориентироваться на местности без них;

- уметь оказывать раненым и пострадавшим первую помощь с использованием индивидуальных медицинских средств защиты, табельных и подручных средств;

- уметь выполнять нормативы по РХБ защите, работать с приборами радиационной и химической разведки;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- уметь выполнять общевойсковые нормативы,

упражнения стрельб, метание ручных гранат;

- уметь выполнять физические упражнения, приемы и действия, предусмотренные программой подготовки, переносить тяготы и лишения военной службы, владеть навыками рукопашного боя;

- уметь хранить военную и государственную тайну.

Для того чтобы перейти от задач обучения к компетенциям, необходимо каждую задачу соотнести с конкретной трудовой функцией. При этом помнить и принимать как аксиому, что понятие «компетенция» включает знания, навыки, умения и опыт деятельности.

Таким образом все задачи, подразумевающие умения выполнять служебные функции (в повседневной деятельности и в общевойсковом бою), сразу переводятся в соответствующие компетенции:

- способность оборудовать и маскировать одиночные окопы автоматчика, пулеметчика, гранатометчика;

- способность готовить к бою и умело применять стрелковое оружие и боевую технику;

- способность действовать в общевойсковом бою в составе подразделения при обороне и в наступлении;

- способность вести борьбу с танками и другими бронеобъектами;

- способность передвигаться на поле боя различными способами;

- способность преодолевать препятствия и инженерные заграждения;

- способность пользоваться топокартами и ориентироваться на местности без них;

- способность оказывать раненым и пострадавшим первую помощь с использованием индивидуальных медицинских средств защиты, табельных и подручных средств;

Схема. Модель выбора, формулирования и формирования профессиональных компетенций

- способность выполнять нормативы по РХБ защите, работать с приборами радиационной и химической разведки;

- способность выполнять общевойсковые нормативы, упражнения стрельб, метание ручных гранат;

- способность выполнять физические упражнения, приемы и действия, предусмотренные программой подготовки, переносить тяготы и лишения военной службы, владеть навыками рукопашного боя;

- способность хранить военную и государственную тайну.

Из остающихся задач: знать (и выполнять) требования воинских уставов, конкретизировав ТФ, можно сформулировать соответствующие им компетенции:

- способность выполнять строевые приемы одиночно и

в составе подразделения (Требования строевого устава);

- способность выполнять требования безопасности военной службы, противопожарной защиты (Требования устава внутренней службы);

- способность действовать при приведении в боевую готовность подразделения (Требования устава внутренней службы);

- способность действовать при передислокации и на марше;

- последняя компетенция дополняет компетенцию «Способность действовать в общевойсковом бою в составе подразделения при обороне и в наступлении».

Таким образом можно сформулировать профессиональные компетенции, которые вытекают из обобщенных трудовых (служебных) функций: «Выполнение

служебных обязанностей в повседневной деятельности» и «Выполнение служебных обязанностей в общевойсковом бою».

Алгоритм подробного описания профессиональной компетенции:

1. Записать трудовую функцию, сформулировать ее как профессиональную задачу, для решения которой требуется профессиональная компетенция.

2. Разложить задачу на подзадачи - типичные шаги выполнения или типичные задачи, которые следует решать для выполнения подзадачи.

3. Определить перечень элементов профессиональной компетенции, которые описывают все основные характеристики и являются достаточными и необходимыми для успешного выполнения задач.

Результатом выполнения трудовых действий является формирование компетенций. В схеме (см. с. 73) представлены основные профессиональные компетенции солдата ВКС.

У солдат-контрактников дополнительно формируется компетенция - способность к выживанию в экстремальных условиях.

Представленные компетенции после дополнительного обсуждения в войсках целесообразно включить в программы военно-профессиональной подготовки солдат ВКС.

Таким образом, с помощью методического подхода с использованием профессиональных стандартов воинских должностей представляется возможным обоснованно формировать необходимые Перечни профессиональных компетенций для любых воинских должностей (специальностей).

Выводы: В программах военно-профессиональной подготовки военнослужащих, в соответствии с требованиями компетентностного обучения, должны быть определены и сформулированы профессио-

нальные компетенции, которые необходимо сформировать по окончании обучения. Для выбора и формирования перечней таких компетенций необходимо руководствоваться следующими правилами (требованиями) разработки профессиональных стандартов:

- вид профессиональной (служебной) деятельности в большинстве случаев соответствует обобщенной трудовой функции, иногда - трудовой функции;

- направление профессиональной (служебной) деятельности соответствует трудовой функции;

- профессиональная компетенция соответствует трудовой функции (направлению служебной деятельности) и включает соответствующие знания, навыки, умения и опыт деятельности. °

ЛИТЕРАТУРА

1. Постановление Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. № 23 «О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов».

2. Олейникова О.Н., Муравьева А.А. Профессиональные

стандарты: принципы формирования, назначение и структура: методическое пособие. - М.: АНО Центр ИРПО, 2011.

3. Отчет о проведении научно-исследовательской работы «Система», этап 2. Разработка проектов профессиональных стандартов воинских должностей специалистов и должностей государственных гражданских служащих. Научно-методическое обоснование создания единой системы непрерывной комплексной подготовки специалистов ВКС. - Тверь: ВА ВКО, 2016.

4. Методические рекомендации по разработке основных профессиональных образовательных программ и дополнительных профессиональных программ с учетом соответствующих профессиональных стандартов (Утверждены Министром образования и науки РФ от 22.01.2015 № ДЛ 01/05вн.). URL: http://fgosvo. ru/support/45/5/3/.

5. Программа военно-профессиональной подготовки студентов вузов по должностям старших стрелков (мотострелковых войск). Главнокомандующий Сухопутными войсками генерал-полковник О. Салю-ков. - М., 2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.