Научная статья на тему 'Использование метода служебно-боевых ситуаций для формирования управленческих компетенций у курсантов вузов войск национальной гвардии Российской Федерации'

Использование метода служебно-боевых ситуаций для формирования управленческих компетенций у курсантов вузов войск национальной гвардии Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
83
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ / МЕТОД СЛУЖЕБНО-БОЕВЫХ СИТУАЦИЙ / ПРИНЯТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ / КОМПЕТЕНЦИЯ / ФОРМИРОВАНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ / СЛУЖЕБНО-БОЕВЫЕ СИТУАЦИИ / КОМАНДИРЫ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ / МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ / INNOVATIVE TRAINING METHOD / METHOD OF SERVICE AND COMBAT SITUATIONS / MANAGERIAL DECISION MAKING / COMPETENCE / MANAGERIAL COMPETENCE DEVELOPMENT / SERVICE AND COMBAT SITUATIONS / UNIT COMMANDERS / RESEARCH METHOD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вертаев Александр Владимирович

В статье рассмотрена актуальная в педагогике проблема поиска эффективных механизмов развития управленческих компетенций у будущих командиров воинских подразделений. В частности, в качестве инновационного автором предлагается метод служебно-боевых ситуаций, направленный на формирование управленческих компетенций у курсантов вузов войск национальной гвардии Российской Федерации. Данный метод всесторонне охарактеризован, выявлены его особенности и основные черты, отличающие от кейс-метода, а также возможности использования в образовательном процессе военных образовательных организаций высшего образования. Кратко описан алгоритм применения предлагаемого метода при проведении занятий по военно-профессиональным дисциплинам, определены его перспективы в качестве действенного механизма в отношении всех видов педагогического контроля. Сделан акцент на исследовательском потенциале, который может выступать основой для создания модели процесса формирования управленческих компетенций. В подтверждение эффективности метода служебно-боевых ситуаций в обучении курсантов представлены результаты педагогического эксперимента, проведенного с 2012 по 2015 г. в Санкт-Петербургском военном институте внутренних войск МВД России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Вертаев Александр Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Using the Method of Service and Combat Situations to Develop Managerial Competence in Military Universities’ Students of the Federal National Guard Troops Service of the Russian Federation

The study discusses the effective ways to develop managerial competence in future unit commanders. In particular, the author proposes an innovative method of service and combat situations that helps military universities’ students of the Federal National Guard Troops Service of the Russian Federation acquire managerial competence. This method is comprehensively described, and its aspects and key characteristics are distinguished from a case method. The paper investigates its possible use in the educational process of military universities. The study describes the procedure for employing this technique during professional military training and its capacity as an effective mechanism for all types of educational control. The emphasis is placed on the research potential of the method under review since it can serve as the basis for creating a managerial competence development model. An educational experiment conducted in St. Petersburg Military Institute of Internal Troops under the Ministry of Internal Affairs of Russia in 2012-2015 proves the effectiveness of the method of service and combat situations when training military university students.

Текст научной работы на тему «Использование метода служебно-боевых ситуаций для формирования управленческих компетенций у курсантов вузов войск национальной гвардии Российской Федерации»

УДК 37.035.7:378.635(470+571)

https://doi.org/10.24158/spp.2019.4.20

Вертаев Александр Владимирович

Vertaev Aleksandr Vladimirovich

кандидат педагогических наук, профессор кафедры управления повседневной деятельностью Санкт-Петербургского военного института войск национальной гвардии Российской Федерации

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА СЛУЖЕБНО-БОЕВЫХ СИТУАЦИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ У КУРСАНТОВ ВУЗОВ ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

PhD in Education Science, Professor, Daily Routine Management Department, St. Petersburg Military Institute of National Guard Troops of the Russian Federation

USING THE METHOD OF SERVICE AND COMBAT SITUATIONS TO DEVELOP MANAGERIAL COMPETENCE IN MILITARY UNIVERSITIES' STUDENTS OF THE FEDERAL NATIONAL GUARD TROOPS SERVICE OF THE RUSSIAN FEDERATION

Аннотация:

