УДК 378.02:37.016 Пырский Андрей Михайлович
доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры тактики Санкт-Петербургского военного института внутренних войск МВД России
Вертаев Александр Владимирович
старший преподаватель кафедры тактики Санкт-Петербургского военного института внутренних войск МВД России
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИИ ПРИНЯТИЯ ОПТИМАЛЬНЫХ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ У КУРСАНТОВ ВУЗОВ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК МВД РОССИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДА СЛУЖЕБНО-БОЕВЫХ ЗАДАЧ
Аннотация:
В статье рассматриваются сущность и структура педагогической технологии формирования компетенции принятия оптимальных управленческих решений у курсантов вузов внутренних войск МВД России с использованием метода слу-жебно-боевых ситуаций; определяется степень эффективности его использования в образовательном процессе этих вузов для формирования указанной компетенции. Проводится диагностика ее сформированности через показатели профессионально-управленческого и личностно-органи-заторского критериев.
Ключевые слова:
педагогическая технология, принятие управленческих решений, диагностика, компетенция, критерии и показатели компетенции, метод слу-жебно-боевых ситуаций, процесс формирования компетенции, служебно-боевые ситуации.
Pyrsky Andrey Mikhailovich
D.Phil. in Education Science, Professor, Tactics Department, St. Petersburg Military Institute of Internal Troops under the Ministry of Internal Affairs of Russia
Vertaev Alexander Vladimirovich
Senior Lecturer, Tactics Department, St. Petersburg Military Institute of Internal Troops under the Ministry of Internal Affairs of Russia
PEDAGOGICAL TECHNOLOGY DEVELOPING STUDENTS' COMPETENCE OF EFFECTIVE MANAGERIAL DECISION MAKING IN THE UNIVERSITIES OF INTERNAL TROOPS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA WITH APPLICATION OF THE METHOD OF MILITARY MISSIONS
Summary:
The article discusses the nature and the structure of the pedagogical technology developing students' competence of effective managerial decision making in the universities of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia with application of the method of military missions. The authors discuss its effectiveness when used in the educational process of such universities for the development of the competence. Assessment of the competence maturity by means of the showings of professional, management and personal criteria is given.
Keywords:
pedagogical technology, managerial decision making, examination, competence, criteria and indicators of competence, method of military missions, process of competence building, service and fighting situation.
В настоящее время одним из направлений развития отечественного образования, в том числе и высшего военно-профессионального, является разработка и внедрение Министерством образования Российской Федерации федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) третьего поколения. В их основу положен компетентностный подход к подготовке специалистов.
В своей образовательной деятельности при подготовке командиров подразделений вузы внутренних войск (ВВ) МВД России руководствуются ФГОС ВПО по направлению подготовки 030901 «Правовое обеспечение национальной безопасности» и Квалификационными требованиями к военно-профессиональной подготовке выпускников федеральных государственных казенных военных образовательных организаций высшего образования ВВ МВД России.
В данных нормативных правовых актах приведен перечень общекультурных, профессиональных и военно-профессиональных компетенций, которыми должен обладать будущий командир подразделения ВВ МВД России. Одной из наиболее важных компетенций, формируемых у курсантов в период обучения, является профессиональная компетенция принятия оптимальных управленческих решений (ПОУР). Актуальность ее формирования обусловлена характером и условиями служебно-боевых задач, выполняемых подразделениями Вв МВД России. Особое
значение способность командира принимать оптимальные управленческие решения приобретает в связи с обострением военно-политической обстановки в мире и усилением активности террористической деятельности в странах ближнего зарубежья и непосредственно на территории Российской Федерации.
На современном этапе развития высшего военного профессионального образования процесс формирования компетенции ПОУР у курсантов вузов ВВ МВД России недостаточно изучен и поэтому требует всестороннего исследования с целью поиска и внедрения в образовательный процесс современных приемов и методов обучения, способных повысить его эффективность.
Анализ педагогической практики по подготовке специалистов в области управления показал, что наиболее эффективным методом обучения менеджеров является метод конкретных ситуаций. Его суть заключается в разрешении обучаемыми учебных ситуаций посредством выработки и принятия управленческого решения [1]. Для применения в образовательном процессе вузов ВВ МВД России данный метод был адаптирован под специфику служебно-боевых задач, выполняемых подразделениями ВВ МВД России, и получил название «Метод служебно-боевых ситуаций (задач)» (МСБС) [2]. Однако для использования всего педагогического потенциала МСБС в подготовке командиров подразделений было необходимо разработать систему управления учебно-познавательной деятельностью курсантов и создать оптимальные условия ее функционирования. С этой целью был обобщен и проанализирован опыт использования инновационных технологий обучения на кафедре тактики Санкт-Петербургского военного института внутренних войск МВД России [3]. По результатам проделанной работы нами была разработана и введена в образовательный процесс педагогическая технология формирования компетенции ПОУР у курсантов вузов ВВ МВД России с использованием МСБС, которая является взаимосвязанной и взаимозависимой системой действий педагога, связанных с отбором и определением порядка и последовательности использования дидактических средств, организационных форм и методов обучения курсантов. Она имеет следующие структурные компоненты: концептуальную основу, содержательную часть обучения, процессуальную часть, то есть сам технологический процесс.
