Научная статья на тему 'Личностная составляющая профессиональной компетентности педагога музыки'

Личностная составляющая профессиональной компетентности педагога музыки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
219
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ФОРМА ОБУЧЕНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КЛУБ / КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ / СИСТЕМА ВЫСШЕГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / PROFESSIONAL COMPETENCE / PROFESSIONAL CLUB / HIGHER MUSICAL EDUCATION SYSTEM / TEACHING METHOD / PERSONAL QUALITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сергиенко Ирина Николаевна

В статье анализируется одна их ведущих категорий компетент-ностного подхода в образовании профессиональная компетентность, в структуру которой автор предлагает включить «компетентностно значимые» качества личности, необходимые для успешного выполнения профессиональной деятельности на современном этапе развития общества. Развитию компетентностно значимых качеств личности педагога музыки, по мнению автора, способствует профессиональный клуб как оптимальная форма сочетания учебной, научно-исследовательской и внеучебной деятельности студентов. В работе представлен опыт внедрения формы «профессиональный клуб» в рамках организации учебного процесса в Институте искусств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Personality Factor in Professional Competence of Music Teacher

The article analyses one of the leading categories of competence approach in education. That is professional competence in the notion of which the author suggests including «competent sig-nificant» personal qualities necessary for successful fulfillment of professional activities at the modern stage of social development. In the author's opinion, a professional club as an optimal combination of educational, researching and off-hour activities is an excellent way of developing «competent significant» personal qualities of music teacher. The present work describes the experience of introducing a professional club into educational process in the Institute of Art.

Текст научной работы на тему «Личностная составляющая профессиональной компетентности педагога музыки»

УДК 378.147

ЛИЧНОСТНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА МУЗЫКИ

Сергиенко Ирина Николаевна -

ассистент кафедры музыкально-инструментальной подготовки Института искусств, аспирант кафедры методологии образования, Саратовский государственный университет E-mail: [email protected]

В статье анализируется одна их ведущих категорий компетент-ностного подхода в образовании - профессиональная компетентность, в структуру которой автор предлагает включить «компетентностно значимые» качества личности, необходимые для успешного выполнения профессиональной деятельности на современном этапе развития общества. Развитию компетентностно значимых качеств личности педагога музыки, по мнению автора, способствует профессиональный клуб как оптимальная форма сочетания учебной, научно-исследовательской и вне-учебной деятельности студентов. В работе представлен опыт внедрения формы «профессиональный клуб» в рамках организации учебного процесса в Институте искусств. Ключевые слова: профессиональная компетентность, форма обучения, профессиональный клуб, качества личности, система высшего музыкального образования.

Последние десятилетия все учреждения высшего образования, продолжая реформирование своей педагогической системы на компетентностной основе, накопили богатый опыт подготовки профессионально компетентного специалиста и продолжают поиск новых эффективных путей достижения этой цели. Об этом свидетельствуют многочисленные труды: В. И. Байденко, А. Г. Бермуса, В. А. Болотова, Ю. В. Варданян, Э. Ф. Зеера, И. А. Зимней, В. А. Козырева, А. К. Марковой, Н. Ф. Родионовой, В. В. Серикова, А. И. Субетто, Ю. Г. Татура и др. Изучая профессиональную компетентность как одну из ведущих категорий компетентностного подхода в образовании, исследователи понимают под ней систему знаний, умений, навыков, конгломерат психологических качеств (А. К. Маркова, А. А. Вербицкий), внутренних психических состояний и свойств личности специалиста (Ю. В. Варданян) [1, с. 12], профессионально значимых качеств личности, обеспечивающих возможность выполнения профессиональных обязанностей определенного уровня (Н. И. За-прудский).

Ученые едины в том, что представляют профессиональную компетентность как систему, которая в большей степени находится не в когнитивной, а в сфере личностно-психологи-ческих качеств, позволяющих специалисту быть

успешным в выполнении профессиональной деятельности. Мы считаем, что личностная составляющая профессиональной компетентности педагога музыки, в рамках которой преимущественно рассматриваются профессионально значимые качества специалиста (С. И. Архангельским, Н. В. Кузьминой, Н. Д. Левитовым, И. Я. Лернером, А. И. Мищенко, М. Н.Скаткиным, В. А. Сластениным и др.), требует расширения своей области качествами личности, необходимыми для достижения надлежащего уровня - авторитета в профессиональной деятельности («компетентный» - знающий, сведущий, авторитетный в какой-нибудь области [2, с. 265]), такими качествами, благодаря которым человек может добиться успеха при выполнении профессиональной деятельности.

