контакт», «поиск социальной поддержки» и «осторожные действия»,^ е. просоциальная и пассивная стратегии преодоления стресса. Это отражает психологические особенности деятельности федеральных судей, связанные с такими характеристиками, как коммуникативность взаимодействия с участниками гражданского или уголовного процесса, осторожность и взвешенность решений, высокая ответственность, ориентация на общественные нормы и правила в виде закона.
При определении индивидуально-психологических особенностей личности ФС и при сравнении между собой групп высоко- и среднеуспешпых ФС по тесту СМИЛ устаноапено, что в группе высокоуспешных федеральных судей в сравнении со среднеуспешными отмечены достоверные различия по четырем дополнительным шкалам: 7-й «Оу» («Зависимость»), 9-й «85> («Самоудовлетворенность»), 13-й «Аб» («Отношение к себе») и 17-й «Ьр» («Лидерство»),
Эти показатели позволяют характеризовать группу высокоуспешных судей как более зависимую, т. е. социально ориентированную, с более низким уровнем удовлетворенности собой-, более требовательную к себе и имеющую менее выраженные лидерские способности.
Сравнение результатов обследования группы федеральных судей с группой кандидатов показало существенные различия. Федеральные судьи достоверно отличались от кандидатов по 8 основным шкалам СМИЛ и имели более высокие показатели. Полученные отличия позволяют охарактеризовать судей как более зрелых, более приверженных социальным нормам, активных, индивидуалистичных, целеустремленных по сравнению с кандидатами.
По результатам статистического анализа теста МЛО «Адаптивность», у среднеуспешных судей ниже уровень мо-рально-нравственной нормативности, группа высокоуспешных федеральных судей, в сравнении со среднеуспешными, характеризуется (статистически достоверно) более низким уровнем поведенческой регуляции (Р<0,05) и адаптационного потенциала личности (Р<0,05), что может указывать на истощение их психологических резервов и напряженный характер деятельности.
По данным теста Розенцвейга, в стрессовых ситуациях федеральные судьи характеризуются высокой активностью, стремлением управлять ситуацией, снижением уровня личной ответственности за разрешение ситуации, повышенной чувствительностью к окружающему поведению людей, рациональным поведением.
По данным теста оценки социального интеллекта Гилфор-да-Салливена, основная часть высокоуспешных судей относится к группе лиц с высоко- и среднеразвитым социальным интеллектом. Можно предположить, что высокоуспешные судьи лучше анализируют поведение людей, имеют более выраженные навыки к пониманию невербальной коммуникации, лучше способны распознавать структуру межличностных ситуаций в динамике.
На основе исследования работоспособности (тест Лан-дольта) федеральных судей был сделан вывод о том, что, несмотря на отсутствие статистически достоверных отличий в группах по критерию успешности, высокоуспешные судьи имеют тенденции к более точной работе, более высокой скорости обработки материала, большей продуктивности, обладают большей выносливостью.
Анализ распределения испытуемых по показателям выносливости, точности, колебаниям продуктивности, надежности работы позволил отметить преобладание высоких показателей в группе высокоуспешных судей.
Завершающий этап исследования был посвящен разработке критериев прогнозирования профессиональной пригодности федеральных судей как основы для профессионального психологического отбора кандидатов на должности федеральных судей. Для этого были разработаны нормативы информативных показателей психологических тестов и с помощью методов многомерного математико-статистического
моделирования на основе валидных показателей психологических тестов (СМИЛ, МЛО «Адаптивность», КОТ, тест Розенцвейга, SACS, тест Гилфорда-Салливена) был введен психодиагностический алгоритм в виде регрессионной модели, который с достаточно высокой точностью (0,85) и достоверностью (Р<0,001) позволил прогнозировать профессиональную пригодность федеральных судей и оценивать профессиональную пригодность кандидатов на должности федеральных судей.
Таким образом, с помощью методов многомерного статистического моделирования на основе валидных показателей психологических тестов был разработан психодиагностический алгоритм прогноза профессиональной пригодности кандидатов на должности федеральных судей. Этот алгоритм целесообразно использовать как важную составную часть профессионального отбора и психологического сопровождения федеральных судей.
ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ ОРГАНА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
Канд. пед. наук, доцент Н. В. Сердюк
Академия управления МВД России, г. Москва
Профессионально подготовленный сотрудник правоохранительных органов - это представитель закона и правопорядка, вызывающий уважение у граждан и неуклонно отстаивающий их права и свободы. Руководитель органов внутренних дел призван обеспечивать высокий уровень профессиональной подготовки личного состава посредством как организации профессиональной подготовки кадров, так и личного участия в проведении занятий (5).