Концептуальной основой рассматриваемой технологии является Концепция национальной безопасности Российской Федерации, Военная доктрина Российской Федерации, основополагающие принципы военной педагогики и психологии.
Содержательная часть детерминируется общими и конкретными целями обучения и включает содержание самого учебного материала. Общей целью обучения в вузе ВВ МВД России является формирование военно-профессиональных компетенций выпускника путем получения обучаемыми комплекса знаний, умений и навыков по руководству подразделениями в современном общевойсковом бою и в мирное время, в условиях вооруженного конфликта, режима чрезвычайного положения и при проведении контртеррористической операции в сочетании с проведением мероприятий морально-психологического обеспечения образовательного процесса в учебное и во внеучебное время. В качестве конкретной цели выступает формирование компетенции ПОУР у курсантов.
В процессе применения рассматриваемой технологии использовался учебный материал по предмету «Тактика боевого применения подразделений». Его основу составили содержание и порядок работы командира взвода (роты) по организации боя (выполнению полученной задачи) и управлению подразделениями в ходе их выполнения.
Процессуальной частью педагогической технологии формирования компетенции принятия оптимальных управленческих решений у курсантов вузов ВВ МВД России является последовательность и порядок организации учебного процесса, методы и формы учебно-познавательной деятельности курсантов; технология преподавания и технология учения; деятельность педагога по управлению процессом усвоения учебного материала; диагностика результатов учебного процесса.
В своей основе педагогическая технология формирования компетенции ПОУР у курсантов вузов ВВ МВД России с использованием МСБС разработана на основе фундаментальных дидактических принципов: научности, доступности, наглядности, связи теории с практикой, сознательности и активности, систематичности и последовательности и т. д. Она удовлетворяет основным методологическим требованиям технологичности, таким как концептуальность, системность, управляемость, эффективность, воспроизводимость.
Концептуальность выражается в опоре педагогической технологии на определенную военно-научную концепцию, включающую философское, дидактическое, военно-педагогическое и психологическое обоснование достижения целей военного образования.
Системность рассматриваемой педагогической технологии определяется такими признаками военно-педагогической системы, как: логика образовательного процесса, взаимосвязь и взаимозависимость всех его элементов, целостность.
Разработанная нами педагогическая технология имеет дидактическое целеполагание, является проектом тщательно спланированного педагогического процесса с функцией диагностики каждого из ее этапов. Она обладает достаточным выбором средств и методов коррекции результатов.
Ее эффективность выражается в том, что даже при несущественных затратах времени и материальных средств она способствует достижению заранее спланированных результатов педагогического процесса, тем самым может гарантировать достижение главной цели - сформировать компетенцию ПОУР у курсантов вузов ВВ МВД России.
Данная педагогическая технология отвечает и такому методологическому требованию, как воспроизводимость, так как может быть применена в вузах ВВ МВД России для формирования у курсантов некоторых других компетенций.
Целостность педагогической технологии формирования компетенции ПОУР у курсантов вузов ВВ МВД России с использованием МСБС обеспечивается взаимосвязанной разработкой и последовательной реализацией трех ее этапов.
Первый - подготовительный этап, в ходе которого были выявлены критерии и показатели сформированности компетенции ПОУР у курсантов, определены и обоснованы цели и задачи введения педагогической технологии формирования компетенции ПОУР у курсантов с использованием МСБС в учебный процесс вузов ВВ МВД России, последовательность и порядок ее реализации, а также разработаны структура и содержание комплекта учебных, учебно-профессиональных и профессиональных кейсов для решения служебно-боевых задач (более 50 единиц).
Второй - этап введения технологии в учебный процесс вуза в ходе изучения дисциплины «Тактика боевого применения подразделений». В ходе него осуществлялся отбор материала по темам занятий данной дисциплины, который имел управленческую направленность и профессионально значимый характер для будущих командиров подразделений. После чего была составлена структурно-логическая схема, на основании которой осуществлялись подготовка и использование кейсов, направленных на развитие знаний, умений и навыков об оптимальном управленческом решении и процессе его принятия.
Для осуществления диагностики начального уровня сформированности компетенции ПОУР использовался разработанный инструментарий, основу которого составили репродуктивные кейсы, соответствующие изучаемой тематике.
Третий - этап оценки и контроля эффективности педагогической технологии формирования компетенции ПОУР у курсантов вузов ВВ МВД России с использованием МСБС. Он был предназначен для проведения педагогической диагностики достижения прогнозируемого результата и внесения коррективов в любой из этапов реализуемой технологии.