Проблема успеха разрабатывается различными научными направлениями, среди которых экономика, социология, журналистика, психология и педагогика. В основе исследований лежат многочисленные наблюдения за деятельностью людей, достигших успеха. Среди качеств успешных личностей ученые (Ю. М. Забродин, В. В. Новиков, М. И. Мелия и др.) выделяют ответственность, креативность, оптимизм, высокую работоспособность, энтузиазм, самосовершенствование, внутреннюю свободу, веру в успех и себя, гибкость и критичность мышления, высокую мотивацию, целеустремленность, лидерство, коммуникабельность, демократичность, уникальность, внимательность, наблюдательность, дисциплинированность, инициативность, стрессоустойчивость.

В рамках личностной составляющей профессиональной компетентности педагога музыки эти качества мы назвали «компетентно значимыми», так как они не являются отражением узкопрофессиональной специфики, а скорее имеют универсально значимый характер для любого специалиста, который стремится достичь определенного компетентного уровня в профессиональной деятельности. В результате личностная составляющая профессиональной компетентно-

© Сергиенко И. Н., 2014

Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2014. Т. 14, вып. 3

сти объединила в себе как традиционно рассматриваемые профессионально значимые качества (для нас - качества педагогов музыки), так и компетентностно значимые, необходимые для любой профессии (рисунок). Выбор профессионально значимых мотивирован исследованием Л. М. Митиной, которая выделила пятьдесят личных качеств, необходимых педагогу, среди них: вежливость, воспитанность, гражданственность, гуманность, доброжелательность, искренность, критичность, отзывчивость, настойчивость, порядочность, патриотизм, принципиальность,

скромность, любовь к детям и т.д. [3, с. 20]. Это те качества, которыми должен обладать человек высокого морального облика, способный стать примером для подражания. Общепедагогические профессионально значимые качества были дополнены специальными, которые исследовал Э. Б. Абдуллин. Среди приоритетных личностных, обеспечивающих эффективность музыкально-педагогической деятельности, он выделяет музыкальность, эмпатийность, профессиональное мышление и самосознание, артистизм, личностную профессиональную позицию [4, с. 180].

ЛИЧНОСТНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА МУЗЫКИ

^ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ КАЧЕСТВА:

гуманность, любовь к детям, терпение, справедливость, настойчивость, стремление к самосовершенствованию, доброта, воспитанность, впечатлительность, тактичность, чуткость, внимательность, вежливость, организованность, порядочность, отзывчивость, патриотизм, скромность, эмоциональность, музыкально-педагогическая интуиция, артистизм, музыкальность, эмпатийность и т.д.

КОМПЕТЕНТНОСТНО ЗНАЧИМЫЕ КАЧЕСТВА:

ответственность, креативность, высокая работоспособность, внутренняя свобода, вера в успех и себя, гибкость и критичность мышления, высокая мотивация, целеустремленность, лидерство, коммуникабельность, уникальность, дисциплинированность, инициативность, стрессоустойчивость

Структура личностной составляющей профессиональной компетентности педагогов музыки

Процесс формирования профессионально значимых качеств педагога музыки хорошо изучен и занимает весомое место в учебно-воспитательном процессе музыкально-педагогических факультетов, институтов искусств и других заведений эстетической направленности, поэтому в дальнейшем мы сосредоточимся на втором блоке качеств - компетентностно значимых, которые до настоящего времени не являлись частью образа специалиста и, следовательно, при организации учебно-воспитательного процесса учебные заведения не учитывали необходимость их формирования.

Анализ перечисленных универсальных качеств показывает, что для их формирования в рамках образовательного пространства необ-

ходимо изменить формы и методы обучения и воспитания, а также характер взаимодействия преподавателя и студента. Для достижения этой цели мы предлагаем обогатить учебный процесс такой формой, как «профессиональный клуб», на наш взгляд, максимально отвечающей перечисленным требованиям к формированию компетентностно значимых качеств. Апробация формы проходила в Институте искусств Саратовского государственного университета в работе со студентами, обучающимися по направлению «педагогическое образование» (профиль «музыка»).

