УДК 316. 354 КАПУСТИН Владимир Владимирович -
преподаватель Военного университета Министерства обороны Российской Федерации.
Россия, г. Москва, п/о 117546, а/я 127. kapustinww@list.ru
СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОГРАММ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ КОМАНДИРОВ В СИСТЕМЕ ВОЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
SOCIAL ENGINEERING OF TRAINING PROGRAMS FOR JUNIOR OFFICERS IN THE SYSTEM OF MILITARY EDUCATION
В статье анализируется программа обучения младших командиров в рамках института военного образования с учетом новых федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования. С использованием социологического инструментария в рамках компетентностного подхода проектируется идеальная модель результата социального проектирования подготовки младших командиров в рамках института военного образования для обеспечения научного сопровождения управленческой деятельности военных кадров и социологического сопровождения становления института профессиональных сержантов Вооруженных сил России. Автор описывает программу обучения с позиции результата, который удовлетворял бы потребности личности, государства и общества. Ключевые слова: компетентностная модель, компетентность, младший командир, проект, подготовка младших командиров, социальное проектирование, сержант, федеральный образовательный стандарт среднего профессионального образования
The article analyzes the program of training of junior officers within the framework of the institute of military education with account of the new federal state educational standards for secondary vocational education. Using sociological instruments within the competence approach, the ideal social design model of the training of junior officers in the institute of military education is designed. The author describes the program of study from position that would meet the needs of a personality, society and the state.
Keywords: competence-based model, competence, junior commander, project, training junior commanders, social engineering, sergeant, federal educational standard of secondary vocational education
В связи с оснащением Вооруженных сил Российской Федерации (далее — ВС РФ) современной военной техникой и радиоэлектроникой нового поколения, которая отличается повышенной эффективностью, от личного состава требуется высокая профессиональная квалификация и качественная подготовка. В связи с этим приобретает все большую актуальность необходимость обучения на высоком уровне сложности с привлечением школ младших специалистов, что требует переосмысления подходов к системе военного образования в целом. Управление этими процессами требует серьезной государственной поддержки и наиболее эффективно
может быть решено с использованием обширного инструментария социологической науки.
Одним из инструментов реализации требований научного управления является социальное проектирование, которое представляет собой специфическую деятельность, связанную с научно обоснованным определением вариантов планового развития социальных процессов и явлений, целенаправленным изменением конкретных социальных институтов, когда разрабатываются возможные варианты решения относительно различных социальных процессов и явлений [Энциклопедический... 1995: 600].
Необходимость социального проектирования подготовки младших командиров связана с тем, что возрастают статус и роль младших командиров, обеспечивающих функциональность управления на уровне первичного элемента военной организации — воинских подразделений. Отделения, расчеты, экипажи боевых машин, которыми они командуют, составляют самое многочисленное звено в организационной структуре войск. От функциональности этих подразделений в значительной степени зависит боевая способность воинских частей и соединений, объединений и ВС РФ в целом.
Повышение статуса и роли управленческой деятельности младших командиров произошло в т.ч. с изменением одного из объектов управления — военнослужащих по призыву. В связи с реализацией закона о 12-месячной военной службе по призыву возросла социальная и военнопрофессиональная работа профессиональных сержантов с часто меняющимся личным составом. Усложнились задачи мобилизации личного состава на быстрое и качественное освоение нового вооружения и военной техники.
В этих условиях значительно повысилась роль процессов социального проектирования подготовки младших командиров. Образование должно включать не только спроектированный социальный опыт, воплощенный в знаковой форме учебников, программ, дидактического материала, но и деятельность по усвоению содержания образования. По мнению А.А. Вербицкого и О.Г. Ларионова, подготовка младших командиров не ограничивается предметным содержанием наук, знаниями, умениями и навыками, которыми они должны овладеть. Необходимо проектировать социальное содержание, обеспечивающее воспитание личности обучающегося, его нравственность, гражданственность, способность работать в воинском коллективе, принимать совместные решения, нести за них ответственность и т.д. [Вербицкий, Ларионов 2010: 56, 58].
