на уровне развития субъективного мироздания. Терпимость к проявлению различных точек зрения А. Маслоу считал одним из важнейших признаков самоакгуализирующейся личности - и у людей на этапе субъективного мироздания толерантность выступает в качестве одного из базовых свойств (4). Стремление к самореализации можно рассматривать в качестве основного направления развертывания активности зрелого субъекта, внутренней базой которого является сложившееся субъективное мироздание.
Фактор 4 (дисперсия 12%) образуют переменные 10 (познание - возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие) и 12 (развитие - работа над собой, постоянное духовное и физическое совершенствование). Данный фактор отражает стремление к самосовершенствованию студентов, находящихся на этапе развития субъективного мироздания. В отличие от этапа развития мировоззрения, данный фактор оказывается лишенным отрицательного полюса, связанного с понятиями «любовь» и «семейная жизнь», что подчеркивает гармоничное сочетание на уровне субъективного мироздания смыслов личной и общественной жизни. Этап развития субъективного мироздания на уровне данного фактора показывает субъективную основу формирования базовых признаков зрелой личности, сформулированных 3. Фрейдом в его знаменитом девизе «любить и работать» (14).
Обобщение результатов исследования особенностей субъективной реальности на этапе развития субъективного мироздания позволяет выделить следующие основные признаки данного психического образования: 1) связь субъективных значений прошлого и будущего с понятием любви, которое приобретает характер смысла; 2) появление альтруистической установки, в основе чего лежит смысловое значение образа заботы о физическом и психологическом благополучии других людей; 3) ориентация на субъективное настоящее (принцип «здесь и сейчас»), связанная со стремлением к самоутверждению в различных сферах бытия и осуществлению профессиональной деятельности; 4) возникновение смыслобытийной направленности данной структуры; 5) появление смысловой семантической установки на обретение жизненной мудрости; 6) социальная гибкость; 7) толерантность; 8) высокая субъективная значимость смысла личного самосовершенствования; 9) внутренний характер смысловой саморегуляции.
Анализ результатов исследования позволяет сделать вывод о том, что личностно ориентированный образовательно-воспитательный процесс в современном вузе должен быть направлен на создание условий для развития у студента высшего уровня субъективной реальности - субъективного мироздания. В качестве практической основы формирования субъективного мироздания могут выступать базовые принципы современной психопедагогики: представления о творческом характере развития, ведущей роли социокультурного контекста для развития, о зоне ближайшего развития, о непреходящей ценности всех этапов развития, об интериори-зации и экстериоризации как механизмах обучения, а также о решающей роли знаково-символических структур, слова и мифа в формировании предметных действий, знаний и становлении личности (9).
Таким образом, субъективная реальность может рассматриваться в качестве интегрального субъективного фактора, определяющего специфику внутреннего мира личности и эффективность ее профессиональной подготовки на этапе вузовского обучения, а соответствующая концепция способна стать одним из методологических оснований построения концептуальной модели целостного личностно ориентированного образовательно-воспитательного процесса в современной высшей школе.
ЛИТЕРАТУРА
1. Березина Т.Н. Многомерная психика: Внутренний мир личности.- М.: ПЕР СЭ, 2001.
2. Леонтьев А. Н. Образ мира // Мир психологии. - 2003. -№ 4.
3. Леонтьев Д. А. Психология смысла. - М.: Смысл, 2003.
4. Маслоу А. Психология бытия. - М.: Ваклср, 1997.
5. Медведев Д. А. Системно-текстологическая интерпретация феномена «образ мира» // Ежегодник Российского психологического общества: Мат-лы 3 Всерос. съезда психологов. 25-28 июня 2003 г. - СПб.: Изд-во Санкт-Петербург, ун-та, 2003. - Т. 5.
6. Медведев Д. А. Психология развития субъективной реальности. - Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет», 2004.
7. Московичи С. Социальные представления: Исторический взгляд// Психологический журнал. - 1995. - Т. 16. - № 1.
8. Петренко В. Ф. Психосемантика сознания. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988.
9. Психология человека от рождения до смерти / Под ред. А. А. Реана. - СПб.: «Прайм-ЕВРОЗНАК», 2005.
10. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб.: «Питер», 1998.
11. Смирнов С. Д. Мир образов и образ мира как парадигмы психологического мышления // Мир психологии. - 2003. - № 4.
12. Столиц В. В., Наминач А. П. Психологическое строение образа мира и проблемы нового мышления // Вопросы психологии. - 1988. - № 4.
13. Худяков А. И. Психофизика обобщенного образа: Авто-реф. дис... д-ра психол. наук. - СПб., 2001.
14. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. - СПб.: «Питер», 1997.
ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРАВОВОГО СОЗНАНИЯ ГРАЖДАН РОССИИ НАЧАЛА XXI в.
