Научная статья на тему 'Профессиональный клуб как оптимальная форма обучения успешной личности'

Профессиональный клуб как оптимальная форма обучения успешной личности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
154
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМА ОБУЧЕНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КЛУБ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / КАЧЕСТВА УСПЕШНОЙ ЛИЧНОСТИ / СИСТЕМА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / A FORM OF TEACHING / A PROFESSIONAL CLUB / EDUCATIONAL ORGANIZATIONS / CHARACTERISTICS OF A SUCCESSFUL PERSON / HIGHER EDUCATIONAL SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сергиенко И. Н.

В статье представлен опыт внедрения формы «профессионального клуба» в рамках организации учебного процесса в вузе. Автор считает, что клуб это оптимальная форма сочетания учебной, научно-исследовательской и внеучебной деятельности студентов, которая способствует развитию универсальных качеств успешной личности, необходимых для эффективного выполнения профессиональной деятельности на современном этапе развития общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL CLUB AS AN OPTIMAL WAY OF FORMING A SUCCESSFUL PERSON

This article describes the experience of introduction of a professional club as part of organizing of the educational process in the institute of higher education. The author considers the club to be an optimal combination of learning, research and extracurricular activities which stimulate development of versatile characteristics of a successful person. These characteristic are essential for efficient fulfillment of professional activities in the modern period of the society development.

Текст научной работы на тему «Профессиональный клуб как оптимальная форма обучения успешной личности»

ную проверку логических следствий из гипотез; г) превращение гипотез в достоверные теории или отбрасывание ранее принятой гипотезы и выдвижение новой;

- выявляются различие эмпирического и теоретического уровней познания и основные критерии, по которым различаются эти уровни; 1) по характеру предмета исследования, 2) по типу применяемых средств исследования и 3) по особенности используемого метода;

- начинает осознаваться уровень эмпирического и теоретического познания. Если первое еще не выделяет сущностные связи в чистом виде, но они как бы высвечиваются в явлениях, проступают через их конкретную оболочку, то вторые выделяют сущностные связи в чистом виде;

- в специально организованном демонстрационном эксперименте можно вырабатывать различия между эмпирической зависимостью и теоретическим законом. Эмпирическая зависимость является результатом индуктивного обобщения опыта и представляет собой вероятностно-истинное знание. Теоретический же закон - это всегда знание достоверное;

- в ходе эксперимента становится ясно почему увеличение количества опытов само по себе не делает эмпирическую зависимость достоверным фактом и почему простое индуктивное обобщение опытов не ведет к теоретическому знанию;

- отрабатываются знания о различных по уровню абстракциях: об эмпирических объектах и об идеализированных теоретических объектах;

- осознается причина, почему теоретическое познание является высшей и наиболее развитой его формой, которая позволяет отражать явления и процессы со стороны их универсальных внутренних связей и закономерностей, постигаемых с помощью рациональной обработки практических данных и предвидеть будущее;

- раскрывается взаимосвязь рационального мышления не только с чувственным познанием, но и с другими - внерацио-нальными формами познания: воображением, фантазией, эмоциями, интуицией и др.;

- осознается, почему при теоретическом познании живое созерцание, чувственное познание не устраняется, а становится подчиненным (но очень важным) аспектом познавательного процесса;

- выявляется методологическая роль практики, которая, обладая теоретической нагрузкой, относительно независима от

Библиографический список

теории, поскольку в своей основе детерминирована материальной действительностью и играет двоякую роль: образует эмпирическую основу для выдвижения гипотез и построения теорий; имеет решающее значение в подтверждении теорий или их опровержении;

- в любой науке следует исходить из данных нам фактов, которые необходимо признавать, независимо от эмоций и в убеждении, что факты сами по себе, без теоретического их осмысления не могут привести к научному познанию;

- вырабатывается понимание роли практики в оценке правильности теории: при расхождении отдельных или нескольких фактов с теорией не означает, что ее следует сразу отвергнуть. Только в случае, если все попытки устранить противоречие между теорией и фактами оказываются безуспешными, приходят к выводу о ложности теории;