Клуб (от англ. club) переводится как «общественная организация культурно-просветительного, политического, спортивного или иного

характера» [4, с. 256], в нашем случае - профессионального, поэтому форма получила название «профессиональный клуб». Характерная черта профессионального клуба в том, что преподаватели и студенты собираются для проведения совместных мероприятий, способствующих профессиональному росту и удовлетворению своих профессиональных интересов. Главная цель профессионального клуба для преподавателей - формирование у студентов компетентно-стно значимых качеств. Достижение этой цели осуществлялось с помощью оптимального сочетания форм учебной, научно-исследовательской и внеучебной деятельности, среди которых: организация семинаров, дискуссий, игр, мастер-классов и интересных встреч с заслуженными педагогами и творческим личностями (учебная деятельность); научных конференций и форумов по исследуемым проблемам (научно-исследовательская деятельность); тренингов личностного роста, ораторского мастерства, сценического движения и т.д. (внеучебная деятельность).

Встречи участников клуба проходили еженедельно (2, 3 академических час). Таким образом, за первый год обучения студентов состоялись 32 встречи (около 96 академических часов). К концу эксперимента (всего четыре учебных года) студенты, обучающиеся по направлению «педагогическое образование» (профиль «музыка») были на 128 встречах профессионального клуба (около 384 академических часов). Деятельность профессионального клуба по формированию компетентностно значимых качеств у студентов являлась частью более крупного эксперимента по становлению профессиональной компетентности будущих педагогов музыки при оптимальном сочетании форм обучения. Эксперимент состоял из четырех этапов (теоретико-адаптационного, практического, исследовательского, компе-тентностного). Использование определенных форм обучения на каждом этапе, в том числе и в деятельности клуба, было обосновано повышением уровней самостоятельности студентов и профессиональной детерминированности, характером взаимодействия или интерактивности обучения, развитием качеств успешности личности обучающегося.

Для проверки эффективности влияния профессионального клуба на развитие компетентностно значимых качеств мы использовали многофакторный личностный опросник Р. Кэттелла 16РБ (версия С) [5, с. 240-260], который был предложен двум группам студентов: контрольной (36 человек), не занимающейся в клубе, и экспериментальной (37 человек),

студенты которой являются участниками профессионального клуба. В оригинале этот тест-опросник состоит из 105 вопросов, на которые испытуемый дает ответы, выбирая один из вариантов. По окончании тестирования подсчи-тываются баллы по каждому из 16 личностных факторов. Проанализировав данные факторы применительно к задаче нашего исследования и сопоставив их с описанными выше необходимыми компетентностно значимыми качествами личности, мы отобрали 14 факторов из 16. Они, по нашему мнению, максимально раскрывают данные качества личности: ответственность (фактор в), креативность (I), высокую работоспособность (03), внутреннюю свободу (Б), веру в успех и себя (О), гибкость и критичность мышления (В, 01), высокую мотивацию (03), целеустремленность (03), лидерство (Н, Е), коммуникабельность (А), уникальность (М), дисциплинированность (в), инициативность (02), стрессоустойчивость (Н) [5, с. 240-260].

Полученные в результате тестирования «сырые» баллы по каждому из факторов переводились в стены (условные баллы 10-балльной шкалы) и делились на уровни: 1-4 стена -низкий уровень; 5-6 стенов - средний уровень; 7-10 стенов - высокий уровень. Стены являются исходными данными для построения профиля личности, который в оригинале представленной методики является заключительным этапом перед интерпретацией полученных данных. Так как анализ и сравнение данных по каждому из 14 факторов не позволяют получить полное представление об уровне сформирован-ности компетентностно значимых качеств личности в целом, мы предприняли попытку объединить результаты по каждому фактору (всего 14) в единую шкалу через их суммирование. В результате проведенного качественного анализа, учитывая, что в некоторых факторах нас интересовал высокий уровень (7-10 баллов), а в некоторых низкий (от 1 до 4, например, фактор О), мы получили следующие три градации сформированности компетентностно значимых качеств личности (впоследствии получившие название «уровни успешности личности»): 20-58 - низкий уровень; 59-95 - средний уровень; 96-134 - высокий уровень.

