А.В. Шинкоренко
КОМПЕТЕНТНОСТЬ ОФИЦЕРА ДЕЙСТВОВАТЬ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ: СУЩНОСТЬ, КРИТЕРИИ, УРОВНИ
Ключевые слова: Компетенция, компетентность, компетентностный подход, образовательный стандарт.
Аннотация В статье рассматриваются компетентностный подход к подготовке будущих офицеров внутренних войск МВД России; приведены различные трактовки понятий «компетенция», «компетентность», «компетентностный подход»; значительное внимание уделено понятиям «профессионализм» и «профессиональный опыт»; сформулированы показатели профессионализма будущих офицеров.
Наличие интеграционных процессов в современном мире, интенсивное взаимодействие между государствами в различных сферах общественной жизни, а также происходящие в российском обществе изменения обусловливают адекватную модернизацию системы военного образования для удовлетворения потребности общества и государства в подготовке профессионалов нового поколения. В связи с этим к личности военного специалиста, к качеству и уровню его образования предъявляются более высокие требования, что, в свою очередь, предполагает обновление теории и практики учебно-воспитательного процесса. Модернизация системы образования, затрагивающая и военную сферу, характеризуется разнообразием научных школ и инновационных педагогических проектов, новыми технологиями реализации педагогических идей. Но среди многообразия всех подходов к подготовке специалиста (организационно-деятельностный, личностно ориентированный, контекстный и др.) на первый план выдвигается компетентностный подход. Формирование необходимых компетенций становится актуальной образовательной задачей, что обусловлено необходимостью адаптации выпускников к постоянно изменяющимся социальным и экономическим условиям жизни и профессиональной деятельности.
Согласно «Стратегии модернизации содержания общего образования», понятие «компетентность» включает, наряду с когнитивной и операционально-технологической, также и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую составляющие. Оно (понятие) включает результаты обучения (знания, умения, навыки), систему ценностных ориентаций и др. [17]; заметим, что компетентность всегда есть актуальное проявление компетенции.
Инструментальные компетенции включают когнитивные способности - понимать и использовать идеи и концепции; методологические способности - понимать и управлять окружающей средой, организовывать время, а также выстраивать стратегии обучения, принятия решений и разрешения проблем; технологические умения - использовать технику, способности и компьютерные навыки информационного управления; коммуникативные компетенции, в том числе лингвистические умения.
Здесь следует рассматривать способности к анализу и синтезу, способности к организации и планированию; базовые общие знания и знания по профессии; коммуникативные навыки в родном языке; элементарные компьютерные навыки и навыки управления информацией (способность извлекать и анализировать информацию из различных источников); способность решать проблемы и принимать решения.
Межличностные компетенции представляют собой индивидуальные способности, связанные: а) с умением выражать чувства и отношения, б) критическим осмыслением и способностью к самокритике; а также социальные навыки, связанные: а) с процессами соци-
ального взаимодействия и сотрудничества, б) умением работать в группах, в) принимать социальные и этические обязательства. Набор межличностных навыков включает способность к критике и самокритике; способность работать в команде; межличностные навыки; способность работать в междисциплинарной команде; способность взаимодействовать с экспертами в других предметных областях; способность воспринимать разнообразие и межкультурные различия; способность работать в международном контексте; приверженность этическим ценностям.
Системные компетенции позволяют понимать, как части целого соотносятся друг с другом; оценивать место каждого компонента в системе; планировать изменения с целью совершенствования системы и конструировать новые системы. Системные компетенции требуют освоения инструментальных и базовых (как основы). Они включают: исследовательские способности, способность к разработке проектов и их управлению, способности применять знания на практике, способности к обучению и адаптации к новым ситуациям, способность к генерации новых идей (творчеству), способность к лидерству; способность понимать культуру и обычаи народов других стран; способность работать автономно; способность к инициативе и предпринимательству (испытывая ответственность за качество и проявляя волю к успеху).