- осознается взаимная зависимость практики и теории: если практика есть критерий истинности теории, то подлинно научная теория есть критерий правильности практики;

- раскрывается необходимость в постоянной связи теории с практикой: теория как относительно свободная мыслительная конструкция может идти впереди практики, но она может и не улавливать глубинных процессов, скрывающихся в практике с ее бесконечным качественным разнообразием; взаимоотношение теории и практики содержит в себе противоречия, преодоление которых ведет к развитию, как теории, так и практики;

- осознается целостность самого процесса познания и, что выделение в самостоятельное рассмотрение эмпирических и теоретических знаний представляет собой абстракцию. В реальной действительности эмпирические и теоретические знания диалектически связаны между собой и определяют знания об одном и том же объекте или явлении, но на разном уровне познания;

- выделение в процессе эксперимента категорий «эмпирическое» и «теоретическое» в качестве средств методологического анализа позволяет выяснять, как устроено и как развивается научное знание.

Все это позволяет более глубоко осознать роль физического эксперимента в учебно-познавательной деятельности в условиях личностно ориентированного развивающего обучения и использовать все его дидактические возможности для формирования и развития современного естественнонаучного мышления студентов.

1. Теория и методика обучения физике в школе: общие вопросы: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред.

С.Е. Каменецкого, Н.С. Пурышевой. - М., 2000.

2. Эйнштейн, А. Физика и реальность. - М., 1965.

3. Бор, Н. Атомная физика и человеческое познание. - М., 1961.

4. Бройль, Л. По тропам науки.- М., 1962.

5. Менделеев, Д.И. Основы химии. - М.; Л., 1947. - Т. 1.

Bibliography

1. Teoriya i metodika obucheniya fizike v shkole: obthie voprosih: ucheb. posobie dlya stud. vihssh. ped. ucheb. zavedeniyj / pod red. S.E. Kameneckogo, N.S. Purihshevoyj. - M., 2000.

2. Ehyjnshteyjn, A. Fizika i realjnostj. - M., 1965.

3. Bor, N. Atomnaya fizika i chelovecheskoe poznanie. - M., 1961.

4. Broyjlj, L. Po tropam nauki.- M., 1962.

5. Mendeleev, D.I. Osnovih khimii. - M.; L., 1947. - T. 1.

Статья поступила в редакцию 02.08.13

УДК 378.147:159.98

Sergienko I.N. PROFESSIONAL CLUB AS AN OPTIMAL WAY OF FORMING A SUCCESSFUL PERSON. This article describes the experience of introduction of a professional club as part of organizing of the educational process in the institute of higher education. The author considers the club to be an optimal combination of learning, research and extracurricular activities which stimulate development of versatile characteristics of a successful person. These characteristic are essential for efficient fulfillment of professional activities in the modern period of the society development.

Key words: a form of teaching, a professional club, educational organizations, characteristics of a successful person, higher educational system.

И.Н. Сергиенко, преп. Саратовского гос. университета им. Н.Г Чернышевского,

г. Саратов, Е-mail: [email protected]

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КЛУБ КАК ОПТИМАЛЬНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ УСПЕШНОЙ ЛИЧНОСТИ

В статье представлен опыт внедрения формы «профессионального клуба» в рамках организации учебного процесса в вузе. Автор считает, что клуб - это оптимальная форма сочетания учебной, научно-исследовательской и внеучебной деятельности студентов, которая способствует развитию универсальных качеств успешной личности, необходимых для эффективного выполнения профессиональной деятельности на современном этапе развития общества.

Ключевые слова: форма обучения, профессиональный клуб, образовательные организации, качества успешной личности, система высшего образования.

