теоретических основ, принципов и высокоэффективных способов психологической коррекции функционального состояния приставов является одной из актуальных проблем психологии труда.
Полученные данные должны явиться важной основой для организации и проведения целенаправленных мероприятий по сохранению здоровья и продлению профессионального долголетия судебных приставов.
Результаты профессиографического исследования позволили обосновать комплекс профессионально важных психологических качеств судебного пристава, оценить информативность психологических тестов для их оценки и предложить диагностический алгоритм прогнозирования категории их профессиональной пригодности для отбора кандидатов в судебные приставы.
При этом было отмечено, что профессиональная деятельность судебных приставов характеризуется многоплановым и эвристическим характером решаемых судебных задач, вариативностью и нестандартностью ситуаций в условиях дефицита времени; выраженной организаторской направленностью с большим числом коммуникативных контактов, индивидуальным характе-
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ОВД ПРИ АТТЕСТАЦИИ
Демократизация общества с особой остротой поставила задачу оценки профессионализма любого специалиста, в том числе сотрудника органа, подразделения и учреждения внутренних дел, от профессиональной компетентности, личностного потенциала и профессионально важных качеств (ПВК) которого во многом зависит уровень обеспечения правопорядка. Важной формой работы с кадрами в ОВД являются регулярно проводимые аттестации сотрудников. Возрастание требований к уровню квалификации и качеству служебной деятельности сотрудников породило ряд противоречий, которые не могут быть разрешены в рамках традиционного способа организации процесса аттестации.
Аттестация личного состава играет важную роль в оценке кадров органов внутренних дел. Она проводится в рамках специальной организационно-правовой формы на основе строгого соблюдения требований Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и Инструкции по его применению. Аттестация дает возможность снизить уровень субъективизма в оценке кадров, освободиться от сотрудников, не соответствующих занимаемой должности, выявить сотрудников, работающих эффективно, с полной отдачей сил, дать рекомендации об их поощрении, перемещении на вышестоящую должность и т.п.
Важным направлением совершенствования аттестации кадров является внедрение передовых технологий педагогической диагностики профессионализма сотрудников ОВД при аттестации на вышестоящую должность. Это определяет необходимость разработки и практического использования технологий педагогической диагностики профессионализма сотрудников ОВД, новых
ром, высокой ответственностью и социальной значимостью, реализацией правоприменительных и воспитательных функций. Это предъявляет повышенные требования к психологическим качествам личности судебного пристава, характеризующим профессиональную компетентность, социальную зрелость, ответственность, организаторские, коммуникативные, морально-нравственные и эмоционально-волевые качества, интеллектуальные способности, нервно-психическую устойчивость.
C помощью методов многомерного статистического моделирования на основе валидных показателей психологических тестов СМИЛ, 16 ФЛО, КОС, КОТ, Якоря карьеры, SACS разработан психодиагностический алгоритм, который позволяет с достаточно высокой точностью и достоверностью оценивать профессиональную пригодность кандидатов на должности судебных приставов.
Таким образом, психологические средства прогнозирования профессиональной пригодности кандидатов на должности судебных приставов целесообразно использовать как важную составную часть профессионального отбора и психологического сопровождения судебных приставов.
ПРОФЕССИОНАЛИЗМА СОТРУДНИКОВ
А. Н. Жуковский
Северо-Западное УВД на транспорте, г. Санкт-Петербург средств и способов оценки их профессионально важных качеств, в первую очередь, в период аттестации на вышестоящую должность.
Для повышения эффективности аттестации сотрудников ОВД при назначении на вышестоящую должность крайне важно определить концептуальные подходы и принципы педагогической диагностики их профессионализма. Значительный научный и, особенно, практический интерес в плане совершенствования аттестации сотрудников ОВД при назначении на вышестоящую должность представляет обоснование новых технологий педагогической диагностики профессионализма, обеспечивающих многоуровневую количественную оценку основных групп профессионально важных качеств, должностного соответствия и успешности профессиональной деятельности.
На этой основе представляется весьма актуальной для теории и практики педагогики экспериментальная оценка сформированности профессионально важных качеств у сотрудников ОВД с различным уровнем профессионализма, а также разработка математических моделей зависимости успешности деятельности от уровня развития ПВК, оценка значимости и вклада основных групп ПВК в успешность служебно-профессиональной деятельности сотрудников ОВД.
Полученные данные позволят обосновать практически важные рекомендации по педагогической диагностике уровней выраженности ПВК и совершенствованию профессионального мастерства сотрудников ОВД при аттестации на вышестоящую должность, использованию полученных данных для решения кадрово-управленческих задач по подбору и расстановке кадров ОВД.
Из\Иортфеля\редакции
12
Психопедагогика в правоохранительных органах, 2007, № 2(29)