Таким образом, можно констатировать, что компетентностный подход является более продуктивным для задач профессионального развития современного офицера, так как позволяет более объективно оценить его сформированную компетентность. Действительной феноменологией профессионального опыта являются не его компоненты (в роли которых традиционно выступают знания, умения, навыки, проявляющие себя с высокой степенью вариативности в разных профессиональных видах деятельности), а особенности структурной организации той иерархии психических носителей, которые изнутри определяют эмпирически констатируемые свойства профессионального опыта. Результатом интеграции в профессиональном опыте знаний, умений, навыков выступают компетенции специалиста.
Переход военного образования на компетентностную модель требует уточнения понятий «компетентность» и «компетенции» для будущих офицеров и, соответственно, разработки показателей оценивания - критериев и уровней. Особенностью компетентностного подхода в военном вузе является обучение ситуациям, возникающим в реальной профессиональной деятельности выпускников - военнослужащих внутренних войск, которые характеризуются возрастающей сложностью и динамикой, предполагающими решение поставленных задач специалистом в сложной, малознакомой обстановке. Процесс использования приобретенных компетенций в ситуациях, отдаленно сходных с учебными, для которых эти компетенции формировались, Эвервин называет дальним переносом. Навыки, способствующие дальнему переносу, а также способность к обучению, он считает важнейшими компетенциями, позволяющими решать проблему перехода от институтской скамьи к реальной профессиональной деятельности [23].
Многие исследователи задаются вопросом - является ли компетенция только индивидуальной характеристикой или включает и профессиональную среду, в том числе другие люди, технические средства. Теоретической основой ответа на этот вопрос может стать теория распределенного познания. Мы придерживаемся понимания распределенного познания как осуществляемого через коллектив, в согласии с мнением Ж. Саламона, который
считает, что люди в большинстве случаев учатся и работают в коллективе и при этом понимают, что в своей профессиональной деятельности один человек не может выполнить служебные обязанности без взаимодействия (без совместной работы) с другими людьми [24].
Распределенное познание является важнейшем элементом в воинской деятельности. Например, при проведении специальных операций или при выполнении служебно-боевых задач по сопровождению войсковых колонн, при проведении инженерной разведки дорог важнейшим становится взаимодействие с другими силовыми структурами и подразделениями боевого обеспечения. Если рассмотреть задачу по сопровождению войсковой колонны, то для ее выполнения привлекаются различные подразделения: мотострелковые и авиационные, инженерные и артиллерийские. Поэтому «индивид» вынужден взаимодействовать со «значимыми другими»; «значимые другие» определяют, какая концепция реальности сложится у человека. То есть компетенции тесно связаны с контекстом, нормами и ценностями той группы, с которой человек взаимодействует. Поэтому следует рассмотреть вопросы, может ли компетенция быть распространенной на группу и правомерен ли такой перенос. Ответ на него очевиден: да, может. И мы вновь согласны с Ж. Саламоном, согласно которому, в образовании должно широко применяться совместное обучение в решении практических задач [24].
Выполненное исследование позволило уточнить структуру профессиональной компетенции военного специалиста внутренних войск МВД России.
1. Теоретический компонент:
- материальная часть стрелкового оружия, гранатометов, вооружения БТР, БМП, их боевые возможности, порядок хранения, сбережения и эксплуатации, порядок проверки и оценки технического состояния вооружения;
- общее устройство, особенности эксплуатации и боевого применения артиллерийского вооружения, противотанковых ракетных и переносных зенитных ракетных комплексов мотострелкового полка; основные направления развития комплексов вооружения боевых машин, гранатометов, противотанковых ракетных, комплексов, стрелкового оружия Вооруженных Сил Российской Федерации и зарубежных стран;
- основы, правила и приемы стрельбы из стрелкового оружия, гранатометов, БТР, БМП и порядок подготовки исходных данных для стрельбы;
- организация и методика огневой подготовки подразделений; основы устройства и применения учебно-тренировочных и других средств обучения;
- основные положения теории боевой эффективности вооружения; методика расчета эффективности стрельбы и оценки огневых возможностей подразделения;
- основные положения нормативных правовых актов МВД России и главнокомандующего внутренними войсками МВД России по огневой подготовке; требования безопасности при обращении с оружием, боеприпасами и имитационными средствами;
- содержание курса стрельб; устройство и оборудование полевой учебно-материальной базы.
