именно для отечественной выборки - до-доконвенционалыю-му уровню. Это те случаи, когда закон по степени участия в жизни становится как бы несуществующим, фиксируется негативное отношение к правовой норме: «Законы нам совершенно не нужны», «Мне от законов ни жарко, ни холодно», «Законы нужны, чтобы их нарушать» и др.
Проведенное исследование, таким образом, показывает, что суждения большинства респондентов относительно правовых норм и необходимости соблюдения закона относятся ко второй стадии развития правового сознания, т. е. апеллируют к закону как к механизму, регулирующему порядок и структурированные отношения в обществе, а необходимость соблюдения правовой нормы объясняется тем, что норме следуют и остальные члены общества, а поэтому ее соблюдение целесообразно. Необходимо отметить, что большое число опрошенных демонстрируют безразличное или негативное отношение к закону, что, по мнению большинства исследователей, типично для правопослушных граждан России.
ЛИТЕРАТУРА
1. Анцыферова Л. И. Связь морального сознания с нравственным поведением человека (по материалам исследований Лоурснса Колберга и его школы) // Психологический журнал. -1999. - № 3.
2. Воловикова М. И. Нравственно-правовые представления в российском менталитете // Психологический журнал. - 2004. -№ 5.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ОТБОР ФЕДЕРАЛЬНЫХ СУДЕЙ
Канд. эконом, наук, доцент Э. Л. Адашкин Психологическая служба судебного Департамента при Верховном Суде РФ, г. Санкт-Петербург
Проблема психологического отбора специалистов различных профилей деятельности и специальностей является одной из основных проблем психологии труда, инженерной психологии, эргономики. В большинстве развитых стран мира существует система профессионального психологического отбора специалистов различных профессий. Деятельность подразделений, входящих в эту систему, рассматривается в качестве одного из важных звеньев государственной политики, направленной на изучение, учет, рациональное распределение и экономически целесообразное использование человеческих (прежде всего интеллектуальных) ресурсов общества. В настоящее время профессиональный психологический отбор имеет достаточно проработанные теоретические основы и практические результаты, представленные исследованиями В. А. Бодрова, Е. П. Ильина, Г. М. За-раковского, Б. Ф. Ломова, В. Л. Марищука, А. Г. Маклако-ва, В. Н. Машкова, Г. С. Никифорова, В. А. Пономаренко, К. К. Платонова, В. А. Пухова и многих других авторов. Однако эту проблему нельзя считать решенной применительно к ряду профессий. Одной из них является деятельность федерального судьи (судьи суда общей юрисдикции). Судьи решают широкий круг задач, связанных с осуществлением от имени государства правоприменительных функций. Это предъявляет высокие требования не только к профессиональным знаниям и умениям, но и к личности судьи, его психологическим качествам.
Поэтому значительный научно-практический интерес представляет установление психологических особенностей деятельности и личности федеральных судей, обоснование требований к их профессионально важным психологическим
качествам и разработка научно обоснованных рекомендаций по их профессиональному психологическому отбору и прогнозированию профессиональной пригодности.
Важными для психологии груда и недостаточно изученными являются вопросы психометрии профессиональных способностей федеральных судей с помощью стандартизированных психодиагностических тестов. Решение этих вопросов позволит выявить комплекс информативных психодиагностических тестов для оценки психологических особенностей личности федеральных судей с различной успешностью профессиональной деятельности. Полученные данные служат для определения психологических факторов профессиональной успешности федеральных судей и разработки технологии психологического прогнозирования их профессиональной пригодности.
Это обусловило необходимость проведения исследования по психологическому изучению профессиональной деятельности федеральных судей и выявлению комплекса информативных психологических тестов как основы для разработки методики психологического прогнозирования профессиональной пригодности федеральных судей. Полученные данные крайне важны для профессионального психологического отбора кандидатов на должности федеральных судей.
Решение этой задачи проводилось в ходе комплексного исследования, включавшего психологическое обследование 56 федеральных судей, а также анализ особенностей и эффективности их профессиональной деятельности. Для оценки профессионально важных качеств и успешности деятельности федеральных судей в качестве экспертов привлекались руководители (председатели, заместители председателя) федеральных судов Санкт-Петербурга.
