Научная статья на тему 'ЧТО СТОИТ ЗА СЛОВОМ "СТАНДАРТ" ОЦЕНКА УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ'

ЧТО СТОИТ ЗА СЛОВОМ "СТАНДАРТ" ОЦЕНКА УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
49
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ВОЕННЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ДИАГРАММА ОЦЕНКИ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ / PROFESSIONAL STANDARD / MILITARY PROFESSIONAL COMPETENCE / THE CHART OF ASSESSMENT OF THE LEVEL OF DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL COMPETENCES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Степанов Дмитрий Николаевич, Милеев Андрей Николаевич

Впервые представлены обоснованный перечень военных профессиональных компетенций командира части ВКС и диаграммы оценки уровня сформированности профессиональных компетенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Степанов Дмитрий Николаевич, Милеев Андрей Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WHAT IS BEHIND THE WORD "STANDARD" ASSESSMENT OF THE LEVEL OF PROFESSIONAL COMPETENCE FORMATION

For the first time presents a reasonable list of military professional competence of the commander of the VKS and chart to estimate the level of formation of professional competence of.

Текст научной работы на тему «ЧТО СТОИТ ЗА СЛОВОМ "СТАНДАРТ" ОЦЕНКА УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ»

j Mдраг

чСШБЖШ

1 I Irl J.'-il 11 :|ЧПг1;

Д.H. СТЕПАНОВ, А.Н. МИУ1ЕЕВ

D.N. STEPANOV, A.N. MILEEV

ЧТО СТОИТ ЗА СЛОВОМ «СТАНДАРТ»

WHAT IS BEHIND THE WORD «STANDARD»

ОЦЕНКА УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ASSESSMENT OF THE LEVEL OF PROFESSIONAL COMPETENCE FORMATION

Сведения об авторах: Степанов Дмитрий Николаевич - старший научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории Военной академии ВКО имени Маршала Советского Союза Г.К. Жукова, кандидат военных наук, старший научный сотрудник (г. Тверь);

Милеев Андрей Николаевич - старший научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории Военной академии ВКО имени Маршала Советского Союза Г.К. Жукова, кандидат технических наук, доцент (г. Тверь ).

Аннотация. Впервые представлены обоснованный перечень военных профессиональных компетенций командира части ВКС и диаграммы оценки уровня сформированности профессиональных компетенций.

Ключевые слова: профессиональный стандарт, военные профессиональные компетенции, диаграмма оценки уровня сформированности профессиональных компетенций.

Information about the authors: Dmitry Stepanov - Senior Researcher

................................ of the research laboratory of the Military Academy EKR, Cand. Sc.( Mil.),

Senior Researcher ( Tver); Andrey Mileev - Senior Researcher of the research laboratory of the Military Academy EKR ), candidate of technical Scinces, associate Professor (Tver).

Summary. For the first time presents a reasonable list of military professional competence of the commander of the VKS and chart to estimate the level of formation of professional competence of professional competencies are presented.

Keywords: professional standard, military professional competence, the chart of assessment of the level of development of professional competences.

При внедрении компетент-ностного подхода в военное образование требуют решения появляющиеся проблемные вопросы.

Из-за недостаточного уровня теоретического исследования феноменов «компетенции», «компетентность», «компетентностный подход» отсутствуют система оптимального выбора требуемых наборов компетенций для конкретных военных специальностей, должностей и обоснование системы междисциплинарного распределения учебных дисциплин для форми-

рования соответствующих компетенций.

В ряде ФГОС компетенции выпускника, рассматриваемые по отдельности, присутствуют и в ряде компетенций, объединенных по общему признаку. В абсолютном большинстве случаев деление компетенций идет на две большие группы: общекультурные и профессиональные. Профессиональные же компетенции в достаточно большом числе ФГОС дополнительно делятся на общепрофессиональные, профессиональные и специальные

(специфические) профессиональные, содержащие в себе в целом одинаковый перечень компетенций.