Проанализировав государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования подготовки младших командиров, автор предпринял попытку спроектировать идеальную модель результата подготовки младшего командира в системе образования.
Проект модели представляет собой описание того, каким набором компетенций должен обладать специалист, к выполнению каких функций он должен быть подготовлен и какова должна быть степень его готовности к выполнению конкретных обязанностей. Модель компетенций включает идеальные требования к ключевым знаниям, умениям, навыкам, личностным качествам, мотивации специалистов, которыми они должны обладать для успешной военно-профессиональной деятельности на конкретном рабочем месте.
Это позволяет представить модель компетенций младших командиров, проходящих военную службу по контракту, следующим образом1.
1. Модель «Общекультурные компетенции» (далее — ОК). Состоит из следующих элементов:
• ОК 1 — обладание высокой духовностью, развитым чувством патриотизма и воинского долга, моральной и психологической готовностью к защите Отечества, гордостью и ответственностью за принадлежность к ВС РФ;
• ОК 2 — обладание культурой межнационального общения;
• ОК 3 — умение сплачивать личный состав, укрепляя дружбу между воинами разных национальностей;
• ОК 4 — уважение национальных чувств, традиций и обычаев;
• ОК 5 — соблюдение правил воинского этикета, проявление вежливости и тактичности в отношении со старшими командирами и начальниками, товарищами по службе и подчиненными;
• ОК 6 — знание порядка организации и проведения мероприятий воспитательной работы и морально-психологического обеспечения деятельности подразделения.
2. Модель «Социально-психологические компетенции» (далее — С-ПК). Состоит из следующих элементов:
• С-ПК 1 — развитое чувство собственного достоинства, умение постоять за себя, защита своего личного достоинства и уважение достоинства других;
• С-ПК 2 — твердая и непреклонная воля, контроль своих эмоций и чувств в боевой обстановке и в мирное время;
1 Дополнение к ГОСТ СПО (квалификационные требования к военно-профессиональной подготовке выпускников ГОУ ВПО РВДКУ (ВИ) им. В.Ф. Маргелова). 2009. М., ГУБП СВ ВС РФ, 56 с. С. 2, 4.
• С-ПК 3 — способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, занимать активную гражданскую позицию;
• С-ПК 4 — обладание развитым самостоятельным и творческим мышлением;
• С-ПК 5 — способность к быстрой адаптации в конкретных условиях повседневной деятельности и боевой обстановки.
3. Модель «Управленческие компетенции» (далее — УК). В содержание этих компетенций входят следующие элементы:
• УК 1 — способность использовать основные теории мотивации и лидерства для решения управленческих задач;
• УК 2 — способность анализировать ситуацию конфликта, диагностировать конфликт, выбирать способ работы с ним, планировать и разрабатывать стратегию и тактику вмешательства, реализовывать ее, используя конфликтологические процедуры коррекции неконструктивных способов взаимодействия;
• УК 3 — способность разрабатывать и внедрять в практику социального взаимодействия альтернативные технологии управления коллективом и урегулирования конфликтов;
• УК 4 — организация бесконфликтных социальных взаимодействий, минимизация конфликтогенного потенциала решений в управлении;
• УК 5 — видение главного в работе, четкое определение цели и проявление настойчивости в ее достижении, доведение начатого дела до конца, контроль исполнения приказов и распоряжений подчиненными;
• УК 6 — знание и требование соблюдения от подчиненных правил и положений, установленных общевоинскими уставами, законами и другими нормативными правовыми актами;
• УК 7 — овладение современным экономическим мышлением;
• УК 8 — руководство ротным войсковым хозяйством;
• УК 9 — принятие на правовой основе обоснованных решений при рассмотрении вопросов, возникающих в процессе служебной деятельности;
• УК 10 — обладание лидерскими качествами, стремление к постоянному самосовершенствованию, профессиональному и личностному саморазвитию, приобретению новых знаний;
• УК 11 — уверенность в себе, в своих
силах и способностях, вера в свое призвание, в правильность выбора жизненного пути.