Анализ полученных показателей каждого студента, который был использован для проверки эффективности влияния формы, представил следующую картину в начале эксперимента: в экспериментальной группе 27 студентов (72,97%) имеют низкий уровень сформирован-ности компетентностно значимых качеств личности, 10 (27,02%) - средний; соответственно

Педагогика

113

Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2014. Т. 14, вып. 3

в контрольной группе 27 (75%) и 9 (25%) студентов. В обеих группах студентов с высоким уровнем сформированности компетентностно значимых качеств личности не оказалось.

Проанализировав результаты уровня успешности каждого студента и сопоставив полученные значения в начале эксперимента и в конце, мы отметили уменьшение численности студентов в экспериментальной группе с низким уровнем сформированности компетентностно значимых качеств личности (0%), увеличение со средним (75,67%) и высоким (24,32%) уровнями. В контрольной группе, несмотря на положительную динамику в целом, студентов с низким уровнем (52,77%) оставалось больше, чем со средним (47,22%) и высоким (0%). Данные диагностики, отражающие в процентном отношении динамику уровней сформирован-ности качеств в начале и в конце эксперимента, подтверждают эффективность предложенной формы для развития компетентностно значимых качеств личности. Достоверность результатов экспериментального исследования была проверена с помощью использования ¿-критерия Стьюдента.

Таким образом, проведенное исследование показало, что компетентностно значимые качества личности должны стать необходимым звеном структуры личностной составляющей профессиональной компетентности будущего педагога музыки, так как способствуют успешному выполнению профессиональной деятельности. Одной из эффективных форм, влияющих на формирование этих качеств личности, является профессиональный клуб: оптимально объединивший формы учебной, внеучебной и научной деятельности студентов, он максимально содействует становлению профессионально компетентного педагога музыки.

Список литературы

1. Варданян Ю. В. Становление и развитие профессиональной компетентности педагога и психолога / под науч. ред. В. А. Сластенина. М., 1998. 180 с.

2. Ожегов С. И. Словарь русского языка / под ред. д-ра филолог. наук, проф. Н. Ю. Шведовой. 12-е изд., стереотип. М., 1978. 846 с.

3. Митина Л. М. Учитель как личность и профессионал. М., 1994. 216 с.

4. Абдуллин Э. Б., НиколаеваЕ. В. Теория музыкального образования : учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. М., 2004. 336 с.

5. Практическая психодиагностика. Методики и тесты : учеб. пособие / ред.-сост. Д. Я. Райгородский. Самара, 1998. 672 с.

Personality Factor in Professional Competence of Music Teacher

I. N. Sergienko

The Saratov State University

83, Astrakhanskaya, 410012, Saratov, Russia

E-mail: [email protected]

The article analyses one of the leading categories of competence approach in education. That is professional competence in the notion of which the author suggests including «competent significant» personal qualities necessary for successful fulfillment of professional activities at the modern stage of social development. In the author's opinion, a professional club as an optimal combination of educational, researching and off-hour activities is an excellent way of developing «competent significant» personal qualities of music teacher. The present work describes the experience of introducing a professional club into educational process in the Institute of Art.

Key words: professional competence, teaching method, professional club, personal qualities, higher musical education system.

References

1. Vardanyan Yu. V. Stanovlenie i razvitie professionalnoy kompetentnosti pedagoga i psikhologa. Nauch.red. V. A. Slastenina (Formation and development of the professional competence of the teacher and psychologist. Ed. by V. A. Slastenin). Moscow, 1998. 180 p.

2. Ozhegov S. I. Slovar russkogo yazyka. Pod red. d-ra filolog. nauk, prof. N. Yu. Shvedovoy. 12-e izd., stereotip. (Dictionary of Russian language. Ed. by N. Yu. Shvedova. 12th ed., the stereotype). Moscow, 1978. 846 p.

3. Mitina L. M. Uchitel kak lichnost i professional (The teacher as a person and a professional). Moscow, 1994. 216 p.

4. Abdullin E. B., Nikolaeva E. V. Teoriya muzykalnogo obrazovaniya : uchebnik dlya stud. vyssh. ped. zavedeny (Theory of music education : a textbook for students of higher educational institutions). Moscow, 2004. 336 p.

5. Prakticheskaya psikhodiagnostika. Metodiki i testy: ucheb. posobie. Red.-sost. D. Y. Raygorodskiy (Practical psychodiagnostics. Methods and tests: textbook. Ed. by D. Y. Raygorodskiy). Samara, 1998. 672 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.