Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА ТРЕНЕРА-ПРЕПОДАВАТЕЛЯ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ АВТОРИТЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПАХ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ'

ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА ТРЕНЕРА-ПРЕПОДАВАТЕЛЯ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ АВТОРИТЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПАХ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
186
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА ТРЕНЕРА / ТРЕНЕР-ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ПРОЦЕСС / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ушхо Юрий Дамирович, Цеева Нана Ахмедовна, Корохова Нафсет Асхадовна, Мирза Мурат Юнусович, Шишхова Аминат Пшимафовна

Эффективность тренировочного процесса в любом виде спорта во многом зависит от личности тренера, его авторитета, который основан на умении быть неоспоримым примером честности, уверенности, силы воли, стрессоустойчивости и других качеств. Цель исследования - выявить наиболее важные качества тренера-преподавателя, влияющие на авторитетные отношения в учебнотренировочном процессе. Необходимо были сравнить ожидаемый оправданный имидж, выбранный спортсменами и тренерами, эффективно влияющий на авторитетные отношения. Предлагалось 21 (положительных «+») и 16 (отрицательных «-») личных качеств тренера. Необходимо было выбрать из перечисленных качеств те, которыми должен обладать тренер-преподаватель, и отметить пять наиболее важных свойств, оказывавшее влияние на авторитетные взаимоотношения. Установлены и проанализированы профессионально значимые личностные свойства тренера-преподавателя в учебно-тренировочном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ушхо Юрий Дамирович, Цеева Нана Ахмедовна, Корохова Нафсет Асхадовна, Мирза Мурат Юнусович, Шишхова Аминат Пшимафовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONALLY SIGNIFICANT PERSONAL QUALITIES OF A COACH TEACHER THAT INFLUENCE ON THE FORMATION OF AUTHORITATIVE RELATIONSHIPS AT VARIOUS STAGES OF SPORTS TRAINING

The effectiveness of the training process in any sport largely depends on the personality of the coach, his authority, which is based on the ability to be an indisputable example of honesty, confidence, willpower, stress resistance and other qualities. The purpose of the study is to identify the most important qualities of a trainer-teacher that affect authoritative relationships in the educational and training process. It was necessary to compare the expected justified image chosen by athletes and coaches, effectively influencing authoritative relationships. 21 (positive "+") and 16 (negative "-") personal qualities of the coach were offered. It was necessary to choose from the listed qualities those that a trainer-teacher should possess, and to note the five most important properties that influenced authoritative relationships. Professionally significant personal properties of a trainer-teacher in the educational and training process are established and analyzed.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА ТРЕНЕРА-ПРЕПОДАВАТЕЛЯ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ АВТОРИТЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПАХ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ»

ЛИТЕРАТУРА

1. Ушканова С.Г. Спортивный отбор детей в вольной борьбе с учетом генетически заданных предрасположенностей (на примере республики Саха (Якутия) / Ушканова Светлана Гавриль-евна. - Санкт-Петербург, 2021. - 184 с.

REFERENCES

1. Ushkanova, S.G. (2021), Sports selection of children in freestyle wrestling with account taken of genetic predispositions (as exemplified by the Republic of Sakha (Yakutia), dissertation, St. Petersburg.

Контактная информация: erhaan@mail.ru

Статья поступила в редакцию 21.11.2022

УДК 796.015.4

ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА ТРЕНЕРА-ПРЕПОДАВАТЕЛЯ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ АВТОРИТЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПАХ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ

Юрий Дамирович Ушхо, кандидат педагогических наук, доцент, Нана Ахмедовна Це-ева, кандидат педагогических наук, доцент, Нафсет Асхадовна Корохова, кандидат социологических наук, доцент, заведующий кафедрой, Мурат Юнусович Мирза, старший преподаватель, Аминат Пшимафовна Шишхова, старший преподаватель, Альберт Казбекович Тутаришев, старший преподаватель, Адыгейский государственный университет, Майкоп

Аннотация

Эффективность тренировочного процесса в любом виде спорта во многом зависит от личности тренера, его авторитета, который основан на умении быть неоспоримым примером честности, уверенности, силы воли, стрессоустойчивости и других качеств. Цель исследования - выявить наиболее важные качества тренера-преподавателя, влияющие на авторитетные отношения в учебно-тренировочном процессе. Необходимо были сравнить ожидаемый оправданный имидж, выбранный спортсменами и тренерами, эффективно влияющий на авторитетные отношения. Предлагалось 21 (положительных «+») и 16 (отрицательных «-») личных качеств тренера. Необходимо было выбрать из перечисленных качеств те, которыми должен обладать тренер-преподаватель, и отметить пять наиболее важных свойств, оказывавшее влияние на авторитетные взаимоотношения. Установлены и проанализированы профессионально значимые личностные свойства тренера-преподавателя в учебно-тренировочном процессе.