Кроме того, обследовано 85 кандидатов на должности федеральных судей. Проведено сравнение показателей, полученных на выборке судей, с показателями по другим выборкам (медицинские работники, менеджеры, спасатели МЧС, сотрудники МВД России). В ходе исследования использовались беседа, наблюдение, опрос, анкетирование, содержательно-психологический анализ, экспертные оценки, анализ практических результатов деятельности (статистика по Судебному департаменту), тест «Эмоциональное выгорание» (Бойко, 1999), а также экспертная оценка выраженности основных групп ПВК (мотивационно-волевые, организаторские, коммуникативные, интеллектуальные, регуляторные), профес-сиографические опросники В. Г1. Петрова, В. П. Машкова, биографическая анкета, тест «Профессиональная мотивация», многофакторный личностный опросник МЛО «Адаптивность», многофакторный опросник СМИЛ, интеллектуальный тест (КОТ), тесты «Кольца Ландольта», «SACS» (стратегии коиинг-поведения), тест Розенцвейга, тест социального интеллекта Гилфорда-Салливена, цветовой тест Люшера.
Первый этап исследования был посвящен психологическому анализу профессиональной деятельности федеральных судей, что позволило отметить следующее. Профессиональная деятельность федерального судьи ориентирована на решение различных по уровню сложности задач. Результатом деятельности судьи становится принятие решения по делу. Суд как орган одной из ветвей государственной власти (судебной власти), применяет закон в условиях гласности, открытости и доступности для населения.
Деятельность судьи носит эвристический характер и не поддается четкой алгоритмизации. Основными направлениями профессиональной деятельности федерального судьи являются работа с конкретными делами и различные виды коммуникаций, включая истца, ответчика, аппарат суда, СМИ, представителей ответчика и истца, адвоката, свидетелей, прокурора, судебных приставов и др.
В соответствии с процессуальным законодательством судья ведет судебное заседание, в ходе которого он обязан быть беспристрастным, не проявлять симпатии ни к одной из сторон процесса. Судья руководит судебным заседанием, создает условия для всестороннего и полного исследования
доказательств и обстоятельств по делу, устраняет все, что не имеет отношения к рассматриваемому делу Он принимает необходимые меры по обеспечению надлежащего порядка в судебном заседании, его распоряжения обязательны для всех участников процесса, а также для граждан, присутствующих в зале суда.
В судебном заседании идет работа над исследованием доказательств но делу Основными положениями, согласно закону, на данном этапе являются: устность (исследование доказательств происходит в устной форме, в виде заслушивания участников процесса); непрерывность (за исключением времени, назначенного судьей для отдыха). До окончания рассмотрения данного дела либо до отложения его разбирательства судья не вправе рассматривать другие дела.
Этап принятия судебного решения предъявляет повышенные требования к таким психологическим качествам личности судьи, как ответственность, социальная зрелость, независимость и самостоятельность суждений, аналитические способности, долговременная и оперативная память, нервно-пси-хическая устойчивость, самообладание и выдержка.
Составление мотивированного решения является показателем профессионализма судьи. По стилю решения можно определить индивидуальный стиль судьи, так как мотивировочная часть (основная часть) является наиболее творческой. Определенная в законе схема написания решения наполняется каждым судьей индивидуально.
Психологический анализ профессиональной деятельности федеральных судей показал, что по-своему содержанию деятельность судьи разнообразна и многоаспектна, носит эвристический характер и включает реализацию организационных, правоприменительных, воспитательных, коммуникативных действий.
К психологическим особенностям деятельности федерального судьи, отличающим ее от других профессий, относятся: государственный и иормоприменительный характер деятельности; многоплановый и эвристический характер решаемых судебных задач, вариативность и нестандартность ситуаций в условиях дефицита времени; выраженная организаторская направленность, большое число коммуникативных контактов, индивидуальный характер, высокая ответственность и социальная значимость, правовая регламентация; наличие властных полномочий и воспитательных функций; процессуальная самостоятельность, своеобразие общественно-психологической атмосферы судебного заседания; стрессогенность.
Профессиональная деятельность федерального судьи предъявляет повышенные требования к психологическим качествам его личности, характеризующим профессиональную компетентность, социальную зрелость, ответственность, организаторские, коммуникативные способности. К ним, прежде всего, относятся знания, умения, навыки, профессиональный опыт, социальная зрелость, ответственность, аналитическое мышление, концентрация внимания, работоспособность, не-рвно-психическая устойчивость, управленческие и коммуникативные навыки, морально-нравственные и эмоционально-волевые качества, самоконтроль, интуиция, наблюдательность, стремление к познанию нового, общая эрудиция.
Путем использования вторичной ранговой оценки значимости ПВК из общего перечня качеств был определен комплекс из 20 общих профессионально важных психологических качеств федерального судьи. Перечень этих ведущих качеств, по сути, представляет «ядро» исихограммы федерального судьи. С помощью метода экспертной оценки эти профессионально важные психологические качества, объединены в 4 относительно независимые группы, характеризующие организаторские, когнитивные, коммуникативные и эмоционально-волевые качества.