В настоящее время к недостаткам теории компетентностного подхода можно отнести отсутствие:

• методологической и методической разработки средств и способов формирования компетенций;

• системы адекватной и достоверной оценки соответствия учебных дисциплин (практик) формируемым ими компетенциям и уровням овладения деятельностью обучаемыми;

• адекватной оценки уровней сформированности компетенций, их соответствия конкретным уровням овладения обучаемыми каждой формируемой компетенции.

Любая основная образовательная программа подготовки специалистов базируется на первичной компетентностной модели выпускника, представляющей комплексный интегральный образ конечного результата образования в вузе по направлению подготовки (специальности). Эта модель включает обоснованные наборы универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций.

Так как профессиональные компетенции являются определяющими для овладения специальностью (специализацией), и очевидно, что качество образования во многом зависит от того, насколько правильно структурирована совокупность компетенций, насколько она поддается операционализации, представляется в виде некоторой системы показателей, поддающихся измерению либо экспертному оцениванию.

Традиционно в военных вузах формирование компетенций и по настоящее время осуществляется по количеству задач для каждого вида военно-профессиональной деятельности (военно-управленческая, служебно-боевая, учебно-боевая, служебная, военно-техническая, военно-педагогическая, административно-правовая и др.).

Гражданские вузы руководствуются требованиями профессиональных стандартов. Каждая профессиональная компетенция должна формироваться и формулироваться непосредственно из трудовой функции. А для военных вузов предлагается в соответствии с Методическими рекомендациями каждую трудовую функцию рассматривать как соответствующую направлению военной деятельности профессиональную компетенцию. Но по факту в каждом направлении ПД решается от одной до несколь-

ких задач, то количество профессиональных компетенций при существующем их формировании является избыточным. К примеру, компетенция: «Способность и готовность организовывать проведение тактических расчетов и использовать их результаты для обоснования принимаемых командиром части ВКО решений» соответствует не трудовой функции (ТФ), а трудовым действиям, охватывающим только малую часть ТФ, поэтому ее не следует считать компетенцией, а только ее частью.

Так же существуют и сложные компетенции, включающие в себя несколько трудовых функций. К примеру, компетенция «Способность управлять тактическими (боевыми) действиями и повседневной деятельностью воинской части, соединения (войск, сил) в различных условиях обстановки» фактически включает в себя две обобщенные трудовые функции (ОТФ) - в мирное и в военное время, и охватывает весь функционал должности командира части.

Предлагаемый методический подход к выбору и формулированию профессиональных компетенций на основе использования профессиональных стандартов (ПС) позволяет отбирать и формулировать перечни профессиональных компетенций от командира воинской части до командира взвода, солдата ВКС. С его помощью появилась возможность минимизировать количество профессиональных компетенций и более эффективно организовать учебный процесс по подготовке специалистов ВКС.

Предлагаемый порядок выбора и формулирования профессиональных компетенций.

Чтобы подойти к выбору профессиональных компетенций командира части ВКС, надо четко представлять, какие виды его трудовой деятельности являются составными частями области профессиональной деятельности.

Проблема многообразия видов профессиональной деятельности

Г : 1 ^ 4 ! ^ 1 ; 4

1 ■ 1 1 I 1 Д1

1 .'|]г1 ^ Ш

военнослужащих решена укрупнением основных ее видов за счет объединения двух или более в один. Оставлены только два основных вида профессиональной (служебной) деятельности: боевая и повседневная, за которые командир несет персональную ответственность. Таким образом, «обобщенным трудовым функциям» соответствует понятие «виды (направления) служебной деятельности»; «трудовым функциям» соответствуют понятия «служебные функции», «направления служебной деятельности».

В качестве базовых приняты функции, выполняемые в мирное и в военное время в воинской части, как в основной тактической и административно-хозяйственной единице войск ВКС.

