Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИМИДЖ ТРЕНЕРА КАК ФАКТОР КАЧЕСТВА УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ'

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИМИДЖ ТРЕНЕРА КАК ФАКТОР КАЧЕСТВА УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
73
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИМИДЖ ТРЕНЕРА / ИМИДЖЕВЫЙ ПРОФИЛЬ ТРЕНЕРА СПОРТИВНОЙ ШКОЛЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Загородникова А. Ю., Степанова О. Н.

Введение. Важной целью подготовки спортивного резерва является достижение высокого уровня качества учебно-тренировочного процесса юных спортсменов. В этой связи возникает необходимость поиска внетренировочных факторов, обусловливающих эффективное достижение поставленной цели. Одним из таких факторов является профессиональный имидж тренера. Методы и материалы исследования. Методами исследования выступили: качественный контент-анализ нормативно-правовой и программно-методической документации, регламентирующей качество процесса подготовки спортивного резерва в Российской Федерации; анкетирование 450 воспитанников спортивных школ 14-18 лет, 250 родителей юных спортсменов и 32 тренеров; математико-статистическая обработка данных методами средних величин, факторного анализа с ротацией референтных осей по Varimax-критерию и однофакторного дисперсионного анализа (ANOVA). Результаты исследования и их обсуждение. Разработана факторная модель показателей качества учебно-тренировочного процесса юных спортсменов, представленная четырьмя блоками: 1) результативные показатели учебно-тренировочного процесса (27,46%); 2) деятельность тренера в области обеспечения качества учебно-тренировочного процесса (21,72%); 3) процессуальные характеристики качества учебно-тренировочного процесса (15,44%); 4) профессиональные и личностные качества тренера (7,61%). Построен имиджевый профиль - факторная модель «идеального» тренера спортивной школы, имеющая в своём составе четыре компонента: 1) профессионализм и компетентность (31,72%); 2) личностный компонент (25,85%), включающий в себя когнитивный, эмоциональный, морально-нравственный и поведенческо-коммуникативный блоки имиджевых характеристик; 3) визуальный компонент (18,88%), состоящий из габитарной и кинетической составляющих; 4) статусный компонент (17,19%). Выводы. Установлено, что все четыре группы показателей качества учебно-тренировочного процесса (результативные, процессуальные, деятельность тренера в области обеспечения качества учебно-тренировочного процесса, а также профессиональные и личностные качества тренера) зависят от имиджа тренера. Наиболее влиятельным (с точки зрения количества и величины образуемых статистически значимых взаимосвязей) компонентом профессионального имиджа тренера спортивной школы является «профессионализм и компетентность».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Загородникова А. Ю., Степанова О. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL IMAGE OF THE COACH AS A FACTOR OF THE QUALITY OF THE EDUCATIONAL AND TRAINING PROCESS OF YOUNG ATHLETES

Introduction. An important goal of training the sports reserve is to achieve a high level of quality of the educational and training process of young athletes. In this regard, there is a need to search for out-oftraining factors that determine the effective achievement of the goal. One of these factors is the professional image of the coach. Methods and materials of the study. The research methods were: qualitative content analysis of regulatory and program-methodical documentation regulating the quality of the process of preparation of the sports reserve in the Russian Federation; survey of 450 pupils of sports schools aged 14-18, 250 parents of young athletes and 32 coaches; mathematical and statistical data processing by means of averages, factor analysis with rotation of reference axes according to the Varimax criterion and single-factor analysis of variance (ANOVA). The results of the study and their discussion. A factor model of the quality indicators of the educational and training process of young athletes has been developed, represented by four blocks: 1) performance indicators of the training process (27.46%); 2) the activity of the coach in the field of quality assurance of the training process (21.72%); 3) procedural characteristics of the quality of the training process (15.44%); 4) professional and personal qualities of the coach (7.61%). An image profile is built - a factor model of the “ideal” coach of a sports school, which has four components in its composition: 1) professionalism and competence (31.72%); 2) personal component (25.85%), which includes cognitive, emotional, moral and behavioral-communicative blocks of image characteristics; 3) visual component (18.88%), consisting of habit and kinetic components; 4) status component (17.19%). Conclusions. It is established that all four groups of indicators of the quality of the training process (effective, procedural, the activity of the coach in the field of quality assurance of the training process, as well as professional and personal qualities of the coach) depend on the image of the coach. The most influential (in terms of the number and magnitude of statistically significant relationships formed) a component of the professional image of a sports school coach is “professionalism and competence”.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИМИДЖ ТРЕНЕРА КАК ФАКТОР КАЧЕСТВА УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ»