За последнее десятилетие в зарубежных изданиях исследователи все чаще проводят идею прихода новой эпохи, которая получила условное название «креативная». Появление ее характерных черт мы наблюдаем в быстро меняющемся окружающем нас мире. Среди них: смена ценностей и установок, обусловленная изменением материальных условий жизни; смена характера труда; фундаментальные сдвиги в природе экономики, основанной на знаниях и инновациях; появление нового рынка труда, отличающегося утратой прочных связей между сотрудниками и компанией; новые тенденции в мире занятости и появление нового рабочего стиля свободных агентов; конкурентная борьба за лучших специалистов; напряженный нерегулярный график работы; профессиональный рост, обеспеченный собственными усилиями и способностями; высокая текучесть кадров; повышенный уровень стресса от дефицита времени; ускорение темпа деятельности; «горизонтальные» карьеры, основанные на переходе с одного места работы на другое в поисках лучшего варианта; изменения в концепции рабочего места, где на первый план выходят эффективность, способности и оценка со стороны коллег; меритократия; творческая стимуляция; амбициозные люди; ответственные задачи и многое другое [1].

Главную роль в подготовке вышеописанных мобильных профессиональных кадров продолжают играть вузы. Получая на сегодняшний день новый статус организаций, оказывающих образовательные услуги, они вступают в круговорот ожесточенной конкуренции за лучшее становление новых успешных личностей. Отвечая на запросы общества, образовательные организации должны не столько обеспечить прочное усвоение узкопрофессиональных знаний, которые меняются с каждым днем, сколько развить качества и способности у молодого поколения, которые позволяют стать конкурентно способными и востребованными на рынке труда. Изучению качеств успешной личности и проблеме успеха посвящены труды многих известных авторов (Т.О. Гордеева, Е.А. Климов, Т.В. Корнилова, В.В. Новиков, В.П. Симонов, А.Е. Чирикова, Дж. Аткинсон, К. Левин, Н. Лейф-рид, А. Маслоу, М. Мелия, Д. Роден, К. Роджерс, Р Шпенберг и др.). Из рассматриваемых учеными качеств личности мы выделили следующие: инициативность, креативность, целеустремленность, высокая работоспособность, уникальность, стрессо-устойчивость, гибкость и критичность мышления, коммуникабельность, вера в себя и успех, самосовершенствование, ответственность, высокая мотивация, лидерство.

Традиционная организация учебно-воспитательного процесса, распространенная в университетах, хорошо справляется с передачей профессиональных знаний, умений и навыков, но почти не приспособлена развивать и формировать успешную личность. И, несмотря на продолжающееся глубокое реформирование системы высшего образования на компетентностной основе (В.И. Байденко, А.Г. Бермус, В.А. Болотов, Ю.В. Варданян, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, В.А. Козырев, А.К. Маркова, Н.Ф. Родионова, В.В. Сериков, А.И. Субетто, Ю.Г. Татур, Ж. Делор, Б.Оскарссон, Г. Халаж, В. Хутмахер и др.), которое также преследует цель повышения уровня подготовки специалистов для современного мира, стиль преподавания, организация учебного процесса преимущественно остаются прежними. Данная статья посвящена описанию опыта внедрения одного их компонентов педагогической системы - формы, использование которой в учебном процессе способствует развитию успешных качеств личности, так необходимых для новой эпохи. Для достижения этой цели мы предлагаем обогатить организацию образовательного пространства клубной формой, которая широко используется во внеучебной деятельности и за пределами университета в повседневной жизни. Апробация формы проходила

в Институте искусств Саратовского государственного университета (СГУ) им. Н.Г. Чернышевского в работе со студентами, обучающимися по направлению «Педагогическое образование» (профиль «Музыка»).

Клуб (от англ. club) переводится как место встречи людей с едиными интересами, в нашем случае - профессиональными, поэтому форма получила название «профессиональный клуб». Наиболее характерная черта клуба в том, что его члены собираются для удовлетворения своих интересов. Так как представителями данного клуба являются студенты, главной целью было становление их как успешных профессионально-компетентных специалистов. Достижение этой цели предполагалось с помощью оптимального сочетания форм учебной, научно-исследовательской и внеучебной деятельности, среди которых: организация семинаров, дискуссий, игр, мастер-классов и интересных встреч с заслуженными педагогами и творческим личностями (учебная деятельность); научных конференций и форумов по исследуемым проблемам (научно-исследовательская деятельность); организация тренингов личностного роста, ораторского мастерства, сценичного движения и т.д. (внеучебная деятельность). Реализация данного проекта проходила при сотрудничестве преподавателей и студентов различных факультетов: психологического - для организации тренингов личностного роста, филологического - для постановки правильной грамотной речи, театрального направления - для сценичного движения и артистизма, хореографического - для пластики и здоровья, педагогического - для организации интересных профессиональных встреч.