Руководитель органов внутренних дел обязан организовывать и постоянно контролировать:
- служебную, боевую и физическую подготовку сотрудников (повышение квалификации по месту службы), включающую периодическую проверку на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия;
- переподготовку сотрудников по месту службы при перемещении их на должности, требующие новых специальных знаний, умений и навыков;
- стажировку сотрудников для повышения уровня знаний, приобретения и закрепления необходимых практических умений и навыков, а также сотрудников, зачисленных в резерв кадров на выдвижение.
В этой связи от руководителя органа внутренних дел требуется не только широкий кругозор в сфере принятия управленческих решений, но и знание педагогических основ управленческой деятельности, закономерностей профессионального обучения и воспитания, а также эрудированность в области выбора современных концептуальных основ профессиональной деятельности. К таким базовым теоретическим основаниям управленческой деятельности руководителя органа внутренних дел относится педагогическая герменевтика.
В центре герменевтического учения находится проблема понимания, которая имеет для педагогики уникальное значение, так как затрагивает интересы всех участников педагогического процесса и проявляет себя на разных уровнях: от социального заказа образованию до конкретного педагогического приема.
Проблема формирования сознания сотрудника органов внутренних дел, адекватного современным условиям право-
охранительной деятельности, содержится в структуре задач педагогической герменевтики.
Научные основы герменевтики были заложены немецким философом В. Шлейермахсром (1768-1834 гг.), который осуществил задачу построения универсальной философской герменевтики как общей теории понимания, в отличие от специальных герменевтик, занимающихся анализом языковых форм и конструктов. По В. Шлейермахеру, пониманию подлежит не только дословный смысл сказанного или написанног о, по и личность самого автора высказывания или текста, т. е. ею социальный опыт. В «Компедиумиом изложении 1819 г.» В. Шлейермахер сформулировал специальные правила понимания, психологического истолкования, которое сам автор называет техническим. Согласно этому мысль и язык переходят друг в друга, а основной предпосылкой психологии истолкования является «уравнение» позиций истолкователя и автора. В таком случае важно пользоваться не только сравнительным, но и «дивииационным» методом, предполагающим проявление интуиции, творческой активности истолкователя, его «вчувствование» и «вживание» в психологию другого «Я».
Таким образом, В. Шлейермахер заложил методологические основы герменевтики как общей теории понимания и интерпретации.
В дальнейшем герменевтическое учение В. Шлейермахе-ра было развито в трудах его соотечественников. Так, В. Дильтей (1833-1911 гг.) продолжил развитие герменевтики, положив в основу своего учения «философию жизни», центральным понятием которой является сама жизнь в ее ду-ховно-эмоциональном проявлении. По Дильтею, главным методом научного познания является объяснение, а методом познания духовного выступает понимание. Понимание собственно внутреннего мира может осуществляться с помощью интроспекции (самонаблюдения); понимание другого возможно путем «вживания», «сопереживания», «вчуствования».
С именем В. Дильтея связан важный этап развития герменевтики, получивший название понимающая герменевтика. Французский исследователь проблем герменевтики Г1. Рикёр отмечал, что В. Шлейермахер и В. Дильтей в равной мере оставили в науке метод рассмотрения письменно зафиксированных выражений жизни; их истолкование проделывает путь, обратный объективации жизненных сил в психических, а затем и в исторических связях (4,17).
Учение В. Дильтея нашло продолжение в трудах М. Хайдеггера (1889-1976 гг.). Герменевтику М. Хайдеггера называют онтологической, поскольку понимание, по мнению философа, носит не гносеологический, а онтологический (бытийный) характер: понимание не является методом познания, не обусловлено деятельностью сознания, а представляет собой основную характеристику человеческого существования, способ бытия человека. Пониманию, которое связано с бесконечным раскрытием возможностей постигаемого феномена, предшествует «предпопиманне».
Освоение культуры человеком происходит в форме диалога, который осуществляется посредством языка, называемого М. Хайдеггером «домом бытия», «кровом», «явлением бытня». «Язык никогда не есть просто выражение мысли, чувства, желания. Язык - это исходное измерение, внутри которого человеческое существо вообще впервые только и оказывается в состоянии отозваться на бытие и его зов и через эту отзывчивость принадлежать бытию» (6, 13).
Универсальное значение проблема понимания приобрела благодаря трудам Г.-Г. Гадамера, определившего герменевтику как одно из ведущих направлений современной философии. Ученый суммировал достижения своих предшественников и развил ряд научных положений. Гадамср особо выделял практическую значимость герменевтики: «Герменевтика - это практика. Кто не может почерпнуть из практики герменевтики ее универсальную широту и се философское оправдание, тот, быть может, будет находить все новые методы.
с помошью которых мыслимо достигнуть успехов в науках, однако разумному применению знания с их помощью не научиться» (2, 8).