«Представление» 25% (1,11 балла), что подтверждает эффективность разработанного комплекса.

ВЫВОДЫ

В результате исследования было разработано учебно-методическое обеспечение по актерскому мастерству, состоящее из учебно-тематического плана, и планов-конспектов занятия, которые в свою очередь состоят из упражнений, подобранных согласно педагогическим задачам для фигуристов учебно-тренировочного этапа.

Данная методика была применена в форме занятий. В результате проведения курса по актерскому мастерству, были освоены следующие разделы: внимание, эмоции, простые действия, пластическая выразительность, сценическое пространство, воображение и фантазия. Каждый раздел решал целенаправленные задачи: умение переключения внимания с впечатлений реальной жизни на действия вымышленных обстоятельств; выработка четкости отношений к воображаемым предметам, условиям на основе закона взаимодействия внимания и воображения (вижу реальный предмет, но отношусь как задано); развитие эмоционально-волевой сферы; развитие музыкально-эмоционального восприятия; расширение круга предлагаемых обстоятельств, включая одновременно зоны восприятий органов чувств: зрения, слуха; поиск условий преодоления зажимов психологического или физиологического происхождения.

Использование экспериментальной методики позволило достоверно увеличить (p<0,05) оценку за компоненты программы в экспериментальной группе, в то время как в контрольной группе достоверного прироста оценки за компоненты не наблюдалось (p>0,05).

ЛИТЕРАТУРА

1. Героева Л.М. Влияние интерактивных технологий театральной педагогики на самосознание младших школьников / Л. М. Героева // Труды Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. - 2013. - Т. 200. - С. 217-223.

2. Горлова Ю.И. Театральная педагогика в развитии творческого потенциала студентов педагогических направлений подготовки факультета физической культуры и спорта / Горлова Ю.И. // Ученые записки Орловского государственного университета. - 2017. - № 1 (74). - С. 135-139.

3. Кравцова Е.Е. Неклассическая психология Л.С. Выготского / Е.Е. Кравцова // Национальный психологический журнал. - 2012. - № 1 (7). - С. 61-66.

REFERENCES

1. Geroeva, L.M. (2013), "Influence of interactive technologies of theatrical pedagogy on the self-awareness of junior schoolchildren", Proceedings of the St. Petersburg State University of Culture and Arts, Vol. 200, pp. 217-223.

2. Gorlova, Yu.I. (2017), "Theatrical pedagogy in the development of the creative potential of students of pedagogical course of the faculty of physical education and sports", Scientific notes of Orel state university, No. 1(74), pp. 135-139.

3. Kravtsova, E.E. (2012), "Non-classical psychology of L. S. Vygotsky", National Psychological Journal, No. 1 (7), pp. 61-66.

Контактная информация: elena.zhgoon@gmail.com

Статья поступила в редакцию 01.06.2023

УДК 796.071.4

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИМИДЖ ТРЕНЕРА КАК ФАКТОР КАЧЕСТВА

УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ

Анастасия Юрьевна Загородникова, старший преподаватель, Ольга Николаевна Степанова, доктор педагогических наук, профессор, Московский педагогический