Повседневная деятельность -одна из форм функционирования войск в мирное и военное время, имеющая специфическую структуру и взаимосвязи. Это система мероприятий, проводимых подразделениями, частями, соединениями и учреждениями ВКС, направленных на поддержание их постоянной боевой готовности и выполнение поставленных задач.

С позиций профессионального стандарта и функционального подхода направления (виды) повседневной деятельности (НПД) части можно рассматривать как системы трудовых действий военнослужащих и гражданского персонала части, разделяемые объектами деятельности и решением одной или нескольких задач по каждому объекту.

Основные направления повседневной деятельности воинских частей в мирное время определены, практически установлены и постоянно совершенствуются.

Для обоснования направлений деятельности командира части в военное время предлагается за основу принять основные его функции или условно этапы деятельности при переходе воинской части с мирного на военное положение до ведения ею боевых действий в штатах военного

<6

ЗШЕ

Таблица 1

Основные направления деятельности командира воинской части

№ п/п Направления боевой деятельности

1 Приведение части в боевую готовность

2 Организация и ведение наземной обороны и непосредственного прикрытия подразделений части на позициях и на марше

3 Подготовка воинской части к боевому применению

4 Организация всестороннего обеспечения боевых действий части и руководство им

5 Организация и ведение боевых действий воинской частью

Направления повседневной деятельности

1 Организация несения боевого дежурства

2 Организация мероприятия боевой подготовки части и руководство ею

3 Организация мобилизационной работы в части и руководство ею

4 Организация службы войск в части и руководство ею

5 Поддержание боеготовности вооружения, военной и специальной техники

6 Организация хозяйственной и финансовой деятельности в части и руководство ими

7 Организация воспитательной работы в части и руководство ею

8 Обеспечение безопасности военной службы в части

9 Организация кадровой работы в воинской части и руководство ею

10 Обеспечение защиты государственной тайны

11 Организация научной, изобретательской и рационализаторской работы и руководство ими

12 Обеспечение противодействия терроризму

13 Организация физической подготовки, спортивно-массовой работы и самостоятельной физической тренировки в воинской части

14 Организация методической работы в части и руководство ею

времени. При этом этапность по времени условна, так как большинство мероприятий выполняется параллельно. Таким образом для частей ВКС с началом перехода с мирного на военное время можно выделить следующие трудовые функции командира (этапы, направления его деятельности).

1-й этап. Приведение воинской части в боевую готовность в штатах военного времени; доукомплектование личным составом, ВВТ, запасами материальных средств до штатов военного времени.

2-й этап. Развертывание наземной обороны и непосредственного прикрытия с воздуха подразделений части на позициях и на марше в штатах военного времени.

3-й этап. Непосредственная подготовка подразделений части к выполнению боевой задачи, боевое слаживание подразделений,

командных пунктов в штатах военного времени.

4-й этап. Выполнение мероприятий всестороннего обеспечения боевых действий части (боевое, тыловое, техническое обеспечение, морально-политическое).

5-й этап. Выполнение мероприятий взаимодействия служб, подразделений части; взаимодействия с соседними частями, соединениями родов войск ВКС, других видов, родов войск.

6-й этап. Ведение боевых действий подразделениями части в различных условиях воздушной и наземной обстановки в штатной организации военного времени.

Таким образом определены (см. таблицу 1) основные направления деятельности командира воинской части в мирное и военное время.

Далее необходимо от направлений боевой и повседневной деятель-

ности перейти к формулированию профессиональных компетенций. Основные виды профессиональной деятельности, согласно Методическим рекомендациям, соответствуют обобщенным трудовым функциям (ОТФ).

Далее обобщенную трудовую функцию необходимо декомпозировать (конкретизировать, раздробить) на трудовые функции (ТФ). Каждая конкретная функция должна представлять собой совокупность отдельных законченных действий трудовой деятельности, требующих собственных слагаемых (методов, материалов, оборудования и процессов).