В статье рассмотрена актуальная в педагогике проблема поиска эффективных механизмов развития управленческих компетенций у будущих командиров воинских подразделений. В частности, в качестве инновационного автором предлагается метод служебно-боевых ситуаций, направленный на формирование управленческих компетенций у курсантов вузов войск национальной гвардии Российской Федерации. Данный метод всесторонне охарактеризован, выявлены его особенности и основные черты, отличающие от кейс-метода, а также возможности использования в образовательном процессе военных образовательных организаций высшего образования. Кратко описан алгоритм применения предлагаемого метода при проведении занятий по военно-профессиональным дисциплинам, определены его перспективы в качестве действенного механизма в отношении всех видов педагогического контроля. Сделан акцент на исследовательском потенциале, который может выступать основой для создания модели процесса формирования управленческих компетенций. В подтверждение эффективности метода служебно-боевых ситуаций в обучении курсантов представлены результаты педагогического эксперимента, проведенного с 2012 по 2015 г. в Санкт-Петербургском военном институте внутренних войск МВД России.

Ключевые слова:

инновационный метод обучения, метод служебно-боевых ситуаций, принятие управленческих решений, компетенция, формирование управленческих компетенций, служебно-боевые ситуации, командиры подразделений, метод исследования.

Summary:

The study discusses the effective ways to develop managerial competence in future unit commanders. In particular, the author proposes an innovative method of service and combat situations that helps military universities' students of the Federal National Guard Troops Service of the Russian Federation acquire managerial competence. This method is comprehensively described, and its aspects and key characteristics are distinguished from a case method. The paper investigates its possible use in the educational process of military universities. The study describes the procedure for employing this technique during professional military training and its capacity as an effective mechanism for all types of educational control. The emphasis is placed on the research potential of the method under review since it can serve as the basis for creating a managerial competence development model. An educational experiment conducted in St. Petersburg Military Institute of Internal Troops under the Ministry of Internal Affairs of Russia in 2012-2015 proves the effectiveness of the method of service and combat situations when training military university students.

Keywords:

innovative training method, method of service and combat situations, managerial decision making, competence, managerial competence development, service and combat situations, unit commanders, research method.

За последние пять лет произошел ряд событий, изменивших военно-политическую обстановку в мире, что стало основной причиной усиления политического давления на Россию, а также привело к резкому росту внешних, внутренних угроз и опасностей в отношении нее [1, с. 4]. В числе главных причин негативного восприятия нашей страны Западом военные эксперты отмечают укрепление позиций Российской Федерации на мировой политической и военной арене в качестве одного из самых влиятельных государств.

Россия, мощная, ядерная держава, практически неуязвима при военном давлении. По этой причине ее противники совершают многочисленные попытки навязать свою волю через меры санкционного воздействия, разжигания ненависти среди приграничных по отношению к ней стран, а также дестабилизации внутриполитической обстановки в нашем государстве. Российским руководством своевременно принимается комплекс мер по противодействию актуальным угрозам и опасностям. Особое внимание уделяется повышению качества подготовки офицерских кадров, в частности специалистов в области военного управления. Среди них - командиры подразделений, поскольку именно от них во многом зависит успех выполнения поставленных задач.

В войсках национальной гвардии Российской Федерации подготовка командиров подразделений осуществляется в четырех военных образовательных организациях высшего образования, руководствующихся в своей деятельности такими важными документами, как Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 40.05.01 «Правовое обеспечение национальной безопасности» и Квалификационные требования к военно-профессиональной подготовке выпускников военных образовательных организаций высшего образования внутренних войск МВД России по военно-учетной специальности 370300 «Слу-жебно-боевое применение соединений, воинских частей и подразделений внутренних войск». В качестве основных компетенций, которыми должен обладать современный командир как специалист в области военного управления, можно выделить способности:

- принимать оптимальные организационно-управленческие решения;

- принимать оптимальные управленческие решения;

- руководить подразделением при участии войск совместно с органами внутренних дел Российской Федерации в охране общественного порядка, обеспечении общественной безопасности и режима чрезвычайного положения;

- руководить подразделением при участии войск в борьбе с терроризмом и обеспечении правового режима контртеррористической операции;

- руководить подразделением при охране важных государственных объектов и специальных грузов;

- руководить подразделением в современном общевойсковом бою при участии войск в территориальной обороне Российской Федерации;

- руководить подразделением при оказании содействия пограничным органам ФСБ России в охране государственной границы Российской Федерации [2].