2. Практически-результативный компонент:
- подготовка вооружения подразделения к боевому применению (стрельбе); организация и проведение технического обслуживания; проверка технического состояния;
- эффективное использование штатного вооружения и военной техники подразделения, а также приданных и поддерживающих подразделений;
- управление огнем взвода, роты, войсковых нарядов, в том числе приданных и поддерживающих огневых средств;
- выполнение учебных стрельб и поражение цели различными способами из штатного вооружения; выполнение нормативов; соблюдение требований безопасности;
- производство выверки прицелов и вооружения БТР, БМП и гранатометов; проверка боя и приведение к нормальному бою стрелкового оружия;
- самостоятельное освоение новых образцов вооружения и техники и способов их боевого применения.
3. Опытно-деятельностный компонент:
- способность офицера внутренних войск умело использовать возможности стрелкового оружия, гранатометов, вооружения БТР, БМП, уверенно управлять огнем подразделений, войсковых нарядов в бою и специальной операции;
- твердое знание устройства вооружения, правил его эксплуатации, мер безопасности при обращении с ним, умения готовить его к стрельбе;
- владение навыками подготовки к использованию артиллерийских средств и средств
ПВО.
4. Компонент психологической готовности применения знаний, умений и навыков в практике конкретной боевой ситуации:
- готовность и способность правильно и правомерно применять оружие на поражение;
- создание благоприятных условий для сохранности жизни и здоровья подчиненного личного состава;
- высокая ответственность за принятые решения.
Проведенное исследование позволило нам понять, что компетенции не сводятся только к навыкам, основанным на прочных знаниях и умениях и приобретенным в процессе профессиональной подготовки, так как главный признак овладения компетенцией - способность применить имеющиеся знания и опыт в конкретной ситуации.
Подготовка выпускника военного вуза внутренних войск МВД России предполагает формирование у него следующих групп компетенций:
- общекультурные компетенции - это круг вопросов, с которыми будущий военный специалист должен быть хорошо знаком и обладать соответствующими знаниями и опытом деятельности (в том числе особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека, отдельных народов; культурологические основы семейных и общественных явлений и традиций; роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир; социальные компетенции в бытовой и культурно-досуговой области);
- профессиональные компетенции - готовность военного специалиста к решению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности; умение работать с различными источниками информации, информационными ресурсами и технологиями; соблюдение в профессиональной деятельности требования правовых актов в области защиты государственной тайны и информационной безопасности; осуществление профессиональной деятельности на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры;
- военно-профессиональные компетенции - подготовка военного специалиста к решению профессиональных задач в особых условиях - чрезвычайных обстоятельствах и ситуациях, в условиях режима чрезвычайного положения и военного времени (с обеспечением личной безопасности и безопасности граждан).
Анализ военно-профессиональной деятельности показывает, что психологический компонент общекультурных и военно-профессиональных компетенций в данном случае имеет важное значение, так как само содержание профессиональной деятельности военного специалиста весьма специфично (и экстремально), поскольку связано с реальным применением вооружения и техники в боевой обстановке - причинение материального ущерба противнику и уничтожение живой силы в бою (с вероятностью получения ответных огневых воздействий, потери вооружения и военной техники, а самое главное - вверенного личного состава), но главное - это осознание того, что каждое мгновение боя может оказаться последним.
Определение требований к формированию общекультурных и военно-профессиональных компетенций будущих военных специалистов необходимо, поскольку способы и средства ведения вооруженной борьбы развиваются столь стремительно, что знания и умения выпускников военных вузов к моменту их прибытия для дальнейшего прохождения военной службы в должности командира подразделения могут оказаться в некотором смысле частично устаревшими. Сущность общекультурной и военно-профессиональной компетентности офицера как специалиста заключается в сформирован-ности комплекса качеств, отвечающих требованиям воинского ратного труда, а содержание компетентности военнослужащего определяется его (воинского труда) целями, задачами и спецификой. В этом отношении понятие «компетентность» тождественно понятию «профессионализм».