Для каждого направления деятельности формулируются квалификационные требования к знаниям, навыкам, умениям; на основе отобранных трудовых функций, направлений служебной (профессиональной) деятель-

Таблица 2

Основные профессиональные компетенции командира воинской части ВКС

№ п/п Компетенции

ПК1.1. Способность привести часть в боевую готовность

ПК1.2. Способность организовать и вести наземную оборону и непосредственное прикрытие подразделений части на позициях и на марше

ПК1.3. Способность подготовить воинскую часть к боевому применению

ПК1.4. Способность организовать всестороннее обеспечение боевого применения части и руководство им

ПК1.5. Способность организовать боевые действия воинской части и руководить ими

ПК2.1. Способность организовать несение боевого дежурства

ПК2.2 Способность организовать мероприятия боевой подготовки части и руководить ею

ПК2.3 Способность организовывать мобилизационную подготовку в части и руководить ею

ПК2.4 Способность организовать службу войск в части и руководить ею

ПК2.5 Способность поддерживать боеготовность вооружения, военной и специальной техники

ПК2.6 Способность организовать хозяйственную и финансовую деятельность в части и руководить ими

ПК2.7 Способность организовывать воспитательную работу в части и руководить ею

ПК2.8 Способность обеспечивать безопасность военной службы в различных видах повседневной деятельности

ПК2.9 Способность организовать кадровую работу в воинской части и руководить ею

ПК2.10 Способность обеспечить защиту государственной тайны

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ПК2.11 Способность организовать научную, изобретательскую и рационализаторскую работу и руководить ими

ПК2.12 Способность противодействовать терроризму

ПК2.13 Способность организовать физическую подготовку, спортивно-массовую работу и самостоятельную физическую тренировку в воинской части

ПК2.14 Способность организовать методическую работу в части и руководить ею

ности составляется перечень профессиональных компетенций.

Таким образом, формулирование шести компетенций военного времени проводится из соответствующих направлений деятельности и задач, решаемых на каждом этапе. При этом необходимо понимать, что все профессиональные компетенции мирного времени или повседневной деятельности войск продолжают выполняться и действовать, но в объеме, определяемом обстановкой военного времени.

К профессиональным компетенциям относятся только те, которые характеризуют конкретную трудовую функцию (ТФ), а критерии отбора профессиональных компетенций характеризуют сущностные

характеристики профессиональной деятельности:

а) каждой компетенции соответствует один основной, специфический, самостоятельный мотив;

б) каждая компетенция имеет целевую направленность в соответствии со своим основным, специфическим, самостоятельным мотивом;

в) каждая компетенция представляет законченный управленческий цикл действий: принятие решения, планирование, организация, выполнение, контроль -совокупность исполнительских действий.

Ключевыми структурными элементами профессиональной компетенции являются:

1. Трудовая функция (направление, вид деятельности), для

выполнения которой требуется соответствующая компетенция; задачи, при решении которых она реализуется.

2. Компетентность, требуемая для успешного выполнения функции. Это уровень и профиль образования, а также официально подтвержденная квалификация, необходимые при овладении базовыми навыками для решения профессиональных задач.

3. Набор признаков, параметров, проявлений компетенции (индикаторы компетенций).

К индикаторам конкретной профессиональной компетенции относятся, в первую очередь, набор действий, операций, составляющих ее структуру, а также необходимые наборы конкретных знаний, навыков и умений, а также опыта

* и-Ц ж 1. * 1 - и + 4 ¡Гг

Ш | 1 и ■1 4 У 1 №

ПК 2.11 Способность организовать научную, изобретательскую и рационализаторскую работу и руководить ими

ПК 1.5 Способность организовать боевые действия воинской части и руководить ими

ПК 2.14 Способность организовать методическую работу в части и руководить ею

ПК2.13 Способность организовать физическую подготовку, спортивно-массовую работу и самостоятельную физическую тренировку в воинской