Введение созданной педагогической технологии в образовательный процесс Санкт-Петербургского военного института ВВ МВД России позволило определить и научно обосновать цели, задачи и условия формирования компетенции ПОУР у курсантов, установить критерии и показатели ее сформированности, разработать диагностический аппарат для их оценки, определить порядок и последовательность использования МСБС, а также впервые в военном образовании создать и использовать на практике комплект учебных, учебно-профессиональных и профессиональных кейсов для решения служебно-боевых задач с целью повышения эффективности процесса формирования компетенции ПОУР.
Диагностика эффективности использования педагогической технологии формирования компетенции ПОУР у курсантов вузов внутренних войск МВД России с использованием МСБС осуществлялась через определение уровня сформированности самой компетенции, оценка которой производилась по профессионально-управленческому и личностно-организаторскому критериям и их показателям.
В разработанный нами диагностический аппарат были включены объективные методы педагогической диагностики, в том числе и МСБС. Каждый из используемых методов диагностики подбирался с учетом пригодности для измерения того или иного показателя с учетом специфики служебно-боевой деятельности ВВ МВД России. Обоснованные методы позволяют проводить валидную и надежную диагностику данной компетенции, используя количественные и качественные значения как общего уровня ее сформированности, так и каждого из ее критериев и показателей в отдельности.
При высоком уровне сформированности компетенции ПОУР курсант обладает достаточными знаниями об оптимальном управленческом решении и процессе его принятия, творчески использует их при принятии решений в различных видах профессиональной деятельности, имеет богатый опыт в их принятии, обладая при этом высокими профессионально-управленческими и личностно-организаторскими качествами. Обладая средним уровнем сформированности, курсант имеет необходимые знания об оптимальном управленческом решении и процессе его принятия, умеет применять их в отдельных видах профессиональной деятельности, обладая при
этом средними профессионально-управленческими и личностно-организаторскими качествами. При низком уровне сформированности курсант имеет небольшой запас знаний, первоначальные умения в принятии оптимального управленческого решения, способен принимать решения только в аналоговых ситуациях с опорой на мнение своих товарищей, при этом допуская большое количество ошибок.
Эффективность разработанной нами педагогической технологии формирования компетенции ПОУР у курсантов вузов внутренних войск МВД России с использованием МСБС была подтверждена результатами проведенного в период с 2013 по 2015 гг. эксперимента на базе Санкт-Петербургского военного института ВВ МВД России.
Всесторонний анализ результатов проведенного эксперимента позволил сделать следующие выводы:
- положительная динамика в формировании у курсантов профессионально-управленческого и личностно-организаторского критериев компетенции ПОУР отмечена как в контрольной, так и в экспериментальной группах;
- уровень сформированности профессионально-управленческого и личностно-организа-торского критериев у курсантов экспериментальной группы выше, чем у курсантов контрольной группы (рисунок 1);
- более высокую динамику роста уровня сформированности у курсантов компетенции ПОУР показала экспериментальная группа, где в используемые в образовательном процессе методы, формы и средства была включена педагогическая технология формирования компетенции ПОУР у курсантов ВВ МВД России с использованием МСБС с полным ее организационным и методическим обеспечением.
Рисунок 1 - Уровень сформированности компетенции ПОУР в экспериментальной и контрольной группах по результатам формирующего эксперимента (баллов)
Таким образом, реализация созданной педагогической технологии в образовательном процессе Санкт-Петербургского военного института ВВ МВД России позволила определить и научно обосновать цели, задачи и условия процесса формирования компетенции ПОУР у курсантов, установить критерии и показатели ее сформированности, разработать диагностический аппарат для их оценки, определить порядок и последовательность использования МСБС, а также впервые в военном образовании создать и использовать на практике комплект учебных, учебно-профессиональных и профессиональных кейсов для решения служебно-боевых задач.
Введение данной технологии в образовательный процесс вузов ВВ МВД России не требует больших затрат времени и материальных средств и способствует достижению заранее спланированных результатов педагогического процесса. Вместе с тем она обладает воспроизводимостью и может быть применена в вузах ВВ МВД России для формирования у курсантов некоторых других компетенций.
Ссылки:
1. Современные образовательные технологии : учеб. пособие / коллектив авт. ; под ред. Н.В. Бордовской. 3-е изд., стер. М., 2013. 432 с.
2. Пырский А.М., Вертаев А.В. Использование метода конкретных ситуаций для формирования компетенции принятия оптимальных управленческих решений у курсантов внутренних войск МВД России // Российский научный журнал. 2013. № 6 (37). С. 126-133.
3. Пырский А.М., Китаев А.Б. Опыт использования инновационных технологий обучения на кафедре тактики // Проблемы непрерывного профессионального образования : сб. науч. тр. по материалам межвуз. науч.-практ. конф. 22 октября 2014. СПб., 2014. С. 100-105.