государственный университет, Москва

Аннотация

Введение. Важной целью подготовки спортивного резерва является достижение высокого уровня качества учебно-тренировочного процесса юных спортсменов. В этой связи возникает необходимость поиска внетренировочных факторов, обусловливающих эффективное достижение поставленной цели. Одним из таких факторов является профессиональный имидж тренера. Методы и материалы исследования. Методами исследования выступили: качественный контент-анализ нормативно-правовой и программно-методической документации, регламентирующей качество процесса подготовки спортивного резерва в Российской Федерации; анкетирование 450 воспитанников спортивных школ 14-18 лет, 250 родителей юных спортсменов и 32 тренеров; математико-статисти-ческая обработка данных методами средних величин, факторного анализа с ротацией референтных осей по Varimax-критерию и однофакторного дисперсионного анализа (ANOVA). Результаты исследования и их обсуждение. Разработана факторная модель показателей качества учебно-тренировочного процесса юных спортсменов, представленная четырьмя блоками: 1) результативные показатели учебно-тренировочного процесса (27,46%); 2) деятельность тренера в области обеспечения качества учебно-тренировочного процесса (21,72%); 3) процессуальные характеристики качества учебно-тренировочного процесса (15,44%); 4) профессиональные и личностные качества тренера (7,61%). Построен имиджевый профиль - факторная модель «идеального» тренера спортивной школы, имеющая в своём составе четыре компонента: 1) профессионализм и компетентность (31,72%); 2) личностный компонент (25,85%), включающий в себя когнитивный, эмоциональный, морально-нравственный и поведенческо-коммуникативный блоки имиджевых характеристик; 3) визуальный компонент (18,88%), состоящий из габитарной и кинетической составляющих; 4) статусный компонент (17,19%). Выводы. Установлено, что все четыре группы показателей качества учебно-тренировочного процесса (результативные, процессуальные, деятельность тренера в области обеспечения качества учебно-тренировочного процесса, а также профессиональные и личностные качества тренера) зависят от имиджа тренера. Наиболее влиятельным (с точки зрения количества и величины образуемых статистически значимых взаимосвязей) компонентом профессионального имиджа тренера спортивной школы является «профессионализм и компетентность».

Ключевые слова: качество учебно-тренировочного процесса, профессиональный имидж тренера, имиджевый профиль тренера спортивной школы.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2023.06.p131-137

PROFESSIONAL IMAGE OF THE COACH AS A FACTOR OF THE QUALITY OF THE EDUCATIONAL AND TRAINING PROCESS OF YOUNG ATHLETES

Anastasia Yurievna Zagorodnikova, senior teacher, Olga Nikolaevna Stepanova, doctor of pedagogical sciences, professor, Moscow Pedagogical State University

Abstract

Introduction. An important goal of training the sports reserve is to achieve a high level of quality of the educational and training process of young athletes. In this regard, there is a need to search for out-of-training factors that determine the effective achievement of the goal. One of these factors is the professional image of the coach. Methods and materials of the study. The research methods were: qualitative content analysis of regulatory and program-methodical documentation regulating the quality of the process of preparation of the sports reserve in the Russian Federation; survey of 450 pupils of sports schools aged 14-18, 250 parents of young athletes and 32 coaches; mathematical and statistical data processing by means of averages, factor analysis with rotation of reference axes according to the Varimax criterion and single-factor analysis of variance (ANOVA). The results of the study and their discussion. A factor model of the quality indicators of the educational and training process of young athletes has been developed, represented by four blocks: 1) performance indicators of the training process (27.46%); 2) the activity of the coach in the field of quality assurance of the training process (21.72%); 3) procedural characteristics of the quality of the training process (15.44%); 4) professional and personal qualities of the coach (7.61%). An image profile is built - a factor model of the "ideal" coach of a sports school, which has four components in its composition: 1) professionalism and competence (31.72%); 2) personal component (25.85%), which includes cognitive, emotional, moral and behavioral-communicative blocks of image characteristics; 3) visual component

(18.88%), consisting of habit and kinetic components; 4) status component (17.19%). Conclusions. It is established that all four groups of indicators of the quality of the training process (effective, procedural, the activity of the coach in the field of quality assurance of the training process, as well as professional and personal qualities of the coach) depend on the image of the coach. The most influential (in terms of the number and magnitude of statistically significant relationships formed) a component of the professional image of a sports school coach is "professionalism and competence".

Keywords: quality of the training process, professional image of the coach, image profile of the coach of the sports school.