Особую ценность в плане нашего исследования представляют труды Г.П. Щедровицкого, в которых автор подчеркивает, что профессиональная компетентность проявляется в способности правильно оценивать сложившеюся ситуацию и готовности незамедлительно принимать адекватное решение, позволяющее достигнуть практического или иного значимого результата. Профессиональная компетентность предполагает не столько наличие значительного объема знаний и опыта, сколько умение их актуализировать в процессе выполнения своих профессиональных функций и нести личную ответственность за все решения и действия. Анализируя компонентный состав профессиональной компетентности, Г.П. Щедровицкий включает в нее мо-тивационно-ценностный, когнитивный и эмоционально-волевой компоненты. [22].
По мнению ряда ученых (В.А. Адольф, В.И. Аллилуева, Е.Ю. Асадулиной, Н.А. Банько, В.П. Гаврищук, Г.А. Демаковой, Т.В. Добудько, А.А. Довганенко, А.В. Ефанова, А.М. Кочнева, Н.А. Краевой, Л.В. Львова, В.В. Нежмарк и других) общекультурную и профессиональную компетентность целесообразно начинать формировать в процессе обучения в вузе [1-15]. В соответствии с позицией данных ученых, мы рассматриваем общекультурную и профессиональную компетентность как закономерный результат подготовки курсантов вуза.
Опыт Великой Отечественной войны, афганские и чеченские события (и соответствующие обобщенные выводы высшего командования Вооруженных Сил и внутренних войск МВД России) наглядно показывают, что в ходе боя лучшие результаты достигаются в тех
случаях, когда личный состав обладает твердыми навыками индивидуальной боевой выучки. Меньшие потери в подразделении были у того командира и(тот чаще и быстрее добивался успеха в бою), который действовал не стандартно, смело и решительно применяя полученные знания к условиям ведения боя. Исходя из вышеуказанных аргументов, офицеры должны не только грамотно действовать на поле боя как бойцы, но и, главное, правильно организовать бой и руководить подразделением в ходе него (и не только своим, но и на две-три ступени выше) [21 ].
В современной концепции образования особое внимание обращается на культуру специалиста. Так, в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по специальности 030901 «Правовое обеспечение национальной безопасности» отмечается, что выпускник по указанной специальности с квалификацией «специалист» в соответствии с задачами профессиональной деятельности должен обладать, в том числе, и общекультурными компетенциями [19]. Это означает усиление культурообразующей роли образования и ориентацию на идеал будущего офицера российской армии - «человека культуры», обладающего общекультурными компетенциями. В разделе об общекультурных компетенциях следует обратить внимание на способность будущего офицера креативно мыслить и творчески решать профессиональные задачи, проявлять инициативу (в том числе в ситуациях риска), принимать оптимальные организационно-управленческие решения в повседневной деятельности и нестандартных ситуациях, нести за них ответственность [19]. В плане вышеизложенного приходится с сожалением отметить, что в последние годы значительно возросло количество военнослужащих и сотрудников МВД, погибших при выполнении служебно-боевых задач. Анализ всех подобных случаев показал, что, как правило, причинами гибели являлись недостаточная профессиональная подготовленность, морально-волевая неустойчивость, недостаточное умение руководить подразделениями при проведении специальных операций, желание добиться выполнения боевой задачи «любой ценой» без учета реальной обстановки, без борьбы за выживание и сохранение жизни и здоровья личного состава.