(НА ПРИМЕРЕ ЖИТЕЛЕЙ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ)
Канд. юрид. наук, доцент С. П. Рожков Сибирский юридический институт МВД России,
г. Красноярск
Традиционно для представителей различных областей научного знания, связанных с изучением правосознания, актуален интерес к особенностям правовых представлений различных групп населения. В последнее время внимание к этой сфере общественного сознания возрастает, что обусловлено различными тенденциями в экономической, политической и правовой областях жизнедеятельности общества.
Проведенное нами исследование базируется на положениях известных когнитивно ориентированных стадиальных теориях морального развития, разработанных Л. Колбергом, Ж. Пиаже и Д. Тапп. Для отечественной правовой психологии наиболее известна теория Л. Колберга, предметом которой является моральное сознание человека. Л. Колберг выдвинул несколько гипотез, в частности, о том, что мораль развивается на протяжении всей жизни человека, что ее развитие имеет стадиальный характер и что можно выработать метод, позволяющий установить критерии уровней морального сознания человека. Данная теория весьма обстоятельно проанализирована Л. И. Анцыферовой (1), а для задач нашего исследование наиболее актуальным является обращение к стадиям морального развития. В целостном виде стадиальная система морального развития выглядит следующим образом: Уровень 1. Доконвенциональная мораль
Стадия 1. Дети считают моральные нормы неизменно установлениями или правилами, созданными авторитетами.
Предписаниям нужно подчиняться, так как неповиновение влечет за собой наказание, а за соблюдением правил следуют одобрение, похвала. Если ребенок уверен, что является объектом внимания воспитателя, то «нравственное» действие будет выполнено. Без свидетелей же малыш легко нарушает нормы поведения.
Стадия 2. Дети ориентируются на реальные последствия поступков, независимо от того, намеренно или ненамеренно совершено действие. За неумышленно нанесенный большой ущерб должно следовать наказание. Ребенок переживает при этом сильное чувство вины.
Уровень II. Конвенциональная мораль
Стадия 3. Индивиды ориентируются на поддержание хороших межличностных отношений. Они учитывают мотивы своих поступков. Неумышленные поступки или действия, совершенные из добрых побуждений, не вызвавшие дурных последствий, ие осуждаются. Однако на этой стадии еще не выработалось отношение к целостной общественной системе и к ее нормам, касающимся всех сфер социальной жизни человека. Поскольку у представителей этой стадии еще не сформировалась целостная иерархическая система ценностей, они не знают, как обращаться с нормами, которые могут служить основанием для неальтруистических мотивов.
Стадия 4. Человек начинает оценивать поступки и убеждения людей с тех позиций, которые господствуют в его обществе. Люди поддерживают систему, позволяющую обществу хорошо функционировать, избегать хаоса. Основным мотивом поведения выступает, следовательно, осознанное стремление повиноваться общественным законам и поддерживать социальный порядок. Сама общественная система рассматривается как более приоритетная, как права ее индивидуальных членов.
Уровень III. Постконвенниональная мораль
Стадия 5. На этой стадии находится большинство людей, достигших моральной зрелости. Обобщая особенности пятой и шестой стадий, Л. Колбсрг считает основной их характеристикой оперирование универсальными принципами справедливости. Главный вопрос, на который ищут ответ представители этих стадий: какова моральная валидность данной социальной системы. Может ли эта система воздать по максимуму каждому человеку, обеспечить его физическую жизнь, равенство в распределении благ, свободу, возможность принимать самостоятельные решения, предоставить свободу слова, собраний и действий. Приоритетными выступают индивидуальные права, которые общество должно максимально поддерживать. Члены социума критически рассматривают свое общество и высказывают убеждение в необходимости изменить несправедливые законы. Жизнь человека считается универсальной ценностью. С позиции этого положения решаются все моральные дилеммы.
Стадия б. На этой стадии общество рассматривается в системе всего человечества. Каждое общество должно быть открыто всем наивысшим достижениям различных социальных систем, прежде всего, в сфере нравственности. Поскольку эмпирический материал показал, что лишь немногие люди руководствуются универсальными принципами справедливости и уважения к человеку, Л. Колберг вынес эту стадию за скобки своей схемы как «теоретическую».
Данная стадиальная модель развития нравственных суждений конкретизируется применительно к правовому сознанию и выглядит, по мнению исследователей, следующим образом. На первом уровне находятся те, кто утверждают: законы предупреждают преступность, обеспечивают физическую безопасность граждан, им следуют, подчиняясь авторитету власти или во избежание наказания. Ко второму уровню относятся те, кто считают, что законы служат поддержанию об-
щественного порядка, их нужно исполнять, чтобы избежать хаоса и анархии. Закон, даже если он несправедлив, необходимо выполнять, вплоть до его отмены конституционным путем. Третий уровень - это законотворчество. Те, кто достигают его, осознают различие между ценностями социального порядка и общечеловеческой этикой, между конкретными законами и принципами справедливости. Юридические законы выступают как выражение внутренних моральных принципов.