С учетом перечисленных требований становится понятным тот факт, что в профессиональной деятельности будущим командирам подразделений предстоит принимать управленческие решения, связанные с руководством личным составом, применением вооружения и военной техники, как в условиях мирного времени, так и военного. Исходя из специфики задач, выполняемых войсками национальной гвардии, можно утверждать, что воинские части по охране важных государственных объектов, подразделения специального назначения и строевые подразделения вневедомственной охраны практически ежедневно выполняют служебно-боевые задачи с оружием и специальными средствами. Итак, по прибытии в войска выпускник с первого дня должен быть готов к принятию управленческих решений, от которых будут зависеть качество выполнения поставленных задач, сохранность личного состава, вооружения и военной техники.

С целью формирования управленческих компетенций у будущих командиров подразделений в военных вузах наряду с традиционными разрабатываются и внедряются в образовательный процесс современные, инновационные методы обучения и педагогические технологии [3]. Одним из наиболее перспективных методов обучения, предназначенных для формирования у курсантов управленческих компетенций, отечественными учеными, в числе которых В.В. Карпов, А.М. Пырский, Р.Е. Булат, И.Р. Сташкевич, Н.Л. Вахонин, признан кейс-метод. В российской науке он известен как метод конкретных ситуаций, который уже более 100 лет успешно используется при подготовке специалистов в области гражданского управления. В научной литературе представлено немало его определений, что свидетельствует об универсальности метода, легкости к адаптации и применении в различных сферах профессиональной деятельности. Его особенность состоит в использовании реальной информации, взятой из профессиональной практики, для создания ситуаций, которые необходимо решить обучающимся. Поскольку управленческое решение представляется как процесс, синонимичный процессу руководства, то они изучают и этот процесс [4, с. 34].

Исследование мирового опыта применения метода конкретных ситуаций при подготовке специалистов управления в различных сферах деятельности позволило нам разработать на его основе метод служебно-боевых ситуаций, предназначенный для формирования у курсантов управленческих компетенций, необходимых для эффективного управления подразделениями в различных условиях обстановки. Суть такого метода заключается в том, что обучающиеся работают с информацией, изложенной в служебно-боевых ситуациях, базирующихся на реальных событиях из практической деятельности войск, а в содержание ситуации включен исчерпывающий объем данных, требующихся для ее разрешения. Ключевой особенностью создаваемых ситуаций является проблемный характер представленных событий. Они могут быть разнонаправленными и затрагивать все области профессиональной деятельности командира: командную, педагогическую, воспитательную, военно-техническую, административно-хозяйственную.

У метода служебно-боевых ситуаций много общего с методом конкретных ситуаций, в частности общие положительные качества. Вместе с тем использование метода служебно-боевых ситуаций при обучении курсантов Санкт-Петербургского военного института внутренних войск МВД России позволило выявить его отличительные черты, определяющие его актуальность для применения в военном образовании. Рассмотрим подробнее основные из них.

Во-первых, в отличие от традиционных кейсов, все служебно-боевые ситуации состоят из двух частей (графической и текстуальной), выполняющих информационную функцию и помогающих курсантам изучать, уяснять и оценивать сложившуюся обстановку. Графическая часть выполняется на топографической карте, крупномасштабном плане или схеме местности. На нее с применением тактических условных знаков наносится тактический эпизод (согласно теме занятия) одного из видов служебно-боевых задач, выполняемых тактическим подразделением (отделением, взводом, ротой, батальоном). Текстуальная часть включает в себя еще и сведения распорядительного характера, указывающие на необходимость выполнения тех или иных действий в определенной должности.

Во-вторых, с учетом применения метода служебно-боевых ситуаций на заключительном этапе для выполнения принятого управленческого решения допускается использование вооружения, военной техники, средств связи и имитационных средств. Это позволяет курсанту, осуществляющему в учебных целях обязанности командира подразделения, наглядно видеть результаты того, как принятое им решение реализуется на практике, в жизни.