Конкретным примером, когда командирам различных степеней и военнослужащим приходилось неоднократно сталкиваться с экстремальными ситуациями, где необходимо было действовать незамедлительно и грамотно, послужили события на Северном Кавказе, а именно в Чеченской республике. В первые дни боевых действий при выдвижении основных сил в указанные районы командиры и войска столкнулись с крайне нестандартными ситуациями - при попытке выдвижения колонн бронетехники в приграничных районах с Чечней, они были блокированы местными жителями. В данной нестандартной ситуации офицерский состав, особенно младший - от лейтенанта до капитана, был не подготовлен к управлению подразделениями, психологически пасовал перед сложными обстоятельствами: многолюдное скопление на дороге офицеры воспринимали как признак борьбы всего местного населения против «агрессоров» и не знали, как поступать в данном случае; вследствие растерянности и бездействия со стороны командиров, появились первые потери живой силы и бронетехники [18]. Отсюда следует, что военнослужащие могут успешно решать поставленные перед ними задачи только в тех случаях, когда независимы в своих решениях, способны самостоятельно принимать их в соответствии со складывающейся ситуацией и корректировать свои действия. Не жажда, не холод и не голод могут погубить по-
павшего в экстремальную ситуацию военнослужащего, а страх, парализующий волю (причем даже очень сильных людей) [16].
Критериями сформированности деятельностной составляющей компетентности курсанта военного учебного заведения внутренних войск МВД России применительно к экстремальным ситуациям определены специальные знания, умения, навыки, опыт, которые являются универсальными характеристиками специалиста и, одновременно, представляют сферу служебно-боевой деятельности выпускника вуза.
Критериями личностной составляющей компетентности действовать в экстремальных ситуациях курсанта, будущего офицера определены следующие компоненты: познавательная активность, индивидуальный стиль общения, профессиональное самосознание, творческие способности, что при комплексном применении обеспечивает объективную оценку профессионально-психологической характеристики личности обучающегося.
По мнению ряда исследователей, существует необходимость использования психологических критериев, позволяющих оценивать результаты обучения, такие как уровни развития и воспитанности; познавательная и профессиональная мотивация в качестве личностных новообразований; изменение мировоззрения и позиций субъекта в отношении к познавательной и профессиональной деятельности; границы «зоны ближайшего развития» и другие [5, 23]. Выбор критериев оценивания личностной составляющей обусловлен необходимостью получения объективной информации о сформированости компетентности у каждого курсанта - будущего командира действовать в экстремальных ситуациях. Он опирается на взаимные связи личностной и деятельностной составляющих, взаимозависимость компонентов в целостной структуре компетентности действовать в экстремальных ситуациях, представляющих в совокупности «деятельностно-психологический портрет» военного специалиста, готового к служебно-боевой деятельности и выполнению поставленных задач.
При рассмотрении уровней компетенции мы опираемся на такие понятия, как «профессионализм», «профессиональный опыт», которые выступают мерилом уровня сформированности компетенций. При этом зачастую данные понятия исследователи определяют как равнозначные, однако вряд ли вызывает сомнение то, что даже достаточно большой опыт работы не может выступать гарантией и показателем профессионализма человека (можно продолжительное время работать в одной профессиональной сфере, но так и не стать в ней профессионалом), поэтому в нашем исследовании мы опираемся на интерпретацию феномена «профессионализма», предложенную А.К. Марковой. Она различает понятия «нормативный» и «реальный» профессионализм, подчеркивая, что реальный профессионализм работника зачастую весьма далек от нормативно заданного, и предлагает называть нормативным профессионализмом нормативные требования профессии к личности, тогда как реальный профессионализм - внутренняя личностная характеристика, позволяющая соответствовать нормативным требованиям профессии [14].
На основе положений А.К. Марковой нами сформулированы следующие показатели профессионализма будущих офицеров.