ВВЕДЕНИЕ

Согласно Концепции развития детско-юношеского спорта в Российской Федерации до 2030 года, важной целью подготовки спортивного резерва как элемента развития детско-юношеского спорта является «достижение качественного уровня спортивного мастерства лиц, проходящих спортивную подготовку» [2]. В этой связи возникает необходимость поиска внетренировочных факторов, обусловливающих качество учебно-тренировочного процесса юных спортсменов. Одним из таких факторов является профессиональный имидж тренера [1, 4].

МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Цель первого этапа исследования заключалась в выявлении перечня и структуры показателей качества учебно-тренировочного процесса юных спортсменов. Методами достижения поставленной цели выступили: качественный контент-анализ нормативно-правовой и программно-методической документации, регламентирующей качество процесса подготовки спортивного резерва в Российской Федерации; анкетирование 450 воспитанников спортивных школ 14-18 лет, 250 родителей юных спортсменов и 32 тренеров; сводка, группировка, математико-статистическая обработка данных методами средних величин и факторного анализа с ротацией референтных осей по Varimax-критерию.

Второй этап исследования был посвящён разработке имиджевого профиля (статистической модели) «идеального» (востребованного) тренера спортивной школы. Для этого были проведены дополнительные опросы юных спортсменов (n=450) и их родителей (n=250), материалы которых были подвергнуты факторному анализу по методу ротации референтных осей по Varimax-критерию.

Целью третьего этапа исследования стала оценка значимости и силы влияния отдельных компонентов профессионального имиджа тренера спортивной школы на качество учебно-тренировочного процесса. Для достижения поставленной цели результаты ранее проведённых опросов юных спортсменов, их родителей и тренеров были сведены в единую матрицу и обработаны методом однофакторного дисперсионного анализа (ANOVA).

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В таблице 1 приведена факторная модель показателей качества учебно-тренировочного процесса юных спортсменов из четырех блоков [2]: 1) результативные показатели учебно-тренировочного процесса; 2) деятельность тренера в области обеспечения качества учебно-тренировочного процесса; 3) процессуальные характеристики качества учебно-тренировочного процесса; 4) профессиональные и личностные качества тренера.

В таблице 2 представлен имиджевый профиль - статистическая модель «идеального» (востребованного) тренера спортивной школы, имеющая в своём составе четыре компонента: 1) профессионализм и компетентность; 2) личностный компонент, включающий в себя когнитивный, эмоциональный, морально-нравственный и поведенческо-комму-никативный блоки имиджевых характеристик; 3) визуальный компонент, состоящий из га-битарной и кинетической составляющих имиджа; 4) статусный компонент.

Перейдём к рассмотрению взаимосвязей между показателями качества учебно-тренировочного процесса юных спортсменов и отдельными компонентами

профессионального имиджа тренера спортивной школы. В таблице 3 представлены статистически значимые данные (при Р<0,05) по F-критерию Фишера и коэффициенты детерминации ^2).

Как видно из таблицы 3, все четыре группы показателей качества учебно-тренировочного процесса юных спортсменов в той или иной степени зависят от имиджа тренера. Таким образом, нами не было обнаружено ни одной группы показателей качества учебно-тренировочного процесса, которые не были бы связаны с имиджем тренера спортивной школы.

Таблица 1 - Факторная модель показателей качества учебно-тренировочного процесса юных спортсменов_

Наименование и удельный вес фактора Показатели качества учебно-тренировочного процесса с указанием величины факторной нагрузки