ПК 1.2 Способность организовать и веста наземную оборону и непосредственное прикрытие подразделений полка на позициях и на марше

ПК 1.3 Способность подготовить воинскую часть к боевому применению

-------Пороговый уровень

- ----Достаточный уровень

-----Высокий уровень

.......— Эталонный уровень

-На начало обучения

-За период обучения

-За учебный год

ПК2.12 Способностьпротиводействоватьтерроризму

ПК 1.4 Способность организоватьвсестороннее обеспечение боевого применениячастии руководство

ПК 2.10 Способность обеспечить защиту государственной тайны

ПК 2.1 Способность органгооватьнесение боевого дежурства

ПК 2.9 Способность организовать кадровую работу в воинской части и руководить ею.

ПК 2.2 Способность организовать мероприятия боевой подготовки части и руководить ею

ПК 2.8 Способность обеспечивать безопасность военной службы в различных вид ах повседневной деятельности

ПК2.3 Способность организовывать мобилизационную подготовку в части и руководить ею

ПК 2.7 Способность организовывать воспитательную р аботу в части и руководить ею

П К 2.4 Спо со бно сть организовать службу войскв части и руководить ею

ПК2.6 Способность организовать хозяйственную и финансовую деятельностью в часта и руководитьими

.5 Способность поддерживать боеготовность вооружения военной и специальной техники

Диаграмма оценки уровня сформированности профессиональных компетенций

командира части ВКС

деятельности, с помощью которых можно гарантированно сформировать эту компетенцию.

Теоретические знания - знания конкретных абстрактных теорий, концепций, позволяющих понимать закономерности становления, функционирования и развития предметной области.

Прикладные знания - знания конкретных техник, методик, технологий, методологий, законов и т.п., используемых при осуществлении профессиональной деятельности.

Когнитивные умения / навыки - умения, относящиеся к уровню владения логическим,

интуитивным, творческим мышлением.

Практические умения / навыки - набор освоенных действий и приемов, владение инструментами и средствами деятельности.

Коммуникативные умения / навыки - навыки и умения общения, взаимодействия и контроля, позволяющие успешно решать совместные, групповые задачи либо задачи, связанные с подчиненными, вышестоящими начальниками, с взаимодействующими коллегами. В матрице профессиональных компетенций указываются только те коммуникативные навыки, которые являются критичными для

выполнения конкретной профессиональной задачи.

В таблице 2 представлены профессиональные компетенции командира воинской части ВКС, каждая из которых является производной направления (вида) деятельности или трудовой функции, а не задачи профессиональной деятельности, как требуют руководящие документы по разработке ОПОПиКТ.

Общие правила формирования компетенций.

Опора на компетентностный подход - ключевой элемент новизны ФГОС ВО нового поколения, базис их проектирования. Именно этим

Таблица 3

Значения уровней квалификации офицеров-командиров

Значение абсолютного показателя качества (ПК ) * пк' Значение относительного показателя качества (У„к> Уровень качества сформированности компетенций (УПМп)

3,6 0,72 пороговый

3,6 < ПК пк< 4,0 0,72 <УПК<0,8 удовлетворительный

4,0 < ПК пк< 4,6 0,8<У <0,92 ' ПК ' достаточный

4,6 <ПК пк<5,0 0,92 <Упк< 1,00 высокий

5,0 1,00 эталонный

обстоятельством продиктовано особое внимание к этапу формирования (идентификации состава) компетенций, которые являются основой компетентностной модели выпускников всех уровней высшего образования.

В общем случае алгоритм формирования компетентностной модели выпускника включает четыре основных этапа.

На первом этапе выявляются область, виды, задачи и объекты профессиональной деятельности, по которой предстоит работать выпускнику.

На втором этапе в группе разработчиков - представителей научно-образовательного сообщества, например, УМО (а в ряде случаев и при участии экспертов) - происходит процесс первичного формулирования компетенций. Для этого могут быть использованы методы «поведенческих примеров», игрового моделирования и др.