Встречи участников клуба проходили еженедельно от 2-х до 3-х академических часов, то есть около 120 минут. Четыре занятия месяца соответствовали четырем направлениям работы клуба:

• учебно-научное, предполагающее нетрадиционное, преимущественно игровое, закрепление полученных знаний и навыков в учебном процессе, встречи с заслуженными преподавателями, театральное моделирование педагогических ситуаций, интересные дискуссии, экскурсии по школам, научные экспедиции, интеллектуальные игры, презентация учебных пособий, профессиональные тренинги для возможности отработать полученные знания на практике, мастер-классы для профессионального роста, исследовательские проекты, конкурсы профессионального мастерства, проведение симпозиумов, форумов и круглых столов с участием преподавателей общеобразовательных школ и т.д.;

• психологическое, направленное на саморазвитие, познание себя, предполагает использование тренингов личностного роста, кинотерапии, арт-терапии, музыкотерапии, обсуждения книг, игр на развитие внимательности, наблюдательности, коммуникабельности, гибкости мышления и т.д.;

• оздоровительно-спортивное, предполагает проведение веселых стартов, сценической пластики, игровых танцев и т.д.;

• созидательное - хобби-выставки, конкурсы, организация концертов для детей, игры на развитие креативности, сотворчество и многое другое, направленное на приобщение к созидательному труду.

Таким образом, действие профессионального клуба за первый год обучения студентов составило 32 встречи (около 96 академических часов). Продолжая работу в соответственном режиме на конец эксперимента (всего 4 учебных года) студенты, обучающиеся по направлению «Педагогическое образование» (профиль «Музыка») посетили 128 встреч профессионального клуба (около 384 академических часов). Ниже представлен тематический план работы профессионального клуба на учебный год (таблица 1):

Таблица 1

Тематический план работы профессионального клуба «Efficiency»

№ встречи Название встречи Программа мероприятий

1 Виват, «Е№йепсу»М! Торжественное открытие клуба, интересное знакомство «Дальние коммуникации» и «Забавная анкета», принятие устава клуба, небольшой концерт, чаепитие.

2 Профессиональные грезы Игры на развитие креативности: «Помечтаем» о своей будущей профессии, «Перемешаем профессии», комбинаторная игра «Алфавит профессии».

3 Вперед за наградами Веселая зарядка для оптимистов, веселые старты, музыкотерапия.

4 Музыкальный алфавит Игры на проверку элементарных знаний о музыке «Кто быстрее».

5 Я сам! Тренинг личностного роста

6 Ты, да я, да мы с тобой! Парные танцы, игры в паре

7 Хобби-центр Самопрезентация своих увлечений, игры на развитие креативности.

8 Сила кинематографа Просмотр фильма (кинотерапия)

9 Давайте жить дружно! Тренинг на умение выходить из конфликтных ситуаций, дискуссия на тему «Музыка или жизнь»

10 Минута славы Конкурс талантов

11 Театр в школе Встреча с педагогом-новатором в области музыкально-театральной деятельности - Исаевой Л.А., театральное моделирование педагогических ситуаций.

12 Наедине с собой Психологические тренинг и тесты.

13 Педагогическая копилка Игры, в которые играют дети.

14 Музыка и танцы в играх Музыкальные игры, игровые танцы

15 Умники и умницы Игра на проверку полученных знаний за семестр.

16 Новый год в искусстве Танцы, песни про новый год, чаепитие.

17 Творим или вытворяем Рисование на заданную тему, арт-терапия.

18 Вместе мы сила! Групповой тренинг на развитие коммуникабельности.

19 Читаем по слогам. Декламация стихов и прозы на сцене, игры-драматизации по Шекспиру.