Результативные показатели учебно-тренировочного процесса (27,46%) Уровень сформированности спортивной мотивации у занимающихся (0,862) Регулярность посещения учебно-тренировочных занятий (0,860) Успешное освоение занимающимися программ спортивной подготовки (0,822) Улучшение (как минимум, сохранение) физического и психического состояния здоровья занимающихся (0,820) Соответствие уровня подготовленности воспитанников требованиям федерального стандарта и программы спортивной подготовки по виду спорта (0,806) Наличие у занимающихся медицинского допуска к участию в соревнованиях (0,741) Положительная динамика результатов участия воспитанников в спортивных соревнованиях различного уровня (0,687) Положительная динамика спортивных достижений спортсмена за последние три года (0,670) Успешное выполнение учебно-тренировочного плана занимающимися (0,669) Успешное выполнение воспитанниками контрольно-переводных нормативов в соответствии с требованиями федеральных стандартов спортивной подготовки (0,658) Соблюдение занимающимися этических норм в области спорта (0,618) Сохранность контингента занимающихся в течение года (0,550) Наличие позитивных сдвигов в показателях физ. подготовленности занимающихся (0,529) Достижение воспитанниками личных краткосрочных и долгосрочных целей спортивной подготовки (0,513) Наличие позитивных сдвигов в показателях функциональной подготовленности занимающихся (0,510)

Деятельность тренера в области обеспечения качества учебно-тренировочного процесса (21,72%) Наличие обоснованной системы планирования периодов отдыха спортсменов в соответствии с требованиями ФССП (0,782) Улучшение (как минимум, сохранение) физического и психического состояния здоровья занимающихся (0,738) Наличие обоснованной системы планирования учебно-тренировочных и соревновательных мероприятий (0,628) Уровень сформированности спортивной мотивации у воспитанников (0,562) Наличие и качество работы по формированию умений и навыков организации самоконтроля у занимающихся (0,555) Наличие и качество воспитательной работы со спортсменами (0,541) Обеспечение соблюдения занимающимися антидопинговых правил (0,540) Наличие и качество работы по формированию культуры питания спортсменов (0,527) Наличие и качество организации работы тренера в области духовно-нравственного воспитания спортсменов (0,524) Обеспечение соблюдения занимающимися этических норм в области спорта (0,501)

Процессуальные показатели учебно-тренировочного процесса (15,44%) Качество материально-технического и ресурсного обеспечения учебно-тренировочного процесса (0,796) Наличие и уровень финансового обеспечения учебно-тренировочного процесса (0,773) Применение в учебно-тренировочном процессе средств восстановления занимающихся (0,658) Нацеленность учебно-тренировочного процесса на формирование спортсмена как гармонично развитой личности (0,614) Положительный морально-психологический климат в спортивном коллективе (0,514)

Профессиональные и личностные качества тренера (7,61%) Уровень мотивации тренера к профессиональной деятельности (0,518) Систематическое повышение квалификации тренера (0,504) Положительные личностные качества тренера (- 0,773) Гармоничность и адекватность взаимоотношений тренера и воспитанников (- 0,569)

Таблица 2 - Имиджевый профиль (статистическая модель) «идеального» (востребованного) тренера спортивной школы_

Наименование компонента Удельный вес компонента Характеристики имиджа тренера с указанием величины факторной нагрузки

Профессионализм и компетентность 31,72% Профессионал в своём деле (0,851) Квалифицированный, образованный (0,822) Всесторонне развитый (0,807) С богатым опытом работы (0,774) С развитой педагогической интуицией (0,751) Хороший управленец, менеджер (0,726) Обладающий соответствующими компетенциями (0,653) Умеющий мотивировать, вдохновлять (0,638) Умеющий доступно донести информацию (0,631) С хорошо поставленной речью (0,575) Помогающий в становлении личности юных спортсменов (0,551) Грамотный педагог и психолог (0,547) Превосходный стратег, аналитик (0,542) Умеющий раскрыть способности спортсмена (0,527) Соблюдающий правила безопасности (0,512)

Визуальный Габитарный 18,88% В хорошей физической форме (0,825) Обладающий отличным физическим здоровьем (0,812) Имеющий привлекательный внешний вид (0,766) Выносливый (0,732) Атлетичный (0,548)

Кинетический Активный, энергичный (-0,745) Умеющий продемонстрировать безупречную технику упражнений (-0,627) Харизматичный (-0,532)

Статусный 17,19% Яркая личность (0,822) Лидер (0,801) Наличие положительных отзывов (0,757)

Личностный Когнитивный 13,05% Талантливый (0,817) Умный (0,778) Интеллектуальный (0,725) Наблюдательный (0,630) Сосредоточенный (0,612) Внимательный (0,607) Рассудительный и расчётливый (0,578) Обладающий способностью к объективной рефлексии (0,559)