В концепции Гадамсра нашло развитие учение Хайдеггера о предпонимании, предшествующем пониманию. В трудах Гадамсра это предварительное понимание получило название «пред-рассудка», это то, что предшествует разуму и трактуется как традиция, в которой живет и мыслит человек и которая определяет характер его осмысления действительности. Понимание без предпосылки, согласно Гадамеру, не более чем «фикция рационализма». Вслед за М. Хайдеггером он вычле-няс1 две ступени понимания - жизненно-имманентную (личностную) и иррациональную, считая «предпонимание» предпосылкой любого познания, а устранение «предпонилшния» -устранением позиаиня вообще.
Герменевтика различала понятия - «понимание», «истолкование» (интерпретация) и «применение», а Гадамер утверждает тождество эт их процедур. Понимание в процессе освоения человеком действительности определяется философом как опыт мира, включающий в себя «опыт жизни» (непосредственные переживания), «опыт истории» и «опыт искусства».
В своем самом известном труде «Истина и метод» Гадамср характеризует особенности гуманитарных наук, состоящие в том, что их предметом является не только конкретная область изучаемой действительности, но и сам познающий, на что указывает, например, обозначение гуманитарных наук в английском языке - «моральные науки». В отношении изучения психологии и педагогики эго особенно актуально: познание законов становления личности закономерно связано с рефлексией и самопознанием.
В учении Г'адамера истина не является характеристикой познания, она не может быть освоена познающим, а лишь приоткрывает себя для понимающего осмысления.
Итак, Гадамер в своей философии суммировал и развил идеи предшественников: В. Шлейермахера, В. Дильтея и М. Хайдеггера, расширяя сферу применения герменевтического подхода. Начиная с Гадамера герменевтика становится своеобразной методологией гуманитарного познания. По оценке исследователей, у Г.-Г. Гадамера герменевтика - это не только понимание и интерпретация текстов, но и познание и самопознание человека и человечества. Герменевтикой контролируется тот массив знания - гуманитарные науки и искусство, - который не может быть постигнут и осмыслен исходя из точных наук. Эта область человеческого познания обеспечивается своей совершенно своеобразной методологией. Герменевтика есть познание и самопознание человека, его места в мироздании, его истории, его культуры, она касается наиболее значимых для человека областей его существования.
У Г.-Г. Гадамсра понимание как момент жизни человека приобретает онтологический статус, а герменевтика в этой связи становится не только учением об истолковании, но и учением о человеческом бытии.
Особое место в развитии современной герменевтики занимают идеи М. М. Бахтина (1895-1975 гг.), отечественного философа, теоретика искусства. В своем творчестве М. М. Бахтин разрабатывал проблемы общей эстетики, методологии, философии языка. В противоположность герменевтике в немецкой традиции, создал собственный ее вариант -диалогическую герменевтику.
В работах М. М. Бахтина исследуются такие традиционные для герменевтики темы, как проблема языка, эстетических феноменов в качестве категорий историзма в герменевтическом познании. Ученый разрабатывает идею о продуктивности в процессе познания установления дистанции, вводит специальную категорию вненаходимости, тогда как западная герменевтическая традиция исходит из представления о познании как о слиянии субъекта с объектом.
Представляет определенный интерес тот факт, что в педагогической науке и практике также присутствует понятие дистанции. В этой связи необходимо обратиться к педагоги-
ческому наследию А. С. Макаренко: «Мы не хотим, чтобы каждая отдельная личность чувствовала себя объектом воспитания. Для нас он объект воспитания, а для себя он живой человек... прикасаться к личности нужно с особо сложной инструментовкой» (3,313).
По мысли М. М. Бахтина, в гуманитарных науках познание имеет диалогический характер и обусловлено специфической структурой наук о человеке: «Точные науки - это монологическая форма знания: интеллект созерцает вещь и высказывается о ней. Здесь только один субъект - познающий (созерцающий) и г оворящий (высказывающийся). Ему противостоит только безгласная вещь. Любой объект знания (в том числе человек) может быть воспринят и понят как вещь. Но субъект как таковой не может изучаться как вещь, ибо как субъект он не может, оставаясь субъектом, стать безгласным, следовательно, знание его может быть только диалогическим» (1,383).
В педагогической науке и практике понятие диалога присутствует в разных смыслах и контекстах, подразумевая в ряду других значений и «взаимодействие» воспитателя и воспитанника. Возможность партнерского диалога ученика и учителя - это и есть подлинная педагогика сотрудничества.
Сегодня герменевтика как научное направление продолжает активно развиваться, современные исследования представлены в работах Г1. Рикёра (Франция), Э. Хайнтеля (Австрия), Р. Бернштейна (США), М. Франка, Ю. Хабермаса (Германия), Э. Бетти (Италия) и др.