20 Музыкальные ритмы Тренинг на развитие музыкально-ритмических способностей.

21 Не хочу учиться, хочу работать. Учимся вести телефонные разговоры, составлять резюме, проходить собеседование.

22 Книги - наши лучшие друзья! Презентация книги, игры на развитие креативности «Повышенное любопытство».

23 Путешествуем по странам Интеллектуальные игры, музыка и танцы народов мира

24 Без слов Тренинг на развитие мимики, жестов и поз.

25 Иду к своей цели Учимся планировать дела, управлять временем, тренинг «Скажи, нет».

26 Что? Где? Когда? Интеллектуальная игра на проверку знаний.

27 Вы хотите об этом поговорить? Тренинг на развитие коммуникабельности, игры-инсценировки из школьной жизни.

28 Я еще маленький! Фантазируем, мастерим, рисуем и играем.

29 Музыка в детском саду Встреча с музыкальным руководителем детского сада № 33 г. Саратова, пение детских песен.

30 Музыка-спорт-танец. Музыкальная разминка, аэробика с элементами спортивных танцев.

31 «Пусть говорят» Ток-шоу на тему «Музыка в школе» (с участием преподавателей).

32 Программа «Время» Поведение итогов года, чаепитие.

Из представленного тематического плана видно, что деятельность профессионального клуба направлена на развитие коммуникативных навыков (встречи № 9, 18, 27); на формирование способности креативно мыслить (встречи № 2, 7, 17, 22, 28); на развитие внутренней свободы, веры в себя и успех, уникальности (встречи № 5, 12, 24); на развитие высокой работоспособности (встречи № 21, 25), оптимизма (встреча № 3), а также способствующих самосовершенствованию и реализации потенциала личности.

Для проверки эффективности влияния профессионального клуба на развитие качеств успешной личности, мы использовали многофакторный личностный опросник Р. Кэттелла 16PF (Версия С) [2, с. 240-260], который был предложен двум группам студентов: контрольной (36 человек), не занимающейся в клубе и экспериментальной (37 человек), студенты которой являются участниками профессионального клуба. В оригинале этот тест-опросник состоит из 105 вопросов, на которые испытуемый дает ответы, выбирая одну из альтернатив. По окончании тестирования подсчитываются баллы по каждому из 16 личностных факторов. Проанализировав данные факторы, применительно к задаче нашего исследования, и сопоставив их с описанными выше необходимыми качествами успешной личности, нами были отобраны 14 факторов из 16-ти. Они, по нашему мнению, максимально раскрывают данные качества успешной личности: ответственность (фактор G), креативность (фактор I), высокая работоспособность (фактор 03), внутренняя свобода (фактор F), вера в успех и себя (фактор О), гибкость и критичность мыш-

ления (факторы В, 01), высокая мотивация (фактор 03), целеустремленность (фактор 03), лидерство (факторы Н, Е), коммуникабельность (фактор А), уникальность (фактор М), дисциплинированность (фактор G), инициативность (фактор 02), стрес-соустойчивость (фактор Н) [2, с. 240-260].

Полученные в результате тестирования сырые баллы по каждому из факторов переводились в стены (условные баллы 10-балльной шкалы) и делились на уровни: 1-4 стена - низкий уровень; 5-6 стенов - средний уровень; 7-10 стенов - высокий уровень. Стены являются исходными данными для построения профиля личности, который в оригинале представленной методики является заключительным этапом перед интерпретацией полученных данных. Так как анализ и сравнение данных по каждому из 14 факторов не позволяют получить полное представление об уровне успешности в целом, мы предприняли попытку объединить результаты по каждому фактору (всего 14) в единую шкалу через их суммирование. В результате проведенного качественного анализа, учитывая, что в некоторых факторах нас интересовал высокий уровень (7-10 баллов), а в некоторых низкий (от 1 до 4: например, фактор О), мы получили следующие три градации успешности личности: 20-58 - низкий уровень; 5995 - средний уровень; 96-134 - высокий уровень.