Эмоциональный Жизнерадостный (-0,747) С чувством юмора (-0,729)

Морально-нравственный 12,80% Целеустремлённый (0,798) Понимающий проблемы спортсмена (0,732) Воспитанный (0,712) Ответственный (0,648) Порядочный (0,639) Соблюдающий корпоративную этику (0,570) Справедливый и объективный (0,561) Толерантный (0,503)

Поведенческо-коммуникативный Обладающий высокой стрессоустойчивостью и ярко выраженными лидерскими качествами (-0,761) Умеющий работать в команде (-0,754) Ведущий здоровый образ жизни (-0,697) Абсолютно уверенный в себе (-0,678) Всегда готовый помочь спортсмену (-0,608) Дисциплинированный (-0,569) Умеющий контролировать свои эмоции (-0,517)

Наиболее влиятельным (с точки зрения количества образуемых статистически значимых взаимосвязей) компонентом профессионального имиджа тренера спортивной школы является «профессионализм и компетентность», который оказывает воздействие на все четыре блока показателей качества учебно-тренировочного процесса.

Таблица 3 - Взаимосвязь компонентов профессионального имиджа тренера и групп показателей качества учебно-тренировочного процесса юных спортсменов по F-критерию Фишера__

Компоненты профессионального имиджа тренера Показатели качества учебно-тренировочного процесса юных спортсменов

Результативные показатели учебно-тренировочного процесса Деятельность тренера в области обеспечения качества учебно-тренировочного процесса Процессуальные показатели учебно-тренировочного процесса Профессиональные и личностные качества тренера

Р Я2 Р Я2 Р Я2 Р Я2

Профессионализм и компетентность 504,2 0,49 462,8 0,45 298,8 0,32 1178,6 0,64

Габитарный 138,0 0,21 118,7 0,18 55,9 0,08 114,9 0,15

Кинетический 50,3 0,08 47,9 0,08 77,3 0,11 22,3 0,03

Поведенческо-коммуникативный 78,8 0,13 209,5 0,27 45,0 0,07 212,1 0,24

Морально-нравственный 53,6 0,09 232,6 0,30 69,2 0,10 243,5 0,27

Когнитивный 55,2 0,09 171,4 0,24 271,3 0,30 12,7 0,37

Эмоциональный 46,5 0,08 173,6 0,24 270,6 0,30 453,7 0,41

Статусный 3,2 0,38 137,2 0,20 834,2 0,57 163,3 0,20

Р >РГО, Р<0,05

Из таблицы 3 также усматривается, что:

- результативные показатели качества учебно-тренировочного процесса в значительной части обусловлены профессионализмом и компетентностью ^2=0,49) и статусным компонентом имиджа тренера ^2=0,38);

- процессуальные показатели качества учебно-тренировочного процесса юных спортсменов обеспечивают помимо профессионализма и компетентности ^2=0,32) статусный ^2=0,57), когнитивный ^2=0,30) и эмоциональный компоненты имиджа тренера спортивной школы ^2=0,30);

- успешность деятельности тренера в области обеспечения качества учебно-тренировочного процесса во многом зависит от его профессионализма и компетентности ^2=0,45), а также морально-нравственных ^2=0,30) и поведенческо-коммуникативных ^2=0,27) особенностей;

- профессиональные и личностные качества тренера, выступающие фактором качества учебно-тренировочного процесса юных спортсменов, тесно связаны с такими компонентами имиджа тренера, как «профессионализм и компетентность» ^2=0,64), «эмоциональный» ^2=0,41), «когнитивный» ^2=0,37) и «морально-нравственный» ^2=0,27).

Примечательно, что визуальный компонент профессионального имиджа тренера, представленный габитарной и кинетической составляющими, не оказывает статистически значимого воздействия на качество учебно-тренировочного процесса юных спортсменов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Полученные данные послужат нам отправной точкой для разработки программы совершенствования профессионального имиджа тренера спортивной школы как фактора качества учебно-тренировочного процесса воспитанников спортивной школы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бушуева Т.Н. Формирование имиджа спортивного тренера как фактора результативности соревновательной деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Бушуева Татьяна Николаевна. -Челябинск, 2007. - 23 с.