1. Мотивационная сторона профессионализма:
- профессиональные ценности, идеалы, менталитет офицера внутренних войск;
- понимание значимости профессии будущего военного специалиста;
- профессиональное мировоззрение будущего офицера;
- владение этическими нормами в профессии военнослужащего внутренних войск;
- профессиональные мотивы (не только внешние - интерес к оплате труда, но и внутренние - стремление к самореализации), наличие реально действующих мотивов становления как военного профессионала;
- профессиональные цели (целеполагание) будущей профессии офицера;
- профессиональная интернальность как поиск в себе самом причины успеха / неуспеха в карьере военного специалиста;
- профессиональные смыслы, смыслотворчество в профессии, определяющие профессиональную устойчивость;
- позитивная динамика мотивационной сферы (появление новых мотивов, целей, нахождение новых смыслов в профессии, изменение их иерархии, интеграция долговременных и кратковременных мотивов и целей в целостное самопрогнозирование), построение собственного сценария профессиональной жизни;
- индивидуальностные особенности профессионального мировоззрения, системы оценок, отношений;
- позиция профессионала, осознание себя как военного специалиста;
- стремление к профессиональному росту, мотивация к различным видам повышения квалификации;
-готовность к мобильности, переориентации в рамках профессии и вне ее;
- профессиональные межличностные отношения между старшим и младшим (единоначалие является одним из основных принципов строительства Вооруженных Сил);
- удовлетворенность воинской деятельностью как осознание соответствия своего уровня притязаний достигаемым результатам и требованиям профессии.
2. Операционально-технологические аспекты профессионализма:
- профессиональные и психологические знания о воинской деятельности;
- профессиональное самосознание военнослужащего;
- профессиональные умения, навыки действий в современных условиях мира;
- профессиональная обученность, практические умения действовать в различных условиях и ситуациях служебно-боевой деятельности;
- профессиональные способности (общие и специальные), профессиональная пригодность;
- профессиональное мышление офицера внутренних войск;
- результативность, эффективность воинской деятельности;
- психологическая цена достигнутого результата в служебно-боевой и повседневной деятельности;
- трудолюбие в выполнении воинского долга, карьерный рост, достижение значимого статуса в профессии;
- профессиональный рост, наличие позитивной динамики в нем;
- достижение значительных результатов в воинской службе («многовершинности» профессионального роста офицера);
- индивидуальный стиль профессиональной военной деятельности, коммуникативность в рамках военной профессии;
- владение различными видами воинской деятельности, беспрепятственный переход от одних к другим;
- способы военно-профессиональной деятельности в изменяющихся, и особенно экстремальных, ситуациях;
- новые способы профессиональной деятельности, творчество и инновации в современной воинской службе [14].
Рассматривая проблему профессиональной компетентности, А.К. Маркова [14] определяет ее характеристики: компетентность не сводится к образованности человека; компетентность представляет сочетание психических качеств, позволяющих действовать самостоятельно и ответственно; основой суждения о компетентности человека являются оценка и измерение конечного результата деятельности; компетентность - характеристика отдельного человека и проявляется в результатах его деятельности. Данные положения развиваются многими учеными, и, применительно к задачам нашего исследования, мы приходим к выводу, что, рассматривая профессиональные компетенции, следует иметь в виду не только некоторый набор знаний и умений, но и обязательно значимые личностные качества. Индивид воспринимает различные проблемы через призму личных принципов и отношений, и, только оценив проблему с позиций своих убеждений, он мобилизует свои знания и умения для поиска оптимального ее решения. В соответствии с этим мы и предлагаем осуществлять подготовку будущих офицеров к деятельности в экстремальных ситуациях.
1. Адольф, В.А. Теоретические основы формирования профессиональной компетентности учителя [Текст] : дис. ... д-ра пед. наук. 13.00.01 / Н.А. Алексеев. - Тюмень, 1997. - 310 с.
2. Аллилуев, В.И. Педагогическая система формирования учебно-профессиональной деятельности курсантов военного вуза [Текст] : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / В.И. Аллилуев. - Саратов : Изд-во СГПУ, 2001. - 220 с.
3. Асадулина, Е.Ю. Интеграция общеобразовательных дисциплин как средство повышения качества профессиональной подготовки курсантов военно-инженерного вуза [Текст]: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Е.Ю. Асадулина. -Челябинск, 2005. - 161 с.
4. Банько, Н.А. Формирование профессионально-педагогической компетентности у будущих инженеров [Текст] : дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Н.А. Банько. - Волгоград : ВГПУ, 2002. - 240 с.
5. Божович, Е.Д. Психолого-педагогические критерии эффективности обучения и принципы построения контрольно-диагностических заданий // Нетрадиционные способы оценки качества знаний школьников : сб. научн. трудов / под. ред. Е.Д. Божович. - М., 1995. - С. 5-11.