Исходя из такой интерпретации суждений, составляющих содержание правового сознания, мы провели исследование правовых представлений среди жителей Красноярского края* . В качестве инструментария была использована анкета, опубликованная в статье М. И. Воловиковой (2). Обработка полученных данных проводилась по схеме, представленной в этой работе.
Всего в исследовании приняли участие 76 человек обоего пола в возрасте от 15 до 62 лет (студенты, юристы, менеджеры, врачи, педагоги и др.). Для данной статьи интерес, прежде всего, представляют ответы на следующие вопросы анкеты: Зачем нам законы? Почему люди должны следовать законам? Почему Вы следуете законам? Все ответы были разделены на группы, соответствующие описанным выше стадиям развития моральных суждений.
К первому уровню развития нравственных суждений применительно к правовому сознанию граждан были отнесены ответы, в которых зафиксирована идея о том, что правовые нормы - это нечто внешнее для человека, и он им следует лишь под давлением авторитета или из-за страха наказания. В частности, это такие формулировки: «Люди должны соблюдать закон, иначе они могут быть наказаны», «Закон нужен для того, чтобы устрашить тех, кто собирается совершить преступление», «Я соблюдаю закон, поскольку боюсь оказаться в тюрьме». Такие ответы составили 10% от всей выборки, причем все респонденты данной группы принадлежали к возрастной группе 15-16 лет.
Следующая группа респондентов, чьи ответы соответствовали второму уровню развития нравственных суждений, была наиболее многочисленна - 51 %. Возрастные параметры этой группы - от 20 до 60 лет. Ответы фиксировали конвенциональный уровень развития правосознания: поддержание норм, желание соответствовать стереотипам, принятым в обществе, стремление к отношениям доверия, уважения и лояльности. К числу такого рода фраз нами отнесены такие: «Если мы не будем соблюдать закон, наступит разгул анархии», «Закон нужно соблюдать, чтобы был порядок», «Я соблюдаю закон, потому что большинство членов общества поступают именно так», «Закон нужен для того, чтобы регулировать жизнь общества», «Закон создан для того, чтобы был порядок и мир в обществе» и т. п.
Оставшиеся ответы были нами разделены на две группы: часть суждений (23%) мы отнесли к постконвенциональному уровню развития правового сознания, поскольку в них нашли отражение идеи, связанные с важностью закона как инструмента, призванного блюсти права граждан, давая им возможность реализовать свои возможности. В частности, это были такие формулировки: «Закон необходим для соблюдения прав граждан», «Я соблюдаю закон, поскольку он регулирует права всех на жизнь, безопасность, труд и пр.», «Законы нужны для того, чтобы все вопросы решались с позиции здравого смысла и справедливости, а не с позиции силы». Такие суждения характерны преимущественно для возрастной группы респондентов старше 35 лет.
В качестве самостоятельной группы (16% респондентов в возрасте от 18 до 62 лет) были выделены суждения, которые, по мнению М. И. Воловиковой, можно отнести к уровню, не выделенному Л. Колбергом, поскольку он характерен
* Данные были собраны с помощью студентов 3 курса факультета платного обучения СибЮИ МВД России Н. Непомнящих, С. Сидоркиной, Ю. Шлапак.
именно для отечественной выборки - до-доконвенционально-му уровню. Это те случаи, когда закон по степени участия в жизни становится как бы несуществующим, фиксируется негативное отношение к правовой норме: «Законы нам совершенно не нужны», «Мне от законов ни жарко, ни холодно», «Законы нужны, чтобы их нарушать» и др.
Проведенное исследование, таким образом, показывает, что суждения большинства респондентов относительно правовых норм и необходимости соблюдения закона относятся ко второй стадии развития правового сознания, т. е. апеллируют к закону как к механизму, регулирующему порядок и структурированные отношения в обществе, а необходимость соблюдения правовой нормы объясняется тем, что норме следуют и остальные члены общества, а поэтому ее соблюдение целесообразно. Необходимо отметить, что большое число опрошенных демонстрируют безразличное или негативное отношение к закону, что, по мнению большинства исследователей, типично для правопослушных граждан России.
ЛИТЕРАТУРА
1. Анцыферова Л. И. Связь морального сознания с нравственным поведением человека (по материалам исследований Лоуренса Колберга и его школы) // Психологический журнал. -1999. - № 3.
