8. КозловскаяЕ.\А. Психология взаимоотношений инспектора ГАИ с участниками дорожного движения: учебное пособие. - М., 1996.
9. КондауроваШ.П. Психологический тренинг профессионального общения сотрудников МОБ с гражданами: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 1990.
10. КостинаШ. \Ш. Профессионально-психологическая подготовка сотрудников ДПС ГИБДД: монография. - Орел, 1998.
11. КотарбинскийИ. Трактат о хорошей работе. - М., 1975.
12. Приказ МВД России от 20 апреля 1999 г. № 297 «Наставление по работе дорожно-патрульной службы ГИБДД МВД Российской Федерации».
13. Приказ МВД России от 2 июля 2002 г. № 627 «О мерах по совершенствованию деятельности ГИБДД и ук-
репления доверия к ней со стороны участников дорожного движения».
14. СкрипкинаШ.П. Психология доверия: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М., 2000.
15. Собрание законодательства Российской Федерации. -2006. - № 18. - Ст. 2004.
16. Чекалин\А. \А. Взаимодействие милиции с общественными объединениями - важный фактор укрепления правопорядка // Вестник Московского университета МВД России. - 2006. - № 3.
17. ЧмыревС.Ш. ГИБДД как орган управления в сфере безопасности дорожного движения: (организационно-правовой аспект): дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2000.
18. Энциклопедия юридической психологии / под ред. проф. А. М. Столяренко. - М., 2003.
ПРОБЛЕМА И МЕТОДЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО
ОТБОРА СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ
Как известно, одной из важных проблем юридической психологии является профессиональный психологический отбор специалистов различных специальностей и профилей деятельности.
В большинстве развитых стран мира существует развитая система профессионального психологического отбора специалистов различных профессий. Деятельность подразделений, входящих в эту систему, рассматривается в качестве одного из важных звеньев государственной политики, направленной на изучение, учет, рациональное распределение и экономически целесообразное использование человеческих (прежде всего интеллектуальных) ресурсов общества.
Проблема психологического отбора имеет достаточно разработанные теоретические основы и практические результаты благодаря исследованиям В. А. Бодрова, Ю. Н. Егорова, Г. М. Зараковского, Р. Н. Коробова, Б. Ф. Ломова, В. Л. Марищука, А. Г. Маклаюва, В. Н. Машкова, Г. С. Никифорова, В. А. Пономаренко, К. К. Платонова, В. А. Пухова, В. Ю. Рыбникова и многих других авторов. Однако нельзя считать ее решенной применительно к ряду профессий.
Одной из таких профессий является профессиональная деятельность судебного пристава. Они решают широкий круг проблем, связанных с осуществлением от имени государства и суда правоприменительных функций. Это предъявляет высокие требования не только к профессиональным знаниям и умениям, но и к психологическим качествам личности человека, выполня-ющего эти функции.
Значительный научный и особенно практический интерес представляют выявление психологических особенностей деятельности и личности судебных приставов, обоснование требований к их профессионально важным психологическим качествам и разработка концепции, принципов и технологий их профессионального психологического отбора.
Важными для психологии и недостаточно изученными являются вопросы психометрии профессиональных способностей судебных приставов с помощью стандартизированных психодиагностических тестов. Это позволит выявить комплекс информативных психодиагно-
Д. В. Масленников
Служба судебных приставов, г. Красноярск
стических тестов для оценки психологических особенностей личности судебных приставов с различной успешностью профессиональной деятельности.
Полученные здесь данные позволят определить психологические факторы профессиональной успешности судебных приставов, оказывать целенаправленное влияние на процессы подбора кандидатов на должности судебных приставов.
Напряженные условия профессиональной деятельности, многочисленные стресс-факторы, высокая ответственность и значимость труда судебных приставов приводят к снижению качества их жизни, обусловливая высокий уровень психосоматических заболеваний. Первый этап негативного воздействия этих условий и стресс-факторов составляют возникновение разнообразные пограничные состояния и психосоматические нарушения функционального характера.
Психосоматические нарушения обусловливают ухудшение состояния здоровья, снижение работоспособности и профессионального долголетия судебных приставов, а в ряде случаев приводят к возникновению нервнопсихической патологии. Это определяет высокую значимость выявления ведущих стресс-факторов профессиональной деятельности федеральных судей, базовых стратегий их копингповедения, изучения особенностей, структуры и степени «эмоционального выгорания» судебных приставов в профессиональной деятельности.
Кроме того, значительный научный и особенно практический интерес представляют данные о выраженности, частоте встречаемости, возрастных особенностях и структуре нервно-психических нарушений у судебных приставов. Это определяет высокую социальную значимость и необходимость постоянного совершенствования системы, средств и способов профилактики, оценки и коррекции психосоматического состояния и реабилитации судебных приставов. Имеющиеся в литературе данные указывают на эффективность определенных средств реабилитации.