Ключевые слова: профессиональные качества тренера, тренер-преподаватель, тренировочный процесс, профессионально-личностные качества.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.11.p577-581

PROFESSIONALLY SIGNIFICANT PERSONAL QUALITIES OF A COACH TEACHER THAT INFLUENCE ON THE FORMATION OF AUTHORITATIVE RELATIONSHIPS AT VARIOUS STAGES OF SPORTS TRAINING Yuri Damirovich Ushkho, the candidate of pedagogical sciences, docent, Nana Akhmedovna Tseeva, the candidate of pedagogical sciences, docent, Nafset Askhadovna Korokhova, the candidate of sociological sciences, docent, department chair, Murat Yunusovich Mirza, the senior teacher, Aminat Pshimafovna Shishkhova, the senior teacher, Albert Kazbekovich Tu-tarishev, the senior teacher, Adyghe State University, Maykop

Abstract

The effectiveness of the training process in any sport largely depends on the personality of the coach, his authority, which is based on the ability to be an indisputable example of honesty, confidence,

willpower, stress resistance and other qualities. The purpose of the study is to identify the most important qualities of a trainer-teacher that affect authoritative relationships in the educational and training process. It was necessary to compare the expected justified image chosen by athletes and coaches, effectively influencing authoritative relationships. 21 (positive "+") and 16 (negative "-") personal qualities of the coach were offered. It was necessary to choose from the listed qualities those that a trainer-teacher should possess, and to note the five most important properties that influenced authoritative relationships. Professionally significant personal properties of a trainer-teacher in the educational and training process are established and analyzed.

Keywords: professional qualities of a coach, trainer-teacher, training process, professional and personal qualities.

ВВЕДЕНИЕ

Авторитет тренера на различных этапах спортивной подготовки формируется в условиях значимой деятельности. Чтобы быть значимой личностью, тренер должен обладать глубокими знаниями в области построения и развития авторитетных отношений. При формировании авторитета значимой является не столько профессиональная компетентность тренера, сколько личностная. Именно она, включая в себя культуру, ценности, характер человека, придает личностный окрас взаимодеятельности тренера и воспитанника.

В профессиональной деятельности тренера важнейшими становятся профессиональные ценности и ориентации, благодаря которым происходит преломление и конкретизация содержания учебно-тренировочного процесса, системы оценок собственной деятельности и деятельности учеников, а также формирование и развитие профессионально-значимых личностных качеств.

Профессионализм тренера основан на высоком уровне культуры, культуры поведения, культуры общения, направленные на прогрессивное развитие специалиста.

Культура тренера - это самосовершенствование на протяжении всего периода работы, благодаря его формированию тренер передает ученикам общечеловеческие ценности, накопленные обществом. В ней отражается весь спектр его профессиональной деятельности, именно благодаря ей тренер становится значимой личностью [1].

Чтобы сформировать авторитет, тренеру необходимо знать приоритет личностных качеств на разных этапах спортивной подготовки.

Цель исследования - выявление профессионально значимых личностных качеств тренера-преподавателя, влиявшие на построение авторитетных отношений.

Методы исследования: анализ научной литературы по проблеме исследования. Необходимо было сравнить ожидаемый (созданный в представлениях спортсменов) и профессионально обоснованный (в представлениях тренеров) образ, влияющий на авторитетные взаимоотношения. Из перечисленных качеств выбрать те, которым должен обладать тренер-преподаватель, а также выбрать пять наиболее важных качеств, влияющих на формирование авторитетных отношении в учебно-тренировочном процессе: добрый, честный, терпеливый, порядочный, надежный, ответственный и др. [2].

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Исследование проводилось в Адыгейском государственном университете, в котором приняли участие 211 респондентов: спортсмены различного уровня спортивной подготовки (163), тренера по игровым видам спорта (48).

Изучены представления респондентов, о наиболее значимых качествах личности тренера для выстраивания авторитетных отношений.

Анализ результатов выявил две группы личностных качеств.

В первую группу входят качества, способствующие формированию авторитета тренера (положительные), а во вторую - усложняющие (отрицательные) качества. В положительную группу вошли 21 качеств: доброжелательный, открытый, справедливый,

грамотный, эрудированный, принципиальный, целеустремленный, умеет видеть заслуги каждого, напористый, честный, требовательный, компетентный, бескорыстный, заботливый, добившийся успеха, с чувством юмора, корректный, эмоциональный, аккуратный, культурный, умеет слушать и слышать.