На третьем этапе осуществляется уточнение сформированного первичного набора компетенций с работодателями. Для этих целей могут быть использованы метод социологического опроса целевых групп и метод экспертного опроса и др.

На четвертом этапе силами группы разработчиков оформляется полученная компетентност-ная модель выпускника, т.е. она форматируется в соответствии с требованиями конкретного разрабатываемого документа (ФГОС, ООП и т.д.).

Проблемным остается процесс выбора компетенций в зависимости от сложности трудовых функций. К примеру компетенцию «Способность организовать мероприятия боевой подготовки части и руководить ею» можно рассматривать как обобщенную трудовую функцию, включающую трудовые функции по военным дисциплинам: тактическая, огневая, тактико-специальная, специальная, физическая, строевая и другие виды подготовки. То есть каждой отдельной дис-

циплине будет соответствовать профессиональная компетенция. Целесообразно ли это - следует решать на четвертом этапе.

Таким образом, с помощью методического подхода с использованием профессиональных стандартов воинских должностей представляется возможным обоснованно формировать необходимые Перечни профессиональных компетенций для любых воинских должностей.

Практика оценивания офицеров-командиров в войсках показывает, что значения требуемого показателя сформированное™ профессиональных компетенций (уровня квалификации) варьируются в пределах: 3,6 < ПКтрпк< 4,0. При максимальном значении показателя сформированности профессиональных компетенций, как ПКтахпк = 5 баллов, диапазон, в котором может находиться относительный показатель - уровень квалификации: 0,72< Упк < 1. Минимальному и максимальному значениям показателя предлагается присвоить качественную оценку, как пороговый и эталонный. Используя правило равномерного распределения оценок в пределах указанного диапазона, устанавливаются уровни качества сформированности компетенций (см. таблицу 3). Так как военная квалификация - вид и степень профессиональной обученности военнослужащего, можно утверждать, что качество сформированности компетенций характеризует уровень квалификации офицера-командира.

Представленная шкала оценивания соответствует понятию профессиональных стандартов. Профессиональные стандарты (ПС) - нормативные документы, отражающие минимально необходимые требования к профессии по квалификационным уровням и компетенциям с учетом обеспечения качества, продуктивности и безопасности выполняемых работ. То есть пороговый уровень овладения минимально необходимыми

Г : 1 ^ 4 ! ^ 1 \ 4

1 ■ 1 1 I 1 Д1

1 .'|]г1 ^ Ш

навыками в 5-балльной шкале оценок ((} > 3,6) должен обеспечивать достаточное качество, продуктивность и безопасность выполнения командиром воинской части своих должностных обязанностей.

Предложения по совершенствованию подготовки специалистов ВКС.

При внедрении ФГОС-3++ необходимо для каждой основной образовательной программы подготовки специалистов пересмотреть компетентностную модель выпускника, перечень профессиональных компетенций, определяющих его профессиональный уровень. Последующие изменения в квалификационных требованиях приведут к совершенствованию основной образовательной программы и к повышению качества образования.

При подготовке курсантов и слушателей в одном вузе, а также в программах дополнительной подготовки и переподготовки военных специалистов должна соблюдаться преемственность в формировании соответствующих профессиональных компетенций. Интеграцию военно-профессиональной деятельности офицеров в войсках и военно-образовательной деятельности обучающихся в вузах необходимо осуществлять на основе преемственности компетенций.

Необходимо разработать профессиональные стандарты на профильные должности военных специалистов, а также преподавателей вузов, что повысит качество разработки ФГОС, КТ, ОПОП, программы дополнительной подготовки и переподготовки военных специалистов.

Контроль сформированности основных профессиональных компетенций у специалистов ВКС осуществлять на контрольных занятиях в конце периода обучения, в конце учебного года. Для этого целесообразно на каждого офицера и прапорщика вести Диаграммы оценки уровня сформированности основных профессиональных компетенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.