Анализ полученных ответов позволил выявить имеющийся исходный уровень успешности личности у студентов, который мы сравнили с выделенными выше уровнями. Для сравнения исходного уровня между группами, а также для возможности корректировки динамики успешности в течение всего периода

начало эксперимента

конец эксперимента

Рис. 1. Динамика показателей (в % соотношении) количества студентов контрольной (КГ) и экспериментальной (ЭГ) группы с низким, средним и высоким уровнем успешности личности на начало эксперимента и на конец

обучения, мы находили среднюю величину уровня успешности личности у студентов в группе, диагностика которой производилась по формуле: Хср = Sxi / n э (n к),

где Хср - показатель средней величины уровня успешности личности у студентов в группе;

Sxi - сумма значений;

n э - количество значений в экспериментальной группе; n к - количество значений в контрольной группе; i - порядковый номер значений.

Исходя из полученных данных, показатель средней величины уровня успешности личности у студентов экспериментальной группы вначале эксперимента составил: Хср = 2077/37=56,13 балла. Показатель для контрольной группы: Хср = 1989/36= 55,25 балла

Сопоставление полученных цифровых данных с выделенными выше уровнями успешности личности у студентов позволяет нам констатировать, что на начало эксперимента картина в контрольной и экспериментальной группах была практически сходной. У студентов в обеих группах уровень успешности личности находился на «низком» уровне. Анализ полученных показателей по каждому студенту, который был использован для проверки эффективности использованной формы, представил следующую картину на начало эксперимента: в экспериментальной группе 27 студент (72,97%) имеет низкий уровень выраженности успешности, 10 студентов (27,02%) - средний уровень;

Библиографический список

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Флорида, Р Креативный класс: люди, которые меняют будущее.

2. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: учеб. пособ.

Bibliography

соответственно в контрольной группе 27 (75%) и 9 (25%) студентов. В обеих группах студентов с высоким уровнем успешности не оказалось.

Проанализировав результаты уровня успешности по каждому студенту, и сопоставив полученные значения на начало эксперимента и его конец (Рис.1.), мы отметили уменьшение численности студентов в экспериментальной группе с низким уровнем успешности (0%) и увеличение со средним (75,67%) и высоким (24,32%) уровнями. В отличие от описанной выше группы, в контрольной группе, несмотря на положительную динамику в целом, студентов с низким уровнем (52,77%) оставалось больше чем со средним (47,22%) и высоким (0%). Данные диагностики, отражающие в процентном отношении динамику уровней успешности на начало и конец эксперимента, подтверждают эффективность предложенной формы для развития качеств успешности личности. Достоверность результатов экспериментального исследования была проверена с помощью использования t-критерия Стьюдента.

Таким образом, проведенное исследование показало, что среди способов организации учебного процесса достойное место может занять профессиональный клуб как оптимальная форма сочетания учебной, внеучебной и научно-исследовательской деятельности, благоприятно сказывающая на развитии качеств успешной личности и способствующая повышению уровня профессиональной компетентности у будущих выпускников вуза.

- М., 2011.

I Ред.-сост. Д.Я.

Райгородский. - Самара, 1998.

1. Florida, R. Kreativnihyj klass: lyudi, kotorihe menyayut buduthee. - M., 2011.

2. Prakticheskaya psikhodiagnostika. Metodiki i testih: ucheb. posob. / Red.-sost.

D.Ya. Rayjgorodskiyj. - Samara, 1998.

Статья поступила в редакцию 18.09.13

УДК 378.2

Abramovskikh N.V. SUBSTANTIAL ASPECTS OF THE VOCATIONAL TRAINING OF FUTURE TEACHERS.

Features of the creation of the vocational training system of teachers at higher education institution are considered in the article, components of the system of professional pedagogical education are allocated.

Key words: teacher, pedagogical education, vocational training.

Н.В. Абрамовских, д-р пед. наук, проф. Сургутского гос. педагогического университета, г. Сургут, Е-mail: [email protected]

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

В статье рассматриваются особенности построения системы профессиональной подготовки педагогов в вузе, выделяются компоненты системы профессионального педагогического образования.

Ключевые слова: педагог, педагогическое образование, профессиональная подготовка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.