Попытку создать некий «герменевтический компендиум» предпринял американский ученый Р. Палмер. Он отмечает, что герменевтика как метод и теория концентрирует свое внимание на проблеме понимания текстов, вне зависимости от того, художественное это произведение, научная статья или свод законов. В истории развития герменевтического знания Р. Палмер выделяет три различных формы, каждая из которых была господствующей в определенный исторический период: до Нового времени преобладала аллегорическая герменевтика, в Новое время - филологическая, в Новейшее -философская (7).
Сегодня благодаря наследию Г.-Г. Гадамера, П. Рикёра, Ж. Дерриды, Э. Бетти герменевтика из филологической дисциплины превратилась в научное направление, которое не ограничивается проблемами интерпретации текста, а стремится раскрыть природу самой интерпретации, показать ее универсальное значение в человеческой деятельности. Одним из важнейших видов профессиональной деятельности, где находят свое содержание принципы педагогической герменевтики, является правоохранительная деятельность.
Профессионалом по праву может называться специалист своего дела, свободно владеющий комплексом современных специальных знаний и практических умений и навыков, полученных в ходе профессиональной подготовки и служебного опыта. Так, руководитель органа внутренних дел, организатор и непосредственный участник процесса профессионального обучения, несет персональную ответственность за профессиональную подготовленность подчиненных ему сотрудников. И здесь обучение лишь тогда станет эффективным, когда будет базироваться на передовых положениях современной педагогической науки и получит реальный практический «выход», применение в повседневной служебной деятельности.
Результативность профессионального обучения должна оцениваться, в конечном счете, качеством исполнения возложенных на сотрудника служебных обязанностей. Но критериями оценки будущих образовательных инвестиций должны стать и эффективные педагогические технологии, и профессионально ориентированные образовательные концепции, положенные в основу обучения персонала органов внутренних дел.
С помощью такой оценки имеется возможность совершенствовать учебные планы и программы образовательных учреждений; служебной, боевой и физической подготовки,
сделать их соответствующими поставленным целям, сконцентрировать внимание на дальнейших потребностях в обучении конкретных сотрудников. Ведущим мотивом обучения для сотрудников органов внутренних дел должно выступать стремление стать настоящим профессионалом, свободно и достойно действующим в строгом соответствии с законом в практике правоприменительной деятельности. Для руководителя основным мотивом в выборе той или иной педагогической концепции необходимо четкое следование этой цели.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества.-- М.: Искусство, 1986.
2. Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. - М.: Искусство, 1991.
3. Макаренко А. С. Проблемы школьного советского воспитания// Избранные педагогические сочинения: В 2 т. - М.: Педагогика, 1977.-Т. 1.
4. Рпкёр П. Конфликт интерпретаций: (Очерки о герменевтике). - М.: Медиум, 1995.
5. Типовое положение об управлении (отделе) внутренних дел города (района, района в городе) // Приказ МВД России. -1993. - № 420. - П. 6.2.
6. Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления. - М.: Республика, 1993.
7. Palmer R. Е. Allegorical, philological, and philosophical hermeneutics // Contemprory literary hermeneutics and interpretation of classical texts: Hermeneutique 1 ittcraire contemporainc et interpretation des tcxtes classiques / Ed. R. E. Palmer. Allegorical, philological and philosophical hermeneutics// Contemporary literary hermeneutics., praef. Introd. Instruxit. Kresic. S. - Ottawa, 1981.-P. 15-37.
ПРОБЛЕМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОГО ПОЛИЦЕЙСКОГО НАДЗОРА
Канд. юрид. наук, профессор О. И. Бекетов, канд. юрид. наук И. О. Филоненко Омская академия МВД России
Деятельность милиции по борьбе с преступлениями и административными правонарушениями традиционно рассматривается в аспекте их выявления и пресечения. Однако ее фундамент составляют мероприятия по их предупреждению - выявлению причин и условий, способствующих их совершению, склонных к таким деяниям лиц, а также принятию мер к устранению причин и условий и недопущению правонарушений.
К задачам милиции отнесено предупреждение преступлений и административных правонарушений, однако, как верно отмечает Ю. П. Соловей, пределы «пропускной способности» милиции небезграничны, поэтому целесообразно данную задачу именовать как предотвращение, т. е. принятие своевременных мер к недопущению указанных противоправных деяний, когда имеются данные о возможном их совершении (конкретными лицами, в конкретном месте, в конкретное время) (8).
Несомненно, одним из мощных рычагов этой деятельности является осуществление административного надзора милицией в отношении лиц, представляющих потенциальную опасность для общества - ранее судимых, условно осужденных, условно-досрочно освобожденных из мест лишения свободы.
Традиционно в науке административного права специальный административный надзор милиции понимался как установление ряда ограничений перечисленным лицам, проверка соблюдения ими этих ограничений и, соответственно, привлечение к административной ответственности в случае