6. Гаврищук, В.П. Профессионально-личностное становление будущего офицера-ракетчика [Текст] : дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / В.П. Гаврищук. - Саратов : Изд-во СГПУ, 2001. - 212 с.
7. Демакова, Г.А. Формирование проектировачной компетентности будущих учителей [Текст] : дис. ... канд. пед. наук. 13.00.08 / Г.А. Демакова. - Челябинск : Изд-во ЧГПУ, 2004. - 173 с.
8. Добудько, Т.В. Формирование профессиональной компетентности учителя информатики [Текст]: дисс. .д-ра пед. наук: 13.00.01 / Т.В. Добудько. - М., 1999.- 349 с.
9. Довганенко, А.А. Военно-профессиональная подготовка курсантов будущих офицеров воспитателей в военном вузе [Текст] : дис. ... канд. пед. наук. 13.00.08 / А.А Довганенко. - СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та МВД РФ, 2008. -181 с.
10. Ефанов, А.В. Развитие профессиональной компетенции будущих педагогов в процессе производственной практики [Текст] : дис. ... канд. пед. наук. 13.00.08 / А.В. Ефанов. Екатеринбург : Изд-во РГППУ, 2002. - 208 с.
11. Кочнев, А.М. Проектирование и реализация подготовки специалистов двойной компетентности в техническом вузе [Текст] : дис. .д-ра пед. наук. 13.00.08 / А.М Кочнев. - Казань, 1998. - 408 с.
12. Краевая, Н.А. Формирование общеинженерной компетентности курсантов военного вуза в процессе графической подготовки [Текст] : дис. ... канд. пед. наук. 13.00.08 / Н.А. Краевая. - Челябинск : Изд-во ЧГАУ, 2008. - 200 с.
13. Львов, Л.В. Дидактические условия формирования умений профессиональной деятельности курсантов военного авиационного института в процессе тренажерной подготовки [Текст] : дис. ... канд. пед. наук. 13.00.08 / Л.В. Львов. - Челябинск, 2002. - 188 с.
14. Маркова, А.К. Психология труда учения [Текст] / А.К. Маркова. - М. : Педагогика, 1993. - 190 с.
15. Неижмак, В.В. Формирование профессиональной компетентности курсантов военного вуза [Текст] : дис. ... канд. пед. наук. 13.00.08 / В.В. Неижмак. - Ульяновск : УлГПУ, 2002 - 205 с.
16. Способы поддержания жизнедеятельности военнослужащих внутренних войск при выполнении служебно-боевых задач в экстремальных ситуациях: учебно-методическое пособие / А.И. Егоров, Г.Н. Копьев, А.В. Черноротов. Саратов: СВИ ВВ МВД России, 2004.
17. Стратегии модернизации содержания общего образования. Материалы для разработки документов по обновлению общего образования // Приложение к газете «Первое сентября»: Управление школой. 2001. №30-31.
18. Трошев, Г.Н. Моя война. Чеченский дневник окопного генерала [Текст] / Г.Н. Трошев. - М., «Вагриус», 2004.
19. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 030901 Правовое обеспечение национальной безопасности.
20. Шадриков, В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности [Текст] / В.Д. Шадриков. - АН СССР, ин-т психологии. - М. : «Наука», 1982. - 185 с.
21. Шевченко, И.В. Проблемы подготовки офицерских кадров в вузах внутренних войск МВД России [Текст] / И.В. Шевченко. - Саратов, 1999. - 100с.
22. Щедровицкий, Г.П. Компетенции и компетентность [Текст] / Г.П. Щедровицкий // Высшее образование сегодня. №8. - М., 2004. - С. 36-41.
23. Bowden, J. The university of learning: beyond quality and competenc in higher education / J. Bowden, F. & Mar-ton. - London: Kogan Page, 1998.
24. Salamon, G. Distributed cognitions: psychological and educational considerations / G. Salamon. - Cambridg: Cam-bridg University Press, 1993.