2. Детерминанты качества тренировочного процесса юных спортсменов / А.Ю. Загородни-кова, О.Н. Степанова, В.И. Шалупин, Е.С. Куманцова // Теория и практика физической культуры. -2021. - № 8. - С. 69-71.

3. Концепция развития детско-юношеского спорта в Российской Федерации до 2030 года. -URL: http://static.government.ru/media/files/BzNG3VRui0oPR1XemJKbuIZ6UeXTwTD2.pdf (дата обращения: 25.06.2023).

4. Роль и значение имиджа тренера в работе с юными спортсменами / Е.Г. Шевырева, А.В. Петров, Д.Н. Архипова, О.В. Петрова // Современные проблемы науки и образования. - 2021. - № 2. - URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30638 (дата обращения: 25.06.2023).

REFERENCES

1. Bushueva, T.N. (2007), The formation of the image of a sports coach as a factor of the effectiveness of competitive activity, dissertation, Chelyabinsk.

2. Zagorodnikova, A.Yu., Stepanova, O.N., Shalupin, V.I. and Kumantsova, E.S. (2021), "Determinants of the quality of the training process of young athletes", Theory and practice of physical culture, No. 8, pp. 69-71.

3. The concept of development of youth sports in the Russian Federation until 2030, available at: http://static.government.ru/media/files/BzNG3VRui0oPR1XemJKbuIZ6UeXTwTD2.pdf (accessed 25 June 2023).

4. Shevyreva, E.G., Petrov, A.V., Arhipova, D.N. and Petrova, O.V. (2021), "The role and importance of the coach's image in working with young athletes", Modern problems of science and education, No. 2, available at: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30638 (accessed 25 June 2023).

Контактная информация: anastasiazagorodnikova@mail.ru

Статья поступила в редакцию 25.06.2023

УДК 796.011

ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ЧИРЛИДИНГА В РЕЖИМЕ ДНЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ДЛЯ ОПТИМИЗАЦИИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ И

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ

Елена Леонидовна Зверева, кандидат педагогических наук, доцент, Воронежская государственная академия спорта, Воронеж

Аннотация

В статье обосновывается необходимость новых подходов к организации двигательной активности дошкольников как важного компонента здоровьесбережения в режиме дня. Чирлидинг представлен одной из фитнес-технологий, способствующей развитию физических качеств, направленных на сохранение здоровья, развитие личностных качеств. Цель исследования состоит в создании необходимых условий образовательного пространства дошкольного учреждения для гармоничного физического, двигательного развития дошкольников, укрепления их здоровья с помощью чирлидинга, привлечения к систематическим занятиям физической культурой и спортом. Методы и организация исследования. Исследование проводилось с сентября 2021 по декабрь 2022 гг на базе детских садов Железнодорожного района Воронежа. В качестве основных методов исследования использованы: педагогический эксперимент, контрольные испытания, математико-статистическая обработка данных. Результаты исследования. Анализ результатов, полученных в ходе основного педагогического эксперимента, позволил выявить некоторые общие тенденции в физическом развитии детей, которые в дальнейшем способствовали успешной сдаче норм ГТО в данной возрастной ступени. Заключение. Координационная подготовка в чирлидинге предъявляет высокий уровень к физическому развитию детей, разучиванию новых движений, формированию у дошкольников новых двигательных действий. Двигательная активность под музыкальное сопровождение, синхронность выполняемых элементов, публичность, эмоциональность показательных номеров, физическая подготовленность создают благоприятные предпосылки для всестороннего развития дошкольников, формируют у них культуру движений, а вместе с тем, приобщают к регулярным занятиям физической культурой и спортом, тем самым способствуя здоровьесбережению подрастающего поколения.

Ключевые слова: дошкольное образование, чирлидинг, двигательная активность, формирование личности, положительный эмоциональный фон, здоровый образ жизни, экспериментальные исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.