В отрицательную группу вошли 16 качеств: некомпетентный, пессимист, неряшливый, несправедливый, надменный, грубый, несамостоятельный, консервативный, безразличный, зануда, выглядит неудачником, безграмотный в речи, безынициативный, неуверенный, жалкий, не умеет слушать и слышать.

Представленные качества отражают как личные качества тренера, так и профессиональные. Это подтверждает диалектическое единство личностных качеств, профессиональных способностей и позволит нам провести параллель между восприятием тренера студентами как «Личности» и как «Учителя».

Респондентам было предложено ответить на вопрос: «В какой степени перечисленные качества способствуют («+») и препятствуют («-») формированию авторитета тренера:

Оценка проходила по пятибалльной системе: 5 - безусловно да; 4 - скорее да, чем нет; 3 - точного ответа нет, не знаю; 2 - скорее нет, чем да; 1 - безусловно нет.

Обработка результатов осуществлялась методом подсчета индекса значимости. Полученные индексы значимости позволяют определить меру вероятности принятия спортсменами и тренерами той или иной профессионально значимой личностной характеристики как ценности для построения авторитетных отношений. Результаты определения меры значимости профессионально значимых личностных качеств тренера в учебно -тренировочном процессе отражены в таблице 1.

В группу «А» вошли ответы спортсменов предварительной спортивной подготовки и начальную спортивную специализацию, в группу «Б» - ответы спортсменов из групп углубленной специализации и спортивного совершенствования, в группу «В» - ответы тренеров.

Таблица 1 - Индекс значимости личностных качеств тренера для формирования его авторитета_

№ Характеристика Группа А Группа Б Группа В

1 Доброжелательный, 0,943 0,870 0,762

2 Открытый, 0,501 0,602 0,437

3 Справедливый 0,904 0,971 0,967

4 Грамотный 0,773 0,904 0,867

5 Эрудированный, 0,673 0,913 0,969

6 Принципиальный 0,304 0,725 0,691

7 Целеустремленный 0,467 0,608 0,801

8 Умеет видеть заслуги каждого 0,893 0,904 0,830

9 Напористый -0,187 -0,006 -0,107

10 Честный 0,929 0,897 0,835

11 Требовательный 0,542 0,683 0,604

12 Компетентный 0,627 0,952 0,986

13 Бескорыстный 0,614 0,603 0,471

14 Заботливый 0,893 0,659 0,523

15 Добившийся успеха 0,678 0,645 0,898

16 Энергичный 0,764 0,891 0,786

17 Решительный 0,643 0,804 0,527

18 С чувством юмора 0,813 0,691 0,795

19 Эмоциональный 0,864 0,924 0,691

20 Культурный 0,714 0,928 0,868

21 Умеет слушать и слышать 0,607 0,789 0,661

Ранжирование полученных результатов позволило определить предпочтение респондентов в профессионально значимых личностных качествах тренера (У>0,700) способствующих в различных группах формировать авторитетные отношения (таблица 2).

Таблица 2 - Ранговая представленность профессионально значимых личностных качеств тренера в построении его авторитета в различных группах_

№ Группа А Группа Б Группа В

1 Культурный Справедливый Творческий

2 Грамотный Компетентность, Коммуникабельный

3 Решительный Тактичный Культурный

4 Добрый Умеет видеть заслуги каждого Обязательный

5 Заботливый Чувство юмора Эмоциональный

6 Обаятельный Честный Умеет видеть заслуги каждого

7 Оптимист

8 Принципиальный

В первую пять качеств авторитетного тренера вошли справедливость, с чувством юмора, тактичность, умение видеть заслуги каждого. Из полученных результатов, можем констатировать различия между ожидаемым имиджем тренера в группах спортсменов и предполагаемыми значимыми качествами с позиции самых тренеров.

В группе «А» предпочтение отдается таким качествам тренера, как культурный, грамотный, с чувством юмора, заботливый, которые занимают первые позиций. Также отметили важные стороны личности тренера такие как, обаятельность, решительность, доброта.

Такие профессионально-значимые качества тренера как коммуникабельность, решительность, эрудированность респондентами не отмечены как значимые, причиной могут быть: возрастные особенности; недостаточный уровень подготовленности для оценки анализа профессиональной деятельности тренера и восприятия его как идеала.

Следовательно, для формирования авторитета внутри данной группы, тренеру достаточно быть отзывчивым, внимательным и добрым человеком. Однако для решения профессиональных задач ему необходимо проявлять твердость и принципиальность.