Все опрошенные эксперты отметили, что деятельность судьи отличается вариативностью и непредвиденностью ситуации, и профессионализм судьи обусловлен во многом практическим опытом, а также наличием ряда личностных качеств, типологически обусловленных.
Результаты психологического изучения показали, что деятельность судьи отличается высоким уровнем вариативности, напряженности и нестандартности ситуаций, протекает в условиях дефицита времени, а эмоциональная и нервно-психическая устойчивость влияет на качеа во деятельности судьи больше, чем на иные виды деятельности, поэтому была проведена психологическая оценка «эмоционального выгорания» как негативного феномена в деятельности федеральных судей. Полученные в ходе изучения «эмоционального выгорания» данные показали, что «вхождение» в зону профессионального стресса происходит по-разному, в зависимости от предыдущего опыта, общего состояния здоровья, возраста судей.
Причинами профессиональных изменений у судей становятся как «внешние» (большой объем информации, «контроль» за деятельностью судьи со стороны квалификационной коллегии и вышестоящих судебных инстанций), так и «внутренние» факторы (осознание высокой ответственности, значимость оценки со стороны коллег, сомнение в процессе принятия решения, недостаток практического опыта).
У высокоуспсшных судей шире представлены варианты психологических защит личности, так как они больше вовлечены в процесс коммуникации. Негативные последствия высокого эмоционального напряжения выражаются в эмоциональной и личностной отстраненности, положительные -в выработке индивидуального стиля деятельности.
Сравнение групп высокоуспешных и среднсуспешных судей показало большую напряженность и эмоциональную вовлеченность высокоуспешных, особенно в фазе резиденции, т. е. на этане сопротивления нарастающему стрессу. На этом этапе каждый судья начинает выбирать адекватную для него стратегию поведения и свой набор психологических защит. Статистически значимые различия показывают более высокую концентрацию на поиске новых приспособительных механизмов у высокоуспешных судей. У них с увеличением стажа работы и приобретением профессионального опыта формируются следующие симптомы: «Переживание психо-травмирующих обстоятельств», «Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование», «Эмоциональная отстраненность», «Личностная отстраненность».
С помощью проективного цветового теста М. Люшера была выполнена оценка актуального (текущего) психического состояния федеральных судей.
Группа судей в сравнении с нормативной группой характеризовалась достоверно более высоким уровнем психического утомления и психического напряжения, что, по-видимо-му, является объективным отражением напряженного характера профессиональной деятельности судей, связанной с постоянным хроническим эмоциональным стрессом.
Это позволяет говорить о необходимости дальнейшего использования подобных методик для динамического контроля психического состояния судей, их психологического сопровождения и медико-психологической реабилитации.
Следующий этап исследования был посвящен разработке и обоснованию методики прогнозирования профессиональной пригодности федеральных судей как основы профессионального психологического отбора кандидатов на должности федеральных судей.
Статистический анализ данных, полученных с помощью тестов: SACS, СМИЛ, МЛО «Адаптивность», КОТ, геста Розенцвейга, теста Гилфорда-Салливена, теста Ландольта, позволил определить индивидуально-личностные особенности федеральных судей, качество их общего и социального интеллекта, основные паттерны поведения в ситуациях стресса, уровень работоспособности.
Так, сравнение копинг-стратегий преодоления стресса у судей и представителей коммуникативных профессий показало, что ведущие стратегии копинг-поведения у федеральных судей представляют собой три модели поведения (уровень выраженности - более 20 баллов) - «вступление в социальный
контакт», «поисксоциальной поддержки» и «осторожные действия»,^ е. просоциальная и пассивная стратегии преодоления стресса. Это отражает психологические особенности деятельности федеральных судей, связанные с такими характеристиками, как коммуникативность взаимодействия с участниками гражданского или уголовного процесса, осторожность и взвешенность решений, высокая ответственность, ориентация на общественные нормы и правила в виде закона.
При определении индивидуально-психологических особенностей личности ФС и при сравнении между собой групп высоко- и среднеуспешных ФС по тесту СМИЛ установлено, что в группе высокоуспешных федеральных судей в сравнении со среднеуспешными отмечены достоверные различия по четырем дополнительным шкалам: 7-й «Бу» («Зависимость»), 9-й «БЬ («Самоудовлетворенность»), 13-й «Аз» («Отношение к себе») и 17-й «Ьр» («Лидерство»).
Эти показатели позволяют характеризовать группу высокоуспешных судей как более зависимую, т. е. социально ориентированную, с более низким уровнем удовлетворенности собой, более требовательную к себе и имеющую менее выраженные лидерские способности.