2. Воловикова М. И. Нравственно-правовые представления в российском менталитете // Психологический журнал. - 2004. -№ 5.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ОТБОР ФЕДЕРАЛЬНЫХ СУДЕЙ
Канд. эконом, наук, доцент Э. Л. Адашкин Психологическая служба судебного Департамента при Верховном Суде РФ, г. Санкт-Петербург
Проблема психологического отбора специалистов различных профилей деятельности и специальностей является одной из основных проблем психологии труда, инженерной психологии, эргономики. В большинстве развитых стран мира существует система профессионального психологического отбора специалистов различных профессий. Деятельность подразделений, входящих в эту систему, рассматривается в качестве одного из важных звеньев государственной политики, направленной на изучение, учет, рациональное распределение и экономически целесообразное использование человеческих (прежде всего интеллектуальных) ресурсов общества. В настоящее время профессиональный психологический отбор имеет достаточно проработанные теоретические основы и практические результаты, представленные исследованиями В. А. Бодрова, Е. П. Ильина, Г. М. За-раковского, Б. Ф. Ломова, В. Л. Марищука, А. Г. Маклако-ва, В. Н. Машкова, Г. С. Никифорова, В. А. Пономаренко, К. К. Платонова, В. А. Пухова и многих других авторов. Однако эту проблему нельзя считать решенной применительно к ряду профессий. Одной из них является деятельность федерального судьи (судьи суда общей юрисдикции). Судьи решают широкий круг задач, связанных с осуществлением от имени государства правоприменительных функций. Это предъявляет высокие требования не только к профессиональным знаниям и умениям, но и к личности судьи, его психологическим качествам.
Поэтому значительный научно-практический интерес представляет установление психологических особенностей деятельности и личности федеральных судей, обоснование требований к их профессионально важным психологическим
качествам и разработка научно обоснованных рекомендаций по их профессиональному психологическому отбору и прогнозированию профессиональной пригодности.
Важными для психологии труда и недостаточно изученными являются вопросы психометрии профессиональных способностей федеральных судей с помощью стандартизированных психодиагностических тестов. Решение этих вопросов позволит выявить комплекс информативных психодиагностических тестов для оценки психологических особенностей личности федеральных судей с различной успешностью профессиональной деятельности. Полученные данные служат для определения психологических факторов профессиональной успешности федеральных судей и разработки технологии психологического прогнозирования их профессиональной пригодности.
Это обусловило необходимость проведения исследования по психологическому изучению профессиональной деятельности федеральных судей и выявлению комплекса информативных психологических тестов как основы для разработки методики психологического прогнозирования профессиональной пригодности федеральных судей. Полученные данные крайне важны для профессионального психологического отбора кандидатов на должности федеральных судей.
Решение этой задачи проводилось в ходе комплексного исследования, включавшего психологическое обследование 56 федеральных судей, а также анализ особенностей и эффективности их профессиональной деятельности. Для оценки профессионально важных качеств и успешности деятельности федеральных судей в качестве экспертов привлекались руководители (председатели, заместители председателя) федеральных судов Санкт-Петербурга.
Кроме того, обследовано 85 кандидатов на должности федеральных судей. Проведено сравнение показателей, полученных на выборке судей, с показателями по другим выборкам (медицинские работники, менеджеры, спасатели МЧС, сотрудники МВД России). В ходе исследования использовались беседа, наблюдение, опрос, анкетирование, содержательно-психологический анализ, экспертные оценки, анализ практических результатов деятельности (статистика по Судебному департаменту), тест «Эмоциональное выгорание» (Бойко, 1999), а также экспертная оценка выраженности основных групп ПВК (мотивационно-волевые, организаторские, коммуникативные, интеллектуальные, регуляторные), профес-сиографические опросники В. Г1. Петрова, В. Н. Машкова, биографическая анкета, тест «Профессиональная мотивация», многофакторный личностный опросник МЛО «Адаптивность», многофакторный опросник СМИЛ, интеллектуальный тест (КОТ), тесты «Кольца Ландольта», «SACS» (стратегии копинг-поведения), тест Розенцвейга, тест социального интеллекта Гилфорда-Салливена, цветовой тест Люшера.
Первый этап исследования был посвящен психологическому анализу профессиональной деятельности федеральных судей, что позволило отметить следующее. Профессиональная деятельность федерального судьи ориентирована на решение различных по уровню сложности задач. Результатом деятельности судьи становится принятие решения по делу. Суд как орган одной из ветвей государственной власти (судебной власти), применяет закон в условиях гласности, открытости и доступности для населения.
Деятельность судьи носит эвристический характер и не поддается четкой алгоритмизации. Основными направлениями профессиональной деятельности федерального судьи являются работа с конкретными делами и различные виды коммуникаций, включая истца, ответчика, аппарат суда, СМИ, представителей ответчика и истца, адвоката, свидетелей, прокурора, судебных приставов и др.
В соответствии с процессуальным законодательством судья ведет судебное заседание, в ходе которого он обязан быть беспристрастным, не проявлять симпатии ни к одной из сторон процесса. Судья руководит судебным заседанием, создает условия для всестороннего и полного исследования