Несмотря на то, что эти качества не являются «+» значимыми для формирования авторитетных отношений со стороны респондентов группы «А», то для респондентов группы «Б», являются основой формирования авторитетных отношений. Если тренер стремится сформировать авторитетные отношения внутри групп спортсменов, то ему необходимо проявлять, профессионализм. Только в этом случае ожидаемый имидж совпадет с профессионально оправданным.

При анализе ответов респондентов группы «Б» прослеживается значительное переориентирование взглядов спортсменов. Так, в первую пятерку качеств авторитетного тренера вошли справедливость, компетентность, чувство юмора, тактичность, умение видеть заслуги каждого. Отмеченные в группе «А» личностные характеристики тренера присутствуют, но во втором списке их расположение поменялась. Это группа предъявляет высокие требования к тренеру и является самой стимулирующей группой. В ней спортсмены выделили 8 значимых качеств личности, отражающих имидж авторитетного тренера, из которых выделено 6 качеств в группе «А» и в группе «В».

В ответах респондентов группы «В» также присутствуют особенности выбора предпочтительных профессионально-значимых качеств авторитета. Следовательно, для формирования авторитетных отношений внутри группы спортсменов, необходимо обладать профессионализмом личности и профессионализмом деятельности, которые должны выражаться в наглядных показателях.

ВЫВОДЫ

Из полученных результатов, можем констатировать существенные различия между ожидаемым имиджем тренера в группах спортсменов и предполагаемыми значимыми качествами с позиции самих тренеров.

Респонденты группы «А» отметили важные стороны личности тренера, такие как доброта, с чувством юмора, заботливость и т. д. Такие профессионально-значимые каче-

ства тренера как бескорыстность, решительность, эрудированность респондентами не выделены как значимые.

Респонденты группы «Б» также присутствуют выбор предпочтительных профессионально-значимых свойств авторитета. В ней спортсмены выделили 8 значимых качеств личности, отражающих имидж авторитетного тренера, Данная группа респондентов предъявляет высокие требования к тренеру и является самой стимулирующей группой.

В ответах респондентов группы «В» присутствуют такие качества, как: коммуникабельность, эмоциональность, обаятельность, самостоятельность. Следовательно, для формирования авторитета внутри данных групп респондентов тренеру достаточно быть отзывчивым, внимательным, добрым, заботливым, но для решения профессиональных задач ему необходимо проявлять твердость, принципиальность и профессионализм.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ушхо Ю.Д. Формирование основ авторитета тренера-преподавателя в процессе профессиональной подготовки (на примере футбола) : дис. ... канд. пед. наук / Ушхо Юрий Дамирович. -Майкоп, 2007. - 132 с.

2. Педагогические условия формирования авторитета тренера в процессе профессиональной подготовки в вузе / Ю.Д. Ущхо, А. Г. Заболотний, Е.В. Золотцева, М.Ю. Мирза, О.О. Ельникова // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия Педагогика и психология. - 2019. -№ 4 (228). - С. 85-90.

REFERENCES

1. Ushkho, Yu.D. (2007), Formation of the foundations of the authority of a coach -teacher in the process of professional training (on the example of football), dissertation, Maykop.

2. Ushkho, Yu.D., Zabolotnyi, A.G., Zolottseva, E.V., Mirza, M.Yu. and Elnikova, O.O. (2019), "Pedagogical conditions for the formation of the authority of a coach in the process of professional training at a university", Bulletin of the Adygea State University. Series Pedagogy and psychology, No. 4 (228), pp. 85-90.

Контактная информация: nana.tseeva@mail.ru

Статья поступила в редакцию 17.11.2022

УДК 796.035:378

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ПРАКТИК В ФОРМИРОВАНИИ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ СТУДЕНЧЕСКОЙ

МОЛОДЕЖИ

Рафаэль Равилевич Хайруллин, кандидат педагогических наук, доцент, Наталья Викторовна Туманина, педагог дополнительного образования, Казанский государственный архитектурно-строительный университет, Казанское суворовское военное училище Министерства обороны Российской федерации

Аннотация

При исследовании ситуации с состоянием здоровья исследуемой группы студентов, указало, что имеется существенный потенциал корректировки в лучшую сторону качества жизни, который характеризуется в применении физкультурно-оздоровительных практик в процессе занятий на дисциплине «Физическая культура». Важность взятой нами темы обосновывается условиями нового общества к качеству жизни студенческой молодежи; недостаточным показателем здоровья сегодняшних студентов российских вузов; реальной потребностью улучшения содержания дисциплины "Физическая культура", которая не дает значимого развития адаптационных данных организма, стойкости к отрицательным влияниям, высочайшей учебной и внеучебной нагрузкой современной студенческой молодежи; низким обоснованием в науке методов и средств действенного развития

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.