4. Модель «Общевоенные компетенции» (далее — ОВК). В содержание этих компетенций входят следующие элементы:
• ОВК 1 — организация работы по поддержанию твердого внутреннего порядка и высокой воинской дисциплины в подразделении;
• ОВК 2 — организация несения внутренней, гарнизонной и караульной службы личным составом;
• ОВК 3 — требование соблюдения уставных правил размещения;
• ОВК 4 — контроль повседневной деятельности и быта военнослужащих;
• ОВК 5 — знание общих прав и обязанностей военнослужащих ВС РФ;
• ОВК 6 — уверенное выполнение необходимого перечня физических упражнений;
• ОВК 7 — преодоление значительных физических нагрузок;
• ОВК 8 — владение культурой физического самосовершенствования, обладание силой и ловкостью, хорошим здоровьем.
5. Модель «Тактико-специальные компетенции» (далее — Т-СК). В содержание этих компетенций входят следующие элементы:
• Т-СК 1 — умелое управление действиями и огнем штатных и приданных огневых средств в общевойсковом бою;
• Т-СК 2 — организация и осуществление всестороннего обеспечения подразделений в бою;
• Т-СК 3 — разработка служебных и боевых документов с соблюдением требований по защите государственной тайны и обеспечению безопасности информации;
• Т-СК 4 — знание основ общевойскового боя, способов его ведения, взаимосвязи между элементами боевого порядка и места своего подразделения в нем;
• Т-СК 5 — уверенное ориентирование на местности и в различных условиях обстановки;
• Т-СК 6 — организация общевойскового боя в соответствии с руководящими документами;
• Т-СК 7 — планирование и организация выполнения полученных задач;
• Т-СК 8 — самостоятельные действия в отрыве от главных сил.
6. Модель «Военно-специальные (военно-технические) компетенции»
(далее — В-СК). В содержание этих компетенций входят следующие элементы:
• В-СК 1 — знание устройства, тактикотехнических характеристик и боевых возможностей образцов штатного вооружения и военной техники, средств связи и управления;
• В-СК 2 — поддержание ВВТ в технической исправности и ее эффективное применение в бою;
• В-СК 3 — организация правильного использования и технического обслуживания вооружения и военной техники подразделения в различных условиях;
• В-СК 4 — практическая подготовка личного состава, вооружения, боевой техники и грузов к десантированию;
• В-СК 5 — знание компьютерных технологий сбора, хранения, обработки и использования информации, применяемой в сфере военно-профессиональной деятельности;
• В-СК 6 — знание основных положений и требований курса стрельб из стрелкового оружия, боевых машин и танков;
• В-СК 7 — организация и проведение технической подготовки личного состава подразделения.
В отношении личности компетент-
ность можно рассматривать как способность к решению служебных военнопрофессиональных задач и готовность к профессиональной деятельности. Именно уровень соответствия индивидуальных показателей, связанных с профессиональной деятельностью, некоторым специфическим ожиданиям со стороны общества выступает в качестве основного показателя компетентности специалиста. Другими словами, компетентностная модель младшего командира позволяет оценить индивидуальную подготовленность каждого к будущей профессиональной деятельности и использовать при этом четкие критерии качества самой деятельности. Участвовать в решении одной из нелегких задач создания профессионального сержантского корпуса, его обучения, воспитания и формирования личности будущего сержанта-профессионала, управленца первичных воинских коллективов призван институт образования современного российского общества. И от того, насколько эффективно будет решена данная задача, в определенной степени зависит успех строительства и реформирования системы управления ВС РФ.
Литература
Вербицкий А.А., Ларионов О.Г. 2010. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции. М., Логос, 336 с.
Энциклопедический социологический словарь (под общ. ред. Г.В. Осипова). 1995. М.: ИСПИ РАН, 939 с.