В связи с этим исследование стрессогенности труда и особенностей психосоматических нарушений у судебных приставов различных возрастных групп, разработка
теоретических основ, принципов и высокоэффективных способов психологической коррекции функционального состояния приставов является одной из актуальных проблем психологии труда.
Полученные данные должны явиться важной основой для организации и проведения целенаправленных мероприятий по сохранению здоровья и продлению профессионального долголетия судебных приставов.
Результаты профессиографического исследования позволили обосновать комплекс профессионально важных психологических качеств судебного пристава, оценить информативность психологических тестов для их оценки и предложить диагностический алгоритм прогнозирования категории их профессиональной пригодности для отбора кандидатов в судебные приставы.
При этом было отмечено, что профессиональная деятельность судебных приставов характеризуется многоплановым и эвристическим характером решаемых судебных задач, вариативностью и нестандартностью ситуаций в условиях дефицита времени; выраженной организаторской направленностью с большим числом коммуникативных контактов, индивидуальным характе-
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ОВД ПРИ АТТЕСТАЦИИ
Демократизация общества с особой остротой поставила задачу оценки профессионализма любого специалиста, в том числе сотрудника органа, подразделения и учреждения внутренних дел, от профессиональной компетентности, личностного потенциала и профессионально важных качеств (ПВК) которого во многом зависит уровень обеспечения правопорядка. Важной формой работы с кадрами в ОВД являются регулярно проводимые аттестации сотрудников. Возрастание требований к уровню квалификации и качеству служебной деятельности сотрудников породило ряд противоречий, которые не могут быть разрешены в рамках традиционного способа организации процесса аттестации.
Аттестация личного состава играет важную роль в оценке кадров органов внутренних дел. Она проводится в рамках специальной организационно-правовой формы на основе строгого соблюдения требований Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и Инструкции по его применению. Аттестация дает возможность снизить уровень субъективизма в оценке кадров, освободиться от сотрудников, не соответствующих занимаемой должности, выявить сотрудников, работающих эффективно, с полной отдачей сил, дать рекомендации об их поощрении, перемещении на вышестоящую должность и т.п.
Важным направлением совершенствования аттестации кадров является внедрение передовых технологий педагогической диагностики профессионализма сотрудников ОВД при аттестации на вышестоящую должность. Это определяет необходимость разработки и практического использования технологий педагогической диагностики профессионализма сотрудников ОВД, новых
ром, высокой ответственностью и социальной значимостью, реализацией правоприменительных и воспитательных функций. Это предъявляет повышенные требования к психологическим качествам личности судебного пристава, характеризующим профессиональную компетентность, социальную зрелость, ответственность, организаторские, коммуникативные, морально-нравственные и эмоционально-волевые качества, интеллектуальные способности, нервно-психическую устойчивость.
C помощью методов многомерного статистического моделирования на основе валидных показателей психологических тестов СМИЛ, 16 ФЛО, КОС, КОТ, Якоря карьеры, SACS разработан психодиагностический алгоритм, который позволяет с достаточно высокой точностью и достоверностью оценивать профессиональную пригодность кандидатов на должности судебных приставов.
Таким образом, психологические средства прогнозирования профессиональной пригодности кандидатов на должности судебных приставов целесообразно использовать как важную составную часть профессионального отбора и психологического сопровождения судебных приставов.
ПРОФЕССИОНАЛИЗМА СОТРУДНИКОВ
А. Н. Жуковский
Северо-Западное УВД на транспорте, г. Санкт-Петербург средств и способов оценки их профессионально важных качеств, в первую очередь, в период аттестации на вышестоящую должность.
Для повышения эффективности аттестации сотрудников ОВД при назначении на вышестоящую должность крайне важно определить концептуальные подходы и принципы педагогической диагностики их профессионализма. Значительный научный и, особенно, практический интерес в плане совершенствования аттестации сотрудников ОВД при назначении на вышестоящую должность представляет обоснование новых технологий педагогической диагностики профессионализма, обеспечивающих многоуровневую количественную оценку основных групп профессионально важных качеств, должностного соответствия и успешности профессиональной деятельности.
На этой основе представляется весьма актуальной для теории и практики педагогики экспериментальная оценка сформированности профессионально важных качеств у сотрудников ОВД с различным уровнем профессионализма, а также разработка математических моделей зависимости успешности деятельности от уровня развития ПВК, оценка значимости и вклада основных групп ПВК в успешность служебно-профессиональной деятельности сотрудников ОВД.
Полученные данные позволят обосновать практически важные рекомендации по педагогической диагностике уровней выраженности ПВК и совершенствованию профессионального мастерства сотрудников ОВД при аттестации на вышестоящую должность, использованию полученных данных для решения кадрово-управленческих задач по подбору и расстановке кадров ОВД.
Из\Иортфеля\редакции