В-третьих, при определении времени, необходимого курсантам для принятия решения, следует руководствоваться утвержденными нормативами. К примеру, для получения оценки «отлично» командир взвода должен принять решение и сделать соответствующий доклад за 10 минут, «хорошо» - 12, «удовлетворительно» - за 15 минут. Командир роты, выполняя эти же действия, должен уложиться в 15, 17 и 20 минут соответственно [5].

В-четвертых, важно учитывать и уровень учебно-познавательной деятельности курсантов при составлении служебно-боевых ситуаций, распределяя их на репродуктивные, продуктивные и творческие. Репродуктивные служебно-боевые ситуации составляются на основе руководящих документов (уставов, наставлений, приказов и распоряжений). Они должны содержать единственно правильное решение, подобное тому, которое указано в руководящих документах. В продуктивных служебно-боевых ситуациях находят отражение проблемные вопросы, предполагающие от одного до трех правильных решений, которые курсанты ищут самостоятельно, используя известные им способы действий подразделений, а также новые или нестандартные. Творческие служебно-боевые ситуации отличаются по содержанию нестандартными эпизодами с большим количеством возможных правильных решений. Их особенность - составление эпизодов с опорой на взаимодействующие дисциплины.

Помимо перечисленных отличительных черт, метод служебно-боевых ситуаций характеризуется тем, что может выступать в качестве действенного механизма для всех видов контроля. Текущий контроль дает возможность педагогу управлять процессом обучения, промежуточный -помогает отслеживать динамику развития обучающихся, а по результатам итогового контроля преподаватель делает заключительный вывод о степени овладения изучаемой дисциплиной.

Кроме того, исследовательский потенциал данного метода служит базой для создания модели процесса формирования управленческих компетенций. С ее помощью можно получить полную и достоверную информацию о процессе формирования управленческих компетенций у курсантов военных образовательных организаций высшего образования. Основные показатели функционирования рассматриваемого процесса - уточнение целевых установок формирования управленческих компетенций у обучающихся; проведение глубокого анализа и полной диагностики среды формирования соответствующих компетенций; изучение внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на данный процесс; определение, обоснование критериев и показателей сформированности управленческих компетенций; создание измерительно-оценочного инструментария, способного валидно и надежно осуществлять диагностику курсантов непосредственно в вузах, офицеров - по прибытии к месту прохождения службы, а также проводить оптимизацию образовательного процесса с опорой на полученные данные.

Эффективность использования метода служебно-боевых ситуаций подтверждена итогами педагогического эксперимента, проведенного с 2013 по 2015 г. на базе Санкт-Петербургского военного института внутренних войск МВД России [6], в ходе которого создана и апробирована на практике педагогическая технология формирования компетенции принятия оптимальных управленческих решений у курсантов вузов внутренних войск МВД России с применением метода слу-жебно-боевых ситуаций. Обоснованность и достоверность результатов эксперимента характеризуется комплексным подходом к изучаемому объекту, реализацией методологических основ, адекватностью используемых методов исследования его задачам, применением современных методов исследования, анализа и обработки полученной информации, репрезентативностью, математико-статистической обработкой данных и эмпирической базой исследования.

Научная обоснованность результатов обеспечивалась их аргументацией, соблюдением основных закономерностей военного профессионального образования, построением исследования с учетом ведущих принципов педагогики, а достоверность - соблюдением общепринятых в педагогике требований к проведению эксперимента. Среди них такие, как описание объекта педагогического

наблюдения в системе составляющих его факторов, формулирование гипотезы исследования, выделение независимой и зависимой переменных, описание специфических условий.

В процессе педагогического эксперимента с участием курсантов контрольной группы на занятиях применялись традиционные методы обучения, а в экспериментальной группе с использованием педагогической технологии формирования компетенции принятия оптимальных управленческих решений у курсантов вузов внутренних войск МВД России - метод служебно-боевых ситуаций. По окончании формирующего этапа эксперимента и сравнительного анализа установлено, что уровень курсантов контрольной группы на 229 балла (10,13 %) ниже, чем у курсантов экспериментальной, а уровень сформированности личностно-организаторского критерия у курсантов контрольной группы ниже, чем у курсантов экспериментальной, на 55 баллов (2,43 %). В целом уровень сформированности компетенции принятия оптимальных управленческих решений у курсантов экспериментальной группы на 12,56 % (2 261 балл) выше, чем в контрольной (1 977 балла).