Сравнение результатов обследования группы федеральных судей с группой кандидатов показало существенные различия. Федеральные судьи достоверно отличались от кандидатов по 8 основным шкалам СМИЛ и имели более высокие показатели. Полученные отличия позволяют охарактеризовать судей как более зрелых, более приверженных социальным нормам, активных, индивидуалистичных, целеустремленных по сравнению с кандидатами.
По результатам статистического анализа теста МЛО «Адаптивность», у среднеуспешных судей ниже уровень морально-нравственной нормативности, группа высокоуспешных федеральных судей, в сравнении со среднеуспешными, характеризуется (статистически достоверно) более низким уровнем поведенческой регуляции (Р<0,05) и адаптационного потенциала личности (Р<0,05), что может указывать на истощение их психологических резервов и напряженный характер деятельности.
По данным теста Розенцвейга, в стрессовых ситуациях федеральные судьи характеризуются высокой активностью, стремлением управлять ситуацией, снижением уровня личной ответственности за разрешение ситуации, повышенной чувствительностью к окружающему поведению людей, рациональным поведением.
По данным теста оценки социального интеллекта Гилфор-да-Салливена, основная часть высокоуспешных судей относится к группе лиц с высоко- и среднеразвитым социальным интеллектом. Можно предположить, что высокоуспешные судьи лучше анализируют поведение людей, имеют более выраженные навыки к пониманию невербальной коммуникации, лучше способны распознавать структуру межличностных ситуаций в динамике.
На основе исследования работоспособности (тест Лан-дольта) федеральных судей был сделан вывод о том, что, несмотря на отсутствие статистически достоверных отличий в группах по критерию успешности, высокоуспешные судьи имеют тенденции к более точной работе, более высокой скорости обработки материала, большей продуктивности, обладают большей выносливостью.
Анализ распределения испытуемых по показателям выносливости, точности, колебаниям продуктивности, надежности работы позволил отметить преобладание высоких показателей в группе высокоуспешных судей.
Завершающий этап исследования был посвящен разработке критериев прогнозирования профессиональной пригодности федеральных судей как основы для профессионального психологического отбора кандидатов на должности федеральных судей. Для этого были разработаны нормативы информативных показателей психологических тестов и с помощью методов многомерного математико-стагистического
моделирования на основе валидных показателей психологических тестов (СМИЛ, МЛО «Адаптивность», КОТ, гест Розенцвейга, SACS, тест Гилфорда-Салливсиа) был введен психодиагностический алгоритм в виде регрессионной модели, который с достаточно высокой точностью (0,85) и достоверностью (Р<0,001) позволил прогнозировать профессиональную пригодность федеральных судей и оценивать профессиональную пригодность кандидатов на должности федеральных судей.
Таким образом, с помощью методов многомерного статистического моделирования на основе валидных показателей психологических тестов был разработан психодиагностический алгоритм прогноза профессиональной пригодности кандидатов на должности федеральных судей. Этот алгоритм целесообразно использовать как важную составную часть профессионального отбора и психологического сопровождения федеральных судей.
ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ ОРГАНА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
Канд. пед. наук, доцент Н. В. Сердюк Академия управления МВД России, г. Москва
Профессионально подготовленный сотрудник правоохранительных органов - это представитель закона и правопорядка, вызывающий уважение у граждан и неуклонно отстаивающий их права и свободы. Руководитель органов внутренних дел призван обеспечивать высокий уровень профессиональной подготовки личного состава посредством как организации профессиональной подготовки кадров, так и личного участия в проведении занятий (5).
Руководитель органов внутренних дел обязан организовывать и постоянно контролировать:
- служебную, боевую и физическую подготовку сотрудников (повышение квалификации по месту службы), включающую периодическую проверку на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия;
- переподготовку сотрудников по месту службы при перемещении их на должности, требующие новых специальных знаний, умений и навыков;
- стажировку сотрудников для повышения уровня знаний, приобретения и закрепления необходимых практических умений и навыков, а также сотрудников, зачисленных в резерв кадров на выдвижение.
В этой связи от руководителя органа внутренних дел требуется не только широкий кругозор в сфере принятия управленческих решений, но и знание педагогических основ управленческой деятельности, закономерностей профессионального обучения и воспитания, а также эрудированность в области выбора современных концептуальных основ профессиональной деятельности. К таким базовым теоретическим основаниям управленческой деятельности руководителя органа внутренних дел относится педагогическая герменевтика.
В центре герменевтического учения находится проблема понимания, которая имеет для педагогики уникальное значение, так как затрагивает интересы всех участников педагогического процесса и проявляет себя на разных уровнях: от социального заказа образованию до конкретного педагогического приема.
Проблема формирования сознания сотрудника органов внутренних дел, адекватного современным условиям право-