Следует отметить, что внедрение представленной педагогической технологии способствовало повышению знаний обучающихся о содержании управленческого решения, процессе его принятия и существенному росту уровня владения полученными навыками. Кроме того, в экспериментальной группе эксперты определили повышение у курсантов социальной значимости управленческой деятельности, что положительно отразилось на выполнении ими должностных обязанностей в повседневной деятельности и специальных обязанностей - при несении боевой службы. Надежность и точность выводов формирующего эксперимента, сделанных на основании ограниченного статистического материала, подтверждается результатами примененных методов математической статистики.

Таким образом, сегодня в области военного образования очевидна необходимость поиска, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий, способных повысить эффективность развития у курсантов и офицеров управленческих компетенций, актуальных для принятия управленческих решений в профессиональной деятельности. Один из них - метод служебно-боевых ситуаций, обладающий интегративными и адаптивными возможностями в формировании управленческих компетенций. Доступность в использовании, нетребовательность в отношении материального обеспечения, наличие большого выбора заданий делают метод служебно-боевых ситуаций перспективным и в аспекте применения в образовательном процессе военных вузов, и при проведении занятий в рамках командирской подготовки в воинских частях и подразделениях. Педагогический опыт реализации метода служебно-боевых ситуаций в образовательном процессе дает право полагать, что в настоящее время он является наиболее действенным средством в формировании управленческих компетенций. При комплексном использовании этот метод станет основой для создания педагогической технологии и значительно повысит качество сформированности компетенций, способность принимать оптимальные организационно-управленческие решения и управленческие решения у будущих командиров подразделений.

Ссылки:

1. Военная доктрина Российской Федерации : утв. указом Президента РФ от 25 дек. 2014 г. № ПР-2976 // Российская газета. 2014. № 6570. 30 дек.

1. Квалификационные требования к военно-профессиональной подготовке выпускников военных образовательных организаций высшего образования внутренних войск МВД России по военно-учетной специальности 370300 «Слу-жебно-боевое применение соединений, воинских частей и подразделений внутренних войск» : приказ ГКВВ МВД России № 220 от 16 июня 2011 г. ; Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 40.05.01 Правовое обеспечение национальной безопасности (уровень спе-циалитета) [Электронный ресурс] : приказ Министерства образования и науки РФ от 19 дек. 2016 г. № 1614. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

2. Китаев А.Б., Пырский А.М. Опыт использования инновационных технологий обучения на кафедре тактики // Проблемы непрерывного профессионального образования : сб. науч. трудов по материалам межвуз. науч.-практ. конф. / под ред. Л.Н. Бережновой. СПб., 2014. C. 93-97.

3. Simon H. New Science of Management Decisions Harper. N. Y., 1977.

4. Амбарян Х.М. Тактика мотострелковой, танковой роты и батальона. М., 1986.

5. Вертаев А.В. Формирование компетенции принятия оптимальных управленческих решений у курсантов вузов внутренних войск МВД России с использованием метода служебно-боевых ситуаций : дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2015. 279 с.

References:

Ambaryan, HM 1986, Tactics of Motorized Rifle, Tank Company and Battalion, Moscow, (in Russian). Kitayev, AB & Pyrsky, AM 2014, 'Experience of Using Innovative Training Technologies at the Department of Tactics', in LN Berezhnova (ed.), Problemy nepreryvnogo professional'nogo obrazovaniya: sb. nauch. trudov po materialam mezhvuz. nauch.-prakt. konf., St. Petersburg, pp. 93-97, (in Russian).

Simon, H 1977, New Science of Management Decisions Harper, New York.

Vertaev, AV 2015, Formation of the Competence of Making Optimal Management Decisions for Cadets of Universities of Internal Troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia Using the Method of Service-Combat Situations, PhD thesis, St. Petersburg, 279 p., (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.